Научная статья на тему 'Реализация современных образовательных технологий в процессе формирования профессиональной субъектности будущих учителей'

Реализация современных образовательных технологий в процессе формирования профессиональной субъектности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональная субъектность будущего педагога / педагогические технологии профессионального образования / professional subjectivity / professional subjectivity of the future teacher / pedagogical technologies of vocational education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитроченко Татьяна Вячеславовна, Калугина Наталья Андреевна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с реализацией современных образовательных технологий в процессе формирования профессиональной субъектности будущих учителей. Были представлены результаты анализа психолого-педагогической литературы по вопросам формирования исследуемого качества: рассмотрены российские (Г.И. Аксенова, А.В. Гвоздева, А.А. Деркач, М.В. Исакова, Л.Г. Майдокина, Т.А. Ольховая, В.В. Сериков) и зарубежные теории (R.A. Stebbins, D.N. Stern, M. O'loughlin). На основе анализа психолого-педагогической литературы и с учетом специфики освоения студентами содержания педагогических дисциплин в статье было представлено авторское рабочее определение понятия «профессиональная субъектность будущего педагога». Представлены критерии и показатели рассматриваемого качества будущего педагога, определены методики диагностики критериев и показателей профессиональной субъектности. В статье описаны возможности педагогических технологий в процессе формирования профессиональной субъектности студентов-педагогов. Обоснована результативность применения продуктивных педагогических технологий профессионального образования в процессе формирования профессиональной субъектности при изучении студентами педагогических дисциплин. В статье представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного с целью формирования профессиональной субъектности студентов-педагогов вторых курсов, обучающихся в ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитроченко Татьяна Вячеславовна, Калугина Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Educational Technologies in The Process of Forming The Professional Subjectivity of Future Teachers

The article discusses issues related to the implementation of modern educational technologies in the process of forming the professional subjectivity of future teachers. The results of the analysis of psychological and pedagogical literature on the formation of the quality under study were presented: foreign (R.A. Stebbins, D.N. Stern, M. O'loughlin) and Russian theories (G.I. Aksenova, A.V. Gvozdeva, A.A. Derkach) were considered, M.V. Isakova, L.G. Maydokina, T.A. Olkhovaya, V.V. Serikov). Based on an analysis of psychological and pedagogical literature and taking into account the specifics of students mastering the content of pedagogical disciplines, the article presented the author's working definition of the concept of “professional subjectivity of a future teacher.” The criteria and indicators of the considered quality of the future teacher are presented, and methods for diagnosing the criteria and indicators of professional subjectivity are determined. The article describes the possibilities of pedagogical technologies in the process of forming the professional subjectivity of student teachers. The author substantiates the effectiveness of the use of productive pedagogical technologies of professional education in the process of forming professional subjectivity when students study pedagogical disciplines. The article presents the results of a pedagogical experiment conducted with the aim of developing the professional subjectivity of second-year student teachers studying at the Amur Humanitarian and Pedagogical State University.

Текст научной работы на тему «Реализация современных образовательных технологий в процессе формирования профессиональной субъектности будущих учителей»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

Т. В. Дмитроченко

Н. А. Калугина

Ценности и смыслы. 2024. № 3 (91). С. 84-100 Values and Meanings. 2024. No.3 (91). P. 84-100 УДК 378

D 01:10.24412/2071-6427-2024-3-84-100

Реализация современных образовательных технологий в процессе формирования профессиональной субъектности будущих учителей

Дмитроченко Татьяна Вячеславовна 1, Калугина Наталья Андреевна2

1 Старший преподаватель кафедры педагогики профессионального образования, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

E-mail: bossyblond7@mail.ru ORCID: 0000-0003-2414-1003

2 Доктор педагогических наук, профессор школы педагогики, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

E-mail: natalikhbru@mail.ru ORCID: 0000-0001-5782-5626

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с реализацией современных образовательных технологий в процессе формирования профессиональной субъектности будущих учителей. Были представлены результаты анализа психолого-педагогической литературы по вопросам формирования исследуемого качества: рассмотрены российские (Г. И. Аксенова, А. В. Гвоздева,

