Научная статья на тему 'Реализация здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности студентов'

Реализация здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ДЕНСАУЛЫқ САқТАУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ / ДЕНСАУЛЫқТЫ САқ-ТАУ / ДЕНЕ ШЫНЫқТЫРУ ЖәНЕ СПОРТ / қОЗГАЛЫС БЕЛСЕНДіЛіГі / САРАЛАНГАН ТәСіЛ / HEALTH SAFETY TECHNOLOGIES / PRESERVATION OF HEALTH / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / MOTOR ACTIVITY / DIFFERENTIATED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акманбетов Б.Д.

В статье рассматривается процесс реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе колледжа, приводятся примеры условий, способствующих достижению современного качества образования. Проанализирована проблема сохранения здоровья студентов, выработаны направления по формированию сознательного отношения к собственному здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акманбетов Б.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health safety technologies in the lessons and extracurricular activities of students

The article considers how to use health safety technologies in the educational process of the college, shows the conditions that contribute to the achievement of modern education quality. The problem of how to preserve students’ health is analyzed; the ways of the conscious attitude to own health formation are developed.

Текст научной работы на тему «Реализация здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности студентов»

__ _ш

^ Педагогическая наука и практика ^^^^^^^^^^^^^^

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Б.Д. Лкманбетое,

преподаватель физической культуры, КГКП «Костанайский строительный колледж»

He2i32i создер: Денсаулык сактау технологиялары, денсаулыкты сактау, дене шыныктыру жэне спорт, козгалыс белсендтт, сараланган тэст.

Ключевые слова: здоровьесбере-гающие технологии, сохранение здоровья, физическая культура и спорт, двигательная активность, дифференцированный подход.

Keywords: health safety technologies, preservation of health, physical education and sport, motor activity, differentiated approach.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Ацдатпа

Макал ад а колледждщ оку-тэрбие урд1сшдеп Денсаулык сактау технологи-яларын жузеге асыру процеш карастыры-лады, Ka3ipri замангы бМм беру сапасы-на кол жетьазуге ыкпал ететл н жагдайлар мысалдары келпршген. Студенттердщ денсаулыгын сактау мэселес1 талданды,ез денсаулыгына саналы кезкарасты калып-тастыру бойынша багыттар эз1рлецщ.

Аннотация

В статье рассматривается процесс реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе колледжа, приводятся примеры условий, способствующих достижению современного качества образования. Проанализирована проблема сохранения здоровья студентов, выработаны направления по формированию сознательного отношения к собственному здоровью.

Annotation

The article considers how to use health safety technologies in the educational process of the college, shows the conditions that contribute to the achievement of modern education quality. The problem of how to preserve students' health is analyzed; the ways of the conscious attitude to own health formation are developed.

Ш П О bS

О С

о

L ш

н

2 <

н

о £

п о с в; s

X

<

н

S

с и о m

ш

с:

ID

0 о.

С

Щ

3

1

л

Щ

£ н

ж <

ш _

О

О с

о

ш

2

<

ни <

сц.

о с:

о? <

С и о

03

ш с;

из О с. С ш

■Л

<=:

ы.

<

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

Ж.-Ж. Руссо

«Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм и детская безнадзорность» [1.С.15].

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Здоровое поколение - это главная и основная тема для современного мира и нашего государства, так как в последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей.

По статистике последних лет 43 % казахстанских студентов страдают различными хроническими болезнями; 63 % - имеют нарушение осанки; 50 % -обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата; 22 % - обладают признаками гипертонической болезни; 60-65 % - каждый год болеют респираторными заболеваниями и т.д. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в колледже состояние их ухудшается, удваивается число хронических заболеваний. По результатам медицинского обследования в нашем колледже в 4 раза возросла патология органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза) и заболевания сердечно-сосудистой си-

стемы (в 2,5 раза), что прямо связывается с несоблюдением здоровьесберегаю-щей среды.

Сегодня в колледже остро стоит проблема сохранения здоровья студента, так как ведущим аспектом остается состояние здоровья.

Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества образования является создание в учебных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья студентов.

Современный образовательный процесс готовит студентов к жизни в мире с огромным объемом информации, а значит должен обеспечить студенту высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья [2.С.38].

Работая по теме: «Здоровьесберега-ющие технологии в урочной и внеурочной деятельности студентов», в колледже разработана определённая система этой деятельности.

Цель работы в данном направлении -сформировать у студента устойчивую гражданскую позицию, направленную на сознательное отношение к собственному здоровью.

Задачи:

• воспитание у студентов устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

• создание и внедрение в УВП колледжа эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы, ориентированной на индивидуальные особенности развития подростков;

• переход от массового образования к образованию дифференцированному,

Ш

лично стно - ориентированному с учетом функциональных возможностей студентов, их потребностей в коррекции физического состояния и с учетом их интересов;

• увеличение объема двигательной активности обучающихся и формирование у них навыков и умений самостоятельных занятий.

Данная система разделена на отдельные блоки - направления деятельности, для реализации которых задействованы различные специалисты колледжа и все участники учебно-воспитательного процесса.

Технология обучения и воспитания на основе системного подхода - одна из основных образовательных технологий в работе.

Данная система предусматривает комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья обучающихся и включает в себя ряд мероприятий по следующим направлениям:

• оздоровительная деятельность;

• учебная здоровьесберегающая деятельность;

• физкультурно-массовая и спортивная работа;

• социально-психологическая деятельность;

• диагностика.

