Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2021. Volume 11. Issue 8
Ю: 2021-08-27-Т-19537 Тезис
Эмирбеков Р.Ф.
Речевая культура как необходимое условие общей профессиональной компетенции врача
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной
коммуникации
Научный руководитель: Высоцкая Е.В.
Еще во времена античности врачи понимали важность речевого воздействия на душу больного, а не только на тело. «Medice, cura aegrotum, sed non morbum!» - Врач, лечи больного, а не болезнь. В высказывании, приписываемом Гиппократу, говорится о личностном подходе к каждому пациенту.
В связи с развитием современных медицинских технологий коммуникативная компетентность врача теряет свою значимость. Выдающийся русский врач В.М. Бехтерев говорил: «Если после первой встречи с врачом больному не стало лучше, то это плохой врач». Многим врачам это выражение может показаться устаревшим и бесполезным, не имеющим никакой связи с современной медициной. Но немаловажно видеть самого человека, ведь на фоне заболевания он чувствует себя подавленным, встревоженным от неизвестности прогноза и какие могут быть последствия болезни. Вот почему в процессе общения с пациентом важно не только назначить правильное лечение, но и эмоционально поддержать, успокоить, бережно донести правдивую информацию о его состоянии его здоровья или диагнозе и достичь комплаенса в общении.
Важно понимать, что формальный подход в процессе общения в рамках врач - пациент неприемлем. В этом случае пациент увидит чересчур уверенного в себе человека и сделает вывод, что такой врач несерьезно отнесется к его болезни. Внимательность, вежливость, сопереживание, разъяснение и эмпатия со стороны врача вызывают у пациента доверие и надежду на выздоровление.
Из вышесказанного естественно и логично вытекает следующее - тема по улучшению коммуникации в диаде «врач -пациент» требует пристального внимания специалистов. В первую очередь для того чтобы контакт был эффективным и комфортным для обеих сторон, на сегодняшний день актуальным является обучение будущих врачей коммуникативным навыкам.
У каждого человека есть личностные особенности, и если врач умеет их распознавать, то ему легко выстроить доверительные отношения с любым пациентом.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, речевое воздействие, общение
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2C21