Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FITNESS AEROBICS / PHYSICAL / TECHNICAL AND ARTISTIC TRAINING / EDUCATIONAL EXPERIMENT / ФИТНЕС-АЭРОБИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ И АРТИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Л.Д., Касаткина Н.А., Мингалишева И.А.

Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование возможностей фитнес-аэробики для разностороннего, гармоничного развития; реализации творческого потенциала. Методика и организация исследования. В процессе научной работы был проведен педагогический эксперимент с участием 28 девушек, занимающихся фитнес-аэробикой (I разряд и КМС) в возрасте 15-18 лет. Это позволило организовать контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы, в каждой по 14 спортсменок. Определялся уровень физической, технической, артистической подготовленности. В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки занимающихся фитнес-аэробикой, разработанной Федерацией гимнастики РФ. В ЭГ использовалась разработанная нами методика совершенствования физической, технической подготовленности и повышения артистичности на основе реализации творческого потенциала занимающихся. Результаты исследования и выводы. Разработка алгоритма усвоения сложных элементов, предусмотренных правилами соревнований, позволила выявить особенности деятельности тренера, обеспечивающие включение спортсменов в совместный проект по их приобщению к творческому участию при выборе средств, методов и форм занятий фитнес-аэробикой, способствующих формированию яркого индивидуального стиля; грациозных, выразительных художественно-музыкальных образов двигательных действий. Данный алгоритм включает в свое содержание особенности тренировочного и соревновательного процессов спортсменов, дополняющие и расширяющие поле деятельности спортивного педагога. В ходе педагогического эксперимента была доказана эффективность разработанной нами методики совершенствования физической, технической и артистической подготовленности занимающихся фитнес-аэробикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of creative potential during fitness aerobics practices

Objective of the study was to theoretically and experimentally substantiate the possibilities of fitness aerobics for versatile, harmonious development of an individual, realization of his/ her creative potential. Methods and structure of the study. During the study, the method of educational experiment was applied. It involved the 15-18 year-old girls engaged in fitness aerobics (Class I and CMS) (n=28). Two groups were formed: Control Group and Eexperimental Group, 14 female athletes each. We rated the subjects' levels of physical, technical, and artistic fitness. In the Control Group, the training sessions were conducted according to the generally accepted methods according to the fitness aerobics training program developed by the Artistic Gymnastics Federation of Russia. The Eexperimental Group female athletes were trained using the author's method aimed to improve the physical and technical fitness and enhance the artistic skills based on the realization of the creative potential of those engaged. Results of the study. The development of the algorithm for mastering the complex elements, as provided by the competition rules, made it possible to identify the peculiarities of coach's work that ensure the inclusion of athletes in a general project for their introduction to creative participation in the selection of means, methods and forms of fitness aerobics classes, contributing to the formation of a bright individual style; graceful, expressive artistic and musical images of motor actions. This algorithm includes the features of the training and competitive activities of athletes, supplementing and expanding the field of activity of a physical education teacher. Conclusions. The educational experiment proved the effectiveness of the developed methods of improvement of physical, technical and artistic fitness of those engaged in fitness aerobics.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ»

реализация творческого потенциала в процессе

занятий фитнес-аэробикой

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 12.11.2019 г.

Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко1

Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Касаткина1

Аспирант И.А. Мингалишева1

1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова, Ульяновск

REALIZATION OF CREATIVE POTENTIAL DURING FITNESS AEROBICS PRACTICES

Dr.Hab., Professor L.D. Nazarenko1 PhD, Associate Professor N.A. Kasatkina1 Postgraduate student I.A. Mingalisheva1

1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Информация для связи с автором: ld nazarenko@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование возможностей фитнес-аэробики для разностороннего, гармоничного развития; реализации творческого потенциала.

