Научная статья на тему 'Ребенок как предмет воспитания в психолого-педагогическом наследии К. Д. Ушинского'

Ребенок как предмет воспитания в психолого-педагогическом наследии К. Д. Ушинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
666
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К.Д.УШИНСКИЙ / ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ТРУД / САМОВОСПИТАНИЕ / K.D. USHINSKY / BRINING UP / PERSON / LABOUR / SELFBRINING UP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лимонцева Г. В.

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования личности ребенка в психолого-педагогическом наследии К.Д. Ушинского: вопросы психологической природы воспитания; о пределах и возможностях воспитания, о соотношении воспитания и обучения; сочетание внешних воспитательных воздействий и процесса самовоспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ребенок как предмет воспитания в психолого-педагогическом наследии К. Д. Ушинского»

Лимонцева Г.В.

Воркутинский филиал НОУ ВПО «Университет Российской академии образования»

РЕБЕНОК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

НАСЛЕДИИ К.Д. УШИНСКОГО

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования личности ребенка в психолого-педагогическом наследии К.Д. Ушинского: вопросы психологической природы воспитания; о пределах и возможностях воспитания, о соотношении воспитания и обучения; сочетание внешних воспитательных воздействий и процесса самовоспитания.

Ключевые слова: К.Д.Ушинский, воспитание, личность, труд, самовоспитание Keywords: K.D. Ushinsky , brining up, person, labour, self- brining up

Сегодня все больше исследователей в области философии образования, социологии, психологии и педагогики указывают на неспособность общества выполнять свои воспитательные функции, что выражается в так называемом «кризисе детства», основные признаки которого описал А.Л. Венгер: распространение среди детей и подростков наркомании, неуклонно «молодеющая» подростковая преступность, массовая беспризорность и безнадзорность, всё возрастающая распространённость социального сиротства» [1, 3-12].

Существуют и не столь яркие проявления кризиса детства - «это распад детского сообщества и детской субкультуры, обеднение сюжетно-ролевой игры, личностная незрелость, более или менее выраженные психические или невротические отклонения от нормы большинства детей (до 80%)» [1, 3-12].

Поэтому сегодня задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Без ее решения невозможно совершенствование образования, развитие науки и культуры.

В связи с этим возникает необходимость изучения опыта и положительных тенденций в воспитании, нашедших отражение в наследии отечественного педагога и психолога К. Д. Ушинского.

Через призму антрополого-педагогического осмысления в трудах Ушинского раскрывается совокупность теорий и многовекового опыта воспитания в России и за рубежом, представляющих ценность для решения актуальных проблем воспитания подрастающего поколения и преодоления современного «кризиса детства».

Критический переработав философско-психологические теории различных западноевропейских ученых, Ушинский обобщил лучшие достижения современной ему психологической науки и дал весьма оригинальную и прогрессивную для своего времени систему психологии. Ушинский выдвинул собственный критерий, положив в основу психологии жизненно-практические цели воспитания и обучения и оценивая правильность той или другой психологической теории ее соответствием действительной жизни и педагогическому опыту [2, с.195]. «Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности» [3, с.13].

Теоретические воззрения К.Д. Ушинского, сконцентрированные в его фундаментальном труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-1869), оказали большое влияние не только на современное ему состояние педагогической мысли в России, но и на все ее последующее развитие.

Центральная проблема этого труда, - формирование человека как личности в процессе воспитания. Решение именно этой проблемы поставленной во главу угла в «Опыте педагогической антропологии» остается наименее изученной в истории психологии, хотя ее и касались многие исследователи [4, с72].

Ушинский поднял общие, широкие задачи комплексного изучения ребенка и руководства его развитием, рассматривая три основных источника педагогики (психологию, физиологию, логику) в единстве и взаимозависимости. К.Д. Ушинский дал свою трактовку сложнейших и всегда актуальных вопросов: о психологической природе воспитания; пределах и возможностях воспитания, соотношении воспитания и обучения; пределах и возможностях обучения; соотношении воспитания и развития; сочетании внешних воспитательных воздействий и процесса самовоспитания.

Ушинский убежден, что практическое значение науки состоит в том, чтобы овладевать случайностями жизни и покорять их разуму и воле человека. «Наука доставила нам средство плыть не только по ветру, но и против ветра; не ждать в ужасе громового удара, а отводить его». Главное было бы «открытие в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» [5, с.17].

