Научная статья на тему 'Речевая структура новостных текстов сетевых изданий'

Речевая структура новостных текстов сетевых изданий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
696
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ НОВОСТНОГО ГИПЕРТЕКСТА / STYLE FORMING CATEGORIES OF NEWS HYPERTEXT / НОВОСТЬ / NEWS / ГИПЕРТЕКСТ / HYPERTEXT / МНОГОВЕКТОРНОСТЬ / ПРОСПЕКТИВНОСТЬ / РЕТРОСПЕКТИВНОСТЬ / НАПРЯЖЕННОСТЬ / TENSION / MULTIVECTORNESS / PROSPECTIVENESS / RETROSPECTIVENESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дускаева Лилия Рашидовна

В статье представлен комплексный анализ ведущих закономерностей композиционного строения новостного гипертекста ступенчатости, многовекторности, которые в речевой структуре обеспечиваются проспективностью и ретроспективностью, а также поддержкой напряженности изложения. Исследование показывает существенные преобразования в речевом оформлении новости, которые прежде всего проявляются в усилении диалогичности, повышении оперативности, устремленности к лаконизму изложения, распространении стилистики завлекательности. Семантико-стилистический анализ новостных гипертекстов показывает недостаточную коммуникативную компетентность сотрудников новостного рунета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Дускаева Лилия Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH STRUCTURE OF NEWS NEXTS IN NETWORKS EDITIONS

The article gives a complex analysis of the main regularities of the news hypertext composition: step structure and multi-vectorness, which are provided by prospectiveness, retrospectiveness and narrative tension in the speech structure. The research revealed significant transformations in the news speech structure which primarily manifest in dialogueness, increase of efficiency, laconism and stylistic attractiveness. The semantic-stylistic analysis of the news hypertexts shows that runet news people do not have profound communicative competence.

Текст научной работы на тему «Речевая структура новостных текстов сетевых изданий»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 1(25)

УДК 070.4: 81'42

РЕЧЕВАЯ СТРУКТУРА НОВОСТНЫХ ТЕКСТОВ СЕТЕВЫХ ИЗДАНИЙ 1

Лилия Рашидовна Дускаева

д. филол. н., заведующий кафедрой речевой коммуникации Санкт-Петербургский государственный университет

199004, Санкт-Петербург, 1-я линия В.О., 26. LRD2005@yandex.ru

В статье представлен комплексный анализ ведущих закономерностей композиционного строения новостного гипертекста - ступенчатости, многовекторности, которые в речевой структуре обеспечиваются проспективностью и ретроспективностью, а также поддержкой напряженности изложения. Исследование показывает существенные преобразования в речевом оформлении новости, которые прежде всего проявляются в усилении диалогичности, повышении оперативности, устремленности к лаконизму изложения, распространении стилистики завлекательности. Семантико-стилистический анализ новостных гипертекстов показывает недостаточную коммуникативную компетентность сотрудников новостного рунета.

Ключевые слова: стилеобразующие категории новостного гипертекста; новость; гипертекст; многовекторность; проспективность; ретроспективность; напряженность.

Постановка проблемы. Значительные изменения в новостной индустрии массмедиа вновь и вновь заставляют исследователей обращаться к динамично развивающемуся феномену - новости в СМИ, прежде считавшемуся самым консервативным сегментом в медиадискурсе. Изменения предопределены целым рядом обстоятельств: 1. Поставщиками новости становятся не только СМИ, но и аудитория, последнее стало возможным благодаря блогам, твиттерам, социальным сетям и т.п. Формирование новости становится еще более диалогичным. 2. В результате глубокого технического прорыва возрастают оперативность и визуализация в подаче новости, в то время как вербальная сторона стремится к лаконизму. 3. В условиях серьезной конкуренции переживает динамичные изменения стилистика новостных текстов, поскольку стремится стать все более завлекательной. По всей видимости, мы становимся свидетелями зарождения новых форм и новых типов новостных текстов. Учитывая исключительную значимость указанных текстов в информационной политике массмедиа, представляется важным проанализировать особенности речевого развертывания новостного сообщения в сети Internet.

Анализ исследований по проблематике работы. Вопросы стиля и текстовой структуры новостных сообщений в газете исследовались ранее [ван Дейк 1989; Дроняева 2003; Дускаева, Кор-

нилова 2012; Солганик 1997 и др.]; в стилистических работах изучались особенности выражения в новости стандарта и экспрессивности, использования фатического начала. Однако в нашей статье предлагается проанализировать закономерности композиционного строения новостного гипертекста.

