Научная статья на тему 'Реальность подготовки специалистов социальной сферы'

Реальность подготовки специалистов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / PROFESSIONAL STANDARD / SOCIAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION / SOCIAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулкадер А.Л., Дашук К. В.

В статье представлен взгляд на изменения сути понятия «социально-педагогическое образование» в существующей социокультурной ситуации трансформации образования и поиска новых моделей профессионального развития специалистов социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALITY OF TRAINING SOCIAL PROFESSIONALS

The article presents a view on the changes in the essence of the concept of «socio-pedagogical education» in the existing socio-cultural situation of the transformation of education and the search for new models of professional development of social specialists.

Текст научной работы на тему «Реальность подготовки специалистов социальной сферы»

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37

АБДУЛКАДЕР А.Л.

аспирант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: soranmaw@gmail.com ДАШУК К. В.

студент магистратуры направления 39.04.02 Социальная работа, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: dashuk19@gmail.com

ABDULKADER A.L.

Graduate student, Orel State University, E-mail: soranmaw@gmail.com DASHUK CH.V.

Student of magistracy 39.04.02 Social work, Orel State

University, E-mail: dashuk19@gmail.com

РЕАЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ THE REALITY OF TRAINING SOCIAL PROFESSIONALS

В статье представлен взгляд на изменения сути понятия «социально-педагогическое образование» в существующей социокультурной ситуации трансформации образования и поиска новых моделей профессионального развития специалистов социальной сферы.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, социально-педагогическое образование, социальная педагогика.

The article presents a view on the changes in the essence of the concept of «socio-pedagogical education» in the existing socio-cultural situation of the transformation of education and the search for new models of professional development of social specialists.

Keywords: professional standard, social and pedagogical education, social pedagogy.

Современные социально-педагогические исследования констатируют, что проблема подготовки специалистов для социальной сферы согласуется с требованиями профессиональных стандартов образования к квалификации работника; а успех решения этой проблемы опосредован, прежде всего, выявлением факторов, определяющих процессы социальной интеграции и реинтеграции личности обучающегося в условиях трансформации структуры и сущности профессионального образования.

Как специфическая отрасль и направление профессиональной подготовки педагогических кадров в России социально-педагогическое образование существует чуть более четверти века, пройдя к началу 2000-х годов лишь этап организационного становления, что обуславливает трудности научно-методического сопровождения системы подготовки и переподготовки специалистов социальной сферы.

Подготовка профессиональных социальных педагогов «встроена» в психолого-педагогическое образование и при этом «опирается в своем развитии на определенную совокупность положений различных наук и накопленный опыт практических способов социокультурной, психолого-педагогической и медико-социальной поддержки личности» [7]. Различные аспекты перспективной профессиональной подготовки специалистов «длиною и шириною в жизнь» отражены

в трудах В.Г. Бочаровой, С.И. Григорьева, А.И. Иванова, Т.С. Сумской, Л.А. Староверкина, Б.Ю. Шапиро и др.

В конце XX - начале XXI вв. методологическая база теории профессиональной подготовки социальных педагогов пополнилась концепциями: профессиональной готовности (В. А. Сластёнин), регионального социально-педагогического образования (Н.Ю. Клименко), адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов (Н.В. Абрамовских), социализации (Ю.Н. Галагузова), социодидактики (С.А. Расчетина), общепрофессиональной готовности (Т.В. Скляровa), концепцией социального воспитания (Т.Т. Щелина) [1; 3].

Мы солидарны с Б.М. Игошевым, который выделяет в современной отечественной науке три методологических подхода к обоснованию целей и смыслов профессиональной деятельности «социального педагога: а) выпускник вуза должен быть подготовлен к работе в разнообразных социальных и образовательных учреждениях, а объект его профессиональной деятельности - разные категории детей, испытывающие трудности в процессе социализации (М.А. Галагузова, Л.Я. Олиференко и др.); б) социальный педагог-специалист сферы общественного воспитания, функционирующий в образовательных учреждениях для оказания помощи не только учащимся в их социализации, но и учителям и родителям - в воспитании этих детей» (В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов

© Абдулкадер А.Л., Дашук К.В. © Abdulkader A.L. Dashuk Ch.V

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

и др.)» [4, с. 12]. Третья, социально-философская точка зрения, согласно которой «социально-педагогическое образование - необходимый элемент содержания практически любого профессионального, а тем более, гуманитарного образования (В .Г. Бочарова, Е.Н. Сорочинская, Г.Н. Филонов и др.)» [4, с. 12].