Одна из главных целей воспитания состоит в том, чтобы подчинить силы и способности нервного организма ясному сознанию и свободной воле человека. Для реализации этой задачи Ушинский с одной стороны, рекомендует удовлетворять телесные стремления ребенка ровно настолько, чтобы они успокоились и не мучили его своей интенсивностью, с другой стороны, «не расположать их чрезмерным и изысканным удовлетворением: не давать им возможность жить более того, чем нужно для здорового состояния тела и для спокойной работы души» [6, с. 440].

Процесс самовоспитания, борьба с собой начинается у ребенка, когда у него есть душевные интересы, на которые можно опереться в борьбе со стремлениями телесными. В этом случае, замечает Ушинский, воспитателю уже не нужно заставлять ребенка, принуждать его: он сам будет делать то, к чему он более всего стремиться, нужно только доставлять ему случай для этой борьбы. «Более всего надо заботиться о том, чтобы ребенок за неимением душевной деятельности не стал искать душевных наслаждений в удовлетворении потребностей тела. Подобное случается, когда эти потребности развились искусственно и стали столь разнообразными, что ребенок уже может жить в них мысленно долгие часы и дни» [6, с. 440].

Простая жизнь детей, считает Ушинский, более способствует воспитанию сильных и стройных организаций. «Нет сомнения, что в слабонервности нашего века принимают немалое участие разные искусственные детские развлечения, раннее чтение детских повестей и романов и, конечно, более всего ранняя исключительно умственная деятельность, которой подвергают детей слишком заботливые родители и воспитатели и которой отчасти требует громадное развитие человеческих знаний» [6, с. 390; 391].

Дети, избалованные разнообразными впечатлениями, угодливостью окружающих, -это несчастные и жалкие дети, потому что «как ни велик запас способности радоваться в детской душе, но ее уже успели истощить и, все увеличивая и увеличивая приемы, чтобы достичь желаемого действия, т.е. привести в восторг дитя, совершенно испортили у него душевное пищеварение» [6, с.391].

Дитя нужно держать так, делает вывод Ушинский, «чтобы его мысль и сердце по возможности менее заняты тем, что оно ест и пьет, на чем сидит или лежит и вообще всем тем, к чему мы не желаем укоренить в нем наклонности» [6, с. 443].

Воспитатели часто допускают ошибку, не обратив внимание на сильную душевную деятельность ребенка в какой-либо сфере, но видя его слабость и пассивность в сферах

деятельности, ему предложенных. Порой ребенок, прослывший бездарным в семье и школе, впоследствии раскрывает дарование, о котором никто не подозревал. Это результат большой внутренней работы вне пределов деятельности, рекомендованных воспитателем. Если школа не отвечает внутренним духовным потребностям ребенка, он будет ленивейшим учеником при всей его даровитости.

Ушинский убежден, что силой воспитания можно отвлечь душевную деятельность «от сфер непроизводительных, ложных и вредных, и сосредоточить ее в сферах производительных, полезных и допускающих бесконечное расширение, требуемое человеческой природой» [6, с. 448].

Домашняя и школьная жизнь должны многосторонне удовлетворять потребности детей в деятельности. Средства воспитания и развития, по Ушинскому, выводятся из самой природы ребенка, его деятельностной сущности, из той реальной окружающей среды, которая дает пищу для его ума, обогащает мир чувств, влияет на его становление.

И система средств, и все воспитательные воздействия, и организация всей воспитывающей среды должны быть так построены, чтобы побуждали ребенка к самовоспитанию, к самостоятельному стремлению трудиться, совершенствоваться.

Призывая родителей и педагогов воспитывать у ребенка стремление к деятельности в такой же мере, как и стремление к свободе, Ушинский с необычайной тонкостью раскрывает диалектику свободы и необходимости. Свобода вовсе не означает того, что взрослые должны убрать все преграды на жизненном пути ребенка, «самая основа истинной свободы состоит в умении ограничить себя, принудить себя, и человек, который не умеет принудить себя делать то, чего не хочет, никогда не достигнет того, чего хочет» [6, с.486].

Процесс обучения и воспитания ребенка рассматривается Ушинским как единая проблема, как единый учебно-воспитательный процесс. Обучение и воспитание одно без другого невозможны: надо учить воспитывая, и воспитывать обучая.

