Научная статья на тему 'Ребенок у телеэкрана: смотреть, чтобы понимать'

Ребенок у телеэкрана: смотреть, чтобы понимать Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
329
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Немирич А. А.

В условиях современного доминирования медиакультуры телевизионный экран становится «учителем», воздействующим на детей не в меньшей степени, чем воспитатель в детском саду или школьный педагог. Как добиться, чтобы влияние медиа способствовало нравственному развитию личности?.. Таким фактором становления характера ребенка, по утверждению автора, должно стать дошкольное медиаобразование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ребенок у телеэкрана: смотреть, чтобы понимать»

РЕБЕНОК У ТЕЛЕЭКРАНА: СМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ

© Немирич А.А.*

Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина,

г. Бийск

В условиях современного доминирования медиакультуры телевизионный экран становится «учителем», воздействующим на детей не в меньшей степени, чем воспитатель в детском саду или школьный педагог. Как добиться, чтобы влияние медиа способствовало нравственному развитию личности?.. Таким фактором становления характера ребенка, по утверждению автора, должно стать дошкольное медиаобразование.

Когда в 90-е годы минувшего века на российском телевидении появились Чип и Дейл, Толстопуз и Роки, дядя Скрудж и другие персонажи американских (и не только!) мультипликационных фильмов, первой реакцией наших маленьких и взрослых зрителей было какое-то радостное удовлетворение, по-разному, правда, в зависимости от возраста понимаемое. Малышей восхищали яркие краски «картинки», непривычная стилистика, стремительная динамика сюжета, взрослых тешила сама возможность свободно смотреть хоть что-то «западное», ранее запрещенное... Однако вскоре «завоевания демократии» начали вызывать иное настроение, близкое к настороженности. Мамы и папы с удивлением стали замечать, что их ненаглядные «сокровища» стали вести себя не так, как по традиционным нашим представлениям положено вести себя дошкольникам: они словно стеснялись быть нежными и ласковыми, в детском лексиконе появились грубые словечки, а в манере держать себя - развязность и пренебрежение к старшим, к окружающему. Родители раз-другой внимательно прочитали программу телепередач и словно прозрели: позвольте, демократия - демократией, но почему лишь зарубежные утки да гуси, коты и мыши резвятся во время детских телесеансов?!. А где наши добрые отечественные мультфильмы, которые приносили нам в детстве столько счастья?.. Где наши Чебурашка и самый лучший на свете крокодил Гена, где неугомонный попугай Кеша, где Матроскин, где Трубадур с красавицей-принцессой?.. То, что произошло со всеобщими любимцами двадцать лет назад, сегодня кажется невероятным, кинокритик Давид Шнейдеров даже назвал это преступлением против национального достояния [см.: 2].

А случилось следующее. Пока в одночасье ставший российским бывший советский «электорат» запасался импортными сосисками и «дважды изображенным» на водочной этикетке будто бы Распутиным, листал глян-

* Аспирант кафедры Педагогики.

цевые журналы и смотрел «откровенные» фильмы в видеосалонах, рациональные и разумные американцы осуществили просто потрясающей по дерзости и перспективам бизнес!.. Давно живущий в США более чем рядовой советский актер Олег Видов (напомню: лейтенант милиции в «Джентльменах удачи» Александра Серого, 1971; Морис Джеральд во «Всаднике без головы» Владимира Вайнштока, 1973) в коммерции оказался более талантливым, чем на экране. Видов вместе с женой Джоанн Борстин создали фирму Films by Jove (FBJ), которая в 1992 г., воспользовавшись сложной экономической и политической обстановкой, хозяйственной неразберихой и бесконтрольностью в тогдашней России, приобрела у ОАО «Союзмультфильм» права на 1259 советских мультипликационных фильмов общей длительностью 320 часов. Договор заключили на 10 лет, но в 1994-м Видов и Борстин предусмотрительно продлили его еще на 30 лет, вернув, правда, ради этого часть мультфильмов (в числе которых были «Трое из Простоквашино», «Ну, погоди!», «Котенок по имени Гав», «Бременские музыканты», «Возвращение блудного попугая»). Однако в теперь уже тридцатилетнем «плену» остались 547 картин (около 80 часов экранного времени), в числе которых такие шедевры отечественной мультипликации, как «Чебурашка», «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Сказка о царе Салта-не», «Конек-Горбунок», «Маугли»...

Когда в 2003-м году киностудия «Союзмультфильм» и ФГУП «Филь-мофонд киностудии «Союзмультфильм» (на такие структуры был разделен «Союзмультфильм» в 2001 г. указом Президента России) проводили ревизию доставшегося наследства, то с разочарованием обнаружили изрядно опустевшую библиотеку мультфильмов. Попробовали было правопреемники вернуть утраченное, но американский суд сказал твердо: сделка - законна, никаких претензий быть не может!.. Всеведущий Интернет [см.: 2] обнародовал факт, что лишь авторитетному в кинематографическом мире режиссеру Никите Михалкову удалось уговорить бывшего советского гражданина Видова начать переговоры о вариантах возвращения мультфильмов на их родину...

