Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАФЕДРЫ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ ПЕРМСКОГО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАФЕДРЫ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ ПЕРМСКОГО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опыт гражданско-патриотического воспитания курсантов средствами математики / опыт реализации творческого потенциала преподавателя / experience of civic-patriotic education of cadets by means of mathematics / experience in realizing the creative potential of a teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьева Миляуша Сабитовна, Куликова Татьяна Сергеевна

Реализуемые в отечественном образовании национальные и федеральные проекты свидетельствует о внимании государства к гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. Наряду с проектами выходят публикации, в которых представлены подходы к понятиям, организации процесса и оцениванию результатов, однако не так много работ методической и практической направленности, позволяющих представить содержание, формы, конкретные результаты реализации обучающих и воспитательных задач, особенно в военном вузе. В статье выполнена попытка описания педагогического опыта реализации творческого потенциала преподавателей кафедры математики и физики Пермского военного института, накопленного и осмысленного с точки зрения целей гражданскопатриотического воспитания обучающихся военного института с учетом новых подходов, требований и документов. В функционировании образовательной среды определенную роль играет творческий потенциал педагога, его готовность к поиску и инновациям, проявляющаяся не только в процессе внедрения в обучение технологий и разработки дидактических средств, но и в способности вести дополнительную образовательную деятельность во внеаудиторное время. Способные творческие люди необходимы в педагогическом коллективе, это обеспечивает его существование и развитие, позволяет поддерживать интерес обучающихся к последним достижениям в технологиях, математике и естествознании, насыщать образовательную среду военного института элементами физикоматематического просвещения. Для реализации творческого потенциала преподавателей математики и физики особенности функционирования военного института представляют определенную трудность, в том числе общепринятый приоритет подготовки военнослужащего над подготовкой инженера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ананьева Миляуша Сабитовна, Куликова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE CREATIVE POTENTIAL OF THE DEPARTMENT OF MATHEMATICS AND PHYSICS OF THE PERM MILITARY INSTITUTE OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS

The national and federal projects implemented in the domestic education attest to the attention of the state to the civic and patriotic education of young people. Along with the projects, publications are published that present approaches to the concepts, organization of the process and evaluation of results, but there are not so many methodological and practical works that allow presenting the content, forms, and concrete results of the implementation of training and educational tasks, especially in a military university. The article attempts to describe the pedagogical experience of realizing the creative potential of teachers of the Department of Mathematics and Physics of the Perm Military Institute, accumulated and meaningful from the point of view of the goals of civil and patriotic education of students of the military institute, taking into account new approaches, requirements and documents. In the functioning of the educational environment, a certain role is played by the creative potential of the teacher, his willingness to search and innovate, manifested not only in the process of introducing technologies into teaching and developing didactic tools, but also in the ability to conduct additional educational activities during extracurricular time. Capable creative people are needed in the teaching staff, this ensures its existence and development, allows students to maintain interest in the latest achievements in technology, mathematics and natural sciences, saturate the educational environment of the military institute with elements of physical and mathematical education. To realize the creative potential of teachers of mathematics and physics, the peculiarities of the functioning of the military institute present a certain difficulty, including the generally accepted priority of training a serviceman over training an engineer.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАФЕДРЫ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ ПЕРМСКОГО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 18. С. 38-47. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 18. P. 38-47.

Научная статья УДК 378.6

doi: 10.24412/2712-827Х-2024-18-3 8-47

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАФЕДРЫ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ ПЕРМСКОГО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ

Миляуша Сабитовна Ананьева1'2, Татьяна Сергеевна Куликова3

1,3 Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь, Россия

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, ananjeva@pspu.ru 3 kulikovatat@mail.ru

Аннотация. Реализуемые в отечественном образовании национальные и федеральные проекты свидетельствует о внимании государства к гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. Наряду с проектами выходят публикации, в которых представлены подходы к понятиям, организации процесса и оцениванию результатов, однако не так много работ методической и практической направленности, позволяющих представить содержание, формы, конкретные результаты реализации обучающих и воспитательных задач, особенно в военном вузе. В статье выполнена попытка описания педагогического опыта реализации творческого потенциала преподавателей кафедры математики и физики Пермского военного института, накопленного и осмысленного с точки зрения целей гражданско-патриотического воспитания обучающихся военного института с учетом новых подходов, требований и документов. В функционировании образовательной среды определенную роль играет творческий потенциал педагога, его готовность к поиску и инновациям, проявляющаяся не только в процессе внедрения в обучение технологий и разработки дидактических средств, но и в способности вести дополнительную образовательную деятельность во внеаудиторное время. Способные творческие люди необходимы в педагогическом коллективе, это обеспечивает его существование и развитие, позволяет поддерживать интерес обучающихся к последним достижениям в технологиях, математике и естествознании, насыщать образовательную среду военного института элементами физико-математического просвещения. Для реализации творческого потенциала преподавателей математики и физики особенности функционирования военного института представляют определенную трудность, в том числе общепринятый приоритет подготовки военнослужащего над подготовкой инженера.

