Педагогика
межвузовского научно-методического семинара преподавателей иностранных языков. - Кострома: Издательство «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко», 2016. - C. 55-61.
3. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
4. Ковшиков, В. А., Глухов, В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности : учебник для вузов. - М.: АСТ; Астрель, 2007.
5. Smith, Hannah. A smugglers tale: funneling guns and fighters into Syria [Электронный ресурс] // Сайт «Middle East Eye». - Режим доступа: http://www.middleeasteye.net/users/hannah-smith (дата обращения: 20.03.2015).
6. BMX 01 multirole armored vehicle VBMR program live demonstration field test Renault Trucks Defense [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=i3-fF0epYPQ (дата обращения: 10.04.2016).
7. Textron Systems COMMANDO Family of Vehicles [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=inVEUV_T8aM (дата обращения: 21.03.2016).
8. US Military Sneaky Surprise for T-90 and Armata tanks [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=55fBmn2y2-s (дата обращения: 12.09.2016).
УДК 37.012.1 И.Л. Миронов*
Реализм как методологическая основа нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел
Данная статья посвящена поиску методологических основ нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в современных условиях. В качестве альтернативы диалектико-материалистическому методу, безраздельно господствовавшему в гуманитарных исследованиях советского периода, автор предлагает философию реализма.
Ключевые слова: реализм, нравственное воспитание, мировоззрение.
I.L. Mironov*. The realism as a methodological basis of moral education of employees of internal affairs bodies. This article considers methodological principles of moral education of employees of Internal Affairs bodies in modern conditions. The author offers a philosophy of realism, as an alternative to dialectic-materialistic method which undividedly dominated in studies of the Soviet period.
Keywords: realism, moral education, outlook.
Нарастающая интенсивность современных преобразований позволила многим исследователям охарактеризовать Россию как общество переходного типа [3; 4].
Современная социокультурная динамика в России, на наш взгляд, - это не только переход от семидесятилетнего советского периода к постсоветскому периоду - демократическому [3], но и отражение сущности, если не мировой, то общеевропейской динамики, суть которой - в переходе от индустриальной культурной суперсистемы к гуманистической суперсистеме.
Н.А. Пономарев характеризует современные изменения в нашем обществе как уход от антигуманной по самой своей сути «теории винтиков», представления, что каждый человек составляет всего лишь деталь, частицу машины, называемой прогрессом [9, с. 239].
Сциентизм, характерный для «машинной эпохи», абсолютизировал научное знание как единственный и всеобъемлющий источник истины, способствующий общественному прогрессу. Философская спекуляция (метафизика) и религия теряли при этом познавательную ценность. Проблемы человеческой личности, духа, души были вытеснены за границы научно-философской сферы.
И не случаен кризис рационально-научного познания, присущий переходной эпохе. Современный рост мистики и иррационализма - проявление этого кризиса. Так, уже в середине ХХ в. для Западной Европы и США стало характерным распространение массового коммерческого оккультизма (астрологии, оккультной медицины, мантики).
В силу господствующей в тот период атеистической идеологии оккультизм не нашел распространения в России, однако в постсоветский период получил широкое развитие. Достаточно
* Миронов, Игорь Леонидович, доцент кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 459-65-99. E-mail: [email protected].
* Mironov, Igor Leonidovich, assistant professor, Department of personnel and educational work of the St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of RF, PHD, assistant professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1, Russia. Tel. 459-65-99. E-mail: [email protected].
© Миронов И.Л., 2017
Миронов И.Л. Реализм как методологическая основа нравственного воспитания сотрудников.
вспомнить распространение в отечественной педагогике 90-х гг. так называемой валеологии - «общей теории здоровья», претендующей на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека. Данное учение было основано на оккультных концепциях и подвергалась критике со стороны академической науки.
Наши соотечественники с полной серьезностью и сегодня воспринимают различные предсказания, откровения различных гадалок, знахарей, целителей, новоявленных «пророков». Как пример, достаточно привести астрологический прогноз в передаче «Доброе утро» Первого канала. В вечерней передаче «Давай поженимся» главным экспертом, определяющим совместимость жениха и невесты, выступает астролог. Древняя языческая «мудрость», не подкрепленная никакими научными доводами, воспринимается сегодня большинством граждан (в т.ч. и людьми, имеющими научные степени и звания) с полной уверенностью в её истинности.
