Научная статья на тему 'БОГАТЫРСКАЯ ТЕМАТИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ ЗАПОВЕДНИКА «ИДНАКАР» КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА СОУЧАСТИЯ'

БОГАТЫРСКАЯ ТЕМАТИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ ЗАПОВЕДНИКА «ИДНАКАР» КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА СОУЧАСТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историко-культурный музей-заповедник «Иднакар» / археологические коллекции / удмуртские легенды / богатыри / батырские игры / пространство соучастия / historical and cultural museum "Idnakar" / archaeological collections / Udmurt legends / heroes / heroic games / space of complicity

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Русских Елена Львовна

Статья посвящена анализу комплекса мероприятий, связанных с богатырской тематикой, и успешно реализуемых на протяжении нескольких последних лет коллективом Музея-заповедника «Иднакар». Тесная взаимосвязь фондовых археологических коллекций с удмуртским героическим эпосом способствовала формированию уникального облика музея — отчасти академического, отчасти — «сказочного» богатырского. Данное обстоятельство послужило основой для активного вовлечения целевой аудитории в деятельность историко-культурного учреждения, и создало благоприятные условия для организации пространства соучастия посетителей и музейной среды. С учетом потребностей современных посетителей и использованием интерактивного подхода в экспозиционно-выставочной и культурно-просветительской деятельности музея-заповедника создано множество проектов в богатырской тематике. Среди них — выставки, ежегодные тематические игры, интерактивные площадки и новые музейные пространства, пользующиеся спросом среди населения. Имеющийся опыт и представленный в статье обзор мероприятий может быть полезен другим музеям, а также способствовать расширению целевой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEROIC THEMES IN THE ACTIVITIES OF THE MUSEUM "IDNAKAR" AS A BASIS FOR THE FORMATION OF A SPACE OF PARTICIPATION

The article is devoted to the analysis of events related to heroic themes, which are successfully implemented in the Museum "Idnakar". Archaeological collections from the museum fund are closely connected with the Udmurt legends about heroes. This fact contributed to the formation of the unique image of the Museum "Idnakar". On the one hand, this is a classic academic museum. On the other hand, there are “fabulous” heroic elements in his appearance. This circumstance became the basis for the active involvement of visitors in museum activities, and also created the conditions for organizing a space for the participation of visitors and the museum environment. Taking into account the needs of modern visitors and using an interactive approach in the activities of the museum, many projects dedicated to heroic themes were created. Among them are exhibitions, annual themed games, interactive platforms and new museum spaces that are in demand among visitors. The existing experience and the review of events presented in the article may be useful to other museums, as well as contribute to the expansion of the target audience.

Текст научной работы на тему «БОГАТЫРСКАЯ ТЕМАТИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ ЗАПОВЕДНИКА «ИДНАКАР» КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА СОУЧАСТИЯ»

Е.Л. Русских

Историко-культурный музей-заповедник Удмуртской Республики «Иднакар» им. М.Г. Ивановой

(г. Гпазов)

Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН

(г. Ижевск)

Богатырская тематика в деятельности Музея-заповедника «Иднакар» как основа для формирования пространства соучастия

Музейная индустрия развивается с каждым днем и требует усовершенствования методов работы с аудиторией нового поколения. В современном обществе происходит смещение акцентов от информирования к вовлечению, культуру потребления заменяет культура сопричастности. Ранее пассивный зритель становится активным участником процесса, приобщается к созданию и распространению контента. Таким образом, формируется пространство соучастия посетителя и музейной среды.

Не является исключением и деятельность Историко-

культурного музея-заповедника Удмуртской Республики «Иднакар» им. М.Г. Ивановой. Основная задача музея, с момента его создания в 1997 г. и до настоящего времени заключается в сохранении и популяризации уникального объекта историко-культурного наследия — Сол-дырского I городища Иднакар, выступающего своеобразным археологическим брендом не только Удмуртии, но и финно-угорского мира в целом.

