Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА'

ИДЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

Использование на практических и семинарских занятиях ролевых игр, способствующих формированию навыков делового речевого этикета, повышает уровень языковой и профессиональной компетенции студентов.

Не менее важно для адаптации выпускников вуза в социуме и владение письменной речью. Рассматривая эволюцию письменной речи от текстов на камнях до использования компьютера, обучающиеся на занятиях знакомятся с основами оформления деловых бумаг, правилами создания и редактирования текстов различных стилей и жанров.

Таким образом, сформированные навыки корректного использования языковых средств в зависимости от сферы общения способствуют социальной адаптации студентов вуза. В современном мире интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Туркенич С.В. старший преподаватель Гомельский филиал УО ФПБ «Международный университет

«МИТСО» Республика Беларусь, г. Гомель Уварова Н.Н., к.п.н.

доцент

ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Россия, г. Ставрополь ИДЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА Анализ современной научной литературы и практики употребления понятия «идеология» показывает, что оно может использоваться в разных смыслах. Можно выделить, по крайней мере, пять определений данного понятия. Во-первых, идеологией называют совокупность идей, выражающую интересы своего носителя. Ее носителями могут быть и отдельные представители той или иной профессии, и большие социальные группы людей, и государства. В этом смысле говорят об идеологии руководителя и идеологии студенчества, идеологии белорусского или немецкого государства.

Во-вторых, идеологией называют совокупность политических убеждений и установок. В этом случае различают, например, идеологии либерализма, консерватизма, социализма, национализма, анархизма, феминизма, экологизма, религиозного фундаментализма и др.

В-третьих, идеологией называют совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества. Различают, например, идеологии

богатых и бедных, производителей и потребителей, а также экономического развития, стагнации и др.

В перечисленных выше определениях понятие идеологии используется не только в научной литературе, но и в повседневной жизни.

В-четвертых, специальное научное изучение феномена идеологии, начатое еще французскими мыслителями в ХУШ в. и успешно продолженное в XIX в. (например, К. Марксом) и XX в. (К. Манхеймом и др.) позволяет различать также идеологию как превратное, искаженное сознание некоторого социального класса.

В-пятых, идеологией называют систему идей, обслуживающую и оправдывающую определенные виды общественной практики и отличающуюся от теоретического осмысления действительности. В этом смысле понятие идеологии используется французскими философами — постструктуралистами и постмодернистами (Р. Барт, Ж. Деррида. М. Фуко).

Никто из нас не может, конечно, запретить кому-либо использовать понятие идеологии в одном из пяти указанных выше или даже в каком-либо другом значении [1, с. 7-8].

Идеология - это совокупность представлений, позволяющих ориентироваться в социальном пространстве. Только и всего. Это относится как к человеку, так и к государству.

Она присутствует всегда, но в разном. Мифы и суеверия - тоже идеология. Идеология - единственная матрица для познания окружающего мира. Более совершенная идеология способствует более основательному познанию мира [2, с.175].

Основой идеологичесского воздействия являются принципы правового демократического государства, сформулированные либо "выводимые" из текста Конституции Республики Белорусь, международных документов, прежде всего посвященных статусу человека и гражданина.

Обращение к принципам демократического правового государства обусловлено и тем, что мы уже прошли ту первоначальную стадию становления, когда в основе действий органов государственной власти, в том числе и Конституционного суда, преобладало простое сопоставление норм Конституции и актов текущего законодательства. Развитие правовой культуры, интенсификация нормотворчесского процесса, динамизм общественной жизни обусловливают необходимость проникновения в глубинную суть правовых норм [3, с.47].

