Научная статья на тему 'Исповедные рече-поведенческие тактики в поучениях Оптинских старцев'

Исповедные рече-поведенческие тактики в поучениях Оптинских старцев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
127
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГ / РЕЧЕ-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТАКТИКИ / СИНГУЛЯРНЫЕ РЕЧЕ-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТАКТИКИ / ВЕРА / ЛЮБОВЬ / СМЫСЛОВАЯ ДОЛЯ / THE GOD / SPEECH-BEHAVIORAL TACTICS / SINGULAR SPEECH-BEHAVIORAL TACTICS / FAITH / LOVE / SEMANTIC PART

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чернышева Алевтина Юрьевна

В статье рассматриваются исповедные рече-поведенческие тактики призыва к вере в Бога и любви в поучениях преподобных Оптинских старцев. Показано, что те и другие тактики включают доминирующую рече-поведенческую тактику (доминирующую семантическую долю), призывающую к вере или любви, и семантически связанные с ней другие тактики (другие семантические доли), модифицирующие доминирующую тактику. Кроме того, выделены сингулярные рече-поведенческие тактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies speech-behavioral confession tactics of Faith and Love in the percepts of the Reverend Optin Elders. Both types of tactics are shown to include the dominant speech-behavioral tactics (the dominant semantic part) calling for Faith and Love and other tactics (other semantic parts) modifying the dominant one. Besides, singular speech-behavioral tactics are distinguished.

Текст научной работы на тему «Исповедные рече-поведенческие тактики в поучениях Оптинских старцев»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 151, кн. 6 Гуманитарные науки 2009

УДК 811.161.1

ИСПОВЕДНЫЕ РЕЧЕ-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТАКТИКИ В ПОУЧЕНИЯХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

А.Ю. Чернышева Аннотация

В статье рассматриваются исповедные рече-поведенческие тактики призыва к вере в Бога и любви в поучениях преподобных Оптинских старцев. Показано, что те и другие тактики включают доминирующую рече-поведенческую тактику (доминирующую семантическую долю), призывающую к вере или любви, и семантически связанные с ней другие тактики (другие семантические доли), модифицирующие доминирующую тактику. Кроме того, выделены сингулярные рече-поведенческие тактики.

Ключевые слова: Бог, рече-поведенческие тактики, сингулярные рече-поведенче-ские тактики, вера, любовь, смысловая доля.

Концепция рече-поведенческих тактик (далее РП-тактики) разработана Е.М. Верещагиным и В.Г. Костомаровым [1]. Эти ученые определяют понятие РП -тактики через смежные понятия типичной рече-поведенческой ситуации и перлокутивной цели. По Е.М. Верещагину и В.Г. Костомарову, типичная ситуация представляет собой регулярно повторяющийся (итеративный) фрагмент социальной жизни, как, например, приветствие, благодарность, призыв к откровенности, соболезнование, утешение и т. д. Соответственно в пределах той или иной типичной ситуации существуют тактики приветствия, благодарности и т. д., которые содержат несколько рече-поведенческих актов, являющихся синонимичными речениями, как, например: привет, здравствуй(те); благодарю, спасибо.

Поведенческая ситуация обладает общим и нерасчлененным смыслом и может содержать несколько рече-поведенческих тактик; в такой ситуации относящиеся к каждой тактике вербальные и невербальные акты выражают один и тот же смысл - общую смысловую долю (СД). Так, в поведенческую ситуацию утешения, по Е.М. Верещагину и В.Г. Костомарову [1, с. 219], кроме тактики-доли «не преувеличивай беды», входят и другие, например: «жизнь продолжается», «необходимо терпение», «не поддавайся печали».

Рече-поведенческие тактики культурно-специфичны и социальны: они обладают устойчивостью, воспроизводимостью по памяти, клишированностью. Вместе с тем народная тактика может содержать и творимые в момент коммуникативного акта новые высказывания.

В числе свойственных русскому языку РП-тактик Е.М. Верещагин и

В.Г. Костомаровов приводят и исповедные тактики. Как отмечают эти ученые,

исповедные тактики включены в проповеди, требник, а также во все церковные тексты, где содержатся соответствующие христианским заповедям предписания и запреты типа: Веруй в Бога! Не сотвори себе кумира! Не употребляй имени Господа всуе! Почитай отца твоего и матерь твою! Не убий! Не прелюбодействуй! Не укради! Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего! Не завидуй! и т. д. [2, с. 563].

