Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО / МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцев Олег Александрович, Нудель Станислав Львович

Трансформация современной уголовной политики Российской Федерации напрямую связана с экономическим обеспечением государственного суверенитета, стабильностью правового регулирования экономических отношений, формированием справедливой правоприменительной системы, позволяющей создать надлежащие условия ведения предпринимательской и иной экономической деятельности. Реализация ключевых приоритетов, целей и задач стратегического планирования социально-экономического развития страны, сформулированных в концепции национальной безопасности и иных доктринальных документах, требует дальнейшего совершенствования существующих конструкций составов экономических преступлений в совокупности с процессуальными формами уголовного судопроизводства. Цель исследования - выявление особой роли Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года в обеспечении национальной безопасности и специфики ее реализации в сфере противостояния преступлениям экономической направленности. Методы исследования: диалектический метод познания, общенаучные методы абстрагирования, анализа и синтеза, сопоставления и обобщения, а также специально-юридические методы: сравнительно-правовой, логико-юридический и др. Вывод: разработка концептуальных теоретических основ, осуществляющих методические функции по отношению к проблемам обеспечения экономической безопасности, является необходимым условием реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. Это позволит в дальнейшем существенно обновить документы стратегического планирования, модернизировать средства уголовно-правового воздействия и процедуры уголовного судопроизводства с учетом национальных интересов и появления новых угроз и вызовов, возникающих в ходе социально-экономических преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зайцев Олег Александрович, Нудель Станислав Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE ECONOMIC SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION UNTIL 2030 AND ITS ROLE IN ENSURING NATIONAL SECURITY: CRIMINAL AND LEGAL ASPECT

The transformation of the modern criminal policy of the Russian Federation is directly related to the economic support of state sovereignty, the stability of the legal regulation of economic relations, the formation of a fair law enforcement system that allows creating appropriate conditions for conducting entrepreneurial and other economic activities. The implementation of the key priorities, goals, and objectives of strategic planning of the country's socio-economic development, formulated in the national security concept and other doctrinal documents, requires further improvement of the existing structures of economic crimes in conjunction with the procedural forms of criminal proceedings. The purpose of the study is to identify the special role of the Economic Security Strategy of the Russian Federation until 2030 in ensuring national security and the specifics of its implementation in the field of countering economic crimes. Research methods: dialectical method of cognition, general scientific methods of abstraction, analysis and synthesis, comparison, and generalization, as well as special legal methods: comparative legal, logical-legal, etc. Conclusion: the development of conceptual theoretical foundations that perform methodological functions in relation to the problems of ensuring economic security is a necessary condition for the implementation of the Economic Security Strategy of the Russian Federation until 2030. This will make it possible to significantly update the strategic planning documents in the future, modernize the means of criminal legal influence and the procedures of criminal proceedings, considering national interests and the emergence of new threats and challenges arising during socio-economic transformations.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

уголовное право и криминология

УДК 343.3/7

DOI: 10.12737/jrl.2021.101

Реализация Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года и ее роль в обеспечении национальной безопасности: уголовно-правовой аспект

0. А. Зайцев1, С. Л. Нудель2

1 2Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, crim@izak.ru

1https://orcid.org/0000-0002-8706-903X

2https://orcid.org/0000-0001-6699-5694

Аннотация/Трансформация современной уголовной политики Российской Федерации напрямую связана с экономическим обеспечением государственного суверенитета, стабильностью правового регулирования экономических отношений, формированием справедливой правоприменительной системы, позволяющей создать надлежащие условия ведения предпринимательской и иной экономической деятельности. Реализация ключевых приоритетов, целей и задач стратегического планирования социально-экономического развития страны, сформулированных в концепции национальной безопасности и иных доктринальных документах, требует дальнейшего совершенствования существующих конструкций составов экономических преступлений в совокупности с процессуальными формами уголовного судопроизводства.

Цель исследования — выявление особой роли Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года в обеспечении национальной безопасности и специфики ее реализации в сфере противостояния преступлениям экономической направленности.

Методы исследования: диалектический метод познания, общенаучные методы абстрагирования, анализа и синтеза, сопоставления и обобщения, а также специально-юридические методы: сравнительно-правовой, логико-юридический и др.

Вывод: разработка концептуальных теоретических основ, осуществляющих методические функции по отношению к проблемам обеспечения экономической безопасности, является необходимым условием реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. Это позволит в дальнейшем существенно обновить документы стратегического планирования, модернизировать средства уголовно-правового воздействия и процедуры уголовного судопроизводства с учетом национальных интересов и появления новых угроз и вызовов, возникающих в ходе социально-экономических преобразований.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, уголовная политика, уголовное право, уголовно-процессуальное право, меры уголовно-правового воздействия

Для цитирования. Зайцев О. А., Нудель С. Л. Реализация Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года и ее роль в обеспечении национальной безопасности: уголовно-правовой аспект // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 8. С. 86— 103. DOI: 10.12737/jrl.2021.101

Implementation of the Economic Security Strategy of the Russian Federation until 2030 and Its Role in Ensuring National Security: Criminal and Legal Aspect

Oleg A. Zaytsev1, Stanislav L. Nudel2

1, institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, crim@izak.ru

1https://orcid.org/0000-0002-8706-903X

2https://orcid.org/0000-0001-6699-5694

Abstract. The transformation of the modern criminal policy of the Russian Federation is directly related to the economic support of state sovereignty, the stability of the legal regulation of economic relations, the formation of a fair law enforcement system that allows creating appropriate conditions for conducting entrepreneurial and other economic activities. The implementation of the key priorities, goals, and objectives of strategic planning of the country's socio-economic development, formulated in the national security concept and other doctrinal documents, requires further improvement of the existing structures of economic crimes in conjunction with the procedural forms of criminal proceedings.

The purpose of the study is to identify the special role of the Economic Security Strategy of the Russian Federation until 2030 in ensuring national security and the specifics of its implementation in the field of countering economic crimes.

Research methods: dialectical method of cognition, general scientific methods of abstraction, analysis and synthesis, comparison, and generalization, as well as special legal methods: comparative legal, logical-legal, etc.

Conclusion: the development of conceptual theoretical foundations that perform methodological functions in relation to the problems of ensuring economic security is a necessary condition for the implementation of the Economic Security Strategy of the Russian Federation until 2030. This will make it possible to significantly update the strategic planning documents in the future, modernize the means of criminal legal influence and the procedures of criminal proceedings, considering national interests and the emergence of new threats and challenges arising during socio-economic transformations.

Keywords: economic security, national security, criminal policy, criminal law, criminal procedural law, measures of criminal legal impact

For citation. Zaytsev O. A., Nudel S. L. Implementation of the Economic Security Strategy of the Russian Federation until 2030 and Its Role in Ensuring National Security: Criminal and Legal Aspect. Journal of Russian Law, 2021, vol. 25, no. 8, pp. 86—103. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2021.101

В настоящее время Россия переживает период весьма сложных социально-экономических преобразований, связанных с глобализацией рисков, интернационализацией крупного капитала, развитием информационно-цифровых технологий и интернет-коммуникаций, что требует адаптации сложившейся системы и средств правового регулирования к новым условиям1. Снижение инвестиционной привлекательности, нестабильность на мировом рынке цен на нефть, применение экономических инструментов воздействия в виде санкций со стороны Евросоюза, США и ряда других стран оказывают существенное влияние на динамику основных российских макроэкономических показателей. К тому же появились ранее не известные и не прогнозируемые

1 См.: Синицин С. А. Гражданское право в современных социально-экономических условиях // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 1. С. 8—15.

