Научная статья на тему 'Реализация Стратегии научно-технологического развития страны: региональный аспект'

Реализация Стратегии научно-технологического развития страны: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / DAGESTAN STATE UNIVERSITY / INNOVATIONS / INTELLECTUAL PROPERTY / RESEARCH AND DEVELOPMENT / SCIENCE AND TECHNOLOGY / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / SCIENTIFIC POTENTIAL / STRATEGY / SUSTAINABLE ENVIRONMENTAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рабаданов Муртазали Хулатаевич, Ашурбеков Назир Ашурбекович, Амиров Расул Аликадиевич

Введение: исследование специфики и перспектив реализации Стратегии научно-технологического развития Российский Федерации (далее Стратегия) на региональном уровне, на примере Республики Дагестан. Материалы и методы: в исследовании используются теоретические и эмпирические методы, логический и системный анализ, статистический и структурный динамический анализ, методы описания, прогноза и экспертных оценок. Результаты: проведен анализ динамики финансового обеспечения отечественной сферы науки и технологий за последние два десятилетия. Выделены региональные аспекты приоритетов и этапов реализации Стратегии, в том числе региональные приоритеты в области развития экологически чистых производств и внедрения ресурсосберегающих технологий. Обсуждение: в ходе исследования были выделены роль и ключевые направления деятельности региональных вузовдля ускоренного научно-технологического развития страны на примере Дагестанского государственного университета. Заключение: даны конкретные предложения для эффективной реализации Стратегии научно-технологического развития страны на региональном уровне, на примере Республики Дагестан: необходимость развития системы отбора, поддержки и закрепления одаренной в научно-технической сфере молодежи в регионе, развитие кооперации вузов и научных организаций с предприятиями, работающими в реальном секторе экономики, в том числе путем развития системы базовых кафедр на предприятиях, а также формирования практико-ориентированных образовательных модулей для реализации адаптивных под конкретные производства образовательных программ; формирование научно-образовательного кластера региона; создание единой региональной экспертной площадки в форме научно-координационного совета по реализации Стратегии; создание реестра объектов интеллектуальной собственности республики, с проведением рыночной оценки результатов интеллектуальной деятельности, введением их в хозяйственный оборот; разработка и принятие отдельной республиканской программы «Научно-технологическое развитие Республики Дагестан».Introduction: identifying the features and determining the prospects of the implementation of the Strategy for the Scientific and Technological Development of the Russian Federation (hereinafter the Strategy) at the regional level, through the example of the Republic of Dagestan. Materials and Methods: theoretical and empirical methods, logical and system analysis, statistical and structural dynamic analysis, methods of description, forecast and expert estimates are applied. Results: the analysis of financial support of domestic science and technology over the past two decades has been carried out. The priorities and stages of the implementation of the Strategy at the regional level, including those in the development of environmentally friendly industries, have been identified. Discussion: the study highlighted the role and key activities of regional universities for accelerated scientific and technological development of the country, using the example of Dagestan State University. Conclusion: specific proposals are given for the effective implementation of the Strategy for the scientific and technological development of the country at the regional level, on the example of the Republic of Dagestan: they include the need to develop a system of selection, support and consolidation of talented young people in the scientific and technical sphere of the region; the development of cooperation of universities and research organizations with enterprises working in real economy, including through the system of specialized departments at enterprises, as well as by way of practice-oriented modules of educational programs customized for specific production; the formation of a scientific and educational cluster in the region; the establishment of a single regional expert platform in the form of a scientific and coordinating council for the implementation of the Strategy; setting up a register of intellectual property of the republic with a market assessment of the results of intellectual activity, their introduction into economic circulation; the development and the adoption of a dedicated republican program «Scientific and technological development of the Republic of Dagestan».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рабаданов Муртазали Хулатаевич, Ашурбеков Назир Ашурбекович, Амиров Расул Аликадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация Стратегии научно-технологического развития страны: региональный аспект»

08.00.05 УДК 330

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

© 2020

Муртазали Хулатаевич Рабаданов, доктор физико-математических наук, профессор, ректор Назир Ашурбекович Ашурбеков, доктор физико-математических наук, профессор, проректор по научной работе и инновациям Расул Аликадиевич Амиров, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент» Дагестанский государственный университет, Махачкала (Россия)

Аннотация

Введение: исследование специфики и перспектив реализации Стратегии научно-технологического развития Российский Федерации (далее - Стратегия) на региональном уровне, на примере Республики Дагестан. Материалы и методы: в исследовании используются теоретические и эмпирические методы, логический и системный анализ, статистический и структурный динамический анализ, методы описания, прогноза и экспертных оценок.

Результаты: проведен анализ динамики финансового обеспечения отечественной сферы науки и технологий за последние два десятилетия. Выделены региональные аспекты приоритетов и этапов реализации Стратегии, в том числе региональные приоритеты в области развития экологически чистых производств и внедрения ресурсосберегающих технологий.

