Научная статья на тему 'Рече-поведенческие тактики призыва к любви в православной и светской культурах (на материале текстов второй половины ХХ века)'

Рече-поведенческие тактики призыва к любви в православной и светской культурах (на материале текстов второй половины ХХ века) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
200
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕ-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТАКТИКА / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛЮБОВЬ / SPEECH-BEHAVIOURAL TACTICS / ORTHODOX CULTURE / SECULAR CULTURE / LOVE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пережогина Ольга Владимировна

Статья раскрывает особенности рече-поведенческих тактик, призывающих к любви, в православной и в светской культурах. На материале текстов второй половины XX века определены обозначения объекта любви, характерные для названных рече-поведенческих тактик в светской и православной культурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the peculiarities of the speech-behavioural tactics of the call for love in both Orthodox and secular cultures. Based on the texts of the second half of the 20th century, words denoting the object of love, typical for the said speech-behavioural tactics functioning in secular and Orthodox cultures, are identified.

Текст научной работы на тему «Рече-поведенческие тактики призыва к любви в православной и светской культурах (на материале текстов второй половины ХХ века)»

____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 154, кн. 5 Гуманитарные науки

2012

УДК 811.161.1

РЕЧЕ-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТАКТИКИ ПРИЗЫВА К ЛЮБВИ В ПРАВОСЛАВНОЙ И СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРАХ (на материале текстов второй половины ХХ века)

О. В. Пережогина Аннотация

Статья раскрывает особенности рече-поведенческих тактик, призывающих к любви, в православной и в светской культурах. На материале текстов второй половины XX века определены обозначения объекта любви, характерные для названных рече-поведенче-ских тактик в светской и православной культурах.

Ключевые слова: рече-поведенческая тактика, православная культура, светская культура, любовь.

Понятие рече-поведенческой тактики (далее РП-тактика) было введено в научный оборот Е.М. Верещагиным и В.Г. Костомаровым, которыми квалифицировалось в границе определенной рече-поведенческой ситуации как «однородная по интенции и реализации установка, стоящая за вербальным поведением коммуниканта и входящая в его усилия ради достижения стратегического пер-локутивного эффекта» [1, с. 17]. РП-тактики могут быть актуальными либо неактуальными в тот или иной исторический период [1, с. 530]. Реализацией одной РП-тактики может быть неисчислимая цепь речений, объединяемых в одно целое однородной по смыслу интенцией [1, с. 534].

Предметом рассмотрения являются рече-поведенческие тактики призыва к одной из самых важных добродетелей - любви - в православной и светской культурах. Материалом исследования послужили тексты второй половины XX века.

Обратимся прежде всего к толкованиям лексемы любовь в лингвистической литературе. Они отражают светское понимание этого чувства, в котором преобладает материальный компонент. Так, Ю.Д. Апресян определяет любовь следующим образом: «Чувство, испытываемое Х-ом по отношению к У-у, который приятен Х-у и вызывает у Х-а желание быть в контакте с У-ом или кау-зировать У-у добро» [2, с. 107]. А. Д. Шмелев различает два типа употребления глагола любить. В первом из них (любить 1) - испытывать чувство любви по отношению к какому-либо объекту (любить родителей) - это альтруистическая любовь; во втором (любить 2) - иметь свойство, состоящее в том, что субъект обычно испытывает удовольствие от реализации некоторой ситуации (любить прогулки по лесу) - это гедонистическая любовь [3, с. 427]. В русской языковой картине мира эти два типа любви противопоставлены [3, с. 425].

А.А. Зализняк, как и А.Д. Шмелев, различает два типа любви: «Любовь 1 Х-а к У-у (например: к животным, к живописи, к порядку) - свойство, состоящее в том, что Х любит 1 У. Любовь 2 Х-а к У-у (к другу, к родителям, к родине, к Богу, к ближнему) - любовь Х-а к У-у»; «Любовь 2 - это чувство» [4, с. 380-381].

Очевидно, что в описываемой лингвистами модели «любовь Х-а к У-у» компонент У может быть представлен разными лексемами. Учитывая, что сочетательные свойства слова определяются его семантикой, а также то, что «значения принадлежат культуре, индивиду, который культурой овладевает, но не языку как внешней формальной структуре» [5, с. 130], покажем, что состав компонента У в описываемых нами РП-тактиках зависит от типа культуры (православного или светского). Будем считать, что компонент У в рассматриваемых тактиках может быть как реальным, так и потенциальным.

