Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ «ТРЕТЬЕЙ МИССИИ» УНИВЕРСИТЕТА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАТИВНОГО ЭФФЕКТА ОТ УВЕЛИЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО КОНТИНГЕНТА ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ «ТРЕТЬЕЙ МИССИИ» УНИВЕРСИТЕТА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАТИВНОГО ЭФФЕКТА ОТ УВЕЛИЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО КОНТИНГЕНТА ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
194
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЭВОЛЮЦИЯ РЕГИОНА И УНИВЕРСИТЕТА / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ В ЭКОНОМИКЕ / ОПОРНЫЙ ВУЗ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ / CO-EVOLUTION OF THE REGION AND THE UNIVERSITY / MULTIPLICATIVE EFFECT IN THE ECONOMY / FLAGSHIP UNIVERSITY / REGIONAL ECONOMY / HIGHER EDUCATION SYSTEM / THE “THIRD MISSION” OF UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иванова О.П., Данейкин Ю.В., Трифонов В.А., Паттури Я.В., Чопозов С.И.

Глобальные вызовы, связанные с развитием экономики знаний, требуют от региональной системы высшего образования не только реализации ее классических, базовых функций - предоставление возможностей для получения качественного образования и производство научных знаний, - но и ее превращения в активного агента инноваций, драйвера регионального развития, т.е. реализации, так называемой, «третьей миссии» университетов. Цель данной статьи состоит в исследовании коэволюции опорного регионального вуза и социально-экономического развития региона (на примере Новгородской области). Методология научного исследования включает в себя использование таких общенаучных методов как анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, прогнозирование. В статье представлен проект инвестиционной программы как группы взаимосвязанных инновационно-инвестиционных решений создания университетского кампуса в обеспечение движения регионального развития в стратегическом приоритетном его векторе «Регион - Университет»; показаны ожидаемые образовательные, коллаборационные, социальные, экономические, экологические, культурные, градостроительные эффекты от ее реализации. Выявлены ключевые благоприятные последствия и определен мультипликативный эффект от предполагаемого увеличения численности студентов Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого для социально-экономического развития Новгородской области. Результаты представленного в статье исследования могут быть использованы при корректировке / разработке стратегии социально-экономического развития Новгородской области, а также транслированы в практику стратегического планирования российских регионов как идея «включенности» их опорных вузов в систему регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Иванова О.П., Данейкин Ю.В., Трифонов В.А., Паттури Я.В., Чопозов С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE «THIRD MISSION» OF THE UNIVERSITY: DETERMINATION OF THE MULTIPLICATIVE EFFECT OF INCREASING STUDENT POPULATION FOR REGIONAL DEVELOPMENT

The global challenges associated with the development of the knowledge economy require the provision of opportunities to ensure quality education and the production of scientific knowledge, but also its transformation into an active agent of innovation, a driver of regional development, i.e. implementation of the so-called “third mission” of universities. The main goal of this study is to explore the co-evolution of a pivotal regional university and the socio-economic development of the region (the example of the Novgorod region). The methodology of scientific research includes the use of such general scientific methods as analysis, synthesis, abstraction, modeling, and forecasting. The paper presents a draft investment program as a group of interrelated innovation and investment solutions for creating a university campus in ensuring regional strategic development in its priority vector “Region - University”; expected educational, collaboration, social, economic, environmental, cultural, and town planning effects from its implementation. The key beneficial consequences are identified and an assessment is given of the multiplier effect from the expected increase in the number of students of the Yaroslav-the-Wise Novgorod State University for the socio-economic development of the Novgorod region. The research findings presented in the paper can be used for adjusting / developing a strategy for the socio-economic development of the Novgorod region, and also translated into the practice of strategic planning of Russian regions as the idea of “inclusion” of their flagship universities in the regional development system.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ «ТРЕТЬЕЙ МИССИИ» УНИВЕРСИТЕТА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАТИВНОГО ЭФФЕКТА ОТ УВЕЛИЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО КОНТИНГЕНТА ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Реализация «третьей миссии» университета: определение мультипликативного эффекта от увеличения студенческого контингента для регионального развития

см о см

О!