в основных документах стратегического развития угрозы и вызовы2.

Особую опасность представляет эпидемиологическая ситуация, имеющая долговременные, порой трудно прогнозируемые последствия, что негативным образом сказывается на ведении бизнеса, а также на состоянии экономики в целом. В связи с пандемией коронави-руса остановлена реализация большинства инвестиционных планов, программ развития и обновления компаний и учреждений, нарушены устойчивые экономические связи между предприятиями, снизилась предпринимательская активность. В условиях мирового пандемического кризиса, имеющего внезапный и достаточно масштабный характер, Российская Федерация формирует независимую макроэкономическую

2 См.: Доронина Н. Г., Семилютина Н. Г., Казанцев Н. М. и др. Право и экономическая деятельность: современные вызовы: монография. М., 2015.

политику, позволяющую реализо-вывать рекордные по объемам стимулирующие экономику пакеты мер по линии как бюджетной, так и денежно-кредитной политики, а также принимает меры правового регулирования, призванные минимизировать негативное влияние чрезвычайной ситуации на различные сферы жизни общества3.

В этой непростой ситуации повышенное внимание государство уделяет организации системной работы, направленной на улучшение делового климата, реальное изменение структуры экономики, поддержание среднего и малого бизнеса. Осуществляется работа по формированию нормативно-правовой базы, обеспечивающей благоприятное ведение предпринимательской и иной экономической деятельности, стабильность и предсказуемость правового регулирования общественных отношений, возникающих в данной сфере4.

Обеспечение экономической безопасности, развертывание системы стратегического управления являются основой проводимых в Российской Федерации реформ. При этом преобразования подчинены укреплению экономического суверенитета и финансовой устойчивости государства, продвижению его приоритетных национальных интересов, территориальной целостно-сти5. Об этом свидетельствуют поправки, внесенные в Основной за-

3 См.: Хабриева Т. Я. Управление пандемическим кризисом на основе права: мировой и российский опыт // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 2. С. 5—17.

4 Подробнее см.: Уголовный закон и экономическая деятельность (соотношение частных и публичных интересов): науч.-практ. пособие / отв. ред. И. И. Кучеров, О. А. Зайцев, С. Л. Нудель. М., 2020. 392 с.

5 См.: Хабриева Т. Я., Тихомиров Ю. А., Гутников О. В., Кашепов В. П. и др. Закон. Обеспечение безопасности и реальной экономики / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2015. С. 5; Институты финансовой безопасно-

кон, которые подчиняются логике конституционного развития общества и вызваны значительными изменениями, происшедшими в Российском государстве6.

Важным доктринальным документом в формировании национальных интересов и стратегических национальных приоритетов нашего государства выступает Стратегия национальной безопасности Российской Федерации7, которая основана на неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности национальной безопасности и социально-экономического развития страны8.

Значение данной Стратегии состоит в формировании системообразующих категорий национальной безопасности: национальных интересов, угроз национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, а также сил и средств ее обеспечения9.

сти: монография / отв. ред. И. И. Кучеров,

Н. А. Поветкина. М., 2017. С. 17—29.

6 См.: Хабриева Т. Я., Клишас А. А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». М., 2020.

7 Утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400.

8 См.: Вишнякова В. Г., Андриченко Л. В., Боголюбов С. А. и др. Национальная безопасность Российской Федерации:проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. № 2. С. 3—34; Елфимова О. С. Национальная безопасность в теории и законодательстве России // Lex russica. 2016. № 10 (119). С. 15—28; Курышова Л. А., Ли А. А. Национальная безопасность государства: ее содержание и механизм обеспечения // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. № 11(S3). С. 86—90.

9 См.: Филатова И. В. Стратегия нацио-

нальной безопасности Российской Федерации как приоритетное направление развития национальной экономики // Миграцион-

Экономическая безопасность страны является одним из ключевых стратегических национальных приоритетов, на которых концентрируются усилия и ресурсы органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества.

Среди основных угроз государственной и общественной безопасности выделены преступные посягательства против собственности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также в кредитно-финансовой сфере. Отмечаются криминальные тенденции, связанные с применением информационно-коммуникационных технологий. В Стратегии национальной безопасности обращено внимание на необходимость усиления борьбы с коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств и государственного имущества. Не случайно в числе задач по достижению целей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации применительно к теме исследования отмечено снижение доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде.

Экономическая преступность оказывает отрицательное воздействие на институты общества, нарушает установленный порядок функционирования экономики, причиняет значительный материальный ущерб10.

Анализ статистических показателей правоохранительной деятельности показывает влияние на развитие экономического роста факторов, связанных с состоянием правопорядка.

ное право. 2016. № 3. С. 37—39; Беляев В. П., Чапчиков С. Ю. Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности России: некоторые направления // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9. С. 31—41.

10 См.: Государство и бизнес в системе правовых координат: монография / отв. ред. А. В. Габов. М., 2014. С. 273 (автор — В. П. Ка-шепов).

В частности, за последнее десятилетие число регистрируемых преступлений экономической направленности сократилось примерно в четыре раза. Существенно снизилось количество экономических преступлений, совершенных в организованных формах, а также в крупном и особо крупном размерах. В то же время наблюдается рост материального ущерба от указанных общественно опасных деяний (в 2020 г. материальный ущерб от экономических преступлений причинен на сумму 339,5 млрд руб., в 2019 г. — 447,2 млрд руб.; в 2018 г. — 403,8 млрд руб., в 2017 г.— 234,3 млрд руб.)11.

Отметим, что к вышеуказанным данным ведомственной статистической отчетности следует относиться осторожно, так как в них не учтена латентность, селекция правоприменителей, а также возможная фальсификация в зарегистрированных сведениях, что может привести к ошибкам в оценках необходимого восприятия экономической преступ-ности12.

По результатам социологического опроса руководителей подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России около 70% респондентов отметили стабильность уровня экономической преступности и коррупции в последние три года. При этом подавляющее большинство опрошенных обратили внимание на то, что преступления экономической направленности становятся все более изощренными и продуманными13.

11 По данным ГИАЦ МВД России.

12 См.: Молчанова Т. В. Статистическая оценка преступлений в сфере экономической деятельности // Безопасность бизнеса. 2020. № 3. С. 36—40.