И вот осенью 2007-го случилось справедливое и долгожданное: российский бизнесмен, генеральный директор «Газпроминвестхолдинга» А.Б. Усма-нов (точнее, принадлежащая ему компания Swinstar Holdings Limited) выкупил у «FBJ» права на волею судьбы и предприимчивых чиновников ставшими «американскими» советские анимационные фильмы!.. Бизнесмену сделка обошлась в кругленькую сумму, размер «выкупа» точно не известен, однако счет шел на миллионы долларов [см.: 1], но то был воистину благородный, патриотический поступок!.. Так после многолетних мытарств Чебурашка и его друзья, Гвидон и Конек-Горбунок, Багира и удав Каа - десятки друзей нашего детства вернулись на родину, на российские экраны!.. Вполне справедливо, что А.Б. Усманов передал спасенные мультфильмы не «Со-

юзмультфильму», дискредитировавшему себя в этой истории, в новому каналу ВГТРК «Бибигон», начавшему работу 1 сентября 2007 года... «Репатриация Чебурашки и Маугли», - так назвала свою электронную статью Алина Ребель [см.: 2]. Чего больше в этом заголовке - удивления, иронии, горечи?.. Думается, букет чувств, испытываемых нами при знакомстве с описанной историей, обилен и красноречив.

Из сказанного вытекают многие выводы, в том числе и такой: тот, кто продолжает считать мультфильмы всего лишь развлечением для малышей, глубоко заблуждается!.. Мультфильм - это очень серьезно!.. Здесь и политика (Видов и Борстин в 2006-м даже обратились к главе российского правительства М.Е. Фрадкову с открытым письмом, где просили разобраться с претензиями к ним со стороны «Фильмофонда киностудии «Союзмультфильм»), и экономика (трансляция мультфильмов и вообще детских программ приносит телекомпаниям большие убытки, так как в таких передачах запрещена реклама), и воспитание, развитие ребенка.

Давайте разберем, что такое современный мультфильм, что нам нравится, а что - не устраивает в нем. Российские исследователи [см., напр.: 3] выделяют его следующие основные характеристики:

- мультфильм полнометражен или многосериен; делается это не для того, чтобы дети подольше не расставались с персонажами сериала, все гораздо проще, без всякой психологии: только такой формат позволяет рассчитывать на окупаемость мультфильма, получение какой-то прибыли;

- мультфильм в визуальном плане очень зрелищен, красивая «картинка» оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ребенка; даже если сюжет неинтересен, примитивен, красивый видеоряд в состоянии удержать маленьких зрителей у телеэкранов;

- мультфильм динамичен, герои чрезвычайно подвижны - они бегают, прыгают, прячутся, спасаются и пр.; фрагменты стремительно сменяют один другого (клиповая культура!..), возможности электронной техники в умелых руках создателей фильма раскрываются во всей полноте;

- мультфильм многословен, герои постоянно говорят, говорят. Но о чем, как?!. Диалоги примитивны, полны жаргонных словечек, видимо, предполагается, что детям такой стиль общения близок и понятен, однако для дошкольников этот «речевой поток» чаще всего оказывается лишь «шумовым фоном», сопровождающим красивую «картинку». Особенно досадно, когда примитивный текст еще и озвучивается российскими переводчиками слащаво и манерно - авторитет взрослых для детей настолько велик, что они принимают такую менеру разговора как правильную и пытаются применять ее в повседневной речевой практике;

- сюжеты мультфильмов легки и развлекательны, не предполагают глубоких размышлений, не апеллируют к лучшим чувствам человека, разве что стимулируют стремление к лидерству. Приставка «супер» -самая распространенная в современном мультфильме: она относится и к образу жизни, и к одежде, и к собственно герою - он самый сильный, смелый, ловкий, подражайте ему, он - «супер»; а сами - ищите возможность превзойти других, докажите, что вы - самый лучший;

- четко выражена аудиторная ориентация многих современных мультфильмов - на мальчиков и девочек; ученые считают, что в дошкольном возрасте такое разделение становится препятствием для общения и совместных игр детей;

- герои зарубежных мультфильмов зачастую примитивны, их поступки легко предсказуемы, равно как и реплики...

