Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СОУЧАСТИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ МУЗЕЯХ ПЕРМСКОГО КРАЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СОУЧАСТИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ МУЗЕЯХ ПЕРМСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
партиципаторный музей / студенческое соучастие / муниципальный музей / музеи Пермского края / виды музейного соучастия / participatory museum / student complicity / municipal museum / museums of the Perm region / types of museum partnership

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юдкина Елизавета Сергеевна

Среди муниципальных музеев давно существует проблема неполноценного использования культурно-образовательного потенциала вследствие недостаточности ресурсов необходимых для работы. В статье показан опыт сотрудничества музеев со студенческой аудиторией на примере муниципальных музеев Пермского края. Студенческое соучастие рассматривается как возможность для полноценного создания образовательно-воспитательного контента, организации собственных проектов и помощи не только музею, но и всему муниципалитету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF STUDENT PARTICIPATION IN THE MUNICIPAL MUSEUMS OF THE PERM REGION

Among municipal museums, there has long been a problem of inadequate use of cultural and educational potential due to the lack of resources necessary for work. The article presents the experience of cooperation between museums and student audiences on the example of municipal museums in the Perm region. In the article, student participation is considered as an opportunity for the full-fledged creation of educational content, organization of own projects and assistance not only to the museum, but to the entire municipality.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СОУЧАСТИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ МУЗЕЯХ ПЕРМСКОГО КРАЯ»

Е.С. Юдкина

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

МАОУ «СОШ №55» (г. Пермь)

Реализация студенческого соучастия в муниципальных музеях Пермского края

Принято считать, что в муниципальных музеях нет развития: в них не меняется экспозиция, не бывает временных выставок, музейных мероприятий, не применяются мультимедийные технологии. Такое впечатление обычно складывается из-за того, что о муниципальных музеях в крупных городах почти ничего не слышно. Вследствие малого бюджета, небольшого штата работников и очень локальной направленности им сложно достичь уровня крупных городских музеев.

Однако в самих муниципалитетах такие музеи зачастую становятся единственными культурными центрами и сосредотачивают в своих стенах большую часть культурных и просветительских мероприятий, где ведут активную работу со всеми основными категориями посетителей. Вопрос лишь в том, как при таком небольшом количестве материальных и человеческих ресурсов им удается охватывать такой огромный пласт работы. Как правило, для организации своей деятельности муниципальные музеи активно привлекают студенческое комьюнити местных колледжей и техникумов.

Муниципальные музеи — это музеи, находящиеся под управлением администрации муниципалитетов. Они тесно связаны с местным сообществом, для которого музей является не просто учреждением культуры, а основным культурным центром. Местные жители, основная аудитория таких музеев, как правило, принимают активное участие в

комплектовании музейной экспозиции, организации мероприятий и праздников, даже в научной работе [5, с. 57].

По сути, основным приоритетом муниципальных музеев, согласно концепции развития музейного дела РФ, является развитие поселения и сопредельных территорий [1]. А конкретно — развитие культурной жизни муниципалитета. Зачастую в большинстве таких поселений нет кинотеатров, театров, зоопарков, спортивных и игровых комплексов, молодежных центров. А значит, именно муниципальному музею приходится исполнять все обязанности по развитию и поддержанию культуры, досуга и просвещения поселения.

В муниципальном музее музейные работники становятся не просто хранителями экспонатов, но и трансляторами культурно-исторической памяти муниципалитета, лидерами мнений и организаторами досуга в поселении.

В методических рекомендациях субъектам РФ и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры от 29 апреля 2016 г. так и сказано, что музеи должны быть созданы во всех муниципалитетах, независимо от количества населения [3]. И такой музей предоставляет населению муниципального образования следующие услуги: разработка и проведение экскурсий, лекций, массовых тематических мероприятий, занятий по музейным

УДК 069.015

DOI 10.24412/cl-34136-2022-12-13-17

Среди муниципальных музеев давно существует проблема неполноценного использования культурно-образовательного потенциала вследствие недостаточности ресурсов необходимых для работы. В статье показан опыт сотрудничества музеев со студенческой аудиторией на примере муниципальных музеев Пермского края. Студенческое соучастие рассматривается как возможность для полноценного создания образовательно-воспитательного контента, организации собственных проектов и помощи не только музею, но и всему муниципалитету. Ключевые слова: партиципаторный музей, студенческое соучастие, муниципальный музей, музеи Пермского края, виды музейного соучастия.