Подчеркивая важность образования, Ушинский замечает, что главное достоинство преподавателя заключается в том, чтобы «он умел воспитывать учеников своим предметом». Для самого успеха учения необходимо, чтобы «принуждение к нему не превышало сил детской воли над своим душевным миром.... Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач воспитания» [7, с.235].

Обучать ребенка необходимо соизмеримо с его возрастом и возможностями, иначе встретившись с непреодолимыми для него трудностями, ребенок может потерять веру в свои собственные силы, и эта неуверенность может в нем так укорениться, что надолго замедлит его успехи в учении. «Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя сделалось тупым и ленивым именно потому, что в нем преждевременными попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая для человека при всяком деле» [7, с.237; 238].

Учение как воспитательное средство в том случае достигает цели, если связано с развитием познавательных способностей ребенка, если научает самостоятельно мыслить и пытливо всматриваться в окружающий мир. Любое сдерживание порывов ребенка к самостоятельной душевной деятельности или наказание его за эти порывы приносят ему вред и создают трудности.

Ушинский выступал против телесных наказаний: «чем менее нуждается школа или семья в этих, иногда необходимых, но всегда лекарственных и потому ядовитых средствах, тем лучше; и пусть педагог не забывает, что если поощрения и наказания остаются и до сих пор необходимыми для детей, то это показывает только несовершенство искусства воспитания» [6, с.386].

Считая умственные занятия детей самым серьезнейшим трудом, Ушинский рассматривает учебно-познавательную деятельность ребенка в тесной связи с нравственным воспитанием, с пробуждением жажды творить добро, с воспитанием чувств, широких эстетических вкусов, с наслаждением и той прекрасной радостью, какую может и должен испытывать каждый от свободного творческого труда.

Свободный труд нужен человеку и для развития, и для поддержания в нем чувства человеческого достоинства. Если у человека нет своего личного труда в жизни, делает вывод Ушинский, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: «дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки, или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений» [8, с.339-240].

Если воспитание желает человеку счастье, то должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Потребность труда у человека является врожденной, но она, в зависимости от обстоятельств, от влияния, которое окружает человека в детстве, может либо разгораться, либо потухнуть. Поэтому очень важно, чтобы сами родители и взрослые люди, окружающие ребенка, смотрели с уважением на его детские усилия «пройти с помощью наставника гигантскую дорогу, пройденную человечеством» Более того, подчеркивает Ушинский, необходимо чтобы для воспитанника сделалось невозможным, «то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится голова, сердце и нравственность» [8, с.356,359].

Возможность труда и любовь к нему - лучшее наследство, которое могут передать родители своим детям.

К.Д.Ушинский придавал существенное значение формированию привычек у детей. Добрая привычка - это нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему, - «капитал этот растет беспрестанно, и процентами с него пользуется человек всю свою жизнь» [8, с 228]. Но если хорошая привычка есть нравственный капитал, то дурная - «есть нравственный невыплаченный заем, который в состоянии заморить человека процентами, беспрестанно нарастающими, парализовать его лучшие начинания и довести до нравственного банкротства» [8, с 228]. Не только в воспитании характера, но также и в образовании ума и в обогащении его необходимыми знаниями нервная сила привычки, только в другой форме, в форме навыка, имеет первостепенное значение.

Отличное знание состояния теории воспитания и практической работы школы, глубокий анализ истории развития взглядов на цели и задачи воспитания, широкая ориентация в достижениях современной ему научной мысли (в различных областях знания) позволили Ушинскому создать многочисленные труды, отвечающие самым насущным потребностям русской школы, и выдвинуть ряд научных положений, имеющих непреходящую ценность.

Литература

1. Венгер А.Л. Ребёнок в обществе: исторический кризис детства// Вопросы психологии. 2008. №4. С. 3-12.

2. Тажибаев Т. Психология и педагогическая психология К.Д. Ушинского, Алма-Ата, 1948. С. 195

3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т 8. - М.-Л.:АПН РСФСР1948 -1952. - С. 13

4. Большакова В.В.Очерки истории русской психологии (XIX -начало XX вв.) Часть I. Проблема формирования личности. - Нижний Новгород. -1994. - С. 72

5. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. Т. 5. Сост. С.Ф. Егоров.-М.: Педагогика, 1990.- С.17

6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. Т. 6. Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990.

7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т 7. - М.-Л.:АПН РСФСР1948 -1952.

8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т 2. - М.-Л.:АПН РСФСР1948 -1952

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.