Невзирая на различие мнений теоретиков социальной педагогики, организаторы социально-педагогического образования убеждены, что ключевым фактором его существования и развития выступают актуальные потребности социально-педагогической практики в квалифицированных профессиональных кадрах. В силу чего «именно в этом социальном контексте и следует анализировать и оценивать те изменения, которые вносит в понятие «социально-педагогическое образование» новая образовательная ситуация» [4, с. 13]. Эта ситуация одним из обязательных показателей эффективности деятельности педагога как специалиста социальной сферы выдвигает требование его профессиональной компетентности, центральными составляющими которой выступают не только представление педагога о своей профессиональной деятельности, предопределяющее его профессиональное поведение, специфику взаимодействия с субъектами социально-педагогической деятельности, стремление к повышению профессиональной коммуникации; но и профессиональная готовность осуществлять комплексную психолого-педагогическую поддержку ребёнка.

Отслеживая и оценивая динамику развития личности обучающегося, социальный педагог должен знать возрастные особенности ребенка в различные периоды жизни, уметь диагностировать их наличие и потенциал развития, по Л. С. Выготскому, «зону ближайшего развития». Несомненно, для прогресса страны важно воспитать гражданина и патриота, готового отдавать свои знания и умения во имя ее процветания. В связи с чем, следует уделять внимание внутреннему миру детей, их мировоззрению, системе ценностей, определяющих направленность личности, отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе.

Необходимо учитывать, что основной источник воспитания личности - окружающая среда, которая прямо (через близкое окружение - семью, соседей, сверстников, воспитательные организации и т.д.) или опосредованно (через средства массовой коммуникации, субкультуру, региональные условия жизнедеятельности и др.) воздействует на ребенка. Однако чтобы формирующаяся личность могла в полной мере «присвоить» их позитивный опыт, сделать его своим достоянием, она должна иметь взрослого сопровождающего, который ценит человеческую жизнь, умеет и стремится выстраивать обучение и воспитание, «центрированные на человеке» (К. Роджерс) [6]. В связи с этим, одними из важнейших ресурсов, обеспечивающих гуманистическую направленность растущей личности, выступают школьные учителя, социальные педагоги и психологи, сосредоточенные на том, чтобы благоприятствовать эффективности процесса развития у ребёнка эмоцио-

нальной отзывчивости и механизмов сопереживания. Кроме того адресную работу в этом направлении ведут заместители директора по воспитательной работе, другие сотрудники образовательных учреждений. Такая система сопровождения социального воспитания предполагает определенные навыки и культуру общения, нравственную позицию, гуманистические ценностные установки, высокий профессиональный уровень всех этих специалистов, активное использование ими комплекса психолого-педагогических и медико-социальных методов воспитания.

Изучение мнения педагогов сельских школ Орловского, Хотынецкого, Урицкого районов Орловской области показало, что менее 50% опрошенных педагогов (из 37) в качестве необходимых условий эффективности процесса обучения и воспитания помимо «хорошего знания своего предмета», «умелого использования дидактических и методических наработок», «любви к детям» назвали «умение грамотно и эффективно общаться». Интересно, что в данной группе оказались педагоги с многолетним опытом, позволяющим им утверждать, что именно от умения выстраивать процесс общения с обучающимися в большой степени зависит результат воспитания. Педагоги уверены, что современное смысловое наполнение понятия «ценность» становится ареной борьбы; на первый план выходит необходимость воспитания отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для нравственного развития каждого. Жизненное пространство социума есть центр концентрации воспитательных ресурсов и возможностей, а совместный со школьниками поиск смыслов знания создает условия для личностного развития ребенка [2].