Методика и организация исследования. В процессе научной работы был проведен педагогический эксперимент с участием 28 девушек, занимающихся фитнес-аэробикой (I разряд и КМС) в возрасте 15-18 лет. Это позволило организовать контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы, в каждой по 14 спортсменок. Определялся уровень физической, технической, артистической подготовленности. В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки занимающихся фитнес-аэробикой, разработанной Федерацией гимнастики РФ. В ЭГ использовалась разработанная нами методика совершенствования физической, технической подготовленности и повышения артистичности на основе реализации творческого потенциала занимающихся. Результаты исследования и выводы. Разработка алгоритма усвоения сложных элементов, предусмотренных правилами соревнований, позволила выявить особенности деятельности тренера, обеспечивающие включение спортсменов в совместный проект по их приобщению к творческому участию при выборе средств, методов и форм занятий фитнес-аэробикой, способствующих формированию яркого индивидуального стиля; грациозных, выразительных художественно-музыкальных образов двигательных действий. Данный алгоритм включает в свое содержание особенности тренировочного и соревновательного процессов спортсменов, дополняющие и расширяющие поле деятельности спортивного педагога. В ходе педагогического эксперимента была доказана эффективность разработанной нами методики совершенствования физической, технической и артистической подготовленности занимающихся фитнес-аэробикой.

Ключевые слова: фитнес-аэробика, физическая, техническая и артистическая подготовка, педагогический эксперимент.

Annotation

Objective of the study was to theoretically and experimentally substantiate the possibilities of fitness aerobics for versatile, harmonious development of an individual, realization of his/ her creative potential.

Methods and structure of the study. During the study, the method of educational experiment was applied. It involved the 15-18 year-old girls engaged in fitness aerobics (Class I and CMS) (n=28). Two groups were formed: Control Group and Eexperimental Group, 14 female athletes each. We rated the subjects' levels of physical, technical, and artistic fitness. In the Control Group, the training sessions were conducted according to the generally accepted methods according to the fitness aerobics training program developed by the Artistic Gymnastics Federation of Russia. The Eexperimental Group female athletes were trained using the author's method aimed to improve the physical and technical fitness and enhance the artistic skills based on the realization of the creative potential of those engaged.

Results of the study. The development of the algorithm for mastering the complex elements, as provided by the competition rules, made it possible to identify the peculiarities of coach's work that ensure the inclusion of athletes in a general project for their introduction to creative participation in the selection of means, methods and forms of fitness aerobics classes, contributing to the formation of a bright individual style; graceful, expressive artistic and musical images of motor actions. This algorithm includes the features of the training and competitive activities of athletes, supplementing and expanding the field of activity of a physical education teacher.

Conclusions. The educational experiment proved the effectiveness of the developed methods of improvement of physical, technical and artistic fitness of those engaged in fitness aerobics.

Keywords: fitness aerobics, physical, technical and artistic training, educational experiment.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Осознание значимости выполнения мышечной нагрузки для поддержания здоровья способствовало появлению новых форм использования физических упражнений - основного средства повышения уровня физической подготовленности, одним из которых явилась фитнес-аэробика. Понятие фитнес-аэробики - многозначно. Взяв начало от английского термина «быть здоровым», по мере распространения фитнес-аэробики ее содержание определялось по-разному: «система оздоровления с использованием физических упражнений», «совокупность

оздоровительных мероприятий, направленных на разностороннее развитие» и др. [1-3, 5] Это позволило рассматривать фитнес-аэробику как социально-культурный феномен ХХ века, обеспечивающий улучшение показателей физического развития и функционального состояния.

Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование возможностей фитнес-аэробики для разностороннего, гармоничного развития; реализации творческого потенциала.

Методика и организация исследования. В процессе научной работы был проведен педагогический эксперимент с участием 28 девушек, занимающихся фитнес-аэробикой (I разряд и КМС) в возрасте 15-18 лет. Это позволило организовать контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы, в каждой по 14 спортсменок.