С одной стороны, музей-заповедник создавался в традиционном для своего времени стиле. В подготовке научной концепции и теоретических основ его деятельности на этапе становления принимали участие классики того времени — доктора исторических наук М.Г. Ива-

нова, К.И. Куликов, Т.И. Останина — сотрудники ведущих научных учреждений Республики (Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН (УИИЯЛ УрО РАН), Национальный музей УР им. К. Герда). Музейные фонды и экспозиция были построены на основе материалов фундаментальных исследований городища Иднакар, проводившихся под руководством М.Г. Ивановой (археологическая экспедиция УИИЯЛ УрО РАН). Постоянная экспозиция, созданная более 20 лет назад, не утратила свою значимость и сегодня. Она продолжает составлять фундамент музея, постепенно трансформируясь и дополняясь в соответствие с потребностями современного посетителя. Совокупность данных обстоятельств способствовала формированию своеобразного академического облика музея.

Еще одним аспектом, определяющим самобытность учреждения, является тесная взаимосвязь основной музейной тематики с национальным фольклором. Городище Иднакар позиционируется как крупный социально-политический, этнокультурный и ремесленный центр средневекового финно-угорского населения бассейна р. Чепцы. Другие музейные коллекции, содержащие материалы средневековых (кон. V-XШ вв. н.э.) че-пецких памятников также

УДК 069.01

DOI 10.24412/cl-34136-2022-12-26-29

Статья посвящена анализу комплекса мероприятий, связанных с богатырской тематикой, и успешно реализуемых на протяжении нескольких последних лет коллективом Музея-заповедника «Иднакар». Тесная взаимосвязь фондовых археологических коллекций с удмуртским героическим эпосом способствовала формированию уникального облика музея — отчасти академического, отчасти — «сказочного» богатырского. Данное обстоятельство послужило основой для активного вовлечения целевой аудитории в деятельность историко-культурного учреждения, и создало благоприятные условия для организации пространства соучастия посетителей и музейной среды. С учетом потребностей современных посетителей и использованием интерактивного подхода в экспозиционно-выставочной и культурно-просветительской деятельности музея-заповедника создано множество проектов в богатырской тематике. Среди них — выставки, ежегодные тематические игры, интерактивные площадки и новые музейные пространства, пользующиеся спросом среди населения. Имеющийся опыт и представленный в статье обзор мероприятий может быть полезен другим музеям, а также способствовать расширению целевой аудитории. Ключевые слова: историко-культурный музей-заповедник «Иднакар», археологические коллекции, удмуртские легенды, богатыри, батырские игры, пространство соучастия

E.L.Russkikh

Historical and Cultural Museum of the Udmurt Republic "Idnakar" named after Margarita Grigorievna Ivanova (Glazov) Udmurt Institute of History, Language and Literature of the Udmurt Federal Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Izhevsk) Heroic themes in the activities of the Museum "Idnakar" as a basis for the formation of a space of participation Abstract. The article is devoted to the analysis of events related to heroic themes, which are successfully implemented in the Museum "Idnakar". Archaeological collections from the museum fund are closely connected with the Udmurt legends about heroes. This fact contributed to the formation of the unique image of the Museum "Idnakar". On the one hand, this is a classic academic museum. On the other hand, there are "fabulous" heroic elements in his appearance. This circumstance became the basis for the active involvement of visitors in museum activities, and also created the conditions for organizing a space for the participation of visitors and the museum environment. Taking into account the needs of modern visitors and using an interactive approach in the activities of the museum, many projects dedicated to heroic themes were created. Among them are exhibitions, annual themed games, interactive platforms and new museum spaces that are in demand among visitors. The existing experience and the review of events presented in the article may be useful to other museums, as well as contribute to the expansion of the target audience

Key words: historical and cultural museum "Idnakar", archaeological collections, Udmurt legends, heroes, heroic games, space of complicity

© Е.Л. Русских, 2022

26

Русских Елена Львовна,

младший научный сотрудник отдела археологии Историко-культурного музея-заповедника Удмуртской Республики «Ид-накар» им. М.Г. Ивановой (г. Глазов); младший научный сотрудник отдела исторических исследований Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН (г. Ижевск)

составляют базу для раскрытия многих сторон материальной и духовной культуры оставившего их населения (поломско-чепецкая археологическая культура). При определении их этнической принадлежности решающее значение имели абсолютное совпадение их расположения с территорией расселения северных удмуртов в настоящее время, а также данные удмуртских легенд о богатырях и их городищах [7, с. 251].