О Ш

т

X

<

т О X X

Иванова Ольга Петровна,

доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института экономики, управления и права Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, prof-ivanova@mail.ru

Данейкин Юрий Викторович,

кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по образовательной деятельности Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, Yury.Daneykin@novsu.ru

Трифонов Владимир Александрович,

кандидат экономических наук, доцент, директор Института экономики, управления и права Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, tva@novsu.ru

Паттури Янина Валерьевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры отраслевого менеджмента Института экономики, управления и права Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, yanina.patturi@novsu.ru

Чопозов Сергей Иванович,

магистрант Института экономики, управления и права Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, Chopozovg@br.ru

Глобальные вызовы, связанные с развитием экономики знаний, требуют от региональной системы высшего образования не только реализации ее классических, базовых функций - предоставление возможностей для получения качественного образования и производство научных знаний, - но и ее превращения в активного агента инноваций, драйвера регионального развития, т.е. реализации, так называемой, «третьей миссии» университетов. Цель данной статьи состоит в исследовании коэволюции опорного регионального вуза и социально-экономического развития региона (на примере Новгородской области). Методология научного исследования включает в себя использование таких общенаучных методов как анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, прогнозирование. В статье представлен проект инвестиционной программы как группы взаимосвязанных инновационно-инвестиционных решений создания университетского кампуса в обеспечение движения регионального развития в стратегическом приоритетном его векторе «Регион - Университет»; показаны ожидаемые образовательные, коллаборационные, социальные, экономические, экологические, культурные, градостроительные эффекты от ее реализации. Выявлены ключевые благоприятные последствия и определен мультипликативный эффект от предполагаемого увеличения численности студентов Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого для социально-экономического развития Новгородской области. Результаты представленного в статье исследования могут быть использованы при корректировке / разработке стратегии социально-экономического развития Новгородской области, а также транслированы в практику стратегического планирования российских регионов как идея «включенности» их опорных вузов в систему регионального развития.

Ключевые слова: коэволюция региона и университета, мультипликативный эффект в экономике, опорный вуз, региональная экономика, система высшего образования, третья миссия университетов.

Статья подготовлена при поддержке Международного научного фонда экономических исследований академика Н.П. Федоренко.

Введение

Университет - уникальный проект человеческой цивилизации, возникший в конце XII века как самостоятельная корпорация по обмену знаниями, на протяжении истории трансформировавшийся и развивавший свои организационные формы, и в полной мере необходимый новому веку, эпохе больших данных и высоких знаний.

В российской практике траекторию развития системы высшего образования активно задает не рынок и его функциональные стейкхолдеры, а правительство страны и региона, определяя ключевые точки приложения усилий для достижения синергии образования, науки и практики [17]. Так, если ранее акцент был сделан на выполнение национальных задач без особого внимания на окружающую университет среду (ни государственная политика, ни сами университеты не ставили своей стратегической задачей увеличение тех выгод, которые способна генерировать система высшего образования в конкретном регионе), то сейчас государственным приоритетом стало региональное развитие образования, т.е. включенность в систему региона и многомерное влияние университета на все ее элементы - демографию, социологию, экономику, политику, экологию, культуру, инфраструктуру, а также репутацию и конкурентоспособность. В международной практике деятельность современного университета по влиянию на развитие общества, страны, региона, города принято называть «третьей миссией» университета (производство научных знаний и развитие образования - соответственно, «первая миссия» и «вторая миссия» университета). Отметим, что определение «третьей миссии» и ее характеристики являются предметом научных диспутов и связано с новыми подходами к осмыслению сути научного знания.

Однако, влияние «университет - регион» взаимно. Соразвитие в рамках коэволюционного подхода проявляется в структурной синхронизации изменений региона и университета в рамках экосистемы. В свою очередь, структурная синхронизация находит свое выражение в достижении общих целей и задач территориального развития с помощью ресурсов региона и университета; в услугах, которые предлагает университет и в тех формах, в которые они трансформируются и предоставляются региону [3].

Исследование теоретических и практических аспектов трансформации роли университетов в регионе, выстраивания их эффективного диалога с разными группами региональных стейкхолдеров, разработки методов оценки вклада университетов в региональное развитие является одним из основных направлений зарубежных и российских научных и прикладных исследований в последнее десятилетие [см., например, 1, 2, 4, 5, 7, 9, 11, 16, 19, 19-27].