В настоящей статье будут рассмотрены исповедные РП-тактики призыва к вере в Бога и любви в поучениях Оптинских старцев, извлеченные из их житий, поучений и писем и помещенные в книге «Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев» под заголовками «Вера» и «Любовь».

Рассуждения святых старцев о вере включают доминирующую РП-тактику (доминирующую семантическую долю), призывающую к вере, и семантически связанные с ней другие тактики (другие семантические доли), модифицирующие доминирующую тактику.

Итак, СД1 - «веруй в Бога!»:

• Деточки, берегите святую веру... (преп. Варсонофий) (Душ., с. 121);

• Наше дело смиренно хранить веру Христову (преп. Никон) (Душ., с. 123);

• Без веры во что-нибудь нельзя ничего сделать. Посмотрите, почему какой-либо человек, ну хоть ваш брат, желает стать врачом? Потому, что он верит в медицину. Каждый из ученых верит в свою науку. И так везде, во всем. Точно так же для христианской жизни необходимо верить в Бога, Христа, Евангелие (преп. Варсонофий) (Душ., с. 22);

• Во Святом Евангелии Сам Господь глаголет: будите мудри яко змия и цели яко голубие (Мф. 10, 16). Мудрость змеина, по изречению толковников, состоит в том, когда бьют змию, то она более всего хранит голову, так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру; во вторых, мудрость змеина состоит в том, когда змия хочет скинуть с себя старую кожу, то пролазит сквозь тесную скважину, а иначе старую кожу скинуть не может; так и христианин, если желает совлещися ветхого человека, то должен проходить тесный путь по евангельскому учению... (преп. Амвросий) (Душ., с. 124).

СД2- «потеряешь веру - великое несчастье»: Был человек богат, стал вдруг нищим. Это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным, и это поправимо, - ибо с нищим и больным есть Христос. А потеряешь веру - великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры... (преп. Варсонофий) (Душ., с. 122).

СД3 - «с верой входят в Царство Небесное»:

• [Деточки, берегите святую веру,] это неоцененное сокровище, с ним войдете в Царство: ведь не для малого мы трудимся, а для завоевания Царства, да еще какого - Небесного! (преп. Варсонофий) (Душ., с. 121);

• Аще вера сохранена - есть и надежда спасения (преп. Никон) (Душ., с. 123).

СД 4 - «вера дает успокоение и учит покорности»:

• Вера имеет силу даровать тебе успокоение (преп. Макарий) (Душ., с. 121);

• Да даст Господь найти успокоение в вере и покорности воле Божией (преп. Макарий) [1, с. 121].

СД 5 - «лицемерие хуже неверия»: Некоторые, - говорил старец, - отрекались от веры в Бога из подражания другим и по ложному стыду. И вот случай: один так-то не верил в Бога, а когда, во время войны на Кавказе, пришлось ему драться, он в самый разгар сражения, когда летели мимо него пули, пригнулся, обнял свою лошадь и все время читал: Пресвятая Богородица, спаси нас! А потом, когда, вспоминая об этом, товарищи смеялись над ним, он отрекся от своих слов». Затем батюшка прибавил: «Да, лицемерие хуже неверия» (преп. Амвросий) (Душ., с. 124).

В поучениях Оптинских старцев некоторые РП-тактики призыва к вере к Бога являются сингулярными. Термин сингулярный означает ‘идущий вразрез с нашими ожиданиями’ [2, с. 760-761]. Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров приводят гнездо терминов с опорным словом сингулярный: сингулярное поведение, сингулярное речение и сингулярная РП-тактика. Сингулярное поведение -«это такое поведение другого человека, которое не согласуется с нашими представлениями о том, как ему следовало бы себя вести».

Сингулярное речение - «это такое речение, в котором не просто говорится об определенном событии или обстоятельстве, а одновременно имплицитно (для адресата вполне понятно!) сообщается о том, что это событие или обстоятельство чем-то нарушает ожидания адресанта (и обычно не оставляет его равнодушным).

