Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ХОРОШЕГО УРОВНЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА'

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ХОРОШЕГО УРОВНЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура речи / речевая культура / коммуникативная компетентность / процесс коммуникации / профессиональная культура / коммуникативная культура / риторика / искусство красноречия / речевой этикет / преподаватель / standard of speech / speech culture / communicative competence / communication process / professional culture / communicative culture / rhetoric / the art of eloquence / speech etiquette / teacher

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ветелина Лариса Германовна

Статья посвящена проблемам культуры речи в современной языковой действительности и той функции, которую выполняет речевая культура в профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Рассмотрено понятие «культура речи» и его многоаспектность, проблемы, возникающие в современной языковой практике, и способы их преодоления. Роль красноречия в профессиональной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO MAINTAIN A GOOD LEVEL OF CORRECT SPEECH FOR A UNIVERSITY TEACHER

The article is devoted to the problems of speech culture in the modern language reality and the function that speech culture performs in the professional activity of a teacher of a higher educational institution. The concept of "speech culture" and its multidimensional nature, problems arising in modern language practice, and ways to overcome them are considered. The role of eloquence in the professional activity of a teacher is analyzed.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ХОРОШЕГО УРОВНЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 002.5:281.93

Э01: 10.24412/2309-5164-2021-3-170-180

Ветелина Лариса Германовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры Священного Писания и церковной филологии Костромской духовной семинарии е-тай: loragerman@rambler.ru

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ХОРОШЕГО УРОВНЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Статья посвящена проблемам культуры речи в современной языковой действительности и той функции, которую выполняет речевая культура в профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Рассмотрено понятие «культура речи» и его многоаспектность, проблемы, возникающие в современной языковой практике, и способы их преодоления. Роль красноречия в профессиональной деятельности педагога.

Ключевые слова: культура речи, речевая культура, коммуникативная компетентность, процесс коммуникации, профессиональная культура, коммуникативная культура, риторика, искусство красноречия, речевой этикет, преподаватель.

Цитирование: Ветелина Л. Г. Способы поддержания хорошего уровня правильной речи для преподавателя ВУЗа // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 3. — С. 170-180.

Речевая культура является неотъемлемым качеством профессиональной деятельности преподавателя вуза и, соответственно, залогом успешной профессиональной деятельности. Как известно, преподаватель должен обладать рядом качеств, необходимых для успешного осуществления своей профессиональной деятельности. К этим качествам, помимо чисто профессиональных навыков, глубокой осведомленности в своей области, также относятся: знание психологии, этическая и речевая культура, коммуникативная компетентность, педагогические навыки и профессиональная культура, риторическое искусство. В этом

Ветелина Лариса Германовна

смысле поддержание хорошего уровня правильной речи напрямую зависит от искусства владения такими дисциплинами, как собственно культура речи и риторика.

В процессе педагогической деятельности для преподавателя главным вопросом зачастую становится не только что сказать, но и как сказать, как донести информацию до студента и добиться ее усвояемости. Умение логично и четко донести материал до обучающихся также является важной составляющей профессиональных черт преподавателя. Здесь немаловажное значение отводится риторическим навыкам. В данном случае речь идет о таком понятии, как «языковая личность», которое складывается из ряда комплексных составляющих профессиональной деятельности преподавателя. В этом комплексном подходе к решению чисто профессиональных задач в процессе обучения относятся как выбор правильных методик (т.е, решение чисто методических задач), так и знание смежных дисциплин, а также необходимых для профессиональной деятельности компетенций.

Знание психологии, к примеру, позволяет изучить особенности аудитории, перед которой следует выступать и с которой следует взаимодействовать. Это, в свою очередь, помогает выбрать правильную методику, учитывая специфику и характер аудитории, ее подготовленность/неподготовленность в вопросах, о которых пойдет речь.

