Научная статья на тему 'Вербальная агрессия в ситуациях межэтнического конфликта в подростковой среде'

Вербальная агрессия в ситуациях межэтнического конфликта в подростковой среде Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
346
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / VERBAL AGGRESSIVENESS / ВИДЫ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ / TYPES OF VERBAL AGGRESSIVENESS / ЛЕКСЫ АГРЕССИИ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / INTERETHNIC CONFLICT / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / LEXES OF AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тарасенко Мария Львовна

В статье рассматриваются теоретические основы вербальной агрессии. Уточнено определение понятия «вербальная агрессия», а также выделены виды и формы проявления вербальной агрессии в подростковой среде. Автором дано обоснование роли вербальной агрессии в ситуациях межэтнического конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The verbal aggressiveness as it is seen in the course of interethnic conflicts among the teenagers

In this article theoretical foundations of verbal aggressiveness are observed. The definition of the idea of verbal aggressiveness is defined more precisely, types and forms of displaying verbal aggressiveness in teenagers'' environment are also shown. The basis of the role of verbal aggressiveness in situations of interethnic conflict is also given by the author of the article.

Текст научной работы на тему «Вербальная агрессия в ситуациях межэтнического конфликта в подростковой среде»

YAK 316.624 ББК 88.544.4

М.Л. ТАРАСЕНКО

M.L. TARASENKO

ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ В СИТУАУИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

THE VERBAL AGGRESSIVENESS AS IT IS SEEN IN THE COURSE OF INTERETHNIC CONFLICTS AMONG THE TEENAGERS

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, (грант № 15-14-86005, а (р), Региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2015 - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)

В статье рассматриваются теоретические основы вербальной агрессии. Уточнено определение понятия «вербальная агрессия», а также выделены виды и формы проявления вербальной агрессии в подростковой среде. Автором дано обоснование роли вербальной агрессии в ситуациях межэтнического конфликта.

In this article theoretical foundations of verbal aggressiveness are observed. The definition of the idea of verbal aggressiveness is defined more precisely, types and forms of displaying verbal aggressiveness in teenagers' environment are also shown. The basis of the role of verbal aggressiveness in situations of interethnic conflict is also given by the author of the article.

Ключевые слова: вербальная агрессия, виды вербальной агрессии, лексы агрессии, межэтнический конфликт, подростки.

Key words: verbal aggressiveness, types of verbal aggressiveness, lexes of aggressiveness, interethnic conflict, teenagers.

Особая значимость и актуальность исследования проблемы вербальной агрессии в конфликтных ситуациях межэтнического характера определяется прежде всего обострением миграционных процессов как в России в целом, так и в регионах. Например, в самом большом городе ХМАО-Югры - Сургуте - проживает более ста национальностей. И, естественно, данный факт многонационального города требует соблюдения определенных принципов межкультурного и межнационального общения.

Необходимость изучения именно вербальных проявлений агрессии продиктована также тем, что в современном социуме такая агрессия ошибочно оценивается общественным сознанием как менее деструктивная и лишь «фиктивно» опасная, нежели агрессия физическая. Подобное поверхностное отношение приводит к тому, что «в современных логосферах речевая агрессия сдерживается не только явно недостаточно, но и вообще слабо» [5, с. 161].

Кроме того, подростковая среда, где собираются представители различных этносов, является потенциально конфликтной. Данное обстоятельство может быть объяснено действием ряда факторов, связанных с особенностями подросткового возраста и особенностями их групповой динамики: негативизм, преобладание эмоций, аффектов над логикой и разумом, повышенная агрессивность, противоборство референтных групп, а также свойственные юношеству максимализм, скептицизм в отношении мира взрослых, стремление вырваться из-под их опеки, некритичность к выбранным подростками для себя кумирам, тенденция к объединению в замкнутые группы и кланы. «Подростковый синдром» усиливает, гипертрофирует и абсолютизирует разницу между «своими» и «чужими», что приводит к всплеску межэтнической конфликтности и агрессии - как физической, так и вербальной [6].

По определению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, вербальная агрессия (от лат. aggгessiо - нападение, veгbalis - устный) - форма агрессивного поведения, в ходе которого для отреагирования собственных отрицательных эмоций используются негативные высказывания и соответствующие интонации и другие невербальные компоненты речи - как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань) [1].

