Научная статья на тему 'Трансактный анализ в профессиональной деятельности врача'

Трансактный анализ в профессиональной деятельности врача Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
558
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСАНКТНЫЙ АНАЛИЗ / ВРАЧ / ЭРИК БЕРН / ПАЦИЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ушакова Д.Д., Шевлякова А.Д.

Процесс и качество лечения в значительной степени зависит от умения вести с пациентом диалог. Специалист должен уметь не только слушать, но и слышать пациента, чтобы точно выявить те проблемы, с которыми пациент к нему обратился. В статье мы поговорим о психологической модели трансактного анализа американского психотерапевта Эрика Берна. У каждого человека есть три эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок. Специалист использует их все в зависимости от конкретной ситуации. В разговоре с пациентом врачу стоит определить, какую позицию выбирает оппонент. Зачастую это позиция «Ребенок». В такой ситуации, как правило, врач принимает роль «Родителя». Опасность такого перераспределение позиций заключается в том, что вся ответственность ложится на врача, в то время как для эффективного взаимодействия необходимо разделение ответственности за лечение между врачом и пациентом. В ситуации, когда оба оппонента принимают роль «Ребенка», может случиться конфликт, а верное решение не будет найдено. В ситуации, где пациент и врач занимают позицию «Родитель», диалог может перейти в конфликт, где каждый пытается доказать свою точку зрения и правоту, что тоже не ведет к положительному процессу взаимодействия и лечению соответственно. Наиболее эффективным вариантом будет общение «Взрослый-Взрослый». Каждый оппонент, имея свою точку зрения, готов выслушать и принять другое мнение. В настоящее время пациенты отказываются занимать пассивную позицию в диалоге с врачом, они стремятся к активной коммуникации, пытаясь быть услышанными и понятыми врачом. В связи с этим особую значимость приобретают психологическая и коммуникативная компетентность врача. Для успешного диалога врача и пациента важно выбрать оптимальный способ подачи информации, а характер общения должен будет соответствовать намерениям и ожиданиям обеих сторон. Именно поэтому обращение к трансактному анализу особенно важно для такой лингвоактивной профессии, как врач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансактный анализ в профессиональной деятельности врача»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2019. Volume 9. Issue 10

Ю: 2019-10-81-Т-18948 Тезис

Ушакова Д.Д., Шевлякова А.Д.

Трансактный анализ в профессиональной деятельности врача

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной

коммуникации

Научный руководитель: Сергеев А. С.

Процесс и качество лечения в значительной степени зависит от умения вести с пациентом диалог. Специалист должен уметь не только слушать, но и слышать пациента, чтобы точно выявить те проблемы, с которыми пациент к нему обратился. В статье мы поговорим о психологической модели трансактного анализа американского психотерапевта Эрика Берна. У каждого человека есть три эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок. Специалист использует их все - в зависимости от конкретной ситуации.

В разговоре с пациентом врачу стоит определить, какую позицию выбирает оппонент. Зачастую это позиция «Ребенок». В такой ситуации, как правило, врач принимает роль «Родителя». Опасность такого перераспределение позиций заключается в том, что вся ответственность ложится на врача, в то время как для эффективного взаимодействия необходимо разделение ответственности за лечение между врачом и пациентом. В ситуации, когда оба оппонента принимают роль «Ребенка», может случиться конфликт, а верное решение не будет найдено. В ситуации, где пациент и врач занимают позицию «Родитель», диалог может перейти в конфликт, где каждый пытается доказать свою точку зрения и правоту, что тоже не ведет к положительному процессу взаимодействия и лечению соответственно. Наиболее эффективным вариантом будет общение «Взрослый-Взрослый». Каждый оппонент, имея свою точку зрения, готов выслушать и принять другое мнение.

В настоящее время пациенты отказываются занимать пассивную позицию в диалоге с врачом, они стремятся к активной коммуникации, пытаясь быть услышанными и понятыми врачом. В связи с этим особую значимость приобретают психологическая и коммуникативная компетентность врача. Для успешного диалога врача и пациента важно выбрать оптимальный способ подачи информации, а характер общения должен будет соответствовать намерениям и ожиданиям обеих сторон. Именно поэтому обращение к трансактному анализу особенно важно для такой лингвоактивной профессии, как врач.

Ключевые слова: трансанктный анализ, врач, Эрик Берн, пациент

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.