Научная статья на тему 'Опыт применения системы дистанционного обучения Moodle в преподавании дисциплин учебного плана студентам направления обучения «Менеджмент»'

Опыт применения системы дистанционного обучения Moodle в преподавании дисциплин учебного плана студентам направления обучения «Менеджмент» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE TECHNOLOGIES SYSTEM / МОДУЛЬНАЯ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА MOODLE / MODULAR OBJECT-ORIENTED LMS MOODLE / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / STUDENTS' INDEPENDENT WORK / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Наталья Александровна, Пигузов Алексей Александрович

В статье анализируется опыт применения системы дистанционного обучения MOODLE в преподавании дисциплин учебного плана студентам направления «Менеджмент» в Костромском государственном университете имени Н.А.Некрасова, раскрываются положительные и отрицательные моменты ее использования студентами и преподавателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Наталья Александровна, Пигузов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of application of distance learning system MOODLE in teaching curriculum subjects to students of direction «Management»

The article analyses the experience of application of distance learning system MOODLE in the teaching of curriculum subjects to the students of direction “Management” in Nekrasov Kostroma State University, reveals positive and negative aspects of its use by students and educators.

Текст научной работы на тему «Опыт применения системы дистанционного обучения Moodle в преподавании дисциплин учебного плана студентам направления обучения «Менеджмент»»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 378

Александрова Наталья Александровна

доктор экономических наук, профессор

Пигузов Алексей Александрович

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова natalex_26@mail.ru, piguzov@ksu.edu.ru

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН УЧЕБНОГО ПЛАНА СТУДЕНТАМ НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ»

В статье анализируется опыт применения системы дистанционного обучения MOODLE в преподавании дисциплин учебного плана студентам направления «Менеджмент» в Костромском государственном университете имени Н.А.Некрасова, раскрываются положительные и отрицательные моменты ее использования студентами и преподавателями.

Ключевые слова: система дистанционного обучения, модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда MOODLE, самостоятельная работа студентов, тестирование.

Система дистанционного обучения (СДО) MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) применяется в университете сравнительно недавно (с 2012 года). Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами и подходит как для организации дистанционных курсов, так и для поддержки очного обучения (например, организации самостоятельной работы студентов). Особенно продуктивно применять эту систему для организации и контроля самостоятельной работы студентов заочного и вечернего обучения.

По нормативам на самостоятельную работу студентам отводится различная часть учебного времени в зависимости от формы обучения. Так, для студентов очной формы обучения самостоятельная работа занимает около 60%, в то время как для заочной и очно-заочной (вечерней) - соответственно, около 90% и 80%. В текущих учебных планах выполнение контрольных работ не предусматривается. Преподаватель при таком раскладе физически не может проконтролировать качество усвоения студентами дисциплины. Особенно при работе со студентами заочной и вечерней форм обучения. Опыт выдачи студентам индивидуальных заданий показывает их чрезвычайно низкое качество выполнения и трудности в сдаче экзаменов, либо снижение требований преподавателем при контроле знаний студентов.

Особенно актуально применение СДО для организации самостоятельной работы с магистрантами по следующей причине: как правило магистерская группа по направлению «Менеджмент» набирается не более 10 человек. По стандарту третьего поколения обучение реализуется только в очно-заочной (вечерней) форме. Расписание предусматривает вечернее обучение по три дня в неделю, один из которых - суббота. Ввиду малого количества аудиторных занятий расписание составляется по

модульному принципу: в неделю осуществляется чтение двух-трех дисциплин, изучение которых занимает 1,5-2 месяца, затем вычитываются другие дисциплины. И тогда студент встретится с преподавателем, читавшим данную дисциплину, только на зачете или экзамене. Таким образом, подобные ситуации мало способствуют поддержанию требуемого стандартом качества образования, приобретению заданных компетенций.

Применение системы дистанционного обучения дает возможность студентам изучить самостоятельно весь объем дисциплины, имея при этом индивидуальные консультации с преподавателем по выполнению заданий посредством MOODLE. На сегодняшний день мы используем данную среду при преподавании трех дисциплин: «Управление изменениями», «Корпоративная социальная ответственность» и «Управление личной эффективностью».