Коммуникативные способности позволяют преподавателю избрать верную стратегию общения с аудиторией, конструктивно выстроить взаимодействие с ней, установить обратную связь и в целом достичь желаемых результатов в процессе обучения. При необходимости погасить негативные эмоции, снять психологические барьеры, отторжение в подаче материала, предотвратить нарождающийся конфликт как внутри аудитории, так и во взаимоотношениях обучающихся и преподавателя, вызванный какими-либо факторами, прежде всего, факторами неправильного понимания одних и тех же вещей, понятий, явлений.

В данном случае речь идет о коммуникативной культуре педагога «как совокупности культурных норм, знаний, ценностей, умений и навыков, используемых в процессе коммуникации и способствующих ее эффективности»1.

«Как интегративное образование коммуникативная культура включает в себя: способность к согласованию и соотношению своих действий с другими, принятие и восприимчивость другого, подбор и предъявление аргументов, способность к выдвижению альтернативных объяснений, обсуждение проблемы, понимание и уважение мнений других, готовность к гибкому и тактичному взаимодействию с другим»2 .

Понятие «коммуникативной культуры» предполагает овладение педагогом «коммуникативной компетентностью». «Компетентностью называют способность и умение педагога выполнять трудовые функции педагогического про-

1 Сысоева Е.Ю. Коммуникативная культура преподавателя вуза. — Самара: Издательство «Самарский университет», 2014. — С. 6.

2 Там же.

цесса»1. На сегодняшний день коммуникативная компетентность является одной из ведущих составляющих профессионализма преподавателя, от которой зависят создание оптимальных межличностных и деловых отношений со студентами, отсутствие конфликтов, личная удовлетворенность и заинтересованность в результатах своей профессиональной деятельности. Умения адекватно устанавливать и поддерживать контакт с учащимися и управлять образовательным процессом являются важнейшими профессиональными качествами педагога и входят в понятие «коммуникативная культура» преподавателя.

Понятия «профессиональная культура» и «коммуникативная культура» практически близки; включают в себя также понятие «этической культуры» преподавателя, которая проявляется, прежде всего, в правильно выбранном тоне общения с обучающимися, в стремлении избежать ошибок в процессе обучения, в умении не только избрать правильную стратегию взаимодействий со студентами, но и представить ту самую модель взаимодействия в аудитории, которую усваивают на сознательном или подсознательном уровне обучающиеся. Таким образом, преподаватель формирует некую поведенческую модель, а обучающийся подражает ей. В данном случае очень важна личностная характеристика преподавателя. Вспомним, что Первым Учителем в христианском мире был Иисус Христос, объясняющий своим ученикам основы христианства и заповедующий им учить другие народы: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». (Мф. 28:19). В основе его общения лежала Любовь. «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то» (Ин. 13:13). На учителе всегда лежит высокая ответственность перед учеником. Об этом должен помнить преподаватель, памятуя о последствиях в процессе обучения. Слова «Отец», «Наставник», «Учитель» употребляются в Новом Завете как Самим Христом, так и Его апостолами много раз. Преподаватель вуза не только является источником информации, знаний, которые несет своим ученикам, но и передает, что очень важно, культуру предшествующих времен и поколений, формирует определенную поведенческую модель. Такая система обучения, заключающаяся в соединении процесса обучения и воспитания, всегда была показательна для российской педагогической традиции. В христианском мире есть еще одна важная составляющая процесса обучения — наставничество, которое продолжается в процессе духовного формирования на протяжении всей жизни человека. «Учитель — это воспитатель, наставник. Само слов "воспитатель", происходит от основы "питать". Отсюда и слова «воспитывать», "вскармливать"2. Отсюда и более высокий смысл процесса обучения, предполагающего в православной традиции духовное окормление подопечных. Главное в процессе обучения и воспитания принадлежит Слову. Слово Божие — тот Дар, который завещал человеку и человечеству Господь Бог.

