Научная статья на тему 'Реальный сектор экономики: факторы и тенденции'

Реальный сектор экономики: факторы и тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
9
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GDP / industrial production / extrac- tion of mineral resources / manufacturing indus- try output / retail trade.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Изряднова

Негативными факторами в российской экономике в октябре 2015 г. стали, во-первых, сокращение потребительского спроса при падении оборота розничной торговли на 11,7% и реальных доходов населения – на 5,6%, вовторых, уменьшение инвестиций в основной капитал на 5,2% и, в-третьих, усиление спада в обрабатывающих производствах до 5,9% (все данные приведены в годовом выражении). Кроме того, на протяжении всего 2015 г. наблюдается снижение вклада чистого экспорта в динамику ВВП. В октябре текущего года замедлились темпы роста номинальной заработной платы до 3,0% против 8,9% годом ранее и усилилась тенденция к падению реальной заработной платы – она снизилась на 10,9% в годовом выражении. Увеличение дифференциации в оплате труда по видам экономической деятельности при росте общей безработицы в октябре 2015 г. на 8,0% и числа зарегистрированных безработных в государственной службе занятости – на 13,7% в годовом выражении осложняет ситуацию на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Real Economy: Factors and Trends

In October 2015, the negative factors in the Russian economy included, firstly, declining consumer demand on the back of a drop of 11.7% and 5.2% in retail trade volume and households’ real income, respectively, secondly, a 5.2% reduction of investments in capital assets and, thirdly, a higher slump of up to 5.9% in manufacturing (all the above data are given on a yearon-year basis). In addition to the above, throughout 2015 weakening of contribution of net exports to the GDP dynamics was observed. In October 2015, gross wages growth rates slowed down to 3.0% against 8.9% a year before and the real wages downward trend consolidated: there was a 10% year-on-year drop in real wages. In October 2015, higher differentiation in labour remuneration across all the lines of economic activities with growth of 8% year-on-year and 13.7% year-on-year in the general rate of unemployment and the number of registered unemployed with the public employment service, respectively, complicated the situation on the labour market.

Текст научной работы на тему «Реальный сектор экономики: факторы и тенденции»

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Ольга ИЗРЯДНОВА

Негативными факторами в российской экономике в октябре 2015 г. стали, во-первых, сокращение потребительского спроса при падении оборота розничной торговли на 11,7% и реальных доходов населения — на 5,6%, во-вторых, уменьшение инвестиций в основной капитал на 5,2% и, в-третьих, усиление спада в обрабатывающих производствах до 5,9% (все данные приведены в годовом выражении). Кроме того, на протяжении всего 2015 г. наблюдается снижение вклада чистого экспорта в динамику ВВП.

В октябре текущего года замедлились темпы роста номинальной заработной платы до 3,0% против 8,9% годом ранее и усилилась тенденция к падению реальной заработной платы — она снизилась на 10,9% в годовом выражении. Увеличение дифференциации в оплате труда по видам экономической деятельности при росте общей безработицы в октябре 2015 г. на 8,0% и числа зарегистрированных безработных, в государственной службе занятости — на 13,7% в годовом выражении осложняет ситуацию на рынке труда.

По предварительной оценке Росстата, индекс физического объема ВВП за январь-сентябрь 2015 г. составил 96,3% при ослаблении темпов его падения с 4,6% во втором квартале текущего года до 4,1% - в третьем относительно соответствующих периодов 2014 г. При сохранении сложившихся тенденций, согласно прогнозу Минэкономразвития России, ВВП в 2015 г. составит 96,1% от уровня предыдущего года.

Динамика российской экономики определяется одновременным воздействием внутренних макроэкономических и геополитических факторов. Изменение конъюнктуры и цен на мировом рынке оказало самое неблагопри-

ятное влияние на уровень спроса на товары российского экспорта. Ограничения, связанные с санкциями и контрсакциями, обусловили сокращение и структурные сдвиги в импорте. За январь-сентябрь 2015 г. стоимостный объем экспорта товаров упал на 31,8% и импорта -на 38,5% к соответствующему периоду 2014 г. Уменьшение объемов экспорта товаров определялось ухудшением мировой конъюнктуры: цены на товары российского экспорта снизились на 34,3%, при этом на сырую нефть - на 47,2%, на нефтепродукты -на 43,1%.

Падение экспортных цен в январе-сентябре 2015 г. к показателям предыдущего года частично компенсировалось наращиванием физических объемов экспорта (на 3,5%), в том числе сырой нефти - на 8,4%, нефтепродуктов - на 4,9%. Экспорт природного газа снизился на 1,3%. Сокращение импорта связано с целым рядом факторов, основные из которых: общий спад российской экономики, снижение инвестиций, уменьшение доходов населения, а также ограничительные меры в отношении ввоза в страну отдельных категорий товаров. Физические объемы поставок за рубеж сократились в январе-сентябре 2015 г. к показателю, зафиксированному годом ранее, на 32,3%.