По каждой теме дисциплины предлагается текст лекции: либо авторский, либо из рекомендуемого учебника. Студент может освоить лекционный материал с экрана компьютера, либо распечатав его.

Только после того, как материал лекции изучен (или хотя бы просмотрен), студент получает возможность перейти к выполнению самостоятельного задания. Нужно отметить, что данная возможность реализуется технически, то есть задание не откроется до тех пор, пока студентом не будет просмотрена лекция. Для студентов-очников задание при необходимости разбивается на две части: устные ответы на поставленные вопросы, которые затем контролируются на практическом занятии, и письменные задания, которые проверяются преподавателем у каждого студента. Если выполнение задания удовлетворяет требованиям преподавателя, он ставит оценку «зачтено», если нет - пишет свои замечания в комментариях к заданию. В настройках данного раздела установлена возмож-

© Александрова Н.А., Пигузов А.А., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

159

ность двух попыток выполнения задания по данной теме. Это стимулирует студента качественно освоить материал лекции и не посылать заведомо неправильный материал либо затевать бесконечную переписку с преподавателем. И эти правила даны в начале изучения курса.

Есть несколько вариантов планирования своевременного изучения каждой темы. Можно выделить изучаемую тему и сделать невидимыми все остальные. Можно задать конкретные сроки (дату и время), за которые данная тема должна быть изучена.

Для общения преподавателя со студентами можно создавать различные форумы. Новостной форум может использоваться преподавателем для каких-либо объявлений группе, форум для студентов - для общения студентов по вопросам дисциплины. Кроме того, студент имеет возможность написать преподавателю индивидуальное сообщение и получить от него ответ.

После того, как студент получил зачет по письменному заданию, он может сдать тест по данной теме. Сдача теста ограничена по времени (в среднем 1 минута на 1 вопрос, или, например, 35 минут на все тестирование по 35 вопросам темы). Выполнение теста оценивается по 4-балльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». После неудовлетворительной попытки у студента есть время (1 сутки) на дополнительное изучение материала и еще одну попытку прохождения теста. Преподаватель может выбрать в настройках количество попыток, выбор итоговой оценки (средняя, высшая, низшая, последней попытки). Из нашей практики, при средней итоговой оценке первая неудовлетворительная попытка должна быть исправлена только на «отлично», иначе средняя оценка будет «неудовлетворительно». Из лояльности к студенту мы выбираем итоговой оценкой тестирования высшую или последнюю оценку.

Для настройки тестовых заданий у преподавателя имеются различные возможности [2]:

- синхронизация - назначить конкретное время начала и окончания тестирования, общее ограничение по времени, что планируется по истечении времени, например, попытки должны быть отправлены до истечения времени иначе они не учитываются, можно включить льготный период отправки;

- оценка - категория оценки, количество попыток, метод оценивания (высшая оценка, средняя оценка, первая или последняя попытка);

- расположение - порядок вопросов (как показано на экране редактирования либо случайное перемешивание), с новой страницы (каждый вопрос либо от 2 до 20 вопросов);

- свойства вопросов - случайный порядок ответов (да, нет), режим поведения вопросов (большой перечень, у нас - отложенный отзыв);

- настройки просмотра - во время попытки, позже, но только пока тест открыт, после того, как тест будет закрыт. Мы используем возможность просмотра сразу после попытки, в котором прописана попытка, правилен ли ответ, сколько баллов, отзыв на конкретный ответ, общий отзыв к вопросу и общий отзыв (если таковые имеются);

- внешний вид - показывать ли фотографию пользователя, количество десятичных знаков в оценках, количество десятичных знаков в оценках вопроса;

- дополнительные ограничения на попытки -можно запланировать ввод пароля, сетевого адреса, принудительную задержку между первой и второй попытками, и между следующими, если они запланированы;

- итоговый отзыв - границы оценок в процентах и отзывы, например, граница оценки - 85%, отзыв - «оценка 4 - хорошо», граница оценки - 50%, отзыв - «оценка 2 - неудовлетворительно. Изучаем материалы лекции»;

- общие настройки модуля - доступность (скрыть или показать), групповой режим (нет групп, изолированные группы, видимые группы) и др.;

- ограничить доступ - в нашем случае, мы ограничиваем доступ к тесту, если не получена оценка «зачтено» по самостоятельной работе и/или тест по предыдущей теме не сдан или сдан на «неудовлетворительно». Можно добавить и другие ограничения.