Известная поговорка «Слово — визитная карточка человека» в первую очередь применима к речевой деятельности преподавателя. «Важной задачей

1 Ткачева Т.М. Роль личности в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза. — М.: МАДИ, 2015. — С. 46

2 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебник. — М.: Изд-й центр «Академия», 2012. — С 4

речи педагога является создание доброжелательной психологической атмосферы общения, в которой личность обучаемого лучше раскрывается, демонстрирует свои знания. Доброжелательность преподавателя проявляется в стремлении сделать предмет реально полезным для аудитории, в умении взглянуть на преподавание с позиций слушателя, причем иногда в контексте целей и задач, актуальных для данной аудитории, но еще не осознанных ею в силу различных причин; в стремлении создать благоприятную, комфортную в психологическом отношении атмосферу»1. «Речевая культура является визитной карточкой преподавателя, и при всей предметной эрудиции отсутствие или недостаток подлинной речевой культуры может оказаться не только причиной важных профессиональных ошибок, но и фактором устойчивого неприятия его как личности»2. Понятие «речевая культура», с одной стороны, неотделимо от понятия «культура вообще», с другой — вбирает в себя такую составляющую, как «речевой этикет» как свод правил поведения человека в той или иной ситуации общения. «Речевой этикет преподавателя обеспечивает культуру включения, поддержания, переключения внимания собеседника, окончания контакта, выражения признательности, согласия, несогласия, удовлетворения, сожаления, сочувствия, комплимента и т.д.»3. Речевой этикет имеет социальную характеристику и национальные особенности и является необходимым условием общения.

Высокая культура речи и соблюдение правил речевого этикета со стороны педагогов необходимы не только в аудитории. Преподаватель — профессия публичная, он общается с различными представителями иных должностных категорий как внутри вуза, так и вне его пределов. Взаимоотношения с коллегами по «цеху», с администрацией, с представителями общественности — все это обязывает преподавателя выстраивать сложные коммуникации с различными людьми, демонстрируя культуру диалога. Свои характерные черты имеет речевой этикет и в церковных кругах.

Важно иметь в виду, что процесс взаимодействия преподавателя и студентов протекает в столкновении целей, интересов, жизненных позиций, мотивов, личного индивидуального опыта, что вызывает диалектические изменения форм взаимодействия в ходе учебного процесса. И здесь особенно важна культура речевого поведения субъектно-объектных отношений обучающего и обучаемого. Культура речевого поведения есть неотъемлемая часть профессиональной культуры преподавателя. Речь, Слово являются как средством преподавания, так и средством учения.

Как же сегодня мы распоряжаемся этим даром — Словом Божиим? Сегодня, в начале ХХ! в. особенно остро встает вопрос о культуре речи. Это не случайно. Русский язык за последние десятилетия претерпел множество не лучших изменений. В связи с всевозможными изменениями, произошедшими в конце ХХ столетия, русский язык подвергся массированному удару со стороны иноязычной лексики, прежде всего, англоязычных слов; расшатались стили-

1 Сысоева Е.Ю. Коммуникативная культура преподавателя вуза. — Самара: Издательство «Самарский университет», 2014. — С. 59.

2 Там же. — С. 57.

3 Там же. — С. 59.

стические нормы; произошел сильный отход от литературной традиции, размывание нормированности языка. Мы наблюдаем чудовищное разрушение литературного языка и подмену его причудливой смесью жаргонно-блатного и деформированно-уродливого рекламно-торгового сленга очередного «новояза». На протяжении длительного исторического периода, начиная с реформ Петра I и завершая языковыми трансформациями, пришедшимися на рубеж ХХ-ХХ1 столетий, русский язык в очередной раз подвергся изменениям. Естественно, что представителей русской культуры и словесности этот процесс не оставляет равнодушными. Вопрос о защите русского языка поднимался общественностью, деятелями культуры и науки с постперестроечных времен и продолжает дискутироваться до настоящего времени. В начале 1990 гг. литераторы Санкт-Петербургской организации Союза писателей России подняли вопрос о принятии государственных мер о защите русского языка. В 1998 году был принят Закон, где говорится об обязательном введении русского языка, культуры речи в вузы страны и о принятии особых мер по повышению грамотности населения. 20 мая 2005 года принят Федеральный Закон «О государственном языке Российской Федерации», утверждающий его правовой статус и «защиту и развитие языковой культуры». В частности, Пункт 5 Статьи 1 утверждает: «Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации». «Русский язык как государственный язык» утверждает значение русского языка для культурной основы страны1 . Пункт 6 этой же статьи гласит: «При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке»2.

