Научная статья на тему 'К вопросу о динамике стилей общения врача в зависимости от личностной реакции пациента на заболевание'

К вопросу о динамике стилей общения врача в зависимости от личностной реакции пациента на заболевание Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / СТИЛИ ОБЩЕНИЯ / ВРАЧ / ПАЦИЕНТ / РЕАКЦИИ НА ЗАБОЛЕВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самсонова О. А., Трушина В. С., Радина В. А., Полякова В. А., Маркова А. А.

Ю.К. Абаев, рассматривая искусство общения врача с пациентом, указывает на то, что врач должен быть гибким в общении и умело менять тактику общения с пациентами. При этом врач должен принимать во внимание как личностные особенности пациента, так и его реакцию на заболевание. А.Е. Личко и Н.Я. Иванов выявили и описали несколько типов реакций пациентов на заболевание. Исходя из этого можно предположить, что если врач будет использовать один и тот же стиль общения со всеми пациентами, имеющими различную реакцию, то общение будет затруднено или даже будет причинять вред пациентам. Например, пациенты с сенситивной или меланхолической реакцией на заболевание могут быть психологически травмированы, если врач в общении с ними будет придерживаться исключительно авторитарного стиля. В то же время пациенты с неврастенической или эгоцентрической реакцией на заболевание при общении с врачом, который избрал альтероцентричный стиль, могут стремиться занять ведущую позицию в общении, так как они могут принять ориентацию врача на цели пациента за слабость с его стороны или профессиональную некомпетентность, которая таким образом скрывается им. Даже диалогический стиль, признаваемый К. Роджерсом как гуманистический стиль, не всегда может быть использован. Так, например, пациенты с апатической реакцией при таком стиле не будут идти на контакт с врачом, поскольку они не желают принять на себя часть ответственности за лечение. В связи с этим становится понятным высказывание Б.Е. Вотчала, что умение хорошего врача говорить с пациентом отличает его от эрудированного врача. На основании вышесказанного можно прийти к выводу: если лечащий врач способен прагматично изменять свой стиль общения с пациентами в зависимости от их реакции на заболевание, то, во-первых, он успешнее будет общаться с пациентами, во-вторых, сможет точнее поставить диагноз за счет собранной информации, в-третьих, процесс лечения будет более эффективным, так как между врачом и пациентом не будет коммуникативных преград.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о динамике стилей общения врача в зависимости от личностной реакции пациента на заболевание»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2019. Volume 9. Issue 10

ID: 2019-10-81-T-18880 Тезис

Самсонова О.А., Трушина В.С., Радина В.А., Полякова В.А., Маркова А.А.

К вопросу о динамике стилей общения врача в зависимости от личностной реакции пациента на

заболевание

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной

коммуникации

Научный руководитель: асс. Князев Е.Б.

Ю.К. Абаев, рассматривая искусство общения врача с пациентом, указывает на то, что врач должен быть гибким в общении и умело менять тактику общения с пациентами. При этом врач должен принимать во внимание как личностные особенности пациента, так и его реакцию на заболевание.

А.Е. Личко и Н.Я. Иванов выявили и описали несколько типов реакций пациентов на заболевание. Исходя из этого можно предположить, что если врач будет использовать один и тот же стиль общения со всеми пациентами, имеющими различную реакцию, то общение будет затруднено или даже будет причинять вред пациентам. Например, пациенты с сенситивной или меланхолической реакцией на заболевание могут быть психологически травмированы, если врач в общении с ними будет придерживаться исключительно авторитарного стиля. В то же время пациенты с неврастенической или эгоцентрической реакцией на заболевание при общении с врачом, который избрал альтероцентричный стиль, могут стремиться занять ведущую позицию в общении, так как они могут принять ориентацию врача на цели пациента за слабость с его стороны или профессиональную некомпетентность, которая таким образом скрывается им. Даже диалогический стиль, признаваемый К. Роджерсом как гуманистический стиль, не всегда может быть использован. Так, например, пациенты с апатической реакцией при таком стиле не будут идти на контакт с врачом, поскольку они не желают принять на себя часть ответственности за лечение. В связи с этим становится понятным высказывание Б.Е. Вотчала, что умение хорошего врача говорить с пациентом отличает его от эрудированного врача.

На основании вышесказанного можно прийти к выводу: если лечащий врач способен прагматично изменять свой стиль общения с пациентами в зависимости от их реакции на заболевание, то, во-первых, он успешнее будет общаться с пациентами, во-вторых, сможет точнее поставить диагноз за счет собранной информации, в-третьих, процесс лечения будет более эффективным, так как между врачом и пациентом не будет коммуникативных преград.

Ключевые слова: медицина, стили общения, врач, пациент, реакции на заболевания

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.