УДК 372.881.111
Науч. спец. 13.00.08
DOI: 10.36809/2309-9380-2020-28-97-99
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА И ОРАТОРСКОЕ
МАСТЕРСТВО СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ (на примере дисциплины «Иностранный язык»)
В статье рассматривается проблема речевой культуры и ораторского мастерства современных студентов технических вузов на примере дисциплины «Иностранный язык». Согласно теории ораторского мастерства, в работе выделены четыре категории-классификации навыков владения устной речью, которые можно отнести к говорению на английском языке: физический, лингвистический, когнитивный, социально-эмоциональный. Автор дает рекомендации по построению успешной речи, которая привлечет внимание слушателей.
Ключевые слова: речевая культура, ораторское мастерство, иностранный язык, навыки владения устной речью, студенческая научно-практическая конференция.
О. В. Абрамова O. V. Abramova
SPEECH CULTURE AND THE ART OF
RHETORIC OF MODERN STUDENTS IN TECHNICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS (the Case of the Subject "Foreign Language")
The article deals with the problem of speech culture and oratory skills of modern students of technical universities on the example of the discipline "Foreign language". According to the theory of rhetoric, the work identifies four categories-classifications of speaking skills that can be attributed to speaking in English: physical, linguistic, cognitive, social-emotional. The author gives recommendations for building a successful speech that will attract the attention of listeners.
Keywords: speech culture, art of rhetoric, foreign language, oral communication skills, students' scientific-practical conference.
Условия современной жизни, требующие от человека высокого уровня культуры и умения общаться в любой сфере деятельности, определяют необходимость владения универсальными способами самореализации и самовыражения, умения организовывать коммуникативные процессы и достигать целей в межличностном общении. Наиболее востребованной и поэтому актуальной для представителей любой профессии и вида занятий стала сегодня правильная речевая деятельность, предполагающая прежде всего высокую культуру владения письменным и устным словом, а также наличие навыков речевого воздействия на слушателя.
По мнению некоторых ученых, показатели речевой культуры нынешних студентов значительно ниже, чем лингвистические навыки их предшественников. Делается нерадостный вывод о том, что риторические компетенции современного студенчества существенно понизились [1, с. 192], что делает актуальным развитие ораторского мастерства на занятиях в вузе.
Согласно теории ораторского мастерства, существует четыре категории классификации навыков владения устной речью, которые можно отнести к говорению на английском языке:
1. Физический.
Это контроль языка тела и тембра голоса, характерных для жителей англоговорящих стран. Например, верно ли используется в данной ситуации проекция голоса говорящего, модулируется ли тон голоса в соответствии с темой беседы, усиливают ли жесты смысл выступления, если речь идет о презентационной работе? Немаловажно учитывать и обстановку во время выступления. Эти факторы дают возможность понять, в какой мере выступающий владеет своей темой, в состоянии ли он ответить на возникшие вопросы.
Кроме того, показателями уверенного владения темой могут стать ровная осанка и улыбка — именно они привлекают внимание зрителей и удерживают его.
2. Лингвистический.
Языковые знания и навыки говорящего на иностранном языке — фундамент коммуникативной деятельности. Именно благодаря богатому лексическому багажу, умелому использованию метафор и других эмоционально окрашенных риторических конструкций, а также высокому уровню фонетических навыков удается сделать речь богатой и интересной.
3. Когнитивный.
Важны не только качество, но и содержание общения. Всегда необходимо следить за тем, понимают ли слушатели докладчика и насколько глубоко. Но обратный процесс также важен — к примеру, насколько выступающий хорошо понимает и слышит вопросы от слушателей, умеет ли воспринимать информацию от других людей, верно ли рассуждает и не путается ли в собственных мыслях? Дискуссии с оппонентами в данном случае — хорошая тренировка построения разговорной речи.
4. Социально-эмоциональный.
Построение позитивного общения и удержание внимания говорящим проясняют этот аспект. Здесь учитывается возможность использования беседы как метода решения вопросов в рабочей обстановке. Демонстрируя свое умение слушать и внимательно относиться к личности и идентичности других людей, говорящий может проявить свои лучшие качества, благодаря речи выразить их в общении.
Необходимо заметить, что имеется и дополнительная категория — визуальная. Она заключается в использовании графических элементов (картинок, схем, графиков и т. п.) в процессе презентации своей темы. В работе на семинарах
подразумеваются как распечатки визуального материала, так и проекции на экране во время презентации. Во время работы на конференциях используются проекции как наиболее удобный способ.