Представление о предмете сообщения - ситуации, событии, факте, личности - формируется в ходе развертывания новостного текста в сетевом пространстве, и появляется информационный продукт, именуемый новостью [см. подробнее: Дускаева 2012]. В новостном гипертексте объединяется общей темой совокупность сообщений, которые различаются по источнику и по времени поступления, но объединены тематически, переходы же от одного сообщения к другому обеспечены технически. Обратимся к основным свойствам речевого развертывания новости в гипертексте.

1. В отличие от линейного газетного текста, расширение гипертекста новости в Internet осуществляется ступенчато. Например, в www.AIF.ru на первом, самом оперативном, «горячем» этапе читатель в разделе «Культура» 26.03 2014 года может прочитать заголовок: 04:08 В Москве второй раз состоится «Ночь в театре». Как видим, основной смысл (ядро) сообщения уже передан (-о). Если пользователь решит восполнить недостающую информацию

© Дускаева Л. Р., 2014

179

(уточнить дополнительные обстоятельства происходившего), кликом мыши вызывает продолжение текста.

На следующей ступени уже указанной новостной ленты www.AIF.ru, ниже, пользователь имеет возможность получить дополнительные сведения о событии, прочитав подзаголовки: Более 40 театров Москвы примут участие в акции «Ночь в театре»; Путеводитель по «Ночи в театре»: куда сходить 26 марта. Далее по гиперссылке читатель переходит к следующей ступени - полному тексту.

Последний, наиболее полный вариант этой новости дается не только с краткими анонсами спектаклей, которые предлагается посмотреть во время упомянутой акции, но и с эпизодами из спектаклей. Содержательное поле сообщения может быть расширено за счет добавления гиперссылок, в которых размещается информация о биографических данных действующих лиц или об источнике информации, и за счет визуализации новостного текста. Новостные сообщения, помимо гиперссылок, сопровождаются фотографиями, имеющими свои заголовки и указание на источник. Эти фотографии разных жанров: как сюжетные, так и портретные. Развертывание новостной темы завершается, когда тема - информационный повод - перестает быть актуальным для читателя.

Главное отличие развертывания новостей рунета от линейного текста в ступенчатости, вариативности, а значит, полимодальности. Гипертекст технически обеспечивает возможность поливекторности (разнона-правленности) информирования, т.е. выбора вариантов прочтения и логики осведомления множеством источников информации, освещающих происшествие, и разнообразием способов подачи информации - гиперссылок, фотографий, видео- и аудиодемонстраций.

Таким образом, одна из важнейших особенностей подачи информации в новостном гипертексте состоит в том, что содержание не выстроено для медиапользователя заранее в целостной форме и степень знакомства с материалами зависит от активности реципиента. Хотя традиционная классическая композиция в таком тексте отсутствует, но просматривается саморазвивающаяся гиперструктура. Эта возможность заложена и в речевой структуре новостного текста. Далее продемонстрируем эти свойства гипертекста.

2. Для гипертекста новости чрезвычайно значимы когнитивно-коммуникативные и стилисти-ко-прагматические текстообразующие категории ретроспекции и проспекции, описанные в научной литературе применительно к линейным текстам. В линейных текстах они принимают непо-

средственное участие в развертывании смыслового содержания текста. Эту же функцию, но несколько по-иному и при участии других средств, они выполняют и в новостном гипертексте. Категория проспекции связана с экспликацией для медиапользователя последовательности поступления и анонсирования новых сообщений и указанием на их новизну, а ретроспекции - с экспликацией напоминания о том, что может быть известно читателям или уже сообщалось по данному новостному поводу.

Способы выражения категорий проспекции и ретроспекции различны. Свойства проспекции и ретроспекции имеют техническое обеспечение в виде гиперссылок, с помощью которых медиа-пользователю указывается направление последующего перехода от одной части текста к другой в виде стрелок браузера "назад" и "вперед". Ретроспекция в рассматриваемом сетевом издании проявляется за счет ссылок, которые даются на прошлые материалы газеты. Так сообщение на новостной ленте от 26.03.2014: 18:41 Сценарий второй части «Прометея» напишет Майкл Грин - повторяется, но размещается ниже с другими, уже под рубрикой «Кино»: Артхаусу «смерть», пиратам выгода. К чему приведёт квотирование кино; Чугунное утешение. Челя-бинцы ждут Ди Каприо, чтобы вручить ему свой «Оскар».