Несмотря на положительное сальдо торгового баланса, которое сложилось за счет девальвации рубля и снижения объемов импорта, его вклад в ВВП заметно слабеет: в третьем квартале 2015 г. чистый экспорт составил 27,1 млрд. долл. при 43,0 млрд. долл. во втором квартале.

Девальвация рубля не полностью компенсировала сокращение доходов, выпадающих в результате изменения внешнеэкономических параметров, и оказала неоднозначное воздей-

ствие на российскую экономику. С одной стороны, она ослабила влияние внешних факторов на отдельные сектора экономики и способствовала импортозамещению, а с другой - привела к повышению издержек производства за счет удорожания импорта. В условиях экономической неопределенности, ухудшения ожиданий производителей, роста цен, а также ограниченных возможностей замещения выпадающих внешних источников финансирования усилились темпы сжатия внутреннего спроса.

Ситуация с инвестиционным спросом в текущем году характеризуется сохранением негативных тенденций. С признаками их некоторого ослабления, наблюдаемыми с августа 2015 г., в октябре годовые темпы снижения инвестиций в основной капитал составили 5,2% против 5,6% в сентябре. В целом за январь-октябрь показатель капитальных вложений в экономику составил 94,3% относительно аналогичного периода 2014 г. Некоторое уменьшение глубины спада инвестиций, отмечаемое в течение последних трех месяцев, пока не сказалось на деятельности строительного комплекса.

Объем работ в строительстве сократился в октябре на 7,9% и в январе-октябре -на 10,3%

относительно показателей, зафиксированных годом ранее. Продолжают снижаться объемы заключенных договоров подряда и обеспеченность строительных организаций договорами и заказами.

Продолжительная инвестиционная пауза изменила ситуацию в жилищном строительстве, хотя по итогам первых десяти месяцев 2015 г. прирост ввода жилья составил 4,2%. Такой показатель сложился за счет высоких темпов его роста в первом квартале текущего года, а с июня 2015 г. годовые темпы ввода в действие жилой площади снижаются и в октябре составили лишь 87,4%. Особенно сильное негативное влияние на динамику жилищного строительства оказывает уменьшение доли ввода жилой площади за счет средств населения в общей площади жилых домов; это обусловлено падением активности физических лиц на рынке ипотеки, связанным как с сокращением реальных доходов населения, так и с высокой ставкой ипотечного кредитования.

Ключевыми условиями преодоления спада в инвестиционной деятельности остаются снижение уровня экономической неопределенности, в том числе в результате достижения низкой и стабильной инфляции, умень-

Динамика реальных доходов населения и оборота розничной торговли в 2014-2015 гг., в % к соответствующему месяцу предыдущего года

-—

ш

95

12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 3 9 10

2014 г. 2015 г.

ш Розничный оборот продовольственных товаров Розничный оборот непродовольственных товаров

Источник: Росстат.

■ Реальная заработная плата

■ Реальные располагаемые доходы населения

шение процентных ставок и улучшение делового климата в стране. По прогнозам Минэкономразвития России, падение инвестиций в основной капитал в 2015 г. составит 10% к предыдущему году.

Специфической особенностью 2015 г. является усиливающаяся тенденция к сокращению потребительского спроса: в октябре 2015 г. оборот розничной торговли сократился к тому же месяцу предыдущего года на 11,7% и платных услуг населению - на 2,9%. Снижение потребительского спроса сопровождалось сжатием спроса и на продовольственные, и на непродовольственные товары. (См. рисунок.)

Объем рынка продовольственных товаров в октябре 2015 г. составил 89,1% и непродовольственных товаров - 87,5% от показателей октября 2014 г. Негативное развитие событий на продовольственном рынке фиксируется с июня 2014 г., на непродовольственном - с начала 2015 г. Если до октября 2014 г. оборот розничной торговли поддерживался положительной динамикой доходов населения, то в период с ноября 2014 г. по октябрь 2015 г. ситуация менялась под влиянием резкого замедления роста номинальных доходов населения и высоких темпов инфляции. В октябре 2015 г. реальные располагаемые доходы населения в годовом выражении снизились на 5,6%, в том числе среднемесячная начисленная заработная плата упала на 10,9%, а средний размер назначенных пенсий (по данным на сентябрь) - на 4,0%.