A. А. Деркач, М. В. Исакова, Л. Г. Майдокина, Т. А. Ольховая,

B. В. Сериков) и зарубежные теории (R. A. Stebbins, D. N. Stern, M. O'loughlin). На основе анализа психолого-педагогической литературы и с учетом специфики освоения студентами содержания педагогических дисциплин в статье было представлено авторское рабочее определение понятия «профессиональная субъектность будущего педагога». Представлены критерии и показатели рассматриваемого качества будущего педагога, определены методики диагностики критериев и показателей профессиональной субъектности. В статье описаны воз-

© Дмитроченко Т.В., Калугина Н.А., 2024

84

можности педагогических технологий в процессе формирования профессиональной субъектности студентов-педагогов. Обоснована результативность применения продуктивных педагогических технологий профессионального образования в процессе формирования профессиональной субъектности при изучении студентами педагогических дисциплин. В статье представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного с целью формирования профессиональной субъектности студентов-педагогов вторых курсов, обучающихся в ФГБОУВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет».

Ключевые слова: профессиональная субъектность будущего педагога, педагогические технологии профессионального образования.

Для цитирования: Дмитроченко Т. В., Калугина Н. А. Реализация современных образовательных технологий в процессе формирования профессиональной субъектности будущих учителей // Ценности и смыслы. 2024. № 3 (91). С. 84-100.

Implementation of Educational Technologies in The Process of Forming The Professional Subjectivity of Future Teachers

Tatyana V. Dmitrochenko 1, Natalya A. Kalugina2

1 Senior Lecturer, Department of Pedagogics of Vocational Education, Amur State University for the Humanities and Pedagogics, Komsomolsk-on-Amur, Russia E-mail: bossyblond7@mail.ru; ORCID: 0000-0003-2414-1003

2 Dr.Sc. (Education), Professor of the School of Pedagogy, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

E-mail: natalikhbru@mail.ru; 0RCID:0000-0001-5782-5626

Abstract. The article discusses issues related to the implementation of modern educational technologies in the process of forming the professional subjectivity of future teachers. The results of the analysis of psychological and pedagogical literature on the formation of the quality under study were presented: foreign (R. A. Stebbins, D. N. Stern, M. O'loughlin) and Russian theories (G. I. Aksenova, A. V. Gvozdeva, A. A. Derkach) were considered, M. V. Isakova, L. G. Maydokina, T. A. Olkhovaya, V. V. Serikov). Based on an analysis of psychological and pedagogical literature and taking into account the specifics of students mastering the content of pedagogical disciplines, the article presented the author's working definition of the concept of "professional subjectivity of a future teacher." The criteria and indicators of the considered quality of the future teacher are presented, and methods for diagnosing the criteria and indicators of professional subjectivity are determined. The article describes the possibilities of pedagogical technologies in the process of forming the professional subjectivity of student teachers. The author substantiates the effectiveness of the use of productive pedagogical technologies of professional education in the process of forming professional subjectivity when students study pedagogical disciplines. The article presents the results of a pedagogical experiment conducted with the aim of developing the professional subjectivity of second-year student teachers studying at the Amur Humanitarian and Pedagogical State University.

Keywords: professional subjectivity, professional subjectivity of the future teacher, pedagogical technologies of vocational education.

For citation: Dmitrochenko T. V., Kalugina N. A. Implementation of modern educational technologies in the process of forming the professional subjectivity of future teachers // Values and meanings. 2024. No. 3 (91). P. 84-100. (In Rus).

Введение

В условиях модернизации, трансформации и цифровизации современного российского общества возрастают требования к квалификации и профессиональной компетентности работников сферы образования. Данные требования отражены в российских государственных документах и программах. Например, в «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» отмечено, что результаты профессиональной подготовки выпускников не в полной мере соответствуют актуальным запросам отрасли образования, общества и государства» [10, с. 6].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО 3++) выдвигает такие компетенции выпускника, как УК-1 «Системное и критическое мышление», УК-6 «Самоорганизация и саморазвитие» и другие компетенции, успешность формирования которых связана с субъектными качествами будущего учителя [21, с. 5].