Выступая перед аудиторией, студенты технических вузов часто демонстрируют проблему поведенческого характера — отсутствие умения удерживать внимание и управлять им. Часто студенту может мешать быть интересным страх перед публичными выступлениями. Причем возникнуть он может как в вузе, так и значительно раньше в ходе негативного опыта. Важной задачей преподавателя становится определить эту проблему и вовремя исправить ее, доброжелательно выражая свою личную заинтересованность в успехе обучающегося.
Формируя свое умение публично мыслить на иностранном языке, студент повышает результативность использования полученных знаний в дальнейшем. Преподавателю важно стимулировать речевую активность студентов во время обсуждений, создавать позитивную атмосферу на занятиях. Повышая лояльность аудитории, убеждая каждого в важности собственного мнения по разнообразным вопросам, педагог побуждает обучающихся активнее общаться, понимать выступающего и помогать друг другу [2, с. 184].
Затрагивая вопрос коммуникативной компетенции, создаваемой в числе прочего в процессе занятий по английскому языку, необходимо отметить важность ораторской деятельности. Публичное выступление студента технического вуза на иностранном языке должно обладать следующими характеристиками:
- свободное применение невербальных приемов,
- уверенное владение текстом,
- следование грамматическим и лингвистическим языковым нормам.
Стоит оценивать выступление как устную речь, со своими особенностями: связностью, ситуативностью, спонтанностью, вариативностью и т. п.
Каким образом можно стать успешным оратором? Некоторые ученые считают особо важной роль врожденных индивидуально-психологических особенностей, в числе которых потребность в общении, развитые мышление и память, высокий уровень восприятия, положительный эмоциональный тонус и устойчивая нервная система. Другие уверены, что, даже не обладая перечисленными качествами изначально, их можно развить. Несомненна ведущая роль практической деятельности, без которой ораторское искусство останется на низком уровне даже при наличии комплекса упомянутых характеристик [3, с. 10].
Для современного успешного человека умение применять приемы ораторского мастерства — один из важнейших показателей профессиональной компетентности. Достижение высот в любом виде деятельности невозможно без навыка убеждения, умения четко выражать свои мысли. Ораторское искусство повышает эффективность публичных выступлений, когда необходимо донести и защитить перед слушателями свои идеи, поделиться важной информацией о проекте, побудить к совместной работе.
Развивая коммуникативную и социокультурную компетенции у студентов Московского авиационного института
(Национального исследовательского университета) на кафедре «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей», преподаватели указывают, что один из способов роста ораторского мастерства — повышение речевой культуры благодаря подготовке и участию обучающихся в научно-практических конференциях. Сегодняшнему студенту важно тренировать навыки общения и взаимодействия. Участие в конференциях помогает расширить понимание различных партнеров, что невозможно без учета речевых и поведенческих особенностей аудитории в целом. Благодаря опыту участия в конференциях формируются навыки общения с аудиторией на иностранном языке и умение находить обратную связь.
Один из ключевых моментов успешного выступления — репетиция. Здесь важны не усилия и время, затраченные на подготовку, а то, как именно докладчик репетирует. «Если вы недостаточно хорошо отрепетировали свое выступление, то сами лишаете себя шансов на успех» [4, с. 140]. Следует отметить несколько компонентов репетиции эффективного выступления.
1. Чтение доклада вслух позволяет объективно дать оценку материалу и при необходимости доработать текст выступления. Воспроизводя текст вслух, акцент делается на словах и их звучании. После каждого чтения можно делать отметки возле абзацев, указывая время, тембр голоса и интонацию. Чтение вслух дает возможность преобразовать письменную речь в устную со внесением существенных изменений, если они необходимы.
2. Создание контент-схемы, дающей возможность отметить важные элементы устной презентации. В нее входят:
• Ключевые слова — самые значимые слова в предложении, передающие его смысл. Такие слова можно выделять интонационно, тембром голоса, паузами.
• Речевые такты — длинные или короткие паузы для перехода от одного пункта к другому, которые позволяют слушателям запомнить основную идею.
• Пояснения — дополнительные комментарии, истолкование, иллюстрирование для уточнения мысли докладчика.
• Ритмический рисунок — чередование в речи односложных и многосложных слов в одном предложении для создания напряжения и динамичности выступления.
3. Импровизация.
Этот компонент — один из самых эффективных. Он включает в себя сотрудничество с аудиторией, принятие обратной связи, внесение коррективов, особенно, когда в ходе выступления создаются трудные моменты и необходимо установить контакт с аудиторией. «Импровизация действительно работает — делает выступление лучше» [4, с. 162].
