Научная статья на тему 'Реализация стратегий CLIL в интегрированном курсе «My first steps in science»'

Реализация стратегий CLIL в интегрированном курсе «My first steps in science» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание английского языка / метод CLIL / интегрированное обучение / межпредметные связи / коммуникативный подход / English language teaching / CLIL method / integrated learning / inter-subject com­munication / communicative approach.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копейкина Л.Н

Статья рассматривает опыт технологии интегрированного предметно-языкового обучения. Описано практическое применение технологии CLIL, ее эффективность, требования к подготовке и организации занятий при обучении английскому языку и основам естествознания, химии, физики в 4-5 классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementing CLIL strategies in the integrated course "My first steps in science"

The article considers the experience of integrated subject-language learning technology. The practical application of the CLIL technology, its effectiveness, and requirements for the preparation and organization of the lessons when teaching and learning English and the basics of Biology, Chemistry, and Physics in the 45th grades are described.

Текст научной работы на тему «Реализация стратегий CLIL в интегрированном курсе «My first steps in science»»

и

УДК 373.1.02:372.8 ГРНТИ 1425 09

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ CLIL В ИНТЕГРИРОВАННОМ КУРСЕ «MY FIRST STEPS IN SCIENCE» (для учащихся 4-5 классов)

Андатпа

Мацалада пэндш - тщщк 6ipiKiipy технологиясынан ю-тэж1рибеш кернек турде керсетшген. 5-:i сынып-тарда биология, химия, физика непздерш оцыту мен агылшын тшн уйрету кезiнде сабацты уйымдастыру жэне CLIL технологиясын тэжiрибеде цолдану, онын, тиiмдiлiгi мен дайындыцца цойылатын талаптары женiнде айтылтан.

Аннотация

Статья рассматривает опыт технологии интегрированного предметно-языкового обучения. Описано практическое применение технологии CLIL, ее эффективность, требования к подготовке и организации занятий при обучении английскому языку и основам естествознания, химии, физики в 4-5 классах.

Annotation

The article considers the experience of integrated subject-language learning technology. The practical application of the CLIL technology, its effectiveness, and requirements for the preparation and organization of the lessons when teaching and learning English and the basics t* of Biology, Chemistry, and Physics in the 4- 5th grades

к are described.

<c

CO

^ Перед современным образованием стоит гло-

о бальная задача формирования поликультурной,

§ полиязычной личности, обладающей навыками

1-4

о коммуникации в межэтнической среде.

'—>

§ Система межпредметного обучения подразу-

^ мевает формирование у школьников целостной

н

g картины мира, структуры междисциплинарных

§ и внутрипредметных связей, обеспечивающих

о гибкость мышления, умение нестандартно под-

н ходить к решению задач, использовать знания из смежных областей.

Копейкина Л.Н.,

учитель английского языка

школа-гимназия, г.Тобыл, Костанайский район, Костанайская область

Нег1зг1 свздер: агылшын т1-лт оцыту, CLIL эдш, б\р1кт1р\п оцыту, пэнаралъщ байланыс, ттдЫ царым- цатынас

Ключевые слова: преподавание английского языка, метод CLIL, интегрированное обучение, межпредметные связи, коммуникативный подход.

Keywords: English language teaching, CLIL method, integrated learning, inter-subject communication, communicative approach.

Ц

Технология CLIL (технология предметно-языкового интегрированного обучения) в настоящее время активно внедряется в казахстанских школах. Получив распространение благодаря исследованиям Д. Марша, Д. Коэла, О. Майер, Д. Грэдолла, К. Хатайя в обучении предметному содержанию посредством второго (неродного) языка во многих европейских странах, технология продемонстрировала хорошие образовательные результаты: достижение предметных и языковых целей происходит одновременно.

Обучение с помощью приемов CLIL подразумевает изучение языка через предметное содержание, использование его в качестве средства общения, а также освоение информации об объекте изучения. Таким образом, происходит оптимизация учебного процесса: при экономии учебного времени обучаемые овладевают не только разговорной, повседневной речью на иностранном языке, но и обогащают словарный запас специальными терминами в соответствии с содержанием учебного предмета. Работа с технологией позволяет устранить междисциплинарную разобщенность школьного обучения, сделать язык ключом, инструментом к познанию, развивает когнитивные навыки учащихся, мотивирует к учению, формирует мировоззрение, расширяет эрудицию.

Воспитательное значение интегрированного обучения трудно переоценить. Технология CLIL поощряет использование аутентичных материалов. Иностранный язык можно изучать в контексте географии родного края, флоры и фауны, культурных особенностей страны, где живет и учится школьник. Образовательный процесс дает возможность воспитывать в детях гражданственность,

патриотизм, любовь к своей стране.

В рамках подхода CLIL нами был разработан и апробирован интегрированный курс «My first steps in science» («Мои первые шаги в науку») для учащихся 4-5 класса. Учебно-методический комплект курса содержит пояснительную записку с календарным планированием, книгу для учителя, рабочую тетрадь для учащегося, рекомендации и задания учащимся для выполнения портфолио.

Реализуя программу курса, мы обучаем использовать язык для получения знаний по предмету.