Однако проспекция и ретроспекция выражаются и в речевой ткани гипертекста. Указание на дальнейшее текстовое продвижение новости содержится в н а п о м и н а н и и читателям сведений о сценаристе: Грин принимал участие в создании сериалов «Секс в большом городе», «Герои», «Тайны Смолвиля», в анонсировании: Майкл Грин перепишет сценарий второй части фантастического фильма Ридли Скотта «Прометей», сообщает The Wrap. Названия будущего фильма пока нет, однако его съемки могут начаться уже осенью этого года, а в прокат лента выйдет в марте 2016-го. Принципиальной для данного фрагмента текста становится семантика будущего времени, создающаяся разными средствами и передающая анонсирование.

Рассмотрим фрагмент новостного гипертекста: На экраны выходит французский фильм «Красавица и чудовище». Свой вариант всемирно известной сказки предлагает мастер ужаса, автор «Сайлант Хилла» и «Братства волка» режиссер Кристоф Ганс. В главных ролях - Леа Сейду и Венсан Кассель. «Когда я писал сценарий, то думал именно об этих двух актерах», -рассказал Кристоф Ганс в интервью «РГ»... Проспекция выражена не только использованием глагольных форм будущего времени, но и косвенно - подчеркиванием новизны предлагаемой

версии уже известного произведения, передачей новых сведений о будущем фильме. Ретроспекция представлена сообщением в чужой речи с помощью глаголов прошедшего времени о реализованных в фильме идеях. Косвенно ретроспекция выражена в напоминании сведений о «мастере ужаса» и его уже известных произведениях.

Ретроспекция в гипертексте может проявиться в возврате к прежде сообщенному, его повторе и выражается, например, вводными предложениями отсылочного типа с темпоральным наречием (как сообщалось ранее, ранее сообщалось), резюмирующими вводными словосочетаниями (таким образом, следовательно), формами прошедшего времени (например: по словам организаторов выставки, несмотря на свое название «фарфоровые», эти куклы делались из папье-маше, дерева или композитной массы. Фарфоровыми были только головы. Эта технология применялась во всей Европе). Кроме того, ретроспекция выражается и в вариативных повторах основной содержательно-фактуальной информации - темы сообщения, например, в уже указанной новостной ленте первоначально сообщение давалось в компактной форме заголовка: Сценарий второй части «Прометея» напишет Майкл Грин. В основном тексте эта информация передается уже по-иному, более полно: Майкл Грин перепишет сценарий второй части фантастического фильма Ридли Скотта «Прометей».

3. В речевом развертывании новости проявляется такое свойство, как напряженность [Ав-росин 1986], что обусловлено необходимостью как можно дольше удержать реципиента в Интернете. Для этого используются различные стилистические способы создания и сохранения интриги. В целом эта проблема требует специального исследования, мы же здесь ограничимся несколькими замечаниями. Отметим, в частности, что напряженность наблюдается в формулировке заголовков и непосредственно в тексте.

В заголовках напряженность создается, в частности, благодаря максимальному «сгущению» содержания новостного сообщения, его лакониза-ции, это передается предложением структурной схемы N1-^-: Митингующие оказали сопротивление милиции Бишкека; Генпрокурор Украины защитил КС от посягательств и лег в больницу; Режиссер ГЦКЗ «Россия» повторно признан невиновным в покушении на убийство.

В гипертексте напряженность поддерживается различными способами и приемами. Рассмотрим их на примере сообщения о взрыве на шахте Ульяновская в Кемеровской области в марте 2007 г.; материал взят из архива www.lenta.ru. Развертывание новостного гипертекста начина-

ется с публикации констатирующего факт заголовка-гиперссылки на www.lenta.ru: 19.03 12:14 В кузбасской шахте произошел взрыв. Новость развертывается так, чтобы соответствовать информационным ожиданиям аудитории: последовательно, «порционно» даются ответы на те привычные для потребителя новостей вопросы: кто? почему? как? Содержательное приращение происходит по нескольким основным направлениям: первое направление - уточнение количества спасенных горняков и количества жертв аварии, второе - выяснение причин аварии, третье - расследование случившегося. Последний элемент в информационном отношении особенно важен: общество должно знать, кто виноват в чудовищных последствиях аварии.

