и
УДК 377.02:37.016
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Ацдатпа
Ма^алада колледж студенттершщ денсау-лыгын ныгайту ^ажетттгше негiздеме бередi. Колледждщ педагогикалык, ^жымы денсаулык, са^тау ортасын К¥РУ бойынша ма^сатты койып, ж^мыс мiндеттерi мен багыттарын белгiледi. Денешыныщтыру сабагы студенттердщ цажети ^озгалыс белсендтгш ^амтмасыз етудщ негiзгi формасы репнде ^сынылады. Айналмалы жат-тыгу эдiстерi саба^та жэне саба^тан тыс уа^ыт-та дене тэрбиесiмен айнасудын, тиiмдi формасы ретiнде суреттеледi.
Аннотация
В статье дано обоснование необходимости укрепления здоровья студентов колледжа. Сформулирована цель работы педагогического коллектива колледжа по созданию здоро-вьесберегающей среды, обозначены задачи, направления работы. Урок физической культуры представлен как основная форма обеспечения необходимой двигательной активности студентов. Описан метод круговой тренировки как
g наиболее эффективная форма занятия физиче-
Я
Я ской культурой на уроке и во внеурочное вре-
g мя.
го
Annotation
w
2 In the article the need to strength the college
g students' health is considered. The purpose of § work of the college pedagogical staff to make § health saving environment is formulated, the
w tasks, ways of work are designated. Physical
s Education lessons are presented as the main form
№
s of ensuring necessary physical activity of students.
CL,
о A circular training method as the most effective H one at Physical Education lessons and during after school hours is described.
Б.Д. Акманбетов,
Костанайский строительный колледж, г.Костанай
Нег1зг1 свздер: денсаулыц сац-тау ортасы, мацсат, мтдеттер, сабац, сабацтан тыс цызмет, айналмалы жаттыгу эд1стер1
Ключевые слова: здоровьесбере-гающая среда, цель, задачи, урок, внеурочная деятельность, метод круговой тренировки.
Keywords: health saving environment, purpose, tasks, lesson, extracurricular activities, circular training method.
Ш
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.
Ж.Ж. Руссо.
«Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм и детская безнадзорность» [1.с.15].
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Здоровое поколение - это главная и основная тема для современного мира и нашего государства, так как в последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей.
По статистике последних лет, 43% казахстанских студентов страдают различными хроническими болезнями; 63% - имеют нарушение осанки; 50% - обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата; 22% - обладают признаками гипертонической болезни; 60-65% - каждый год болеют респираторными заболеваниями и т.д. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в колледже состояние их ухудшается, удваивается число хронических заболеваний. По результатам медицинского обследования в нашем колледже в 4 раза возросла патология органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза) и заболевания сердечно-сосудистой
системы (в 2,5 раза), что прямо связывается с несоблюдением здоровьесбе-регающих технологий.
Сегодня в колледже остро стоит проблема сохранения здоровья студента, так как ведущим аспектом остается состояние здоровья.
Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества образования является создание в учебных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья студентов.
Современный образовательный процесс готовит студентов к жизни в мире с огромным объемом информации, а значит должен обеспечить студенту высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья [2.с.38].
В колледже разработана определённая система работы по теме «Здоро-вьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности студентов».
Цель - сформировать у студента устойчивую гражданскую позицию, направленную на сознательное отношение к собственному здоровью.
Задачи:
• воспитание у студентов устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
• создание и внедрение в УВП колледжа эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы, ориентированной на индивидуальные особенности развития подростков;
• переход от массового образования к образованию дифференцированному, личностно-риентированному с учетом функциональных возможностей сту-
*
К х
<с т о
го
£ РЧ
О *
и
О §
X X ш Е-
к *
х
рц
О ш Е-
X
<с т о
го £
РЧ
О ^
1-4
о ч о
X X ш Е-
к *
к
рц
о
ш Е-
дентов, их потребностей в коррекции физического состояния и с учетом их интересов;
• увеличение объема двигательной активности обучающихся и формирование у них навыков и умений самостоятельных занятий.