Рассмотрим РП-тактики призыва к любви, используемые в православном дискурсе. В работах [6, 7] все религиозные РП-тактики, призывающие к любви, условно были разделены нами на три группы: 1) РП-тактики призыва к любви к Богу; 2) РП-тактики призыва к любви к ближним; 3) РП-тактики призыва к любви к врагам.

РП-тактики призыва к любви к Богу реализуются в таких высказываниях, как любите Бога; нельзя не любить Господа; любите Господа Нашего Иисуса Христа; Бога вы должны любить всем сердцем; к Богу надо иметь привязанность; человеку нужно только одно - любить Бога и др. Вот некоторые примеры их употребления: А не любить Господа нельзя (ДМ); Человеку нужно только одно - любить Бога. А если он будет любить Бога, то все остальное приложится, и Господь по благодати откроет все необходимое... (ДМ); Еще одно хотел бы я вам сказать, дорогие мои, молодые христиане: больше всего на свете любите Бога и Церковь - непорочную Невесту Христову, искупленную Божественным Страдальцем дорогой ценой пролитой на Голгофе Крови! (ЦИДВР).

Отметим, что призыв к любви к Богу характерен только для православной культуры. В светских текстах РП-тактики, призывающие любить Бога, отмечаются крайне редко. В текстах доперестроечного времени примеры реализации данной РП-тактики встречаются только в речи верующих людей старшего поколения, некоторых представителей интеллигенции. С начала перестройки отмечены единичные речевые реализации РП-тактики призыва к любви к Богу в периодических изданиях и художественной литературе.

Кроме того, призыв любить Бога в светской и в христианской культурах не является тождественным, в мирском понимании он подразумевает скорее веру в Бога, уважение к Богу, тогда как по христианским догматам любовь к Богу должна быть не просто уважением и верой, а жизнью: каждый христианин все должен делать из любви к Богу, любовь к Богу - это и есть исполнение заповедей.

Отсутствие в светских текстах доперестроечного времени призыва к любви к Богу и встречающиеся единичные примеры их использования в перестроеч-ную/постперестроечную эпоху объясняются влиянием исторических событий. Для доперестроечного времени, советской эпохи призывы к любви к Богу были не просто не актуальными: отрицалось само существование Бога, в стране господствовал атеизм. Перестройка положила начало переоценке ценностей, люди вернулись в храмы, появились и РП-тактики, призывающие к любви к Богу,

однако нельзя говорить об их актуальности и характерности для светской культуры ввиду единичности использования. Поэтому будем считать РП-тактику призыва к любви к Богу принадлежащей только православной культуре.

Приведем также примеры реализации РП-тактики призыва к любви к ближним: любите детей; будь любящим; люби каждого; люби народ; отдавай всю любовь сердца; Господь заповедовал иметь взаимную любовь; примем друг друга любовью; старайтесь творить только любовь; любите детей; мы должны любить; покажите любовь к ближнему; молитесь за всех; важно, чтобы чувствовали нашу любовь; без любви всякое дело теряет смысл и т. д. Вот некоторые примеры употребления таких высказываний в конкретных текстах: Люби паству, люби каждого из твоих духовных чад, и боголюбивый дух твой да передастся им, увлекая любить Сладчайшего Спасителя так же самоотверженно и непоколебимо, как ты возлюбил Его (ЦИДВР); Вот и вы всегда старайтесь так рассуждать: чтобы только ближнего не ущемить, не обидеть, больно ему не сделать, а всюду старайтесь творить только любовь и милость (ССДНБ); Примем друг друга лаской, любовью (ССДНБ); Нам жизнь дана, чтобы любить, //Любить без меры, без предела (ПКП).

РП-тактики призыва к любви к ближним связаны с РП-тактиками призыва к любви к врагам, которые реализуются в высказываниях: любите врагов ваших; молитесь за врагов; полюби обидчика и врага; будем любить даже врагов; нужно любить всех; нужно молиться за врагов и т. д. Приведем конкретные примеры: Полюбите ближнего! И вы полюбите Христа. Полюбите обидчика и врага! И двери радости распахнутся для вас, и Воскресший Христос сретит вашу воскресшую в любви душу (ДМ); Выше всех канонов и уставов - любовь. Если ненавидишь хотя бы одного человека - отвратителен перед Богом. Надо любить всех (ДМ).

Как видно из вышеприведенных примеров, любовь к врагам является обязательным компонентом христианской любви. Согласно христианскому вероучению, нужно любить всех окружающих людей, даже злодеев и врагов, потому что они тоже являются нашими ближними, и в каждом человеке мы должны видеть подобие Бога. РП-тактики призыва к любви к врагам являются отличительной особенностью православной культуры, поскольку для светского общества любовь к врагам - понятие неактуальное.