Напряжение в повествовании возрастает с появлением версий причин взрыва, ср.: 19.03.2007, 19:40:13. Взрыв на кузбасской шахте «Ульяновская» произошел после обрушения породы основной кровли и выдавливания метана в горные выработки 20.03.2007, 11:54:26. В связи с происшествием в «Ульяновской» областная прокуратура возбудила уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности при ведении горных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Далее, кроме основной рабочей версии, рассматривается и другая -"ошибка в проектировании". Напряжение возрастает из-за образующегося в информационном поле реципиента противоречия, которое вызвано, с одной стороны, сообщением о взрыве, а с другой стороны, сообщением о том, что шахта «Ульяновская» - одно из новейших угледобывающих предприятий Кузбасса, оснащенное самым современным оборудованием, а очевидных технологических причин, приведших к взрыву в шахте, не было, так как по данным Ростехнадзора, руководство шахты проходило аттестацию в центральном аппарате ведомства на предмет знаний техники безопасности, а компания «Южкузбассуголь», которой принадлежит шахта, имеет все необходимые лицензии Рос-технадзора ... Последняя комплексная проверка шахты проводилась инспекторами Ростехнад-зора с 7 по 15 марта 2007 г. Напряженность усиливается использованием форм превосходной степени прилагательных при положительной оценке состояния оборудования. Необходимость раскрыть видимое противоречие, возникшее в информационном поле читателя, требует дальнейшего информирования: 26.03.2007, 12:08:47 установленное там оборудование эксплуатировалось с грубейшими нарушениями, сообщает пресс-служба Ростехнадзора. Использование суперлатива грубейшими способствует поддержке напряженности изложения. Наконец, посте-

пенно с расширением новостного поля тайное становится явным: причина трагедии опять оказывается в пресловутом «человеческом факторе». Как видно из анализа, напряженность поддерживается типичными для новости способами - использованием интенсификаторов при раскрытии противоречия, «сгущением» информации, введением дополнительных ее порций в строгом соответствии с ожиданиями медиаполь-зователей.

4. Важнейшей тенденцией в новостной индустрии современности оказалось стремление привлечь, удивить читателей, для этого используются разные средства: В Ярославле открылась выставка уникальных кукол. Все кукольные редкости приехали из костромского музея уникальных кукол и игрушек. Дата рождения многих из них - конец XIX - начало XX века. Причем розовощекие фарфоровые милашки в платьях с кружевами и оборками сохранились идеально вместе со всем своим гардеробом -RG.RU.26.03.2014. Интенция удивить новостью, привлечь внимание к выставке выражена в тексте подчеркиванием уникальности экспонатов, использованием олицетворения.

Однако в целом широкая развлекализация ме-диадискурса более всего выразилась во всепроникающей устремленности к игре. Интенции поразить, выделиться, оказаться во что бы то ни стало замеченным, в конечном счете добиться, чтобы «тебя купили», становятся ведущими в том числе в усилении напряженности новостного текста.

Установку на завлекательность можно наблюдать в информационной политике многих сетевых изданий. Расчет на то, чтобы привлечь внимание, обнаруживается в заголовочных обещаниях представить шокирующие подробности, связанные со смертью, расправой, бойней. Это понятно: страшное, ужасное неотвратимо притягивает внимание человека, не позволяя переключиться на другую информацию. Обращают на себя внимание выделенные шрифтом слова, которые активно используются в сети: «жестоко», «жесть», «горе», «трагедия», например: Новая драма в семье Пугачевой; Страшную трагедию принес в семью новорожденный малыш; Скрывать больше нечего! Вся страна уже знает об этом горе!; Трагические подробности беременности Кейт Миддлтон. Все в трауре. Эти устрашающие слова, с точки зрения авторов, должны завлечь читателя в «паутину информирования». Однако «запугивание» сводится в конечном счёте к одному - к развлечению, а информирование оказывается семантически опустошенным. Вместе с тем семантически опустошаются слова «горе, траур, трагедия, драма».

По-видимому, есть в употребительности таких слов с целью развлечения опасность: а не перестанут ли они от частого употребления воздействовать? А не окажется ли так, что в момент столкновения с бедой, истинным горем человека не «зацепит» и, многократно развлекаемый этими словами, он останется безучастным, а значит, лишится очень важного человеческого качества -способности к соучастию и к сопереживанию?