Стандартная схема занятия включает работу по четырехступенчатой схеме:

1. Обработка текста.

2. Осознание и организация полученных знаний.

3. Языковое понимание текста.

4. Задания для учеников.

Используются разнообразные самостоятельные и творческие задания.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

• работать с дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет на английском языке;

• выдвигать гипотезы;

• работать с микроскопом;

• проводить анкетирование и обработку анкет;

• представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков, презентаций;

• интерпретировать результаты эксперимента;

• обсуждать результаты эксперимента, делать выводы, участвовать в дискуссии на английском языке.

Завершает курс отчет о проектной деятельности, сформированный в виде портфолио. После каждого занятия, учащимся рекомендованы задания для самостоятельной работы, выполнение

*

S х

<с m о

го

£ W

О *

S I—

О §

X X ш Е-

S *

s

рц

О ш Е-

X

<с т о

го £

РЧ

О *

1-4

о ч о

X X ш Е-

к ^

к

рц

о

ш Е-

которых позволяет накопить богатый материал и оформить собственное порт-фолио.

Итоги работы с применением технологии CLIL: владение повседневной и специализированной английской речью, сформированная система базовых ценностей (жизнь, человек, здоровье), умение оперировать знаниями; развитие умений планирования и организации экспериментальной работы; развитие системного анализа, критического, творческого и комбинированного мышления.

Повышение познавательной активности учащихся способствует достижению не только обучающих и развивающих, но и профориентационных задач. У многих школьников появляется интерес к науке, желание приобрести профессию в области естественно-научного знания - ветеринарии, медицины, биологической инженерии и т.п.

Эффективность обучения в соответствии с CLIL-подходом достигается благодаря разнообразным формам подачи материала, индивидуальной и групповой организации работы, акценту на индивидуальную и творческую деятельность школьников, обучению в рамках деятельностного и коммуникативного подхода, стимуляции общения не только на повседневном английском, но и на познавательном, академическом языке школьных предметов.

Стоит заметить, что для успешной реализации педагогу необходимо

обладать определенными компетенциями:

• владение технологическими приемами предметно-языкового интегрированного обучения;

• навыки анализа своей деятельности, педагогического исследования, обобщения опыта;

• способность мыслить креативно, системно, умение импровизировать, быть готовым к любой ситуации.

При подготовке к занятиям следует учитывать возрастные психологические особенности учащихся, уровень их владения предметом. Иногда стоит подобрать предметный материал, уже немного известный школьникам, чтобы они могли опираться на имеющиеся знания. Большое значение имеет форма подачи материала - иллюстрации, таблицы, схемы. Благодаря структурированному, блочному, красочному способу изложения информации на иностранном языке, учащимся легче ее понять и усвоить. Обязательно доносить до учащихся цели и задачи урока, формировать представление о том, как будет проходить занятие, и чего они смогут достигнуть.

Специфической особенностью обучения по технологии CLIL является увеличенное время ожидания ответа от учащихся: ведь им необходимо сначала перевести для себя, понять задание, затем выбрать ответ и только потом оформить его на английском языке. Это обусловлено психологическими и когнитивными процессами, происходящими в момент выполнения задания или ответа на вопрос, поскольку учащиеся привыкли думать на родном языке. Учитель должен говорить медленно и отчетливо, акцентировать внимание на сложных речевых оборотах, проводить работу с ключевыми словами, специальными терминами. На первых этапах, если учащимся непонятен текст, они могут задать уточняющий вопрос учителю, но он отвечает только на английском языке. Необходимо поощрять общение на иностранном языке и между учащимися, стремление выражать свою точку зрения.

Организация учебных занятий требу-

ID

ет обширной подготовки. Необходимо тщательно отбирать предметное содержание урока, учитывать знания детей и по английскому языку, и по дисциплинам естественного цикла. После каждого занятия мы анализируем, что следует скорректировать при планировании будущих интегрированных уроков, т.к. даже дети из разных пятых классов неодинаково усваивают материал и справляются с поставленными задачами.

Мы считаем, что стратегии CLIL представляют большой интерес для педагогической науки. Уникальность интегрированного обучения иностранному языку и различным дисциплинам в создании междисциплинарных связей, насыщенности учебного процесса информативностью и деятельностью. Предметно-языковое интегрированное обучение способствует формированию широкого мировоззрения, гуманизма,

толерантности, понимания многообразия мира. Это, в свою очередь, развивает историческую, лингвистическую, социальную, этическую культуру личности, что, несомненно, актуально в современном мире.

ЛИТЕРАТУРЛ:

1.Maljers A., Marsh D., Coyle D., HartialaA.K., Marsland B., Pérez-Vidal C., Wolff D. (2002) The CLIL Compendium. [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: http://www.clilcompendium.com (дата обращения: 12.04.2021г.)

2.Лалетина Т.А. Интегрированный подход и использование предметно-языковой интеграции при обучении иностранному языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// conf.sfukras.ru/uploads/3_Laletina%20 T%5B1%5D.A.pdf (дата обращения: 12.04.2021г.)

s

х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<С m о

го

£ W

О *

S I—

О §

X X ш Е-

S *

s

рц

О ш Í-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.