Таково, кратко, самое общее впечатление от наводнивших российский телеэкран зарубежных мультипликационных фильмов. Картина безрадостная, а потому проблема негативного воздействия низкопробных, бездуховных мультфильмов на дошкольников стоит в настоящее время весьма остро. Поскольку никакую реальность не запретишь и не проигнорируешь, необходимо учить ее правильному восприятию - без ущерба для своего здоровья и нравственных ценностей. Восхищаясь красивой «картинкой» современного мультфильма, дети должны понимать, например, что деньги хотя и играют важную роль в нашей жизни, не являются самоцелью (вспомним дядю Скруд-жа из сериала «Утиные истории»!), что сила, направленная не на добро, должна быть остановлена могуществом закона, что нет таких «суперменов», которым нельзя было бы противостоять крепкой дружбой, взаимовыручкой...

Наш ответ экспансии медиакультуры в яркой «упаковке» мультфильмов -дошкольное медиаобразование, в процессе которого ребенок получит хотя бы начальную медиаграмотность, умения различать правду и ложь, добро и зло, каким бы соблазнительным последнее ни выступало...

Очевидный факт: дети дошкольного возраста сегодня активно и уверенно осваивают азы телевизионной и компьютерной техники, без труда овладевают медиаинформационным оборудованием, имеют значительный ме-диаинформационный опыт и стойкие медиаинформационные предпочтения: любимые мультфильмы, компьютерные игры, журналы, телепередачи... При всем разнообразии медиатекстов излюбленным дошкольниками было и остается мультипликационное кино - пластилиновое, кукольное, рисованное, компьютерное... Мультипликационное кино как вид искусства обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. Мультипликация представляет собой интегративный феномен, построенный на объединении нескольких видов искусств, является сложным процессом воздействия на личность ребёнка, особенно на его воображение.

Психолого-педагогические исследования показывают огромную потребность дошкольника в контактах с действующими лицами мультипликационных фильмов, поскольку ребенок, идентифицируя себя с полюбившимся персонажем, тоже мечтает совершать такие же смелые и ловкие действия, как и его герой. Однако медиаинформация, содержащаяся в мультипликационном кино, при неконтролируемом со стороны взрослых потреблении негативно сказывается на физическом и психическом здоровье наших малышей. Психологи указывают, что любой эмоционально значимый объект не может быть нейтральным для психики ребёнка. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должна превышать 7 часов в неделю, оптимальная продолжительность сеанса - 30 минут. Тем не менее, по данным ЮНЕСКО на практике 93 % детей в возрасте от 3 до 5 лет проводят за телевизором еженедельно 28 (!) часов. Последствия многочасовых телевизионных и компьютерных просмотров мультипликационного кино, не соответствующего требованиям в плане формы, содержания и качества, тоже общеизвестны - снижение зрения, развивающиеся неврологические и соматические заболевания, отставание в психическом и физическом развитии... А еще - плаксивость, раздражительность, нарушение сна, повышенная возбудимость, страх...

Вспомним нашумевший в свое время - в 1997-м - случай, когда в Японии сотни детей были доставлены в больницы с симптомами неврологических и эпилептических припадков, причиной которых оказался просмотр популярного тогда мультипликационного сериала «Мой карманный монстр». Вспышки света, резкая и частая смена кадров неблагоприятно воздействовали на детскую психику и вызывали припадки эпилепсии... Американская академия детской и юношеской психиатрии провела ряд исследований по проблеме насилия и жестокости в мультипликационных фильмах. Многочисленные психолого-педагогические и социологические наблюдения и эксперименты показали, что у детей развивается своеобразный «иммунитет» к восприятию насилия, они начинают «дублировать» увиденные в жизненных ситуациях.

В последнее время в средствах массовой информации появляются публикации, предупреждающие об опасности аниме - очередного навязываемого нам явления массовой культуры Востока. Для аниме характерно использование ярких красок, современной компьютерной графики и натурализма при изображении человеческого тела. В аниме чувства - дружба, ненависть, чувство долга, любовь и др. - выражены в крайне эмоциональной форме. Известно, что даже взрослые люди, увлекающиеся аниме, теряют ощущение реальности, а уж дошкольники - тем более!.. Последние не обладают необходимыми знаниями, соответственно - не имеют жизненного опыта, окружающую действительность они воспринимают с помощью аудиовизуальных образов и ощущений. Мультипликационное кино посредством этих аудиовизуальных образов, ярких и легко запоминающихся, усиленных музыкальным

сопровождением, способно донести до детского сознания большое количество медиаинформации, не всегда качественной и высоконравственной. Ребенок, не умея еще отличать вымысел от реальности, будет копировать в своём поведении и в играх как положительных, так и отрицательных героев. А кто сегодня в героях «мультиков»?.. Очень часто - либо чревоугодники, либо сребролюбцы, завистники... Есть и «положительные отрицательные» персонажи, вроде бы, милые, симпатичные, но почему-то совершающие нехорошие поступки, которые дети воспринимают как правильные. Если значимыми для ребенка людьми - родителями, педагогами, воспитателями - подобный образ действий не осуждается, хотя бы потому, что взрослые не нашли для этого времени или просто не посчитали нужным, такой стиль поведения усваивается как образец, пример для подражания.