«Нас, ученых, не покидает ощущение того, что мы в нашей стране живем не в XXI веке, а в XI веке», - пишет академик А.М. Черепащук, характеризуя современный интерес общества к мистике и эзотерике [16, с. 5]. «Околонаучная сфера» советского и современного периода основана преимущественно на суеверии [1]. Однако игнорирование, категорическое отрицание познавательной ценности традиционных религий в условиях современного мировоззренческого плюрализма, на наш взгляд, неуместны. Это чревато для нашего общества, например, вовлечением нашей молодёжи в нетрадиционные деструктивные культы.
Если молодые люди ищут духовности в религии, видимо, не нужно говорить, что религиозное мировоззрение ненаучно, а значит, не истинно. Оно действительно ненаучно, а точнее, «вненаучно», т.к. у религии и науки различны предмет и методы познания. Кроме того, «бурный процесс расширения границ науки делает все более очевидным, что никакое, практически, знание нельзя рассматривать как окончательное» [8, с. 157-158]. «Ученые теперь реже, чем в прошлом, говорят о безусловных законах и чаще о теориях и гипотезах, меньше - о детерминизме и больше - о вероятности, меньше - об "истине" и больше - о "моделях". А модели эти понимаются не как умственные или наглядные копии реальности, а как эффективные методы размышления над проблемами реальности для достижения поставленных человеком целей» [8, с. 155-156]. «Наука ... всегда прагматична по своим конечным целям, ... в ней нет места проблеме истины, как она стоит в религии и философии» [8, с. 158].
Повышенный интерес современного общества к проблемам духовности и иррациональным способам познания обусловило обращение ряда современных мыслителей к так называемой «философии реализма» [11, с. 34-47]. Гносеология реализма рассматривает объективность не только научно-рационалистической методологии, но и других способов познания мира, в т.ч. веры, тем более что вера как этап познания свойствен не только религии, но и науке. Путь к научному знанию открывается «верой человека . основным аксиомам данной науки, пока не начнется процесс самостоятельного познания предмета веры» [8, с. 144]. Гносеология реализма вполне вписывается в положения отечественной «философии и методологии научного познания» [14; 17].
Преодоление негативизма в отношении научной рациональности в отечественной философии и методологии научного познания осуществляется с позиции концепции «оснований науки», согласно которой основания науки организуют все разнородные знания в некоторую целостность, определяют стратегию научного поиска и во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей эпохи [14]. Данный тезис можно осмыслить через категории «рассудок» и «разум», сформировавшиеся в домарксистской философии и выражающие два уровня мыслительной деятельности. Так, уже в античной философии под рассудком понималась способность рассуждения в познании всего относительного, земного, конечного, в то время как сущность разума состояла в целеполагании, открытии абсолютного, божественного и бесконечного [15, с. 567].
Таким образом, полноценное научное познание в широком смысле слова может осуществляться с позиций культурологической парадигмы, включающей как рациональный (рассудочный) методы познания, так и иррациональный (интуиция, вера). Культурологический подход, представленный в гносеологии реализма, позволит, на взгляд автора, наиболее объективно рассмотреть проблему нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел.
Исторически в понятие «реализм» вкладывалось различное содержание. Идеалистическая концепция реализма проявляется в средневековой философии, которая признает реальность существования универсалий (общих понятий). Данное направление фактически развивает идеализм Платона. «Реализмом» обозначалась и материалистическая ветвь философии, поскольку материализм признает объективную реальность внешнего мира. Реализмом называется направление в философии, пытающееся синтезировать крайности материализма и идеализма. «Умеренный реализм» Ф.Аквинского признает необходимость синтеза науки и религии, научного и вненаучного знания. Важное звено в здание реалистической философии добавил Иммануил Кант, который показал необходимость сочетания рационалистических методов с творческим воображением, без которого знание о мире не может быть полным.
В контексте настоящего исследования важен гносеологический смысл предложенной концепции, в которой выравниваются в правах научные и вненаучные методы познания, а отношение между ними строится по принципу дополнительности.
Нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел связано с их духовной сферой. Проблемы духа могут быть исследованы прежде всего путём иррационального познания: веры, интуиции, творческого озарения. Абсолютизация научно-рационального метода возможна только в области естественных наук. Реалистическая гносеология, в свою очередь, основывается на онтологии
Педагогика
данного философского направления, признающей материю и дух как различные проявления единой субстанции. Предложенная интегративная картина мира позволяет учитывать духовную составляющую мироздания, вспомнить о давно вытесненном из сферы философии и психологии понятии «души».