Ключевые слова: опыт гражданско-патриотического воспитания курсантов средствами математики, опыт реализации творческого потенциала преподавателя.

Для цитирования: Ананьева М. С., Куликова Т. С. Реализация творческого потенциала кафедры математики и физики пермского военного института войск национальной гвардии российской федерации в гражданско-патриотическом воспитании курсантов // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 18. С. 38-47. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-18-38-47

Original article

REALIZATION OF THE CREATIVE POTENTIAL OF THE DEPARTMENT OF MATHEMATICS AND PHYSICS OF THE PERM MILITARY INSTITUTE OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS

12 3

Milyausha S. Ananyeva ' , Tatyana S. Kulikova

1,3 Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia

2 Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia, ananjeva@pspu.ru

3 kulikovatat@mail.ru

Abstract. The national and federal projects implemented in the domestic education attest to the attention of the state to the civic and patriotic education of young people. Along with the projects, publications are published that present approaches to the concepts, organization of the process and evaluation of results, but there are not so

© Ананьева М. С., Куликова Т. С., 2024

many methodological and practical works that allow presenting the content, forms, and concrete results of the implementation of training and educational tasks, especially in a military university. The article attempts to describe the pedagogical experience of realizing the creative potential of teachers of the Department of Mathematics and Physics of the Perm Military Institute, accumulated and meaningful from the point of view of the goals of civil and patriotic education of students of the military institute, taking into account new approaches, requirements and documents. In the functioning of the educational environment, a certain role is played by the creative potential of the teacher, his willingness to search and innovate, manifested not only in the process of introducing technologies into teaching and developing didactic tools, but also in the ability to conduct additional educational activities during extracurricular time. Capable creative people are needed in the teaching staff, this ensures its existence and development, allows students to maintain interest in the latest achievements in technology, mathematics and natural sciences, saturate the educational environment of the military institute with elements of physical and mathematical education. To realize the creative potential of teachers of mathematics and physics, the peculiarities of the functioning of the military institute present a certain difficulty, including the generally accepted priority of training a serviceman over training an engineer.

Keywords: experience of civic-patriotic education of cadets by means of mathematics, experience in realizing the creative potential of a teacher.

For citation: Ananyeva M. S., Kulikova T. S. Realization of the creative potential of the department of mathematics and physics of the perm military institute of the national guard troops of the russian federation in the civil and patriotic education of cadets. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;18:38-47. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-18-38-47

Введение

Воспитание патриотизма офицеров и солдат всегда считалось серьезным государственным делом, об этом свидетельствуют «Воинские артикулы» А. М. Головина (1699 г.), Петровский Воинский устав, или Устав воинский сухопутный (1716 г.), и Петровский Морской устав (1720 г.). Уставы Петра I действовали более 100 лет. В Воинском представлены вопросы обучения и воспитания, а в Морском - правила поведения моряков в морской баталии [Кириллов 20071. В настоящее время деятельность в сфере патриотического воспитания регламентируется федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, введ. 2012 г., послед. изм. 2023 г.), «О молодежной политике в Российской Федерации» (№ 489-ФЗ, введ. 2020 г.), «О воинской обязанности и военной службе» (№ 53-ФЗ, введ. 1998 г., изм. 2022 г.). Стратегическим документом считается федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (100,9 млрд. руб.), реализуемый в период 2021-2025 гг. в рамках национального проекта «Образование» [Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» 2020]. Для систематизации сведений о патриотическом воспитании и синхронизации представлений у всех заинтересованных сторон были разработаны методические рекомендации «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации» [Основы патриотического воспитания 2022].

В статье выполнена попытка описания педагогического опыта реализации творческого потенциала преподавателей кафедры математики и физики Пермского военного института (далее - ПВИ), накопленного и осмысленного с точки зрения целей гражданско-патриотического воспитания обучающихся военного института с учетом новых подходов, требований и документов.

Основная часть.

Для того, чтобы охарактеризовать содержание и используемые в практике ПВИ формы гражданско-патриотического воспитания представим генетическую цепочку понятий, на которые опирались авторы (табл. 1): гражданственность [Основы патриотического воспитания 2022: 5; ФЗ «Об образовании в РФ» 2012, изм. 2023], патриотизм [Основы патриотического воспитания 2022: 5; Патриотизм 20071, гражданское [БРЭ 2002] и патриотическое воспитание [Основы патриотического воспитания 2022: 5]; а также совокупность элементов, составляющих воспитательный процесс: объект воздействия, образовательная среда как одно из условий реализации, субъект воздействия - курсант, воздействующий исполнитель - педагог, обладающий профессиональными качествами и развитым творческим потенциалом.