Статья 1 Конституции определяет статус Республики Беларусь как «унитарного демократического социально-правового государства» [4]. В этой емкой формулировке заключены важнейшие идеологические приоритеты Беларуси:

- национальная солидарность - единодушие, сплоченность и общность интересов национальностей, проживающих совместно на территории Республики Беларусь;

- народовластие - наличие политического плюрализма, развитого гражданского общества (сильные профсоюзы и молодёжные движения), функционирование системы местного самоуправления (сильные Советы), проведение референдумов и Всенародных собраний);

- социальная справедливость - гарантированность каждому человеку достойного уровня жизни;

- верховенство права - принятие и действие демократической Конституции, реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, утверждение принципа разделения властей, независимость судебной власти.

Ключевую роль здесь играет принцип социальной справедливости, от соблюдения которого напрямую зависит морально-психологический климат в обществе, трудовых коллективах, семье [5, с. 20].

Практика общественного реформирования в постсоветских странах выявила, что успешные преобразования возможны лишь в том случае, когда они затрагивают изменение одновременно экономических, политических и социокультурных составляющих общества. При этом, особенно на первых этапах трансформации ни в коей мере нельзя недооценивать национально -специфические особенности общества, поскольку они выявляют потенциал и адаптивность предлагаемой модели общественного устройства. Данный факт стал весьма очевидным после того, как чужеродные обычаям, традициям и вообще культурным нормам модели общественного обустройства, имплантированные при помощи импортных технологий, попросту не приживались на славянских почвах, отторгаясь, прежде всего, на уровне общественного сознания. Не зря же американский политолог З. Бжезинский определял примерно 50 - 80 лет для изменения сознания граждан постсоветских государств, а без этого все попытки внедрения либеральных моделей общественного развития, по его мнению, будут безуспешными.

Теоретические основы восприятия общества как коллективного субъекта, имеющего общественное, коллективное сознание, были заложены ещё К. Марксом, который, характеризуя данное явление, не употреблял соответствующий термин. Французскими историками психологической и культурно-антропологической школы такими как М. Блок, Л. Леви-Брюль, Л. Февр было введено понятие «менталитет». Они обращали внимание своих коллег на пласт сознания, который в силу своей слабой отрефлексированности не получил прямого отражения в источниках и поэтому постоянно ускользает из поля зрения историков.

Формируясь в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-политических и культурных условий, менталитет вырабатывает взаимосвязанную систему характеристик (систему идей, ценностей, принципов, интересов, предпочтений, умонастроений, обычаев, традиций) граждан. Наиболее чётко он проявляет себя в стереотипах поведения граждан, так как задаёт определённый кодекс поведения в обществе в целом.

Этим менталитет обеспечивает целостность социума в любых, в том числе и кризисных условиях общественного развития.

Менталитет белорусов, как и других народов, сформировался в ходе исторического и культурного развития под влиянием разнообразных этнических, социально-исторических и геополитических факторов путем постепенного отбора наиболее подходящих качеств и отсеивания случайных. Он содержит многое общее для славян характеристики, а также те специфические черты, которые свойственны только белорусам. Благодаря именно этим характеристикам белорусы узнаваемы среди других народов [6, с. 150].

Уверенность в завтрашнем дне - самое главное и существенное в жизни, чем люди обычно дорожат и чему они служат, что составляет предмет их стремлений и действий. Вера - это жизненный, социальный тонус человека, в ней обогащаются его чувства, за нее он идет на жертвы. Этот поворот в воспитательной деятельности переспективен и духовно, и нравственно, и в практическом, жизненном смысле 7, с. 4].

Таким образом, мы можем определить категорию "смысл жизни" как сущность органичного единства цели, идеала и основных ценностей человека, понятийных и принятых им как руководство к деятельности, в его ориентации на достойную, благополучную и безопасную жизнь, на ее воспроизводство, на единство свободы и ответственности.

Национальная идеология не изобретается, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей народа, она складывается под влиянием целого ряда факторов. Это этническая среда, этнокультурные традиции, миграция населения, активные межэтнические контакты, государство и его институты, система образования, СМИ, учреждения культуры [8, с. 4].

