РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
М.В. Щепкина, студентка, С.В. Косаренко, старший преподаватель, к.филол.н., доцент, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Сотрудники системы МЧС России, руководствуясь нравственными принципами и этическими нормами Кодекса чести (Утвержден Приказом от 06 марта 2006 года № 136), не должны «допускать, чтобы на них влияли какие-либо предубеждения, враждебные... взаимоотношения». Речевая агрессия является одним из факторов, оказывающих негативное воздействие на сотрудника при выполнении им служебных обязанностей. Поэтому необходимо определить рассматриваемый вид агрессии.
Терминологическое сочетание «Речевая агрессия» используется в двух значениях: во-первых, как словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений; во-вторых, как использование языковых средств для выражения неприязни, враждебности. Объединяет оба толкования манера речи, оскорбляющая чье-либо самолюбие, достоинство; грубая языковая форма, неприемлемая в данной речевой ситуации.
Вообще, «обидное общение» - категория субъективная, так как охватывает явления, возникающие на эмоциональном уровне. Напротив, понятие «оскорбление» получило правовую оценку: это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, и влечет соответствующую административную ответственность (ст. 5.61. КоАП РФ).
Существует два вида агрессии: вербальная и невербальная. Речевую агрессию относят к вербальной. Ярким примером являются не только оскорбления, сопровождающиеся нецензурной бранью, но и высмеивания и т.п. Агрессия рассматривается специалистами как основа доминирования. Согласно положениям психолингвистической концепции, сущность речевой агрессии заключается в особом преобразовании внешних процессов (различных реакций человека на негативные эмоциональные раздражители) во внутренние процессы, связанные с речемыслительной деятельностью. Ю.В. Щербинина отмечает, что данный вид агрессии возникает под влиянием различных побуждений и служит реакцией на внешний раздражитель [1, с. 14, 15]. Таким раздражителем и является чрезвычайная ситуация (пожар, наводнение и другие бедствия). В подобных условиях сотруднику МЧС приходится общаться с людьми, подверженными сильным эмоциям (панике, страху и др.), и поэтому предугадать поведение людей довольно сложно. Уровень стрессоустойчивости у каждого разный, и от яростной критики или другого эмоционального выплеска в адрес спасателя никто не застрахован. Следовательно, изучение данного вида агрессии должно помочь пожарным и спасателям избегать конфликтных ситуаций в условиях чрезвычайного положения и находить верную модель поведения. В Кодексе этики и служебного поведения государственных служащих (см. Приложение к приказу МЧС России от 07.07.11 № 354) даются следующие разъяснения: проявления грубости, заносчивости, пренебрежительного тона; предвзятые замечания;
предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений; использование угроз, оскорбительных выражений или реплик и действий приводят к репутационным потерям, наносят ущерб авторитету МЧС России. Таким образом, речевая агрессия или отсутствие таковой служит не только индикатором коммуникативности, воспитанности, общей культуры сотрудника МЧС, но и показателем сформированности его профессиональных компетенций. В должной подготовке будущего сотрудника системы МЧС незаменимую роль играет текст этических кодексов, его прагматический потенциал. Данный текст, обладающий многослойным смысловым пространством, является продуктом дискурса -философского, этического, культурологического, профессионального. Е.С. Полякова утверждает, что потенциал этического кодекса зависит от системы реализованных и возможных смыслов текста, которые воздействуют на адресата в зависимости от понимания всего содержания или отдельных средств его выражения [2].
Так, согласно положениям Кодекса государственным служащим надлежит «всегда проявлять профессиональный такт и уважение к гражданам». Поскольку термин такт не разъясняется в тексте самого кодекса, то для уточнения смыслового содержания целесообразно дать словарную дефиницию слова. При этом следует обращаться к разным толковым словарям русского языка. Например, слово такт (от лат. tactus - прикосновение) означает 2. Чувство меры в поведении, в поступках; умение вести себя пристойно. Иначе говоря, именно чувство меры должно подсказывать правильное отношение, подход к кому-чему-н. и создавать уменье держать себя подобающим образом. Словарь синонимов помещает такт в такой ряд слов, как осторожность, выдержка, дисциплина, сноровка.
Другой пример: «Государственным служащим рекомендуется быть вежл ивым и, доброжелательным и, корректным и, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами». Терпимость по функционально-стилистической окраске слово книжное имеет в данном контексте значение «2. Свойство, умение терпимо относиться к чему-н., терпеть что-н.». Это свойство востребовано в ситуации столкновения с иным мировоззрением: Религиозная терпимость. Терпимость к чужим мнениям - нетерпимость к чужим убеждениям. Более того, требуется снисходительно относиться к чужому мнению, обычаям, поведению и т.п. (к национальным, религиозным особенностям кого-л.): Терпимость к недостаткам; Терпимость по натуре. Словарь антонимов противопоставляет вежливости - грубость. В свою очередь, грубость противополагается корректность, деликатность. Бывает как показная грубость, так показная вежливость. Прилагательное грубый обычно сочетается с лексическими единицами: слово, замечание; поведение, поступок. Вежливость -это то же, что учтивость, обходительность, предупредительность. Одно уточнение: сделать что-л. из вежливости - значит сделать, следуя правилам приличия, а не внутреннему побуждению. Прилагательное доброжелательный (по стилистической окраске слово книжное) имеет в данном контексте значение «Проявляющий дружеское расположение, участие, приязнь к окружающим людям» Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова. Под дружбой и приязнью следует понимать «доброе отношение, расположение к кому-, чему-л.,
готовность содействовать благополучию кого-л. Быть корректным (от лат. соггес1ш - исправленный, выправленный) означает быть 1. Тактичным, вежливым, учтивым, а также деликатным, дипломатичным, благонравным.
Разумеется, к каждому из слов, использованных в толкующей части словаря [3], также следует дать лингвистический комментарий, чтобы исключить недомолвки и неточности. Собственно лингвистический анализ данного прецедентного текста, выполняющего на практических (семинарских) занятиях учебные функции, можно дополнить лингвокультурологическим комментированием.
Итак, знание причин вербальной агрессии, умение избежать ее, играет немалую роль не только в плане подготовки специалистов, но и в становлении личности каждого человека. А для спасателей и пожарных данные знания и вовсе необходимы, ведь впоследствии, они приобретают умение держать себя в руках, повышают свой уровень самоконтроля. Эти качества помогают принимать верные решения уже в условиях ЧС, что способствует успешному выполнению задачи сохранения жизни и здоровья граждан, а также материальных и культурных ценностей.
Список использованной литературы
1. Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления / Ю.В. Щербинина. - М.: Флинта Наука, 2004. - 224 с.
2. Полякова Е.С. Лингвопрагматический потенциал этических кодексов российских банков и компаний: дисс. ... канд.филол.наук: 10.02.01 / Е.С. Полякова. - Белгород, 2009. - 223 с.
3. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. -СПб.: Норинт, 2009. - 1536 с.