Научная статья на тему 'Речевая агрессия в газетной периодике'

Речевая агрессия в газетной периодике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
764
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Марзан Мария Александровна

В статье рассматриваются проявления речевой агрессии в медиатекстах. Представлены результаты контент-анализа лексем из публикаций печатных и электронных СМИ. Отмечается влияние агрессии в языке СМИ на психическое состояние общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers occurrences of verbal aggression in media texts. The results a content-analysis of lexemes from newspapers and online media texts are presented. The influence of aggression in the media on the mental health of society is proved.

Текст научной работы на тему «Речевая агрессия в газетной периодике»

МАРЗАН М. А.

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ В ГАЗЕТНОЙ ПЕРИОДИКЕ Аннотация. В статье рассматриваются проявления речевой агрессии в медиатекстах. Представлены результаты контент-анализа лексем из публикаций печатных и электронных СМИ. Отмечается влияние агрессии в языке СМИ на психическое состояние общества.

Ключевые слова: речевая агрессия, средства массовой информации, медиатекст, инвективная лексика.

MARZAN M. A. VERBAL AGGRESSION IN NEWSPAPERS Abstract. The article considers occurrences of verbal aggression in media texts. The results a content-analysis of lexemes from newspapers and online media texts are presented. The influence of aggression in the media on the mental health of society is proved.

Keywords: verbal aggression, mass media, media text, invective vocabulary.

В современных медиатекстах часто используется инвективная речевая стратегия и конфликтогенные языковые средства, в основе которых лежит стремление унизить, оскорбить адресата и причинить ему моральный вред.

На наш взгляд, понятие речевой агрессии в СМИ заметно осложняется тем, что существует зависимость между агрессией в языке СМИ как интенциональной реализации авторской стратегии, связанной с установкой на конфликт, речевой агрессией как средства выражения пейоративной коннотации, негативно-оценочных лексем и негативных смыслов, а также проявлением агрессии как одного из приемов экспрессии. Мы понимаем в качестве речевой агрессии любые тексты, в которые включены вербальные сигналы негативной оценочности, или слова, в самой семе которых заключены негативные смыслы [2, с. 226]. Так, употреблением речевой агрессии считается инвективная (оскорбительная) лексика, содержащая интенцию журналиста унизить, оскорбить адресата, характеризующаяся экспрессивной окраской, оказывающая «негативизирующее воздействие на адресата» [1, с. 4] и нарушающая информационную безопасность личности. Причем в текстах газет факты употребления агрессивной инвективы наблюдаются, прежде всего, на уровне лексем с семой «борьба, война, смерть». «Полистилевой корпус текстов современного русского языка» [4] подтверждает, что эти слова входят в первые 500 самых частотных слов русского языка. Как известно, частота подачи массовой информации способствует ее усвоению и закреплению в сознании аудитории, а также увеличивает ее суггестивность [5, с. 58].

Инвективную лексику классифицируют на две группы авторы-составители книги «Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации» А. А. Леонтьев, В. Н. Базылев, Ю. А. Бельчиков, Ю. А. Сорокин, 1996 год: литературная (вполне соответствует литературным нормам) и внелитературная (жаргонная лексика, просторечия, диалектные слова, обсценная лексика или мат). В свою очередь, литературную инвективную лексику они подразделяют на восемь разрядов: 1. слова и выражения, которые обозначают деятельность антисоциального характера; 2. имеют ярко выраженную негативную окраску; 3. называют профессии, в переносном значении приобретающие негативную оценку; 4. отсылают к названиям животных; 5. глаголы с «осуждающим» значением; 6. содержат негативную и экспрессивную оценку чьей-либо личности; 7. эвфемизмы для слов 1-го разряда, сохраняющие их негативный характер; 8. построены на игре слов, каламбурах, чтобы оскорбить адресата [6, с. 27-28].