Обсуждение: в ходе исследования были выделены роль и ключевые направления деятельности региональных вузовдля ускоренного научно-технологического развития страны на примере Дагестанского государственного университета.

Заключение: даны конкретные предложения для эффективной реализации Стратегии научно-технологического развития страны на региональном уровне, на примере Республики Дагестан: необходимость развития системы отбора, поддержки и закрепления одаренной в научно-технической сфере молодежи в регионе, развитие кооперации вузов и научных организаций с предприятиями, работающими в реальном секторе экономики, в том числе путем развития системы базовых кафедр на предприятиях, а также формирования практико-ориентированных образовательных модулей для реализации адаптивных под конкретные производства образовательных программ; формирование научно-образовательного кластера региона; создание единой региональной экспертной площадки в форме научно-координационного совета по реализации Стратегии; создание реестра объектов интеллектуальной собственности республики, с проведением рыночной оценки результатов интеллектуальной деятельности, введением их в хозяйственный оборот; разработка и принятие отдельной республиканской программы «Научно-технологическое развитие Республики Дагестан». Ключевые слова: Дагестанский государственный университет, инновации, интеллектуальная собственность, исследования и разработки, наука и технологии, научно-технологическое развитие, научный потенциал, стратегия, устойчивое развитие региона.

Для цитирования: Рабаданов М. Х., Ашурбеков Н. А., Амиров Р. А. Реализация стратегии научно-технологического развития страны: региональный аспект // Вестник НГИЭИ. 2020. № 5 (108). С. 80-89.

IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIA: REGIONAL ASPECT

© 2020

Murtazali Khulataevich Rabadanov, Dr. Sci. (Physics and Mathematics), professor, rector Nazir Ashurbekovich Ashurbekov, Dr. Sci. (Physics and Mathematics), professor, vice rector for research and innovation Rasul Alikadievich Amirov, Ph. D. (Economics), associate professor, associate professor of the chair «Management» Dagestan State University, Makhachkala (Russia)

Abstract

Introduction: identifying the features and determining the prospects of the implementation of the Strategy for the Scientific and Technological Development of the Russian Federation (hereinafter - the Strategy) at the regional level, through the example of the Republic of Dagestan.

Materials and Methods: theoretical and empirical methods, logical and system analysis, statistical and structural dynamic analysis, methods of description, forecast and expert estimates are applied.

Results: the analysis of financial support of domestic science and technology over the past two decades has been carried out. The priorities and stages of the implementation of the Strategy at the regional level, including those in the development of environmentally friendly industries, have been identified.

Discussion: the study highlighted the role and key activities of regional universities for accelerated scientific and technological development of the country, using the example of Dagestan State University.

Conclusion: specific proposals are given for the effective implementation of the Strategy for the scientific and technological development of the country at the regional level, on the example of the Republic of Dagestan: they include the need to develop a system of selection, support and consolidation of talented young people in the scientific and technical sphere of the region; the development of cooperation of universities and research organizations with enterprises working in real economy, including through the system of specialized departments at enterprises, as well as by way of practice-oriented modules of educational programs customized for specific production; the formation of a scientific and educational cluster in the region; the establishment of a single regional expert platform in the form of a scientific and coordinating council for the implementation of the Strategy; setting up a register of intellectual property of the republic with a market assessment of the results of intellectual activity, their introduction into economic circulation; the development and the adoption of a dedicated republican program «Scientific and technological development of the Republic of Dagestan».

Keywords: Dagestan State University, innovations, intellectual property, research and development, science and technology, scientific and technological development, scientific potential, strategy, sustainable environmental development.

For citation: Rabadanov M. Kh., Ashurbekov N. A., Amirov R. A. Implementation of the strategy of scientific and technological development of the Russia: regional aspect // Bulletin NGIEI. 2020. № 5 (108). P. 80-89.

Введение

Образование и наука являются системообразующими факторами стратегии развития государства, основой национальной безопасности страны, именно они определяют конкурентоспособность национальной экономики. Способность генерировать новые знания и трансформировать знания в инновационный продукт превращается в основную детерминанту экономического роста, т. к. в поступательном конкурентоспособном развитии страны главенствующая роль отводится интеллектуализации основных факторов производстваи научно-технологическому развитию всех отраслей экономики и социальной сферы [1].

В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 [2] (далее - Стратегия), определены цель, основные задачи, принципы, приоритеты, направления и меры реализации государственной политики, направленные на научно-технологическое развитие страны на долгосрочный период для эффективного ответа российского общества на большие вызовы для общества, государства и науки.

В результате реализации Стратегии сфера науки, технологий и инноваций должна функционировать как единая система, интегрированная с социально-экономической системой страны и обеспечивающая ее независимость и конкурентоспособность.

Целью настоящей работы является исследование спецификии перспектив реализации Стратегии научно-технологического развития Российский Федерации на региональном уровне, на примере Республики Дагестан.

Объект исследования - Стратегия научно-технологического развития Российский Федерации.