На сегодняшний день проходят многочисленные конференции и круглые столы, посвященные проблемам современного русского языка. Тем не менее, проблемы защиты русского языка как языка национального, представляющего духовную культуру и ментальность русского народа, продолжают волновать общественность. Русский язык отражает картину Русского мира и вместе с тем является языком межнационального общения на геополитическом пространстве бывших союзных республик, заявивших себя как самостоятельные государства. В связи с расширением геополитических и культурных связей РФ в последние десятилетия, увеличивается и международная роль русского языка. В этих условиях совершенно недопустимо пренебрежительное отношение к нашему языку, к Слову Божию. В 2007 году в соответствии с Указом Президента РФ был создан Фонд «Русский мир» с целью популяризации русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой

1 Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-Ф3 (ред. от 30.04.2021) "О государственном языке Российской Федерации" /// Законы, кодексы и нормативные акты [Электронный ресурс]. — URL: https: // ^а1ада.ги/(1осДе(1ега1пу1^акоп-о:-01062005-п-53^-о/(дата обращения 2021-0607)

2 Там же.

культуры, и поддержки программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом1. Выступая на торжественном открытии III Ассамблеи Русского мира, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что в эпоху глобализации особенно важно сохранить свою культурно-национальную идентичность. Опорой Русского мира являются православная вера, православная община, русская культура и язык. «Русская культура — это явление, которое не вмещается в границы одного государства и одного этноса и не связано с интересами одного государства, что очень важно сегодня понять; как и эта организация, «Русский мир», не является инструментом политического влияния Российской Федерации. У нее совершенно другие цели и другие задачи. Это в последнюю очередь, если говорить о культуре, матрешки, платки и самовары. Прежде всего русская культура — это самобытные способы и форма выражения ценностей, исторического опыта народа Руси, которые определяют личное и общественное бытие миллионов людей»2.

Причин крайне небрежного отношения к культуре речи много. Это и изменившаяся культурная парадигма нового тысячелетия, с его информационными технологиями, повлекшими изменения формы чтения (электронная книга, пришедшая на смену печатной); скоростной век, оставивший за бортом традиционную эпистолярную форму, заменившую ее sms-сообщениями по мобильной связи; сокращение часов по дисциплинам «русский язык» и «литература» в средней школе; попытки извне расшатать нашу культуру, подчинив ее бездумному отказу от традиционной культуры и заменив ее культурой «суррогатной». Не случайны в этом отношении периодически возникающие утверждения некоторых представителей культуры и общественности о «невозможности существования русского языка без ненормативной лексики». Это смешение понятий «свобода слова» и «свободное обращение со словом», возникшее как издержки буквально понятой свободы высказывания, в связи с отменой цензуры в 1991 году. Плопыт-ки дискриминации русского языка и потеря его правового статуса в бывших союзных республиках с обрушением государства СССР, и многое другое. Сюда можно отнести ликвидацию института дикторства в стране в постперестроечный период. В результате множественных факторов нарушается прямая цепочка таких понятий, как язык — речь — мышление, что значительно обедняет духовную составляющую современного человека, вымывает духовную культуру нации.

В этих условиях особая роль возлагается на преподавателей вузов, демонстрирующих бережное отношение к Слову Божию и являющих в этом отношении личный пример. Особенно эта функция необходима как в гуманитарных вузах, так и в духовных семинариях, учитывая специфику этих учебных заведений. «Свободный» стиль речи настолько укрепился в языковом обиходе, что даже

1 Указ Президента Российской Федерации о создании Фонда «Русский мир» (В редакции указов Президента Российской Федерации от 13.01.2010 г. N 64; от 07.06.2011 г. N 717; от 27.07.2011 г. N 1018; от 08.08.2012 г. N 1134; от 28.12.2015 г. N 668, от 25.12.2018 N 747) [Электронный ресурс]. — URL: https://russkiymir.ru/fund/the-decree-of-the-president-of-the-russian-federation-on-creation-of-fund-russian-world.php#1 (Дата обращения 2019-12-01).