13 В 2018 г. было опрошено 286 руководи-

телей подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции различного уровня. См.: Пролетенкова С. Е, Быков Б. А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: анализ, эффективность,

В основе укрепления экономической безопасности Российской Федерации лежат концептуальные подходы совершенствования государственного управления, закрепленные в директивных документах стратегического планирования страны, среди которых центральное место занимает Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.14

О важности и своевременности принятия Стратегии свидетельствует и то, что предыдущий подобный документ, содержащий концептуальные подходы к определению системы экономической безопасности, был датирован 1996 г. и имел по форме и содержанию совершенно иной характер.

Реализация Стратегии экономической безопасности призвана консолидировать усилия государства и институтов гражданского общества по защите национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Рассматриваемый документ формирует оценку имеющихся условий и факторов, создающих возможность причинения ущерба национальным интересам Российского государства в рассматриваемой сфере, а также закрепляет систему стратегических национальных приоритетов, направленных на обеспечение экономической безопасности. Значимую роль в Стратегии играет определение целей, направлений, задач и мер их реализации в области внешней и внутренней политики, которые позволят укрепить национальную безопасность и обеспечить устойчивое экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Отметим, что в науке содержанию и значению данных категорий уделяется повышенное

перспективы // Административное право и процесс. 2019. № 8. С. 36.

14 Утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208.

внимание, вносятся предложения по реализации положений Стратегии в рамках различных сфер деятельности15.

В указанном документе стратегического планирования в числе основных факторов риска, оказывающих противоправное воздействие на экономические институты, названы высокая степень криминализации и коррупции; наличие существенной доли теневой экономики; уязвимость финансово-банковской системы; падение объема инвестиций в реальный сектор экономики. Все это стало возможным в силу неэффективной защиты права собственности; избыточных административных барьеров, неблагоприятного инвестиционного климата16.

Отмеченные вызовы и угрозы стали ориентиром к формированию ключе-

15 См.: Магомедов Ш. Б. К вопросу о конституционном содержании обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 1. С. 10—15; Горохова С. С. Об определении экономической безопасности в контексте новой стратегии ее обеспечения в Российской Федерации // Российская юстиция. 2018. № 6. С. 2—4; Во-рожихин В. В. Определение экономической безопасности для управления инновационным развитием страны // Безопасность бизнеса. 2018. № 1. С. 3—11; Филатова И. В. Вызовы и угрозы экономической безопасности в рамках реализации стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 6. С. 263—266; Селиванов А. И., Старовойтов В. Г., Тро-шин Д. В. Экономическая безопасность в условиях перехода к шестому технологическому укладу: постановка проблемы // Безопасность бизнеса. 2017. № 6. С. 10—16.

16 См.: Зайцев О. А. Новая уголовная политика Российской Федерации в сфере защиты прав инвесторов // Инвестиции в национальном и международном праве: баланс частных и публичных интересов: сборник материалов к XIV Ежегодным научным чтениям памяти профессора С. Н. Братуся.

М., 2019. С. 180—189.

вых задач по реализации устойчивого развития национальной экономической системы, среди которых:

а) противодействие рейдерским захватам и иным преступным действиям в хозяйственно-финансовой сфере, реализуемым в том числе путем вовлечения должностных лиц правоохранительных органов;

б) снижение рисков ведения предпринимательской деятельности, связанных с использованием формальных поводов для ее блокировки, избирательным подходом к правоприменению в отношении представителей бизнеса;

в) создание необходимых условий, направленных на предотвращение фактов объединения противоправных интересов представителей государственных органов и бизнес-структур; реализация мер, блокирующих формирование коррупционных схем их взаимодействия17.

В связи с этим показательными результатами должны стать повышение роста уровня не только экономической, но и общественной безопасности, а также доверия граждан к системе правоохранительных органов.

Таким образом, рассмотренные директивные документы стратегического планирования социально-экономического развития страны направлены на обеспечение надлежащей защиты прав и свобод личности, общества и государства от угроз, исходящих от экономической преступности, а также на минимизацию уровня социальной напряженности за счет наиболее оптимального урегулирования юридических конфликтов18. Подобные

17 Подробнее см.: Горохова С. С. Основные задачи государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности экономической деятельности // Российская юстиция. 2019. № 4. С. 2—5.

18 См.: Кострова М. Б. Триада «личность, общество, государство» в стратегии национальной безопасности Российской Федерации в современной уголовно-правовой политике // Обеспечение национальной без-

конфликты подлежат разрешению и в результате уголовно-юрисдик-ционной деятельности, определение содержания и сущности которой имеет доктринальное значение для наук уголовно-правового цикла19.

Важно, что в последнее десятилетие руководство страны совместно с предпринимательским сообществом повышенное внимание уделяет выработке единых подходов, направленных на исключение злоупотребления правом для давления на бизнес. Это способствует развитию доверия со стороны предпринимателей к государственным институтам страны, что является своего рода «кислородной подушкой» для экономики20.

В то же время предприниматели пока не видят ощутимого прогресса в деятельности правоохранительных органов. Например, более 65% российских бизнесменов не считают отечественную судебную систему нашей страны независимой21. Если главные риски ведения бизнеса в 90-е гг. XX в., по мнению опрошенных предпринимателей, выражались в убийстве, физическом насилии и угрозе безопасности членов семьи, то в современный период времени — в потере деловой репутации,

опасности — приоритетное направление уголовно-правовой, криминологической и уголовно-исполнительной политики: матер. XI Российского Конгресса уголовного права, 31 мая — 1 июня 2018 г. М., 2018. С. 135—138.

19 Подробнее см.: Голованова Н. А., Гра-вина А. А, Зайцев О. А. и др. Уголовно-юрис-дикционная деятельность в условиях ци-фровизации: монография. М., 2019. С. 16—25.

20 См.: Гаджиев Г. А. Об экономической эффективности, правовой этике и доверии к государству // Законность в экономической сфере как необходимый фактор благоприятного инвестиционного климата: матер. VI Ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся (Москва, 25 октября 2011 г.). М., 2012. С. 11—27.

21 См.: Кудрин А. Л. Для серьезного про-

рыва у России возможностей нет. URL:

https://snob.ru/entry/178071 (дата обраще-

ния: 03.02.2021).

тюремном заключении и вынужденной эмиграции. При этом 38% респондентов отметили усиление коррупции в отношениях бизнеса с государством, а 30% указали, что за последние 30 лет в этом отношении ничего не изменилось22.

Не случайно Президент РФ В. В. Путин в последнее десятилетие, выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию РФ, регулярно обращается к теме создания эффективных средств и механизмов защиты прав и законных интересов предпринимателей.Именно в данном формате традиционно определяются стратегические ориентиры социально-экономического развития государства, формируются первостепенные задачи, позволяющие развивать инвестиционную и деловую активность в экономике. Выделим некоторые из них:

а) исключение из системы права возможности превращения хозяйственного спора в сведение счетов посредством возбуждения «заказных» уголовных дел; законодательное запрещение возбуждать уголовные дела без наличия соответствующего заявления потерпевшего по ряду экономических составов преступлений; повышение ответственности должностных лиц правоохранительных органов за фальсификацию процессуальных документов23;

б) более широкое применение альтернативных мер пресечения, не связанных с лишением свободы; увеличение роли судебной системы в обеспечении прав и свобод законопослушных представителей биз-неса24;

22 Всего Научно-исследовательским центром НАФИ был опрошен 1001 представитель малого, среднего и крупного бизнеса. URL: https://nafi.ru/analytics/ ?TYPE%5B%5D = 2 (дата обращения: 03.02.2021).