Для нас важно признавать, что газетная периодика раньше отличалась большей сдержанностью по сравнению с устной речью на ТВ и радио, но сейчас и она не пренебрегает инвективной лексикой. В текстах газет (печатная версия и онлайн-формат) такую лексику можно выявить в том случае, если соотнести ее с обозначенной выше классификацией и разрядами. То есть в основе нашей методики анализа текстов лежит данная типология. Поэтому для того, чтобы доказать существование речевой агрессии в средствах массовой информации, мы на конкретных примерах покажем употребление инвективной лексики. В качестве эмпирической базы исследования были выбраны газеты, представляющие разные ниши медиарынка - «Российская газета» и сетевое издание «Экспресс газета Online». Период рассмотрения текстов: первая - с 24 декабря 2015 по 13 января 2016 года, вторая - с 1 по 10 декабря 2016 года. Заметим, мы не сравниваем контент этих газет. Ниже собраны и разделены на разряды примеры лексем с агрессивной семантикой, что позволяет судить о степени речевой агрессии в СМИ.

Начнем с «Экспресс газеты Online», которая имеет репутацию массового издания и прибегает к элементам «желтизны». Так, в материалах этого сетевого издания, в рубрике «Общество», в подрубрике «Человек и закон» за обозначенный период была использована следующая инвективная лексика: «застрелил» (5-ый разряд), «расквитаться» (жаргонная лексика), «менты» (жаргонная лексика, криминальный сленг) [6, с. 26], «жулики» (криминальный сленг), «авторитет» (уголовный жаргон) [3], «аферисты» (6-ой разряд), «обманул» (5-ый разряд), «изнасилование и убийство» (1-ый разряд), «нападение» (1-ый разряд), «серийный насильник и убийца» (2-ой разряд), «насильственные действия

сексуального характера» (1-ый разряд), «перестреляли» (5-ый разряд), «бандиты» (2-ой разряд), «перестрелка» (1-ый разряд), «банда грабителей» (2-ой разряд), «курьер-убийца» (2-ой разряд), «нападал и похищал» (5-ый разряд), «задушил и украл» (5-ый разряд), «экстремисты» (2-ой разряд), «террористы» (2-ой разряд), «издевательства над животными» (1-ый разряд), «юные садистки» (6-ой разряд), «вербовщик» (2-ой разряд), «боевики «Исламского государства» (2-ой разряд), «казнь» (1-ый разряд), «вор» (уголовный жаргон), «мажорка» (молодежный сленг), «сбила насмерть» (5-ый разряд), «накинулся на девочку» (5-ый разряд), «карманные кражи» (1-ый разряд), «атака на столицу» (1-ый разряд), «окрестили» (криминальный сленг), «взялась отмазывать» (криминальный сленг), «пацан» (молодежный и криминальный сленг), «была крыша» (уголовный жаргон), «крышевали» (жаргонная лексика), «маньяк» (2-ой разряд), «избил» (5-ый разряд) и т. д.

Всего за 10-дневный период в «Экспресс газете Online» опубликовали 35 новостей в подрубрике «Человек и закон», из них в 26 новостях (что составляет 74%) содержится инвективная лексика. Такую частотность справедливо считать проявлением речевой агрессии и лексического медианасилия в СМИ. Заметим, что в «Экспресс газете Online» прибегают не только к литературной инвективной лексике, но и к разным формам внелитературной лексики. Более того, в данном издании уделяется внимание детализированию устрашающих историй, эскалации темы смерти.

