Научная статья на тему 'Характеристики внутренних и внешних возможностей и ограничений социально-экономического развития республикидагестан'

Характеристики внутренних и внешних возможностей и ограничений социально-экономического развития республикидагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REPUBLIC OF DAGESTAN / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / INVESTMENT / DEVELOPMENT PROSPECTS / OPPORTUNITIES / LIMITATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаев Тарлан Иззетович

Анализируется современное состояние социально экономического развития Республики Дагестан, выявлены его проблемы, возможности и ограничения, определены направления и перспективы развития. Изложены параметры социально экономического развития Республики Дагестан до 2025г. при имперционном, базовом и оптимистическом подходов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of socio economic development of the Republic of Dagestan, revealed its challenges, opportunities and constraints identified trends and prospects.It sets out the parameters of the socio economic development of the Republic of Dagestan till 2025. when impertsionnom, base and optimistic ways.

Текст научной работы на тему «Характеристики внутренних и внешних возможностей и ограничений социально-экономического развития республикидагестан»

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ

ДАГЕСТАН

Мусаев Тарлан Иззетович,

к.э.н., доцент

Заслуженный экономист Республики Дагестан Филиал ФГБОУ ВО ДГУ в г. Дербенте

АННОТАЦИЯ

Анализируется современное состояние социально - экономического развития Республики Дагестан, выявлены его проблемы, возможности и ограничения, определены направления и перспективы развития . Изложены параметры социально - экономического развития Республики Дагестан до 2025г. при имперционном, базовом и оптимистическом подходов.

АВSTRACT

The current state of socio - economic development of the Republic of Dagestan, revealed its challenges, opportunities and constraints identified trends and prospects.It sets out the parameters of the socio - economic development of the Republic of Dagestan till 2025. when impertsionnom, base and optimistic ways.

Ключевые слова: Республика Дагестан, социально- экономическое развитие, инвестиции, перспективы развития, возможности, ограничения.

Keywords: Republic of Dagestan, socio-economic development, investment, development prospects, opportunities, limitations.

По объему валового регионального продукта (ВРП) Республика Дагестан находится на втором (после Ставропольского края) месте среди субъектов РФ, входящих в состав СКФО, и на 33 месте в Российской Федерации. Объем ВРП в 2013 г. составил почти 430млрд. руб. против 478,4 млрд.руб. в Ставропольском крае. Однако по показателю ВРП на душу населения Дагестан уступает Ставропольскому краю и Республике Северная Осетия-Алания и в 2,6 раза отстает от значения этого показателя в среднем по Российской Федерации.

В 2013 году в структуре ВРП оптовая и розничная торговля составляла 24,9% (107,3 млрд.руб.), строительство - 16,6% (71,2 млрд.руб.), сельское хозяйство - 15,2% (65,8 млрд.руб.), транспорт и связь -7,0% (30 млрд.руб.),

обрабатывающие производства - 4,0% (17,0 млрд.руб.). [1]

Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в экономику республики в 2013 году составил 179,1 млрд.руб. против 152,7 млрд.руб. в 2012 году. По сравнению с 2008 годом значение данного показателя увеличилось в 2,1 раза (в сопоставимых ценах).

Несмотря на положительную динамику, объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в Республике Дагестан в 2013 году в 1,7 раза ниже среднего значения по Российской Федерации.

Для экономики Дагестана характерна высокая степень износа основных фондов. Развитие, структурная перестройка и модернизация реального сектора экономики невозможны без привлечения масштабных внебюджетных инвестиций. В 2013 году на долю организаций частной формы собственности приходилось 88,4% инвестиций в основной капитал (158,3 млрд.руб.). Тем не менее объем частных инвестиций на душу населения по сравнению со средне российским показателем остается низким (в 1,7 раза). Причинами низкого показателя частных инвестиций в республике

являются высокие риски, недостаток инфраструктуры и стимулов для инвесторов, отсутствие крупных потенциальных инвесторов.

За 2007 - 2014 годы в Республике Дагестан наблюдается существенный рост доходов консолидированного бюджета на душу населения с 14,0 тыс.руб. в 2007 году до 30,2 тыс.руб. в 2014 году (в 2,16 раза). В 2014 году доходы консолидированного бюджета составили 89,9 млрд.руб., в том числе собственные налоговые и неналоговые доходы - 26,9 млрд.руб., расходы -92,5 млрд.руб., дефицит республиканского бюджета -2,6 млрд.руб. .