23 См. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г.

24 См. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г.

в) исключение из действующего законодательства критериев, позволяющих применять такой квалифицирующий признак преступного деяния, как группа лиц по предварительному сговору, в отношении сотрудников компании только по факту их совместной работы; недопущение продления сроков содержания под стражей без достаточных оснований (например, в случае длительного проведения судебных экспертиз, затягивания следственных и судебных действий)25;

г) конкретизация размытых норм уголовного законодательства в ряде составов преступлений экономической направленности; возложение на органы предварительного расследования обязанности по доказыванию умышленного изначального создания компании под преступные цели26.

Президент РФ призывает принимать меры к освобождению из-под стражи предпринимателей, когда по уголовному делу отсутствуют активные действия по ведению предварительного расследования; исключать применение мер, которые приводят к приостановлению деятельности предприятий (в частности, производство изъятия жестких дисков с серверов и рабочих ком-пьютеров)27.

Реализация стратегических ориентиров социально-экономического развития государства в области экономической безопасности осуществляется путем модернизации уголовной политики, определяющей ключевые направления, цели, принципы и средства воздействия на экономическую преступность. Такое воздей-

25 См. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г.

26 См. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 См.: Совещание по вопросам реализации крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. 3 августа 2017 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/55286 (дата обращения: 02.03.2021).

ствие происходит за счет формирования законодательства и правоприменительной практики, определения оптимальных способов воздействия на правовое сознание населения страны28, что характерно для любой правовой системы29.

Уголовная политика Российской Федерации в области обеспечения экономической безопасности является самостоятельным направлением российской уголовной политики, выработанной на научной основе системы принципов, политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального характера, которые реализуются в деятельности уполномоченных на то органов государственной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и направлены на противодействие экономической преступности, а также минимизацию и возмещение причиненного вреда30.

Современная уголовная политика в области обеспечения экономической безопасности характеризуется сложным и разноплановым характером, реагирующим на происходящие социально-политические и экономические преобразования. Уголовный закон все больше стал иметь регулирующий характер и применяться в качестве основного инструмента при воздействии на экономические отно-

шения31.

28 См.: Уголовный закон и экономическая деятельность (соотношение частных и публичных интересов) / отв. ред. И. И. Кучеров, О. А. Хайцев, С. Л. Нудель. С. 39—55.

29 См., например: Власов И. С. Особенности ответственности за экономические преступления в Германии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 3. С. 86—102.

30 См.: Нудель С. Л. Уголовно-правовая охрана финансовых отношений: монография / под ред. Г. Ю. Лесникова. М., 2016. С. 17.

31 См.: Epikhin A. Yu., Zaitsev O. A.,

Tasakov S. V., Nechaeva E. V.et al.

Contemporary Criminal and Criminal

Executive Law Conflicts and Ways of

Наиболее распространенными формами преобразования уголовного законодательства в рамках обеспечения экономической безопасности являются криминализация и декриминализация, которые должны дополнять друг друга, сохраняя определенный баланс32. В нормах уголовного права необходимо своевременно отражать результат появления новых экономических отношений, фиксирования особых сложных связей и производственно-финансовых рисков33.

В частности, в 2013—2014 гг. произошла вынужденная криминализация контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий. Это было связано с необходимостью восполнения правового вакуума в области таможенного регулирования уголовно-правовыми средствами, образовавшегося в результате декриминализации «товарной контрабанды»34. Таким образом

Overcoming Them // Cuestiones Políticas. 2020. Vol. 38. No. 66. P. 454—462; Александров А. С., Александрова И. А. Новая уголовная политика в сфере противодействия экономической и налоговой преступности: есть вопросы // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 1 (6). С. 5—20.

32 Подробнее см.: Криминализация и декриминализация как формы преобразования уголовного законодательства: монография / отв. ред. В. П. Кашепов. М., 2018. С. 26.

33 См.: Кашепов В. П. Особенности правового регулирования уголовной ответственности и уголовного судопроизводства в сфере противодействия экономической преступности // Законность в экономической сфере как необходимый фактор благоприятного инвестиционного климата: матер. VI Ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся (Москва, 25 октября 2011 г.). М., 2012. С. 283—284.

34 См. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

была устранена имеющаяся неопределенность положений, содержащихся в ч. 1 ст. 188 УК РФ, приведших к нарушению фундаментальных принципов права35.

Отметим,что закрепление уголовной ответственности на законодательном уровне говорит о достижении противоправным деянием уровня общественной опасности, требующего использования государственных усилий для восстановления нарушенных общественных отношений.

Исходя из этого государство действует в публичных интересах защиты прав физических и юридических лиц, которые были нарушены в результате совершения противоправного деяния. Таким образом восстанавливается социальная справедливость, осуществляется общее и специальное предупреждение правонарушений. Государство как сторона уголовно-правовых отношений вправе применить к лицу, совершившему преступление, меры уголовно-правового воздействия публично-правового характера36.

Особого внимания заслуживают процессы гуманизации и либерализации применения уголовно-правовых средств по делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данные процессы позволяют смягчить меры уголовной репрессии, обеспечить должное соотношение частных и публичных интересов37.

35 См. постановление КС РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П по делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 188 УК РФ.

36 См. постановление КС РФ от 27 июня 2005 г. № 7-П по делу о проверке конституционности положений ч. 2 и 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, п. 3 ч. 1 ст. 145, ч. 3 ст. 318, ч. 1 и 2 ст. 319 УПК РФ.

37 См.: Публичные и частные интересы в российском законодательстве: сб. матер. науч.-практ. конф. / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2005; Zaytsev O. A. Die wesentlichen

Leitlinien der Strafrechtspolitik im Bereich

Только за последние пять лет законодательство претерпело значительные изменения, направленные на снижение уровня уголовно-правового воздействия на бизнес. Среди нововведений можно выделить:

а) дифференциацию уголовной ответственности за мошенничество за счет включения в УК РФ ч. 5—7 ст. 159, предусматривающих ответственность за мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности;

б) повышение крупного и особо крупного размера уголовно наказуемых деяний путем внесения изменений в примечания к ст. 169, 1702, 198—1994 УК РФ и др.;

в) криминализацию незаконного возбуждения уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности и повлекло ее прекращение, посредством дополнения частью 3 ст. 299 УК РФ;

г) ограничение возможности применения в отношении предпринимателей нормы об ответственности за организацию преступного сообщества, предусмотренной ст. 210 УК РФ;

д) расширение возможностей освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба за счет внесения изменений в ст. 761 УК РФ и др.38

Необходимо отметить и тенденцию, связанную с уголовно-правовым реформированием, которая проявляется в конструирова-

des Schutzes der wirtschaftlichen Interessen und der Rechte von Unternehmern // Aktuelle Probleme der Strafrechtswissenschaft im internationalen Vergleich: VIII internationale rechtsvergleichende Konferenz. Potsdam, 2019. S. 71—74.