«Дух» современная реалистическая философия понимает как «нематериальное начало мира, связанное с материей и без неё не существующее, но определяющее активность материи, её способность к самоорганизации, порядку и гармонии на базе закономерностей» [11, с. 36]. Авторы данной концепции делают радикальный шаг от материалистического понимания духа-сознания как свойства высокоорганизованной материи, признают дух как активное начало в мироздании, однако отказываются признать автономию этого начала. Признание возможности существования духа независимо от материи характерно для идеалистической философии, а также для теологии.
Уже в Древней Греции понятие «дух» определялось как «тончайший субстрат с некоторыми признаками материи» [15, с. 179]. Аналогично в теологии под духом понимается «вещество тонкое, отличное от вещества грубого» [12, с. 498]. Данные определения могут быть истолкованы в том смысле, что дух является тонкой формой материи, а, следовательно, хотя и невидим, но реален.
В качестве аналогии можно привести электромагнитное излучение. Радиоволны, например, не воспринимаются органами чувств (а когда-то не было и приборов для их регистрации), но реально существуют. На основании данного примера можно допустить возможность существования духовной субстанции, которая не воспринимается органами чувств, но это не даёт оснований для отрицания её существования. Вот как иллюстрирует данное теоретическое положение российский и советский учёный, хирург, автор трудов по анестезиологии, доктор медицинских наук, профессор архиепископ Лука Войно-Ясенецкий: «При атомном распаде освобождаются формы энергии все более тонкие, приближающиеся к чему-то нематериальному. Что же мешает нам сделать последний шаг и признать существование вполне нематериальной, духовной энергии и считать ее первичной формой, родоначальницей и источником всех форм физической энергии? ... Огромное количество фактов императивно принуждает нас считаться с ними и признать наряду с материальной природой безграничный, гораздо более важный мир духовный» [13, с. 71].
Данный тезис может быть основой для признания реальности души как проявления духовной субстанции и возможности её посмертного существования. А это один из главных постулатов религиозного мировоззрения и, соответственно, религиозной этики.
В итоге рассуждения о соотношении духа и материи в философии реализма автору статьи уместно может быть задан вопрос: «А какова же ваша точка зрения на проблему?». На данный вопрос хотелось бы ответить словами Воланда из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по вере его» [2, с. 657].
А если сохранить серьезный дух научного трактата, то в соответствии с принципом свободы совести (Конституция РФ, ст. 28) наиболее объективной в данном исследовании может быть нейтральная позиция. Рост религиозного сознания в нашем обществе в постсоветское время не позволяет игнорировать нравственный потенциал традиционных конфессий в сфере нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел - воинов правопорядка [5; 6; 7; 10]. Безусловно, опора на религиозные ценности в официальной (государственной) системе нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел, которая носит светский характер, некорректна с точки зрения правовых предпосылок (ст. 14 Конституции РФ). Однако проблема нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в настоящее время не может рассматриваться узко, как официальная сфера профессионально-прикладной этики, реализуемой в рамках строго заданного регламента (нормативной базы): кодексов, уставов, приказов и т.п. Такой подход оставляет за рамками исследования личность сотрудника органов внутренних дел с её мировоззренческими ориентирами, мотивами, интересами. Вне поля зрения исследователя остается сфера самовоспитания сотрудника органов внутренних дел, которая в условиях современного общества может реализовываться в пространстве как светской, так и религиозной культуры. Философия реализма как раз и позволяет использовать в системе нравственного самовоспитания сотрудников органов внутренних дел как светские, так и религиозные нравственные ценности (в зависимости от мировоззренческой направленности воспитуемого). Таким образом, вышеприведенный анализ позволяет сформулировать некоторые выводы, полезные исследователям современных проблем нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел.
1. Методологией изучения проблем нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел может быть философия реализма, являющая собой квинтэссенцию человеческой культуры.
2. Гносеология реализма не абсолютизирует научно-рациональный метод познания, но уравнивает в правах научные и вненаучные методы познания, а отношение между ними строит по принципу дополнительности.
3. Философия реализма позволяет использовать в системе нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел не только светские, но и религиозные (в сфере нравственного самовоспитания) нравственные ценности.
Список литературы
1. Александров, Е. Б. Естествознание в мире духов // В защиту науки. - Бюллетень № 16. - М.: Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, 2015. - с.14 - 29.
2. Булгаков, М. А. Белая гвардия; Дьяволиада; Роковые яйца; Собачье сердце; Мастер и Маргарита. - Л.: Лениздат, 1989. - 768 с.