При этом доходная часть консолидированного бюджета республики в основном формируется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета - 63,0 млрд.руб. . Доля безвозмездных поступлений в структуре республиканского бюджета в 2014 году составила 70,1% против 78,6% в 2009 году. Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета республики составляет 29,9% против 21,4% в 2009 году.

По показателю «Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на душу населения» в 2014г. (8967 руб.) Республика Дагестан занимает 82-е место в Российской Федерации и 6-е место среди субъектов РФ, входящих в СКФО. Анализ показывает низкий уровень собираемости налогов в республике. В структуре налоговых доходов республиканского бюджета первое место занимает налог на доходы физических лиц - НДФЛ (42%).

В Республике Дагестан сохраняется относительно высокий уровень безработицы (10,2% по методологии МОТ), обусловленный опережающим ростом трудовых ресурсов и отсутствием необходимого количества постоянных рабочих мест, особенно в сельской местности. Как следствие, Дагестан характеризуется высоким уровнем миграционного оттока населения. Наиболее остро эта проблема стоит в районах горной

зоны, где необходимо создать условия для сохранения оптимального количества трудоспособного населения.

За последние годы наблюдается увеличение разрыва между среднедушевыми доходами и величиной прожиточного минимума. Темпы роста реальных денежных доходов населения в Республике Дагестан опережают показатели большинства регионов России. Однако рост денежных доходов населения Дагестана происходит в меньшей мере за счет роста заработной платы.

В структуре денежных доходов населения удельный вес фонда оплаты труда в республике имеет тенденцию к уменьшению (10,4% в 2014 году).

Пропорционально этому показателю растет доля других доходов - 53,4%. Одной из причин, обусловливающих данную тенденцию, является смещение основных источников доходов населения в теневой сектор.

Основными положительными тенденциями социальной сферы Республики Дагестан являются:

- относительно благоприятная демографическая ситуация;

- большая доля населения ниже трудоспособного возраста;

- высокая продолжительность жизни;

- богатство культурного наследия народов Дагестана.

Проблемами социальной сферы, снижающими уровень конкуренто-способности республики, являются:

- высокий показатель младенческой смертности;

- низкий уровень развития профессионального образования;

- нехватка квалифицированного медицинского персонала;

- нехватка амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений;

- нехватка дошкольных и общеобразовательных учреждений;

-изношенность материально-технической базы большинства учреждений социальной сферы.

Основными сводными характеристиками внутренних и внешних возможностей и ограничений развития Республики Дагестан выступают:

1.Внутренние факторы:

1.Сильные стороны:

а) значительный вклад торгового комплекса в экономику республики;

б) увеличение спроса на строительные услуги и материалы;

в) востребованность ряда продуктовых подкомплексов промышленного комплекса на внутрироссий-ском и международном рынке;

г) высокий потенциал развития торгово-транс-портно-логистического комплекса во взаимосвязи с развитием промышленного, агропромышлен-ного, строительного, топливно-энергетического комплексов;

д) высокий туристско-рекрационный потенциал республики;

е) потенциал развития социально-инновационного комплекса;

ж) рост инвестиционной привлекательности ряда отраслей экономики.

2.Слабые стороны:

а) низкий платежеспособный спрос населения;

б) низкий уровень организации отношений в сфере торговли;

в) низкая эффективность конкурентной среды для предотвращения монополизации отдельных секторов рынка ;

г) отсутствие системы продвижения на потребительский рынок республики продукции отечественных и местных товаропроизводителей;

д) недостаточно эффективное управление товародвижением на экспортно-импортных и транзитных направлениях;

е) неполная загрузка производственных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса республики;

ж) недостаточная конкурентоспособность некоторых видов производимой продукции.

¡¡.Внешние факторы:

1.Возможности:

а) развитие транзитного и экспортного потенциала республики;

б) расширение взаимовыгодного сотрудничества, развитие всесторонних связей с прикаспийскими государствами;

в) выстраивание активных взаимоотношений с федеральным центром и федеральными полюсами роста;

г) соединение основных туристических центров СКФО автодорожной инфраструктурой между собой, а также с курортами Краснодарского края и Абхазии;

д) укрепление позиций республики на российском рынке за счет увеличения доли ряда продуктовых позиций в общероссийском производстве;

е) участие предприятий и сельхозтоваропроизводителей республики в федеральной программе им-портозамещения.

