К.В. Моряхина
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Пермь)
Опыт работы пермских музеев в условиях изоляции
Статья подготовлена при поддержке Министерства образования и науки Пермского края, соглашение № С-26/1192 от 19.12.2019 г.
2020 год был необычным для всего мира. Год пандемии, год самоизоляции и нового опыта. 18 марта 2020 г. в России была приостановлена деятельность многих организаций, а если точнее, то по возможности переведена в дистанционный формат работы. Гражданам в этой ситуации рекомендовалось оставаться дома.
Музеи также, как и другие учреждения культуры, вынуждены были работать с посетителями удаленно. Это был совершенно новый опыт. Конечно, музеи до этого уже активно вели свои страницы в социальных сетях, некоторые имели свои YouTube-каналы, виртуальные выставки, но все это было дополнением к основной работе, способом донести информации. В новой ситуации активность в интернет-пространстве стала основой работой, и необходимо было искать новые способы взаимодействия с посетителем. Музеи столкнулись с тремя основными проблемами: отсутствие опыта дистанционной работы, отсутствие необходимой техники (например, профессиональной камеры и микрофона), привлечение посетителей. Если раньше музеи отчитывались перед Министерством культуры реальными посетителями, то теперь пришлось виртуальными.
Цель данной статьи — рассмотреть опыт дистанционной работы музеев г. Перми на примере трех крупных музеев: Пермского краеведческого музея и его филиалов, Пермской государственной художественной га-
лереи, Музея современного искусства PERMM.
Пермский краеведческий музей. Еще утром 17 марта 2020 г. в социальных сетях музей опубликовал напоминание о ежемесячной акции — бесплатная среда, приглашая всех желающих посетить музей 18 марта 2020 г. Позже в этот же день была опубликована новость о приостановлении работы музея с 18 марта 2020 г. Так, Пермский краеведческий музей, как и все другие музеи, перешел на дистанционную работу с посетителями. Сотрудники музея достаточно быстро начали вести работу с посетителями в новом формате. Уже 19 марта была запущена первая виртуальная экскурсия по одному из филиалов музея — по архитектурно-этнографическому музею «Хохловка». Следом за этим состоялись экскурсии и по другим филиалам музеям. Еще один вид работы, который предложил музей — научно-популярные лекции. Первая онлайн-лекция была проведена 21 марта Музеем пермский древностей «Генетический кот. Охота за двойной спиралью ДНК». Потом активно этот формат работы реализовы-вал также исторический парк «Россия — моя история». Трансляции лекций велись на УоиТиЪе-канале и в социальных сетях. С 23 марта стал доступен архив лектория в Доме Мешкова, которой был запущен еще в 2016 г. в офлайн формате. С этого же дня музей начал организовывать виртуальные выставки,
УДК 069.052
DOI 10.24412/cl-34136-2021-11-8-12
В статье кратко представлена информация о проведенных мероприятиях пермскими музеями в условиях дистанционной работы весной-летом 2020 г. Имеющийся опыт пермских музеев может быть полезен как для других музеев, так и для реальных и потенциальных посетителей музея, поскольку они являются потребителями созданного контента. Проделанная работа демонстрирует высокий уровень профессионализма и активности музейный сотрудников, которые смогли быстро сориентировать и поддерживать интерес у посетителей на протяжении четырех месяцев.
Ключевые слова: пермские музеи, изоляция, дистанционная работа, виртуальный посетитель, Пермский краеведческий музей, Пермская художественная галерея, Музей современного искусства PERMM
K.V. Morjakhina
Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm)
Experience of Perm museums in isolation
Abstract: The article briefly provides information on the events held by Perm museums in the conditions of remote work in the spring and summer of 2020. The existing experience of Perm museums can be useful to other museums, for real and potential visitors to the museum. The work carried out demonstrates the high level of professionalism and activity of the museum staff. They were able to quickly orientate, maintain the interest of visitors for four months.
Key words: Perm museums, isolation, remote work, virtual visitor, Perm Museum of Local Lore, Perm Art Gallery, Museum of Contemporary Art PERMM.
© KB МЬряхищ 2021
8
Моряхина Кристина Викторовна,
к.и.н., доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, археологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета
(г. Пермь)
где демонстрировались материалы ранее работавших выставок (например, выставка «Молотов. Был такой город»), а также действующих (например, выставка «Романовы: люди и судьбы»).
Филиалы Пермского краеведческого музея за время карантина реализовали два конкурса для детей. Детский музейный центр с 23 марта запустил ежедневную онлайн-викторину по экспозиции и Селенитовой комнате. 14 апреля Музей пермских древностей начал конкурс «Палеозарядка», который предполагал, что участники будут повторять движения древних животных, фотографировать себя и выкладывать в социальных сетях, отмечая музей.