В светской культуре актуальны рече-поведенческие тактики, призывающие к любви к людям, к родителям, к детям, к природе, к Родине. РП-тактики призыва к любви к людям, детям, родителям в православной культуре рассматривались нами в группе РП-тактик, призывающих к любви к ближним. В светской культуре понятие любви к ближним неактуально. РП-тактики призыва к любви к родителям, к детям, к людям мы будем рассматривать отдельно.

Приведем примеры РП-тактик, призывающих любить детей, в светской культуре: любите детей; полюбите детей; надо любить детей; ребенок в семье должен все время чувствовать и быть уверенным, что он любим; нам не хватает любви к детям; подарите детям любовь, не бросайте детей и др. Вот как они реализуются в текстах: Сначала полюби, а потом научи (название книги о воспитании) (СП); Все лучшее - детям (лозунг советского времени); Чтобы

вырастить цветок, нужно много сил. Дети не цветы, подарите им больше любви (из социальной рекламы 90-х годов).

Примеры РП-тактик, призывающих к любви к родителям: любите родителей, пока они с вами; берегите родителей; не забывайте о родителях; позвоните родителям, помогите маме, не бросайте родителей; надо любить мать/отца. Так они реализуются в текстах: Они выросли и забыли своих родителей. А вы помните? Позвоните родителям (из социальной рекламы 90-х годов); Берегите мать вашу! (название статьи) (КП); Надо любить мать, жалеть ее и, когда она сделается старенькая, не бросать, отблагодарить добром за так вот просто подаренную жизнь... (Ц.).

РП-тактики призыва к любви к людям в светской культуре перекликаются с РП-тактиками, призывающими к любви к ближним, в православной культуре. Однако понятие ближние в православной культуре не тождественно понятию люди в светской культуре.

В светской культуре призывы к любви к людям реализуются так: любите людей; любите человечество; полюби всех; надо любить друг друга; надо любить кроме себя хотя бы еще кого-то, полюбим друг друга и т. д. Приведем примеры функционирования подобных призывов в тексте: Для того чтоб героями быть, // Человечество надо любить (НКРЯ, М. Светлов); Чтобы совершать великое, надо любить (НКРЯ, В. Каверин).

Рассмотрим РП-тактики, призывающие к любви к Родине, и реализующие их высказывания: будем любить Родину; надо любить Россию; полюби Россию; Любите Родину - вашу мать (плакат советских школ); любите родной город; объединимся против общего врага; будем патриотами; нужно быть патриотичнее; а что так непатриотично?; поддержим отечественного производителя (лозунг конца 90-х годов); Родина - мать, умей за нее постоять! (лозунг советского времени); Человек без Родины - что соловей без песни (поговорка советского времени) и др. Приведем примеры использования таких высказываний в текстах: Полюби Россию, дорогая, // Наши звезды и мою тоску (НКРЯ, И.Л. Сельвинский); Надо любить Россию... Надо проездиться по России... (НКРЯ, А. Битов).

Каждый человек по-своему понимает любовь к Родине. В широком понимании любить Родину означает, прежде всего, любить то, что нас окружает - любить близких, свой дом, свою работу, малую родину, природу, любить людей.

Рассмотрим связанные с РП-тактиками призыва к любви к Родине РП-тактики призыва любви к природе. Любовь к природе - сложная смесь чувств, которые неразрывно связаны с восхищением и наслаждением от созерцания ее красоты. Перечислим высказывания, реализующие РП-тактики призыва любви к природе: надо любить природу; заботьтесь о природе; ощущайте природу; надо любить животных; Берегите природу (плакат); Мы надеемся, что ты никогда не будешь обижать животных; Любовь к Родине начинается с любви к природе (лозунг юных экологов). Приведем примеры их использования: Проще говоря - природу надо любить, и эта любовь, как и всякая любовь, найдет верные пути, чтобы себя выразить с наибольшей силой (НКРЯ, К. Паустовский); Жить надо, любить надо, природу ощущать надо - ощущать, а не ковыряться в ней! (НКРЯ, А. Стругацкий, Б. Стругацкий).