С одной стороны, гражданско-патриотическое воспитание формулируется на основе синтеза двух понятий: гражданственности и патриотизма. С другой, в современной системе отечественного патриотического воспитания существуют направления, в соответствии

с которыми разработаны национальные и федеральные проекты, например «Образование», «Культура», «Наука и университеты», «Экология» и др. (табл. 2). Очевидно, что цели и задачи перечисленных направлений перекликаются между собой, интегрируются и мероприятия, организованные в системе патриотического воспитания, могут относиться к нескольким направлениям сразу. Наряду с ними выделены 10 самых наиболее востребованных областей, называемых гранями патриотизма, благодаря которым формируется патриотическая культура обучающихся. Это педагогика, культура, медиа, служение Отечеству, спорт, наука, семья, история, экология, добровольчество [Основы патриотического воспитания 2022: 43]. В рамках государственных проектов организуются мероприятия федерального и регионального уровней. В то же время в каждой образовательной организации проводятся мероприятия локального уровня.

Таблица 1. Основные понятия гражданско-патриотического воспитания

Гражданственность 1) Нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны ГФЗ «Об образовании в РФ» 2012: 5; Гражданственность 2000]. 2) Гражданская идентичность, осознание себя гражданином своей страны, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества [Основы патриотического воспитания 2022]. _гг Патриотизм 1) (Ра^ - родина (греч.) - любовь к родине, преданность и стремление своими действиями служить интересам своего народа; одна из значимых ценностей общества, интегрирующая социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические составляющие жизни общества и интересы граждан, готовность к отражению возможной внешней агрессии, забота общества о вооруженных силах страны [Патриотизм 2007]. 2) Нравственное чувство, включающее любовь к Родине, уважение к ее законам и традициям, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, осознанную готовность человека связать свое личное будущее с будущим своей страны и действовать во благо Родины, народа, государства [Основы патриотического воспитания 2022]. п

\/ Гражданское воспитание Процесс формирования у человека гражданственности как интегративного качества личности, объединяющего нравственные идеалы общества, чувство любви к Родине, потребность в деятельности на благо общества и т. п. [Гражданское воспитание 2002]. \/ Патриотическое воспитание Систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить деятельный вклад в его процветание [Основы патриотического воспитания 2022]. |—1

Гражданско-патриотическое воспитание Деятельность по формированию у обучающихся (общества) гражданского отношения к своей стране, таких качеств, как любовь к Родине, чувства долга и верности, готовности защищать и служить своему народу; объединяющая цели и средства гражданского и патриотического воспитания

Теоретической основой национального проекта «Образование» служит педагогика как наука о воспитании и обучении будущих членов гражданского общества. Считается, что большинство учебных дисциплин позволяют встраивать патриотические ценности в систему преподавания и воспитания, в основном в рамках трех первых направлений (табл. 2.) и отдельных из перечисленных выше граней. В то же время есть дисциплины, которые труднее поддаются такой реализации. Сюда относится «Математика» и отчасти «Физика» [Гимашев 2023]. В них закладывается фундамент научного мировоззрения, сам предмет математики в силу абстрактности кажется «оторванным от реальной жизни». Тем не менее, необходимо в преподавании этих дисциплин по возможности также использовать их воспитательный, гуманитарный потенциал (табл. 3).

Таблица 2. Направления патриотического воспитания

Направление Цели и задачи

Духовно-нравственное Формирование и развитие у человека духовно-нравственных ценностей и качеств, основанных на традиционной для России и ее народов культуре: чувство долга, патриотизма и др.

Историко-культурное Углубление знаний по истории России и мира, об экономических, научных и культурных достижениях, популяризация научных и культурных знаний

Гражданско-патриотическое Целенаправленное формирование активной личности с твердой гражданской позицией и готовностью исполнять долг перед Отечеством, соблюдать законы, уважать российское государство и его символы

Военно-патриотическое Формирование физической и моральной готовности граждан к военной службе и защите Отечества, популяризация военной службы, продвижение высоких идеалов и примеров воинского служения Родине

"аблица 3. Развивающий гуманитарный потенциал математики

Элемент мышления Содержание результата обучения Результат, необходимый для патриотического воспитания

Логическое мышление Умения: оперировать познавательными формами (понятие, суждение, умозаключение, теория, факт, гипотеза), соблюдать законы логики, осуществлять логический анализ ситуаций и формулировать выводы, отличать известное от неизвестного, доказанное от недоказанного, классифицировать, пользоваться аналогиями Умения: отличать известные факты от неизвестных, сомнительных, достоверное знание от вероятного или недостоверного, обосновывать и убеждать, строить научные и исторические аналогии