Д.В. Жмуров в словаре терминов агрессии рассматривает вербальную агрессию как символическую форму агрессии в виде причинения психологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора, так и для его жертвы [3].

Ю.В. Щербинина, обобщая и унифицируя множество определений термина «речевая (вербальная, словесная) агрессия» предлагает рассматривать ее как проявление грубости в речи, негативное речевое воздействие и взаимодействие; обидное общение; выражение отрицательных эмоций и намерений в неприемлемой в данной ситуации и оскорбительной для собеседника форме [8, с. 13].

Некоторые исследователи полагают, что вербальная агрессия является имитацией подлинной агрессии, благодаря которой происходит катарсис. Другие авторы, напротив, считают, что вербальная агрессия создает лишь иллюзию разрядки враждебности, на самом деле приводя лишь к накоплению деструктивных импульсов [3]. В этом ключе нельзя не согласиться с мнением Н.Д. Левитова о том, что «агрессия должна рассматриваться прежде всего в аспекте воли, направленной в дурную, а часто и порочную сторону», и что «"положительная агрессия" является скорее исключением» [4, с. 172].

Кроме того, на отрицательный характер речевой агрессии, по мнению Ю.В. Щербининой, указывают и ее определения-синонимы:

- бранный - содержащий брань, резко порицающий;

- грубый - недостаточно культурный, неделикатный, нечуткий;

- невежливый - нарушающий правила вежливости, приличия;

- обидный - содержащий обиду, оскорбительный;

- оскорбительный - содержащий оскорбление;

- ругательный - то же, что бранный;

- унизительный - оскорбляющий достоинство, унижающий;

- подавляющий - приводящий в угнетенное состояние [8, с. 15].

По мнению Д.В. Жмурова, спорным остается вопрос о том, может ли вербальная агрессия быть выражена посредством молчания и отказа разговаривать. Такие действия, скорее, подходят под описание «психологической агрессии», которая иногда употребляется как синоним вербальной, но все же предполагает не только словесный инструментарий реализации. Она может быть выражена в форме речевой депривации [3].

Изучая проблему вербальной агрессии в ситуациях межэтнического конфликта необходимо рассмотреть ее виды и формы проявления. А. Басс различает следующие виды вербальной агрессии:

- вербальная - активная - прямая - словесное оскорбление или унижение другого человека;

- вербальная - активная - непрямая - распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке;

- вербальная - пассивная - прямая - отказ говорить с другим человеком, отвечать на его вопросы;

- вербальная - пассивная - непрямая - отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения, высказаться в защиту незаслуженно критикуемого человека [7, с. 133-134].

По характеру, способу выраженности вербальная агрессия может быть открытой (явной, прямой) или скрытой (неявной, непрямой). Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуни-

кативный урон адресату и выражается в очевидных унизительных формах (ругательства, крики). Подобное поведение нередко имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство адресата. Скрытая вербальная агрессия - это систематическое и уничижительное давление на адресата, но без открытого проявления враждебных эмоций [3].

Исследования, проведенные Ю.В. Щербининой, показали, что при изучении открытой речевой агрессии необходимо учитывать соответствие формального и содержательного планов в пределах одного агрессивного высказывания. На этом основании агрессивные высказывания подобного рода предлагается условно разделить на три группы:

1. Высказывания, в которых агрессия выражается в форме и в содержании (отдельные реплики, которые характеризуются ярко выраженной восклицательной интонацией, ускоренным темпом речи как сплошным потоком оскорблений, враждебных замечаний, грубых требований, явных угроз).

2. Высказывания, в которых агрессия выражается только посредством формальных признаков. В таких высказываниях внешне отсутствует агрессивный смысл (сообщение информации, призыв, вопрос, попытка убеждения, оправдания и т. п.), но при этом агрессия явно содержится в интонации и темпе речи,силе и тембре голоса.

3. Высказывания, в которых агрессия заключена только в содержании. К таким словесным оскорблениям агрессии следует отнести высказывания, по содержанию представляющие собой злобные сплетни, очевидную клевету, явный донос, но по формальным признакам (интонации, тембру, темпу речи) являющиеся нейтральными.

