РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНаАКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ ТГГГ
УДК 1:316.77
DOI: 10.24411/2308-7226-2020-10005
Буторина Юлия Алексеевна
аспирант кафедры дошкольной педагогики и психологии
Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, преподаватель кафедры режиссуры и мастерства актера Пермского государственного института культуры
Максимова Ирина Владимировна
доцент кафедры режиссуры и мастерства актера Пермского государственного института культуры
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия
614990, г. Пермь, Сибирская, 24, (342) 238-63-44, e-mail: krauze@pspu.ru
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Yulia A. Butorina
postgraduate student of the Department of preschool pedagogy and psychology Perm state humanitarian and pedagogical University, teacher of the Department of directing and acting skills of the Perm state Institute of culture
Irina V. Maksimova
associate Professor of the Department of directing and acting at the Perm state
Institute of culture
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: krauze@pspu.ru
SPEECH AS A MEANS OF POSITIVE SOCIALIZATION
Аннотация. Рассматривается речь как средство позитивной социализации, которое обеспечивает принятие людьми друг друга, понимание, возможность конструктивного диалогового общения, решение проблем, тем самым способствуя нивелированию конфликтных ситуаций и предотвращению катастроф.
Ключевые слова: позитивная социализация, речь, общение.
Abstract. Speech is considered as a means of positive socialization, which provides people with acceptance of each other, understanding, the possibility of constructive dialogue, problem solving, and thus provides the possibility of leveling conflict situations and preventing disasters.
Key words: positive socialization, speech, communication.
© Буторина Ю.А., Максимова И.В., 2020
ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки
Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, и человечество все чаще и чаще сталкивается с глобальными катаклизмами, грозящими гибелью всего живого в частности и планеты Земля в целом. Одна из таких проблем - «проблема сохранения человеческой личности как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения» [6]. Универсальным средством предотвращения катастроф сегодня многие считают культуру как центр создаваемых и передаваемых ценностей. Все разновидности культуры: правовая, гендерная, национальная, экономическая, изобразительная, речевая, сценическая и другие - имеют огромное значение в развитии человека, его позитивной социализации.
Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них Платон [5], Томас Мор, Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо, Э. Дюркгейм, З. Фрейд, Л.С. Выготский [1], А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова-Славская, И.С. Кон [3], Д.И. Фельдштейн, Л.В. Коломийченко [2] и др.
Понятие социализации как процесса освоения человеком социальных ролей, необходимых для полноценной жизни человека в обществе, наиболее часто используемое. «Теоретическое обоснование сущности социализации достаточно глубоко и убедительно представлено в философских, психологических, социологических исследованиях за рубежом. Адаптивная концепция социализации связана с пониманием изучаемого феномена как процесса приспособления личности к существующему образу жизни, к господствующим в обществе экономическим, идеологическим и нравственным нормам и принципам. Общаясь с другими людьми, человек вынужден принимать существующие культурные ценности, приспосабливаться к ним и приспосабливать их к себе, иначе он рискует оказаться в полной изоляции» [2].
То есть социализация - это процесс усвоения и трансляции социального опыта в процессе деятельности и общения. В случае если усвоение человеком социальных ролей, норм поведения, традиций, усвоение и использование способов совместной жизни, деятельности и т. д. достигнуто, можно говорить о позитивной социализации индивида. «Функции социализации связаны с ее ролью в воспроизводстве субъекта социально-исторического процесса, в обеспечении преемственности развитии культуры и цивилизации, в поддержании бесконфликтного существования общества как интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде» [2].
Существуют разные средства позитивной социализации - ими могут быть все составляющие образовательной, игровой, изобразительной деятельности, одним из таких средств является речь. Речь, являясь основным средством общения, есть механизм взаимодействия человека с человеком с целью вхождения в социальную общность.
Язык объединяет и определяет нацию. В любом национальном языке существуют литературный язык, региональные и социальные диалекты, просторечие и жаргон. Литературный язык имеет четко отработанные устные и письменные нормы, это язык исторически сложившийся, обработанный,
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНаАКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ ТТГ
нормализованный, служащий средством общения во всех сферах деятельности и являющийся языком художественной, научной и общественно-публицистической литературы/нормы. Именно норма цементирует речь общества. Диалект является разновидностью общенародного национального языка, на которой говорит население какой-либо местности, то есть это явление прежде всего географическое.
