Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ЗАДАЧИ / УСЛОВИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / SUBSTANTIVE ELEMENTS / TASKS / CONDITIONS / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плужникова Елена Артемовна, Живогляд Марина Вячеславовна

В данной статье раскрывается актуальность реализации технологий здоровьесбережения в современной высшей школе; рассматривается технологическая составляющая учебно-воспитательной деятельности вуза по сохранению и формированию здоровьясбережения современного студента на различных уровнях реализации; компоненты здоровьесберегающих технологий в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плужникова Елена Артемовна, Живогляд Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE MODERN HIGHER SCHOOL

This article reveals the relevance of the implementation of health-saving technologies in modern higher education; the technological component of the educational activities of the university to preserve and shape the health of the modern student at various levels of implementation is considered; components of health-saving technologies in higher education.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

правительство-все должны быть активными в подготовке и переподготовке кадров, чтобы каждый мог извлечь выгоду из четвертой промышленной революции.

Показательным является свежая ситуация в Китае. Ученики решили, что, если приложение опустится в самый низ рейтинга и будет удалено, они больше не будут вынуждены просматривать уроки. Они начали массово ставить низкие оценки. Например, 11 февраля приложение получило 15 000 оценок в один балл и только 2 000 оценок в пять баллов. Легко представить такие масштабы, учитывая, что приложением пользуются 50 миллионов учеников и 600 000 учителей. Перевод детей и учащихся на дистанционное (даже комбинированное) образование, увеличение количества часов проводимых перед экранами компьютеров могут только навредить подрастающему поколению и будущее страны поставить под большую угрозу. Что важнее? Диджитализация или здоровье учащихся? Онлайн-обучение может быть, но оно не должно быть обязательным - следует, прежде всего, думать о здоровье детей.

Литература:

1. Шрайбер А.Н. Методика формирования soft skills (мягких навыков) у студентов вузов через систему дополнительного профессионального образования // МНКО. 2018. №2 (69). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.02.2020).

2. Kuz'mina E.V., P'yankova N.G., Tret'yakova N.V., Botsoeva A.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians // European Journal of Contemporary Education. 2020. Т. 9. № 1. С. 54-66.

3. Боцоева А.В., Гучетль С.К., Кульбит Ю.С. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 59-62.

4. Моисеева А.А. Условия и последствия диджитализации современного общества: социально-экономический анализ // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. №39. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.03.2020).

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук доцент Плужникова Елена Артемовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат педагогических наук доцент Живогляд Марина Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В данной статье раскрывается актуальность реализации технологий здоровьесбережения в современной высшей школе; рассматривается технологическая составляющая учебно-воспитательной деятельности вуза по сохранению и формированию здоровьясбережения современного студента на различных уровнях реализации; компоненты здоровьесберегающих технологий в системе высшего образования.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, содержательные элементы, задачи, условия, высшее образование.

Annotation. This article reveals the relevance of the implementation of health-saving technologies in modern higher education; the technological component of the educational activities of the university to preserve and shape the health of the modern student at various levels of implementation is considered; components of health-saving technologies in higher education.

Keywords: health-saving technologies, substantive elements, tasks, conditions, higher education.

Введение. Актуальность реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс современной высшей школы обусловлена тенденциями снижения показателей уровня здоровья населения в целом по стране, и особенно у подростков и молодежи. В России отмечается тенденция роста заболеваемости населения в возрасте от 16 до 25 лет, что свидетельствует о ненадлежащих условиях их жизнедеятельности, в том числе и в образовательных организациях.

Сохранение здоровья у молодежи является приоритетным направлением деятельности как в сфере образования, так и во многих других областях, таких как социальной, производственной и других. Известно, что здоровый человек более работоспособный, ответственно и продуктивно выполняет любую деятельность, как учебную, так и производственную. Сохранение здоровья молодежи, особенно студенческой в большей степени является задачей той образовательной организации, в которой она получает образование в течение четырех или пяти лет.