Еще одно интересное мероприятие, переведенное Музеем пермский древностей в онлайн-формат, — «Ночные сказки о мамонте». Изначально «Сказки» были запущены еще в 2016 г., проводились в четверг вечером в музее. Детям в возрасте 6-10 лет в полной темноте проводили экскурсию при свете фонарика, рассказывали загадочные истории о динозаврах и мамонтах, предлагали найти таинственный клада. В 2020 г. онлайн-формате рассказывались сказки о древних и/или таинственных животных. Мероприятия реализовывались совместно с ПГНИУ, привлекая иностранных студентов, которые знакомили слушателей со сказками, известными в их странах.
Помимо перечисленных выше форм взаимодействия Пермский краеведческий музей на своих страницах в социальных сетях знакомил посетителей с работой реставраторов. Это очень сложная и важная работа, которая зачастую скрыта от посетителя.
После возращения в традиционный режим работы Пермский краеведческий музей в он-лайн-формате сохранил архив лектория в Доме Мешкова, лекции и «Ночные сказки о мамон-
те» в Музее пермских древностей [2, 6].
Пермская государственная художественная галерея. Галерея в первый день изоляции (19 марта) предложила такую форму активности в дистанционном формате как «Картина у меня в гостях». Сотрудники галереи на основе известных картин сделали шаблоны для раскрасок для детей. Первой раскраской была картина Ивана Хруцкого «Натюрморт». Желающие могли выложить свои работы в комментариях к посту в социальных сетях. Позже был создан специальных альбом с детскими работами. Всего за четыре месяца было предложено 19 раскрасок.
С 21 марта галерея начала знакомство посетителей с фондами, постепенно проводя в них онлайн-экскурсии. Первая такая экскурсия была в самом известном фонде музея — в фонде пермской деревянной скульптуры. В тот же день была запущена серия анимированных роликов «Химия живописи» (6 серий), которые были посвящены получению краски в древности, изготовлению разных типов краски и в целом понятию «искусство». Второй подобный проект был начат 10 апреля — «Пермская деревянная скульптура: видеоистории для детей» (7 серий). В роликах рассказывается о истории формирования коллекции, технике изготовления, об истории и значении отдельных скульптур. Хоть эти ролики ориентированы на детей, они интересны для просмотра студентам и взрослой аудитории.
22 апреля музейные педагоги начали проводить мастер-классы для детей во написанию картин в разных техниках, а также по созданию декоративно-прикладного искусства. Первый мастер-класс был посвящен печатной графике. Всего их было проведено 13. В социальных сетях посе-
тители, если хотели, могли выкладывать свои работы.
24 апреля галерея запустила проект, ориентированный на взрослую аудиторию. Предложенный проект «Детали» предполагал разбор специалистами (музейными работниками, искусствоведами) деталей картин, хранящихся в Пермской художественной галерее. Знакомство с картинами была реализовано в двух форматах: печатная статья и видео-лекция. Всего было рассмотрено более 40 картин/тем. Подобные лекции ранее галерея регулярно организовывала в офлайн-формате и посетить их мог любой желающий.
Начиная с 12 апреля галерея стала публиковать дайджест недели, тем самым подводя итоги недели, рассказывая о прошедших мероприятиях. А с 20 апреля для удобства посетителей дайджест-анонс о предстоящих событиях неделях. Это давало возможность виртуальным посетителям не пропустить событие, заранее запланировать «посещение» галереи.
2 мая была открыта для посетителей первая виртуальная выставка — «Денисов-Уральский и его последователи», которая была посвящена камнерезному и ювелирному искусству Урала. Затем последовали и другие выставки, причем после того, как галерея вновь открыла свои двери для посетителей, сохранился такой формат презентации фондов. Виртуальные выставки были запущены в двух вариантах: первый — зБ модель зала с возможностью «побродить» и приблизить интересующий объект; второй — фотографии музейных предметов и справочная информация к ним.
19 мая был запущен еще один дистанционный проект «Игры с картинами». Надо было по фрагменту отгадать, что эта за картина. Каждую неделю была новая загадка.
Несмотря на нестандартные условия Пермская художественная галерея вместе с другими музеями страны приняла участие в международной неделе музеев (10-17 мая).
16 июля галерея открыла свои двери для посетителей. К этому событию была подготовлена новая временная выставка [3, 5].
Стоит сказать несколько слов о деятельности Пермской художественной галереи после опыта изоляции и дистанционной работы. Огромным плюсом для посетителей является то, что галерея сохранила все материалы у себя на сайте (анимированные ролики, раскраски, «Детали», мастер-классы, виртуальные выставки и пр.). Сейчас спустя уже год можно этим пользоваться, просматривать. Музей продолжает запускать виртуальные выставки, представлять текущие выставки на сайте в зD-формате [3]. Это дает возможность посетить галерею, если не получается сделать «в живую». Хотя, конечно, это не одно и тоже, особенно для детей, так как лишает частично выставку ее интерактивности (в последнее время галерея делает для детей объекты, которые можно потрогать). Выросла и активность галереи в социальных сетях, особенно, в ин-стаграме, который популярен среди молодежи.