Интуиция Опыт, приобретаемый в процессе решения математических задач, развитие навыков рационального мышления и способов выражения мысли (лаконизм, точность, полнота, ясность и т. п.), интуиции - способности предвидеть результат и путь решения Способность предвидеть путь решения проблемы и результат выбранных действий

Воображение Опыт научного творчества, понимание научной картины мира Формирование научного мировоззрения в рамках действующей науки

Нравственность Формирование объективности, настойчивости, способности к труду, к использованию критериев правильности результата и обоснованности решения Формирование объективности, настойчивости, способности к труду, к использованию критериев правильности и обоснованности выбранных действий

Эстетическое восприятие мира Созерцание форм, взаимосвязей и закономерностей, отражающихся в окружающем мире, удовлетворенность полученным результатом или решением математической задачи Представление взаимосвязей и закономерностей, отражающихся в окружающем мире и гражданском обществе

Практическое применение Наличие необходимого набора математических знаний, умений, навыков (вычислений, измерений, изображений геометрических фигур, графиков и т. д.) Математические знания и умения как фундамент решения военно-прикладных задач

Носителями нравственности, культуры, гражданственности и патриотизма для молодого поколения были родители, учителя и наставники. Если преподаватель математики или физики также должен демонстрировать патриотическое отношение к Родине, то важно представлять точки соприкосновения математики или физики и гражданских ценностей, готовность и способность творчески использовать подходящие дидактические средства в воспитании обучающихся. Важным атрибутом процесса гражданско-патриотического воспитания является образовательная среда как условие реализации образовательного процесса, как совокупность информационных ресурсов, технологий, социальных,

организационно-педагогических и личностных условий образовательной деятельности обучающихся и педагогов, возможностей для развития их личности, соучастия, содружества с другими людьми, сотрудничества, соперничества и т. д. На наш взгляд, в ПВИ она достаточно благоприятна для военно-патриотического воспитания курсантов и формируется всеми участниками образовательного процесса [напр., Киевский 2023].

В функционировании образовательной среды определенную роль играет творческий потенциал педагога, его готовность к поиску и инновациям, проявляющаяся не только в процессе внедрения в обучение технологий и разработки дидактических средств, но и в способности вести дополнительную образовательную деятельность во внеаудиторное время. Мы рассматриваем творческий потенциал педагога как совокупность знаний и умений, личностных и профессиональных качеств, способностей, направляющих его к творческой самореализации и саморазвитию, уникальной творческой деятельности [Буренина 2018; Коробейникова 2013]. Наряду с перечисленными когнитивными и деятельностными составляющими потенциал педагога должен включать ориентиры на традиционные гражданские ценности. Несмотря на такое обобщенное представление сути творческого потенциала преподавателя, следует отметить, что его развитие и реализация - это сложный индивидуальный процесс, зависящий от многих факторов роста профессионализма и существования конкретного педагогического сообщества.

Наличие в педагогическом коллективе творческих педагогов - одно из условий развития образовательной среды. Как показали исследования [Андреев 2000], их количество более 60 % способствует внедрению новшеств в образовательный процесс высшего учебного заведения, инновационную среду, атмосферу творческого поиска, разработки новых и усовершенствования имеющихся дидактических средств. Способные творческие люди просто необходимы в педагогическом коллективе, это обеспечивает его существование и развитие [Косолапова 2019], позволяет поддерживать интерес обучающихся к последним достижениям в технологиях, математике и естествознании, насыщать образовательную среду военного института элементами физико-математического просвещения. Для реализации творческого потенциала преподавателей математики и физики особенности функционирования военного института представляют определенную трудность, в том числе общепринятый приоритет подготовки военнослужащего над подготовкой инженера. Сложность представляет и тот факт, что методического материала в области воспитания средствами учебных дисциплин «Математика» и «Физика» практически нет. Поэтому в большинстве случаев приходится составлять дидактические разработки самостоятельно. На аудиторных занятиях педагоги обучают курсантов математическим методам и моделям, посвящают в историю открытий, делятся знаниями о достижениях науки и техники, приложениях математических моделей и физических законов, демонстрируя обучающие и воспитательные цели.

По словам педагога-классика В. А. Сухомлинского, «богатство мыслей, убеждений зависит, естественно, от объема знаний, приобретенных во время учебы. Но более всего обучающийся обогащается не только на занятиях и во время чтения учебника, но и в активной внеаудиторной деятельности...» [Сухомлинский 1979: 431]. Внеаудиторная деятельность преподавателя многогранна и разнообразна, она предполагает использование различных форм работы с курсантами (табл. 4).