Качество жизни, здоровье, стремление к здоровому образу жизни, как известно, зависит от того, в каких условиях находится человек. Вуз является именно тем место, в котором студенческая молодежь проводит наибольшее количество времени, и именно вуз создает благоприятную развивающую среду, отвечающую всем необходимым требованиям, в том числе и по сохранению здоровья на основе реализации разнообразных технологий. Современный вуз ориентирован не только на организацию образовательной деятельности, но и организует достаточно большой спектр различных мероприятий — спортивно-оздоровительных, культурно-творческих, научных и других.

Одним из направлений деятельности вуза является исследование и мониторинг состояния здоровья студентов, выявление отрицательных факторов, оказывающих негативное влияние на их здоровье, создание благоприятной личностно-ориентированной развивающей среды. Поэтому, особое значение в современной сфере образования имеет определение перспектив и направлений деятельности по решению данной проблемы.

Изложение основного материала статьи. В основе системы здоровья сбережения современного вуза

лежит специально организованная система различных мероприятий. Одним из основных компонентов является реализация и внедрения здоровьесберегающих технологий во все сферы деятельности университета.

Здоровьесберегающие технологии -это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья личности на всех этапах ее обучения и развития [6].

Понятие «здоровьесбережение» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, определяющей, насколько полно и качественно решается задача сохранения здоровья преподавателя и студента.

Задача здоровьесберегающих технологий - обеспечить выпускнику вуза высокий уровень здоровья, культуру здоровья, компетенции в области ее формирования у будущих воспитанников, свидетельством умения студента заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Системно педагогический подход к реализации рассматриваемых нами технологий в вузе предполагает два важных фактора решения задач — это сохранения и укрепления здоровья студентов, а так же формирование профессиональных компетенций будущего педагога в создании здоровьесберешающей среды для воспитанников.

Первое - взаимосвязь между проблемами и пути их решения. Второе -структурирование проблем на разных уровнях с последующим поэтапным их решением [8].

В научной литературе о здоровьесберегающих технологиях в высшем образовании достаточно глубокое внимания уделяется вопросу их структуры.

К главным направлениям структурообразующих компонентов здоровьесберегающих технологий можно отнести:

- аксеологический компонент, который проявляется в самоознании студентами здоровья, как высшей природной ценности, убеждённости в необходимости вести и поддерживать здоровый образ жизни. Как итог у студентов развивается осознанное отношение к собственному здоровью, базирующееся на положительном и позитивном здоровьесберегающем поведении;

- гносеологический компонент связан с приобретением необходимых для здоровьесбережения навыков и знаний, связанных с интересом к вопросам сохранения своего здоровья, к изучению педагогической и специальной медицинской литературы по данной тематике и научно доказанных оздоравливающих методик;

- собственно здоровьесберегающий компонент включает в себя систему установок и ценностей, которые формируют потребность человека в повышении двигательной активности, предупреждении гиподинамии и соблюдении базовых гигиенических навыков. Базовая роль отводится физкультурно-оздоровительным мероприятиям, соблюдению режима труда, качеству, составу и количеству пищи, режиму питания, сочетанию труда и отдыха, что профилактирует появление вредных привычек и различных болезней;

- эмоционально-волевой компонент включает в себя внедрение волевых и эмоционально-психологических механизмов, влияющих на закрепление желания студента вести здоровый образ жизни, на профилактику эмоциональных стрессов;

- экологический компонент позволяет внести в содержание здоровьесберегающих технологий важную экологическую составляющую. Студентам прививается любовь к природе, необходимость в ее сохранении [2].

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе высшего образования, выделяют ряд групп, в которых используется разнообразный подход к сохранению здоровья, а, следовательно, и различные методы и формы работы с ними. При этом можно отметить пять широко применяемых технологий.

1. Медико-гигиенические технологии. Все проблемы, связанные с сохранением здоровья человека, чаще всего относят к компетенции медицинских сотрудников, т.е. к приоритету системы здравоохранения. На самом же деле, хотя понятие «здоровье» является главенствующем в медицине, на практике медицинские работники уже давно занимаются не столько профилактикой здоровья населения, сколько лечением уже развившихся болезней. Важнейшая задача профилактической медицины в профилактике перед лечением далеко не всегда соблюдается. Врачи перегружены работой по лечению самих болезней и времени на профилактику заболеваний у них, практически, не остается. Поэтому очень важно проводить профилактическую работу по сохранению и укреплению здоровья в образовательных организациях, где использование профилактических программ является обязательной составной частью учебного процесса [5].