Данная система разделена на отдельные блоки - направления деятельности, для реализации которых задействованы различные специалисты колледжа и все участники учебно-воспитательного процесса.
Технология обучения и воспитания на основе системного подхода - одна из основных образовательных технологий в работе.
Данная система предусматривает комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья обучающихся и включает в себя ряд мероприятий по следующим направлениям:
• оздоровительная деятельность;
• учебная здоровьесберегающая деятельность;
• физкультурно-массовая и спортивная работа;
• социально-психологическая деятельность;
• диагностика.
Каждое из этих направлений решает определенные задачи с использованием разнообразных форм и методов. Для преподавателя физической культуры сегодня стоит первоочередная задача - формирование двигательных навыков у обучающихся и оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости в условиях образовательного процесса:
• движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;
• недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затрудне-
ния в усвоении программы;
• знание педагогом взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания и восприятия.
Работу по увеличению двигательной активности можно разделить на два больших блока:
1)учебная деятельность и мероприятия в режиме учебного дня;
2)внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа.
Прежде всего определяем, с каким составом обучающихся предстоит работать в течение нескольких лет. Выявляем уровень физической и двигательной подготовленности обучающихся, состояние здоровья и физкультурные группы с помощью тестов.
Урок физической культуры является основной формой обеспечения необходимой двигательной активности. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий - неотъемлемая часть работы, в которой реализуются основные признаки здоро-вьесберегающего урока [3.с.21].
Каждый урок физической культуры состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. Основная цель подготовительной части - подготовить студента к заданиям основной части занятия.
Кроме традиционной формы проведения урока физической культуры мне нравится метод круговой тренировки. Это - организационно-методическая форма занятий физическими упраж-
нениями, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения, направленного на комплексное развитие физических способностей занимающихся. Такая форма работы предусматривает серийное (слитное или с интервалами) последовательное выполнение специально подобранного (разработанного) комплекса физических упражнений в соответствии с определенным символом круговой тренировки [4.с.128].
В своей работе по системе здоро-вьесбережения мне удается:
• обеспечить высокий охват обучающихся регулярными занятиями физической культурой и спортом;
• увеличить объём двигательной активности в режиме учебного и вне учебного дня;
• формировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья; а также практически использовать умения и навыки, полученные на уроках и во внеурочной деятельности;
• обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;
• активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе учебного заведения по сохранению и укреплению здоровья.
К.Э.Циолковский писал: «Каждое разумное существо - есть воин, сражающийся за своё будущее, за господство разума и блага во вселенной...». А воин должен быть сильным, выносливым и
интеллектуально развитым. Социализация личности студента и его интеграция в обществе в сложных условиях современного государства возможны только при сформированности крепкого здоровья, основ нравственности и культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1.Странковская Ю. А. Общеразвива-ющие упражнения как основной элемент подготовительной части занятий по физической культуре: пособие для студентов всех специальностей днев. формы обучения / Ю.А. Странковская, Т.Ф. Торба, Д.А. Качур. - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2015. - 42 с.
2.Ибрагимова А.К. Развитие физических качеств методом круговой тренировки в специально-медицинской группе здоровья / А.К. Ибрагимова. - Альманах педагога, - https:// almanahpedagoga.ru/servisy/publik/ publ?id=4019 (дата обращения - 10 апреля 2019г.)
3.Федорова О.П. Здоровьесбере-гающие технологии в урочной и внеурочной деятельности / О.П. Федорова.- Социальная сеть работников образования, - https://nsportal.ru/shko-la/raznoe/Пbrary/2016/01/31/zdorove-
sberegayushchie-tehnologii-v-urochnoy- ^
к
^пеигоскпоу (дата обращения - 10 х
апреля 2019г.) §
4.Физическая культура. Учебное по- <5 собие, 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д. § Дашинорбоева. - Улан Удэ. Издатель- § ство ВСТТУ, 2007. -229с. о
5.Здоровье и физическая культура о
нч
студента: Учебное пособие / В.А. Ба- * роненко, Л.А. Рапопорт. - 2-е изд., пе- ^ рераб. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, § 2014. - 336 с. £