При написании тестовых заданий необходимо сначала создать банк вопросов, затем распределить их по темам (категориям). Распределение по категориям позволяет провести тестирование как по отдельной теме, так и используя случайную выборку для экзаменационного тестирования. Соответственно, чем больше вопросов содержится в банке вопросов, тем выборка получается репрезентативней. В нашем случае банк вопросов по каждому курсу содержит около 300 вопросов различной степени сложности.

Также можно использовать различные типы вопросов [1]. Мы использовали следующие:

- верно-неверно;

- множественный выбор (один или несколько верных ответов);

- на соответствие (приводится понятие и его содержание, более трех пар).

Студент проходит текущее тестирование (по теме) дома, когда ему удобно, в свободном режиме. Ограничение тестирования по времени и случайное перемешивание вопросов задают определенный уровень подготовки студента, даже если он подглядывает в лекции. Экзаменационное тестирование проводится в аудитории (компьютерном классе), в присутствии преподавателя. В зависимости от цели, которую хочет достигнуть преподаватель, может быть задана выборка случайных вопросов из банка вопросов по определенному ко-

160

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

Опыт применения системы дистанционного обучения MOODLE в преподавании дисциплин учебного плана..,

личеству, могут быть заданы определенные вопросы из каждой теме при случайном перемешивании, можно сделать отдельный экзаменационный тест.

Таким образом, использование СДО MOODLE позволяет преподавателю повысить качество образования студентов очной формы обучения за счет выстроенной системы контроля их знаний по каждой теме. Для студентов заочной и вечерней форм обучения система позволяет самостоятельно и при поддержке преподавателя качественно и вовремя освоить изучаемую дисциплину. Для студентов (тех, кто хочет получить знания и навыки) такая система приносит только выгоды.

Основным достоинством для студента является возможность получить необходимую и дополнительную информацию по изучаемой дисциплине в любое удобное время и в любом месте. Для этого необходимо иметь устройство с выходом в Интернет (компьютер, планшет, смартфон). Нельзя отрицать тот факт, что современное поколение повсеместно использует такие устройства, и подача информации именно в таком виде, для них проще и удобней. Также дополнительно мотивировать студентов к самостоятельному изучению материала можно используя открытые рейтинги внутри курсов, то есть когда твои результаты видны всем. Или настройка последовательного доступа к ресурсам, когда следующий элемент не виден, пока не выполнен предыдущий. Нежелание чувствовать себя отстающим от группы, придает дополнительную мотивацию. Как показывает наш опыт, это действительно работает.

Еще одним из плюсов является возможность отслеживать свои оценки и результаты работы на протяжении всего периода изучения данной дисциплины.

К недостаткам использования системы можно отнести то, что все-таки доступ к сети Интернет есть еще не у каждого студента, особенно это касается студентов заочного отделения старшего поколения. Но этот недостаток стремительно сокращается.

Плюсы и минусы для преподавателя.

Плюсы. Созданный с помощью системы MOODLE обучающий ресурс по определенной дисциплине, позволяет использовать его многократно для студентов различных форм обучения, с небольшими корректировками по мере его реализации. После разработки он может быть использован любым преподавателем, ведущим эту дисциплину и владеющим минимальными навыками работы в этой системе. Также это дает возможность распределения учебной нагрузки между преподавателями в соответствии с их должностными обязанностями, например, освобождение профессоров от рутинной, нетворческой работы. Созданный единожды курс можно постоянно обновлять, добавляя новый материал, в данном случае дистанционный курс служит аналогом учебно-мето-

дического комплекса, доступного в любом месте и в любое время.

