Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2019. Volume 9. Issue 10
Ю: 2019-10-81-Т-18882 Тезис
Толокаев С.Р., Алипкалиев Д.Б., Вихристюк Н.В.
Особенности ораторского искусства в общении врача с пациентом
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной
коммуникации
Научный руководитель: асс. Князев Е.Б.
С древнейших времен врачам известно, что слово может исцелять, дарить жизнь и отнимать ее. По мнению Л.Л. Алексеевой, привлечение внимания к правам пациента привело к переосмыслению отношений между врачом и пациентом. Это, в свою очередь, определило общение как один из важных аспектов работы врача с пациентами.
В беседе с пациентом специалист может собрать много полезной информации (о болезни пациента, образе его жизни), которая позволит врачу правильно поставить диагноз и в дальнейшем определить ход лечения. Поэтому для врача вместе с профессиональными медицинскими знаниями и навыками важны также его коммуникативные навыки, к числу которых относится и ораторское мастерство. Как показывают исследования Е.Н. Гринько, Л.А. Цветковой, А.Ф. Краснова, владение данным искусством способно оказать неоценимую помощь врачу в общении с пациентами, так как позволяет ему наиболее эффективно выразить свою мысль, донести ее до пациентов и отстаивать в дальнейшем, если это оказывается необходимым для их успешного лечения. Кроме того, ораторское искусство для врача оказывается полезным и потому, что овладевший им врач всегда поднимается по карьерной лестнице быстрее своих нерешительных коллег.
Вместе с тем ораторское мастерство, применяемое врачом, имеет свои особенности.
Во-первых, используя ораторские навыки, врач всегда должен руководствоваться интересами пациентов, признавать их права, уважать честь и достоинство. То есть видеть в своих пациентах не объект для воздействия при помощи ораторского мастерства, а равноправных субъектов общения даже несмотря на тот факт, что ораторское мастерство - это монологическая речь.
Во-вторых, применение ораторских навыков врачом оказывается для него средством личной защиты, позволяя на ранних этапах предотвращать деструктивный конфликт с агрессивно настроенным пациентом или его представителями. Это оказывается немаловажным в условиях недостаточной разработанности нормативно-правовых актов о применении средств личной защиты медицинским персоналом.
Ключевые слова: ораторское искусство, врач, пациент
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2019