УДК 796.412.2
РЕАЛИЗАЦИЯ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ
ЭЛЕМЕНТОВ В ПРАВИЛАХ СОРЕВНОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГИМНАСТИКИ
Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Почетный судья FIG, Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, профессор, судья международной категории (FIG), Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ, Ирина Александровна Винер-Усманова, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России, Александра Александровна Супрун, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург)
Аннотация
В художественной гимнастике одни из главных факторов, обеспечивающих высокие достижения вида спорта в составе олимпийской семьи, является сложность композиций. Требования к данному компоненту предписаны правилами Международной федерации гимнастики. Однако эти требования правил соревнований не имеют логического и научного обоснования определения ценности каждого элемента. В документе, с помощью которого осуществляется управление развитием вида спорта, дана весьма приблизительная градация ценности элементов. Это отрицательно сказывается на содержании художественной гимнастике как вида спорта. Кроме того, процесс подготовки спортсменок во всем мире лишен точного вектора, по которому должно идти логическое развитие художественной гимнастики. Это первостепенная задача, которая должна постоянно находиться в поле зрения всех специалистов теории и практики вида спорта. Данная статья затрагивает ряд аспектов этой актуальной проблемы.
Ключевые слова: художественная гимнастика, правила Международной федерации гимнастики, ценность соревновательных программ, содержание вида спорта.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p233-236
REALIZATION OF WAYS FOR ASSESSMENT OF TECHNICAL VALUE OF ELEMENTS IN RULES OF COMPETITIONS OF INTERNATIONAL FEDERATION
OF GYMNASTICS
Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor managing department, the Honorary judge of FIG, Elena Sergeyevna Kryuchek, the candidate ofpedagogical sciences, professor, judge of the international category (FIG), Elena Nikolaevna Medvedeva, the candidate ofpedagogical sciences, professor, Honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, Irina Aleksandrovna Viner-Usmanova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored trainer of Russia, Aleksandra Aleksandrovna Suprun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
In rhythmic gymnastics there is one of the main factors providing high achievements of sport as a part of the Olympic family and it is complexity of the compositions. The requirements to this component are ordered by rules of International Federation of Gymnastics. However, these requirements of rules of competitions have no logical and scientific justification of determination of value of each element. In the document by means of which the control of development of the sport is exercised there is very approximate gradation of value of elements. It has adverse effect on the content of rhythmic gymnastics as sport. Besides, the process of training of sportswomen around the world is deprived of the exact vector along which there has to be a logical development of rhythmic gymnastics. It is a paramount task, which has to be constantly in sight of all experts of the theory and practice of the sport. This article affects a number of
aspects of this actual problem.
Keywords: rhythmic gymnastics, rules of International Federation of Gymnastics, value of competitive programs, maintenance of a sport.
На основе сравнительного анализа содержания правил соревнований по художественной гимнастике (1993, 2001, 2005, 2009, 2013) были определены изменения в требованиях, предъявляемых к соревновательным композициям спортсменок. В исследованиях Винер И.А. (2002) проанализированы правила соревнований и показано, что после Олимпиада в Барселоне на протяжении восьми лет в правилах соревнований были такие требования, которые привели фактически к застою художественной гимнастики в мире. Требования к сложности соревновательных программ были слишком занижены, и любая гимнастка легко могла с ними справиться. Новые же элементы не поощрялись судьями. Многие гимнастки чисто выполняли простые упражнения, и на соревнованиях ранжирование гимнасток по местам было затруднено. Например, сразу шесть гимнасток на чемпионате Европы получили оценку в десять баллов. Подобный факт снижает зрелищный интерес, как журналистов, так и зрителей.