2 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном открытии III Ассамблеи Русского мира [Электронный ресурс]. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/928446.html (Дата обращения 2021-07-01).

среди медийных святителей религиозного культа сегодня, к сожалению, можно услышать, как о сакральных вещах говорят довольно вольным языком, что совершено недопустимо.

Само понятие «культура речи» многоаспектно. Существует множество определений этого понятия. «В общем плане его можно определить как умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, обладать способностью привлекать внимание своей речью и воздействовать на слушателей. Владение культурой речи — это своеобразная характеристика профессиональной пригодности людей, занимающихся самыми различными видами деятельности: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей средних и высших учебных заведений, работников СМИ и т.д.»1. Под культурой речи подразумевается использование в полной мере всех языковых богатств, высокая степень владения его сокровищницами в тех или иных ситуациях общения в соответствии с определенными целевыми установками и реализуемыми задачами.

«Культура речи как особая лингвистическая дисциплина — это система знаний, обеспечивающих максимально эффективное общение при соблюдении языковых и этических норм2. Культура речи предполагает соблюдение таких аспектов как нормативный, коммуникативный и этический.

1. Понятие нормативности предполагает соблюдение норм литературного языка. Под языковой нормой понимается традиционно сложившиеся правила использования языковых средств, т.е правила образцового общепринятого произношения, употребления слов, словосочетаний, предложений. Различают письменные и устные языковые нормы. К письменным относятся орфографические и пунктуационные нормы. К устным — грамматические, орфографические и лексические нормы.

Следует помнить, что языковая норма — явление историческое; с развитием языка, с его обновлением меняются те или иные языковые нормы (ударения, грамматические, орфоэпические нормы и пр.). Ученые-лингвисты фиксируют изменения, происходящие в языке в определенный исторический период, и закрепляют его в лингвистических словарях.

2. Коммуникативный аспект, помимо соблюдения языковых норм, подразумевает коммуникативно-сообразную речь, соответствующую определенной речевой ситуации и коммуникативным задачам. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает также точность, логичность, доступность, действенность речи, ее чистоту. Недопустимы жаргонизмы, варваризмы, диалектные слова, сленг.

3. Этический аспект предусматривает владение речевым этикетом как устойчивыми правилами речевого поведения в социуме. Понятие «речевого этикета» опять-таки неотделимо от понятия общей поведенческой культуры человека. Оно предписывает владение устойчивыми речевыми выражениями в той или иной конкретной ситуации и имеет свою национальную специфику. Речевой этикет выполняет контактную функцию, включая формулировки приветствий, про-

1 Русский язык и культура речи / Под общей ред. Т.А. Ёлшиной, Ф.Т. Ахунзяновой. — Кострома, КГТУ, 2011. — С. 4.

2 Там же. — С. 4-5.

щаний, обращений и пр., является необходимой составляющей поведенческого этикета и культурно-социальной характеристикой человека. Этический аспект предполагает также отсуствие языковой агрессии, неприятие в речи оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения. В этой связи необходимо напомнить о православном этикете, для которого особенно показательно усиленное внимание к слову, смирение и кротость в общении, доброжелательность и уважение к собеседнику.

Речевая культура языка тесно связана с такой дисциплиной как риторика. Риторика как наука о слове, искусство красиво говорить, искусство красноречия, наиболее древняя из изучаемых ныне дисциплин, зародившаяся и получившая теоретическое обоснование еще в античные времена. Достаточно вспомнить труд «Риторика» Аристотеля, в котором он вывел понятие «риторического канона» и обосновал правила красноречия.