РП -тактика называется сингулярной, «если она описывает отклоняющееся поведение».

Сингулярные РП-тактики, имеющие отношение к вере, могут быть логически выведены из следующих текстов:

• ...Когда же у человека выкрали веру, он спрашивает у своих учителей:

- А как же теперь жить?

- Живите по разуму своему, - отвечают (преп. Варсонофий) (Душ.,

с. 121);

• Мы не может верить, - говорят иные, - нет на то доказательства. Иное дело наука - там все доказано (преп. Варсонофий) (Душ., с. 122);

• Раз вы не испытали этого, то не можете и опровергать, не можете утверждать, что Евангелие - ерунда. А многие так говорят (преп. Варсонофий) (Душ., с. 122);

• Если кто тебе скажет: «Ваша и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер!» (преп. Анатолий) (Душ., с. 123).

Из первого текста следует сингулярная РП-тактика «живите по разуму своему», из второго - «мы не может верить, нет на то доказательства»; из третьего -«Евангелие - ерунда», из четвертого - «ваша и наша вера от Бога».

Сингулярность этих тактик, с точки зрения православной ментальности, очевидна. На сингулярность РП-тактики «живите по разуму своему» указывает рассуждение самого Оптинского старца Варсонофия: Разум же, как известно, без веры, не всегда бывает хорошим советчиком, и человек начинает следовать хотениям своей плоти и падает все ниже и ниже.

Жизненное познание без веры невозможно, но разумное начало в вере должно быть. На это в своей проповеди о вере обращает внимание иеромонах Филарет (Златоустов): «Вера всеобъемлюща, она полностью охватывает человека: его сердце, его душу, его разум (Мф. 22, 37). Вера - это путь, и многими тропинками человек приближается к Богу и, признав Его, получает благодать веры и разумения» [3, с. 22].

На сингулярность РП-тактик «мы не можем верить, нет на то доказательства», «Евангелие - ерунда» также указывает рассуждение Оптинского старца: Прежде чем отвергать что-либо, надо исследовать предмет, испытать. Наша вера зиждется на Евангелии. Вот и испытывайте, что это за учение. Святой Иоанн Богослов прямо говорит, что надо испытывать «дух». Но надо испытать на практике. Прожить надо по евангельскому учению и узнать на деле, правда ли, что «блажени нищие духом», «блажени кротции» - и так далее. Раз вы не испытали этого, то не можете и опровергать, не можете утверждать, что Евангелие - ерунда (преп. Варсонофий) (Душ., с. 122).

Согласно православному учению, вера действительно не требует доказательств. Приведем рассуждение о вере иеромонаха Филарета (Златоустова): «.Вера - это наше убеждение в чем-либо, не требующее доказательств. <...> «Вера - это признание чего-либо с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Сила веры зависит от самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями» (Вс. Соловьев). Основания веры лежат глубже знания и мышления, но она по отношению к ним есть факт первоначальный, а потому и сильнее их, что она не требует подтверждения опытом. Вера охватывает не то, что еще познано, а то, что непознаваемо» [9, с. 20].

Истинность же Библии находит все новые «внешние» подтверждения. Игумен Никон (Воробьев) в письме к студентам Московской духовной академии пишет: «Мне кажется, что будут находить все больше и больше доказательств (внешних) истинности Библии. Но, увы! Пушкой не пробьешь духа мира сего. Не многие воспользуются и фактическими доказательствами. Если не верят Моисею и пророкам, то хотя мертвый воскреснет, не поверят» [4, с. 68].

Наконец, о сингулярности РП-тактики «ваша и наша вера от Бога» свидетельствует поучение Оптинского старца: Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным?! Не слышишь, что говорит Писание: Един Господь, едина вера, едино крещение (Еф. 4, 5) (преп. Анатолий) (Душ, с. 123).

Рассуждения святых старцев о любви также включают доминирующую РП-тактику (доминирующую семантическую долю) и семантически связанные с ней другие тактики (другие семантические доли), модифицирующие доминирующую тактику.

СД1 - «любовь - это милосердие»: Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждою, приходит в совершенство бла-годатию и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: Будите милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть (Лк. 6, 36), и еще сказано в Евангелии: Милости хощу, а не жертвы (Мф. 12, 7) (преп. Амвросий) (Душ., с. 382-383).

