Научная статья на тему 'Реализация здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности студентов'

Реализация здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САБАқ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СәРСЕНБі / МАқСАТЫ / МіНДЕТТЕРі / САБАқТАН ТЫС қЫЗМЕТТі / АЙНАЛМА әДіСі ЖАТТЫГУЛАР / HEALTH SAVING ENVIRONMENT / PURPOSE / TASKS / LESSON / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / CIRCULAR TRAINING METHOD / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ЦЕЛЬ / ЗАДАЧИ / УРОК / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акманбетов Б.Д.

В статье дано обоснование необходимости укрепления здоровья студентов колледжа. Сформулирована цель работы педагогического коллектива колледжа по созданию здоровьесберегающей среды, обозначены задачи, направления работы. Урок физической культуры представлен как основная форма обеспечения необходимой двигательной активности студентов. Описан метод круговой тренировки как наиболее эффективная форма занятия физической культурой на уроке и во внеурочное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health saving technologies in lessons and extracurricular activities of students

In the article need to strength the college students’ health is considered. The purpose of work of the college pedagogical staff to make a health saving environment is formulated, the tasks, ways of work are designated. Physical Education lessons are presented as the main form of ensuring necessary physical activity of students. A circular training method as the most effective one at Physical Education lessons and during after school hours is described.

Текст научной работы на тему «Реализация здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности студентов»

и

УДК 377.02:37.016

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Ацдатпа

Ма^алада колледж студенттершщ денсау-лыгын ныгайту ^ажетттгше негiздеме бередi. Колледждщ педагогикалык, ^жымы денсаулык, са^тау ортасын К¥РУ бойынша ма^сатты койып, ж^мыс мiндеттерi мен багыттарын белгiледi. Денешыныщтыру сабагы студенттердщ цажети ^озгалыс белсендтгш ^амтмасыз етудщ негiзгi формасы репнде ^сынылады. Айналмалы жат-тыгу эдiстерi саба^та жэне саба^тан тыс уа^ыт-та дене тэрбиесiмен айнасудын, тиiмдi формасы ретiнде суреттеледi.

Аннотация

В статье дано обоснование необходимости укрепления здоровья студентов колледжа. Сформулирована цель работы педагогического коллектива колледжа по созданию здоро-вьесберегающей среды, обозначены задачи, направления работы. Урок физической культуры представлен как основная форма обеспечения необходимой двигательной активности студентов. Описан метод круговой тренировки как

g наиболее эффективная форма занятия физиче-

Я

Я ской культурой на уроке и во внеурочное вре-

g мя.

го

Annotation

w

2 In the article the need to strength the college

g students' health is considered. The purpose of § work of the college pedagogical staff to make § health saving environment is formulated, the

w tasks, ways of work are designated. Physical

s Education lessons are presented as the main form

s of ensuring necessary physical activity of students.

CL,

о A circular training method as the most effective H one at Physical Education lessons and during after school hours is described.

Б.Д. Акманбетов,

Костанайский строительный колледж, г.Костанай

Нег1зг1 свздер: денсаулыц сац-тау ортасы, мацсат, мтдеттер, сабац, сабацтан тыс цызмет, айналмалы жаттыгу эд1стер1

Ключевые слова: здоровьесбере-гающая среда, цель, задачи, урок, внеурочная деятельность, метод круговой тренировки.

Keywords: health saving environment, purpose, tasks, lesson, extracurricular activities, circular training method.

Ш

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

Ж.Ж. Руссо.

«Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм и детская безнадзорность» [1.с.15].

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Здоровое поколение - это главная и основная тема для современного мира и нашего государства, так как в последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей.

По статистике последних лет, 43% казахстанских студентов страдают различными хроническими болезнями; 63% - имеют нарушение осанки; 50% - обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата; 22% - обладают признаками гипертонической болезни; 60-65% - каждый год болеют респираторными заболеваниями и т.д. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в колледже состояние их ухудшается, удваивается число хронических заболеваний. По результатам медицинского обследования в нашем колледже в 4 раза возросла патология органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза) и заболевания сердечно-сосудистой

системы (в 2,5 раза), что прямо связывается с несоблюдением здоровьесбе-регающих технологий.

Сегодня в колледже остро стоит проблема сохранения здоровья студента, так как ведущим аспектом остается состояние здоровья.

Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества образования является создание в учебных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья студентов.

Современный образовательный процесс готовит студентов к жизни в мире с огромным объемом информации, а значит должен обеспечить студенту высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья [2.с.38].

В колледже разработана определённая система работы по теме «Здоро-вьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности студентов».

Цель - сформировать у студента устойчивую гражданскую позицию, направленную на сознательное отношение к собственному здоровью.

