А'. |
Н.Н. НЕМИЧ, Н.В. БОГДАНОВА
N.N. NEMICH, N.V. BOGDANOVA
«РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА»
«SPEECH CHARGING»
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ЗАРЯДКИ С ИНОСТРАННЫМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КУРСЕ
JOB SYSTEM FOR CONDUCTING A SPEECH CHARGING WITH FOREIGN MILITARY PERSONNEL AT A PREPARATORY COURSE
Сведения об авторах: Немич Наталья Николаевна - преподаватель 11 кафедры русского языка филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань, Самарская область. E-mail: nemich. natalya@mail. ru);
Богданова Надежда Валериевна - преподаватель 11 кафедры русского языка филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань, Самарская область. E-mail: bogdanowa. nadejda2018@yandex. ru).
Аннотация. В статье рассматривается понятие «речевая зарядка» и описывается система заданий по данному виду деятельности при обучении русскому языку иностранных военнослужащих (ИВС) а на подготовительном курсе.
Одна из главных задач преподавателя русского языка как иностранного на начальном этапе состоит в том, чтобы ввести ИВС в атмосферу иноязычного общения по изучаемой теме. Реализации этой задачи способствует регулярное и целенаправленное проведение речевой зарядки, которая позволит обучающимся подготовить артикуляционный аппарат к дальнейшей работе, повторить и усвоить активную лексику по различным темам.
к ч\ Щ I
Ключевые слова: речевая зарядка, иностранные военнослужащие, подготовительный курс, русский язык, система заданий, игра.
Information about the authors: Natalia Nemich - teacher at the Department of Russian language, Military Educational-Research Center of Air Force «Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin» (Syzran, Samara region. E-mail: nemich. natalya@ mail, ru);
Nadejda Bogdanowa - teacher at the Department of Russian language, Military Educational-Research Center of Air Force «Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin» (Syzran, Samara region. E-mail: bogdanowa. nadejda2018@yandex. ru);
Summary. This article deals with the concept of «speech charging» and describes the job system for this activity when training foreign military personnel at a preparatory course. One of the main tasks of the teacher of Russian as a foreign language at an early stage of education is to introduce a foreigner into the atmosphere of communication on the subject being studied. Regular and purposeful conducting of speech charging will allow students to prepare for further work, repeat and learn active vocabulary on a variety of topics.
Keywords: speech charging, foreign military personnel, a preparatory course, Russian language, job system, game.
Как показывает многолетняя практика преподавания в военном авиационном вузе, в начале практического занятия по дисциплине «Русский язык как иностранный» обычно отмечается речевая скованность иностранных военнослужащих. Преподавателю необходимо настроить курсантов и слушателей на коммуникацию, то есть провести речевую подготовку. Осуществлению этого вида деятельности помогает «речевая зарядка», которая представляет собой систему игровых упражнений, предназначенных для создания мотива общения и активизации диалогового взаимодействия.
Целью речевой зарядки, как считает С.М. Ахмедханова, является организация речевой тренировки, речемыслительной деятельности, естественной обстановки общения.
Мы считаем, что речевая зарядка - это продуманное, четко организованное начало занятия, способное ввести иностранных курсантов и слушателей в атмосферу неродного для них языка, стимулировать их дальнейшую работу, которая ориентирована на решение задач практического занятия.
К основным задачам речевой зарядки можно отнести:
• активизацию речевой деятельности;
• настройку слухового и речевого аппарата ИВС на русский язык;
• формирование у иностранных курсантов желания говорить по-русски;
• развитие спонтанной речи курсантов.
Необходимо отметить, что форма и содержание речевой зарядки зависит от ступени обучения, уровня знаний учащихся, целей занятия, учебного материала, особенностей физического и эмоционального состояния иностранных слушателей.
При подборе упражнений для речевой зарядки преподаватели кафедры русского языка учиты-
вают не только уровень владения русским языком иностранными слушателями, но и связывают ее тему с основными задачами занятия и готовят несколько вариантов на случай различных речевых ситуаций.
Изучение русского языка как иностранного предполагает многократность повторения языкового материала. Необходимо помнить о том, что не следует повторять один и тот же материал на каждом практическом занятии в течение всего учебного года. Механическое проговаривание пройденного материала приводит к потере интереса к языку, поэтому преподаватель русского языка как иностранного должен четко отслеживать момент усвоенного материала и переключать иностранцев на отработку новых лексических единиц и речевых образцов, внося новизну в микродиалоги.
Материалы речевой зарядки должны вызывать у иностранных военнослужащих стремление и желание говорить по-русски. Речевая зарядка должна проводиться в системе - каждое занятие - и не занимать много времени (10-15 мин.). Участие всех ИВС в речевой зарядке обязательно: обычно каждый курсант во время речевой зарядки взаимодействует и с преподавателем, и с другими членами группы.
В зависимости от целей и ступеней обучения выделяют следующие виды речевых зарядок: одноцелевые (артикуляционные, фонетические, грамматические, лексические), многоцелевые и комплексные.