2. Санитарно-гигиенические технологии. При их применении осуществляется контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий в соответствии с действующими регламентами СанПиНов. Медицинский кабинет в образовательных организациях организует проведение профилактических осмотров, прививок, оказание лечебной, консультативной и неотложной медицинской помощи. Медицинский кабинет также проводит работу по санитарно-гигиеническому просвещению обучающихся и педагогического состава, отслеживает динамику здоровья студентов, организует и проводит профилактические мероприятия в преддверии эпидемий, а также решает ряд других важных задач, относящихся к компетенции здравоохранения.

3. Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены, прежде всего, на физическое развитие организма студента, на тренировку силы, закаливание, тренировку быстроты, выносливости, ловкости и других важных качеств, отличающих здорового, тренированного молодого человека от детринированного, слабого и физически немощного. Они реализуются на занятиях по физической культуре, в спортивных залах, секциях и самостоятельных занятиях физической культурой и спортом.

4. Экологические здоровьесберегающие технологии. Ресурсы данной области здоровьесбережения явно пока изучены недостаточно и мало используются. Направленность данных технологий - это создание гармоничных с природой, экологически приемлемых условий жизни и деятельности общества, гармоничных взаимоотношений людей и природы. На примере университета это обустройство и систематическая уборка прилегающей и закрепленной в городе территории, практическое участие студентов в различных мероприятиях по охране природы.

5. Современные технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Данные технологии реализуются работниками по охране труда, специалистами по защите при чрезвычайных ситуациях, строителями, архитекторами, представителями коммунальных служб, инженерно-технических подразделений, представителями гражданской обороны, служащими пожарной инспекции и другими. Грамотность обучающихся по данным вопросам обеспечивается изучением таких дисциплин как

«Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» и других общепрофессиональных дисциплин, а также профессиональных модулей [3].

Особое место занимают еще две группы здоровьесберегающих технологий, как правило, реализуемые за пределами вуза, но в последнее время уже часто включаемые во внеурочную работу образовательной организации:

- общественно адаптирующие и личностно-развивающие технологии запускают процессы, обеспечивающие становление и укрепление психологического здоровья обучающихся, значительно повышающие адаптационно психологические ресурсы молодого поколения. К ним относятся различные социально-психологические семинары и тренинги, программы семейной и социальной педагогики, к участию в которых важно привлекать не только обучающихся и педагогов, но и их родителей и законных представителей;

- лечебно-оздоровительные технологии представляют самостоятельные медико-педагогические направления: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, под воздействием которых проводится восстановление нарушений физического и психического здоровья обучающихся, проводится профилактика психологических стрессов.

В системе высшего образования можно выделить три возможных уровня для решения задач по вопросам реализации здоровьесберегающих технологий.

1. Уровень города, района объединяющий несколько вузов, школ и других образовательных организаций. Данный уровень предполагает принятие стратегически грамотных и выверенных решений и в соответствии с этим, решение финансовых вопросов в данном направлении. Необходимо серьёзное научное обеспечение разработок и реализации принимаемых решений и программ по здоровьесбережению с учетом индивидуального состояния здоровья обучающихся и всего населения, проживающего на обозначенной территории. Ответственные работники на данном уровне - руководитель отдела образования и его заместители.

2. Уровень вуза. На данном уровне мероприятия начинаются с постановки целей, определения места проблем здоровьесбережения среди других задач вуза, активного внедрения в работу вуза здоровьесберегающих технологий. На этом уровне ответственность несёт индивидуально ректор вуза, принимаются такие решения совместно с Ученым советом вуза, отделом по воспитательной работе и другими подразделениями вуза, студенческим советом, профсоюзной организацией и педагогами университета. На данном уровне также необходима научная поддержка, основанная на статистических и объективных данных состояния здоровья студентов.