Обобщение и систематизация различных подходов к определению роли современного университета в развитии региона позволяет выделить следующие ключевые направления его влияния [7]:

- является крупным работодателем, предоставляя жителям региона рабочие места с достойной заработной платой и элементами социального (медицинского, образовательного, рекреационного и др.) обслуживания, осуществляя налоговые отчисления, генерируя доходы региональных хозяйствующих субъектов от прибывающих студентов, преподавателей, ученых (например, траты на проживание, питание, проезд, рекреацию и

др);

- обеспечивает кадрами региональную систему хозяйствования; при этом, он может корректировать структуру, содержание и технологию реализации профессиональных образовательных программ с учетом требований государственного заказа;

- формирует научный и кадровый потенциал, реализуя свою миссию как центра стратегического планирования развития региона, площадки для выработки экспертных управленческих решений;

- обладает потенциалом трансфера технологий, создания научных и технопарков, инкубаторов, развития системы патентования, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, являясь центром инновационно-технологического развития;

- является участником процесса трансформации городского пространства, возводя новые здания и сооружения, облагораживая территорию кампуса, прилегающего района или даже города и региона в целом;

- является центром общественной жизни региона, выступая точкой притяжения и удовлетворения культурных запросов локальных сообществ, взаимодействуя с некоммерческими общественными организациями, развивая волонтерское движение;

- оказывает социальные услуги, в том числе реализуя элементы концепции «^е!опд1еаттд», организуя юридические, финансовые и др. консультации для жителей региона всех возрастов - от дошкольников до пенсионеров;

- выступает важным инструментом социализации молодежи, формируя мировоззрение, ценностные ориентации и нормы поведения своих выпускников, а фактически будущей региональной элиты.

Результаты и их обсуждение

В связи с тенденциями децентрализации государственной власти в России и проявлением «глокализа-ции» регионы получили полномочия по активной разработке стратегий собственного развития, учитывая уникальные ресурсы и условия.

Согласно раздела 3 «Стратегии социально-экономического развития Великого Новгорода на период до 2030 года» (утв. решением Думы Великого Новгорода от 27.10.2017 г. №1288) с учетом изменений, внесенных Решением Думы Великого Новгорода от 28.11.2019 г. № 315 (далее - Стратегия), одним из стратегических приоритетов развития региона является вектор развития «Регион - Университет», в рамках которого опорной точкой долгосрочного роста для обеспечения диверсификации экономики и развития человеческого капитала в г. Великий Новгород будет являться Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный

университет имени Ярослава Мудрого» (далее - НовГУ) [13, 14]. НовГУ - крупнейшее в Новгородской области государственное образовательное учреждение, опорный университет, который по результатам оценки эффективности функционирования 33 опорных университетов, ежегодно проводимой Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, вошел в тройку лидеров по итогам 2019 г. Среди ключевых управленческих решений, принятие и реализация которых обусловили успешное положение вуза на российском рынке образовательных услуг, прежде всего, необходимо отметить построение НовГУ как регионального учебно-научно-инновационного комплекса [10].

Отдельные пункты раздела 4 («Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития Великого Новгорода») Стратегии содержат следующие ключевые задачи и ориентиры в отношении соче-танного развития города, региона и опорного университета [14]:

- развитие человеческого потенциала;

- построение и продвижение образовательного бренда «город-университет»;

- формирование и продвижение позитивного имиджа города;

- экспертиза и проектирование городских общественных пространств;

- подготовка кадров для цифровой экономики будущего;

- оптимизация реализуемых основных образовательных программ высшего образования, их интеграция, разработка новых востребованных на региональном и внешнем рынках образовательных продуктов, в том числе на английском языке;

- обеспечение кооперации образования и производства;

- развитие сетевых форм реализации образовательных программ, внедрение современных образовательных парадигм и технологий;

- увеличение количества обучающихся в НовГУ до 19,3 тыс. человек, в том числе доли иностранных обучающихся до 19% (к 2030 г.).

В достижение целей и задач Стратегии и в соответствии с техническим заданием Правительства Новгородской области нами была сформирована инвестиционная программа развития университетского кампуса к 2030 г. как одного из двух ключевых градообразующих сегментов (наряду с музейно-историческим), требующая инициирования реализации инвестиционных проектов по обеспечению стратегического приоритетного вектора регионального развития «Регион - Университет» объектами соответствующей городской инфраструктуры (таблица 1).

Таблица 1

Инвестиционная программа как группа взаимосвязанных

№ Инвестиционный проект Некоторые прогнозные параметры и результаты проекта

1 Строительство общежитий для иногородних студентов Прирост численности иногородних сту-дентов-1800 человек; ввод жилья - 4 общежития по 450 мест

2 Строительство доходных домов для иностранных студентов Прирост численности иностранных сту-дентов-1825 человек; ввод жилья - 450 апартаментов площадью 32 кв. м (на 4 человек)

X X О го А С.