Артикуляционные зарядки направлены на правильную постановку отдельных звуков. Чаще нами используются такие задания, как: азбука в стихах, поговорки, пословицы, скороговорки, подбор рифмующихся слов.
При работе со скороговорками рекомендуется следующий порядок:
1. Образцовое прочтение скороговорки преподавателем снача-
ла в быстром, затем в медленном темпе.
2. Снятие лексических трудностей.
3. Выделение согласного звука, повторяющегося многократно.
4. Медленное прочтение скороговорки вслух курсантами.
5. Чтение иностранными слушателями скороговорки вслух, постепенно увеличивая темп.
6. Проговаривание скороговорки вслух в быстром темпе.
7. Запоминание скороговорки наизусть.
Преподаватели кафедры русского языка используют скороговорки с применением различных презентационных материалов.
Например, для отработки звуков [Ш - С]: Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали - зубы сразу же сломали.
Для отработки звуков [Ч - Ш -Щ]: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Везет цапля щучку с чушкой. Щетина у чушки, чешуя у щучки. Поезд едет, скрежеща: ЖЕ - ЧЕ - ША - ЩА; ЖЕ -ЧЕ-ША-ЩА. [3, с. 8]
Для отработки звуков [р] и [р,]: (см. рис. 1).
На данном этапе можно использовать элемент соревнования: кто быстрее и без ошибок произнесет скороговорку.
В систему заданий для проведения речевой зарядки обязательно входят фонетические зарядки, где используются учебные стихотворения, песни, микротексты на различные темы и др.
При работе с учебными стихотворениями мы работаем по следующему плану: прослушивание текста, повторение за преподавателем слов ритмического словаря, совместное произнесение слов, повторение стихотворных строк, самостоятельное прочтение стихотворения, проверка преподавателем правильности фонетической реализации текста.
Например, при работе над стихотворением «Доброе утро» пре-
с*
Ж
подаватель сначала читает текст, затем слушатели повторяют слова из ритмического словаря (см. таблицу 1), читают самостоятельно.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Н. Красильников
В качестве речевых зарядок нашими преподавателями используются и песни, работа с которыми ведется по следующему плану:
1. Прослушивание песни.
2. Чтение текста песни преподавателем.
3. Проверка понимания текста песни посредством вопросов.
4. Снятие лексико-грамматиче-ских трудностей.
5. Интонационно-фонетическая отработка текста песни.
6. Хоровая отработка песни с музыкальным сопровождением.
7. Заучивание песни с письменной опорой, которая в процессе работы изменяется.
Специфика военного вуза предполагает овладение иностранными военнослужащими специальной лексикой. В связи с этим, преподавателями кафедры русского языка подбираются задания с военной лексикой. Так, например, ежегодно в мае иностранные курсанты и слушатели нашего филиала знакомятся с песней «День Победы». Для снятия лексико-грамматических трудностей предлагаются следующие задания:
Таблица 7. Ритмический словарь
ш
У крошки матрёшки Пропали серёжки. Серёжки Серёжка
Рис. 1. Скороговорка «У крошки матрешки»
1. Прочитайте. Значение незнакомых слов определите по словарю:
костер потухший, мартеновские печи, седина на висках, слезы на глазах.
2. Обратите внимание на значение слов и выражений:
версты = расстояния, порохом пропах = пахнет порохом,
на смыкать очей = не спать, пробежаться босиком = бежать без обуви,
вести битву = воевать, пол-Европы = половина Европы.
3. Прочитайте текст песни «День Победы». Скажите, о чем в ней поется.
При знакомстве с «Песней пилотов» В. Соловьева-Седого после прослушивания и чтения текста
иностранные курсанты выполняют следующие задания:
1. Прочитайте. Значение незнакомых слов определите по словарю:
перелетные птицы, нежный образ, сердце, тоска, ласковый взгляд.
2. Обратите внимание на значение слов и выражений:
быт = жизнь, первым делом = сначала, нежный образ в душе ты голубишь = мечтаешь о девушке, навеки = навсегда, нынче = сегодня, девчата = девушки.
3. Прочитайте текст «Песни пилотов». Скажите, о чем в ней поется.
Преподавателями кафедры русского языка проводятся грамматические зарядки, которые предназначены для поиска грам-
ТА-та ТА-та - та та - ТА - та та - ТА - та - та
кем-то
просто придумано
утро доброе и мудро здороваться
мудро при встрече становится
добрым и каждый доверчивым
длится до вечера
каждый
матических явлений, для анализа рифмовки частей речи, поиска явлений в отрывке из текста, для облегчения усвоения лексики и правил грамматики, речевых образцов.
Например, стихотворение «Он, она, оно» поможет научить иностранных слушателей различать род существительных, заменять неодушевленные имена существительные трех родов личными местоимениями: он, она, оно, ориентируясь по формальному признаку - окончанию или конечной согласной.
- Почему доска - она?
- Потому что буква «а». Книга, карта и стена, Ручка, комната - ОНА
- Почему письмо - оно?
- «О» - оно и «Е» - оно. Море, озеро, окно, Молоко, пальто - ОНО.
- Почему учебник - он? Здесь нет «а» и здесь нет «о». Карандаш и телефон, Стол, журнал, троллейбус - ОН.
