Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2019. Volume 9. Issue 10
ID: 2019-10-81-T-18880 Тезис
Самсонова О.А., Трушина В.С., Радина В.А., Полякова В.А., Маркова А.А.
К вопросу о динамике стилей общения врача в зависимости от личностной реакции пациента на
заболевание
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной
коммуникации
Научный руководитель: асс. Князев Е.Б.
Ю.К. Абаев, рассматривая искусство общения врача с пациентом, указывает на то, что врач должен быть гибким в общении и умело менять тактику общения с пациентами. При этом врач должен принимать во внимание как личностные особенности пациента, так и его реакцию на заболевание.
А.Е. Личко и Н.Я. Иванов выявили и описали несколько типов реакций пациентов на заболевание. Исходя из этого можно предположить, что если врач будет использовать один и тот же стиль общения со всеми пациентами, имеющими различную реакцию, то общение будет затруднено или даже будет причинять вред пациентам. Например, пациенты с сенситивной или меланхолической реакцией на заболевание могут быть психологически травмированы, если врач в общении с ними будет придерживаться исключительно авторитарного стиля. В то же время пациенты с неврастенической или эгоцентрической реакцией на заболевание при общении с врачом, который избрал альтероцентричный стиль, могут стремиться занять ведущую позицию в общении, так как они могут принять ориентацию врача на цели пациента за слабость с его стороны или профессиональную некомпетентность, которая таким образом скрывается им. Даже диалогический стиль, признаваемый К. Роджерсом как гуманистический стиль, не всегда может быть использован. Так, например, пациенты с апатической реакцией при таком стиле не будут идти на контакт с врачом, поскольку они не желают принять на себя часть ответственности за лечение. В связи с этим становится понятным высказывание Б.Е. Вотчала, что умение хорошего врача говорить с пациентом отличает его от эрудированного врача.
На основании вышесказанного можно прийти к выводу: если лечащий врач способен прагматично изменять свой стиль общения с пациентами в зависимости от их реакции на заболевание, то, во-первых, он успешнее будет общаться с пациентами, во-вторых, сможет точнее поставить диагноз за счет собранной информации, в-третьих, процесс лечения будет более эффективным, так как между врачом и пациентом не будет коммуникативных преград.
Ключевые слова: медицина, стили общения, врач, пациент, реакции на заболевания
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2019