2.Ограничения:

а) низкая инвестиционная привлекательность региона, увеличение техноло-гического отставания республики от других регионов;

б) негативный имидж региона;

в) низкая деловая репутация дагестанского бизнеса;

г) несовершенство внешней и внутренней торговой политики (экспансия импорта по ряду продуктовых позиций производимых республикой, введение отдельными государствами санкций по отношению к Российской Федерации);

д) низкий инновационный потенциал АПК;

е) сложная геополитическая ситуация вокруг республики, порождающая проявления терроризма и усиление экстремизма;

ж) отток квалифицированных кадров;

з) низкий уровень номинальной заработной платы по сравнению со средним по России и регионами СКФО и др.

Развитие Республики Дагестан зависит как от экономической политики и тенденций экономического развития, так и от внешних вызовов. В этой связи Правительством Республики Дагестан была разработана и

Народным Собранием утверждена в виде Закона (15.07.2011 года №38) «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года»[2]

Постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от 29.10.2015 года в него были внесены существенные изменения. В этой связи были выделены три сценария развития Республики Дагестан до 2025 года: инерционный, базовый и оптимистический. [3]

Модернизация Республики Дагестан в 20112025 годах будет проходить в 4 этапа, различающихся по условиям, факторам, рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики республики.

Первый этап (2011-2015гг.) базируется на реализации и расширении тех конкретных преимуществ, которыми обладает экономика Республики Дагестан в традиционных сферах, с целью повышения эффективности ресурсной экономики и формирования предпосылок индустриальной модели развития. На данном этапе были заложены основы институционального развития, проведены меры по легализации теневой экономики, повышению уровня безопасности.

Второй этап (2016-2020гг.) основывается на формирование индустриальной модели развития и создании предпосылок постиндустриального развития. Будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод экономики республики в режим инновационного развития.

Третий этап (2021-2024 гг.) - рывок в повышении конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую постиндустриальную модель развития, улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Четвертый этап (2025г. и далее) будет направлен на закрепление постиндустриальной модели развития и достижение позиций субъекта-лидера на базе превращения инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

Исходя из прогноза динамики макроэкономических показателей, оценки перспектив развития комплексов экономики и социальной сферы определены основные индикаторы социально-экономического развития Республики Дагестан на период реализации Стратегий на основе инерционного, базового и оптимистического сценариев.

Инерционный сценарий основан на достижении базовых показателей Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года в разрезе показателей социально-экономического развития Республики Дагестан, а также индикаторов подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы». [4]

Инерционный подход характеризуется следующими параметрами:

- закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных

сферах с целью формирования устойчивой индустриальной модели развития;

- достижение целевых значений большинства государственных и федеральных целевых программ, действующих на территории республики;

- частичная реализация приоритетных проектов развития Республики Дагестан;

- достижение целевых значений большинства индикаторов , утвержденных указами Президента РФ от 7 мая 2012 года;

- рост инвестиционной привлекательности Республики Дагестан;

- создание основ качественной институциональной среды, способствующих развитию;

- обеспечение интеграционных процессов в межрегиональном социально-экономическом пространстве.

Реализация инерционного сценария приведет по оценкам специалистов к следующим изменениям социально-экономических показателей в Республике Дагестан к 2025 году по сравнению с 2012 годом:

- валовой региональный продукт увеличится в 1,6 раза и составит 600 млрд. руб. (в сопоставимых ценах);

- индекс промышленного производства увеличится в 3,8 раза, а производства продукции сельского хозяйства - в 1,95 раза;

- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников увеличится в 4,9 раза (в текущих ценах);

- доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизится до 6,9% против 10,2%;

- уровень общей безработицы (по методологии МОТ) снизится до 8,8% против 11,7%.