СД2 - «Бог Помощник нам!»:

• Что ты слаба и неопытна, не унывай, сам твердейший камня Павел учит: сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 9). Ты ли девочка, посмеешь мыслить, что сама собою что можешь сделать? Бог Помощник нам! Если живущую в миру Он не оставил тебя, а научил искать вечных истин (чего мудрецы мира и понять не могут), теперь ли Он оставит тебя, посвящающую Ему всю свою жизнь? Не усомнись. Бог любит тебя гораздо больше, чем ты думаешь. И лучший тому знак: ты грустишь, когда идет дело о мирском, и радуешься, когда говорят о духовном. Откуда ты этому научилась? Бог вложил искру в сердце твое. Смотри же, не угашай ее! (преп. Анатолий) (Душ., с. 383);

• ...Господь сказал: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

Господу Всемогущему все возможно, а немощный человек что может сделать? (преп. Иосиф) (Душ., с. 390);

• Только ты не покинь Его, а Он тебя не покинет. Он Сам сказал: Аз с вами (а следовательно, и с тобой) есмь до скончания века! (Мф. 28, 29). Аще и мать забудет отроча свое, Аз не забуду тебе (ср.: Ис. 49,15) (преп. Анатолий) (Душ., с. 383-384).

СД3 - «люби Бога»:

• Чувство любви ко Господу приходит по мере исполнения заповедей Его (преп. Никон) (Душ., с. 384);

• . Любовь к Богу, прежде всего, выражается в соблюдении заповедей Божиих... (преп. Никон) (Душ., с. 384);

• Нельзя работать Богу и мамоне (ср.: Мф. 6, 24), нельзя служить Богу и греху. Должен человек, по Евангелию, возлюбить Господа всею душею, всею крепостию, всем сердцем, всем помышлением своим (Мф. 22, 37; Мк. 12 30; Лк. 10, 27), не отдавая греху ни одного чувства, ни единой способности своей душевной или телесной (преп. Никон) (Душ., с. 384).

СД4 - «если Бога любишь, смиряйся и терпи»:

• Это справедливо, что надобно из любви к Богу угождать Ему, но любовь имеет тесный союз со смирением; и ежели сего последнего не видите в себе, то и любви не ищите (преп. Макарий) (Душ., с. 386);

• Ты опять скорбишь? Все не желается тебе терпеть болезни душевные? Значит, тебе не хочется войти в Царство Небесное? Ведь Писание говорит, что многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Вот любовь-то наша какая к Небесному жениху! На словах любим и желаем Его, а коснись делом, мы и плакать (преп. Анатолий) (Душ., с. 388);

• ...Смиряйтесь, смиряйтесь. Потому что если кого любишь [(а любить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий даже если он, т. е. образ Божий, в человеке загрязнен, он может отмыться и быть опять чистым)], то и смиряешься перед ним. Где любовь, там смирение, а где злоба -там гордыня (преп. Никон) (Душ., с. 389).

СД5 - «любите ближнего своего»:

• Первые христиане любили Бога, любили каждого человека, потому что если любишь Родившего, то любишь и рожденного от Него, и каждый христианин ведь рожден от Бога в Таинстве крещения. Святой апостол говорил: Чадца, любите друг друга (Ср.: 1 Ин. 3, 18-19) (Душ., с. 388-389);

• Прошу и желаю, чтобы между вами была любовь (преп. Никон) (Душ., с. 389);

• .А любить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, т. е. образ Божий, в человеке загрязнен, он может отмыться и быть опять чистым; прошу и желаю, чтобы между вами была любовь (преп. Никон) (Душ., с. 389);

• Долг же наш единственный... любити друг друга, и в сем точно находимся неоплатными должниками. Ибо исполнивый любовь исполни весь закон (преп. Макарий) (Душ., с. 394);

• Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей (преп. Никон) (Душ., с. 390);

• У каждого свой характер, под который необходимо иногда подлаживаться (преп. Иосиф) (Душ., с. 390);

• Ежели кого мы любим, тому мы во многом снисходим и многое прощаем (преп. Амвросий) (Душ., с. 393);

• От ласки у людей бывают совсем иные глазки (преп. Амвросий) (Душ., с. 391);

• Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши (преп. Амвросий) (Душ., с. 391);

• Кто Бога любит, тот имеет и к ближнему любовь. (преп. Амвросий) (Душ., с. 385);

• В последнем письме вашем вы... опять о любви Божией говорите... Мы вам уже писали, сколь высока есть добродетель - любовь Божия, и оная не может быть без любви ближних, по слову святого Апостола: аще люблю Бога, а брата своего ненавижу, ложь есть (Ср.: Ин. 4, 20) (преп. Макарий) (Душ., с. 393).