Музей современного искусства РЕЯММ. Музей современного искусства не так быстро, как другие музеи, перешел в дистанционный формат работы, но в дальнейшем превзошел по разнообразию форм активностей и охвату аудитории. 20 марта был запущен первый дистанционный проект РЕКММ — #мамаявизоляции, а с 23 марта начали регулярно проводить различные мероприятия.
Проект #мамаявизоляции — наверно, самый известный проект РЕЫММ за время дистанционной работы. Изначально он
предполагал, что «посетители» музея будут выкладывать свои фотографии, как они проводят время в изоляции, отмечая данный хештег. Но потом проект приобрел более интересную форму — музейные сотрудники стали давать ежедневно различные задания. Например, из еды сделать картину кого-нибудь известного художника, сделать корону для кота, нарисовать коро-новирус и пр. Победители (те, кто набирают больше всех лай-ков) по окончанию изоляции получают подарки: бесплатные билеты в музей и футболки с надписью «Музея на нас нет».
23 марта была выложена видео-экскурсия по текущей выставки, а с 26 марта стали еженедельно приглашать на онлайн-экскурсию, которая велась через прямой эфир в инстаграме, и любой желающий мог к ней присоединится. 20 апреля были размещены на портале «культу-ра.рф» виртуальные туры по прошедшим выставкам.
24 марта был запущен проект «Домашний художник», в рамках которого посетители знакомились с необычными произведениями искусства из коллекции музея и получали задания к ним. Позже (с 6 мая) был запущен цикл роликов (вышло более 8 серий) «Дневник хранителя», который предполагал рассказ об интересных экспонатах музея.
Начиная с 27 марта музей стал приглашать деятелей культуры, ученых, общественных деятелей, которые обсуждали актуальные проблемы современного общества, в том числе мир в условиях изоляции. Первой выступила сотрудник отдела новейших течений Пермской государственной художественной галереи Марина Пугина, подняв тему развития искусства в новых условиях. Так начались «Диалоги о главном» (было 7 выпусков).
Регулярно с 31 марта музей стал знакомить посетителей со своими сотрудниками в формате
видео-роликов о себе («Смотри, я работаю в ПЕРММ»). И ведь, действительно, мы (читайте — посетители) очень мало знаем о музейных сотрудниках, благодаря работе которых существует музей и проводит огромное количество разнообразных мероприятий и проектов. Знакомство проходило с разными специалистами — хранителями, экскурсоводами, дизайнером, директором и пр, и даже с охранником и кассиром. Все они носят свой вклад в работу музея.
10 апреля был запущен цикл онлайн-лекций «PERMM Академия», на тему отражения ситуации пандемии в истории искусства. Также, как и другие музеи, PERMM до пандемии проводил лекции и встречи с художниками.
В этот же день был проведен первый мастер-класс для взрослой аудитории «Домашний вернисаж». В рамках мастер-класса желающие учились создавать выставку современного искусства не выходя из дома. С 14 апреля стартовали мастер-классы для детей, где они учились создавать арт-объекты (первые такой мастер-класс получил название «мыльные истории»). 24 апреля начались мастер-классы «Дневник человека в самоизоляции», цель которых была зафиксировать ощущения от самоизоляции, используя необычные художественные практики. Все мастер-классы проходили на платформе Zoom по предварительной записи и были рассчитаны на 10-15 человек.
13 апреля была организована первая онлайн-выставка, где были показаны «чудовища», созданные детьми по мотивам работы художника Дмитрия При-гова. Выставка демонстрировалась через инстаграм. 11 мая была запущена вторая выставка — выставка Венеры Казаровой, посвященная эпохи посткарантина.
15 апреля музей организовал встречу своих посетителей с ху-
дожницей Венерой Казаровой через Zoom. После чего появилась идея проведения регулярных прямых эфиров с художниками.
Несмотря на условия изоляции, в апреле Музей современного искусства вел работу со школьниками. На протяжении недели (10-17 апреля) музейные сотрудники проводили онлайн -уроки.
24 апреля сайт музея был переделан в онлайн-формат (open permm) и все активности были переведены туда.
В середине мая (16-18 мая) в связи с двумя важными событиями — Ночь в музее и День рождения PERMM — было организовано ночное вторжение в PERMM, в рамках которого были организованы выставки, беседы с художниками, прогулки по реальным и вымышленным арт-объектам города (город после наводнения), онлайн-концерт, презентация каталога и инсталляция Дмитрия Булныгина «Фейрверк».