Удмуртским богатырям посвящается целый цикл эпических легенд. В местной терминологии они называются батырами, вслед за наименованием храбрецов и богатырей, перенятым у соседних тюркоязычных народов. Возникновение богатырского цикла исследователи относят к периоду соседства удмуртов с раннефеодальным Бул-гарским государством 1Х-ХШ вв. и периоду монголо-татарского ига (ХШ-ХУ1 вв.). Богатыри-батыры различных территорий (чепецкие, кильмезские, валин-ские, арские) предстают перед читателем смертными существами в антропоморфном облике. Они наделяются различными качествами, свойственными людям: хитростью, ловкостью, смекалкой, завистливостью, добротой, государственной мудростью и др. Но наиболее выразительной их чертой выступает сказочная сила. «Одной рукой способны батыры сровнять с землей горный кряж или вытянуть небольшое возвышение до целой горы. Земля, высыпанная из их лаптей, образует холмы и возвышения. Стрелы, выпущенные из их луков, врезаясь в землю, взрывают ее, образуя холмы. Подобно ветру летают батыры на золотых лыжах. Голос батыра сотрясает все вокруг, содрогается земля, падают деревья» [15, с. 35].

Богатырский цикл является не только образцом устного народного творчества удмуртов,

но и выступает вспомогательным историческим источником. В эпических сказаниях содержатся древние пласты информации по антропонимике, топонимике, характере хозяйства. Но наиболее ценными являются сведения об их расселении, поскольку они в той или иной степени отражают расселение предков удмуртского народа. В частности, в легендах фигурируют такие удмуртские племена как Ватка, Калмез, Арские удмурты, а также местные топонимы: реки Кама, Белая, Чепца, Иж; поселения Солдырь, Селты, Старая Жикья, Чеганда и др.

Наиболее ярким примером, напрямую связанным с чепец-кими городищами, и, соответственно, с основной тематикой музея-заповедника «Иднакар», выступают легенды о Дондин-ских батырах. В центре их сюжетной линии находится богатырь Донды (Донда), его сыновья Идна, Гурья, Весья, Зуй, и родственники (сноха Эбга и внук Чибинь), которые выступают основателями многих городищ на Чепце, таких как Иднакар, Гурь-якар, Весьякар, Дондыкар, Зуйкар, Утемкар, Чибинькар, Эбгакар [9, с. 57-82; 5, с. 11-17]. Именно эти городища, фигурирующие в легендах, существуют в действительности в бассейне р. Чепцы: на археологической карте Удмуртской Республики они отмечены как Солдырское I городище Иднакар, Гординское I, Весьякарское, Дондыкарское, Зуйкарское, Богатырское / Нижнебогатырское, Комаровское, Краснослудское городища. Они известны науке с XIX в. и планомерно исследовались на протяжении многих десятилетий археологами [6, с. 135-199]. Большинство материалов этих укрепленных поселений сосредоточено в фондах музея «Иднакар».

Подобный уникальный пример совпадения фактов «устной истории» с археологическими источниками способствовал ак-

тивному использованию богатырской тематики в экспозици-онно-выставочной и культурно-просветительской деятельности музея-заповедника. Например, среди прочих музейных мероприятий последних лет выделяются такие, которые были подготовлены с учетом данного направления. К ним относятся выставки, ежегодные тематические акции, интерактивные площадки, новые музейные пространства.

Так в 2014 г. на территории МВК стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова в г. Ижевске была организована выставка «Иднакар — богатырская столица», представлявшая в образе былинного эпоса предметный ряд из фондов музея «Иднакар»: костяные и железные наконечники стрел, мечи, боевые топоры, метательные шары, кольчугу, молотки, ножи, косы-горбуши, клещи, поясные подвески и другие предметы «богатырского» снаряжения и домашнего инвентаря [4]. В этот же период в МБУК «Ярский историк-краеведческий музей» была размещена передвижная выставка «Крепость богатыря Идны», посвященная косторезному искусству. В 2017 г. в стенах музея «Иднакар» состоялась временная выставка «Батырское искусство», направленная на демонстрацию предметов вооружения, найденных на чепецких памятниках [3].