- Слушайте теперь слова, Говорите: он, она.
Парк, театр, телефон, Магазин и город? -ОН!
- Школа, улица, страна, Волга и Москва? -ОНА!
-А метро, кино? -ОНО!
-Да, курсанты, Правильно.
Стихотворение «Лежебока» поможет запомнить употребление дней недели в винительном падеже для обозначения времени.
В понедельник я проснулся, А во вторник я зевнул, В среду сладко потянулся, А в четверг опять заснул.
Спал я в пятницу,
В субботу не ходил я на работу.
Но зато уж в воскресенье
Спал весь день без пробужденья.
Стихотворение «Играем в падежи» поможет запомнить названия и принятый порядок русских падежей, падежные вопросы и окончания имен существительных (одушевленных), а также усвоить некоторые слова, которые управляют этими падежами. В стихотворении заложен алгоритм выбора падежных окончаний: управляющее слово - вопрос - падеж - род -окончание.
Ребята! Начинается падежная игра.
Мы знаем именительный: кто там?
-Брат и сестра.
Сейчас вопрос - потом ответ -Вот правило игры.
Родительный: кого здесь нет?
- Брата и сестры.
Ты говоришь - я говорю
- И рады мы игре.
Дательный: кому звоню?
- Брату и сестре.
Играем вместе и вдвоем
В падежную игру.
Винительный: кого мы ждем?
- Брата и сестру.
В игре я падежи учу,
Доволен я игрой.
Творительный: с кем я дружу?
- С братом и сестрой.
Запомнить можем мы легко
Все падежи в игре.
Предложный: говорим о ком?
- О брате и сестре.
Лексические речевые зарядки используются нашими преподавателями для закрепления лексических единиц. Это и загадки, и рифмовки, и фразеологические обороты, и анекдоты, и прослушивание текстов, и распределение частей речи на смысловые столбики, и заполнение коллажа по определенной теме, и др.
Например, с большим интересом проходят речевые зарядки, на которых курсанты отгадывают ребусы (см. рис. 2).
В качестве речевых зарядок также используются и небольшие анекдотические истории, которые легки и доступны для восприятия
Выбери правильный ответ
9 Ш /и
у - ЩЯ -jb
Три гуся летят над нами, Три других - за облаками, Два спустились на ручей. Сколько было всех гусей?
Рис. 3. Тестовое задание
(Ю
¡ГЛ3 = * А ¿ - Ж i s- 1 1 t i tr
ПИП ■i Гт;
иностранными курсантами и слушателями.
Например:
1) - Сколько тебе лет, малыш?
- Не знаю.
- Как? Такой большой мальчик и не знаешь?
- Когда мне было два года, маме было двадцать восемь, а сейчас она всем говорит, что ей двадцать пять.
2) Сын обращается к отцу: «Папочка, когда человек научится говорить, чему он еще должен учиться?»
- Молчать,- отвечает отец.
Например, при изучении имен
числительных на практических занятиях подготовительного курса преподаватели кафедры используют на речевых зарядках тестовые задания (см. рис. 3).
В качестве многоцелевых речевых зарядок можно выделить беседу преподавателя с группой иностранных слушателей по теме пройденного занятия, толкование пословиц (см. рис. 4), цитат, подбор синонимов, антонимов, употребление слова или словосочетания в нужной форме, перифраз и др.
Преподавателями кафедры русского языка по результатам многолетнего опыта было создано и издано пособие «Речевая зарядка», которое представляет собой сборник заданий для проведения данного этапа занятия. Пособие включает четыре части, в каждой из которых представ-
лены речевые материалы аутентичного характера и задания к ним. Данное пособие с успехом и эффективностью применяется в нашем филиале при обучении иностранных военнослужащих.
Такой этап проведения практического занятия, как речевая зарядка, является необходимым условием развития у иностранных курсантов и слушателей навыков слушания, говорения и чтения.
Таким образом, можно сказать, что речевая зарядка - это важный вид активной учебной деятельности, способствующий повышению интереса к изучению русского язы-
ка как иностранного и развитию спонтанной речи.
Следовательно, только благодаря проведению речевых зарядок в системе преподаватель может решить целый комплекс задач: обеспечить контроль знаний, повысить мотивацию к изучению русского языка, решить воспитательные задачи и развивать у иностранных военнослужащих неподготовленную спонтанную речь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмедханова, С.М. Речевая зарядка как способ развития спонтанной речи// Молодой ученый. № 7 (66), 2014. С. 489-491.
2. Костомаров, В. Г., Митрофанова, ОД. Методика преподавания русского языка как иностранного. -М.: Русский язык, 1990.268 с.
3. Куликова, Т.Д. Речевая зарядка. Сборник текстов и заданий: учеб. пособие/ Т.Д. Куликова, Г. П. Сычева - Сызрань: ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (филиал, г. Сызрань), 2015. 108 с.
4. Чиркова, В.М. Развитие творческого потенциала студентов, изучающих русский язык как иностранный// Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4. С. 95-98.
Рис. 4. Работа с пословицей
который
мечтает