Материалы и методы В исследовании используются теоретические и эмпирические методы, логический и системный анализ, статистический и структурный динамический анализ, методы описания, прогноза и экспертных оценок. Источниками информации выступили нормативно-законодательные акты, материалы официальной статистики, периодических изданий.

Результаты исследования Реализация Стратегии осуществляется в два этапа (I этап - 2017-2019 гг., II этап - 2020-2025 гг.), увязанных с этапами развития национальной эко-

номики и бюджетной системы Российской Федерации. Для каждого этапа реализации Стратегии установлены определенные ориентиры и показатели результативности.

Стратегия научно-технологического развития европейских стран включает в качестве целевого

ориентира достижение уровня инвестиций в научно-исследовательский инновационный сектор экономики не менее 3,0 % ВВП [3].

В табл. 1 представлена динамика внутренних затрат на исследования и разработки в Российской Федерации в период с 1992 по 2017 годы.

Таблица 1. Внутренние затраты на исследования и разработки в России Table 1. Domestic research and development costs in Russia

Год / Year 1992 2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018

140,6 76,7 230,8 523,4 914,7 943,8 1 019,2 1 028,2

Внутренние затраты на исследования и разработки, млрд руб. / Internal research and development costs, billion rubles в процентах к ВВП1)/ percentage of GDP1-1

1) данные актуализированы с 2013 г. в связи с пересчетом ВВП / Data updated from 2013 in connection with the conversion of GDP

Источник: Составлено на основе данных статистических сборников «Россия в цифрах - 2019» и «Российский статистический ежегодник. 2019» [4; 5]

0,74 1,05 1,07 1,13 1,10 1,10 1,11

1,0

Данные табл. 1 за 1992-2000 гг. отражают кризисный этап в стране и оптимизацию расходов на НИОКР. За этот период времени финансирование науки в РФ в абсолютных объемах сократилось со 140,6 млрд руб. до 76,7 млрд руб. при их относительном повышении к существенно сократившемуся ВВП страны. При этом эти цифры показывают их заметный рост в 2000-е гг. как в номинальном выражении (без учета инфляции), так и в реальном -по отношению к возросшему ВВП.

В табл. 2 представлена динамика внутренних затрат на НИОКР в России по основным секторам деятельности.

Из данных таблицы можно сделать следующие выводы. В 2000-е гг. наблюдается рост внутренних затрат на НИОКР во всех секторах научной деятельности, при этом основная доля затрат при-

ходится на предпринимательский сектор (в 2005 г. -68 %, в 2018 г. - 55,6 % от общих внутренних затрат на НИОКР). Доля государственного сектора - 26 % в 2005 г. и 34,4 % в 2018 г. Доля сектора высшего образования в общих внутренних расходах на НИОКР в 2005 г. составляла 5,8 %, в 2018 г. - 9,7 %.

Несмотря на рост, сектор негосударственных некоммерческих организаций, как видно из табл. 2, неиграет существенной роли в финансировании НИОКР в стране. Анализ показывает, что в процентном соотношении отмечается снижение доли предпринимательского сектора и увеличение доли государственного и вузовскогосекторов.

В табл. 3 показано количество организаций, выполнявших НИОКР в стране в период с 1992 по 2018 гг. За данный период их общее число сократилось с 4 555 (1992 г.) до 3 944 (2018 г.), т. е. на 13,4 %.

Таблица 2. Внутренние затраты на исследования и разработки в РФ по секторам деятельности (млрд рублей)

Table 2. Internal research and development costs in the Russian Federation by sector (billion rubles)

Год / Year 2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018

Всего, в том числе / Total including по секторам деятельности /by sector of activity: 76,7 230,8 523,4 914,7 943,8 1 019,2 1 028,2

государственный / state 18,7 60,2 162,0 284,1 301,8 310,0 354,0

предпринимательский / entrepreneurial 54,3 156,9 316,7 541,5 554,1 613,0 571,6

высшего образования / higher of education 3,5 13,3 43,7 87,7 85,9 91,9 99,5

некоммерческих организаций / nonprofit oraani7ations 0,2 0,4 1,0 1,3 2,0 4,2 3,1

Источник: Составлено на основе данных статистических сборников «Россия в цифрах - 2019» и «Российский статистический ежегодник. 2019» [4; 5].

Таблица 3. Число организаций, выполнявших исследования и разработки в России Table 3. The number of organizations performing research and development in Russia

Год / Year 1992 2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018

Число организаций - всего / Number organizations - total в том числе / including: 4 555 4 099 3 566 3 492 4 175 4 032 3 944 3 950

научно-исследовательские организации / research organizations

2 077 2 686 2 115 1 840 1 708 1 673 1 577 1 574

конструкторские организации / engineering organizations 865 318 489 362 322 304 273 254

проектные и проектно-изыскательские

организации / project and design and survey 495 85 61 36 29 26 23 20

organizations

опытные (экспериментальные) предприятия / ^ 47 62 ^ 49

pilot (experimental) enterprises

образ°вательные ортагазации ^ы™ 446 390 406 517 Ш0 979 970 917

образования / higher education institutions

организации промышленности, имевшие научно-исследовательские, проектно-

конструкторские подразделения / 340 284 231 238 371 363 380 419

industry organizations that had research and development, design and engineering divisions

прочие / other 303 303 234 452 644 625 658 717

Источник: Составлено на основе данных статистических сборников «Россия в цифрах - 2019» и «Российский статистический ежегодник. 2019» [4; 5].