В последнем тексте исходная посылка [пропозиция] аще люблю Бога, а брата своего ненавижу, ложь есть имеет в религиозно-православной литературе синтаксические синонимы:

• Если ты брата своего не любишь, как же ты можешь Бога любить? Значит, ты и Бога не любишь!

• Если ты брата своего не любишь, которого видишь, как же ты можешь Бога любить, которого не видишь!

Логическая операция, не выраженная во всех этих посылках в явном виде, -«люби брата (ближнего) своего».

СД6 - «без любви к ближнему трудно спастись»:

• А без любви к ближнему трудно спастись. Да и все-таки придется взяться за эту добродетель, а то и вовсе не спасемся (преп. Анатолий) (Душ., с. 389);

• Любить ближнего, и удовлетворять потребностям сестринским, и снисходить немощам их - дело благое и спасительное (преп. Анатолий) (Душ., с. 390);

• . Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению (преп. Амвросий) (Душ., с. 391).

СД7 - «любите врагов». Данная РП-тактика уточняет предыдущую, расширяя понятие «ближнего». Ближний - это, прежде всего, любой человек, которого мы должны любить, потому что он создан по образу Божию. Поэтому в категорию ближнего входит милостивый и немилостивый к нам, то есть враг.

Рассуждая о категории ближнего, Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров подчеркивают, что строгие этические нормы Нового Завета отчасти формируются через противопоставление ветхозаветным, на основании чего в категорию ближнего попадают все «другие люди» без исключения. Хотя, как добавляют эти ученые, «когда Иисуса попросили дать ответ на вопрос, кто есть ближний, он рассказал Притчу о милостивом самарянине: ни священник, ни левит не оказали помощи попавшему в беду единоплеменнику и единоверцу, тогда как самарянин, - а самаряне и иудеи не сообщались между собой (Ин 4, 9), - пришел на помощь. Иисус сделал общее заключение в духе щадящей этики: ближний - это милостивый к нам (Лк. 10, 30-37)» [5, с. 140].

Расширение понятия ближнего приводит к переосмыслению в православной картине мира антонимичной пары ‘друг - враг’ и связанных с ней ассоциаций любви и ненависти и таким образом претворяет в жизнь этику Нового Завета, ср.: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 43-44) [6, с. 171-172].

Некоторое объяснение этой новозаветной этики может быть дано. Оптин-ский старец Варсонофий пишет: «В Евангелии сказано: молитесь за врагов ваших (ср.: Мф. 5, 44), - и действительно, враги, желая нам досадить и сделать что-либо злое, делают это исключительно по своему нерасположению к нам, но по большей части своим злом пресекают большее зло, которое грозило нам. Поэтому они истинные наши благодетели, за которых нам надо молиться» (Душ., с. 154). Это поучение близко известному высказыванию Блаженного Августина: «Враг, которого ты ненавидишь, может быть, на самом деле, твоим другом».

Итак, СД7:

• Тебя не любят - ты люби их, то, что тебя не любят, не от тебя зависит, а их любить состоит в твоей воле и есть твоя обязанность, ибо Господь заповедал: любить не любящих нас, но врагов (Мф. 5, 44) (преп. Макарий) (Душ., с. 394);

• Мы ученицы Христовы, а Он повелевает любить врагов. Где же эта любовь? Как же мы познаем, имеем ли ее? Конечно, тогда, когда нас обижают и поносят, и им позволяет это делать Бог к испытанию нашему (преп. Макарий) (Душ., с. 395);

• Не ищи любви в других к себе, а ищи ее в себе, не только к ближним, но и к врагам (преп. Макарий) (Душ., с. 395).