X

го т

о

ю

2 О

м

сч

0 сч

IO

01

О Ш 0Q X

ZT <

ш

о

X X

Строительство жилья для про-фессорско-пре-подаватель-ского со-

става(далее -ППС) и сотрудников

Прирост численности ППС и сотрудников - 200 человек; ввод жилья - 2 многоквартирных дома по 80 квартир площадью 60 кв. м, 40 коттеджей площадью 75 кв. м

Строительство элитной общеобразовательной школы (лицея НовГУ)

Численность учащихся - 1000 человек

Строительство бизнес-инкубатора

Структура - Новгородская техническая школа, Инновационный научно-технологический центр «Интеллектуальная электроника - Валдай»_

Создание аут-

сорсингового

центра

Результаты - обеспечение выживаемости, оптимизация затрат бизнеса и других организаций, создание новых рабочих мест

Строительство конгрессно-вы-ставочного центра

Результаты - проведение научных, образовательных, культурных и др. мероприятий всероссийского и международного уровня; вместимость главного зала -3000 посадочных мест_

Развитие индустрии спорта

Результаты - строительство 50-ти метрового бассейна, строительство нового Гребного канала; проведение спортивных мероприятий всероссийского и международного уровня; рост охвата населения объектами физической культуры и спорта

Результаты - формирование безбарьерной среды на всех уровнях; организация каршеринга в точках выхода в общую городскую среду; создание фирменного Улучшение ка-кампусного маршрута (электробус, Wi-Fi, чества город-умные остановки) для связи между от-ской среды, дельными локациями кампуса, а также с внедрение си-ключевыми инфраструктурными объек-стемы «Умный тами города; тестирование кампусных город» беспилотных шаттлов с элементами ис-

кусственного интеллекта - превращение кампуса в технико-внедренческую зону для опережающих гуманитарных и технологических инноваций

10

Создание и раз витие экосистемы «город-университет»

Результаты - создание фонда развития человеческого капитала, венчурного фонда, Высшей школы местного самоуправления; развитие системы поддержки волонтерского движения; внедрение цифровых решений мониторинга состояния городской среды; включение экспертов НовГУ в систему экспертизы и управления городом; сбор и анализ предложений по улучшению и коррекция городской среды с учетом новых урбанистических тенденций; проведение ежегодного урбанистического форума малых городов; интеграция образовательных учреждений города, обеспечивающая не прерывность подготовки «школа - сред нее профессиональное образование -высшее образование»

11

Развитие куль турной среды

Результаты - повышение обеспеченности населения услугами организаций культуры_

12

Строительство аэропорта, международного терминала

Результаты - обеспечение мобильности ППС, обучающихся, горожан и туристов

4

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

7

8

9

Реализация инвестиционной программы развития университетского кампуса обеспечит развитие территории в векторе «Регион - Университет» или станет неизбежным следствием такого развития (коэволюция).

Смоделируем ожидаемые эффекты от создания и развития университетского кампуса:

1) развитие и продвижение проектной деятельности студентов: подготовка новой генерации квалифицированных специалистов, обладающих проектными компетенциями; формирование навыков исследовательской работы, направленной на практическую реализацию и внедрение полученных результатов;

2) внутренняя и внешняя коллаборация: привлечение в университет, город ведущих специалистов в области урбанистики; формирование междисциплинарных научно-образовательных и проектных кластеров внутри университета; установление рабочих связей с отечественными и зарубежными научными, проектными, экспертными, образовательными и медийными институциями;

3) актуализация здорового образа жизни горожан: снижение уровня отклонений от нормы здоровья; повышение работоспособности студентов и сотрудников; рост достижений в образовании, науке, творчестве и спорте;

4) формирование площадок для университетских и городских событий: интеграция университета в городское культурное пространство; формирование визуальных маркеров «города-университета»; продвижение новгородской идентичности в городе и регионе;

5) формирование привлекательного имиджа университета: усиление конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг; «взрывной рост» количества студентов, в том числе талантливых; позитивный образ кампуса как возможного места работы; инвестиции в будущее региона;

6) обеспечение самоорганизации студентов: развитие волонтерства; разработка и организация дисперсных интегрированных образовательных площадок (мини-клубы, интеллектуальные кафе, круглосуточные кафе-библиотеки, пункты книгообмена и т.п.); формирование разнообразных по назначению пространств, косвенно включенных в образовательную среду;

7) привлечение и развитие предприятий малого бизнеса на территории кампуса (кафе, магазины, сервис и т.п.).

Далее, если следовать целям Стратегии и предположить, что активизация развития Новгородской области в соответствии с вектором «Регион - Университет» позволит достичь увеличения студенческого контингента НовГУ до 19300 человек к 2030 г. (т.е. почти в 2 раза по сравнению с 2020 г.) и соответствующего этому роста численности ППС и сотрудников НовГУ (из существующего соотношения 1:12), то можно спрогнозировать мультипликативный эффект от этого прироста для региональных стейкхолдеров, региональное развитие в целом; основные описательные составляющие этого эффекта представлены на рис. 1.