В структуре денежных доходов населения сокращается доля оплаты труда. (См. таблицу.) Учитывая, что в российской экономике более 90% занятых работают по найму, уменьшение доли оплаты труда в общих доходах населения на протяжении трех последних кварталов крайне болезненно отражается на показателях уровня жизни населения.

Падение доходов населения при сохранении высокой социально-экономической дифференциации и неравномерности распределения доходов негативно отражается на характере потребительской активности. При снижении уровня дифференциации населения по уровню доходов с 18,8% в январе-сентябре 2014 г. до 14,2% в январе-сентябре 2015 г. доля наименее обеспеченного населения повысилась на 0,3 п.п. В первом полугодии 2015 г. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 21,7 млн. человек (15,1% от общей численности населения) и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 2,6 млн. человек (2,0 п.п.).

Сокращение потребительского и инвестиционного спроса оказывало негативное влияние и на динамику отечественного производства, и на импорт.

В октябре 2015 г. индекс промышленного производства составил 96,4% к тому же месяцу предыдущего года. Структурные особенности промышленной динамики в текущем году определяются слабым ростом добычи

Структура денежных доходов населения, в % к итогу

2014 г. 2015 г.

1 кв. II кв. III кв. I кв. II кв. III кв.

Доходы - всего 100 100 100 100 100 100

Доходы от предпринимательской деятельности 8,3 7,3 7,8 7,9 7,1 7,5

Оплата труда, включая скрытую 67,8 67,1 66,9 66,4 65,8 65,3

Социальные выплаты 17,0 18,8 18,2 18,1 18,8 18,6

Доходы от собственности 5,0 4,8 5,1 5,7 6,3 6,6

Другие доходы 1,9 2,0 2,0 1,9 2,0 2,0

Источник: Росстат.

полезных ископаемых (101,4% к октябрю и 100,4% к январю-октябрю 2014 г.) при усиливающемся падении обрабатывающих производств (94,1 и 94,7% соответственно).

Положительная динамика в годовом выражении в октябре 2015 г. фиксировалась только в химическом производстве (109,2%) и производстве пищевых продуктов (101,4%). В текущем году крайне неустойчива динамика производства пищевых продуктов: рост в первом квартале 2015 г. на 103,5% сменился здесь стагнацией во втором квартале и оживлением производства до 101,5% - в третьем относительно соответствующих периодов предыдущего года.

На объемы химического производства в нынешнем году позитивное влияние оказало изменение структуры спроса. В условиях девальвации рубля сокращение объема подорожавшего импорта позволило российским химическим предприятиям расширить нишу для отечественных товаров на внутреннем рынке, с одной стороны, и нарастить объемы экспорта по физическому объему - с другой. В наибольшей степени фактор импортозамещения сказался на динамике производства фармацевтической продукции и бытовой химии, выпуск которых за январь-октябрь 2015 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 11,9 и 7,6% соответственно.

Отметим при этом, что отечественное фармацевтическое производство в среднесрочной перспективе имеет определенный потенциал роста как за счет государственной поддержки, так и за счет повышения его инвестиционной привлекательности для российских и иностранных инвесторов. За последние три года в России введено в действие более 10 новых фармацевтических заводов - при одновременной модернизации существующих мощностей и освоении отечественными производителями новых компетенций и знаний.

Несмотря на сложные макроэкономические условия, расширяется сотрудничество в данной области с международными компаниями: в Санкт-Петербурге компания Bayer

подписала соглашение с компанией «Поли-сан» о производстве в России трех препаратов немецкого концерна; компания Novartis строит завод (запуск до конца текущего года); в Калужской области открылось локальное производство шведско-британской фармацевтической компании AstraZeneca (коммерческий выпуск начнется в первом квартале 2016 г.) и запущен завод датской компании NovoNordisk по производству инсулина, заливке его в картриджи и упаковке готового лекарства; в Кировской области заключено соглашение с компанией Merck о локализации производства на заводе «Нанолек» (инвестиции -10 млн. евро).

Рост выпуска основных химических веществ в октябре на 6,5% и в январе-октябре 2015 г. - на 3,6% относительно соответствующих периодов 2014 г. обусловлен, в частности, выходом на проектную мощность новых нефтехимических предприятий, которые были запущены в эксплуатацию в предыдущие годы: двух крупных заводов по производству полипропилена - «Полиом» (Омская область) и «Тобольск-Полимер» (Тюменская область) и предприятия по выпуску поливинилхлорида -«РусВинил» (Нижегородская область). В результате производство пластмасс в первичных формах за январь-октябрь 2015 г. выросло в годовом выражении на 9,0%, в том числе полимеров винилхлорида и пропилена - на 25,0%.