E.S. Yudkina

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Middle School of General education № 55 (Perm)

Implementation of student participation in the municipal museums of the Perm region

Abstract: Among municipal museums, there has long been a problem of inadequate use of cultural and educational potential due to the lack of resources necessary for work. The article presents the experience of cooperation between museums and student audiences on the example of municipal museums in the Perm region. In the article, student participation is considered as an opportunity for the full-fledged creation of educational content, organization of own projects and assistance not only to the museum, but to the entire municipality. Key words: participatory museum; student complicity; municipal museum; museums of the Perm region; types of museum partnership.

© Е.С. Юдкина, 2022

13

Юдкина Елизавета Сергеевна,

студентка исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №55» (г. Пермь)

образовательным программам, праздников, фестивалей, театрализованных представлений, встреч, публичных дискуссий и др.; разработка методических пособий для проведения экскурсий, лекций, массовых тематических мероприятий, занятий по образовательным программам, праздников, фестивалей и др.; организация в музее любительских объединений по интересам, а также иная музейно-педагогическая деятельность; организация и проведение мероприятий для социально незащищенных слоев населения; использование новейших информационных технологий в научно-просветительной и культурно-образовательной видах деятельности. [2, с. 6-7].

Именно Министерство культуры поставило перед муниципальными музеями задачи по популяризации культурного наследия, патриотическому воспитанию, организации культурной жизни и просвещению населения. У таких музеев, как и у городских, есть свой план мероприятий, но ответственность по его исполнению гораздо выше, потому что выбора по проведению досуга у людей просто нет, а значит, и потребность населения в этих мероприятиях выше.

Конечно, мы все прекрасно понимаем, что ресурсами такого музея невозможно покрыть все потребности населения, поэтому зачастую им приходится прибегать к сторонней помощи, а именно к сотрудничеству с организациями или социальными группами, которые помогают музею в организации и проведении мероприятий, комплектовании временных выставок и экспозиций.

Такое сотрудничество принято называть музейным соучастием, и, как правило, его также связывают с термином «парти-ципаторный музей». Парти-ципаторный музей — это учреждение культуры, в котором по-

сетители могут заниматься творчеством, обмениваться впечатлениями и общаться на связанные с музеем темы [7]. Может сложиться мнение, что это тот же музей, в котором просто более активно развита музейная коммуникация. Но это не совсем так.

В книге Нины Саймон парти-ципаторный музей показывается как вполне конкретное учреждение, работающее по партиципа-торному принципу. Однако на наш взгляд, партиципаторный подход в разной степени присущ любому музею, просто где-то больше, а где-то меньше. Это некое вовлечение посетителей в жизнь музея, направленное на постоянное взаимодействие, обмен мнениями и участие в музейной жизни не только как посетителя, но и активного участника и помощника.

Ирина Леонидовна Глухова отмечает, что любой современный музей в настоящее время делает все возможное, чтобы посетитель стал активным участником, а не пассивным наблюдателем [4]. То есть, концепция соучастия в музее совершенно не нова. Большинство музеев стремятся к двухстороннему взаимодействию с посетителями как минимум через опросы, анкеты и формы обратной связи. Однако музейное соучастие — принцип взаимодействия музея и человека, который строится на смене статуса потребителя на статус производителя и позволяет посетителю музея стать непосредственным участником работы музея, помогать или самостоятельно организовывать его деятельность.