В 2018 г. в результате реализации проекта «Военно-исторический маршрут «Страж. 12 веков истории», победившего в грантовом конкурсе Президента Российской Федерации, на базе музея-заповедника была создана интерактивная площадка под открытым небом «Крепость богатыря Идны», включающая масштабный макет городища Иднакар в период его расцвета, фрагмент крепостной стены, археологическую «песочницу», имитирующую раскоп, интерак-

тивную модель средневековой кузницы [8, с. 1-2].

Весной 2022 г. начал работу Музейно-выставочный комплекс «Идна» (как дополнительный корпус музея-заповедника «Ид-накар»). Он включает в себя выставочные залы для временных и иногородних выставок, творческие мастерские и игровые площадки. На базе данного комплекса планируется создать тематические интерактивные залы, которые будут раскрывать темы археологии и поломско-чепецкой археологической культуры, специализированный зал для проведения контактных кукольных спектаклей на тему финно-угорской мифологии, а также историко-интерактивный комплекс под открытым небом на прилегающей к зданию территории [10].

Успешная реализация мероприятий, связанных с богатырской тематикой обусловлена также и потребностями целевой аудитории музея. Ее основу составляют детские коллективы (прежде всего, учащиеся школ), а также взрослое население, включенное в городскую культурную среду (г. Глазов) и интересующееся историей края. Подобная тесная взаимосвязь «сказочного» богатырского облика музея в совокупности с интересами посетителей, наилучшим образом способствовала успешной организации процесса «захватывающего» посещения как одной из форм интерактивной деятельности.

Наиболее выразительным в этом отношении примером является ежегодное событийное мероприятие Батырские игры «Ид-на-Батыр», организуемое коллективом музея-заповедника «Иднакар». Их специфика состоит в том, что местом проведения выступает территория археологического памятника федерального значения «Городище Иднакар» [1]. Участниками мероприятия становятся гости

(обычные люди), готовые принять участие в различных состязаниях. Кроме того, в соревнованиях принимают участие команды предприятий и учреждений г. Глазова и Удмуртской Республики. Каждая из них выставляет по одному «батыру», который принимает участие в основных конкурсах, остальные члены команды («Род Батыра») состязаются в дополнительных. Кроме соревнований проект включает целый комплекс мероприятий, таких как интерактивные конкурсы, мастер-классы, выставки, экскурсии и концертную программу

[14].

Первые Батырские игры состоялись 15 августа 2015 г. На площадке мероприятия были организованы спортивные состязания за звание «Идна-Батыр 2015», юниорский турнир стрелков из традиционного лука «Стрелы Идны 2015», выступление участников клуба исторической реконструкции «Берн» и других творческих и музыкальных коллективов. Кроме того, в программу вошли мастер-классы от Центра ремесел и музея-заповедника Иднакар и передвижная выставка «Батыр-кар — Богатырская столица», включающая иллюстративные материалы и средневековые артефакты из музейных фондов [11].

В рамках проведения Вторых Батырских игр, состоявшихся в 2016 г. на горе Солдырь были организованы: командные соревнования «Батыров» из г. Глазова, Ижевска и Воткинска, работа игровых площадок «Арбалетный тир» и «ГТО по-батырски», выставка музея «Иднакар», посвященная средневековым украшениям, работа торговых рядов по продаже сувениров, мастер-классы, концертная программа. Мероприятие дополнено Проектной сессией «Мифологический ландшафт севера Удмуртии: исторический эксперимент» (проходившей на территории д. Адам Глазовского р-на УР) [2].

В 2017-2019 гг., соответственно, состоялись третьи, четвертые и пятые игры «Идна-батыр». С 2019 г. они начинают проводятся в рамках общегородского праздника дня города Глазова и обогащаются новыми площадками музейных партнеров и спонсоров. Среди них — городской тренажерный зал «Urban gym», культурно-туристический парк «Донды-Дор», загородный комплекс «Горлица», база отдыха «Снегирь» и др.