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» требует от учителя реализации разных общепедагогических функций. Так, например, успешная реализация педагогом трудовой функции «Воспитательная деятельность» и таких связанных с ней трудовых действий, как «развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции», «формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде», также будет зависеть от сформированной у педагога субъектной позиции и субъектных качеств его личности [18].

В соответствии с перечисленными государственными документами современному российскому обществу необходим педагог, готовый к профессиональной мобильности, обладающий критическим и системным мышлением, сформированными на достаточно высоком уровне профессиональными и 4К компетенциями, а также профессиональной субъектностью, позволяющей ему осуществлять осознанный профессиональный выбор, выполнять педагогическую деятельность на высоком уровне качества, нести профессиональную ответственность, а также осуществлять личностно-профессиональное развитие в течение всей жизни.

Постановка проблемы, цель статьи, обзор научной литературы

Проблема профессиональной субъектности будущего конкурентоспособного специалиста рассмотрена в работах зарубежных ученых (R. A. Stebbins, D. N. Stern, M. O'loughlin и др.), а также в трудах отечественных педагогов и психологов Г. И. Аксеновой, А. В. Гвоздевой, А. А. Деркача, М. В. Исакова, Л. Г. Майдокиной, Т. А. Ольховой, В. В. Серикова и др.

Зарубежные ученые связывают субъектность человека с характеристиками его активности, самостоятельности, рефлексивности, ответственности, проявляемыми в разных видах и направлениях деятельности, в том числе субъектность связана со способностью принимать взвешенные и обдуманные решения в ситуациях неоднозначности и неопределенности современного мира [22].

A. А. Деркач, описывая структуру профессиональной субъектности будущих педагогов-психологов, предлагает для оценки уровней ее сформированности использовать акмеологические критерии, к которым в качестве основных относит способность будущего специалиста разрешать возникающие в профессионально-педагогической деятельности противоречия и возможность студента осуществлять личностно-про-фессиональное саморазвитие и самореализацию на основе разрешения данных противоречий [8].

В работах Н. М. Борытко субъектность студента связана с проявлением его активной жизненной позиции в процессе освоения профессии, с успешной адаптацией в стенах образовательного учреждения, с возможностью осуществлять продуктивное взаимодействие с разными участниками образовательных отношений [3].

B. В. Сериков рассматривает субъектность в рамках концепции лич-ностно-развивающего образования как атрибутивную характеристику личности, связанную с «самоизменением субъекта», со становлением индивидуального стиля деятельности, с самостоятельностью и способностью принимать собственное решение на основе рефлексии и «самооценивании хода и результатов решения», в целом, с самореализацией личности [19, с. 130-131].

А. К. Маркова, исследуя природу и психологические аспекты профессионального труда педагога, рассматривает учителя как «субъекта деятельности и общения», «субъекта педагогического труда», «субъекта непрерывного самообразования» с присущими ему характеристиками субъектности, которые позволяют ему эффективно осуществлять про-

фессиональную деятельность и достигать целей личностно-професси-онального саморазвития [12, с. 10, 14, 46].

Можно также отдельно выделить и некоторые современные исследования, посвященные изучению феномена профессиональной субъ-ектности будущих специалистов.

Так, например, К. И. Буякова связывает субъектность студента с его активностью, способностью к «преобразованию себя и окружающей действительности», осознанностью и «стремлением к личной и профессиональной самореализации» [5, с. 8].

А. Д. Кариев рассматривает субъектность студента как интегративное качество его личности, связанное с активностью, способностью принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях, «направленностью на себя и на внешний мир» [9, с. 7].

В исследованиях Н. Н. Старостиной профессиональная субъектность связана с активностью студента, направленностью его личности на саморазвитие, достижение профессионального успеха и на самореализацию [20].