В пособии по работе музея с местными сообществами прописано, что музейное соучастие позволяет выявить лидеров в местном сообществе и способствует формированию активной позиции среди его членов, а также побуждает к появлению новых технологий, источников

финансирования, свежих идей и даже просто физической помощи [6]. Муниципальные музеи Пермского края ведут активную работу, построенную на принципах соучастия, и чаще всего она затрагивает студенческую аудиторию. Студенты сами по себе являются довольно активными участниками культурной жизни, занимаются волонтерством и проводят мероприятия в рамках различных студенческих объединений.

Но если затрагивать студенческую аудиторию небольших городов и поселений Пермского края, сотрудничество именно этой категории с музеями становится еще более очевидным. Когда музей становится если не единственным, то одним из немногих районных культурных центров, вся досуговая и просветительская деятельность падает именно на него. Соответственно, студенческое комьюнити предпочитает сотрудничать именно с ним, чтобы находиться в центре культурной жизни своего поселения. Музеи, в свою очередь, совсем не против, ведь аудитория студентов местных колледжей и техникумов способна осовременить музей.

В Пермском крае более 70 государственных муниципальных музеев, из них было рассмотрено 15 самых популярных музеев, активно сотрудничающих с музейной аудиторией и являющихся культурными центрами поселений: Березников-ский историко-художественный музей [8], Чердынский краеведческий музей [9], Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка [10], Кунгурский краеведческий музей [11], Горнозаводский краеведческий музей [12], Соликамский краеведческий музей [13] и музей соли «Сользавод» [14], Верещагинский музейно-культурный центр [15], Очерский краеведческий музей [16], Чер-нушинский краеведческий музей

[17], Лысьвенский городской музей [18], Губахинский городской историко-краеведческий музей [19], Чусовской краеведческий музей [20], Кизеловский краеведческий музей [21], музей-заповедник «Пермь-36» [22].

Рассматривая мероприятия муниципальных музеев Пермского края, построенные на соучастии студенческой аудитории, их можно, пусть и довольно условно, разделить на несколько направлений.

Начнем с самой обширной группы мероприятий, которая чаще всего и ассоциируется с соучастием — обсуждение развития музея. В эту группу можно отнести разного рода дискуссионные клубы, круглые столы, экскурсии с обсуждением и лекции, предполагающие ведение диалога со студенческой аудиторией.

Наиболее активно развивает это направление Березников-ский музей. Они регулярно проводят лекции для студентов местных колледжей, обсуждая не только будущее музея, но и будущее Березников. Также на базе музея работает дискуссионный клуб, где студенты совместно с сотрудниками музея обсуждают насущные проблемы цифрови-зации музейного пространства, сохранения памяти и взаимодействия с местной администрацией.

Также стоит упомянуть музей-заповедник «Пермь-36», Коми-Пермяцкий краеведческий музей, Горнозаводский краеведческий музей и Кизеловский краеведческий музей, которые активно развивают концепцию экскурсии с обсуждением. Такие экскурсии направлены на студентов-активистов, которые после экскурсии захотят развивать музей и поселение, желая большему количеству людей рассказать об истории своего района.

Следующее направление связано с литературой и театром, через него студенты воплощают

собственные наработки, передавая через них литературное достояние своей Родины. Особенно активны в данном направлении музей-заповедник «Пермь-36», который тесно сотрудничает со студентами Высшего театрального училища и студентами Пермского государственного института культуры. Совместно с ними они снимают фильмы и ставят театральные постановки в рамках мероприятия «Интонация времени».

Чусовской краеведческий музей регулярно собирает встречи литературного клуба «НАКНИ-ГЕ», читая и анализируя тексты местных авторов, а музей «Соль-завод» работает с театральной студией «Лира», которая самостоятельно проводит театрализованные экскурсии и показывает постановки на городских праздниках.

Продолжая тему искусства, можно выделить художественное и музыкальное направление. Они предполагают создание на базе музея различных музыкальных групп или же взаимодействие с ними, передачу музею творческих работ для оформления экспозиции, музыкальные и художественные фестивали.

Березниковский музей проводит музыкальный вечер «квартирник» совместно со студентами местного музыкального училища, где звучат и классические песни, и авторские произведения местных авторов. Еще на базе этого музея проводится мероприятие-фестиваль местных групп «Звучит рояль».