Уровень физической подготовленности определялся с помощью следующих контрольных упражнений: бег на 100 м с низкого старта (с); кросс на 2000 м (мин), прыжок в длину с места (см), прыжок в высоту с места (см), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количества раз), наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке (см), касание ногами пола за головой из положения лежа на спине (количество раз). Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности спортсменок КГ и ЭГ (р>0,05).

Уровень технической подготовленности определялся путем применения следующих тестов: рациональное соотношение упражнений в безопорной фазе, в положении стоя и на полу (в нижних положениях); наличие сверхсложных и рискованных элементов, разнообразие акробатических упражнений, соотношение базовых, танцевальных шагов и хореографических элементов, использование упражнений в балансировании (упоры, равновесия, стойки), степень хореографической подготовленности.

Для определения уровня артистической подготовленности использовались разработанные нами тесты на основе требований, изложенных в правилах соревнований: соответствие музыки характеру движений и индивидуальным особенностям занимающихся; уровень хореографической подготовленности (сформированность динамической и статистической осанки; разнообразие танцевальных и беговых дорожек, связок аэробных движений; оригинальность и выразительность жестов, мимики, поз; четкость и законченность каждого моторного акта [4, 5]).

Уровень технической подготовленности и артистичности оценивался группой экспертов из пяти квалифицированных тренеров с большим опытом педагогической деятельности (по 5-балльной системе). Анализ полученных данных не выявил существенных различий по показателям физической, технической подготовленности, а также артистичности спортсменок КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки занимающихся фитнес-аэробикой, разработанной Федерацией гимнастики РФ. В ЭГ использовалась разработанная нами методика совершенствования физической, технической подготовленности и повышения артистичности на основе реализации творческого потенциала занимающихся.

Содержание разработанной методики совершенствования физической и технической подготовленности предусматривает специальные задания. Например, определить для себя оптимальное количество повторений нового элемента до осознания легкости и свободы движений, понимания его особой красоты и выразительности. Такой подход к организации тренировочного процесса позволяет спортсмену совместно с тренером определить эффективные средства и методы, обеспечивающие повышение уровня их мастерства.

Опора на личностно ориентированный подход способствовала осознанию алгоритма процесса усвоения сложных упражнений, логика которого определила его эффективность (см. таблицу).

Результаты исследования и их обсуждение. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей физической, технической подготовленности и артистич-

ности. Анализ материалов исследования показал, что результаты улучшились в обеих группах, однако в ЭГ динамика исследуемых показателей оказалась более выраженной. Так, в КГ в беге на 100 м при исходных данных 15,53±1,08 с к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 15,07±1,35 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 15,57±1,23 с к завершению педагогического эксперимента показатели возросли до 14,81±1,29 с (р>0,05). В КГ при исходных данных прыжка в высоту с места 38,43±2,60 см к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились до 39,89±2,75 см (р>0,05), в ЭГ, соответственно, при исходных данных 38,27±3,04 см к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 42,31±2,39 см (р<0,05). Подобная динамика более существенного улучшения показателей физической подготовленности спортсменок ЭГ была выявлена и по другим тестам, что объясняется постановкой задачи осмысления своих возможностей и способностей в фитнес-аэробике; стремления к преодолению слабых сторон физической подготовленности, улучшения показателей двигательно-координационных качеств. Это нашло свое конкретное выражение в значительно большем количестве повторений двигательных заданий в разных условиях тренировочного процесса, что позволило добиться более существенного прироста качественных сторон двигательной деятельности.