После Олимпийских игр в Сиднее (2000 г.) вначале нового цикла подготовки основной акцент был сделан на усложнение всех структурных групп движений без предмета. С 2000 года упражнения в индивидуальных программах стали содержать максимум 10 трудностей, изолированных или в комбинациях, состоящих максимум из 2 - 3 трудностей. Обязательная для каждого предмета структурная группа движений телом должна была использоваться, как минимум пятикратно и всегда быть связана с техникой движений предметом. Комбинация как минимум на 50% состояла из трудностей, принадлежащих к обязательным структурным группам телом для каждого вида многоборья. Для оценки трудностей стала использоваться градация от 0,1 балла (группа «А») до 1,0 балла (группа «Y»), ценность комбинации определяться по сумме ценностей, входящих в неё групп. Упражнения стали более динамичными, сложными и зрелищными.
С 2005 года индивидуальное упражнение могло содержать максимум 18 трудностей ценностью в 10,00 баллов. Полная стоимость трудностей телом складывалась из ценностей групп, принадлежащих к обязательной структурной группе (минимум 6 элементов) в данном виде многоборья и, возможно, ценностей необязательных групп (максимум по две из каждой структурной группы). Каждая группа могла быть засчитана только один раз, поэтому повторное её выполнение не допускалась, кроме случаев, предусмотренных для использования их в серии. В связи с этим, правила 2005 года обязали гимнасток использовать в упражнении с предметом 12 разнообразных элементов телом (6 разнообразных обязательных и произвольно 2+2+2 разнообразных из других структурных групп). Если до этого момента гимнастка имела возможность самостоятельно определять степень структурного разнообразия элементов в многоборье и использовать одни и те же элементы телом в разных видах многоборья, то уже с 2000 года чётко было определено, в каком виде какая структурная группа должна доминировать. Таким образом, совершенствование правил соревнований по художественной гимнастике способствовало увеличению разнообразия выполняемых элементов телом в каждом виде многоборья и создавало условия для более гармоничной подготовки спортсменок на перспективу.
С 2005 года конкретизированы требования к трудности изолированных элементов. Так, в редакции правил соревнований этого года трудность элементов была представлена стоимостью от 0,1 до 1,2 балла при ограничении их общего количества в программе до 18-ти.
Если в правилах соревнований 1998 года было представлено 60 элементов с уровнем сложности 0,1-0,2 балла, то в 2001г. их количество возросло более чем в четыре раза и состояло из 267 элементов с уровнем сложности от «А» до «Е» (0,1-0,5 балла соответственно). В дополнениях 2003 г. их число увеличилось ещё на 39,3% и составляло 440
элементов, при расширении диапазона сложности от 0,1 до 1,0 балла. Однако около 50,0% от общего их числа относились к уровню сложности «С», «Д», «Е» (0,3; 0,4; 0,5 соответственно). Элементы, имеющие ценность более 0,8 балла, составляли всего 3,4%. Только одно равновесие соответствовало группе «J» и имело уровень сложности 1,0 балл.
К 2005 году количество расцененных элементов увеличилось до 503 элементов (на 14,0%), а диапазон трудности расширился от 0,1 до 1,2 балла. Количество элементов, имеющих уровень сложности 0,8 балла и выше, уже составили 11,9%. При этом в процентном соотношении распределение элементов по структурным группам было представлено следующим образом: прыжки и повороты - по 29,6%, элементы из групп равновесия - 21,9 % и на гибкость - 18,9 %.
Начиная с 2009 года, были конкретизированы критерии оценки упражнений, четко определены количество структурных групп и максимальная сложность композиции по сложности, большие требования стали предъявляться к разнообразию элементов, симметрии работы рук и ног.
Согласно правилам соревнований (2009-2012) каждая индивидуальная программа могла содержать максимум 12 трудностей (уровня трудности «А» и выше) ценностью максимум в 10,00 баллов. Ценности трудностей, принадлежащих к обязательным группам тела характерным для каждого предмета - минимум 8 трудностей для упражнения из 10-12 трудностей. Допускалось увеличение ценности за счёт максимум четырёх трудностей, входящих в необязательные группы тела, по выбору. При этом каждая трудность считалась только один раз и её повторение не засчитывалось. Наблюдается постепенное ограничение элементов в таблицах сложности.