Кроме того, Ю.В. Щербининой особо отмечается, что большинство проявлений открытой вербальной агрессии возникает преимущественно на примитивном уровне общения, который характеризуется низкой речемыслитель-ной культурой участников коммуникации [7, с. 136-137].

Что касается скрытой (неявной) агрессии, то она чаще всего реализуется в таких речевых действиях, как: враждебные намеки, иронические замечания, скрытые угрозы, обидные сравнения и противопоставления, доносы, клевета, сплетни, сообщения заведомо ложной и недостоверной информации об адресате третьим лицам [7, с. 138-139].

Исследователи отмечают, что вербальная агрессия выражается при помощи лексов агрессии - это слова и словосочетания, служащие для выражения агрессивности в письменной или устной речи. Лексы используются для реализации потенциала агрессивности в символической форме, поскольку являются вербальными или текстуальными символами. Существует несколько наиболее распространенных категорий лексов, используемых в конфликтной ситуации:

- ненормативная лексика по отношению к адресату;

- необоснованные обвинения;

- любые слова с измененной интонацией, демонстрирующие агрессивные намерения субъекта;

- провокационные оценки индивида и преувеличенные суждения о его недостатках;

- заведомо неприятные слова, выражающие сомнения относительно интеллектуальных или физических способностей адресата;

- неуместные сравнения адресата и его близких с животными, предметами материального мира;

- слова, выражающие оценку собственных чувств, вызванных другим человеком;

- угрозы и проклятия.

Лексы агрессии могут пониматься в качестве формы реализации вербальной агрессии, подобно тому, как акты и телодвижения могут служить выражением физического насилия [3].

Рассматривая проявления вербальной агрессии в субкультуре подростковых микрогрупп, можно условно выделить три уровня ее функционирования:

1) агрессия по отношению к культуре вообще, воплощенной для подростка в «жизни непосвященных»;

2) агрессия по отношению к другим подростковым микрогруппам;

3) агрессия внутри отдельной микрогруппы [7, с. 206].

Очевидно, что подобного рода проявления свойственны и подросткам из разных межэтнических микрогрупп, что способствует усилению межэтнической напряженности и ведет к возникновению конфликтов на межэтнической основе. Отличительной чертой поведения подростков в отношении представителей другого этноса часто является категоричность суждений и этноцентризм, что может считаться одной из основных причин конфликтов на этнической почве у подростков. Данный вывод подтверждают и социологические исследования, проведенные М.В. Герасимовой, которые свидетельствуют об определенной напряженности в межнациональных отношениях российских подростков, их этнической избирательности в межличностном общении. Среди русских подростков этнически толерантные составляют только четверть, и это лишь немного больше, чем удельный вес этнически интолерантых, составляющий одну пятую [2].

Таким образом, ситуации межэтнического конфликта в подростковой среде трактуются как однозначно негативные, затрудняющие эффективное межличностное взаимодействие и речевое общение. А вербальная агрессия в данных ситуациях может рассматриваться как один из неконструктивных способов разрешения конфликта.

Литература

1. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипи-лов. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 528 с.

2. Герасимова, М.Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков [Текст] / М.Г. Герасимова // Россия трансформирующееся общество ; под ред. В.А Ядова. - М. : КАНОН-пресс-Ц, 2001. - С. 487-505.

3. Жмурова, Д.В. Словарь терминов агрессии [Электронный ресурс] / Д.В. Жмуров // ПервоИсточник: лучшие словари мира. - Режим доступа: http://www.vocabulum.ru/word/239/, http://www.vocabulum.ru/word/237/ (дата обращения: 21.04.2015).

4. Левитов, Н.Д. Психическое состояние агрессии [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 1972. - № 6. - С. 168-173.

5. Михальская, А.К. Педагогическая риторика: история и теория [Текст] / А.К. Михальская. - М. : Академия, 1998. - 431 с.

6. Черкасова, С.А. Детерминанты межэтнических конфликтов в подростковой среде [Электронный ресурс] / С.А. Черкасова // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. - 2013. - № 3. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 20.09.2015).

7. Щербинина, Ю.В. Вербальная агрессия [Текст] / Ю.В. Щербинина. - М. : КомКнига, 2006. - 360 с.

8. Щербинина, Ю.В. Речевая агрессия. Территория вражды [Текст] : учеб. пособие / Ю.В. Щербинина. - М. : Форум, 2014. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.