Практика выбора ориентиров общественного развития в критических, экстремальных условиях говорит о том, что этот выбор осуществляется под влиянием сильного, чаще всего неосознанного воздействия менталитета, социокультурного кода, своеобразной исторической памяти общества.

Как свидетельствует история, идея нации чаще всего возникает в сознании того или иного языкового и культурного сообщества людей как осознание им пути обеспечения своего самосохранения и своей выживаемости в модернистском, а значит, в государственно организованном конкурентном мире. Сначала к осознанию необходимости оформления этнической общности в нацию-государство приходит экономическая и культурная элита данной общности, а затем стараниями последней эта идея становится достоянием сознания и основной массы общности. Как только данное представление - национальная идея - овладевает сознанием этнической общности или его наиболее активной части, тут же в повестку дня жизнедеятельности общности встает задача ее самооформления в

нацию-государство либо возрождения собственной государственности, если таковая по каким-либо причинам была утрачена в прошлом [9, с. 177].

Идеология является главным нервом, центром регулятивного механизма, защищающего интересы власти и общества.

Исследовательская философская мысль всегда стремилась увидеть корни идеологии, лежащие в пласте общественного сознания. Общественное сознание понимается, как сложную совокупность духовных образований, выделить внутри целосности сознания его слои, фрагменты, уровни, высветить сознание в разных ракурсах, обнаружить его ипостаси. Разумеется, те абстракции, которые выходят из под пера философов, нельзя принимать за онтологические реалии. Сколько бы мы ни перечисляли разнообразные конфигурации, из которых складывается духовная жизнь, сколько паттернов ни описывали бы в кчестве самостоятельных, на самом деле они взаимопроникают, сплавляются друг с другом, образуют трудно понимаемое единство различного, тождество нетождественного.

Так, общественное сознание - это самостоятельный феномен, отличающийся от индивидуального сознания, и в то же время обиталищем его оказываются исключительно головы индивидуальных людей (если не считать, конечно, местом его пребывания документы, где мысль и чувство опредмечены и таким образом, отчуждены от своих носителей). То же самое мы можем сказать об обыденном сознании и идеологии. Идеология -результат профессиональной деятельности, особая область, но в то же время идеология пронизывает обыденность, тут и там смыкается с ней, выражает себя не только в речах профессионалов, но и в разговорах на кухне, в уличных драках, в надеждах и упованиях «среднего человека» [10, с. 11].

С другой стороны, без идеологии повседневность осталась бы копанием в рамках собственного эмпирического огорода, погружённостью исключительно в быт. Идеология вносит в человечесскую жизнь элемент рефлексии, раздвигает горизонты, демонстрирует людям их бытие, помещённое силой мысли в контекст культурного пространства и историчесского времени. Идеология формирует высшие цели и ценности, которые проникают в обыденное сознание и оседают в нём.

Говорят, что национальная черта белоруса сводится к толерантности, отзывчивости, доброжелательности. Это верно, но этого мало, ибо любая национальная идея, выполняющая консолидирующую функцию в рамках данной нации, характеризуется таким набором человеческих качеств, которые образуют меру данного национального характера, его золотую середину. Подлинно национальная идея основывается на историческом развитии данного народа и закрепляется в его национальном генетическом коде [11, с. 179].

Идеологию зачастую определяют как национальную идею. «Государственный» по Оксфордскому словарю. переводится как «national». «Идея» звучит аналогично и по английски - «idea» [12].

В западной философии в 1950-1960-е годы получила распространение теория «деидеологизации», которая сформировалась в контексте «холодной войны» и критики противоборствующей советской системы. В этом смысле она сама являлась идеологией. В 1970-е годы ей на смену пришла философия «реидеологизации». В настоящее время теория «деидеологизации» представляет собой скорее научный архаизм и апелляция к её доводам довольно сомнительна.

В экономической сфере базовая идея и основанная на ней идеология служат естественным критерием принятия решений о направлениях использования общественного продукта, создаваемого населением страны [13, с. 3-4].