При этом за 1992-2018 гг. на 24,2 % сократилось количество научно-исследовательских организаций, более чем в 3 раза - число конструкторских организаций, в 24,7 раза - число проектных и про-ектно-изыскательских организаций. В эти же годы в 1,7 раза возросло количество опытных (экспериментальных) предприятий, в 2 раза - вузов (с учетом их филиалов), выполняющих НИОКР, на 23,2 % - количество промышленных организаций, имевших исследовательские и проектно-конструкторские подразделения.

Таким образом, за годы рыночных реформ структура организаций, выполнявших НИОКР в Российской Федерации, изменилась в пользу вузов, промышленных компаний и опытных предприятий. Однако для ускоренного развития в РФ высокотехнологичного сектора экономики необходимо значительно увеличить число научных подразделений в промышленных компаниях и других организациях реального сектора экономики, развивать вузовский сектор науки, кадровый потенциал и опытные производства в российских НИИ [6; 16].

Интенсивное проведение исследований и разработка на их основе новейших наукоемких технологий, выход с ними на мировые рынки и развертывание международной и межрегиональной интеграции в научно-производственной сфере являются

стратегической моделью экономического роста, как России, так и ее регионов [7; 17].

Следует отметить, что Стратегия также закрепляет ряд позиций, направленных на приоритет развития экологически чистых производств, а также повышение инвестиционной привлекательности регионов путем обеспечения комплексной безопасности, включая техногенную и иные виды безопасности.

Одной из неразрешенных проблем, препятствующих научно-технологическому развитию страны Стратегия закрепляет несогласованность приоритетов и инструментов поддержки научно -технологического развития России на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях, что не позволяет сформировать производственные цепочки создания добавленной стоимости высокотехнологичной продукции и услуг, обеспечить наибольший мультипликативный эффект от использования создаваемых технологий.

По мнению А. А. Никоновой: «В РФ новаторскую активность заметно ограничивают перекосы в системе распределения и структуре экономики, доминирование крупного сырьевого бизнеса, ориентированного на краткосрочную прибыль, недостаточные мотивации, незаинтересованность в инновациях, недоверие между агентами, огромная пространственная дифференциация по уровню техно-

логического и социально-экономического развития, неготовность значительной части обрабатывающих предприятий к масштабным инвестициям в новые технологии в отсутствие достаточных венчурных источников средств» [8].

Меньший масштаб социально-экономической системы региона по сравнению с общенациональным уровнем приводит к тому, что одно или несколько крупных предприятий определяют тренд регионального развития [9]. В таких условиях важным фактором научно-технологического развития региона может стать создание условий для развития в регионах технологического предпринимательства по приоритетным для региона направлениям [18].

В Концепции научно-технологического развития Республики Дагестан, утвержденной распоряжением Правительства Республики Дагестан от

I июля 2019 года, № 180-р (далее - Концепция), приоритетами научно-технологического развития республики в ближайшие годы обозначены те направления, способствующие получению научных и научно-технических результатов и созданию технологий, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения региона среди других субъектов страны, которые обеспечат переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, а также создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта. Реализацию данной Концепции планируется осуществлять в два этапа (I этап - 2019-2020 гг.,

II этап - 2021-2026 гг.), связанных с этапами развития экономики региона.

Для развития конкурентоспособной экономики Республики Дагестан особое внимание необходимо уделять научно-технологическому развитию энергетического сектора региона, экологически чистых агро- и аквахозяйств, развитию телекоммуникационных систем и международной транспортной логистики как приграничного субъекта РФ Прикаспийского региона.

В реализации приоритетов научно -технологического развития региона важные задачи стоят перед вузами региона, связанные как с кадровым обеспечением реализации Стратегии, программы «Цифровая экономика Российской Федерации», основных положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», так и с развитием новых наукоемких технологий [10].

В условиях ускоренного научно-технологического развития эталонным образованием может быть только фундаментальное научное образование, главная цель которого - распространение научного знания как неотъемлемой составляющей мировой культуры [11]. Вузы формируют интеллектуальный, культурный и высококвалифицированный кадровый потенциал страны [12]. В современных условиях к традиционной для всех вузов образовательной и научно-исследовательской миссии на передний план выходит еще одна миссия - инновационная. Данная миссия выражается в активном участии вузов в формировании национальной и региональных инновационных систем [13].