38 См.: Нудель С. Л. Уголовно-правовое воздействие в механизме обеспечения экономической безопасности (проблемы и тенденции законодательной регламентации) // Журнал российского права. 2020. № 6. С. 113.

нии составов преступлений в сфере экономической деятельности с административной преюдицией. Примером этому могут служить нормы об ответственности за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции^. 1714 УК РФ), незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга (ст. 191 УК РФ) и др.

Показательно, что первоначальная редакция разд. VIII «Преступления в сфере экономики» УК РФ была дополнена 40 новыми статьями, тогда как из нее было исключено только пять статей, предусматривающих уголовную ответственность за покушения на следующие экономические отношения: а) мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ст. 1594 УК РФ); б) лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ); в) заведомо ложная реклама (ст. 182 УК РФ); г) контрабанда (ст. 188 УК РФ); д) обман потребителей (ст. 200 УК РФ). Однако данная ситуация не может быть в полном объеме признана декриминализацией в связи с последующей криминализацией ряда противоправных деяний, среди которых: а) мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности (ч. 5—7 ст. 159 УК РФ); б) незаконное образование юридического лица (ст. 1731 УК РФ); в) незаконное использование документов для образования юридического лица (ст. 1732 УК РФ); г) контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 2001 УК РФ), а также алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 2002 УК РФ).

Подавляющее число статей, составляющих разд. VIII УК РФ, в связи с частичной декриминализацией неоднократно подвергались различного рода изменениям, имеющим юридико-технический харак-

тер. В частности, уточнялись диспозиции (например, за счет исключения из ч. 1 ст. 171 УК РФ положений об уголовной ответственности за «представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения»), изменялись в сторону увеличения размеры ущерба (конкретизация примечания к ст. 1702 УК РФ)39.

Отличительной чертой происходящих процессов криминализации и декриминализации деяний в сфере обеспечения экономической безопасности является их разновек-торность, выражающаяся в установлении уголовной ответственности и дальнейшем «смягчении» уголовно-правовых норм. Тем самым, помимо реализации идеи гуманизации и либерализации применения уголовно-правовых средств по делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, происходит дифференциация уголовно-правового воздействия40.

Обращается внимание, что количество экономических преступлений в последние годы составляет не более 3—4% от общего числа регистрируемых преступлений, а доля предпринимателей, осужденных за совершение вышеуказанных преступлений, еще значительно меньше41.

39 См.: Научно-практический комментарий к главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» Уголовного кодекса Российской Федерации: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. И. И. Кучеров, О. А. Зайцев, С. Л. Нудель. М., 2020. С. 81—121.

40 См.: Нудель С. Л. Указ. соч. С. 115; Зайцев О. А., Кашепов В. П., Нудель С. Л. Уголовная политика в отношении преступлений, совершаемых в сфере предпринимательской деятельности // Вестник Томского государственного университета. Серия «Право». 2020. № 37. С. 40—56.

41 См.: Криминализация и декриминализация как формы преобразования уголов-

Изучение юридических источников убедительно свидетельствует о необходимости пересмотра существующих подходов к уголовно-правовому реагированию на общественно опасные деяния, которые содержатся в гл. 22 УК РФ, их перевода в категорию административных и гражданских правонару-шений42. Перспективным направлением современной уголовной политики является поиск новых подходов к пенализации и депенализации общественно опасных деяний в области экономической деятельности, о чем свидетельствует проведенный анализ практики назначения наказаний за преступления в сфере эконо-мики43. Необходимо дальнейшее развитие применения компенсаторных наказаний. Среди них наиболее приемлемыми являются обязательные и исправительные работы, наложение штрафа в пользу потерпевшего, возложение обязанности возместить причиненный ущерб. Требуют исследования вопросы применения иных уголовно-правовых мер, являющихся альтернативными по отношению к наказанию44. Это позволит в большей степени реализовать основную концептуальную идею уголовного закона — предупреждение преступлений.

Обратим внимание, что в рамках уголовной политики следует реали-

ного законодательства / отв. ред. В. П. Ка-шепов. С. 21.

42 См.: Цепелев К. В., Чернявский Д. О. Проблемы противодействия воспрепятствованию законной предпринимательской или иной деятельности уголовно-правовыми средствами // Безопасность бизнеса. 2020. № 6. С. 27—31; Шестак В. А. Современные особенности привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности // Российская юстиция. 2017. № 10. С. 24—27.

43 См.: Нудель С. Л. Указ. соч. С. 115—116.

44 См.: Гуманизация современного уго-

ловного законодательства: монография /

под общ. ред. В. П. Кашепова. М., 2015. С. 265.

зовывать и другие, не менее важные направления национальной безопасности по противодействию посягательствам на интересы экономи-ки45. Среди задач юридической науки можно особо выделить прогнозирование направлений, связанных с дальнейшим реформированием уголовно-процессуального законодательства, демократизацией его принципов и средств правоприме-нения46. Нуждаются в дальнейшей разработке механизмы, применяемые при производстве по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в сфере предпринимательской и иной экономической деятельно-

сти47.

В современном уголовном судопроизводстве акцент делается на формировании особого, благоприятствующего процессуального режима, регламентирующего порядок и особенности возбуждения уголовного дела в отношении представителей бизнеса, специфику применения к ним мер уголовно-процессуального принуждения, работы с доказательствами, освобождения от уголовной ответственности и прекращения уголовного преследования.

Необходимо и далее развивать процессы гуманизации, связанные с изменением правового режима применения мер пресечения в отношении предпринимателей. Нуждаются в дальнейшем совершенствовании законодательные процедуры заключения под стражу,

45 См.: Научные концепции развития российского законодательства: монография. 7-е изд. / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М., 2015. С. 189.

46 См.: Правосудие в современном мире: монография / под ред. В. М. Лебедева, Т. Я. Хабриевой. 2-е изд. М., 2017. С. 650—673.

47 См.: Зяблина М. Н. Новеллы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, направленные на защиту прав и законных интересов предпринимателей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 1. С. 90—94.

избрания залога и домашнего аре-

ста48.

На формирование уголовной политики Российской Федерации в области обеспечения экономической безопасности влияет и судебная практика. Подчеркнем особую роль Верховного Суда РФ в реализации уголовно-правовых и уголовно-процессуальных средств и механизмов, направленных на обеспечение экономической безопасности. Только за последние годы высший судебный орган высказал новые правовые позиции по делам об экономических преступлениях49, о налоговых преступлениях50, взяточничестве, коммерческом подкупе и об иных коррупционных преступлениях51, ко-

48 Подробнее см.: Рудич В. В. Проблемы расширения прав обвиняемого, к которому в ходе производства по уголовному делу о преступлении в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности применяются меры пресечения // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 24. С. 86—91.