Попустительское отношение к тому, что смотрит ребёнок, крайне опасно, банальное невнимание к мультипликационному «рациону» влечёт за собой катастрофические проблемы развития дошкольника. Необходимо что-то противопоставить ежедневно обрушивающемуся на детей медиаинформаци-онному потоку, сформировать у них своеобразный защитный «фильтр», нравственный стержень, защищающий от всего негативного, пошлого. Такой защитой и должно стать дошкольное медиаобразование. Обучение детей ме-диаграмотности средствами мультипликационного кино, адекватного психолого-педагогическим особенностям дошкольного возраста, будет способствовать становлению и развитию важнейших личностных качеств - любознательности, наблюдательности, общительности и т.д.

Положительное воздействие мультипликационного кино на дошкольников возможно лишь при условии педагогически обоснованного подбора мультипликационных фильмов. Выбирая мультфильм, нужно помнить о его изначальном предназначении - оживить, сделать наглядной волшебную сказку, поучительную, забавную или грустную историю, послужить источником опыта. Родители и педагоги дошкольного образования обязаны развить у ребенка критическое отношение к увиденному, что достигается только при систематическом и целенаправленном медиаобразовании.

С 2004 года действует в Московском городском психолого-педагогическом университете Центр игры и игрушки, основная задача которого - разработка и проведение психо лого-педагогической экспертизы детских игрушек. Занимаются здесь и проблемой мультфильмов, ведь герои «мультиков» чаще всего - те же игрушки!.. Так, в Центре проведены исследования особенностей игры детей по мотивам просмотренных современных мультфильмов. В эксперименте участвовало около 80 детей в возрасте 5-7 лет. Полученные результаты кандидат психологических наук, методист Центра игры и игрушки М.В. Соколова презентовала следующим образом:

«На предложение «поиграть в мультфильм или героя» дошкольники часто оказываются растерянными, так как не могут воспроизвести ни сю-

жетной линии, ни перевоплотиться в понравившегося героя. В игре отражаются лишь внешние характеристики - движения, перемещения, типичные возгласы. Например, на предложение поиграть в Смешариков дети в течение получаса подкидывали в воздух плюшевые фигурки главных героев, перекидывались друг с другом, прыгали с ними по полу и даже играли ими в футбол. Игра в песика Вольта содержала много высказываний «Я всесильный, я всех спасаю», также много достаточно хаотичных движений игрушкой в разные стороны. Игра девочек с куклами Винкс состояла преимущественно из хлопания крылышками и перемещения кукол в пространстве, переодевания одежды. <...>

Наблюдения показывают, что дети с удовольствием соглашаются поиграть в персонажей мультфильмов, но современным героям сложно полноценно подражать. Дети часто не могут ответить на простые вопросы - «О чем этот мультфильм? Главный герой - он какой?». Нередко дети даже затрудняются определить пол героя («Я не знаю, кто это, может мальчик, а может девочка») или его принадлежность к какой-либо группе (людей, животных, сказочных персонажей). Дети не воспринимают и не воспроизводят в игре сюжет, который может в принципе остаться не понятым, с его завязкой, кульминацией и развязкой, несмотря на то, что дошкольники смотрят один и тот же мультфильм несколько раз, а любимые 15-20 раз подряд. В наших наблюдениях мы видели, что в игре есть короткая стадия, когда ребенок по нескольку раз повторяет рисунок движений героев, их мимику и жесты, иногда добавляя фирменные словечки или фразы. Это единственное, что реально осталось после просмотра. Смысла происходящих событий (если он вообще там есть) дошкольники не усваивают» [3].

Итоги данного эксперимента свидетельствуют, что усаживая ребенка перед телевизором, чтобы малыш просто «не мешал», взрослые совершают большую ошибку. Проблема негативного воздействия медиа существует, но зло все же не в самих медиа, а в неготовности к их правильному восприятию!.. Вывод прост и понятен: миссию обеспечения медиаграмотности должно взять на себя дошкольное образовательное учреждение, обогатив традиционные воспитательно-образовательные методики программой дошкольного медиаобразования.

Список литературы:

1. Алишер Усманов выкупил в США советские мультфильмы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lenta.ru/news/2007/09/05/byjove.

2. Ребель Алина. Репатриация Чебурашки и Маугли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gazeta.ru/business/2007/09/05/2129676.shtml.

3. Соколова М.В. Мультфильмы для современных дошкольников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vashevse.ru/spravochnik/dosholni-^/5035-2011-08-29-10-53-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.