Задачи:

• воспитание у студентов устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

• создание и внедрение в УВП колледжа эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы, ориентированной на индивидуальные особенности развития подростков;

• переход от массового образования к образованию дифференцированному, личностно-риентированному с учетом функциональных возможностей сту-

*

К х

<с т о

го

£ РЧ

О *

и

О §

X X ш Е-

к *

х

рц

О ш Е-

X

<с т о

го £

РЧ

О ^

1-4

о ч о

X X ш Е-

к *

к

рц

о

ш Е-

дентов, их потребностей в коррекции физического состояния и с учетом их интересов;

• увеличение объема двигательной активности обучающихся и формирование у них навыков и умений самостоятельных занятий.

Данная система разделена на отдельные блоки - направления деятельности, для реализации которых задействованы различные специалисты колледжа и все участники учебно-воспитательного процесса.

Технология обучения и воспитания на основе системного подхода - одна из основных образовательных технологий в работе.

Данная система предусматривает комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья обучающихся и включает в себя ряд мероприятий по следующим направлениям:

• оздоровительная деятельность;

• учебная здоровьесберегающая деятельность;

• физкультурно-массовая и спортивная работа;

• социально-психологическая деятельность;

• диагностика.

Каждое из этих направлений решает определенные задачи с использованием разнообразных форм и методов. Для преподавателя физической культуры сегодня стоит первоочередная задача - формирование двигательных навыков у обучающихся и оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости в условиях образовательного процесса:

• движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;

• недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затрудне-

ния в усвоении программы;

• знание педагогом взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания и восприятия.

Работу по увеличению двигательной активности можно разделить на два больших блока:

1)учебная деятельность и мероприятия в режиме учебного дня;

2)внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа.

Прежде всего определяем, с каким составом обучающихся предстоит работать в течение нескольких лет. Выявляем уровень физической и двигательной подготовленности обучающихся, состояние здоровья и физкультурные группы с помощью тестов.

Урок физической культуры является основной формой обеспечения необходимой двигательной активности. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий - неотъемлемая часть работы, в которой реализуются основные признаки здоро-вьесберегающего урока [3.с.21].

Каждый урок физической культуры состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. Основная цель подготовительной части - подготовить студента к заданиям основной части занятия.

Кроме традиционной формы проведения урока физической культуры мне нравится метод круговой тренировки. Это - организационно-методическая форма занятий физическими упраж-

нениями, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения, направленного на комплексное развитие физических способностей занимающихся. Такая форма работы предусматривает серийное (слитное или с интервалами) последовательное выполнение специально подобранного (разработанного) комплекса физических упражнений в соответствии с определенным символом круговой тренировки [4.с.128].

В своей работе по системе здоро-вьесбережения мне удается:

• обеспечить высокий охват обучающихся регулярными занятиями физической культурой и спортом;

• увеличить объём двигательной активности в режиме учебного и вне учебного дня;

• формировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья; а также практически использовать умения и навыки, полученные на уроках и во внеурочной деятельности;

• обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;

• активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе учебного заведения по сохранению и укреплению здоровья.

К.Э.Циолковский писал: «Каждое разумное существо - есть воин, сражающийся за своё будущее, за господство разума и блага во вселенной...». А воин должен быть сильным, выносливым и

интеллектуально развитым. Социализация личности студента и его интеграция в обществе в сложных условиях современного государства возможны только при сформированности крепкого здоровья, основ нравственности и культуры.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Странковская Ю. А. Общеразвива-ющие упражнения как основной элемент подготовительной части занятий по физической культуре: пособие для студентов всех специальностей днев. формы обучения / Ю.А. Странковская, Т.Ф. Торба, Д.А. Качур. - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2015. - 42 с.

2.Ибрагимова А.К. Развитие физических качеств методом круговой тренировки в специально-медицинской группе здоровья / А.К. Ибрагимова. - Альманах педагога, - https:// almanahpedagoga.ru/servisy/publik/ publ?id=4019 (дата обращения - 10 апреля 2019г.)

3.Федорова О.П. Здоровьесбере-гающие технологии в урочной и внеурочной деятельности / О.П. Федорова.- Социальная сеть работников образования, - https://nsportal.ru/shko-la/raznoe/Пbrary/2016/01/31/zdorove-

sberegayushchie-tehnologii-v-urochnoy- ^

к

^пеигоскпоу (дата обращения - 10 х

апреля 2019г.) §

4.Физическая культура. Учебное по- <5 собие, 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д. § Дашинорбоева. - Улан Удэ. Издатель- § ство ВСТТУ, 2007. -229с. о

5.Здоровье и физическая культура о

нч

студента: Учебное пособие / В.А. Ба- * роненко, Л.А. Рапопорт. - 2-е изд., пе- ^ рераб. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, § 2014. - 336 с. £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.