49 См. постановления Пленума ВС РФ от 15 ноября 2016 г. № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности», от 3 октября 2017 г. № 33 «О ходе выполнения судами Российской Федерации постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 года № 48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности"», от 11 июня 2020 г. № 7 «О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам».

50 См. постановление Пленума ВС РФ от 26 ноября 2019 г. № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления».

51 См. постановление Пленума ВС РФ от

24 декабря 2019 г. № 59 «О внесении изменений в постановления Пленума Верхов-

торые вызвали большой резонанс среди ученых-исследователей52.

Подводя итоги и обобщая результаты проведенного нами исследования, можно констатировать, что в последние годы проведена значительная работа, направленная на реализацию положений Стратегии экономической безопасности. Однако происходящие изменения уголовного, уголовно-процессуального и иного законодательства не в состоянии в полной мере разрешить имеющиеся теоретико-методологические и правовые проблемы в регулировании вопросов в рассматриваемой сфере деятельности. Необходимым условием реализации указанной Стратегии является разработка концептуальных теоретических основ, осуществляющих методические функции по отношению к проблемам обеспечения экономической безопасности. Дальнейшее развитие государства и общества предполагает появление новых теневых и криминальных сегментов экономики, а также ранее не известных видов экономиче-

ного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" и от 16 октября 2009 года № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий"».

52 Подробнее см.: Юзюк Н. В., Черепенни-кова Ю. С. Новые позиции Пленума ВС РФ по уголовным делам об экономических преступлениях // Уголовный процесс. 2020. № 8. С. 62—68; Зайцев О. А. Позиции Верховного Суда РФ относительно особенностей уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности // Судебная реформа в современной России: результаты, проблемы и перспективы: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. А. Семенцов. Краснодар, 2020. С. 100—108; Борисов С. В. Новые позиции Верховного Суда РФ по делам о налоговых преступлениях // Уголовный процесс. 2020. № 3. С. 69—75.

ской преступности, вследствие чего феномен экономической безопасности обретет иные характеристики и форматы. Все это вызовет необходимость существенного обновления документов стратегического планирования, дальнейшего совершенствования средств уголовно-правового воздействия и процедур уголовного судопроизводства с учетом национальных интересов и появле-

ния новых угроз и вызовов, возникающих в ходе социально-экономических преобразований. Следует уделять особое внимание оптимизации правоприменения в сфере реализации уголовной политики в области обеспечения экономической безопасности, а также деятельности по формированию общественного мнения, поддерживающего такую политику.

список литературы

Epikhin A. Yu., Zaitsev O. A., Tasakov S. V., Nechaeva E. V. et al. Contemporary Criminal and Criminal Executive Law Conflicts and Ways of Overcoming Them // Cuestiones Políticas. 2020. Vol. 38. No. 66.

Zaytsev O. A. Die wesentlichen Leitlinien der Strafrechtspolitik im Bereich des Schutzes der wirtschaftlichen Interessen und der Rechte von Unternehmern // Aktuelle Probleme der Strafrechtswissenschaft im internationalen Vergleich: VIII internationale rechtsvergleichende Konferenz. Potsdam, 2019.

Александров А. С., Александрова И. А. Новая уголовная политика в сфере противодействия экономической и налоговой преступности: есть вопросы // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 1 (6).

Беляев В. П., Чапчиков С. Ю. Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности России: некоторые направления // Актуальные проблемы российского права.

2018. № 9.

Борисов С. В. Новые позиции Верховного Суда РФ по делам о налоговых преступлениях // Уголовный процесс. 2020. № 3.

Вишнякова В. Г., Андриченко Л. В., Боголюбов С. А. и др. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. № 2.

Власов И. С. Особенности ответственности за экономические преступления в Германии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 3.

Ворожихин В. В. Определение экономической безопасности для управления инновационным развитием страны // Безопасность бизнеса. 2018. № 1.

Гаджиев Г. А. Об экономической эффективности, правовой этике и доверии к государству // Законность в экономической сфере как необходимый фактор благоприятного инвестиционного климата: матер. VI Ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Бра-туся (Москва, 25 октября 2011 г.). М., 2012.

Голованова Н. А., Гравина А. А., Зайцев О. А. и др. Уголовно-юрисдикционная деятельность в условиях цифровизации.: монография. М., 2019.

Горохова С. С. Основные задачи государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности экономической деятельности // Российская юстиция.

2019. № 4.

Горохова С. С. Об определении экономической безопасности в контексте новой стратегии ее обеспечения в Российской Федерации // Российская юстиция. 2018. № 6.

Государство и бизнес в системе правовых координат: монография / отв. ред. А. В. Габов. М., 2014.

Гуманизация современного уголовного законодательства: монография / под общ. ред. В. П. Кашепова. М., 2015.

Доронина Н. Г., Семилютина Н. Г., Казанцев Н. М. и др. Право и экономическая деятельность: современные вызовы: монография. М., 2015.

Елфимова О. С. Национальная безопасность в теории и законодательстве России // Lex russica. 2016. № 10 (119).

Зайцев О. А. Новая уголовная политика Российской Федерации в сфере защиты прав инвесторов // Инвестиции в национальном и международном праве: баланс частных и публичных интересов: сб. матер. к XIV Ежегодным научным чтениям памяти профессора С. Н. Бра-туся. М., 2019.

Зайцев О. А. Позиции Верховного Суда РФ относительно особенностей уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности // Судебная реформа в современной России: результаты, проблемы и перспективы: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. А. Семенцов. Краснодар, 2020.

Зайцев О. А., Кашепов В. П., Нудель С. Л. Уголовная политика в отношении преступлений, совершаемых в сфере предпринимательской деятельности // Вестник Томского государственного университета. Серия «Право». 2020. № 37.

Зяблина М. Н. Новеллы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, направленные на защиту прав и законных интересов предпринимателей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 1.

Институты финансовой безопасности: монография / отв. ред. И. И. Кучеров, Н. А. По-веткина. М., 2017.

Кашепов В. П. Особенности правового регулирования уголовной ответственности и уголовного судопроизводства в сфере противодействия экономической преступности // Законность в экономической сфере как необходимый фактор благоприятного инвестиционного климата: матер. VI Ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся (Москва, 25 октября 2011 г.). М., 2012.

Кострова М. Б. Триада «личность, общество, государство» в стратегии национальной безопасности Российской Федерации в современной уголовно-правовой политике // Обеспечение национальной безопасности — приоритетное направление уголовно-правовой, криминологической и уголовно-исполнительной политики: матер. XI Российского Конгресса уголовного права, 31 мая — 1 июня 2018 г. М., 2018.

Криминализация и декриминализация как формы преобразования уголовного законодательства: монография / отв. ред. В. П. Кашепов. М., 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кудрин А. Л. Для серьезного прорыва у России возможностей нет. URL: https://snob.ru/ entry/178071 (дата обращения: 03.02.2021).

Курышова Л. А., Ли А. А. Национальная безопасность государства: ее содержание и механизм обеспечения // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. № 11 (S3).

Магомедов Ш. Б. К вопросу о конституционном содержании обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 1.