4. Технические репетиции.
Такие репетиции не должны проводиться в последний момент. Чтобы не чувствовать дискомфорт во время выступления, технические репетиции необходимо хорошо спланировать. Зрители будут впечатлены, если докладчик хорошо владеет техническими средствами. Это означает, что выступающий хорошо подготовился к своей речи, а это — знак уважения к аудитории. От этого во многом зависит успех выступления.
98
Гуманитарные исследования • 2020 • № 3 (28)
Многолетний опыт участия и организаторской деятельности в области научно-практических студенческих конференций позволяет автору дать следующие рекомендации по построению успешной речи, которая привлечет слушателя:
1. «Сильное» начало.
Приветствие должно заряжать всю остальную речь, придавая импульс интересу аудитории к выступающему. Необходимо выбрать такую первую фразу, которая запомнится слушателям.
2. Значимые паузы.
Умение правильно ставить акценты с помощью пауз, удерживать их и выходить из них с достоинством можно натренировать. Чаще всего студенты боятся забыть текст доклада или же момента, когда вопрос окажется слишком неожиданным, чтобы сразу на него ответить. Стоит запомнить, что паузы отлично работают на удержание аудитории в следующих случаях: а) когда нужно привлечь внимание аудитории, отвлекшейся на что-либо; б) когда автору важно подчеркнуть предыдущее высказывание; в) после того как докладчик задал вопрос.
3. Формулировка идеи.
Основная идея выступления должна быть одна. Сформулировать ее для аудитории необходимо в самом начале выступления в течение 30 секунд. Раскрытие информации и второстепенные рассуждения должны быть логичны, и продолжать главную мысль.
4. Правильные акценты: термины, цитаты, факты, цифры.
Люди отлично запоминают яркие речевые конструкции,
особенно, если они подкреплены лаконично изложенными фактами и цифровым их подтверждением. Обязательные условия использования данной информации:
а) всегда называть источник и/или автора;
б) источник должен быть проверенным;
в) статистику лучше всего показать диаграммами на слайдах;
г) термины необходимо расшифровывать.
5. Визуализация: схемы, диаграммы, таблицы, изображения.
Аудитория лучше поймет тему выступления и основную идею, если они будут подкреплены слайдами с яркими изображениями, подтверждающими тезисы доклада. Не стоит делать слайды интереснее речи.
6. Устная презентация.
Докладчик должен умело маневрировать в подаваемой информации, но зачитывание возможно лишь при дослов-
ном цитировании мнения экспертов или результата проводимых экспериментов. В остальных случаях чтение выдает в выступающем начинающего оратора.
7. Длительность выступления.
Необходимо подготовиться так, чтобы уложить весь доклад в отведенное время.
8. Завершение выступления.
Итогом выступления должны стать 2-3 минуты с выводами и освещением приоритетных моментов доклада. Слушатели смогут запомнить этот момент и в дальнейшем поразмыслить над выводами.
9. Ответы на вопросы аудитории.
Реакция выступающего на проявления интереса слушателей выражает его отношение к аудитории. Позитивно и дружелюбно отвечая на вопросы, честно признавая незнание некоторых аспектов и положительно воспринимая критику, докладчик докажет свой высокий профессиональный уровень.
10. Благодарность.
Искренне поблагодарив слушателей за уделенное время и интерес к выступлению, можно сформировать положительное отношение к себе и закрепить его, выразив заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве.
1. Зубанова С. Г. О повышении языковой культуры и риторических компетенций студенчества: анализ риторического наследия прошлого и задачи современной практики обучения // Роль и место иностранных языков и связей с общественностью в развитии аэрокосмической сферы Российской Федерации : сб. докладов VII Междунар. науч. конф. ФИЯ МАИ (НИУ), посвящ. 85-летию МАИ и Дню Космонавтики. Факультет иностранных языков Московского авиационного института ; отв. ред. А. К. Каллиопин. 2015. С. 191-200.
2. Клеменчук С. В. К вопросу о формировании культуры публичного выступления студентов Дальнегорского индустриально-экономического института // Альманах современной науки и образования. Тамбов : Грамота, 2008. № 8 (15) : в 2 ч. Ч. 1. С. 84-85.
3. Бердник Л. Ф. Практическая риторика : учеб. пособие. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2011. 206 с.
4. Порт М. Затмите всех! Минск : Попурри, 2017. 240 с.
© Абрамова О. В., 2020