В классическом понимании риторика, или ораторское искусство — это наука и искусство подготовки, построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

С новой силой интерес к риторике вспыхнул в середине ХХ века. Он объясняется бурным развитием теории информации. К этому времени науки гуманитарного круга стали остро нуждаться в единой, обобщающей теории, в особой логике гуманитарного познания. Кроме того, снова возник интерес к живому устному речевому общению с начала ХХ1 в.

Риторика дает рекомендации, которым необходимо следовать в любой из сфер человеческого общения, будь то ситуация публичной речи, делового общения, или светская беседа.

Именно риторика изучает такие свойства человеческой речи, как техника речи, так необходимые в преподавательской деятельности. Успех или неудача преподавателя, выступающего в аудитории, во многом могут зависеть не только от его объема знаний, профессиональной подготовки, но и от таких, казалось бы, несущественных качеств, как дикция, темп речи, тональность озвучиваемого материала, громкость говорения и др. моментов, которые рассматриваются риторикой и которым можно и нужно учиться. На сегодняшний день существует множество учебных пособий по технике речи. Среди них: «Техника речи» А.В. Анушкина, «Постановка речевого голоса» Е.Г. Малышевой и А.Ю. Крюкова, «Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями» Леммермана X., «Сценическая речь» Е.В. Ласкавой, «Язык телодвижений» Аллана и Барабары Пиз», «Язык жестов» Глена Вильсона и пр.

Риторика изучает также невербальные средства общения, учит языку жестов, мимики, кинесики, проксемики, ольфактики, окулесики и пр. «премудростям», позволяющим преподавателю вуза наиболее оптимально выстроить общение со студентами, сделать процесс обучения занимательным, естественным, активизировать их внимание.

В разделе «Элокуция» любого учебного пособия, как правило, рассматриваются средства и приемы словесного выражения озвучиваемого текста. Это понятия стиля и слога, фигур речи, тропов, которые позволяют раскрасить речь, сделать ее выразительной, вызвать определенные ассоциации, образность.

Весьма поучительны в этом плане лекции Протоиерея Артемия Владимирова «Искусство речи», где он напоминает об ответственности за каждое слово, произнесенного в аудитории, учит искусству проповеди. Образность показательна проповедям Святых Отцов Церкви — Иоанна Златоустого, Василия Великого, Августина Блаженого и мн. др.

Преподаватель высшей школы, как представитель публичной профессии, в полной мере должен владеть искусством красноречия, поскольку в его задачи входит стремление увлечь своей речью студентов, сделав занятия интересными и запоминающимися; использовать выразительные языковые средства, публицистичность, технические возможности речи: интонацию, мелодику речи, тембр и скорость говорения. Не секрет, что даже самый содержательный материал можно передать достаточно скучно и монотонно, что становится барьером к его восприятию. Безусловно, это умение должно быть использовано достаточно умеренно и аккуратно, в зависимости от специфики учебного заведения или преподаваемой дисциплины, от целей и задач, обозначаемых в данной конкретной ситуации. Однако и точные науки требуют творческой составляющей в методике преподавания. Вспомним, насколько были популярны лекции Дмитрия Ивановича Менделеева.

Для преподавателя особую важность представляет коммуникативный опыт. Стремление равивать личность обучающегося, выявлять в ней творческий и профессиональный потенциал является основной задачей педагога. Об этом необходимо помнить как на начальных этапах профессиональной деятельности (во многом это касается начинающих преподавателей), так и в период профессионального «выгорания», критического периода, наступающего в тот или иной период в профессиональной деятельности многих педагогов. И здесь на помощь приходит то самое Слово Божие, которое ведет к истине каждого преподавателя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Российское библейское общество, 2006. — 1376 с.

2. Сысоева Е.Ю. Коммуникативная культура преподавателя вуза. — Самара: Издательство «Самарский университет», 2014. — 144 с.