На уровне вуза при применении здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:

1. создание оптимальных экологических, гигиенических условий для образовательного процесса в

вузе;

2. обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей возникновение у студентов состояний дезадаптации, переутомления, гиподинамии, психологического стресса и других негативных факторов, отрицательно влияющих на здоровье;

3. обеспечение студентов в период их пребывания в вузе горячим питанием, достаточным питьём, способствующим нормальной работе пищеварительного тракта, нормальному физиологическому обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими нормами и стандартами;

4. включение в учебные планы вуза занятий, позволяющих подготовить обучающихся к деятельности по укреплению и сохранению здоровья, сформировать у них культуру здорового образа жизни, поощрять студентов к ведению здорового образа жизни не только в вузе, но и за его пределами;

5. обеспечение подготовки (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) педагогического состава по вопросам сохранения и укрепления здоровья, внедрение в работу передовых здоровьесберегающих технологий;

6. создание оптимальных условий для охраны здоровья самих педагогов;

7. систематическое проведение мониторинга индивидуального состояния здоровья обучающихся;

8. проведение систематической работы с родителями студентов, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий для здорового образа жизни, включая физкультуру и спорт, профилактики вредных привычек подрастающего поколения.

3. Уровень группы, обеспечиваемый работой на учебных занятиях. Данный уровень также важен, ведь насколько работа каждого педагога отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном итоге зависит и результат влияния всего университета на здоровье обучающихся. Обучить преподавателей таким технологиям - это задача руководства; а вот использовать данные технологии в своей работе, фиксируя результаты, - это уже задача каждого педагога.

Здоровьесберегающие технологии следует рассматривать как банк тех методов, приёмов, средств, принципов, педагогической работы, которые дополняя традиционные педагогические приемы воспитания и обучения, дополняют их основными принципами здоровьесбережения [7].

В работе каждого преподавателя здоровьесберегающие технологии направлены на достижение оптимальной физической и психологической приспособляемости студента к современному образовательному процессу, это комплекс мероприятий по сохранению и укреплению его здоровья, а также воспитание у студента культуры здорового образа жизни. При данной работе преподаватель, полноценно выполняет учебную программу, мотивирует студентов на изучение своего предмета, устанавливает с ними доверительные отношения и параллельно внедряет здоровьесберегающие технологии, предотвращая тем самым возникновение дезадаптационных состояний с последующими болезнями при этом максимально использует личностные особенности студентов для достижения поставленных целей.

Особая забота о психологической адаптированности обучающихся обусловлена тем, что это качество играет определяющую роль в жизни молодого человека, особенно на этапе становления его как личности и будущего педагога.

Перед преподавателем, готовым использовать в своей профессиональной деятельности здоровьесберегающие образовательные технологии, на первое место выходят следующие задачи: объективно оценить свои сильные и слабые стороны, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимых мероприятий и приступить к его исполнению; пройти необходимое повышение квалификации или профессиональную переподготовку по вопросам внедрения здоровьесберегающих образовательных

технологий в свою профессиональную деятельность; провести анализ используемых в своей работе педагогических приемов и методик в аспекте их воздействия на здоровье обучающихся, при необходимости их расширить; начать целенаправленное выполнение здоровьесберегающих технологий в ходе проведения учебных занятий и внеаудиторной работы со студентами, проводя мониторинг получаемых результатов с помощью объективных методик оценки; принимать участие в формировании в образовательной организации здоровьесберегающей образовательной среды как эффективной работы и взаимодействия всех педагогов вуза, обучающихся, их родителей, законных представителей для создания оптимальных условий реализации педагогических программ, направленных на формирование, укрепление и сохранение здоровья.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - это создание такого образовательного пространства на всех уровнях, при котором качественное обучение, воспитание студентов, не отражается на их здоровье [2].