Молчанова Т. В. Статистическая оценка преступлений в сфере экономической деятельности // Безопасность бизнеса. 2020. № 3.

Научно-практический комментарий к главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» Уголовного кодекса Российской Федерации: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. И. И. Кучеров, О. А. Зайцев, С. Л. Нудель. М., 2020.

Научные концепции развития российского законодательства: монография. 7-е изд. / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М., 2015.

Нудель С. Л. Уголовно-правовая охрана финансовых отношений: монография / под ред. Г. Ю. Лесникова. М., 2016.

Нудель С. Л. Уголовно-правовое воздействие в механизме обеспечения экономической безопасности (проблемы и тенденции законодательной регламентации) // Журнал российского права. 2020. № 6.

Правосудие в современном мире: монография / под ред. В. М. Лебедева, Т. Я. Хабриевой. 2-е изд. М., 2017.

Пролетенкова С. Е., Быков Б. А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: анализ, эффективность, перспективы // Административное право и процесс. 2019. № 8.

Публичные и частные интересы в российском законодательстве: сб. матер. науч.-практ. конф. / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2005.

Рудич В. В. Проблемы расширения прав обвиняемого, к которому в ходе производства по уголовному делу о преступлении в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности применяются меры пресечения // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 24.

Селиванов А. И., Старовойтов В. Г., Трошин Д. В. Экономическая безопасность в условиях перехода к шестому технологическому укладу: постановка проблемы // Безопасность бизнеса. 2017. № 6.

Синицин С. А. Гражданское право в современных социально-экономических условиях // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 1.

Совещание по вопросам реализации крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. 3 августа 2017 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/55286 (дата обращения: 02.03.2021).

Уголовный закон и экономическая деятельность (соотношение частных и публичных интересов): науч.-практ. пособие / отв. ред. И. И. Кучеров, О. А. Зайцев, С. Л. Нудель. М., 2020. 392 с.

Филатова И. В. Вызовы и угрозы экономической безопасности в рамках реализации стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 6.

Филатова И. В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации как приоритетное направление развития национальной экономики // Миграционное право. 2016. № 3.

Хабриева Т. Я. Управление пандемическим кризисом на основе права: мировой и российский опыт // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 2.

Хабриева Т. Я., Клишас А. А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». М., 2020.

Хабриева Т. Я., Тихомиров Ю. А., Гутников О. В., Кашепов В. П. и др. Закон. Обеспечение безопасности и реальной экономики / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2015.

Цепелев К. В., Чернявский Д. О. Проблемы противодействия воспрепятствованию законной предпринимательской или иной деятельности уголовно-правовыми средствами // Безопасность бизнеса. 2020. № 6.

Шестак В. А. Современные особенности привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности // Российская юстиция. 2017. № 10.

Юзюк Н. В., Черепенникова Ю. С. Новые позиции Пленума ВС РФ по уголовным делам об экономических преступлениях // Уголовный процесс. 2020. № 8.

References

Aleksandrov A. S., Aleksandrova I. A. Novaya ugolovnaya politika v sfere protivodeystviya ekonomicheskoy i nalogovoy prestupnosti: est' voprosy. Biblioteka kriminalista. Nauchnyy zhurnal, 2013, no. 1 (6).

Belyaev V. P., Chapchikov S. Yu. Optimizatsiya mekhanizma obespecheniya natsional'noy bezopasnosti Rossii: nekotorye napravleniya. Aktual'nye problemy rossiyskogo prava, 2018, no. 9.

Borisov S. V. Novye pozitsii Verkhovnogo Suda RF po delam o nalogovykh prestupleniyakh. Ugolovnyy protsess, 2020, no. 3.

Criminal Law and Economic Activity (the Ratio of Private and Public Interests). Ed. by I. I. Kucherov, O. A. Zaytsev, S. L. Nudel'. Moscow, 2020. 392 p. (In Russ.) DOI: 10.12737/1160944.

Doronina N. G., Semilyutina N. G., Kazantsev N. M. et al. Law and economic performance: modern challenges. Moscow, 2015. (In Russ).

Elfimova O. S. Natsional'naya bezopasnost' v teorii i zakonodatel'stve Rossii. Lex russica, 2016, no. 10 (119).

Epikhin A. Yu., Zaitsev O. A., Tasakov S. V., Nechaeva E. V. et al. Contemporary Criminal and Criminal Executive Law Conflicts and Ways of Overcoming Them. Cuestiones Políticas, 2020, vol. 38, no. 66.

Filatova I. V. Strategiya natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii kak prioritetnoe napravlenie razvitiya natsional'noy ekonomiki. Migratsionnoe pravo, 2016, no. 3.

Filatova I. V. Vyzovy i ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti v ramkakh realizatsii strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2030 goda. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2017, no. 6.

Gadzhiev G. A. Ob ekonomicheskoy effektivnosti, pravovoy etike i doverii k gosudarstvu. Zakonnost' v ekonomicheskoy sfere kak neobkhodimyy faktor blagopriyatnogo investitsionnogo klimata: materialy VI Ezhegodnykh nauchnykh chteniy pamyati professora S. N. Bratusya (Moscow, 25 October 2011). Moscow, 2012.

Golovanova N. A., Gravina A. A., Zaytsev O. A. et al. Jurisdictional lawful activities within the criminal law sphere framework in the context of digitalization. Moscow, 2019. 212 p. (In Russ.)

Gorokhova S. S. About Determination of Economic Safety in the Context of New Strategy of Its Ensuring in the Russian Federation. Rossiyskaya yustitsiya, 2018, no. 6, pp. 2—4. (In Russ.)

Gorokhova S. S. The Main Tasks of the State Policy of the Russian Federation in the Sphere of Economic Activity Security. Rossiyskaya yustitsiya, 2019, no. 4, pp. 2—5. (In Russ.)

Gosudarstvo i biznes v sisteme pravovykh koordinat. Ed. by A. V. Gabov. Moscow, 2014.

Gumanizatsiya sovremennogo ugolovnogo zakonodatel'stva. Ed. by V. P. Kashepov. Moscow, 2015.

Financial security institutions. Ed. by I. I. Kucherov, N. A. Povetkina. Moscow, 2017. (In Russ.)

Justice in the Modern World. Ed. by V. M. Lebedev, T. Y. Khabrieva. 2nd ed. Moscow, 2017. 784 p. (In Russ.)

Kashepov V. P. Osobennosti pravovogo regulirovaniya ugolovnoy otvetstvennosti i ugolovnogo sudoproizvodstva v sfere protivodeystviya ekonomicheskoy prestupnosti. Zakonnost' v ekonomicheskoy sfere kak neobkhodimyy faktor blagopriyatnogo investitsionnogo klimata: materialy VI Ezhegodnykh nauchnykh chteniy pamyati professora S. N. Bratusya (Moscow, 25 October 2011). Moscow, 2012.

Khabrieva T. Y. Law Based Managing the Pandemic Crisis: World and Russian Experience. Journal of Russian Law, 2021, vol. 25, no. 2, pp. 5—17. (In Russ.) DOI: 10.12737/ jrl.2021.015.