3. Ткачева Т.М. Роль личности в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза. — М.: МАДИ, 2015. — 76 с.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебник. — М.: Изд-й центр «Академия», 2012. — 608 с.

5. Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О государственном языке Российской Федерации" // Законы, кодексы и нормативные акты [Электронный ресурс]. — URL: https: // legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-о:-01062005-п-53^-о/(дата обращения 2021-06-07).

6. Указ Президента Российской Федерации о создании Фонда «Русский мир» (В редакции указов Президента Российской Федерации от 13.01.2010 г. N 64; от 07.06.2011 г. N 717; от 27.07.2011 г. N 1018; от 08.08.2012 г. N 1134; от 28.12.2015 г. N 668, от 25.12.2018 N 747) [Электронный ресурс]. — URL:

http:// http://www.kremlin.ru/acts/bank/25689 (Дата обращения 2021-07-01). (Дата обращения 2019-12-01)

7. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном открытии III Ассамблеи Русского мира [Электронный ресурс]. — URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/928446.html (Дата обращения 2021-07-01).

8. Русский язык и культура речи / Под общей ред. Т.А. Ёлшиной, Ф.Т. Ахун-зяновой. — Кострома, КГТУ, 2011. — С. 117.

Vetelina Larisa Germanovna, PhD in Philology

Associate Professor of the department of the Scripture and Church philology of the Kostroma theological seminary e-mail: loragerman@rambler.ru

WAYS TO MAINTAIN A GOOD LEVEL OF CORRECT SPEECH FOR A UNIVERSITY TEACHER

The article is devoted to the problems of speech culture in the modern language reality and the function that speech culture performs in the professional activity of a teacher of a higher educational institution. The concept of "speech culture" and its multidimensional nature, problems arising in modern language practice, and ways to overcome them are considered. The role of eloquence in the professional activity of a teacher is analyzed.

Keywords: standard of speech, speech culture, communicative competence, communication process, professional culture, communicative culture, rhetoric, the art of eloquence, speech etiquette, teacher

Citation: Vetelina L. G. Ways to maintain a good level of correct speech for a university teacher / / Ipatievsky Vestnik — 2021. — No. 3. — P. 170-180.

REFERENCES

1. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. — M.: Rossiyskoye bibleyskoye obshchestvo, 2006. — 1376 s.

2. Sysoyeva Ye. YU. Kommunikativnaya kul'tura prepodavatelya vuza. — Samara: Izdatel'stvo «Samarskiy universitet», 2014. — 144 s.

3. Tkacheva T.M. Rol' lichnosti v obespechenii kachestva professional'noy podgotovki vypusknikov vuza. — M.: MADI, 2015. — 76 s.

4. Slastenin V.A., Isayev I.F., Shiyanov Ye.N. Pedagogika. Uchebnik. — M.: Izd-y tsentr «Akademiya», 2012. — 608 s.

5. Federal Law of 01.06.2005 N 53-FZ (as amended on 30.04.2021) "On the state language of the Russian Federation" // Laws, codes and regulations [Elektronnyy resurs]. — URL: https: // legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-01062005-n-53-fz-o/ (дата обращения 2021-06-07).

6. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii o sozdanii Fonda «Russkiy mir» (V redaktsii ukazov Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 13.01.2010 g. N 64; ot 07.06.2011 g. N 717; ot 27.07.2011 g. N 1018; ot 08.08.2012 g. N 1134; ot 28.12.2015

g. N 668, ot 25.12.2018 N 747) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: — URL: http:// http://www.kremlin.ru/acts/bank/25689 (Data obrashcheniya 2021-07-01).

7. Vystupleniye Svyateyshego Patriarkha Kirilla na torzhestvennom ot-krytii III Assamblei Russkogo mira [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http:// www.patriarchia.ru/db/text/928446.html (Data obrashcheniya 2021-07-01)

8. Russkiy yazyk i kul'tura rechi / Pod obshchey red. T.A. Yolshinoy, F.T. Akhu-nzyanovoy. — Kostroma, KGTU, 2011. — S. 117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.