Базовый сценарий предусматривает:

- реализацию транзитного потенциала Республики Дагестан через создание качественной торгово-транспортно-логистической инфраструктуры;

- закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах (в том числе на базе повышения технологического уровня и роста производительности труда в промышленном, агропромышленном, строительном, топливно-энергетическом, турист-ско-рекрационном и социально-инновационном комплексах) с целью формирования устойчивой модели развития и создания предпосылок постиндустриального развития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- достижение целевых значений всех государственных и федеральных целевых программ, действующих на территории республики;

- реализация большинства приоритетных проектов развития Республики Дагестан и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики;

- рост инвестиционной привлекательности республики;

- развитие человеческого потенциала и создание качественных условий для жизни и работы, а так же отдыха и спорта;

- создание конкурентной институциональной среды (частной, государственной и государственно -частной), способствующей сбалансированному устойчивому развитию;

- обеспечение высокого уровня безопасности в Республике Дагестан.

Реализация базового сценария приведет к следующим изменениям социально-экономических показателей в Республике Дагестан к 2025 году по сравнению с 2012 годом:

- валовой региональный продукт увеличится в 2,8 раза (в сопоставимых ценах) и составит 1050 млрд.

руб.;

- индекс промышленного увеличится в 4,9 раза, а производство продукции сельского хозяйства увеличится в 2,4 раза (в сопоставляемых ценах);

- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2025 году увеличится в 6,2 раза (в текущих ценах);

- доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2025 году снизится до 6,3%;

- уровень общей безработицы снизится до 6,3%.

Оптимистический сценарий предполагающий

полную реализацию заявленных в Стратегии целей и мероприятий (с учетом сценарных условий базового подхода), характеризуется следующими параметрами:

- полная реализация приоритетных программ развития Республики Дагестан и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики;

- существенное улучшение инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов;

- закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах (в том числе на базе инновационного обновления, роста производительности труда и развития инфраструктуры) с целью формирования устойчивой индустриальной модели развития и создания предпосылок постиндустриального развития;

- развитие человеческого потенциала на базе высокого благосостояния , социального благополучия и безопасности человека через глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор;

- сбалансированное пространственное развитие (через создание новых центров экономического развития, преодоление отставания депрессивных регионов) и интеграция в межрегиональное и международное социально-экономическое пространство;

- создание конкурентной институциональной среды (частной, государственной и государственно -частной), способствующий сбалансированному устойчивому развитию;

- обеспечение высокого уровня безопасности в Республике Дагестан.

Реализация оптимистического сценария приведет к следующим изменениям социально-экономических показателей в Республике Дагестан к 2025 году по сравнению с 2012 годом;:

- валовой региональный продукт увеличится в 3,7 раза (в сопоставляемых ценах) и составит 1390 млрд. руб.;

- индекс промышленного производства увеличится в 6,3 раза, а производство продукции сельского хозяйства - в 2,85 раза;

- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличится в 7,8 раза (в текущих ценах) и составит 106550 руб. против 13660 руб. в 2012 году;

- доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизится до 5,8%;

- уровень общей безработицы снизится до 5,0% против 11,7% в 2012 году.

Основными механизмами реализации Стратегии социально - экономического развития Республики Дагестан являются федеральные и республиканские государственные программы, приоритетные проекты развития республики, а также инвестиционные проекты.

Для успешной реализации Стратегии необходимо формирование системы регионального стратегического управления, что в свою очередь предполагает реализацию следующих мер:

- разработка и утверждение поэтапных планов мероприятий по реализации Стратегии, обеспечение контроля за их выполнением и проведение ежегодного мониторинга реализации Стратегии;

- создание системы стратегического планирования на муниципальном уровне;

- взаимоувязка приоритетных проектов развития Республики Дагестан, программ институциональных преобразований, долгосрочных и среднесрочных прогнозов развития экономики, науки и технологий, стратегий и программ ключевых секторов экономики и муниципальных образований, долгосрочных финансовых планов и бюджетов.

Литература

1. Социально-экономическое развитие республики Дагестан за 2014г. Статистический сборник 2015г.

2. Закон Республики Дагестан от 15.07.2011 №38 и Стратегия Социально-экономического развития Республики Дагестан до 2015 года.

3. Постановление Народного собрания Республики Дагестан от 29.10.2015г. «О внесении изменений в Законы Республики Дагестан» от 15.07.2011г.

4. Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.