Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ'

РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЯЗЫЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ / CLIL / ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПЛАНА / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засименко О.В.

В статье отражён опыт работы учителя по формированию полиязычной личности выпускника общеобразовательной малокомплектной школы через внедрение в образовательный процесс технологии CLIL.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MULTICULTURAL PERSON IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A SMALL SCHOOL

The article is about teacher's experience in developing graduate a multilingual graduate of small secondary school through including CLIL approaches to the educational process.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ»

образом, умения и готовность к общению и работе с информацией на нескольких языках становятся важными требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику школы. В рамках реализации этого направления и с учетом поэтапного Плана внедрения трехъязычного образования в организациях образования Карабалыкского района была разработана подпрограмма «Развитие поликультурной личности», целью которой стало создание необходимого потенциала организационных, методических условий для решения проблемы развития поликультурной личности воспитанников и обучающихся на разных этапах их обучения. Изучить, насколько коллектив готов к внедрению поли-язычия в практику своей работы, помогло микроисследование «Формирование полиязычной личности», конечным этапом которого стало подведение итогов в рамках районного семинара заместителей директоров школ по УВР «Полиязычное образование -основа становления языковой личности». В результате проведенного исследования был выделен ряд противоречий:

• осознание каждым учителем-носителем языковой культуры того, что современное общество сегодня нуждается в полиязыковой личности, и отсутствие системы полиязычного образования как процесса её подготовки в условиях обучения;

• осознание необходимости разработки системы полиязычного образования и фрагментарность, эпизодичность ее внедрения в условиях школы;

• желание, чтобы каждый выпускник соответствовал модели полиязыковой личности, и отсутствие условий для формирования такой личности.

Результатом проведенного микроисследования стало создание модели формирования поликультурной личности, выработка рекомендаций по реализации данной модели и переход к практическому этапу внедрения подпрограммы. В школе начал работу кружок английского языка для взрослых.

Программа кружка разработана отдельно для учителей (в обязательном порядке преподаватели физики, информатики, химии и биологии) и отдельно для родителей (те, которые желают помочь ребенку в овладении языковыми навыками). Вместе с этим педагоги школы естественно-математического цикла прошли языковые курсы по изучению английского языка «Учитель 21 века» на базе профессионального языкового центра «USTAZ». Это позволило учителям школы активно включиться в реализацию международного проекта "Content and Language Integrated Learning" - "Интегрированное обучение предмету и иностранному языку», используя разные формы и методы. Практика работы школы в этом направлении показала ее эффективность в рамках вариативного компонента учебного плана, представленного индивидуальными и групповыми занятиями по химии «Химия в быту» для обучающихся 10 класса. Основной задачей данного курса является формирование у обучающихся знаний, умений и опыта общения на предметную тематику с использованием не только родного, но и иностранного языка; а перспективной целью - формирование полиязычной личности, обладающей общенаучной грамотностью. На текущий момент данный курс проходит апробацию с целью расширения представлений обучающихся о безопасных и опасных веществах, окружающих их в быту, правильного (безопасного) обращения с химическими материалами через формирование общенаучной грамотности, ключевых компетенций, связанных с общением и использованием академического языка науки, как русского, так и английского - а именно, определенного уровня информационно-коммуникативной компетентности. Хочется отметить, что на предметных занятиях с использованием технологии CLIL одинаково важно развитие языковых умений и предметных знаний, и чаще всего такие уроки основываются на четырёхступенчатой схеме:

в;

5 х

m

о

СП

6

W О в; s

I—

О §

X X ш Е-

S в;

s

Рч

о

ш Е-

1. Обработка текста.

2.Осознание и организация полученных знаний.

3 .Языковое понимание текста (для наилучшей визуализации прочитанного материала очень важно при работе с текстом включать в его содержание различные иллюстрации или представлять текст схематически).

4.Задания для обучающихся.

Как педагог-практик с уверенностью могу заявить, что такое изучение не может полностью заменить изучение соответствующего предмета на родном языке, однако оно может существенно его дополнить. При составлении заданий следует учитывать не только возрастные особенности обучающихся, но и степень их владения иностранным языком, готовность воспринимать учебный материал на иностранном языке. Поэтому зачастую материал по учебному предмету подбираю по уровню сложности чуть ниже актуального уровня знаний учащихся по этому предмету на родном языке. Задания по обработке текста выстраиваю с акцентом на предметное содержание, вовлекая обучающихся в процесс понимания, обсуждения главной мысли текста и проверки. Особенностью на этом этапе является то, что задания должны показывать особенности лингвистических форм, они должны быть направлены на отработку умений в их создании, употреблении,

^ использовании. Кроме того, задания должны К

Д стимулировать самостоятельную и творчес-

§ кую деятельность обучающихся, коммуника-

< тивные задания для устного и письменного

§ общения на иностранном языке.