Передача творческих работ музеям тоже очень распространенная практика. Студенты местных образовательных учреждений часто проводят занятия прямо на базе музея или же работают в подходящей тематике, так же в музеях-заповедниках проводят пленэры, на которых студенты рисуют с натуры музейные локации. Так, пленэры ежегодно проводят в музее-

заповеднике «Пермь-36», после чего их активно используют в музейной экспозиции. Дарят свои рисунки музеям студенты Соликамска, Лысьвы, Чернушки.

Любопытно еще то, как взаимодействует Кунгурский краеведческий музей со студентами камнерезами и ювелирами художественного училища. На занятиях они создают работы в традиционном стиле, которые могут стать не просто украшением экспозиции, но и полноценным экспонатом, на основе которого можно рассказать о характерных чертах различных традиционных техник работы с камнем и металлом.

Еще одно популярное направление — кинопоказы. Многие музеи Пермского края транслируют фильмы студенческой и молодежной аудитории, а после совместно обсуждают проблематику, поднимают актуальные вопросы развития района и края, рассуждают о целеполага-нии авторов.

Такое направление активно развито, например, в Горнозаводском музее. Они проводят целые киномарафоны научно-популярных фильмов, после которых обсуждают развитие и продвижение науки. Еще этим направлением активно занимается музей-заповедник «Пермь-36», который проводит киноклуб «Дверь Шаламова» с фильмами по произведениям одноименного автора.

Так же Березниковский музей проводит «Киномузей», где просматриваются фильмы и кинохроники города Березников: пуск первого троллейбуса, первомайская демонстрация. На их показы приходят историки, искусствоведы и профильные ученые. Они вместе обсуждают значимость исторических событий в истории района, ищут новые способы подачи информации посетителям.

Еще одно очень значимое направление — научная работа.

Студенты Перми и Пермского края не только помогают в работе музея, но и проводят собственные исследования, организуют свои выставки, собирают материалы.

Здесь можно выделить совместные экологические исследования Высшей школы экономики и Кунгурского музея, Очер-ские научные исследования и проект «Живой музей» студентов Верещагинского многопрофильного техникума. В Чердыни студенты-волонтеры помогают музею, собирая истории известных людей Чердыни. Они выезжают к ним и берут интервью, узнавая о важных событиях поселения.

В том же направлении, но все же отдельно, стоит рассказать о научных конференциях: Нецветаевские чтения в Очере, Грибу-шинские чтения в Кунгуре и Ка-рамзинские чтения в Губахе. Все три ежегодные конференции посвящены истории и развитию данных поселений. Каждый год у них разное направление, но оно так или иначе связано с этими районами. Они могут быть посвящены известным личностям, организациям или же направлениям развития.

В Чердыни музей ведет совместную работу с поисковыми отрядами «Патриот» и «Вертикаль», они выезжают на исторические места и помогают в научной работе. В этом музее есть своя инициативная группа студентов, которая занимается организацией мероприятий, предлагает идеи, пишет сценарии.

В Чусовом организация «Боевое братство» организует и проводит на базе музея встречи с интересными людьми, а студенты медицинского колледжа сами проводят экскурсии для своих сокурсников.

Таким образом, несмотря на распространенное заблуждение, в муниципальных музеях Пермского края ведется весьма активная работа, построенная на принципах соучастия. И это не

удивительно, ведь с ресурсами этих музеев довольно сложно удовлетворить культурно-

образовательные потребности целого района. На плечах таких учреждений огромная ответственность, ведь именно они занимаются развитием, досугом и просвещением населения, у которого чаще всего не остается выбора, кроме как идти на мероприятия в музей.

Принято считать, что про студенческую аудиторию в музеях часто забывают, в отличие от, например, детской аудитории, для которой в музеях всегда множество мероприятий. Как же, имея такое мнение, удивительно читать о такой сильной коммуникации студентов и музеев.