Здесь творческий потенциал преподавателей играет особую роль как ресурс, возможность проявления их профессиональных качеств. Авторы предприняли попытку систематизации мероприятий гражданско-патриотической направленности. Одна из форм воспитательной работы основана на краеведении и строится на таком материале, который позволяет курсантам ощутить личную сопричастность с историей страны, знакомясь с историей города и региона, в котором начинается служба Отечеству, познавая патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народов Пермского края. Представим некоторые из разработанных и проведенных мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое и историко-культурное воспитание через краеведение. Преподаватели кафедры математики и физики читают лекции, организуют обзорные и пешеходные экскурсии по городу, экскурсии в музеи города: Пермский краеведческий музей, Пермская художественная галерея, музей Пермской артиллерии (на открытой площадке представлена обширная коллекция орудий с XIX века до современности), парк научных развлечений, музей науки (экспонаты музея наглядно демонстрируют законы физики и

математики), Исторический парк «Россия - Моя история» (современный музей, открытый в честь Дня Конституции Российской Федерации в 2017 г., ставший большим выставочным проектом по истории России) и т. д. Организуют для курсантов экскурсии для знакомства с достопримечательностями Пермского края, например Кунгурской ледяной пещерой - чудом природы Урала, Белогорским монастырем, Сибирским трактом и т. д.

Таблица 4. Мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое _ воспитание курсантов_

Мероприятия Задачи преподавателей и курсантов

Дисциплины «Математика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Физика» Освоение компетенций, направленных на решение мировоззренческих и гражданских проблем подготовки курсантов, позволяющих применить полученные физико-математические знания в профессиональной деятельности служения государству

Конференции, семинары и познавательные лекции Проведение познавательных, воспитательных мероприятий для курсантов, подготовка выступлений на конференциях, приобретение ими опыта публичного выступления курсантов

Конкурсы, стендовые и книжные выставки, дидактические игры Знакомство с историей общества, науки и техники, представление биографий ученых, инженеров, государственных деятелей, в том числе земляков. Участие в представительских и локальных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, играх, олимпиадах. Проведение дидактических игр «Песни Великой Отечественной в математических задачах», «Дни воинской славы и памятные даты в математических задачах» и т. д.

Подготовка и публикация статей Представление результатов учебно-исследовательских работ

Консультации по организации исследовательской деятельности Приобретение опыта взаимодействия педагогов между собой, педагогов и курсантов

Организация досуговых мероприятий, в том числе тематических Взаимодействие курсантов и студентов других вузов города; экскурсии, посещение представлений пермских театров и другие мероприятия гражданско-патриотической направленности

Так, например, в 2016 г. под руководством доцента кафедры Т. С. Куликовой была предпринята совместная экскурсия в исторический город Осу Пермского края для курсантов факультета технического обеспечения ПВИ, студентов математического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (далее - ПГГПУ) и Пермского института железнодорожного транспорта. Цель экскурсии - патриотическое и гражданское воспитание курсантов и студентов. Им показалось интересным, как жили и трудились люди провинциального уездного городка в разные времена, как останавливались участники Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга в 1733 г., как восставали в долгий период Крестьянской войны 1733-1775 гг., как повествует о тех далеких временах единственная в России диорама «Взятие Е. Пугачевым крепости Оса».

Исторические сведения гармонично встраиваются в форме юбилейных сообщений в материал занятий. Например, ниже представлен слайд презентации лекции «Линии и поверхности второго порядка» М. С. Ананьевой с изображением 100-летней Шуховской радиобашни (рис. 1), составленной из стальных прямолинейных образующих однополостных гиперболоидов [Гуманитарный потенциал ... 2013]. Курсанты с интересом слушали о русском патриоте, изобретателе В. Г. Шухове, чьи изобретения были востребованы в европейских странах и США (на рисунке 1 - кадр из кинофильма «Перл-Харбор» с американским военным кораблем, на котором установлены шуховские мачты).

Цели патриотического воспитания реализуются также в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Научное и образовательное пространство студенческой молодежи: ступени познания», которую кафедра математики и физики проводит в марте каждого года. Здесь курсанты выступают с научными сообщениями не только по математике, физике, биологии, химии, но и истории института, об открытиях и биографиях известных деятелей. К тому же они сами знакомятся с научно-популярными докладами преподавателей, например один из них был посвящен 300-летию «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (рис. 2), в нем были представлены военные задачи времен правления Петра I.

Ажурная шуховская башня —10'

Шухов Владимир Григорьевич

(1853-1939) п русский ученый, инженер, изобретатель

Военные задачи

«Арифметики» Л.Ф. Магн

войсковые построения - баталии, ........." "......