На территории России выделяют два наречия - северное и южное и четыре диалектные зоны, которые в свою очередь разделяются на региональные говоры: северновеликорусский диалект (зона севернорусских городов), средневеликорусский диалект (зона среднерусских городов), южновеликорусский диалект (зона южных городов), диалектная зона городов Сибири и Дальнего Востока.
В основу литературной нормы ложится речь столицы государства в силу географических, социально-экономических и культурологических причин. В России в основу литературной нормы лег средневеликорусский диалект, а именно московский говор. Именно в Москве сталкивались северное и южное наречие, которые со временем синтезировались в произносительные нормы.
Пермский региональный говор - частный случай северновеликорусского диалекта. Исследователь пермского говора В.Г. Масалова [4] выделяла три основных отличия устной пермской речи от литературной нормы: фонетическое, ритмическое и мелодическое.
1. Зажатая, малоподвижная нижняя челюсть порождает Ы-образное звучание гласных. Если литературная норма характеризуется умеренным Аканьем, то пермский говор - Ыканьем (пышел, скызал, гывырю, хырышо и др.).
2. Ритмы речи: скороговорка и неразборчивость, равноударность и относительная равновеликость слогов в слове, короткие предударные и ударные слоги и длинные заударные (пыдыйдите-е, пыдскыжыте-е и др.); отсутствие йотации гласных Е, Ю, Я в глаголах и прилагательных (хыроша-а, крысива-а и др.).
3. Мелодика речи - монотонность, задранные концы слов и фраз, то есть восходящая интонация в конце высказывания, тогда как литературная норма характеризуется восходяще-нисходящей интонацией.
Все вышеперечисленные особенности порождают специфический фонетический и ритмико-мелодический строй пермской речи.
Безусловно, любые имеющиеся диалекты естественным образом связаны и обусловлены историей. Изначально территорию Урала населяли племена, принадлежавшие финно-угорской семье языков. Из современных к ним относятся: прибалтийские - финский, эстонский, карельский; пермские - коми-зырянский, коми-пермский, карельский; угорские - венгерский, хантыйский, мансийский.
В УШ-1Х вв. племена объединились и образовали Пермь Великую. В XI в. на Урал пришли новгородцы. Особо сильный приток русских связан с именем купцов Строгановых; заселяя пожалованные земли, они насильно
■ I ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки
переселяли крестьян из центральных областей, принимали беглых крестьян, каторжников и солдат, искавших лучшей доли. Кроме русских на Урале селились и тюркские кочевые племена из Сибири, а после падения Казанского ханства - волжские татары.
Пермский говор формировался на протяжении нескольких веков под воздействием следующих факторов: влияние произносительной системы коми-пермяцкого языка и произносительных систем удмуртского, татарского, башкирского, украинского, белорусского, польского, немецкого, еврейского и других языков, носителями которых являются жители Прикамья; суровые климатические условия, заставляющие жителей беречь энергию, втягивать голову, поднимать плечи; ссыльнокаторжные места, многочисленные тюрьмы, генная память насильственно депортированных людей с XI-XIV вв. по сей день; озлобленность, «сквозьзубость» бывших «зеков», в большом количестве остающихся жить на Урале.
Речь - важнейшая психическая функция человека. Это уникальное явление, которое имеет свое определенное направление в развитии и играет в жизни человека огромную роль. Речь - сложная система, пазловый организм, который формируется, складывается на основании определенных условий и обладает своеобразными свойствами. Речь, являясь средством самовыражения человека, воздействует на собеседника и способствует формированию того или иного образа субъекта высказывания. Речь действительно может являться средством позитивной социализации при соблюдении условий - знания специфики истории становления того или иного народа, особенностей физиологического строения - при организации целенаправленной работы в образовательных учреждениях, где у студентов необходимо сформировать понимание того, что каждый диалект и каждая речевая специфика чем-то обоснована и обусловлена. Тогда мы можем говорить, что любая речь (с различными отклонениями от нормы) может являться средством позитивной социализации, потому что она обеспечивает принятие людьми друг друга, понимание, возможность конструктивного диалогового общения, решение проблем и тем самым способствует нивелированию конфликтных ситуаций и предотвращению катастроф.
Список литературы
1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. В 6 т. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1983.
2. Коломийченко Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: монография / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2007.
3. Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2003.
4. Масалова В.Г. Специфика преподавания сценической речи в окружении региональных говоров (на материале пермских говоров): дис. ... канд. искусствоведения. - М.: ГИТИС, 1979.
5. Платон. Диалоги. - М.: Мысль, 1986.
6. Стёпин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - № 10. - С. 3-18.
42