Научная статья на тему 'РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА'

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА»

Использованные источники:

1. Винс Р. В поисках божественного. Новые доказательства существования биологических предпосылок для веры в Бога // Ридерз дайджест. 2003. № 6 (июнь). С. 69-73.

2. Гаврилова Ю. В. Внешнее естественное как фактор формирования религиозного сознания // Гуманитарный вектор. - 2010. - № 4 (24). С. 50-55.

3. Голубев Е. Как измерить силу веры. Интервью с профессором В. Б. Слёзиным // Аргументы и факты (Петербург). 2001. № 1. 3 января.

4. Марков А. В. Религия: полезная адаптация или «вирус мозга»? URL: http://ethology.ru/persons/?id=216 (дата обращения: 08.11.2013).

5. Марков А. В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии. Доклад, прочтенный в Институте Биологии Развития РАН 19 марта 2009 г. URL: http://macroevolution.narod.ru/markov_anthropogenes.ht m (дата обращения: 12.11.2013).

6. Планк М. Религия и естествознание. URL:

http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Science/Article/plank rel.php. (дата обращения: 08.11.2013).

7. Степнов А. Религиозный прорыв. URL: http: //ethology.ru/persons/?id=2 16 (дата обращения: 12.11.2013).

8. Субботина Н. Д. Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: дис.... док. филос. наук. Улан-Удэ, 2002. 379 с.

9. Телегина А. Гермес Трисмегист из Атлантиды // Космический век: Альманах. 1994. С. 23-31.

10. Тихоплав В. Ю., Тихоплав Т. С. Время бога: голос из далека / Виталий и Татьяна Тихоплав. М.: АСТ: Астрель, 2006. 255, [1] с.

11. Фридман В. С. Инстинктивное и выученное / биологическое и социальное. URL: http://ethology.ru/persons/?id=216 (дата обращения: 12.11.2013) .

12. Ara Norenzayan, Azim F. Shariff. The Origin and Evolution of Religious Prosociality // Science. 2008. V. 322. P. 58-62.

13. Pascal Boyer. Religion: Bound to believe? // Nature. 2008. V. 455. P. 10381039.

Трифонова Л. В., кандидат педагогических наук Заведующий кафедрой экономики и управления,

филиал КузГТУ Россия, г. Прокопьевске РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА Какие способности нужно развивать у студентов для успешной ориентации в окружающей действительности? Какими качествами должен обладать выпускник вуза, чтобы найти свое место в современных условиях?

Быстро меняющаяся жизнь требует не только определенного уровня знаний, альтернативного мышления, умения быстро адаптироваться, выживать, используя свой творческий потенциал, но и владения культурой речи.

В современном обществе стало очевидным, что специалист, обладающий необходимыми профессиональными знаниями, но имеющий скудный словарный запас, не способный подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняющийся грамотно изложить полученную информацию, бесспорно, проигрывает перед коллегами, которые получили серьезную языковую подготовку. Не секрет, что в среде современной отечественной интеллигенции резко снизился уровень речевой культуры. Стало «модным» использовать вульгаризмы, ненормативную лексику, демонстрировать стилистическую небрежность. На наш взгляд, низкий уровень речевого развития является серьезной помехой в социальной адаптации выпускников вуза. В то же время адаптация к социуму представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности. В условиях современной экономики языковая безграмотность становится фактором, отрицательно влияющим на конкурентоспособность молодых специалистов.

Язык - это средство общения, необходимое, прежде всего, для вовлечения студента в социальную среду. Именно благодаря языку устанавливаются основы социального поведения, через язык и речь культурные традиции в значительной степени влияют на образ мыслей и действий человека. Язык, по мнению психологов, становится главным «организатором» поведения человека и таких познавательных процессов, как восприятие, память, решение задач или принятие решений. Велика роль языка и общения в формировании и развитии сознания.

В современном мире существуют разные социальные группы, считающие приоритетными свои определенные ценности. К одной из этих групп принадлежит семья или окружение студента, и всегда важен выбор тех или иных ценностей, выбор дальнейшего жизненного пути.

На наш взгляд, каждый момент воспитательно-образовательного процесса вуза должен обеспечивать развитие личности, в том числе речевое развитие, играющее основополагающую роль в становлении гражданина и профессионального специалиста современного общества. Участие в творческих и научных объединениях студентов способствует речевому развитию и адаптации обучающихся к социуму, формированию позитивных качеств личности. На обогащение речевого опыта студентов оказывает влияние использование преподавателями в лекционном материале пословиц, поговорок, афоризмов, элементов художественных текстов, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность. Встречи с интересными людьми, профессионалами своего дела, с представителями православной культуры, а также посещение музеев, театров, выставок - важнейший источник воспитания речевой и нравственной культуры студентов.

Использование на практических и семинарских занятиях ролевых игр, способствующих формированию навыков делового речевого этикета, повышает уровень языковой и профессиональной компетенции студентов.

Не менее важно для адаптации выпускников вуза в социуме и владение письменной речью. Рассматривая эволюцию письменной речи от текстов на камнях до использования компьютера, обучающиеся на занятиях знакомятся с основами оформления деловых бумаг, правилами создания и редактирования текстов различных стилей и жанров.

Таким образом, сформированные навыки корректного использования языковых средств в зависимости от сферы общения способствуют социальной адаптации студентов вуза. В современном мире интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Туркенич С.В. старший преподаватель Гомельский филиал УО ФПБ «Международный университет

«МИТСО» Республика Беларусь, г. Гомель Уварова Н.Н., к.п.н.

доцент

ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Россия, г. Ставрополь ИДЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА Анализ современной научной литературы и практики употребления понятия «идеология» показывает, что оно может использоваться в разных смыслах. Можно выделить, по крайней мере, пять определений данного понятия. Во-первых, идеологией называют совокупность идей, выражающую интересы своего носителя. Ее носителями могут быть и отдельные представители той или иной профессии, и большие социальные группы людей, и государства. В этом смысле говорят об идеологии руководителя и идеологии студенчества, идеологии белорусского или немецкого государства.

Во-вторых, идеологией называют совокупность политических убеждений и установок. В этом случае различают, например, идеологии либерализма, консерватизма, социализма, национализма, анархизма, феминизма, экологизма, религиозного фундаментализма и др.

В-третьих, идеологией называют совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества. Различают, например, идеологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.