ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Опыт использования LMS Moodle при изучении курса «Информационные технологии» Пигузов А. А.
Пигузов Алексей Александрович /Piguzov Alexey Aleksandrovich - кандидат педагогических
наук, доцент,
кафедра прикладной математики и информационных технологий, Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, г. Кострома
Аннотация: в статье представлены результаты практического использования системы управления обучением Moodle при изучении курса «Информационные технологии» для академического бакалавриата в КГУ имени Н. А. Некрасова. Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, системы управления обучением, Moodle, информационные технологии.
В настоящее время развитие информационных технологий достигло такого уровня, при котором массовый доступ студентов к учебным материалам не представляет особой трудности. Это позволяет преподавателю обеспечить студентов необходимым материалом для проведения практических работ, вынести часть материала на самостоятельное изучение, а также обеспечить одаренных студентов дополнительным материалом. Существует множество технологий, позволяющих реализовать данный подход. Одной из таких перспективных технологий является использование так называемых систем управления обучением (LMS - Learning Management System).
Одной из самых популярных открытых систем является LMS Moodle - система управления обучением, ориентированная, в первую очередь, на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами. LMS Moodle - это инструментальная среда для разработки как отдельных онлайн-курсов, так и образовательных веб-сайтов. В основу проекта положена теория социального конструктивизма и ее использования для обучения. Данная среда по своим функциональным возможностям, простоте освоения и удобству использования удовлетворяет большинству требований, предъявляемых пользователями к системам электронного обучения [3].
Moodle предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде - разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости. В настоящий момент система Moodle используется почти в 80 тысячах организаций из более чем 200 стран мира. В России зарегистрировано более 1400 инсталляций [1].
К основным преимуществам Moodle можно отнести:
- бесплатность (система распространяется с открытым исходным кодом, что позволяет при должных навыках программирования вносить необходимые изменения в саму систему);
- интерактивность (позволяет организовать обучение в активной форме, совместно выполнять задания);
- коммуникация (обмен файлами любых форматов, рассылка, форум, чат, возможность рецензировать работы обучающихся, личные сообщения, календарь и т. д.);
- гибкая система оценивания (балльная, словесная, возможность создавать свои шкалы).
Внедрение в образовательный процесс системы Moodle позволяет снять многие возникающие в процессе обучения познавательные трудности, вызвать интерес у студентов к физическим и математическим наукам, показать возможность их изучения
новыми, нестандартными методами: решение сложных задач на компьютере, моделирование и наглядность отражения на экране дисплея физических и математических процессов, управления ими процессами [2].
Несмотря на то, что основное предназначение данной системы - организация дистанционного обучения, можно использовать МооШе и для сопровождения очных занятий.
В КГУ имени Н. А. Некрасова система Moodle активно используется для поддержки очных занятий, а также для организации самостоятельной работы студентов.
Курс «Информационные технологии» читается на первом курсе направления «Педагогическое образование», по учебному плану предусмотрено 28 аудиторных часов и 44 часа самостоятельной работы. В системе МооШе для поддержки данной дисциплины создан дистанционный курс.
В курсе материал разбит на блоки соответствующие разделам изучаемой дисциплины. Для связи с преподавателем и обменом мнениями по курсу созданы Форум и Чат, в отдельных документах находятся Список литературы и Программное обеспечение для курса (рис. 1).
"Информационные технологии"
Новостной форум Форум курса ^^ Чат
Список литературы Программное обеспечение
Рис. 1. Общая информация
По каждому разделу есть лекции, несколько практических работ с отчетом по каждой, а также контроль в форме теста и задания для самостоятельной работы (рис. 2).
1. Информация и информационные технологии
Не доступно, пока не выполнено: Активный элемент Отчет по ПР№1 отмечен завершенным
Рис. 2. Пример одного из разделов курса
Возможности системы позволяют открывать следующие материалы после выполнения заданных условий. В качестве таких условий может быть просмотр элемента или получение оценки (рис. 3).
Отслеживание выполнения © Отображать элемент курса как пройденный, при выполнении условий
Требуется просмотр Ертудент должен просмотреть этот элемент, чтобы он считался выполненным
Требуется оценка ® ШСтУДент должен получить оценку для выполнения этого элемента
Требуется проходной балл © Потребуется проходной балл ШИли все доступные попытки завершены Рис. 3. Настройка условий прохождения элемента курса
В курсе автоматически ведется журнал оценок за каждое выполненное задание (рис. 4). Множество настроек позволяет создавать категории с расчетом итоговой оценки по определенной формуле (сумма баллов, количество, наивысший балл и др.).
Информационные технологии 0
1 семестр [31
Фамилия Имя Адрес электронной почты £l Отчет по ПР№1Ф iß Отчет по ПР№2* £
Ба Вл |ъяна '■= / ova, [email protected] 5,00 5,00
== / 4,00 5,00
АН, доИ Ал a@gma¡l,cotn
ергей 14 == ¿ i 7@ma¡l,ru 5,00 5,00
§ f 1 I" 1рей 1 jk.ru 3,00 -
Рис. 4. Журнал оценок
Все содержимое курса разбивается на небольшие разделы, и работа студента оценивается в конце каждого. Такой подход позволяет подобрать задания разного уровня, для успешных студентов могут открываться дополнительные элементы для более глубокого освоения материала. И, напротив, для слабых студентов можно предусмотреть более простые задания, которые он может выполнить самостоятельно, тем самым уменьшив нагрузку на преподавателя по работе с отстающими.
После изучения всех модулей студент проходит итоговое контрольное тестирование и в зависимости от набранных баллов допускается к итоговой аттестации, которая проходит очно.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная система подходит для организации информационной поддержки любой дисциплины. Разработанный курс в системе дистанционного обучения может быть хорошим инструментом для организации самостоятельной работы студентов. А множество настроек позволит выстроить индивидуальную траекторию обучения для студентов разного уровня подготовки.
Литература
1. Moodle [Электронный ресурс]: Официальный сайт. URL: http://moodle.org (дата обращения: 29.09.2015).
2. Морозкова Н. А. Подготовка студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности с применением e-learning технологий. // Проблемы современной науки и образования / Problems of modern science and education. 2014. № 4. С. 89-94.
3. Пигузов А. А. Система дистанционного обучения Moodle Учебно-методическое пособие. / А. А. Пигузов, Е. Ю. Редькина. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. - 58 с.