В совокупности разнонаправленность, масштабность и неизбежность названных ключевых следствий роста численности студентов отражают, в какой степени университетский комплекс как полифункциональная многоуровневая территориально-распределительная макросистема со специфическими характеристиками служит ресурсом, драйвером социально-экономического развития региона - развитие университета немыслимо, не рассматривается в отрыве от региона.

Источник: составлено авторами

Рисунок 1. Ожидаемые эффекты от увеличения студенческого контингента

В развитие данного исследования авторами планируется осуществить проведение математического расчета прогнозного мультипликативного эффекта от роста численности студентов для социально-экономического разви-

тия г. Великий Новгород и Новгородской области. Результаты исследования могут быть использованы при корректировке / разработке стратегии социально-экономического развития Новгородской области, а также транслированы в

ю

2 О

м

CS

0

CS

in

01

О Ш

m x

<

m о x

X

практику стратегического планирования россииских регионов как идея «включенности» их опорных вузов в систему регионального развития.

Заключение

Университет - ключевой градообразующий элемент, оказывающий существенное, а во многих случаях, решающее позитивное влияние на развитие региона. Этот тезис не требует доказательств, поскольку вся история развития университетской культуры его подтверждает. Об этом еще в 1946 г. пишет немецкий философ К. Ясперс (K. Jaspers) в исследовании «Идея университета» [18].

С позиции процессного подхода, развитие опорного университета в регионе - это некое целенаправленное взаимодействие вуза и региональной среды (включая совокупность региональных стейкхолдеров), в рамках которого университетом должны выполняться следующие основные задачи: 1) обеспечение потребностей региона в подготовке высококвалифицированных специалистов; 2) содействие формированию предпринимательской среды и развитию малого и среднего бизнеса в регионе; 3) содействие инновационному развитию региона; 4) выполнение регионообразующих функций. В качестве показателей эффективности процесса функционирования опорного университета следует рассматривать не только достижение им отдельных целевых показателей, но и влияние результата его деятельности на изменение показателей регионального развития - рост валового регионального продукта, увеличение инновационного потенциала региона и повышение инновационной активности, увеличение среднедушевых денежных доходов населения, повышение индекса развития человеческого потенциала и др. [8].

Долгосрочная государственная политика в сфере развития системы высшего образования нацелена на дальнейшее стимулирование российских вузов к реализации «третьей миссии» как инструмента увеличения вклада университетов в социально-экономическое развитие регионов, повышения престижности вузов за счет улучшения позиций в международных рейтингах. Так, 13 мая 2021 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», направленное на грантовую поддержку программ развития университетов и ориентированное на содействие увеличению вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., сбалансированное пространственное развитие страны. Отбор университетов для предоставления грантов будет осуществляться по двум направлениям: 1) исследовательское лидерство - проведение прорывных научных исследований и создание наукоемкой продукции и технологий, наращивание кадрового потенциала сектора исследований и разработок; 2) территориальное и(или) отраслевое лидерство - социально-экономическое развитие территорий, укрепление кадрового и научно-технологического потенциала организаций реального сектора экономики и социальной сферы [12].

Литература

1. Беляков С.А., Краснова Г.А. 2016. Оценка вклада системы образования в социально-экономическое развитие региона: международные тенденции и российский

опыт. Университетское управление: практика и анализ. 3(103): 8-15.

2. Ваганова А.С. 2015. Анализ направлений влияния университета на экономическое развитие региона. Таврический научный обозреватель. 5-1: 42-44.

3. Вертинова А.А. 2019. Значение соразвития региона и университета в рамках коэволюционного подхода. В сборнике материалов XVIII международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные науки сегодня». NorthCharleston, USA, 01-02 апреля 2019 г. Издательство: LuluPress, Inc.: 106-108.

4. Жихаревич Б.С. 2014. Университет как фактор местного экономического развития. Экономика образования. 3: 42-46.

5. Касаткина С.С. 2020. Университет как институциональный феномен городской идентичности. В сборнике материалов III Международной научной конференции «Визуальная антропология - 2019. Город-университет: жизненное пространство и визуальная среда».Великий Новгород, 28-30 августа 2019 г. Издательство: НовГУ: 400-410.D0I: https://doi.org/10.34680/visant-2020-400-410.

6. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. 2019. «Третья миссия» в стратегиях развития арктических университетов. Арктика и Север. 34: 20-43. DOI: https://doi.org/10.17238/issn2221-2698.2019.34.20.

7. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э., Бугаенко 0.Д.2020.Взаимодействие университетов со сферой производства как элемент реализации «третьей миссии». Высшее образование в России. 29(5): 9-21.D0I:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-9-21

8. Лебедева Н.А., Полетаева Д.П. 2019. Ресурсный потенциал высшей школы как фактор развития социально-экономической сферы региона. Тренды и управление. 3: 37-56. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0730.2019.3.27845.

9. Лешуков О.В., Евсеева Д.Г., Громов А.Д., Платонова Д.П. 2017. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России. Москва: НИУ ВШЭ: 30.

10. Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (НовГУ). Официальный сайт. 2021.URL: https://www.novsu.ru/ (дата обращения 11 мая 2021).

11. Пелихов Н.В., Каратаева Г.Е., Грошев А.Р., Безу-евская В.А., Каратаев А.С., Косенок С.М. 2017. Университет в регионе как есть и как надо. Университетское управление: практика и анализ. 21(4-110): 116-129.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». 2021. Официальный интернет-портал правовой информации. uRL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120 2105210040(дата обращения 18 мая 2021).

13. Решение Думы Великого Новгорода от 28.11.2019 №315 «О внесении изменений в решение Думы Великого Новгорода от 27.10.2017 № 1288 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Великого Новгорода на период до 2030 года». 2019. Сайт Администрации Великого Новгорода. URL: https://www.adm.nov.ru/docroot/upload/9013053c-6d83-4636-a525-583267ae57c5.pdf (дата обращения 12 мая 2021).

14. Стратегия социально-экономического развития Великого Новгорода на период до 2030 года (утв. решением Думы Великого Новгорода от 27.10.2017 №1288).

2017. Сайт Администрации Великого Новгорода. URL: https://www.adm.nov.ru/docroot/upload/6155e32d-64ff-4e2f-baa0-61a6b3b18ea2.pdf (дата обращения 12 мая 2021).

15. Тимофеева Т.В. 2019.Региональный университет как фактор и локомотив ускоренного социально-экономического развития региона. Инновации. 9(251): 23-28. DOI: 10.26310/2071-3010.2019.251.9.004.

16. Шамин А.Е., Смирнов А.Н., Касимова Ж.В., Кирилов М.Н. 2018. Роль вуза, субъекта Российской федерации, в развитии региональной экономики. Вестник НГИЭИ. 8(87): 114-129.

17. Шишалова Ю.С. 2021. Развитие института высшего образования в цифровой экономике: бизнес-модель университета завтрашнего дня. BENEFICIUM. 1(38): 34-48. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2021.1(38).34-48.

18. Ясперс К. 2006. Идея университета. Пер. с нем. Т.В. Тягуновой. Минск: БГУ: 159.

19. Abduvakhidov A.M., Mannapova E.T., Akhmetshin E.M. 2020. Digital Development of Education and Universities: Global Challenges of the Digital Economy. International Journal of Instruction. 14(1): 743-760. DOI: https://doi.org/10.29333/IJI.2021.14145A.

20.Chiappetta Jabbour C.J., Seuring S., Lopes de Sousa Jabbour A.B., Jugend D., De Camargo Fiorini P., LatanH., Izeppi W.C. 2020. Stakeholders, innovative business models for the circular economy and sustainable performance of firms in an emerging economy facing institutional voids. Journal of Environmental Management. 264: 110416. DOI: https://doi.org/10.1016/jJenviTian.2020.110416.

21. GoddardJ., VallanceP. 2013. The Universityandthe City (Regionsand Cities).Abingdon, Oxfordshire: Routledge: 232.

22. Kola A., Leja K. 2017. The Third Sector in the Universities' Third Mission. Management and Culture of the University (New Horizons in Management Sciences. 6: 99125.

23. Lendel I.V. 2010. The Impact of Research Universities on Regional Economies: The Concept of University Products. Economic Development Quarterly. 24(3): 210-230. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0891242410366561.

24. Mc Adam M., Miller K., Mc Adam R. 2016. Situated Regional University Incubation: AMulti-LevelStakeholderPerspective. Technovation. 50: 69-78. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.technovation.2015.09.002.

25. OECD. 2007. Higher Educationand Regions. Globally Competitive, Locally Engaged. Paris: OECD. URL: http://www.oecd.org/education/imhe/39552613.pdf (дата обращения 11 мая 2021).

26. Rucker Schaeffer P., Fischer B., Queiroz S. 2018. Beyond Education: The Role of Research Universitiesin Innovation Ecosystems. ForesightandGovernance. 12(2): 50-61. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/2500-2597.2018.2.50.61.