Существенной стороной в содержании масскультуры является дегероизация, при которой прежние герои реальной жизни, художественных литературных произведений, кино, телевидения подвергаются табуированию или осмеянию. Если в советские времена был культ В.И. Ленина, то в 1990-е гг. Практически различными способами создана «антилениниана» с изображением Ленина как недалёкого жестокого фанатика, наделённого чуть ли не всеми человеческими пороками. Это рвёт традицию, нарушает связь времён, обостряет проблему отцов и детей, а при проекции в будущее -воспитывает поколение, которое заранее будет обречено на неуважение к предыдущему поколению, к своей стране, поколение иванов, родства не помнящих [14, с. 135].

Сторонники «теории деидеологизации» до сих пор считают, что никакой доминирующей идеологии не должно быть, что сама по себе идеология является «ложной» формой сознания, которая не помогает, а мешает общественным преобразованиям, ибо имеет дело не с реальной, а с мнимой действительностью, сконструированной в интересах определённых сил, преследующих эгоистические цели. Это мнение имеет под собой определённые основания. Тем не менее оно не может быть общепризнанным: идеология становится ложным сознанием, лишь когда её социальные носители перестают адекватно понимать реальную действительность. Именно с таким явлением мы столкнулись, например, на рубеже 1990-х годов, когда на наших глазах рушились догмы и ценности официальной советской идеологии.

Но историческая исчерпанность или «ложность» той или иной идеологии не означает, что общество может обходиться вообще без неё. Хотим мы этого или нет, но если существуют общие интересы граждан, будет существовать и их общая идеология. Её можно разделять или нет, но она будет.

Исчезновение одной конкретной идеологии не означает отказ от идеологии вообще.

Думать, будто единственной идеологией можно объединить всех без исключения людей в социально противоречивом обществе, значит создать

себе очередную иллюзию. Однако выразить интересы большинства она может и должна. Общегражданская идеология конечно, не исключает, а предполагает наличие других идеологий, выражающих интересы различных социальных групп и слоёв общества [15, с. 29].

Национальное сознание является одним из структурных элементов общественного сознания. Оно есть отражение социального бытия в национально-этническом аспекте и выражает философские, политические, правовые, нравственные, эстетические и иные воззрения нации в их неразрывной связи и взаимообусловленности. Структура национального сознания определяется по объекту отражения, который включает в себя не только социальную действительность, но и природную среду. Национальное сознание функционирует как на уровне обыденного, так и теоретического сознания.

Национальное сознание любого народа неразрывно связано с его национальным самосознанием, хотя они и являются качественно отличными друг от друга образованиями.

Сутью самосознания является осознанность социальными субъектами своих интересов и потребностей. Суть национального самосознания -осознание своей этнической принадлежности. Иными словами, в национальное самосознание входят элементы, признаки, по которым человек ассоциирует себя с той или иной этнической общностью. К ним относятся представления о характерных чертах своего народа, так называемые автостереотипы, характерные для обыденного сознания, схематизированные, упрощённые представления, приписываемые всеми членами общества той или иной национальной общности без достаточного осознания возможных различий между ними [16, с. 142-143].

Белорусские земли и в прямом, и в переносном смысле всегда находились на перекрёстке международных дорог, влияний, интересов, культур. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно - цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой путь. Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной культурой и традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих разнообразных традиций наравне с другими народами. Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусского этноса на протяжении всей его истории [16, с. 144-145].

Становление гражданского общества является необходимым условием демократизации основных сфер общественной жизни. Без зрелого гражданского общества нельзя раскрыть личность, обеспечить ей

возможности свободной и активной деятельности в качестве субъекта развитых рыночных отношений.

Значительную роль в формировании и функционировании базовых ценностей гражданского общества играет общественная идеология. Гражданское общество не может успешно функционировать и развиваться без собственной, соответствующей его целям, социально-экономическим и социально-культурным условиям, культурным традициям. В противном случае ее роль будет выполняться случайными, заимствованными со стороны и отражающими чужой духовный опыт образованиями [17, с. 120121].