Науменко С. В., Кононов В.А., Силкин Н.Н. Особенности физической тренировки сотрудников.
3. Бун, М. З., Стрельченко, В. И. Переходное общество: узловые точки транзита // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 1 (65). - С. 217-223.
4. Кокорина, Е. Г. Переходный период и кризис: соотношение понятий // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. - Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». - 2010. - Т. 16 (55). - № 1. - С. 170-175.
5.Маюров, Н. П., Миронов, И. Л. К вопросу о профессионально-нравственном воспитании курсантов и слушателей вузов МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. -№ 4 (56). - С. 202-205.
6. Миронов, И. Л. Архетип в педагогике нравственного воспитания воина // Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях : материалы международной научно-практической конференции 5-6 марта 2011 г. - Пенза-Прага: Научно-издательский ценр «Социосфера», 2011. - С. 122-124.
7. Миронов, И. Л. О принципах профессионально-нравственного воспитания курсантов вузов МВД России в условиях постсекуляризма // Деятельность полиции и права человека : материалы всероссийской научно-практической конференции 30 марта 2012 г. - В 2 ч. - Ч. 2. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2012. - С. 25-27.
8. Осипов, А. И. Путь разума в поисках истины. - М.: Даниловский благовестник, 1997. - 336 с.
9. Пономарёв, Н. А. Образование и духовность // Судьба Российского образования - судьба России : сб. статей / под ред. А.И. Субетто. - СПб: Петровская Академия наук и искусств, ВИФК, 1995. - С. 239-242.
10. Потапов, Ю. А., Маюров, Н. П., Миронов, И. Л. Религиоведение в вузах МВД России в условиях постсекуляризма // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - № 4 (56). - С. 214-217.
11. Реалистическая философия : учебник / В.Л. Обухов, В.П. Сальников, З.С. Алябьев и др. / Под ред. В.Л. Обухова, В.П. Сальникова. - СПб.: Химиздат, 1999. - 544 с.
12. Свт. ИгнатийБрянчанинов. Слово о человеке. - СПб.: [б. и.], 2011. - 720 с.
13. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский. Дух, душа и тело : избранные поучения / 4-е изд. - М.: Даръ, 2014. - 320 с.
14. Степин, В. С. Научное познание ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - № 10. - С. 3-18.
15. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983.
16. Черепащук, А. М. Пришли к торжеству Средневековья: что дальше? // В защиту науки. - Бюллетень № 16.. - М.: Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, 2015. - С. 3-6.
17. Швырёв, В. С. Рациональность как ценность культуры// Вопросы философии. - 1992. - № 6. - С. 91-94.
УДК 796.07
С.В. Науменко*, В.А. Кононов**, Н.Н. Силкин***
Особенности физической тренировки сотрудников полиции старших возрастных групп
В статье рассматриваются особенности физической тренировки сотрудников МВД России старших возрастных групп к предстоящей служебной и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: физическая тренировка, профессиональная обстановка, физическая и профессиональная готовность, состояние здоровья, врачебный контроль.
S.V. Naumenko*, V.A. Kononov**, N.N. Silkin***. Features of physical training of police officers of older age groups. The article deals with the peculiarities of physical training of the personnel of police officers who belong to groups of old and middle age to prepare them for the upcoming service and professional activities.
Keywords: physical exercise, occupational environment, physical and professional readiness, state of health, medical control.
* Науменко, Станислав Васильевич, начальник кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, дом 1. Тел.: 8-911-100-33-99. E-mail: [email protected].
** Кононов, Владимир Александрович, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, дом 1. Тел.: 8-911-983-33-19. E-mail: [email protected].
*** Силкин, Николай Николаевич, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, дом 1. Тел.: 8-911-954-62-80. E-mail: [email protected].
* Naumenko, Stanislav Vasilyevich, head of Department of physical training and of applied arts of Saint-Petersburg University of MIA of Russia, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel,: 8-911100-33-99. E-mail: [email protected].
** Kononov, Vladimir Alexandrovich, Professor of the Department of physical training and applied martial arts of Saint-Petersburg University of MIA of Russia, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel: 8-911-983-33-19. E-mail: [email protected].
*** Silkin, Nikolay Nikolaevich, Professor of the Department of physical training and applied martial arts of Saint-Petersburg University of MIA of Russia, doctor of pedagogical Sciences, Professor. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel: 8-911954-62-80. E-mail: [email protected].
© Науменко С.В., Кононов В.А., Силкин Н.Н., 2017