2 Занятия с использованием технологии К

[=5 СЫЬ в условиях вариативного курса на-о правлены в первую очередь на обеспечение X права выбора, предоставление возможности н реализации индивидуального образователь-он ного маршрута языкового саморазвития каж-рц дого обучающегося.

м Уникальность данного курса в том, что темы, предложенные для изучения, не только имеют познавательное значение, но и прак-

тико-ориентированные, потому что обучающиеся встречаются постоянно с текстами в повседневной жизни. Объем заданий может трансформироваться в зависимости от уровня подготовки обучающихся, эффективность полученных знаний можно оценить за небольшой промежуток времени, и при этом занятия наполнены разнообразными видами групповой практико-ориентированной деятельности.

Использование данных подходов в практике работы позволяет обучающимся с первой минуты почувствовать себя равноправным членом команды, они работают в условиях, где царит творчество, диалог, дискуссия, где каждый не боится совершить ошибку, где любой эксперимент приветствуется -это не только интересно, но и эффективно. Использование технологии CLIL в рамках вариативного курса позволило мне переосмыслить всю мою педагогическую практику, наполнив ее творчеством и твердой уверенностью в том, что это один из эффективных путей повышения уровня сформированнос-ти полиязычной информационно-коммуникативной компетентности обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА:

1. https://www.dis sercat.com/content/ metodika-izucheniya-khimii-v-shkole-v-usloviyakh-integratsii-s-angliiskim-yazykom (дата обращения 10.07.2021)

2.http://conf. sfukras.ru/uploads/3_ Laletina%20T%5Bl%5D.A.pdf (дата обращения 10.07.2021)

3.Coyle D.Content and Language Integrated Learning Motivating Learners and Teachers[3-лектронный ресурс].- Режим доступа: http:// blocs.xtec.cat/clilpractiques l/files/2008/11/ slrcoyle.pdf (дата обращения 10.07.2021)

4.Maljers A., Marsh D., Coyle D., Hartiala A.K., Marsland В., Pérez-Vidal C., Wolff D. (2002) The CLIL Compendium. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.clilcompendium.com (дата обращения 10.07.2021)

УДК 373.1.02 ГРНТИ 14 25 05

ТЕАТРАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Ацдатпа

Макала мектеп-гимназиянын, т^тас педагоги-калы к процес1нде театр технологиясын колдану тэж1рибесш жинактайды: тэрбиелш сыныптан тыс ж^мысты жэне агылшын тшш окытуды б1р1кире отырып, м^гагпм оку уэждемесшщ децгешн арт-тыруга, окушылардын, зияткерлж кабшеттер1 мен шыгармашылык элеуетш дамытумен катар агылшын тшшщ сездш к¥Рамын кецейтуге кол жетюзедг Макала театр технологиясы аркылы шет тшд1 ком-муникативтш кузыретп калыптастыру процесшде оку жэне жазу, ынтымактастыкта окыту, белсещц окыту аркылы сыни ойлауды дамыту технология-сын практикалык ¡ске асыруды бейнелейдг Агылшын ттнде койылган спектакльдер мен мюзикл-дер дщ накты мысалдары келпршш, мектеп театры табысынын, кейб1р к¥пиялаРы ашылады.

Аннотация

Статья обобщает опыт применения театральной технологии в целостном педагогическом процессе школы-гимназии: объединив воспитательную внеклассную работу и обучение английскому языку, учитель добивается повышения уровня учебной мотивации, расширения словарного состава английского языка наряду с развитием интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся. Статья иллюстрирует практическую реализацию технологии развития критического мышления через чтение и письмо, обучения в сотрудничестве, дея-тельностного активного обучения в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции через театральную технологию. Приводятся конкретные примеры поставленных на английском языке спектаклей и мюзиклов, раскрываются некоторые секреты успеха школьного театра.

Кудрицкая М.И.,

ассоциированный профессор кафедры иностранных языков, Костанайский региональный университет им. А.Байтурсынова, г. Костанай,

Копейкина Л.Н.,

учитель английского языка, школа-гимназия, г.Тобьгл, Костанайская область

Нег'гзг'! создер: сыныптан тыс жумыс, театр технологиясы, шет тШн окыту, ын-таландыру, шыгармашылык, кызметпен тэрбиелеу.

Ключевые слова: внеклассная работа, театральная технология, обучение иностранному языку, мотивация, творчество, воспитание деятельностью.

Keywords: extracurricular work, theater technology, foreign language education, motivation, creativity, activity education.

в; К

X

<c

m

о

СП &

w О в; s

L

О §

X X Ш E-

K в;

s

Рч

о

ш E-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.