Без должного кадрового обеспечения реализация Стратегии не представляется возможной, как и реализация ни одной из задач научно-технологического развития страны. Опыт развития региональных систем образования показывает, что в настоящее время необходимо в регионе расширить подготовку инженерных кадров, ИКТ-специалистов, менеджеров и др. с должным уровнем компетенций в области развития цифровой экономики. При этом важен системный подход к подготовке кадров в регионе, охватывающий все уровни образования - развитие региональной системы отбора, поддержки и закрепления в регионе одаренной в научно-технической сфере молодежи, повышение качества естественнонаучного общего образования, среднего профессионального и высшего образования; развитие дополнительного образования по наукоемким образовательным направлениям, создание центров компетенций в области высоких технологий в республике и др.

В настоящее время драйвером инновационной научно-образовательной среды Республики Дагестан является старейший и крупнейший вуз юга России, имеющий ключевое значение для развития региона - Дагестанский государственный университет (ДГУ).

В целом в вузах, функционирующих в Республике Дагестан, накоплен значительный инновационный потенциал, который может оказать содействие субъектам научно-технологического развития в эффективной реализации Стратегии.

Обсуждение

Можно выделить три ключевых направления, необходимых и возможных для ускоренного научно-технологического развития, с участием вузов, в частности Дагестанского государственного университета:

1. Подготовка кадров с требуемыми компетенциями. Техническое перевооружение современ-

ных предприятий и внедрение цифровых технологий, с одной стороны, и инерционность обновления образовательных стандартов, с другой стороны, требует использования новых подходов подготовки специалистов, в частности, связанных с развитием базовых кафедр на различных предприятиях и организациях и осуществление целевой подготовки специалистов с требуемыми компетенциями на основе разработки адаптивных к структуре экономики региона образовательных программ.

2. Вовлечение инновационной инфраструктуры вузов в решение задач технологического обновления и развития промышленности региона. Государством выделяются бюджетные средства на развитие инновационной инфраструктуры вузов (В ДГУ, например, созданы Центр коллективного пользования уникальным научным оборудованием и Инновационно-технологический центр, в текущем году создан Инжиниринговый центр «Цифровые платформы»), которая, несомненно, способствует развитию инновационных отраслей экономики региона.

3. Внедрение инновационных в первую очередь автоматизированных и цифровых технологий, введение объектов интеллектуальной собственности как нематериальных активов в хозяйственный оборот, развитие технологического предпринимательства.

Рассмотрим более подробно каждое направление.

Для кадрового обеспечения высокотехнологичных секторов экономики на федеральном уровне подготовлена нормативно-правовая база, включая изменение структуры ФГОС ВО, позволяющего реализовать фактически индивидуальные траектории обучения студентов под конкретную целевую подготовку. Прежние образовательные стандарты были слишком теоретизированы и строго регламентированы. В ФГОС ВО 3++ профессиональные компетенции можно выбирать с участием требований профессиональных стандартов и конкретных работодателей. Важное место здесь отводится системе формирования базовых кафедр на предприятиях и центров компетенций, формулировка требуемых для производства профессиональных компетенций, разработка под эти компетенции оптимального содержания образования и технологий обучения. Кроме того, обязательным компонентом является ознакомление студентов в процессе обучения с конкретными задачами производства на самих предприятиях в процессе их обучения. Опыт организации такой работы в ДГУ имеется, в частности с АО «Завод «Дагдизель». На этом предприятии создана базовая кафедра «Промышленные инновационные технологии», ведется целевая подготовка инженерных кадров по ведом-

ственной целевой программе «Новые кадры ОПК» (инженеры для работы со станками с числовым программным управлением, электронщики для проектирования и изготовления многослойных печатных плат и силовой электронике, энергоэффективным технологиям и использованию в производстве особо чистых материалов). Подписано соглашение об открытии базовой кафедры на базе Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан. Кроме того, с участием ДГУ реализуется комплексный проект по созданию электронной базы данных земельных и почвенных ресурсов и их оценке, внедрению технологии получения фосфорной кислоты на АО «Дагфос» из отходов производства фосфорных удобрений, развитие научно-производственного аквакомплекса, налаживание производства гипохлодита натрия, разработка технологии использования минерализованных геотермальных источников для извлечения карбоната лития, ряд других технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второе направление с участием вузов - использование инновационной инфраструктуры в интересах развития промышленности региона. В ДГУ, например, - это федеральный центр коллективного пользования и федеральный инновационно-технологический центр. Данные центры оснащены диагностическим и аналитическим оборудованием производства США, Германии, Японии, Франции, России и позволяют выполнить элементный анализ на наличие примесей в твердых, жидких, газообразных образцах, проводить исследование топологии поверхности с разрешением до 10 нм, проводить экологический мониторинг и многое другое. Предприятия, которые нуждаются в разовых или периодических услугах диагностики изделий или продукции, имеют возможность воспользоваться услугами таких инфраструктурных объектов. Завершаются работы по аккредитации лаборатории экологического мониторинга.