Безусловно, вызывает удовольствие знакомство с текстами, творчески обработанными, в которых небанально, а порою остроумно используются фонетические, орфографические, семантические... средства в сочетания слов, они помогают что-то уточнить и прояснить в сообщении, пробуждают и активизируют мысль читателя, разумеется, повышают интерес к печатному слову. Но грубое нарушение норм публичного общения искажает значимость слова, вводит читателя в заблуждение. Этим не только разрушаются устоявшиеся правила построения новостного текста, но и искажается и вульгаризируется картина мира, создаваемая журналистами. Причем в условиях медиатизации общества все это усваивается читателем, а значит, деформируется языковой вкус.

Таким образом, развлекализация проявляет себя в творческой практике СМИ неоднозначно: с одной стороны, в ней - протест против использования закоснелых форм и поиск новых, благодаря чему реализуется органично присущая языку журналистики установка на новизну выражения и рекламность. Однако другая сторона таких поисков - культивирование безобразного, устрашающе-агрессивного. Культивирование стратегии устрашения опасно тем, что приучает к этому, деформируя эмоциональный мир человека.

Выводы. Важнейшая особенность речевой структуры новости в гипертексте проявляется в отсутствии традиционной классической композиции, в незавершающейся гиперструктурности, обладающей способностью к саморазвитию. Благодаря поливекторности информирования, вызванной ее разнонаправленностью, в а-риативна логика осведомления. Этому же способствует множественность источников информации и разнообразие способов подачи информации - гиперссылок, фотографий, видео-и аудиодемонстраций. Речевая структура обеспечивает эту возможность тем, что а) стимулирует продвижение реципиента по гипертексту; б) поддерживает интерес к предмету речи; в) продвигает по гипертексту, ориентируя в его многовекторном пространстве.

Перспективы дальнейших исследований. Уже на этапе первоначальных наблюдений за

развертыванием новостного гипертекста закономерно встает проблема исследования композиционно-стилистических особенностей медиатек-ста, способствующих адекватной передаче смыслов в этих условиях. Изучение развертывания информирования в гипертексте позволит уточнить картину развития глобальной новостной индустрии, обнаружить и оценить огромные возможности информирования, предоставляемые Internet. Однако уже сейчас очевидно, что новостной гипертекст ставит перед обществом множество культурно-речевых проблем, не обращать внимания на которые небезопасно.

Примечания

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Культурно-просветительский медиадискурс» № 14-34-01028.

2 Обратим внимание читателя на то, что сообщение В Петербурге расследуют гибель хозяина бойцового пса от рук каратиста. в результате использования в нем фразеологизма от рук уже содержит косвенное обвинение каратиста, хотя суд еще не определил, кто в происшедшем прав, а кто виноват. А заголовок Владелец бойцовой собаки умер, пытаясь застрелить прохожего из-за замечания. совершенно нелеп, поскольку в нем нарушены причинно-

следственные связи: главное действие - умер, а дополнительное действие (указанное в деепричастии) - пытаясь застрелить. Очевидно, что тенденция к лаконизации должна быть обеспечена коммуникативной компетенцией информирующего.

Список литературы

Авросин С. В. Напряженность в рекламном тексте // Речевое воздействие: психологический и психолингвистический аспекты. М.: МГУ, 1986. С.131-146.

Дейк ван Т. А. Анализ новостей как дискурса // Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. С.111-160.

Дроняева Т. С. Информационный подстиль // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учеб. пособие. М.: МГУ, 2003. С. 273-298.

Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2012. 274 с.

Дускаева Л. Р., Корнилова Н. А. Этикетные речевые жанры в газетном дискурсе // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. Вып. 3(19). С. 177-185.

Солганик Г. Я. Стилистика текста: учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 1997. 256 с.

SPEECH STRUCTURE OF NEWS NEXTS IN NETWORKS EDITIONS Lilia R. Duskaeva

Head of Speech Communication Department Saint Petersburg State University

The article gives a complex analysis of the main regularities of the news hypertext composition: step structure and multi-vectorness, which are provided by prospectiveness, retrospectiveness and narrative tension in the speech structure. The research revealed significant transformations in the news speech structure which primarily manifest in dialogueness, increase of efficiency, laconism and stylistic attractiveness. The semantic-stylistic analysis of the news hypertexts shows that runet news people do not have profound communicative competence.

Key words: style forming categories of news hypertext; news; hypertext; multivectorness; prospectiveness; retrospectiveness; tension.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.