Одним из основных видов деятельности студентов является учебная, поэтому особые требования в плане реализации здоровья сберегающих технологий предъявляется именно к ним. Как известно система учебных занятий носит как традиционный так и имеет ярко выраженный инновационный характер. Поскольку, учебное занятие для студента - это работа, проходящая в условиях ограниченного пространства и подвижности, то длительная гиподинамия отрицательно влияет на учебный процесс. Особенно трудно такие занятия даются энергичным молодым людям, которым трудно усидеть на одном месте. Часто на занятиях у таких студентов можно наблюдать картину, когда у них исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, они сидят, насупившись и опустив плечи.

Поэтому преподавателю при организации и проведении занятия необходимо учитывать, в соответствии с нашем инновационным подходом в здоровьесбережении в вузе:

1) обстановку и гигиенические условия в аудитории: температуру и свежесть воздуха, влажность, оптимальность освещения класса и доски, наличие монотонных, раздражающих звуков и т.д.;

2) количество видов учебной деятельности таких как фронтальный опрос студентов, выполнение письменных заданий, чтение специальной литературы, слушание, рассказ, изучение наглядных пособий, ответы на вопросы, решение ситуационных задач, примеров и другое. За норму принято от четырех до семи видов деятельности за занятие. Слишком частые смены одного вида деятельности другую требуют от студентов дополнительных адаптационных усилий, что отрицательно сказывается на эффективности проведения занятия;

3) чередование видов преподавания. Рекомендуется чередовать их не позже чем через 10-15 минут;

4) применение на занятиях педагогических методов, способствующих активизации инициативы, творческого поиска и самовыражения самих студентов. К таким методам можно отнести метод свободного выбора (выбор способа действия, свободное общение, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и другие), активные методы обучения (студенты в роли педагога, обучение практическим действием, обсуждение проблем в группах и подгруппах, ролевые игры, диспуты, обучающиеся в роли исследователей);

5) место и длительность применения современных технических средств обучения (ТСО) (в соответствии с гигиеническими правилами и нормами), умение педагога использовать их как возможность инициирования диспутов, обсуждений;

6) позы студентов во время занятия, обязательное чередование поз для профилактики гиподинамии;

7) физкультпаузы и другие оздоровительные динамические моменты на занятии - их место, продолжительность и содержание;

8) наличие у обучающихся позитивного стремления к учебной деятельности на занятии (интерес к дисциплине, стремление узнать больше, положительные эмоции от активности, интерес к учебному материалу и т.п.) и используемые педагогом методы повышения данной мотивации;

9) наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и культурой здорового образа жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни, выработка индивидуального способа безопасного поведения;

10) психологическая атмосфера на занятии;

11) наличие на занятии эмоциональных разрядок: добрых шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п. [9].

В конце занятия следует обратить внимание на следующее:

1) плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного студентами на учебную деятельность. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

2) время наступления утомления обучающихся и снижения активной учебной деятельности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у студентов во время учебной работы;

3) темп и особенности завершения занятия: быстрое завершение занятия, когда не остается времени на вопросы студентов, на полноценное подведение итогов занятия; плановое завершение занятия: студенты имеют возможность задать преподавателю вопросы, педагог может разъяснить задание на дом, попрощаться с учащимися; задержка студентов в аудитории после звонка (фактически на перемене).

Выводы. Таким образом, в современном университете приоритентым направлением является система здоровьесбережения студентов на основе использования разнообразных форм и методов, технологий, которые лежат в основе учебно-воспитательного процесса в целом. В нашем университет создана эффективная система здоровьесбережения студента на основе вовлечения их разнообразные виды деятельности: социальной, общественной, спортивной, культурно-массовой и другой.

Литература:

1. Большая советская энциклопедия. М., 1969 - 1978

2. Гладкая И.В., Третьяков А.Л. Подготовка экспертов в системе высшего образования: анализ проблемы // Проблема человека в педагогических исследованиях: сб. науч. ст. Всерос. Симпозиума молодых ученых. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 94-100.

3. Гурьев А.В. Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе // Стандарты и мониторинг. -2011. - № 3. - С. 22-28.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии, 1-4 классы М.: ВАКО, 2004 г.

5. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. - 2005. -№2. - С. 19-22.

6. Сериков С.Г. О педагогической концепции здоровья человека // Образование и наука. - 1999. -№ 2. - С. 77-86.