Проведенное исследование показывает, что формирование профессиональной субъектности будущих педагогов становится возможным в процессе изучения студентами-бакалаврами педагогических дисциплин, а также во время прохождения учебных и производственных практик. Необходимо отметить, что использование продуктивных педагогических технологий, активных и интерактивных методов обучения, личност-но-значимых и субъектно-ориентированных профессиональных ситуаций при освоении студентами содержания дисциплин «Педагогика» и «Основы вожатской деятельности» играет особую роль в процессе формирования исследуемого нами качества студента-педагога.

Авторами данной статьи профессиональная субъектность будущего учителя рассматривается как сложное интегративное качество его личности, позволяющее ему решать разнообразные профессионально-педагогические задачи в учебно-профессиональной деятельности, работать с различными видами профессионально-педагогической информации, проявляя при этом свою активную жизненную позицию, опираясь на жизненный опыт, осуществляя рефлексию и применяя умения критического мышления.

Целью статьи является описание результатов педагогического эксперимента по формированию профессиональной субъектности сту-

дентов-педагогов на основе применения продуктивных технологий профессионального образования.

Методология и методы исследования

Проведенное нами исследование основывалось на идеях субъекта и субъектности личности (К. А. Абульханова-Славская, А. К. Осницкий, (В. Л. Рубинштейн, В. В . Сериков и др.);идеях формирования профессиональной субъектности буддщих специальстов (Е. ДО. Волкова, А. В. Гвоздева, А. А. Деркач, Л. Г. Майдокина и др.); идеях реализации продуктивных технологий в профессиональном образовании (В. А. Адольф, С. Я. Батышев > Н.М.ворыткв и дд.)

Структура рассмотренного в статье качества будущего педагога прернтавленр но Рисунде 1.

Рисунок 1. Структура профессиональной субъектности будущих педагогов

Педагогическийэкспериментвключалв себя триэтапа: констатиру-ющий,формирующийи контрольный.Констатирующийэтап экспери-ментабылпосвященизучениюисходногоуровня сформированности профессиональной субъектностибудущих педагогов,в результате которого был сделан вывод о необходимости проведения формирующего этапа педагогического эксперимента, определены экспериментальная иконтрольнаягруппы участников эксперимента.

В контрольнуюгруппу(далее — КГ)вошло62 студента,в экспериментальную группу исследования (далее — ЭГ) — 60 человек. В педаго-гическомэксперименте принималиучастиестудентывторыхкурсов, обучающиеся понаправлениюподготовки44.03.05 «Педагогическое

образование (с двумя профилями подготовки)», в ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственной университет».

Работа на формирующем этапе эксперимента была направлена на реализацию психолого-педагогических условий, необходимых для формирования исследуемого профессионального качества личности будущего специалиста. К ним были отнесены следующие условия: мотивация и рефлексия учебно-профессиональной деятельности, обогащение субъектного опыта личности, вовлечение студентов в деятельность по самостоятельному творческому и поисковому решению профессионально-педагогических задач на основе использования педагогических технологий профессионального образования, развитие потребности к саморазвитию и самосовершенствованию.

С целью мотивации студентов были использованы методы стимулирования развития познавательного интереса: одобрение успехов и достижений студентов, положительная оценка действий, создание соревновательных моментов, использование воспитывающих ситуаций и ситуаций выбора и т.д. В том числе, на учебных занятиях при изучении педагогических дисциплин были использованы процедуры личностной, коммуникативной, интеллектуальной рефлексии, способствующие осознанию студентами изученного материала и «встраиванию» его в систему личностно-профессионального опыта. Так, например, в конце каждого занятия студентам предлагалась оценить свою деятельность в соответствии с листами самооценки по таким критериям, как «успешность выполненных заданий», «интерес при выполнении заданий», «самостоятельность выполнения заданий», «удовлетворенность результатом работы», «возможность применения полученного знания на практике» и др.