укладка копий в обозы, устроение полевых станов в походе, денежное довольствие солдат, закупка провизии, снаряжения или пороха строительства крепостных стен, башен и колодцев,

движение кораблей, посыльных курьеров

Чи.МЧи l!l -l -i II ,

1-л -III'I-'I.-I-ji..' ч| : нишниш " in'tmiu*

f ~ <-- HlWVi«,«

" ■ ~

Рис. 1. Фрагмент презентации лекции Рис. 2. Фрагмент научно-популярного доклада

Нет сомнения, что использование элементов истории России способствует формированию личностных ценностей у обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма. Для привлечения дидактического материала воспитательного характера возможно использование нескольких форм аудиторной и внеаудиторной работы: исторический обзор в форме беседы, сообщения; подготовка докладов курсантов на определенную патриотическую тематику; индивидуальная работа с обучающимися по составлению задач на основе исторических данных; выпуск историко-математического информационного листка или газеты; проведение тематических викторин; публикация биографических статей; составление историко-научных рефератов; участие в конференциях и конкурсах различного уровня; организация экскурсий, показывающих связь математики с жизнедеятельностью общества, военной историей и техническими достижениями.

Так, к примеру, тематика рефератов, докладов и научных статей, подготовленных курсантами под руководством преподавателей кафедры математики и физики включала следующие: «История развития радиоволновой связи», «Мстислав Келдыш - теоретик космонавтики и один из членов знаменитой «Тройки К»«, «Федор Токарев - патриарх русского оружия», «800 лет Александру Невскому, военному и политическому деятелю Древней Руси», «Имена героев в названии улиц города Перми», «Математики и их открытия в годы Великой Отечественной войны», «Иван Первушин - священник, учитель, математик» и др.

В качестве воспитывающих средств преподаватели используют: видео, презентации, дидактические игры, встречи с интересными людьми, тематические конференции. Например, в 2015 г. проведена встреча курсантов с известным пермским историком, краеведом, доцентом кафедры туризма Пермского государственного национального исследовательского университета Ю. К. Николаевым, где обсуждалась проблема формирования национальных отношений народов, проживающих на территории Пермского края, роль обычаев и традиций народов России и Пермского края в установлении добрососедских отношений.

Инициатором «Дружественной межвузовской олимпиады», которая проводится ежегодно с 2011 г. является доцент кафедры Т. С. Куликова. Участники олимпиады -курсанты и студенты учебных заведений города Перми и Пермского края. Цели - поддержка усилий общества и государства, направленных на развитие патриотической, духовно-нравственной, политической культуры российской молодежи; формирование современной социальной среды, способствующей возрождению национальной Славы России; расширение образовательного и коммуникативного пространства, выявление интеллектуальной и одаренной молодежи вузов города. Межвузовские олимпиады - не просто интеллектуальные состязания, это хорошая возможность установить творческие связи между преподавателями вузов города, дружеские отношения между курсантами и студентами.

Дружественная межвузовская олимпиада сочетает традиции и новаторские идеи: для участников организуется концертная программа, а с 2011 по 2016 гг. их «красиво и модно» приветствовал Пермский краевой общественный Фонд поддержки и профессионального развития начинающих предпринимателей в области индустрии моды «Высокий сезон» под председательством художника-модельера, члена Союза дизайнеров Л. Карнауховой. Олимпиада приобрела популярность - инициативу ее проведения активно поддерживают

преподаватели кафедры других вузов: на площадке Пермского военного института проводились 7-я (2017 г.) и 12-я (2023 г.) олимпиады. К слову, в 2017 г. приняли участие 148 курсантов и студентов, 35 преподавателей из 10 вузов города Перми, всего 32 команды.

Преподаватели кафедры ежегодно проводят для курсантов предметные олимпиады. Так, в 2023 г. состоялись олимпиады: «Математика - гимнастика ума» для первокурсников, «Физика - основа вооружения и военной техники» к 80-летию со дня Победы в Сталинградской битве, «Числа правят миром» к Международному Дню числа Пи (рис. 15, 16).

Другим примером реализации творческого потенциала преподавателей кафедры совместно со студентами ПГГПУ являются дидактические игры, например «История песен Великой Отечественной в математических задачах» (сост. Шачкова Д. М., Ананьева М. С.). В содержание этой игры включены патриотические песни о Великой Отечественной войне с видео: «Синий платочек», «Эх, дороги.», «Последний бой», «На поле танки грохотали», «Смуглянка», «В землянке», «Песенка фронтового шофера», «Бери шинель, пошли домой», «Минуты тишины» в исполнении Николая Караченцова и др. (рис. 3,4).

Рис. 3. Рабочий момент игры Рис. 4. Пример задания игры

К песням игры составлены задачи из следующих тем дисциплины «Математика»: «Определители и матрицы», «Системы линейных алгебраических уравнений», «Аналитическая геометрия плоскости и пространства», «Числовые последовательности», «Предел функции», «Производная», «Определенный интеграл»; «Числовые ряды» и др. Одно из требований к математической задаче заключалось в том, чтобы в результате решения получился числовой ответ (несколько ответов), который затем сопоставлялся с вопросом задания.