Показатели технической подготовленности также улучшились в обеих группах с явным преимуществом спортсменок ЭГ. Так, в КГ при исходных данных рационального соотношения упражнений в безопорной фазе, в положении стоя и на полу (в низких положениях) - 3,41±0,28 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 3,60±0,24 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 3,42±0,19 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 4,35±0,29 балла (р<0,05). В КГ при исходных данных наличия в программе сверхсложных и рискованных элементов - 3,10±0,26 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 3,20±0,19 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно при исходных данных 3,09±0,29 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 3,80±0,22 балла (р<0,05). В КГ исходные показатели разнообразия акробатических упражнений составили 3,25±0,20 балла, после завершения педагогического эксперимента результаты повысились до 3,52±0,16 балла; в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 3,28±0,27 балла после окончания педагогического эксперимента результаты улучшились до 4,15±0,28 балла (р<0,05). Подобная динамика более существенного улучшения показателей технической подготовленности в ЭГ была выявлена и по другим исследованным показателям, что объясняется осознанием спортсменками смысла фитнес-аэробики как искусства самосовершенствования путем постепенного преодоления своих слабостей и недостаточной сформированности волевой и эмоциональной сферы. Это способствовало пониманию необходимости многократных повторений предложенных тренером физических упражнений в их разном сочетании, последовательности, вариативности, способов выполнения и создало необходимую базу для повышения технического мастерства.

Артистическая подготовка в фитнес-аэробике имеет большое значение: она способствует формированию навыков создания музыкально-художественного образа композиции, пониманию характера музыкального произведения. До проведения педагогического эксперимента уровень артистической подготовленности спортсменок КГ и ЭГ не имел существенных отличий (р>0,05), после окончания педагогического эксперимента в результате целенаправленной спортивной подготовки показатели ар-

№ 5 • 2020 Май | May

http://www.teoriya.ru

Алгоритм усвоения сложных элементов в фитнес-аэробике

№ п/п Содержание деятельности

Тренера Спортсмена

1 Показ двигательного задания с передачей психоэмоционального состояния. Указания, формирующие музыкально-художественный образ физического упражнения Путем наблюдения выявляет последовательность действий, создает собственную модель его выполнения с учетом росто-весовых и других индивидуальных особенностей

2 Постановка задачи поиска новых способов выполнения двигательного действия с учетом своих возможностей, усиливающих его зрелищность и выразительность Определяет исходное положение, средства выразительности, завершающую позу. Совместно с тренером устанавливает способы развития двигательно-координационных качеств

3 Дает установку ученику: выполнить элемент «сегодня лучше, чем вчера: свободнее, легче, выразительнее» Осознание возможности самовыражения средствами фитнес-аэробики и сопричастности к творческим поискам педагога

4 Ставит задачу спортсмену: на соревнованиях стремиться превзойти самого себя, ориентируясь не на соперников, а на собственную модель соревновательной деятельности Направить усилия на формирование тонкого эстетического вкуса, виртуозность исполнения элементов; поиск новых сочетаний танцевальных шагов, хореографических и акробатических упражнений, прыжков и пируэтов

5 Обращает внимание ученика на необходимость концентрации усилий на главном элементе техники, затем его деталях, связующих движениях; слитности, эмоциональности, грациозности Осознание зависимости выразительности движений от мимики и жестов, высокоэстетичных поз с симметричными и асимметричными линиями верхних и нижних конечностей, тела, поворотов головы,направления взгляда

6 Добивается от спортсмена соответствия ритма движений с ритмом дыхания, чередования быстрого и медленного темпа, широкой амплитуды Постоянное стремление к многократным повторениям в различных условиях; использование разнообразных средств выразительности; создание оригинальных музыкально-художественных образов

7 Объясняет ученику, что в следующих соревнованиях будут участвовать новые спортсмены, другие судьи, зрители, будет другая атмосфера; он сам достигнет более высокого уровня мастерства и должен соревноваться сам с собой Понимание необходимости разработки более сложных моделей выступления на каждом соревновании, повышение ступени достигнутого мастерства