В конце XX века актуальными для светской культуры становятся РП-так-тики, призывающие к любви к себе: люби себя; полюби себя; надо себя любить в первую очередь; любовь к себе - самое надежное спасение от жизненных невзгод; нужно научиться понимать себя; хвалите себя и т. д. Примеры находим в психологической литературе: Тот, кто пренебрежительно относится к самому себе, не способен ни любить, ни ценить другого. Нужно научиться понимать себя, чтобы обрести способность понимать других, и вместе с тем без понимания других невозможно понять и самого себя. Точно так же обстоит дело с любовью: чтобы любить других, надо полюбить себя и, значит, других в себе, но чтобы любить себя, необходимо любить других и тем самым себя в них (Л.).

В XX веке вопрос о любви к себе звучал неуместно, в СССР господствовал коллективизм. В первой половине XX века актуальными для светской культуры были РП-тактики, призывающие к любви к вождям социализма [7, с. 216]: Надо воспитать у школьников безграничную любовь и преданность к нашим вождям

В.И. Ленину и И.В. Сталину, воспитывать учащихся на примерах жизни великих людей нашей эпохи (ВС). В XXI веке интересы отдельного человека ставятся выше интересов общества, появляется гипотеза о том, что чувство любви к себе является показателем способности человека любить людей. В связи с этим широкое распространение получают и соответствующие РП-тактики.

Итак, РП-тактики призыва к любви в светской и в православной культурах отличаются обозначением объекта любви (компонент Y): в светской культуре компонент Y представлен лексемами люди, дети, родители, Родина, природа, себя; в православной - лексемами Бог, человек, ближний, враг.

Summary

O. V. Perezhogina. Speech-Behavioural Tactics of the Call for Love in Orthodox and Secular Cultures (Based on the Texts of the Second Half of the 20th Century).

The article reveals the peculiarities of the speech-behavioural tactics of the call for love in both Orthodox and secular cultures. Based on the texts of the second half of the 20th century, words denoting the object of love, typical for the said speech-behavioural tactics functioning in secular and Orthodox cultures, are identified.

Key words: speech-behavioural tactics, Orthodox culture, secular culture, love.

Источники

ЦИДВР - Алексий II (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. (1990-1998). - М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1999 - URL: http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/content1.htm, свободный.

ССДНБ - Савва (Остапенко), схиигумен. Семена слова для нивы Божией: избранные поучения на исповедях, молебнах, панихидах. - М.: Артос-Медиа, 2009. - 224 с. ПКП - Виссарион (Остапенко), игумен. Призыв к покаянию. Стихи. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. - 271 с.

ДМ - Духовный маяк: советы православных подвижников XX столетия / Сост. С. Девя-това. - М.: Артос-Медиа, 2009. - 384 с.

СП - Сначала полюби, а потом научи: Из опыта работы учителей народоведения О.П. Столяровой, О.Н. Сепетеровой, И.Л. Расиной. - Челябинск, 1999. - 32 с.

КП - Комсомольская правда. - 1998. - № 31.

Ц. - Астафьев В.А. Царь-рыба. - Минск: Нар. асвета, 1987 - 368 с.

НКРЯ - Национальный корпус русского языка. - иКЬ: www.ruscorpora.ru, свободный.

Л. - Пушкарев Е.П. Любовь: благо или зло? Психологические измерения. - иКЬ: http://www.lyubi.ru/kniga.php, свободный.

ВС - Андриенко И.И. Воспитание семиклассников (Из опыта работы классного руководителя). - М.: Учпедгиз, 1952. - 118 с.

Литература

1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы. - М.: Индрик, 2005. - 1037 с.

2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. - М.: Наука, 1974. - 368 с.

3. Шмелев А.Д. Язык и внеязыковая действительность. - М.: Языки славян. культуры, 2002. - 496 с.

4. Зализняк А.А. Многозначность в языке и способы ее представления. - М.: Языки славян. культуры, 2006. - 672 с.

5. Уфимцева Н.В. Этнический язык в условиях культурной и языковой полифонии // Филология и культура. - 2012. - № 2. - С. 129-132.

6. Пережогина О.В. Призывы к добродетелям в светской и православной культурах: лингвистический аспект // Православный собеседник: Альманах Казанской духовной семинарии. - 2011. - Вып. 2. - С. 70-80.

7. Чернышева А.Ю., Пережогина О.В. Рече-поведенческие тактики призыва к добродетелям в светской и православной культурах // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гума-нит. науки. - 2010. - Т. 152, кн. 6. - С. 213-222.

Поступила в редакцию 06.04.12

Пережогина Ольга Владимировна - аспирант кафедры современного русского языка и методики преподавания Казанского (Приволжского) федерального университета. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.