РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС 3 В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
© Басев И.Н.*
Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
Рассматривается возможность реализации электронной информационно-образовательной среды организации средствами LMS Moodle с учетом требований ФГОС 3.
Ключевые слова: LMS Moodle, дистанционные курсы, ФГОС 3, системы управления обучением, электронное портфолио, образовательная среда вуза.
Введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС 3) выдвинуло ряд требований к образовательной среде вуза. Теперь обязательным элементом является электронная информационно-образовательная среда организации, которая должна обеспечивать:
- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения учебной программы;
- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети интернет [1].
Эти требования могут быть реализованы с помощью различных систем управления обучением, как отечественных (Прометей, Интразнание, СТ Курс, Батисфера, Доцент, WebTutor, eLearning Server), так и зарубежных (Lotus Learning Space, Moodle, Sakai, ILIAS, Blackboard, eFront, Share Knowledge).
В последнее время учебные организации все чаще используют систему управления обучение LMS Moodle, которая является бесплатной и которая
* Старший преподаватель кафедры «Общая информатика».
постоянно совершенствуется. СГУПС использует Moodle в течение 10 лет, периодически обновляя версии данной программы. В настоящее время осуществляется переход на версию 2.3. В организации накоплен большой опыт по созданию дистанционных курсов. На текущий момент разработано более 1200 курсов по большинству направлений и специальностей, часть из них уже приведена в соответствие с требованиями ФГОС3.
Рассмотрим возможности реализации в Moodle требований ФГОС3, предъявляемых к электронной информационно-образовательной среде организации.
Размещение учебных планов и рабочих программ реализуется с помощью элемента курса «Файл» в формате pdf с защитой паролем от изменения. Создать такой документ можно, например в MS Word с дальнейшим экспортом в формат pdf, либо средствами самого текстового процессора, либо используя виртуальный принтер (PdfFactory или аналогичный).
Доступ к материалам электронных библиотек осуществляется с помощью ресурса «Гиперссылка». Однако гиперссылки на внешние источники зачастую вызывают проблемы связанные с авторизацией, с изменением url-адресов электронных изданий. Поэтому оптимальным является размещение необходимой литературы непосредственно в Moodle при условии соблюдения авторских прав. Опрос среди студентов показал, что это вариант для них более удобен (не требуется авторизация на других серверах, выше скорость доступа, при работе в вузовской сети не требуется выход в интернет).
Для проведения занятий как аудиторных, так и дистанционных средствами Moodle в курсе создаются: интерактивные тесты (элемент «Тест»), интерактивные лекции (элемент «Лекция»), лабораторные и практические работы (элемент «Задание»).
Фиксация результатов изучения дисциплины осуществляется с помощью элемента курса «Оценки». Прохождение тестов и интерактивных лекций регистрируется автоматически. Практические задания, лабораторные работы преподаватели проверяют вручную и выставляют баллы в соответствующие ресурсы (элемент курса «Задание»), при этом оценки автоматически фиксируются в отчете по оценкам. Есть возможность организовать автоматическую проверку работ с помощью тестов по контрольным значениям, которые должны получиться при выполнении работ. Отчет имеет множество настроек и позволяет автоматически рассчитывать промежуточные и итоговые баллы по курсу [2]. Вся эта информация по текущей успеваемости всегда доступна студентам, что в значительной мере мотивирует их активность и позволяет планировать свою дальнейшую учебную работу.
Организация электронного портфолио в Moodle требует установки дополнительных плагинов, при этом обязательно учитывать номер версии Moodle. Найти нужные модули можно по адресу https://moodle.org/plugins. Для некоторых из них потребуется русификация. Также необходимо создать
Современные информационные технологии в образовательном процессе 23
соответствующие документы (положения, инструкции), регулирующие использование и сопровождение электронного портфолио учащегося в вузе.