При этом сопровождающий ребенка педагог/специалист образования задействует следующие, определяющие процессы социальной интеграции и реинтеграции личности ребенка социально-педагогические факторы:

- человеческий фактор, выражающийся в педа-гогизации родительской среды, переподготовке педагогических кадров как организаторов (лидеров) взаимодействия;

- технологический фактор, выражающийся в модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в активизации социально-педагогических ресурсов микросоциума по созданию воспитывающей среды детства;

- фактор «помогающего воспитания», определяющий межпоколенческие отношения, педагогику нейро-воспитания глобальных ценностей и смыслов.

В Орловской области на базе сельских районов реализуется проект «Активизации социально-педагогических ресурсов села по созданию воспитывающей среды детства» (сетевая инновационная площадка ФГБНУ «ИИДСиВ РАО», в которой участвуют 8 образовательных учреждений из 6 районов Орловской области). Творческие группы каждого образовательного учреждения разработали Паспорт СИП, фиксирующий цель инновационной деятельно-

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (83), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 83. 2019

сти на весь период работы над проблемой и задачи ее реализации для специалистов, включая педагогических работников разных должностных категорий системы сопровождения: педагога-организатора, социального педагога, учителей-предметников, психолога, воспитателей, обучающихся. Каждый коллектив работает по реализации подпроекта. Например, коллектив МБОУ «Новопетровской СОШ» Свердловского района исследует воспитательное пространство села как средство развития гражданско-патриотических качеств сельских школьников посредством формирования коммуникативных компетенций в условиях социального партнёрства.

Для решения поставленных задач разработана дорожная карта сопровождения на учебный год, которая реализуется через проведение совместных мероприятий с администрацией Новопетровского сельского поселения, партнерскую работу с Новопетровским, Никуличинским и Городищенским сельскими домами культуры, находящимися в микрорайоне школы; а также просвещение родителей и односельчан.

В социокультурном пространстве проведены совместные семинары творческой группы педагогов школы с работниками культуры Новопетровского сельского поселения, направленные на систематизацию совместной деятельности по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения, организованы встречи со школьниками работников отдела внутренних дел и Главы администрации сельского поселения. Педагоги образовательной организации провели в сельском поселении научно-практическую конференцию «Перспективы отраслевого взаимодействия и комплексной реабилитации», встречу родительской общественности по проблемам современного социального воспитания.

Учет этого практического опыта и реконструкция социокультурной теории при подготовке и переподготовке педагога с использованием новейших педагогических технологий, психотехник и методик позволят операционализировать основные идеи и принципы личностно-развивающего образования [5]. При этом многие исследователи указывают на преимущества личностно-ориентированного обучения в образовании взрослых, его вариативность и динамичность. Личностно-профессиональный потенциал педагога/ специалиста - самоорганизующаяся система актуальных и потенциальных личностно-профессиональных компонентов, элементами которой являются педагогические способности, личностные и профессионально-значимые качества, готовность к педагогической деятельности. Интегративное качество этой системы - направленность, проявляющаяся в профессиональных ориентациях педагога [5, 8].

Кроме того, в современной нормативно-образовательной ситуации остро встают вопросы эффективности профессиональной подготовки

социально-педагогических кадров. Определенные условия для качественной подготовки созданы в рамках специальности «Педагогика и психология девиант-ного поведения», несмотря на то, что в гражданских вузах возможен доступ только к одной специализации - «Психолого-педагогическая профилактика девиант-ного поведения». Для многих вузов переориентация подготовки на эту специальность оказалось сложной в аспекте ресурсного обеспечения (кадрового, научно-методического и др.). В силу указанных обстоятельств и окончательного перехода вузов на двухуровневую подготовку при отказе от специальности «Социальная педагогика» в пользу бакалавриата, специализированная подготовка кадров для социально-педагогической деятельности существенно сократилась и теряет свою практико-ориентированную направленность.