Рассмотрим лексику печатных текстов в общенациональном общественно-политическом издании «Российская газета». В выбранном выпуске № 50, в материале Николая Грищенко «Воруют. В Ростове новогодние елки оплели колючей проволокой» употреблены глагол с осуждающей семантикой - «воруют» (причем в заголовочной конструкции он выделен жирным шрифтом) и номинации с негативно-оценочными семами: «ностальгирует по Магадану?» (1-ый разряд), «вандалы» (2-ой разряд); в материале Елены Кухтенковой «Замуж за террориста» использованы такие инвективы, как «вербовщики» (2-ой разряд), «донжуаны»» (2-ой разряд), «псевдоженихи» (2-ой разряд), «неудачницы» (2-ой разряд), «примитивная личность»» (2-ой разряд), «боевики» (2-ой разряд), «предлагают умереть» (5-ый разряд); в материале Захара Гельмана «Беспамятство сновидений»: «изнасилование» (1-ый разряд), «законченная наркоманка» (2-ой разряд), «сексуальные преступления» (1-ый разряд); в материале Светланы Брайловской «Вдохнул газа...и убил»: «расправился» (5-ый разряд), «конфликт перерос в драку»» (1-ый разряд), «удушение» (1-ый разряд), «убийца» (2-ой разряд). Кстати, в электронной версии «Российской газеты», в рубрике «Происшествия» можно столкнуться со следующей лексикой: «грабитель» (2-ой разряд), «.стали пытать его. Обмотав руки скотчем и подвесив пленника на крюк, они

требовали от него признания в распространении им наркотиков» (5-ый разряд), «проломили череп» (5-ый разряд), «массовая драка» (1-ый разряд), «напали» (5-ый разряд), «ограбили» (5-ый разряд), «неизвестный толкнул и вырвал» (5-ый разряд), «избил инспектора и сломал ему жезл» (5-ый разряд), «похитил» (5-ый разряд), «ранила» (5-ый разряд), «устроила поножовщину»» (5-ый разряд), «застрелилась» (5-ый разряд), «маньяк» (2-ой разряд), «насильник» (2-ой разряд), «изнасиловал, ограбил и убил» (5-ый разряд), «разделаться» (5-ый разряд) и т. д.

В рассматриваемом издании наблюдается тенденция к инвективности слов на уровне употребления лексических единиц агрессивной семантики (литературной инвективной лексики). Подобное включение соответствующих смыслов в журналистские тексты указывает на проявление речевой агрессии по отношению к адресату. И это способно привести к конфликтам (прежде всего, идеологического характера) с читательской аудиторией, которая может отказаться воспринимать такую подачу информации.

Исследование материалов «Экспресс газеты Online» и «Российской газеты» на уровне лексем показало, что агрессивный компонент присутствует как в языке массовых изданий, так и качественных. Однако между ними было обнаружено существенное различие. В текстах «Экспресс газеты Online» используется не только литературная инвективная лексика (в основном, 1-ый, 2-ой, 5-ый, 6-ой разряды), но и внелитературная инвективная лексика (жаргонные элементы (уголовный и воровской), криминальный сленг, молодежный сленг, сниженная лексика). В то же время в качественной прессе («Российская газета») была замечена только литературная инвективная лексика и не было обнаружено лексики, принадлежащей к сниженному регистру речи.

Таким образом, обозначенные примеры лексем с агрессивной семантикой, соотнесенные с типологией инвективной лексики, доказывают существование речевой агрессии в современной газетной периодике. Более того, высокая концентрация таких слов и словосочетаний является проявлением агрессии по отношению к аудитории СМИ и попыткой воздействовать на психическое состояние общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцова Т. А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Челябинск, 2006. - 43 c.

2. Клушина Н. И. Речевая агрессия в СМИ: зоны проявления и попытки рефреймирования. - СПб., 2009. - 243 с.

3. Краткий словарь блатного жаргона криминального мира [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.trend.az/life/socium/1594967.html.

4. Кукушкина О. В., Поликарпов А. А., Пирятинская Е. Ф. Полистилевой корпус текстов современного русского языка: задачи, принципы, первичный анализ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~humlang/ articles/polystylcorp.html.

5. Никипорец-Такигава Г. Ю. Язык, сознание, коммуникация // Агрессия в языке СМИ - опыт статистического анализа. - М., 2006. - С. 56-65.

6. Понятия чести, достоинства и деловой репутации: Спорные тексты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами. - Изд. 2-е, перераб. и доп. / под ред. А. К. Симонова, М. В. Горбаневского. - М.: Медея, 2004. - 328 с.

7. Словарь криминального сленга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://criminallaw.uf.nstu.ru/wp-content/uploads/2013/05/slovar.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.