Khabrieva T. Y., Klishas A. A. Thematic commentary to the Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 No. 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authorities". Moscow, 2020. 240 p. (In Russ.)

Khabrieva T. Y., Tikhomirov Yu. A., Gutnikov O. V., Kashepov V. P. et al. Law. Ensuring safety and real economy. Ed. by T. Y. Khabrieva. Moscow, 2015. (In Russ.)

Kostrova M. B. Triada "lichnost', obshchestvo, gosudarstvo" v strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii v sovremennoy ugolovno-pravovoy politike. Obespechenie natsional'noy bezopasnosti — prioritetnoe napravlenie ugolovno-pravovoy, kriminologicheskoy i ugolovno-ispolnitel'noy politiki: materialy XI Rossiyskogo Kongressa ugolovnogo prava, 31 May — 1 June 2018. Moscow, 2018.

Kriminalizatsiya i dekriminalizatsiya kak formy preobrazovaniya ugolovnogo zakonodatel'stva. Ed. by V. P. Kashepov. Moscow, 2018.

Kudrin A. L. Dlya ser'eznogo proryva u Rossii vozmozhnostey net. Available at: https://snob. ru/entry/178071 (accessed 03.02.2021).

Kuryshova L. A., Li A. A. Natsional'naya bezopasnost' gosudarstva: ee soderzhanie i mekhanizm obespecheniya. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh nauk, 2017, no. 11 (S3).

Magomedov Sh. B. On the constitutional content of ensuring economic security in the Russian Federation. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo, 2019, no. 1, pp. 10—15. (In Russ.)

Molchanova T. V. Statisticheskaya otsenka prestupleniy v sfere ekonomicheskoy deyatel'nosti. Bezopasnost' biznesa, 2020, no. 3.

Nudel S. L. Criminal and Legal Influence in the Mechanism of Ensuring Economic Security (Issues and Trends in Legislative Regulation). Journal of Russian Law, 2020, no. 6, pp. 106—119. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2020.070.

Nudel S. L. Criminal protection of financial relations. Ed. by G. Yu. Lesnikov. Moscow, 2016.

Proletenkova S. E., Bykov B. A. Strategiya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda: analiz, effektivnost', perspektivy. Administrativnoe pravo i protsess, 2019, no. 8.

Publichnye i chastnye interesy v rossiyskom zakonodatel'stve. Ed. by Yu. A. Tikhomirov. Moscow, 2005.

Rudich V. V. Problemy rasshireniya prav obvinyaemogo, k kotoromu v khode proizvodstva po ugolovnomu delu o prestuplenii v sfere predprinimatel'skoy i inoy ekonomicheskoy deyatel'nosti primenyayutsya mery presecheniya. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, no. 24.

Scientific and Practical Commentary on Chapter 22 "Crimes in the Field of Economic Activity" of the Criminal Code of the Russian Federation. Vol. 1. Ed. by I. I. Kucherov, O. A. Zaycev, S. L. Nudel. Moscow, 2020. 400 p. (In Russ.)

Scientific Concept of Development of the Russian Legislation. 7th ed. Ed. by T. Y. Khabrieva, Yu. A. Tikhomirov. Moscow, 2015. 544 p. (In Russ.)

Selivanov A. I., Starovoytov V. G., Troshin D. V. Ekonomicheskaya bezopasnost' v usloviyakh perekhoda k shestomu tekhnologicheskomu ukladu: postanovka problemy. Bezopasnost' biznesa, 2017, no. 6.

Shestak V. A. The modern features of criminal responsibility for crimes in the sphere of entrepreneurial and other economic activities. Rossiyskaya yustitsiya, 2017, no. 10, pp. 24—27. (In Russ.)

Sinitsyn S. A. Civil Law in Modern Socio-Economic Conditions. Journal of Russian Law, 2021, vol. 25, no. 1, pp. 8—15. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2021.002.

Soveshchanie po voprosam realizatsii krupnykh investitsionnykh proektov na Dal'nem Vostoke. 3 August 2017. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/55286 (accessed 02.03.2021).

Tsepelev K. V., Chernyavskiy D. O. Problemy protivodeystviya vosprepyatstvovaniyu zakonnoy predprinimatel'skoy ili inoy deyatel'nosti ugolovno-pravovymi sredstvami. Bezopasnost' biznesa, 2020, no. 6.

Vishnyakova V. G., Andrichenko L. V., Bogolyubov S. A. et al. National security of the Russian Federation: strengthening of its state and legal fundamentals. Journal of Russian Law, 2005, no. 2, pp. 3—34. (In Russ.)

Vlasov I. S. Features of Liability for Economic Crimes in Germany. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2020, no. 3, pp. 86—102. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcl.2020.021.

Vorozhikhin V. V. Opredelenie ekonomicheskoy bezopasnosti dlya upravleniya innovatsionnym razvitiem strany. Bezopasnost' biznesa, 2018, no. 1.

Yuzyuk N. V., Cherepennikova Yu. S. New Positions of the Plenum of the Supreme Court of the RF on Criminal Cases of Economic Crimes. Ugolovnyy protsess, 2020, no. 8, pp. 62—68. (In Russ.)

Zaitsev O., Kashepov V., Nudel S. Criminal Policy Regarding Crimes Committed in the Sphere of Business. Tomsk State University Journal of Law, 2020, no. 37. (In Russ.) DOI: 10.17223/22253513/37/4.

Zaytsev O. A. Die wesentlichen Leitlinien der Strafrechtspolitik im Bereich des Schutzes der wirtschaftlichen Interessen und der Rechte von Unternehmern. Aktuelle Probleme der Strafrechtswissenschaft im internationalen Vergleich: VIII internationale rechtsvergleichende Konferenz. Potsdam, 2019.

Zaytsev O. A. Novaya ugolovnaya politika Rossiyskoy Federatsii v sfere zashchity prav investorov. Investitsii v natsional'nom i mezhdunarodnom prave: balans chastnykh i publichnykh interesov: sbornik materialov k XIV Ezhegodnym nauchnym chteniyam pamyati professora S. N. Bratusya. Moscow, 2019.

Zaytsev O. A. Pozitsii Verkhovnogo Suda RF otnositel'no osobennostey ugolovnoy otvetstvennosti za prestupleniya v sfere predprinimatel'skoy i inoy ekonomicheskoy deyatel'nosti. Sudebnaya reforma v sovremennoy Rossii: rezul'taty, problemy i perspektivy. Ed. by V. A. Sementsov. Krasnodar, 2020.

Zyablina М. N. Novelly ugolovnogo i ugolovno-protsessuaГnogo zakonodatel'stva, napravlennye па zashchitu prav i zakonnykh interesov predprinimateley. Zakony Rossii: оруЬ, апа^, ртакЫка, 2018, по. 1.

Информация об авторах

Олег Александрович Зайцев, главный научный сотрудник центра уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. ResearcherID: 0-2292-2018

Станислав Львович Нудель, заведующий центром уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.