С 2020 г. с целью расширения музейной аудитории к концепции традиционных батырских игр присоединяются схожие проекты культурно-спортивной направленности. В 2021 г. успешно реализован проект «Семейные Батырские игры -«Папа, мама, я - батырская семья» (VI Батырские игры), участниками которых являлись семьи с детьми, проходившие испытания по маршрутным листам. В 2022 г. батырские игры прошли в формате межстуденческих. Их участниками, соответственно, стали студенческие команды, представлявшие средне-специальные и высшие учебные заведения г. Глазова. Оба мероприятия были организованы на территории музея-заповедника — в интерактивном парке «Крепость богатыря Идны» [12; 13].

Таким образом, проект Ба-тырских игр, успешно реализуемый музеем-заповедником Ид-накар с 2015 г., с течением времени не только не утратил своей актуальности, но, напротив, трансформировался в соответствие с запросами включенных в

него участников. Его площадка, будучи сама по себе вписанной в общегородские и республиканские мероприятия, объединила разнообразные группы заинтересованных сторон (музей, городское пространство, посетители, партнеры музея) и по своей сущности стала успешной моделью создания «пространства соучастия». Богатырская тематика, определяющая самобытный облик музея «Иднакар» с момента его создания, послужила благоприятной почвой для формирования данного опыта и привлекательного образа музея в целом.

Литература:

1. 1. Батырские игры [сайт Историко-культурного музея-заповедника «Иднакар» им. М.Г. Ивановой]. URL: https://xn--80aakpmqy.xn--piai/novosti/v-batyrskie-igry-idna-batyr-2019/ (дата обращения 22.06.2022).

2. Вторые батырские игры пройдут в Удмуртии [сайт БезФормата]. URL: https://ijevsk.bezformata.com/listnews /vtorie-batirskie-igri-projdut/49355824/ (дата обращения 23.06.2022).

3. Выставка «Богатырское искусство» [сайт Историко-культурного музея-заповедника «Иднакар» им. М.Г. Ивановой]. URL: https://xn--80aakpmqy.xn--piai/vystavki/v-muzee/batyrskoe-iskusstvo/ (дата обращения 22.06.2022).

4. Выставка «Иднакар — богатырская столица» [сайт МВК стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова]. URL: http://www.museum-mtk.ru/id2430053/ (дата обращения: 22.06.2022).

5. Земля Идны. Ижевск, издательство Регион-Пресс, 2008. 120 с.

6. Иванов А.Г., Иванова М.Г., Останина Т.И., Шутова Н.И. Археологическая карта северных районов Удмуртии. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. 276 с.

7. История Удмуртии: С древнейших времен до XV в. / под ред. М.Г. Ивановой. Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН, 2007. 304 с.

8. Микрюкова А.А. Страж не дремлет // Первая газета недели. 2018. № 1 (136). С. 1-2.

9. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа: Литературная обработка Н. Кралиной. Устинов: Удмуртия, 1986. 202 с.

10. Музейно-выставочный комплекс «Идна» [сайт Культура РФ]. URL: https://www.culture.ru/institutes/822 80/muzeino-vystavochnyi-kompleks-idna (дата обращения 22.06.2022).

11. Первые батырские игры пройдут в Глазове [сайт Известия Удмуртской Республики]. URL: https://izvestiaur.ru/rubrics/proisshest viya/276887-

pervye_batyrskie_igry_proydut_v_glaz ove/ (дата обращения 23.06.2022).

12. Пятые «Батырские игры «Идна-Батыр 2019» [публичная страница Музея-заповедника УР «Иднакар» им. М.Г. Ивановой]. URL: https://vk.com/wall-35072640_2359 (дата обращения 23.06.2022).

13. Семейные батырские игры [сайт Историко-культурного музея-заповедника «Иднакар» им. М.Г. Ивановой]. URL: https://xn--80aakpmqy.xn--p1ai/uncategorized/semejnye-batyrskie-igry/ (дата обращения 23.06.2022).

14. Третьи Батрыские игры «Идна-Батыр-2017» [сайт Национальный туристический портал]. URL: https ://russia .travel/eve nts/3 24040/ (дата обращения 22.06.2022).

15. Удмуртские батыры (Удмурт батыръёс) / предисловие М.В. Гришкина, художник В.Л. Белых. Ижевск: Удмуртия. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.