27. Secundo G., Perez S., Martinaitis Z., Leitner K. 2017. An Intellectual Capital framework to measure Universities' third mission activities. Technological Forecasting and Social Change. 123: 229-239. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.techfore.2016.12.013.

Realization of the «third mission» of the University: Determination of the multiplicative effect of increasing student population for regional development

Ivanova O.P., Daneikin Yu.V., Trifonov V.A., Patturi Ya.V., Chopozov S.I.

Novgorod State University

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The global challenges associated with the development of the knowledge economy require the provision of opportunities to ensure quality education and the production of scientific knowledge, but also its transformation into an active agent of innovation, a driver of regional development, i.e. implementation of the so-called "third mission" of universities. The main goal of this study is to explore the co-evolution of a pivotal regional university and the socio-economic development of the region (the example of the Novgorod region). The methodology of scientific research includes the use of such general scientific methods as analysis, synthesis, abstraction, modeling, and forecasting. The paper presents a draft investment program as a group of interrelated innovation and investment solutions for creating a university campus in ensuring regional strategic development in its priority vector "Region - University"; expected educational, collaboration, social, economic, environmental, cultural, and town planning effects from its implementation. The key beneficial consequences are identified and an assessment is given of the multiplier effect from the expected increase in the number of students of the Yaroslav-the-Wise Novgorod State University for the socio-economic development of the Novgorod region. The research findings presented in the paper can be used for adjusting / developing a strategy for the socioeconomic development of the Novgorod region, and also translated into the practice of strategic planning of Russian regions as the idea of "inclusion" of their flagship universities in the regional development system.

Keywords: co-evolution of the region and the university, multiplicative effect in the economy, flagship university, regional economy, higher education system, the "third mission" of universities.

References

1. Belyakov S.A., Krasnova G.A. 2016. Evaluating the contribution of

education to socio-economic development of the region: international trends and the Russian experience.University Management: Practice and Analysis. 3(103): 8-15. (In Russian).

2. Vaganova A.S. 2015. Analiz napravleniy vliyaniya universiteta na

ekonomicheskoe razvitie regiona [Analysis of the impact of the University on the economic development of the region]. Tavricheskiy nauchnyi obozrevatel' [Tauride Science Review]. 5-1: 42-44. (In Russian).

3. VertinovaA.A. 2019. Znachenie sorazvitiya regona i universiteta v ramkakh

ko-evolutsionnogo podkhoda [Importance of regional and University co-evolution]. In Proceedings of the XVIII International scientific-practical conference "Fundamental and applied sciences today". North Charleston, USA, 01-02 April, 2019. Publishing: Lulu Press, Inc.: 106108. (In Russian).

4. ZhikharevichB.S. 2014. University as a factor in local economic

development. Economics of Education. 3: 42-46. (InRussian).

5. Kasatkina S.S. 2020. University as institutional phenomenon of urban

identity. In Proceedings of the III International scientific conference"Vizual'naya antropologiya - 2019. Gorod-universitet: zhiznennoe prostranstvo i vizual'naya sreda" ["Visual anthropology -2019. City-University: Living space and visual environment"]. Veliky Novgorod, 28-30 August, 2019.Publishing: NovSU: 400-410. DOI: https://doi.org/10.34680/visant-2020-400-410. (In Russian).

6. Kudryashova E.V., Sorokin S.E. 2019. "The third mission" in the Arctic

Universities' development strategies. Arctic and North. 34: 20-43. DOI: https://doi.org/10.17238/issn2221-2698.2019.34.20. (InRussian).

7. Kudryashova E.V., Sorokin S.E., Bugaenko 0.D.2020.University-industry

interaction as an element of the University's "third mission". Higher Education in Russia. 29(5): 9-21. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-9-21. (In Russian).

8. Lebedeva N.A., Poletaeva L.P. 2019. Resource potential of the higher

school as a factor of development of socioeconomic sphere. Trends and Management. 3: 37-56. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0730.2019.3.27845. (In Russian).

9. Leshukov O.V., Evseeva D.G., Gromov A.D., Platonova D.P. 2017.

Otsenka vklada regional'nykh sistem vysshego obrazovaniya v sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie regionov Rossii [Evaluation of the contribution of regional higher education systems to the social and economic development of the regions of Russia]. Moscow: HSE University: 30. (In Russian).

10. Yaroslav-the-Wise Novgorod State University (NovSU). Official website. 2021. Available at: https://www.novsu.ru/ (accessed: May 11, 2021). (In Russian).