Для развития активности студента в профессионально-образовательном процессе педагогического вуза, формирования его профессионально-педагогической позиции и профессиональной субъектности является важным использование ситуаций выбора, личностно-значимых и субъектно-ориентированных ситуаций, а также творческих заданий. В процессе изучения педагогических дисциплин студенты приобретали опыт решения разнообразных ситуационных педагогических задач.

Будущие учителя не только анализировали разнообразные педагогические ситуации, предложенные преподавателем, просматривали видеофрагменты фильмов «Доживем до понедельника», «4:0 в пользу

Танечки», «Большая перемена», а также самостоятельно придумывали в учебных парах педагогические ситуации, коллективно их анализировали, предлагали свои варианты решений педагогических задач. Учитывая современную ситуацию многовариантности и неопределенности современного мира, студенты всегда предлагали несколько возможных вариантов решения одной и той же педагогической задачи, оценивали возможные риски и последствия принятия педагогического решения, отвечая на вопросы: «Будет ли мое решение педагогически целесообразным и оправданным в этой ситуации?», «Могу ли я поступить иначе, и к чему это может привести?», «Разрешит ли мое решение конфликтную ситуацию?» и др.

Одним из важных условий формирования профессиональной субъект-ности будущих педагогов является вовлечение студентов в деятельность по самостоятельному творческому и поисковому решению профессионально-педагогических задач на основе использования педагогических технологий профессионального образования. В связи с этим опишем процесс реализации некоторых продуктивных технологий профессионального образования, используемых в образовательном процессе педагогического университета при изучении студентами педагогических дисциплин.

Игровые педагогические технологии обладают большим потенциалом в формировании профессиональной субъектности будущего учителя, поскольку позволяют смоделировать контекст будущей профессиональной деятельности, применить полученные знания в условиях, близких к реальной педагогической деятельности. При изучении педагогических дисциплин использовались разнообразные деловые, сюжетно-ролевые, рефлексивно-деловые игры, дидактические игры, разыгрывание педагогических ситуаций в ролях и пр.

Например, для будущих педагогов была проведена деловая игра «Педсовет», где между студентами были распределены «роли»: директор школы, заместители директора по воспитательной, учебной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной части, члены и председатели школьных методических объединений, а также ученики и их родители. На повестку дня в деловой игре «Педсовет» выносились разные проблемы, с которыми сталкивается любое образовательное учреждение: низкий уровень успеваемости, проведение общешкольных мероприятий и праздников, «школьные происшествия», организация

детского летнего досуга и пр.

Технология развития критического мышления также результативно применяется в процессе преподавания педагогических дисциплин с целью формирования у студентов профессиональной субъектности. Использование трехступенчатого алгоритма данной технологии («вызов» — «осмысление» — «рефлексия») способствует структурированию учебной информации, установлению уже имеющегося знания с вновь полученным, позволяет сформировать у студентов собственное отношение к изученному материалу, сделать знание личностно значимым для будущего педагога.

Так, например, при изучении темы «Профессионально-педагогическая культура учителя» студенты заполняли «Бортовой журнал», представляющий собой таблицу, состоящую из двух колонок. На этапе «вызова» студенты заполняли первый столбец таблицы «Что мне известно по данной теме? (в том числе догадки и предположения)», на этапе «рефлексии» студенты заполняли второй столбец таблицы «Что нового я узнал по данной теме?». Использование данного приема позволяет структурировать информацию, вычленить главное, сформировать представление об общей и профессиональной культуре педагога, о структуре и компонентах изучаемых феноменов, их взаимосвязи и специфике.

Технологии проектного и исследовательского обучения также применяются в профессионально-образовательном процессе педагогического вуза с целью формирования профессиональной субъектности будущих педагогов. Применение данных технологий направлено на совершенствование умений и навыков студентов по самостоятельному поиску и обработке необходимой учебно-профессиональной информации, способствует формированию навыков самопрезентации и публичной защиты результатов собственного труда, влияет на развитие коммуникативной компетенции. Так, например, при изучении дисциплины «Основы вожатской деятельности» студенты выполняли проекты по следующим темам «История скаутского движения в России», «История детских оздоровительных лагерей Дальнего востока и Хабаровского края», «Мой педагогический отряд», «Лагерь будущего» и др.