Третье направление - внедрение инновационных технологий и развитие технологического предпринимательства важно как для развития компетенций молодых специалистов, так и для создания высокотехнологичных рабочих мест в регионе. ДГУ имеет определенные заделы в этом направлении и планирует наращивать эту работу. Технологическое предпринимательство может создать высокотехнологичные рабочие места в регионе, высокую добавленную стоимость, выйти на рынки высокотехнологичной продукции. Одним из успешных примеров в этом направлении из практики ДГУ является создание и развитие инжинирингового центра «Цифровые платформы», в которомначат мелкосерийный

выпуск линейки высокотехнологичного оборудования по созданию сверхтонких барьерных или функциональных покрытий. Данные работы ведутся совместно с зарубежными партнерами, в частности с Государственным центром жидкостных теплоносителей Китая и Университетом им. Аристотеля в Салониках (Греция). С ними заключены соглашения о сотрудничестве. Это направление имеет целый спектр наукоемких приложений, начиная от нано-электроники, энергетики, биотехнологий и др.

Несмотря на наличие определенной инновационной инфраструктуры, интеллектуальных разработок, в настоящее время в Республике Дагестан отсутствует ключевое звено формирования инновационной экономики - рынок интеллектуальной собственности. Капитализация и уровень вовлечения интеллектуальных ресурсов, нематериальных активов в рыночный хозяйственный оборот остаются на очень низком уровне [14], следовательно, требуются новые управленческие подходы, в том числе на региональном уровне [15; 19; 20].

Заключение Для более эффективной реализации Стратегии на региональном уровне необходимо:

1. Формирование в региональных вузах гибких образовательных программ, адаптированных под конкретные запросы региональных предприятий и организаций и ориентированных на передовые производственные технологии, в том числе с использованием электронных курсов, разработанных ведущими вузами страны. Совместно с предприятиями

развивать систему базовых кафедр и начать формирование образовательных модулей под конкретные компетенции для производства. Это не потребует дополнительных ресурсов от предприятий, позволит более рационально использовать бюджетное финансирование высшего образования, организовав тесное взаимодействие с предприятиями реального сектора экономики. Данная интеграция должна быть сопряжена с развитием физико-математического образования в регионе, что будет способствовать закреплению инженерных кадров в республике.

2. Создание единой экспертной площадки -научно-координационного совета по реализации Стратегии, в состав которого вошли бы представители вузов, научных организаций, производства иорга-нов исполнительной власти республики. Также необходимо формирование научно-образовательного кластера региона, который стал бы мощной региональной платформой для эффективного взаимодействия вузов, научных организаций и бизнеса.

3. Для развития технологического предпринимательства необходимо создать реестр объектов интеллектуальной собственности, произвести их рыночную оценку как нематериальных активов, ввести их в хозяйственный оборот.

Считаем также важным разработку отдельной республиканской программы «Научно-

технологическое развитие Республики Дагестан», в котором должны быть охвачены все приоритетные направления по научно-технологическому развитию Республики Дагестан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амиров Р. А. Роль образования и науки в современном мире // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 3. С. 81-83.

2. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _207967 (дата обращения: 14.03.2020).

3. Global investments in R&D. United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization (UNESCO) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.uis.unesco.org/Library/ Documents/fs36-globalinvestments-research-development-rd-science-technology-2015-en.pdf (дата обращения: 28.02.2020).

4. Россия в цифрах - 2019: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2019. 549 с.

5. Российский статистический ежегодник. 2019. М. : Росстат, 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2019.pdf (дата обращения 14.03.2020).

6. Амиров Р. А., Егоров Е. В. Российская наука: вчера, сегодня, завтра // Экономика и управление. 2018. № 2. С. 69-80.

7. Рабаданов М. Х., Гусейнов А. Г., Амиров Р. А., Аскеров Н. С. и др. Стратегический ресурс модернизации экономики Республики Дагестан: образование, инновации, кластеры: Монография / Под ред. М. Х. Раба-данова, А. Г. Гусейнова, Р. А. Амирова. М. : МАКС Пресс, 2015. 424 с.

8. Никонова А. А. Государство в стратегии научно-технологического развития России // Стратегии бизнеса. 2017. № 5. С. 12-16.

9. Власюк Л. И. Региональная проекция системы стратегического планирования и прогнозирования в Российской Федерации // Экономика в промышленности. 2017. № 2. С. 107-113.

10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. от 19.07.2018 г.) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 14.03.2020).

11. Садовничий В. А. Актуальные проблемы высшего образования в России (Из доклада на XVIII Менделеевском съезде по общей и прикладной химии. Москва, РАН, 24 сентября 2007 г.) // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2009. № 2. С. 20-38.

12. Амиров Р. А. Опорные вузы как драйверы социально-экономического развития регионов страны // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. 2018. Т. 33. № 2. С. 21 -26.