Каждое из этих направлений решает определенные задачи с использованием разнообразных форм и методов. Для преподавателя физической культуры сегодня первоочередная задача: формирование двигательных навыков у обучающихся и оздоровление студентов, предупреждение роста заболеваемости в условиях образовательного процесса.

Движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;

• недостатки в движениях снижают

уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении программы;

• знание педагогом взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания и восприятия.

Работу по увеличению двигательной активности можно разделить на 2 больших блока:

1)учебная деятельность и мероприятия в режиме учебного дня;

2)внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа.

Прежде всего, определяем, с каким составом обучающихся предстоит работать в течение нескольких лет. Выявляем уровень физической и двигательной подготовленности обучающихся, состояние здоровья и физкультурные группы с помощью тестов.

Урок физической культуры является основной формой обеспечения необходимой двигательной активности. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий - неотъемлемая часть работы, в которой реализуются основные признаки здоро-вьесберегающего урока [З.с.21].

Каждый урок физической культуры состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. Основная ее цель - подготовить студента к заданиям основной части занятия.

Кроме традиционной формы проведения урока физической культуры мне нравится применение метода круговой тренировки. Это - организационно-ме-

ш

е; о ьг О С

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и ш

Н

2 <

н

о £

ч о с в; х

х

<

н

с и о т

ш

ег

из О о.

С

щ

3 X

из -

£

н

<

ш _

О

О с

о

ш

2

<

ни <

сц.

о с:

о?

зс <

н

с и о

03

ш с;

из О с. С ш

-2

<=:

ь

<

тодическая форма занятий физическими упражнениями, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения, направленное на комплексное воспитание физических способностей занимающихся. Такая форма работы предусматривает серийное (слитное или с интервалами) последовательное выполнение специально подобранного (разработанного) комплекса физических упражнений в соответствии с определенным символом круговой тренировки [4.с. 128].

Она обеспечивает равномерную нагрузку на все группы мышц, а так же обеспечивает нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Дифференцированно развиваются двигательные качества (быстрота, сила, выносливость), но главным образом такие комплексные качества как силовая выносливость, скоростная сила, скоростная выносливость. Круговая тренировка приучает к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, воспитывает собранность и организованность. Каждое такое занятие связано с материалом программы.

Цель метода: инновация учебно-тренировочного процесса методом круговой тренировки на уроке.

Задачи:

1. Увеличение моторной плотности урока посредством метода круговой тренировки.

2. Улучшение усвоения программного материала посредством круговой тренировки.

3. Повышение интереса, активности, работоспособности, психического и эмоционального состояния студентов

4. Дифференцированный подход в процессе физической подготовки сту-

дентов.

Организация физкультурно-массовых и спортивных мероприятий - один из наиболее эффективных механизмов оптимизации функционального состояния студента, формирования у него потребности в занятиях физической культурой и спортом и накопления двигательного опыта обучающихся.

На занятиях активно реализую технологию коллективного творчества и сотрудничества [5.с.63].

Применение здоровьесберегающих технологий положительно влияет на здоровье обучающихся и уровень физической подготовки. Проведённый мониторинг среди студентов, где я преподаю ( 2017-2018 уч.г.) показал, что из 98 обучающихся: 12 человек относятся к ВКК (12,2 %) освобождены от занятий на уроках по состоянию здоровья, 4 человека относятся к СМГ (4%) (специальная медицинская группа), для них нагрузка подбирается строго индивидуальная по их заболеванию, остальные же обучающие занимаются в основной группе.

В своей работе по системе здоро-вьесбережения мне удается:

• обеспечить высокий охват обучающихся регулярными занятиями физической культурой и спортом;

• увеличить объём двигательной активности в режиме учебного и вне учебного дня;

• формировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья; а также практически использовать умения и навыки, полученных на уроках и во внеурочной деятельности;

• обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся,

а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;

• активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе учебного заведения по сохранению и укреплению здоровья.

К.Э.Циолковский писал: «Каждое разумное существо - есть воин, сражающийся за своё будущее, за господство разума и блага во вселенной...».

А воин должен быть сильным, выносливым и интеллектуально развитым. Социализация личности студента и его интеграция в обществе в сложных условиях современного государства возможны только при сформированности крепкого здоровья, основ нравственности и культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1.Странковская Ю. А. Общеразвива-ющие упражнения как основной элемент подготовительной части занятий по физической культуре: пособие для студентов всех специальностей днев.

формы обучения / Ю. А. Странковская, Т. Ф. Торба, Д. А. Качур. - Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2015. - 42 с.

2.Ибрагимова А.К. Развитие физических качеств - методом круговой тренировки в специально-медицинской группе здоровья / А.К. Ибрагимова. - Альманах педагога, [Электронный ресурс] https://almanahpedagoga.ru/servisy/ риЪНк/риЪШ<1=4019

3.Федорова О.П. Здоровьесберегаю-щие технологии в урочной и внеурочной деятельности / О.П. Федорова. Социальная сеть работников образования, [Электронный ресурс] 1гйр8://п8рог1а1. ги/з11ко1а/га2пое/НЬгагу/2016/01/3 1/ zdorovesberegayushchie-tehnologii-v-игосИпоуч-упеигосИпоу.

4.Физическая культура. Учебное пособие, 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д. Дашинорбоева. -Улан Удэ. Издательство ВСТТУ, 2007. -229с.

5.Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Ба-роненко, Л.А. Рапопорт. - 2-е изд., пе-рераб. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с.

ш

е; о ьг О С

о

и ш

Н

2 <

н о

£ ч о с в; х г с н

с и о т

ш

ег

из О о.

С

щ

3 X

из -

£

н

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.