Большой интерес вызвал у студентов такой вид работы, как написание мини-проектов «Образ современного педагога». Для организации этой работы студенты были распределены по группам, каждая из которых, используя ватман, фломастеры, карандаши, маркеры, краски, заранее

подготовленные вырезки из журналов, опираясь на систему полученных знаний, создавала образ современного педагога. В данный вид работы был включен каждый студент группы, не было ребят, которые не были бы задействованы в учебно-творческом процессе. Здесь развивались навыки целеполагания, планирования, осуществления учебного сотрудничества, саморегуляции, умения слушать и понимать позицию собеседника, выражать свою педагогическую позицию. Для создания образа современного педагога студентам пришлось синтезировать и актуализировать всю систему имеющихся профессиональных психолого-педагогических знаний. Результатом данной работы стала публичная защита созданных мини-проектов. В публичной групповой защите участвовал каждый участник рабочей группы, каждый студент воспользовался возможностью внести свой вклад в общую защиту разработанного проекта. После выступлений творческих групп студенты и преподаватель задавали вопросы друг другу, обсуждали представленные особенности образа педагога в современном мире. Предложенная работа была направлена на развитие творческого, рефлексивного, аналитического, критического мышления, на развитие профессионально-важных коммуникативных навыков будущего педагога и профессиональной субъектности.

Успешно применялась в процессе формирования профессиональной субъектности студентов-педагогов и технология мастерских. Использование данной технологии способствует формированию и закреплению у студентов практических навыков педагогической деятельности, знакомству с передовым педагогическим опытом учителей, приобщению к педагогическим традициям, знакомству с педагогическими инновациями. Так, например, студенты приняли участие в следующих мастер-классах, проводимых педагогическим сообществом г. Комсомольска-на-Амуре и Хабаровского края: «Формирование УУД младших школьников», «Изготовление и применение творческих лэпбу-ков в деятельности педагога», «Технологии, методы и приемы обучения детей с нарушениями зрения» и др. В течение нескольких недель студенты принимали участие в мастер-классах «Педагогика временного детского коллектива», проводимых специалистами Всероссийского детского центра «Океан». Целью данных мастер-классов явилась подготовка студентов к летней вожатской практике и развитие компетенций, необходимых вожатому, работающему с детьми в условиях современного детского оздоровительного лагеря.

Помимо перечисленных педагогических технологий, применялись также технологии диалогового, контекстного, проблемного, модульного обучения, технология модерации. В педагогическом процессе были использованы кейсовые, субъектно-ориентированные, проблемно-поисковые задачи, мозговые штурмы, дискуссии, дебаты, проблемные лекции и др.

Также успешное формирование профессиональной субъектности будущих педагогов требует развития потребности студентов к саморазвитию и самосовершенствованию. Потребность к непрерывному самообразованию и обновлению профессиональных знаний формируется в результате работы студентов, например, с разнообразными образовательными сайтами. Так, студентам было предложено задание: сделать подборку не изученных ранее научных статей, касающихся вопросов педагогики и образования, пользуясь ресурсами научных электронных библиотек. В качестве вывода по проделанной работе студентам необходимо было ответить на вопрос: какую новую для себя информацию по дисциплине «Педагогика» вы узнали? Выполнение данного задания позволило студентам приобрести навыки самостоятельного поиска информации, осознать важность процедур самообразования, непрерывного саморазвития, не ограничивающегося только рамками изучения педагогических дисциплин и получением вузовского образования.

Результаты исследования, обсуждение

Диагностические методики, использованные нами для оценки уровня сформированности исследуемого качества будущих учителей, представлены на Рисунке 1.