7. Соловьев Г.М. Здоровьесберегающие технологии в обеспечении качества образования студенческой молодежи // Педагогическое образование и наука. - 2003. - № 3. - С. 32-40.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

9. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. -М, 2003. - 270 с.

10. Тамарская Н.В., Русакова С.В., Гагина М.Б. Управление учебно-воспитательным процессом в классе (здоровьесберегающий аспект). — Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 31 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Потехина Надежда Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита); кандидат педагогических наук, доцент Жеребятникова Галина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Статья посвящена вопросам компетентностного подхода в сфере образования с точки зрения новой модификации результатов образования. В материалах представлен психолого-педагогический анализ исследуемых понятий. Авторы статьи прослеживают трансформацию категорий «компетентность» и «компетенция». Авторы раскрывают подробности внедрения на практике различных методик, технологий, приемов, способствующих овладению обучающимися общепрофессиональной компетенцией.

Ключевые слова: компетентностный подход; компетентность; компетенция; результат образования; знания; умения; навыки; педагогическая деятельность; профессия; педагог; преподаватель.

Annоtation. The article is devoted to the issues of competence approach in the field of education from the point of view of a new modification of educational results. The materials present a psychological and pedagogical analysis of the concepts under study. The authors of the article trace the transformation of the categories "competence" and"competence". The authors reveal the details of implementation in practice of various methods, technologies, and techniques that help students master General professional competence.

Keywords: ^mpetence approach; competence; competence; result of education; knowledge; skills; skills; pedagogical activity; profession; teacher; teacher.

Введение. В современном представлении образованный человек - это человек, для которого интеграция в разнообразные социальные и культурные общности представляет собой выстраивание собственного продуктивного действия. Собственно, для реализации таких действий и достижения практических показателей применяется компетентностный подход в образовании, который появился как альтернатива практико-направленных качеств предметным теоретическим знаниям. Умения, знания, и навыки - это частицы культуры и ее ценностей, а компетенции - сегменты рыночной экономики и профессиональной деятельности. [3] Компетентностный подход в сфере образования предлагает новую модификацию результатов образования, не ограничиваемых только интеграцией навыков и сведений, а направленный на готовность и способность субъекта к решению разнообразных проблем.

Изложение основного материала статьи. Компетентностный подход детально анализируется в исследованиях психологов П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, И.С. Якиманской, В.Д. Шадрикова, П.М. Эрдниева, Направленность на изучение интегрированных знаний, способов деятельности и умений была главной в их трудах. При этом следует отметить, что в их совершенствующихся моделях обучения были выделены также технологии формирования этих обобщенных единиц обучения и квинтэссенция учебных материалов.

По убеждению Э.Ф. Зеера «...компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели -векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые метаобразовательные конструкты: компетентности, компетенции и метакачества» [3].

Исследователи Вербицкий А.А. и Ермакова О.Б. основываются на ключевых понятиях «компетентности» и, продвигаясь от него, исследуют компетентностный подход «.как один из главных путей повышения качества общего среднего образования уверенно занимает позицию ключевой методологии его модернизации.» [1, c. 12].

С точки зрения А.В. Хуторского компетентностный подход, представляет собой «... освоение на высоком уровне содержания предметной области, связанной со сферой предполагаемой профессиональной деятельности; овладение способами деятельности (начальные профессиональные навыки и умения), необходимыми для успешной социализации в начале трудовой деятельности по специальности.» [10, с. 60]. «.Компетентностный подход к обучению в отличие от традиционного квалификационного подхода отражает требования не только к содержанию образования (что должен знать, уметь и какими навыками владеть выпускник вуза в профессиональной области), но и к поведенческой составляющей (способностям применять знания, умения и навыки для решения задач профессиональной деятельности).» [10, с. 61]. Образовательные результаты, называемые компетентностями, представляются, как способности решать наисложнейшие задачи в социальной и профессиональной деятельности, личностные, коммуникативные, мировоззренческие. Модификация действующих основных образовательных программ и преобразование высшего образования на новую платформу ФГОС третьего и последующих поколений ставит перед вузами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.