Белорусская национальная идея в ее современной интерпретации есть, идея обеспечения всестороннего развития белорусской нации, понимаемой как совокупность всех граждан Республики Беларусь, превращение Беларуси в сильное и процветающее государство путем его включения во внутрецивилизационные интеграционные процессы и через них - в формирование миросистемы XXI века.

Очевидно, что в обозримой исторической перспективе этот путь пролегает через всестороннюю интеграцию стран Содружества Независимых Государств, формирование более широкого евразийского сообщества.

Таким образом, белорусская национальная идеология в ее современном виде представляется, как идея объединяющая население Беларуси для решения общесоциальных проблем, дальнейшего планомерного развития белорусской нации, формирования сильного, правового, европейского государства.

В ближайшем будущем, можно предположить, что в этой связи белорусскому народу будет необходимо еще теснее сплотиться вокруг общенациональных ценностей и идей, дабы не растерять национальную гордость и культурную самобытность.

Использованные источники:

1. Князев, С.Н., Решетников С.В. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов под. ред. / С.Н. Князева, С.В. Решетникова. — Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. — 690с.

2. Скобелев, Э. Идеология белорусского государства - вопрос прежде всего практический / Э. Скобелев // Неман. — 2003 — № 10 — С. 173-178

3. Василевич, Г.А. Правовая идеолгия - важнейший факто государственного строительства / Г.А. Василевич // Право Беларуси. — 2003 — № 46 — С.46-4

4. Конституция Республики Беларусь Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0. Редакция Решения республиканского референдума 17 октября 2004 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 188. 1/6032.

5. Матусевич, Е.В. Новый этап развития идеологии Белорусоского государства / Е.В. Матусевич // Прблемы управления. — 2003 — № 3 — С. 19-22

6. Веруш, А.И. Ментальные характеристики граждан как фактор формирования политического лидерства / А.И. Веруш // Проблемы управления. —2006 — № 3 — С.147-152

7. Кудрявцев, Ю., Уткин В. Нужна ли образованию идеология? / Ю. Кудрявцев, В. Уткин // Лучшие страницы педагогической прессы. — 2003 — № 4 — С. 3-6

8. Вонсович, Л.В. Роль идеологии в развитии личности / Л.В. Вонсович // Столичное образование сегодня. — 2006 — № 4 — С. 20-31

9. Мельник, В.А. Беларусская национальная идея: политологический аспект / В.А. Мельник // Проблемы управления. — 2007 — № 1 .1— С. 76-184

10. Давидович, В.Е., Золотухина-Аболина Е.В. Повседневность и идеология / В.Е. Завидович, Е.В. Золотухина-Аболина // Философские науки. — 2004 — № 3 — С.5-17

11. Криштапович, Л.Е. Аксиома идеологии / Л.Е. Криштапович // Неман. — 2006 — № 11 — С. 179-183

12. Hornby, A.S., Christina Ruse. Oxford Student's Dictionary of Current English. Oxford University Press, 1989

13. Якунин, В. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход / В. Якунин // Власть. — 2007 — № 3

— С. 3-12

14. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности / Н.Д. Никандров // Мир психологии. — 2007 — № 1

— С.126-140

15. Славин, Б. Россия в поисках идеологии / Б. Славин // Свободная мысль.

— 2008 — № 5 . — С. 21-34.

16. Мельников, А.П. К вопросу о сущности понятий национального сознания, национального характера, национального менталитета / А.П. Мельников // Сацыяльна-эканамiчныя i прававыя даследаванш. — 2007 — № 2 . — С. 141-156.

17. Нугаев, Р.М., Нугаев М.А. Общественная идеология как фактор становления гражданского общества / Р.М. Нугаев, М.А. Нугаев Социально-гуманитарные знания — 2003 — № 4 — С. 120-129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.