Для интегрирования портфолио в Moodle в различных учебных заведениях использовались либо готовые модули, либо создавались собственные разработки. Единого универсального решения на данный момент времени нет. В частности в СГУПС данный вопрос находится в стадии отработки. Как один из вариантов реализации портфолио можно предложить использование двух блоков: Exabis E-Portfolio и Exabis Compitencies.
Первый блок формирует портфолио студента. Его можно установить на главной странице и студент, вошедший в систему под своим именем, получает к нему полный доступ и может добавлять в него личные данные, текст, ссылки и медиа вложения. Это для его внутреннего потребления. Любые документы студент может сделать видимыми или всем или конкретным людям. Например, своим преподавателям. Последние получают возможность дать рецензию на его материалы. Второй блок устанавливается в конкретные курсы. В него импортируется таблица компетенций (есть пример на сайте разработчика). Каждая компетенция связывается с заданием или тестом и определяется, при каких условиях (процент выполнения) студент получает компетенцию. Блоки связаны между собой, так что студент, формируя порт-фолио, может сослаться на компетенции, полученные при выполнении конкретного задания. Эта тема достаточно подробно обсуждалась на форуме пользователей Moodle [3].
Взаимодействие между участниками образовательного процесса является одной из наиболее важных составляющих учебного процесса и обеспечивается стандартными средствами Moodle. Для этого используются элементы курса «Форум», «Чат», «Сообщения», блок «Отзыв» в элементе курса «Задание».
Модуль «Форум» позволяет участникам общаться в асинхронном режиме, т.е. в течение длительного времени. Есть несколько типов форумов на выбор, такие как стандартный форум, на котором каждый может начать новую дискуссию в любое время; форум, где каждый студент может начать одно обсуждение, или форум «Вопрос-ответ», где студенты должны сначала ответить на сообщение, прежде чем они смогут увидеть ответы других студентов. С помощью данного элемента удобно проводить off-line консультации. Модератором форума является преподаватель, который при необходимости может или закрыть форум, или ограничить к нему доступ [4].
Модуль «Чат» позволяет участникам иметь возможность синхронного письменного общения в реальном времени. Чат может быть одноразовым мероприятием или может повторяться в одно и то же время каждый день или каждую неделю. Чат-сессии сохраняются и могут быть доступны для просмотра всем или только некоторым пользователям. Недостатком работы с данным модулем является необходимость синхронизации времени входа в чат.
Более удобным для общения является блок «Сообщения» (блок «Навигация» ^ «Мой профиль» ^ «Сообщения»), позволяющий осуществлять индивидуальную переписку с любым пользователем в режиме off-line. Для общения с преподавателем его используют около 70 % студентов очной и 90 % заочной форм обучения.
Следует отметить ещё одну возможность обмена сообщениями через блок «Отзыв» в элементе курса «Задание». При проверке выполненных работ преподаватель пишет в поле «Отзыв» рецензию на выполненную работу или иное сообщение. При необходимости работа может неоднократно возвращаться на доработку с соответствующими замечаниями. Студент может высылать вместе с работой файлы с сообщениями.
Таким образом, электронная информационно-образовательная среда, сформированная на базе Moodle, полностью удовлетворяет требованиям, выдвинутым в ФГОС3.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы:р://минобрнауки.рф/документы/5314/файл/4214/Приказ %20№%201567%20от%2010.12.2014^.
2. Басев И.Н. Автоматизация рейтингового контроля успеваемости в Moodle // Перспективы развития информационных технологий. - 2015. -№ 27. - С. 96-101.
3. Общий форум «Формирование портфолио студентов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moodle.org/mod/forum/discuss.php?d=276192.
4. Функ А.В. Использование дополнительных элементов системы управления обучением на примере LMS Moodle // Научные преобразования в эпоху глобализации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., 18 декабря 2015 г., г. Екатеринбург. - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - Ч. 2 - С. 212-214.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
© Галиев Р.М.*
Вологодский государственный университет, г. Вологда
В данной статье рассматриваются проблемы автоматизации подготовки организационно-методической документации вуза во взаимосвя-
* Студент 4 курса кафедры Автоматики и вычислительной техники.