В поучениях Оптинских старцев о любви к врагам имеется сингулярная РП-тактика, описывающая отклоняющееся поведение:

Одна особа спросила: «Мне непонятно, батюшка, как это вы не только не гневаетесь на тех, кто об вас нехорошо говорит, но и продолжаете любить их» (преп. Амвросий) (Душ, с. 394).

Ответное речевое поведение батюшки продолжает синонимичный ряд РП-тактики «люби врагов»: Старец много этому смеялся и сказал: «У тебя был маленький сын, сердилась ли ты на него, если он что и не так делал и говорил? Не старалась ли, напротив, как-нибудь покрывать его недостатки?» (преп. Амвросий) (Душ., с. 394-395).

СД8 - «пристрастия к миру опасайся»: Пристрастия к миру опасайся, хотя он и льстит тебе спокойствием и утешением, но они так кратковременны, что и не увидишь, как лишишься их, а наступит место раскаяния, тоска, уныние и никакого утешения (преп. Лев) (Душ., с. 395).

В заключение отметим, что рече-поведенческие тактики призыва к вере Бога и любви в «Душеполезных поучениях преподобных Оптинских старцев» призывают к вере в Бога и любви. Доминирующая РП-тактика «веруй в Бога» модифицируется в тактиках «потеряешь веру - великое несчастье», «с верой входят в Царство Небесное», «вера дает успокоение и учит покорности», «лицемерие хуже неверия». Доминирующая РП-тактика «любовь - это милосердие» модифицируется в тактиках «Бог Помощник нам!», «люби Бога», «если Бога любишь, смиряйся и терпи», «любите ближнего своего», «без любви к ближнему трудно спастись», «любите врагов», «пристрастия к миру опасайся». Данные РП-тактики культурно специфичны и социальны: в религиозноправославной культуре они являются стандартизированными и легко воспроизводимыми.

В «Душеполезных поучениях преподобных Оптинских старцев» имеются и сингулярные РП-тактики призыва к вере в Бога и любви, нарушающие ожидания адресанта и описывающие отклоняющееся поведение адресата: «живите по разуму своему», «мы не может верить, нет на то доказательства», «Евангелие -ерунда», «ваша и наша вера от Бога», «как это вы не только не гневаетесь на тех, кто об вас нехорошо говорит, но и продолжаете любить их».

Описание РП-тактик призыва к вере в Бога и любви способствует более глубокому познанию функционирования русского языка и особенностей русской православной культуры.

Работа выполнена в рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» Федерального агентства по образованию РФ (проект № 2.2.1.1/6944).

Summary

A. Yu. Chernysheva. Speech-Behavioral Confession Tactics in the Percepts of the Reverend Optin Elders.

The article studies speech-behavioral confession tactics of Faith and Love in the percepts of the Reverend Optin Elders. Both types of tactics are shown to include the dominant speech-behavioral tactics (the dominant semantic part) calling for Faith and Love and other tactics (other semantic parts) modifying the dominant one. Besides, singular speech-behavioral tactics are distinguished.

Key words: the God, speech-behavioral tactics, singular speech-behavioral tactics, Faith, Love, semantic part.

Источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Душ. - Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев: в 2 т. - Изд-е Введенской Оптиной Пустыни. - 2003. - Т. 1. - 687 с.

Литература

1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М.: Рус. язык, 1990. - 246 с.

2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиетемы / Под ред. Ю.С. Степанова. - М.: Индрик, 2005. - 1040 с.

3. Златоустов С.В. Ищите же прежде Царства и правды Его. - Казань: Рут, 2004. -160 с.

4. Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня. Письма о духовной жизни / Сост. А.И. Осипов. - М.: Форма Т, 2008. - 432 с.

5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Мироздание вне и посредством языка. В поисках новых путей развития лингвострановедения: гипотеза (лого)эпистемы. - М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина, 2002. - 168 с.

6. Чернышева А.Ю. Виды языкового контраста в русской православной культуре // Русская и сопоставительная филология - 2005. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2005. -

С. 168-173.

Поступила в редакцию 27.05.09

Чернышева Алевтина Юрьевна - доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка Казанского государственного университета.

E-mail: phil.dep@ksu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.