Партиципаторность в муниципальных музеях Пермского края, прежде всего, выражается в мотивации посетителей на создание чего-либо. Это может быть проект, мероприятие, творческая работа, выражение своей позиции и просто обмен знаниями и мнениями. В этом смысле музеи Пермского края имеют действительно высокий уровень культуры соучастия.

Муниципальные музеи

Пермского края — это не просто хранилища музейных предметов. Это образовательные, просветительские, культурные и творческие пространства, на которых студенческая аудитория найдет массу способов реализации себя через различные направления. Это самая настоящая площадка личностного роста для молодежи.

Литература:

1. 1. Концепция развития музейного дела в Российской Федерации на период до 2030 года (проект). М., 2016. 37 с.

2. Модельный стандарт деятельности муниципального краеведческого музея: утверждено министром культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой. М., 2021.

3. Приложение к распоряжению Министерства культуры Российской Федерации от 2 августа 2017 г. N Р-965 «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры». 2017.

4. Глухова И. Л. Музей и посетитель: новые подходы во взаимодействии в современном мире // Молодой ученый. 2018. № 24 (210). С. 341-344.

5. Каулен М.Е. Словарь актуальных музейных терминов / М.Е. Каулен, А.А. Сундиева, И.В. Чувилова [и др.] // Музей. 2009. № 5. С. 47-68.

6. Работа музея с местным сообществом: пособие для музейных работников / сост. М.Б. Гнедовский, И.А. Гринько, А.Б. Лагутин. М.: МОСГОРТУР, 2020. 57 с.

7. Саймон Н. Партиципаторный музей / пер. с англ. А. Глебовской. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. — 439 с.

8. Сайт Березниковского историко-художественного музея им. И.Ф. Коновалова [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum-berezniki.ru (дата обращения: 02.09.2022).

9. Сайт Верещагинского районного музейно-культурного

центра [Электронный ресурс]. URL: https://vrkm.my1.ru (дата обращения: 02.09.2022).

10. Сайт Горнозаводского краеведческого музея им. М.П. Старостина [Электронный ресурс]. URL: http://almazmuseum.ru (дата обращения: 02.09.2022).

11. Сайт Губахинского городского историко-краеведческого музея [Электронный ресурс]. URL: http://muzeigubaha.ru (дата обращения: 02.09.2022).

12. Сайт Кизеловского краеведческого музея [Электронный ресурс]. URL: https://kizel-museum.wixsite.com/kizel-museum (дата обращения: 02.09.2022).

13. Сайт Коми-пермяцкого краеведческого им. П.И. Субботина-Пермяка [Электронный ресурс]. URL: https://www.subbotin-permyak.com (дата обращения: 02.09.2022).

14. Сайт Кунгурского краеведческого музея [Электронный ресурс]. URL: http://kungurmuseum.ru (дата обращения: 02.09.2022).

15. Сайт Лысьвенского городского музея [Электронный ресурс]. URL: http://museum.lysva.ru (дата обращения: 02.09.2022).

16. Сайт музея-заповедника «Пермь-36» [Электронный ресурс]. URL: http://mperm36.ru (дата обращения: 02.09.2022).

17. Сайт Очерского краеведческого музея им. А.В. Нецветаева [Электронный ресурс]. URL: http://nezvmuseum.ucoz.ru (дата обращения: 02.09.2022).

18. Сайт Соликамского краеведческого музея [Электронный ресурс]. URL: http://skm.solkam.ru (дата обращения: 02.09.2022).

19. Сайт Соликамского музея соли «Сользавод» [Электронный ресурс]. URL: http://muzeisolik.ru (дата обращения: 02.09.2022).

20. Сайт Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина [Электронный ресурс]. URL: http://museum-cherd.ucoz.com (дата обращения: 02.09.2022).

21. Сайт Чернушинского краеведческого музея им. В.Г. Хлопина [Электронный ресурс]. URL: https://museum59.ru (дата обращения: 02.09.2022).

22. Сайт Чусовского краеведческого музея [Электронный ресурс]. URL: http://chus-kraeved-muzeum.ru (дата обращения: 02.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.