Из секторов химической промышленности отдельно следует отметить постепенное восстановление производств лакокрасочной продукции в октябре текущего года до 116,2% и химических волокон - до 112,1% относительно октября 2014 г. Неустойчивость динамики выпуска этих субпроизводств на протяжении года объясняется сужением внутреннего спроса и отсутствием альтернатив развития в ситуации неконкурентоспособности продукции на внешнем рынке даже при низких ценах.

При анализе динамики химического производства обращают на себя внимание неплохие результаты отрасли: индекс цен производителей в октябре 2015 г. относительно начала

года составил здесь 119,8% и опережал рост цен производителей в обрабатывающих производствах (113,4%). В результате в январе-августе 2015 г. сальдированный финансовый результат химического производства увеличился относительно соответствующего периода предыдущего года в 2,8 раза, а доля прибыльных организаций повысилась в отрасли почти на 6,8 п.п. В этой ситуации рост номинальной заработной платы в химическом производстве за январь-сентябрь на 9,8% (по обрабатывающим производствам в целом на 8,1%) стал фактором, поддерживающим сохранение кадрового состава в отрасли.

Проблемой для российской экономики остается точечная поддержка отдельных производств, а не скоординированная система комплексных мер по изменению общих условий для бизнеса. Если начальной реакцией производства промежуточного спроса с высокой долей экспортно ориентированных производств на повышение цен вследствие ослабления рубля стало восстановление роста выпуска продукции, то с апреля 2015 г. в этом сегменте обрабатывающей промышленности фиксировалось падение.

Дополнительным фактором углубления спада в сегменте товаров промежуточного спроса явилось сужение спроса в производствах инвестиционного комплекса на отечественные комплектующие и материалы. Сокращение выпуска отечественных товаров промежуточного спроса привело к структурным изменениям в импорте: удельный вес промежуточных товаров в общем объеме импорта в первом полугодии 2015 г. сократился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года почти на 4 п.п.

Низкий инвестиционный спрос обусловил уменьшение объемов производства и импорта капитальных товаров. Доля инвестиционных товаров в импорте в первом полугодии 2015 г. снизилась по сравнению с тем же периодом 2014 г. на 3,3 п.п. при замедлении темпов сокращения импорта по кварталам текущего года. Индекс производства машин и обору-

дования в октябре 2015 г. относительно аналогичного периода предыдущего года составил 94,1%, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования -84,0%, производства транспортных средств -90,3%. Свертывание инвестиционной деятельности обусловило и падение спроса на строительные и конструкционные материалы: индекс производства строительных материалов в октябре текущего года составил в годовом выражении 90,0%, а в металлургическом комплексе - 93,1%.

Снижение в октябре объемов производства металлургического комплекса стало результатом сжатия спроса, особенно на продукцию высокого передела, и на внутреннем, и на внешнем рынках, а также падения мировых цен практически по всей номенклатуре черных и цветных металлов. Но надо отметить, что при изменении ситуации отечественная металлургия как высококонкурентное производство имеет высокий потенциал роста. Так, в черной металлургии завершены крупные проекты, которые сняли дефицит по отдельным видам продукции и способствовали импортоза-мещению.

Индекс производства кокса и нефтепродуктов в октябре 2015 г. в годовом выражении составил 94,9%, что определялось сокращением объемов переработки нефти на 8,8% и выпуска готовых нефтепродуктов - на 5,1%. Причиной сокращения объемов переработки нефти стали структурные сдвиги в ее экспорте в сторону увеличения физических объемов вывоза сырой нефти за январь-сентябрь 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 8,4%, нефтепродуктов - на 4,9%.

При сохранении сложившихся тенденций, в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России, в 2015 г. ожидаемое падение обрабатывающих производств составит 4,9%, а добыча полезных ископаемых увеличится на 0,1%.

В октябре 2015 г. численность занятого в экономике населения составила 72,5 млн. человек. Численность безработных (по методо-

логии МОТ) в октябре 2015 г. оценивалась на уровне 4,2 млн. человек, а уровень безработицы составил 5,5% от экономически активного населения и на 0,4 п.п. превысил показатель, зафиксированный годом ранее. В государственных учреждениях службы занятости населения число зарегистрированных безработных в октябре 2015 г. составило 911,1 тыс. человек (113,7% к октябрю 2014 г.).

Негативным фактором на рынке труда остается снижение потребности работодателей

в работниках, которая за октябрь 2015 г. уменьшилась на 47,9 тыс. вакансий. В результате коэффициент напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий в октябре, после некоторого снижения в сентябре, вернулся к значениям июля-августа текущего года и составил 86,2 человек.

Согласно прогнозу Минэкономразвития России по итогам 2015 г. показатель общей безработицы сохранится на уровне в 4,2 млн. человек. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.