□ и

£ г. CL

ч—

о

0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

тистичности исполнения двигательных действии, составляющих содержание соревновательной программы, улучшились в обеих группах при явном преимуществе ЭГ. Так, в КГ при исходных данных соответствия музыки характеру движений и способностям спортсменки - 4,32±0,26 балла к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились до 4,60±0,39 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 4,33±0,31 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 4,91±0,34 балла (р<0,05). В КГ при исходных данных оригинальности и выразительности жестов, мимики и поз -3,90±0,31 балла к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились до 4,26±0,21 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,80±0,31 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 4,72±0,28 балла (р<0,05). Подобная тенденция более значимого улучшения показателей в ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям. Одной из задач, поставленных тренером, является необходимость превзойти собственные достижения в соответствии с моделью соревновательной деятельности. Для реализации данной задачи спортсмен ЭГ должен направить усилия на повышение виртуозности исполнения элементов, формирование тонкого эстетического вкуса; поиск новых сочетаний танцевальных шагов, хореографических и акробатических упражнений, прыжков и пируэтов. Разработанный подход к организации тренировочного процесса в ЭГ обусловил изменение характера мышечной нагрузки, активизировал мыслительную и двигательную деятельность спортсменов, усилил мотивацию к новым, более высоким достижениям, что способствовало повышению показателей физической, технической и артистической подготовленности.

Выводы. Результаты педагогического эксперимента показали, что организация тренировочного процесса с постановкой задач, активизирующих творческий потенциал спортсменов, разработка и применение алгоритма усвоения сложных элементов, в котором представлено содержание деятельности тренера и спортсмена, обеспечивает со-

вместныи творческии процесс, направленный на повышение уровня физической и технической подготовленности занимающихся фитнес-аэробикой, улучшение артистичности исполнения композиции.

Литература

1. Борилкевич В.Е. Фитнес - современное понятие в мировом оздоровительном движении / В.Е. Борилкевич // Термины и понятия в сфере физической культуры: материалы первого международного конгресса. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - С. 33-35.

2. Кудра Т.А. Фитнес: Американская концепция достижения здоровья средствами физической культуры (история, идеология, методология и перспективы развития) : монография / Т.А. Кудра. -Владивосток: МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, 2002. - 15б с.

3. Лисицкая Т.С. Аэробика: В 2 т., т. 1. Теория и методика / Т.С. Ли-сицкая, Л.В. Сиднева. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 229 с.

4. Назаренко Л.Д. Эстетика физических упражнений / Л.Д. Наза-ренко. - М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. - 249 с.

5. Назаренко Л.Д. Концепция формирования виртуозности движений в подготовке высококвалифицированных спортсменов / Л.Д. Назаренко, Н.А. Касаткина // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 6. - С. 72-75.

References

1. Borilkevich V.E. Fitnes - sovremennoe ponyatie v mirovom ozdoro-vitelnom dvizhenii [Fitness - modern concept in global wellness movement]. Terminy i ponyatiya v sfere fizicheskoy kultury [Terms and concepts in physical education sector]. Proc. first international congress. St. Petersburg: St. Petersburg. Lesgaft state un-ty of physical culture publ., 2006. Pp. 33-35.

2. Kudra T.A. Fitnes: Amerikanskaya kontseptsiya dostizheniya zdoro-vya sredstvami fizicheskoy kultury (istoriya, ideologiya, metodologiya i perspektivy razvitiya) [Fitness: American concept of maintaining health using physical education (history, ideology, methodology and development prospects)]. Vladivostok: Moscow State University n.a. Admiral G.I. Nevelsky publ., 2002. 156 p.

3. Lisitskaya T.S., Sidneva L.V. Aerobika: V 2 t., T. 1. Teoriya i metodika [Aerobics: 2 vols., V. 1. Theory and Methodology].Moscow: Russian Aerobics Federation publ., 2002. 229 s.

4. Nazarenko L.D. Estetika fizicheskikh uprazhneniy [Aesthetics of exercise]. MOSCOW: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2004. 249 p.

5. Nazarenko L.D., Kasatkina N.A. Kontseptsiya formirovaniya virtuoznosti dvizheniy v podgotovke vysokokvalifitsirovannykh sportsmenov [Concept of development of virtuosity of movements in training of highly skilled athletes]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 5, pp. 72-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.