Но острота проблем социализации молодого поколения требует их профессионального решения и актуализирует «социально-педагогическую деятельность, а, следовательно, и подготовку профессиональных социально-педагогических кадров. А это означает, что практическую, технологическую подготовку социальных педагогов придется организовывать в каких-либо иных формах, например, в дополнительном профессиональном образовании» [4, с. 15].

В ряду образовательных учреждений системы подготовки педагогических кадров заметную роль играют институты повышения квалификации работников образования (ИПКРО). Считаем, что социально-педагогическая деятельность ИПКРО выступает сегодня фактором развития образования; а активизировать это влияние возможно при следующих условиях: ИПКРО выстраивает свою деятельность как активный социальный субъект, ориентируясь на ее социально-педагогические эффекты; развивается как методологический центр, основная роль которого - поддержка и воплощение инноваций в контексте социокультурных процессов каждого конкретного региона; инициирует разнообразные по типу и масштабу социально-педагогические проекты при осуществлении прогнозно-проектной деятельности, привлекая к участию в них региональное образование и социум. Сфера влияния ИПКРО распространяется не только на самого педагога, но и на условия его профессиональной реализации и жизнедеятельности в целом.

Таким образом, сегодня чрезвычайную актуальность приобретает научно-практическая проблема оптимизации деятельностной подготовки социально-педагогических кадров в условиях политико-культурных трансформаций образования. Можно констатировать, что в такой ситуации перехода важно не потерять профессию «Социальный педагог», обеспечивающую комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Библиографический список

1. АбрамовскихН.В. Концепция адаптивной подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук / Н.В. Абрамовских. 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Челябинск, 2010. 24 с.

2. Воспитательные ресурсы социокультурного пространства села: монография / под общ. ред. Г.Е. Котьковой / - Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ». 2014. 200 с.

3. ЗинченкоВ.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 2001. №2. С.15-36.

4. Игошев Б. М. Социально-педагогическое образование: новые смыслы и перспективы развития// Педагогическое образование в России. 2013. №6. С.12-15.

5. Куличенко Р. М. Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов в России: дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.08. теория и методика профессионального образования Москва, 1998. 471 с.

6. Роджерс К. Свобода учиться / К. Роджерс, Д. Фрейберг. М.: Смысл, 2002. 527 с.

7. Сорочинская Е.Н. Отечественное профессиональное социально-педагогическое образование в реалиях XXI века // Социальная педагогика в России. 2014 . №4 . С. 58-63.

8. Социальная педагогика: Учебное пособие / А. В. Иванов и др.; под общ. ред. проф. А. В. Иванова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. 424 с.

References

1. AbramovskikhN. In. The concept of adaptive training of future social teachers for professional activity: Diss. ... kand. PED. Sciences / N. In. Abramovsky. 13.00.08-theory and methods of professional education- Chelyabinsk, 2010. 24 p.

2. Educational resources of the social space of the village: monograph / under the General editorship of G. E. Kotkovoi / Orel: FGBOU VPO "OSU". 2014. 200 p.

3. Zinchenko V. P. Worlds of consciousness and structure of consciousness. Questions of psychology. 2001. №2. Pp. 15-36.

4. IgoshevB. M. Socio-pedagogical education and prospects of development// Pedagogical education in Russia. 2013. №6. Pp. 12-15.

5. KulichenkoR. M. Professional formation and development of the Institute of social pedagogues in Russia: Diss. ... doctor. PED. Sciences: 13.00.08. - theory and methods of vocational education Moscow, 1998. 471 p.

6. Rogers C. Freedom to learn / Rogers, D. Freiberg. M.: Smysl, 2002. 527 p.

7. Sorochinskaya E. N. Domestic professional socio-pedagogical education in the realities of the XXI century / / Social pedagogy in Russia. 2014 . №4 . Pp. 58-63.

8. Social pedagogy: textbook / A. V. Ivanov and others; under the General editorship of Professor A. V. Ivanov. Moscow: Publishing and trading Corporation " Dashkov and K°", 2010. 424 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.