11. Pelikhov N.V., Karataeva G.E., Groshev A.R., Bezuevskaya V.A., Karataev A.S., KosenokC.M. 2017. University in the region, as it is now, and how it should be. University Management: Practice and Analysis. 21(4-110): 116-129. (In Russian).

12. Resolution of the Government of the Russian Federation of 13.05.2021 No. 729 "On measures to implement the program of strategic academic leadership "Priority-2030 ".2021. Official Internet Portal of Legal

X X О го А С.

X

го m

о

ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 О

м

Information. Available at:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105210040 (accessed: May 18, 2021). (In Russian).

13. Decision of the Duma of Veliky Novgorod of 28.11.2019 No. 315 "On amendments to the decision of the Duma of Veliky Novgorod of 27.10.2017 No. 1288 "On approval of the Strategy of socio-economic development of Veliky Novgorod for the period up to 2030". 2019. Administration of Veliky Novgorod. Available at: https://www.adm.nov.ru/docroot/upload/9013053c-6d83-4636-a525-583267ae57c5.pdf (accessed: May 12, 2021). (InRussian).

14. The Strategy of socio-economic development of Veliky Novgorod for the

period up to 2030 (approved by the Decision of the Duma of Veliky Novgorod of 27.10.2017 No. 1288). 2017. Administration of Veliky Novgorod. Available at:

https://www.adm.nov.ru/docroot/upload/6155e32d-64ff-4e2f-baa0-61a6b3b18ea2.pdf (accessed:May 12, 2021). (InRussian).

15. Timofeeva T.V. 2019. Regional University as a factor and driver of accelerated socio-economic development of the region. Innovations. 9(251): 23-28. DOI: 10.26310/2071-3010.2019.251.9.004. (InRussian).

16. ShaminA.E., SmirnovA.N., KasimovaZh.V., KirilovM.N. 2018. The role of the University, the subject of the Russian Federation, in development of regional economy. Vestnik NGIEI. 8(87): 114-129. (In Russian).

17. Shishalova Yu.S. 2021. Development of the Institute of Higher Education

in the Digital Economy: Business Model of the University of Tomorrow. BENEFICIUM. 1(38): 34-48. DOI:

10.34680/BENEFICIUM.2021.1(38).34-48. (In Russian).

18. Jaspers K. 2006. The idea of the University.Translated from German byT.V. Tyagunova.Minsk: BSU: 159. (In Russian).

19. Abduvakhidov A.M., Mannapova E.T., Akhmetshin E.M. 2020. Digital Development of Education and Universities: Global Challenges of the Digital Economy. International Journal of Instruction. 14(1): 743-760. DOI: https://doi.org/10.29333/IJI.2021.14145A.

20.Chiappetta Jabbour C.J., Seuring S., Lopes de Sousa Jabbour A.B., Jugend D., De Camargo Fiorini P., Latan H., Izeppi W.C. 2020. Stakeholders, innovative business models for the circular economy and sustainable performance of firms in an emerging economy facing institutional voids. Journal of Environmental Management. 264: 110416. DOI: https://doi.org/10.1016/jJenvman.2020.110416.

21. Goddard J., Vallance P. 2013. The University and the City (Regions and Cities). Abingdon, Oxford shire: Routledge: 232.

22. Kola A., Leja K. 2017. The Third Sector in the Universities' Third Mission. Management and Culture of the University (New Horizons in Management Sciences. 6: 99-125.

23. Lendel I.V. 2010. The Impact of Research Universities on Regional Economies: The Concept of University Products. Economic Development Quarterly. 24(3): 210-230. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0891242410366561.

24. McAdam M., Miller K., McAdam R. 2016. Situated Regional University Incubation: A Multi-Level Stakeholder Perspective. Technovation. 50: 69-78. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.technovation.2015.09.002.

25. OECD. 2007. Higher Education and Regions. Globally Competitive, Locally Engaged. Paris: OECD. Available at: http://www.oecd.org/education/imhe/39552613.pdf (accessed: May 11, 2021).

26. Rucker Schaeffer P., Fischer B., Queiroz S. 2018. Beyond Education: The

Role of Research Universities in Innovation Ecosystems. Foresight and Governance. 12(2): 50-61. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/2500-2597.2018.2.50.61.

27. Secundo G., Perez S., Martinaitis Z., Leitner K. 2017. An Intellectual Capital framework to measure Universities' third mission activities. Technological Forecasting and Social Change. 123: 229-239. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.techfore.2016.12.013.

CS

0

CS

in

01

O HI

m x

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.