Минусы. Прохождение курсов повышения квалификации дает только общее знакомство с возможностями СДО MOODLE. Наработка навыков требует значительно большего времени. Это решается увеличением часов практических занятий на курсах повышения квалификации. Ну и конечно, желанием самого преподавателя.

Даже при готовых методических материалах по дисциплине техническая работа по введению их в MOODLE требует значительных временных и трудо-затрат. Особенно, когда это делаешь в первый раз. По прошествии времени, даже одного-двух месяцев, навыки тоже снижаются. Так, на разработку одной темы - содержание лекции, задание по самостоятельной работе и тестовое задание (пп. 30-35) уходит 5-7 часов. Всего для технической работы по одной семестровой дисциплине в 4-5 зачетных единиц требуется от 35 до 65 часов. Хотя нужно отметить, что это еще зависит и от уровня владения компьютерными технологиями конкретного преподавателя.

Время на проверку самостоятельной работы студентов и написание комментария, а затем на проверку исправленного, колеблется от 10 до 15 минут на 1 студента по одной теме (или одной части темы, если она разбита на части). При группе в 25 студентов - от 4 до 6 с небольшим часов на подтему. И если таких подтем - 18, то общее время проверки самостоятельных работ студентов в семестре - от 72 до 108 часов. И это по самым скромным расчетам.

Время на разработку дисциплины в MOODLE никак не планируется в «Карточке второй половины дня» преподавателя. Время на проверку самостоятельной работы студентов преподавателем планируется, этот норматив в Карточке - 30 минут на 1 студента в семестр. Нормативы с фактически затраченным временем сильно разнятся.

Стимулирующая выплата в 3 тыс. руб. «За подготовку электронных образовательных ресурсов», которая по Процедуре признания соответствия электронных образовательных ресурсов установленным требованиям может рассматриваться УМС университета только после подготовки комплекта методических материалов, не является мотивирующим фактором.

Основные сложности при внедрении данной системы заключаются в несовершенстве или отсутствии нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс подготовки и использования дистанционных курсов в процессе обучения, слабая мотивация преподавателей, нежелание изучать новые технологии и применять их.

В новых стандартах (ФГОС 3+) указаны требования к электронной информационно-образовательной среде: «Электронная информацион-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

161

но-образовательная среда организации должна обеспечивать:

- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет» [3].

Все эти требования в полной мере могут быть реализованы в используемой системе дистанционного обучения MOODLE при соответствующем подходе и внимании со стороны администрации.

На сегодняшний день все студенты и преподаватели КГУ имени Н.А. Некрасова имеют техническую возможность пользоваться данной системой.

Подводя итог, можно сказать, что система дистанционного обучения в КГУ имени Н.А. Некрасова развивается. Количество преподавателей использующих ее возможности для поддержания как очных занятий, так и для организации само-

стоятельной работы студентов неуклонно растет. И в перспективе, конечно, будет использоваться повсеместно, что несомненно приведет и к повышению качества образования, и к его доступности. И нужно понимать, что дистанционное обучение это не замена преподавателя. Никакой электронный курс не заменит живого общения с преподавателем, но в качестве информационной и методической поддержки своей дисциплины возможности такой системы будут востребованы.

Таким образом, применение системы дистанционного обучения MOODLE позволяет решить проблему повышения качества обучения студентов в вузе путем появления возможности реализации процесса контроля их самостоятельной работы. Повсеместное использование в университете такого опыта требует соответствующих управленческих решений по организации технического сопровождения такой работы и ее стимулирования.

Библиографический список

1. Официальный сайт системы дистанционного обучения MOODLE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moodle.org, свободный (Дата обращения: 10.01.2016).

2. Пигузов А.А., Редькина Е.Ю. Система дистанционного обучения «MOODLE». - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 58 с.

3. Приказ Минобрнауки РФ № 1327 от 12 ноября 2015 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 - экономика (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30 ноября 2015 г. №39906).

162

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.