В данном олимпийском цикле (2013-2016) в правилах соревнований Международной федерации предписано ограничение элементов сложности соревновательных программ гимнасток до 9-ти. Причем таблицы «трудности» элементов всех структурных групп по количеству на одну треть меньше, чем в правилах соревнований олимпийского цикла 2001-2004. Кроме этого наблюдается весьма приблизительная градация элементов по степени сложности. В одной и той же группе находятся элементы разной технической ценности. Этот факт негативно сказался на содержательной стороне композиций. Кроме того наблюдается уравнивание спортсменок по уровню их исполнительского мастерства, в частности - по компоненту «сложность». Подобного рода «перекос» отрицательно влияет на естественный ход развития художественной гимнастики.
Таким образом, анализ литературы и правил соревнований Международной федерации гимнастики за пять олимпийских циклов свидетельствует о том, что определение уровня исполнительского мастерства гимнастов осуществляется с помощью метода экспертных оценок. Данный метод предполагает наличие адекватных критериев для выявления достижений спортсменов, которые отражены в документе, разработанном техническими комитетами всех дисциплин гимнастики на каждый олимпийский цикл (Code FIG). Термин «Code of Points» - закон о гимнастике произошел от греческого слова «кодекос», которое трактуется как закон, имеющий силу с точки зрения морали. Правила спортивных соревнований призваны гарантировать сохранение сущности спорта, заключающейся в объективном сравнении человеческих возможностей и выявлении на этой основе их максимального уровня в условиях неантагонистического соперничества. Однако, как показывает практика оценивания достижений гимнастов, эти требования часто нарушаются, из-за неопределенности понятий, включенных в правила соревнований, что приводит к манипулированию спортивными судьями трактовки критериев. Таким образом, для качественной оценки уровня исполнительского мастерства гимнасток в правилах соревнований Международной федерации необходима конкретизация объективных факторов, позволяющих определить истинную ценность композиции. Практика требует научно обоснованного подхода к градации элементов по степени сложности с целью выявления истинной ценности соревновательных композиций гимнасток.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Москве / М. Шишковска, Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 92-94.
2. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Минске / М. Шишковска, Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 24-27.
REFERENCES
1. Shishkovsky, M., Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A. and Pirozhkova, E.A. (2010), "Analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics in Moscow", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 92-94.
2. Shishkovsky, M., Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A. and Pirozhkova, E.A. (2011), "Analysis of the results of European rhythmic gymnastics championship in Minsk", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 24-27.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.02.2016
УДК. 796.814
СПОРТИВНЫЙ ОТБОР В САМБО С УЧЕТОМ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРЕНИРУЕМОСТИ
Марина Германовна Ткачук, доктор биологических наук, профессор, Алексей Григорьевич Левицкий, доктор педагогических наук, профессор, Александр Александрович Соболев, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В настоящем исследовании выявлены достоверные отличия в морфофункциональных показателях и физической подготовке быстро и медленно тренируемых борцов-самбистов. Полученные данные позволили выделить комплекс информативных критериев отбора в самбо.
Ключевые слова: спортивный отбор, самбо, морфофункциональные характеристики, быстро тренируемые и медленно тренируемые спортсмены.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p236-239
SPORTS SELECTION IN SAMBO TAKING INTO ACCOUNT THE MORPHOFUNCTIONAL INDICATORS AND INDIVIDUAL TRAINING LEVEL
Marina Germanovna Tkachuk, the doctor of biological sciences, professor, Alexey Grigoryevich Levitsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Alexandrovich Sobolev, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The present study has identified the reliable differences in the morphological and functional characteristics and fitness of the slowly and quickly trained athletes specializing in sambo wrestling. The received results allowed highlighting the complex of the informative selection criteria in sambo.
Keywords: sports selection, morphofunctional characteristics, sambo, quickly trained and slowly trained athletes.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема скорости тренируемости спортсменов продолжает оставаться актуальной и привлекает внимание ученых, тренеров и врачей. Для «быстро тренируемых