К выбору тематики и способов составления математических задач патриотического содержания предъявляются особые требования. Очевидно, что темы могут охватывать не весь курс математики, а только те разделы, где можно использовать соответствующие объекты или ресурсы культурной среды. В целом, анализ результатов проведения дидактической игры, беседы с организаторами и участниками позволяет выделить ее положительные стороны. Несколько проведенных игр продемонстрировали насколько игровой, в том числе цифровой, формат привлекает обучающихся красочностью и необычностью формы опроса; каким образом преподаватели привлекают «патриотический» материал к решению воспитательных задач средствами предмета математики и в качестве мотивации обучения.

Заключение

Таким образом, все направления патриотического воспитания тесно и органично связаны между собой. Главным проводником, который воплощает государственные идеи о гражданственности и патриотизме, на которого общество может опереться в вопросах воспитания молодого поколения, является педагог. Он преподаватель и наставник - патриот с четкой, активной гражданской позицией, с развитым творческим потенциалом и стремлением реализовать его, умением ориентироваться в современной образовательной среде, осваивать и внедрять новые технологии и дидактические средства.

Преподаватели кафедры математики и физики вносят свой вклад в воспитание курсантов Пермского военного института: наряду с учебными занятиями организуют и проводят внеаудиторные познавательные и воспитательные мероприятий, реализуя

собственный творческий потенциал, гуманитарный потенциал преподаваемых научных дисциплин, способствуя формированию патриотических ценностей обучающихся, интереса к предметам математики и физики, мотивации к обучению. Накопленный преподавателями богатый многолетний опыт гражданско-патриотического воспитания курсантов ПВИ позволяет утверждать о том, что их творческий потенциал является важным условием успешности воспитательного процесса и функционирования образовательной среды института. Благодаря систематической работе преподавателей всего военного вуза происходит образовательный процесс с интеграцией обучающих и воспитательных средств, с благородной целью патриотического воспитания будущих офицеров.

Список литературы

1. Андреев В. И. Педагогика : Учебный курс творческого саморазвития. Казань : Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

2. Буренина В. И. Компоненты творческого потенциала преподавателя технического вуза // Артемовские чтения : Материалы X Международной научной конференции «Продуктивное обучение: опыт и перспективы» (15-18 февраля 2018 г., г. Самара, СГСПУ) / под ред. Л. В. Лысогоровой, С. П. Зубовой,

Н. И. Вьюновой и др. Самара : НТЦ, 2018. С. 59-65. URL:

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35206929_68070657.pdf (дата обращения: 12.12.2022).

3. Гимашев В. И. Особенности преподавания физики в системе подготовки военных специалистов технического профиля войск национальной гвардии Российской Федерации // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. 2023 г. № 1(9). С. 21-26.

4. Гражданственность // Педагогический словарь. URL: https://pedagogical.academic.ru/ (дата обращения: 05.02.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гражданское воспитание // Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая российская энциклопедия, 2002. С. 57. URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/] (дата обращения: 05.02.2023).

6. Гуманитарный потенциал математики и гуманитаризация математического образования : учеб-метод. пособие / авт.-сост. М. С. Ананьева, И. В. Магданова. Пермь : Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2013. 68 с.

7. Киевский А. В. Воинские традиции русской армии: история и современность // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. 2023. № 1(9). С. 51-54.

8. Коробейникова А. П., Зайцева Е. В. Исследование творческого потенциала преподавателей вуза: теоретические подходы // Ученые записки российского государственного социального университета. М. : РГСУ, 2013. № 2. Т. 2. С. 130-136. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21408267_84651772.pdf (дата обращения: 26.10.2022).

9. Основы патриотического воспитания граждан в Российской Федерации : Методические рекомендации. М. : Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, 2022. 73 с. URL: https://www.xn--b1azcy.xn~p 1ai/wp-content/uploads/2022/12/Metodicheskie-rekomendatsii-po-0snovam-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf (дата обращения: 11.03.2023).

10. Патриотизм // Военный энциклопедический словарь. URL: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=8591@morfDictionary (дата обращения: 05.02.2023).

11. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в трех томах. Киев : Радянска школа, 1979. Т. 1. 687 с.

12. Косолапова И. В. Теоретические основы организации дополнительного математического образования в системе «ШКОЛА-ВУЗ» // Дополнительное математическое образование в системе «Школа -вуз»: проблемы, традиции и инновации : коллективная монография / под общ. А. Ю. Скорняковой. Пермь : Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2019. С. 7-40.

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (введ. 29.12.2012 № 273-ФЗ, ред. 17.02.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023). URL: https://edu.sbor.ru/sites/default/files/FZ273_23.pdf (дата обращения: 02.04.2023).

14. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 02.04.2023).

References

1. Andreev V. I. Pedagogika [Pedagogy]. Kazan, Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy, 2000, 608 p. (In Russ.).