13. Зверева И. А., Касимова Ж. В., Шамин А. Е. Тенденции развития рынка образовательных услуг Нижегородской области // Казанская наука. 2011. No. 10. С. 68-70.

14. Zhdankina I. Y., Sysoyeva Y. Y., Shamin Y. A. Service efficiency as a factor of competitiveness of the organizations of higher education // The Social Sciences (Pakistan). 2016. Т. 11. No. 6. С. 770-773.

15. Сумина Е. В., Чалкин Т. А. Научно-технологическое развитие территорий как основа инновационной стратегии экономики России // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева. 2012. № 3. С. 210-214.

16. Попович А. Э. К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных школ // Социально-гуманитарные знания. 2011. No. 2. С. 169-177.

17. Aleksandrov A. A., Kapyrin P. A., Meshkov N. A., Neusypin K. A., Popovich A. E., Proletarsky A. V. Gamifi-cation in the advanced higher professional education: fundamentals of theory and experience of use // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Т. 9. No. 11. С. 1800-1808.

18. Крюкова О. Г., Кузьминова Н. В. Оценка экономической эффективности организации управления рисками на промышленных предприятиях // Организатор производства. 2007. No. 2 (33). С. 13.

19. Родинова Н. П., Остроухов В. М., Березняковский В. С. Обеспечение эффективности деятельности торгового предприятия на основе стандартизации работы персонала // Экономика и предпринимательство. 2017. No. 4-1 (81). С. 803-806.

20. Chvanova M. S., Popovich A. E., Mitrofanova I. P., Zavalishin I. V., Molchanov A. A., Samokhvalov A. V. Investigation of the internet-community readiness for innovative activity // Proceedings of the 2017 International Conference «Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies», IT and QM and IS 2017. 2017. С.178-183.

Дата поступления статьи в редакцию 12.02.2020, принята к публикации 9.03.2020.

Информация об авторах: Рабаданов Муртазали Хулатаевич, доктор физико-математических наук, профессор, ректор Адрес: Дагестанский государственный университет», 367000, Россия, г. Махачкала, ул. Гаджиева, д. 43-а E-mail: dgu@dgu.ru Spin-код: 7597-0816

Ашурбеков Назир Ашурбекович, доктор физико-математических наук, профессор, проректор по научной работе и инновациям

Адрес: Дагестанский государственный университет», 367000, Россия, г. Махачкала, ул. Гаджиева, д. 43-а E-mail: nashurb@mail.ru Spin-код: 1170-3934

Амиров Расул Аликадиевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент» Адрес: Дагестанский государственный университет», 367000, Россия, г. Махачкала, ул. Гаджиева, д. 43-а E-mail: a.rasul05@yandex.ru Spin-код: 9470-9414

Заявленный вклад авторов: Рабаданов Муртазали Хулатаевич: общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Ашурбеков Назир Ашурбекович, Амиров Расул Аликадиевич: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

87

REFERENCES

1. Amirov R. A. Rol' obrazovanija i nauki v sovremennom mire [The role of education and science in the modern world], Intellekt. Innovacii. Investicii [Intellect. Innovation. Investments], 2015, No. 3, pp. 81-83.

2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 1 dekabrja 2016 g. No. 642 «O Strategii nauchno-tehnologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii» [Decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016 No. 642 «On the Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation»] [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967 (Accessed 14.03.2020).

3. Global investments in R&D. United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization (UNESCO). [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://www.uis.unesco.org/Library/ Documents/fs36-globalinvestments-research-development-rd-science-technology-2015 -en.pdf (Accessed 28.02.2020).

4. Rossija v cifrah - 2019. Kratkij statisticheskij sbornik [Russia in figures 2019: A brief statistical collection], Moscow: Rosstat, 2019, 549 p.

5. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2019. [Russian statistical yearbook 2019]. Moscow: Rosstat, 2019. [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2019.pdf (Accessed 14.03.2020).

6. Amirov R. A., Egorov E. V. Rossijskaja nauka: vchera, segodnja, zavtra [Russian Science: Past, Present and Future], Jekonomika i upravlenie [Economics and Management], 2018, No. 2, pp. 69-80.

7. Rabadanov M. Kh., Guseinov A. G., Amirov R. A., eds. Strategicheskij resurs modernizacii jekonomiki Respubliki Dagestan: obrazovanie, innovacii, klastery [Education, Innovation and Clusters as Strategic Resources of Economic Modernization in the Republic of Dagestan], Moscow: MAKS Press, 2015, 424 p.

8. Nikonova A. A. Gosudarstvo v strategii nauchno-tehnologicheskogo razvitija Rossii [Government in the strategy of scientific and technological development of Russia], Strategii biznesa [Business Strategies], 2017, No. 5, pp.12-16.

9. Vlasyuk L. I. Regional'naja proekcija sistemy strategicheskogo planirovanija i prognozirovanija v Rossijskoj Federacii [Strategic planning and forecasting system in the Russian Federation: a regional projection], Jekonomika v promyshlennosti [Russian Journal of Industrial Economics], 2017, No. 2, pp. 107-113.

10. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maja 2018 g. No. 204 «O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of December 7, 2018 No. 204 «On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024»] [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (Accessed 14.03.2020).

11. Sadovnichii V. A. Aktual'nye problemy vysshego obrazovanija v Rossii (Iz doklada na XVIII Mende-leevskom s#ezde po obshhej i prikladnoj himii.Moskva, RAN, 24 sentjabrja 2007 g.) [Actual problems of higher education in Russia (From the report at the XVIII Mendeleev Congress on General and Applied Chemistry. Moscow, RussianAcademyofSciences, September 24, 2007)], Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [The Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education], 2009, No. 2, pp. 20-38.

12. Amirov R. A. Opornye vuzy kak drajvery social'no-jekonomicheskogo razvitija regionov strany [Anchor universities as drivers of socio-economic development of countries' regions], Vestnik Dagestanskogo gosudarstven-nogo universiteta. Serija 3. Obshhestvennye nauki [Herald of Dagestan State University. Series 3. Social Sciences], 2018, Vol. 33, No. 2, pp. 21-26.

13. Zvereva I. A., Kasimova Zh. V., Shamin A. E. Tendencii razvitiya rynka obrazovatel'nyh uslug Nizhego-rodskoj oblasti [Trends in the development of the educational services market in the Nizhny Novgorod region], Ka-zanskaya nauka [Kazan science], 2011, No. 10, pp. 68-70.

14. Zhdankina I. Y., Sysoyeva Y. Y., Shamin Y. A. Service efficiency as a factor of competitiveness of the organizations of higher education, The Social Sciences (Pakistan), 2016, Vol. 11, No. 6, pp. 770-773.

15. Sumina E. V., Chalkin T. A. Nauchno-tehnologicheskoe razvitie territorij kak osnova innovacionnoj strategii jekonomiki Rossii [Scientific and technological development of territories as the base of innovative strategy of Russian economy], Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo ajerokosmicheskogo universiteta imeni akademika M. F. Reshetneva [VestnikSibSAU. Aerospace technologies and control systems], 2012, No. 3, pp. 210-214.

16. Popovich A. E. K voprosu o professional'nom samoopredelenii vypusknikov obshcheobrazovatel'nyh shkol [On the issue of professional self-determination of graduates of secondary schools], Social'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge], 2011, No. 2, pp. 169-177.

17. Aleksandrov A. A., Kapyrin P. A., Meshkov N. A., Neusypin K. A., Popovich A. E., Proletarsky A. V. Gamification in the advanced higher professional education: fundamentals of theory and experience of use, International Journal of Civil Engineering and Technology, 2018, Vol. 9, No. 11, pp. 1800-1808.

18. Kryukova O. G., Kuz'minova N. V. Ocenka ekonomicheskoj effektivnosti organizacii upravleniya riskami na promyshlennyh predpriyatiyah [Assessment of the economic efficiency of risk management organizations in industrial enterprises], Organizatorproizvodstva [Production organizer], 2007, No. 2 (33), pp. 13.

19. Rodinova N. P., Ostrouhov V. M., Bereznyakovskij V. S. Obespechenie effektivnosti deyatel'nosti tor-govogo predpriyatiya na osnove standartizacii raboty personala [Ensuring the efficiency of a trade enterprise based on the standardization of personnel work], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and entrepreneurship], 2017, No. 4-1 (81), pp. 803-806.

20. Chvanova M. S., Popovich A. E., Mitrofanova I. P., Zavalishin I. V., Molchanov A. A., Samokhvalov A. V. Investigation of the internet-community readiness for innovative activity, Proceedings of the 2017 International Conference «Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies», IT and QM and IS 2017,2017, pp. 178-183.

Submitted 12.02.2020; revised 9.03.2020.

About the authors:

Murtazali Kh. Rabadanov, Dr. Sci. (Physics and Mathematics), professor, rector Address: Dagestan State University, 367000, Russia, Makhachkala, Gadzhiyev Str., 43-a E-mail: dgu@dgu.ru Spin-Kog: 7597-0816

Nazir A. Ashurbekov, Dr. Sci. (Physics and Mathematics), professor, vice rector for research and innovation Address: Dagestan State University, 367000, Russia, Makhachkala, Gadzhiyev Str., 43-a E-mail: nashurb@mail.ru Spin-Kog: 1170-3934

Rasul A. Amirov, Ph. D. (Economics), associate professor, associate professor of the chair «Management» Address: Dagestan State University, 367000, Russia, Makhachkala, Gadzhiyev Str., 43-a E-mail: a.rasul05@yandex.ru Spin-Kog: 9470-9414

Contribution of the authors: Murtazali Kh. Rabadanov: managed the research project, analysing and supplementing the text. Nazir A. Ashurbekov, Rasul A. Amirov: collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.