19 мая был запущен новый проект — чтение книг для детей. Теперь регулярно музейные сотрудники читали известные сказки.
22 мая был организован совместный с Московской школы нового кино перформанс «Смотри на меня». Актеры в прямом эфире пытались привлечь внимание посетителей. По итогу проходило голосование за лучшего актера.
1 июня музею пришлось запускать в онлайн-формате давно запланированный проект «Секретное агентство природных исследований» в рамках национального проекта «Лето». Организован он был для школьников, в рамках которого они в течении лета участвовали в мастер-классах, выполняли творческие задания, делали посты-расследования. Теперь основная активность музея, ориентированная на детскую аудиторию,
была сосредоточена на этом проекте.
В июне были запущены еще три новых активности:
— прямые эфиры в инстаграм под названиям «Границы», в которых общались с парами, застрявшими в разных странах во время карантина; онлайн-акция;
— онлайн-акция #искусство-нарайоне. Любой желающий мог выложить фото с таким хеште-гом арт-объектов, которые есть в городе. По итогу был создан фото-архив;
— арт-сериал «Секретный сад», посвященный заброшенным и действующим садам города.
На протяжении всего периода изоляции на своих страницах в социальных сетях музей делился интересными фильмами, книгами, музыкой, что не связано с непосредственной тематикой и деятельностью музея, но могло быть полезным для посетителей.
С 1 июля Музей современного искусства стал проводить офлайн-экскурсии на свежем воздухе по долинам малых рек. С 4 августа были возобновлены экскурсии внутри музея по предварительной записи [1, 4].
PERMM до изоляции вел достаточно активную работу в социальных сетях, выкладывал ролики на YouTube-канале, и, соответственно, его регулярные посетители были потребителями создаваемого контента. Это, на наш взгляд, способствовало активности аудитории во время самоизоляции (так, например, просмотры роликов на YouTube-канале у PERMM превышают до 10 раз количество просмотров у краеведческого музея). После окончания изоляции активность Музея современного искусства в интернете не спала, можно сказать, продолжилась на уровне «до ковидного времени».
Подводя итоги описанию опыта работы ключевых пермских музеях в условиях изоляции, можно прийти к следую-
щим выводам. Музеи в первую очередь в новых условиях были ориентированы на детскую аудиторию, но также предлагали мероприятия для взрослой аудитории. В дистанционный формат была переведена текущая работа (сделаны виртуальные экскурсии по экспозиции, виртуальные выставки, проводились онлайн-экскурсии, организовывались циклы лекций и пр.), стали доступными наработанные материалы (записи лекций, виртуальные туры по прошедшим временным выставкам). Новые условия стимулировали музеи перенести свои фонды в цифровую среду доступную для просмотра обычному посетителю.
Появились и совершенно новые проекты, идеи, начатые так сказать с «нуля». Музеи приложили все свои усилия, чтобы быть интересными для посетителя. В новой ситуации, стоит отметить, что в большей мере Пермская художественная галерея и Музей современного искус-
ства смогли предложить аудитории активные формы взаимодействия (различные творческие задания, встречи-онлайн, мастер-классы и пр.), предполагающие обратную связь (общение, выкладывание работ в социальных сетях, голосование).
На протяжении всего времени работы в дистанционном формате контент, предлагаемый музеями для посетителей, не иссекал. Музеи развивали те идеи и проекты, которые были предложены в начале самоизоляции, а также регулярно презентовали что-то новое.
В заключении стоит отметить, что новый опыт не мог не отразиться на работе музеев. Как уже было сказано, на наш взгляд, это более заметно по деятельности Пермской художественной галереи, которая до сих пор, например, делает виртуальные туры по текущим временным выставках, и ее возросшей активности в социальных сетях. На сайте галереи есть вкладка
«галерея-онлайн», где сохранено все то, что было представлено/сделано за время изоляции.
Литература:
1. YouTube-канал Музея современного искусства PERMM URL:
https://www.youtube.com/user/Museu mPERMM (дата обращения: 02.09.2021).
2. YouTube-канал Пермского краеведческого музея URL: https://www.youtube.com/c/Пермски йКраеведческийМузейПермьДеаШге d (дата обращения: 02.09.2021).
3. Галерея-онлайн. URL: https://permartmuseum.ru/page/multi media (дата обращения: 02.09.2021).
4. Музей современного искусства PERMM. URL: https://vk.com/permm_museum (дата обращения: 02.09.2021).
5. Пермская Художественная Галерея. URL: https://vk.com/permartmuseum (дата обращения: 02.09.2021).
6. Пермский краеведческий музей. URL: https://vk.com/museumperm?from=q uick_search (дата обращения: 02.09.2021).