2. Burenina V. I. Komponenty tvorcheskogo potentsiala prepodavatelya tekhnicheskogo vuza [Components of the creative potential of a technical university teacher]. Artemovskie chteniya [Artemov Readings]. Ed. L. V. Lysogorova, S. P. Zubova, N. I. Vyunova and others. Samara. NTTs, 2018, pp. 59-65. (In Russ.). Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35206929_68070657.pdf (accessed: 12.12.2022).

3. Gimashev V. I. Osobennosti prepodavaniya fiziki v sisteme podgotovki voennykh spetsialistov tekhnicheskogo profilya voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii [Features of teaching physics in the system of training military technical specialists of the National Guard of the Russian Federation/. Al'manakh Permskogo voennogo instituta voysk natsional'noy gvardii [Almanac of the Perm Military Institute of National Guard Troops]. 2023, no 1(9), pp. 21-26. (In Russ.).

4. Grazhdanstvennost' [Citizenship]. Pedagogicheskiy slovar' [Pedagogical dictionary]. (In Russ.). Available at: https://pedagogical.academic.ru/ (accessed: 05.02.2023).

5. Grazhdanskoe vospitanie [Civic education]. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Editor-in-chief B. M. Bim-Bad. Moscow, Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya, 2002, pp. 57. (In Russ.). Available at: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/] (accessed: 05.02.2023).

6. Anan'eva M. S., Magdanova I. V. Gumanitarnyy potentsial matematiki i gumanitarizatsiya matematicheskogo obrazovaniya [Humanitarian potential of mathematics and humanitarization of mathematical education]. Perm, Permskiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet, 2013, 68 p. (In Russ.).

7. Kievskiy A. V. Voinskie traditsii russkoy armii: istoriya i sovremennost' [Military traditions of the Russian army: history and modernity]. Al'manakh Permskogo voennogo instituta voysk natsional'noy gvardii [Almanac of the Perm Military Institute of National Guard Troops]. 2023, no 1(9), pp. 51-54. (In Russ.).

8. Korobeynikova A. P., Zaytseva E. V. Issledovanie tvorcheskogo potentsiala prepodavateley vuza: teoreticheskie podkhody [Study of the creative potential of university teachers: theoretical approaches]. Uchenye zapiski rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta [Scientific notes of the Russian State Social University]. Moscow, RGSU, 2013, no 2, vol. 2, pp. 130-136. (In Russ.). Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21408267_84651772.pdf (accessed: 26.10.2022).

9. Osnovy patrioticheskogo vospitaniya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii [Fundamentals of patriotic education of citizens in the Russian Federation: Methodological recommendations]. Moscow, Rossiyskiy tsentr grazhdanskogo i patrioticheskogo vospitaniya detey i molodezhi, 2022, 73 p. (In Russ.). Available at: https://www.xn--b1azcy.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/12/Metodicheskie-rekomendatsii-po-Osnovam-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf (accessed: 11.03.2023).

10. Patriotizm [Patriotism]. Voennyy entsiklopedicheskiy slovar' [Military encyclopedic dictionary]. (In Russ.). Available at: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=8591@morfDictionary (accessed: 05.02.2023).

11. Sukhomlinskiy V. A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical writings]. Kiev, Radyanska shkola, 1979, vol. 1, 687 p. (In Russ.).

12. Kosolapova I. V. Teoreticheskie osnovy organizatsii dopolnitel'nogo matematicheskogo obrazovaniya v sisteme «ShKOLA-VUZ» [Theoretical foundations of the organization of additional mathematical education in the "SCHOOL-University" system]. Dopolnitel'noe matematicheskoe obrazovanie v sisteme «Shkola - vuz»: problemy, traditsii i innovatsii [Additional mathematical education in the "School - University" system: problems, traditions and innovations]. Perm. Permskiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet, 2019, pp. 7-40. (In Russ.).

13. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law "On Education in the Russian Federation"]. (In Russ.). Available at: https://edu.sbor.ru/sites/default/files/FZ273_23.pdf (accessed: 02.04.2023).

14. Federal'nyy proekt «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii» [Federal project "Patriotic education of citizens of the Russian Federation"]. (In Russ.). Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (accessed: 02.04.2023).

Информация об авторах М. С. Ананьева - кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра математики и физики, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации; доцент, кафедра высшей математики и методики обучения математике, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;

Т. С. Куликова - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра математики и физики,

заведующий кафедрой математики и физики, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации.

Information about the author M. S. Ananyeva - Ph. D. (Physic andMathematic), Associate Professor, Department of Mathematics and Physics, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation Associate Professor, Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Perm State Humanitarian and Pedagogical University;

T. S. Kulikova - Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Mathematics and Physics,Head of the Department of Mathematics and Physics, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 10.12.2023; одобрена после рецензирования 20.02.2024; принята к публикации 20.04.2024.

The article was submitted 10.12.2023; approved after reviewing 20.02.2024; accepted for publication 20.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.