На контрольном этапе педагогического эксперимента была осуществлена оценка динамики сформированности профессиональной субъектности студентов контрольной и экспериментальной групп исследования.

Результаты изучения уровня сформированности исследуемого качества студентов ЭГ на моменты начала и окончания опытно-экспериментальной работы (далее — ОЭР) представлены в Таблице 1.

Результаты изучения уровня сформированности исследуемого качества студентов КГ представлены в Таблице 2.

Таблица 1

Результаты изучения уровня сформированности профессиональной субъектности студентов ЭГ

№ Критерии Показатели Уровень Количество Количество чел.

п/п чел. на начало ОЭР (%) на окончание ОЭР (%)

1 Личност- Самопознание Высокий 10 25

ный крите- Средний 65 61,7

рии Низкий 25 13,3

Актуализиро- Высокий 13,3 26,7

ванный субъектный опыт и рефлексия Средний 60 58,3

Низкий 26,7 15

Ценностное от- Высокий 13,3 26,7

ношение цен- Средний 61,7 60

ностное отношение к профес- Низкий 25 13,3

сионально-пе-

дагогической

деятельности

2 П р о ф е с - Умения критиче- Высокий 10 25

сиональ- ского мышления; умения работать с разными вида- Средний 65 58,3

н о - д е я -тельност- Низкий 25 16,7

ный крите- ми текстов и ре-

рий шать професси-онально-педаго-гические задачи, коммуникативные умения

3 Прогно- Личностно-про-фессиональная самореализация Высокий 10 25

стический критерий Средний 63,3 60

Низкий 26,7 15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Результаты изучения уровня сформированности профессиональной субъектности студентов КГ

№ п/п Критерии Показатели Уровень Количество чел. на начало ОЭР (%) Количество чел. на окончание ОЭР (%)

1 Личностный критерий Самопознание Высокий 9,7 12,9

Средний 64,5 62,9

Низкий 25,8 24,2

Актуализированный субъектный опыт и рефлексия Высокий 12,9 14,5

Средний 59,7 59,7

Низкий 27,4 25,8

Ценностное отношение ценностное отношение к про-фессиональ-но-педагогиче-ской деятельности Высокий 11,3 12,9

Средний 61,3 61,3

Низкий 27,4 25,8

2 Професси-онально-де-ятельност-ный критерий Профессиональные умения будущего педагога Высокий 11,3 14,5

Средний 61,3 59,7

Низкий 27,4 25,8

3 Прогностический критерий Личност-но-профессио-нальная самореализация Высокий 12,9 14,5

Средний 61,3 61,3

Низкий 25,8 24,2

Исходя из суммы полученных данных, вычислив среднее арифметическое по пяти показателям, был выявлен высокий, средний и низкий уровни сформированности профессиональной субъектности будущих педагогов.

Динамика формирования профессиональной субъектности будущих педагогов представлена на Рисунке 2.

Анализируя данные, представленные на рисунке 2, можно сделать вывод, что к концу педагогического эксперимента статистически значимая динамика в процессе формирования исследуемого качества произошла у студентов экспериментальной группы (поскольку ф*эмп. = 1,725, это больше, чем ф*критич. = 1,64 при р> 0,05).

■ Высокий уровень Средний уровень ■ Низкий уровень

Профессиональная субъекгность на окончание ОЭР в КГ

Профессиональная субьектность на начало ОЭР в КГ

Профессиональная субъекгность на окончание ОЭР в ЭГ

Профессиональная субъектность на начало ОЭР в ЭГ

Рисунок 2. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента

Заключение

Такимобразом, можносделатьследующиевыводы.Профессиональная субъектностьбудущихучителейпредставляетсобойсложноеинтегративное качество,позволяющее решать разнообразные профессионально-педагогические задачи в учебно-профессиональной деятельности, работать с различными видами профессионально-педагогической информации, проявлять приэтомактивную жизненную позицию, опираясь на жизненный опыт, осуществляярефлексиюиприменяяумениякритическогомышления.

Формирование профессиональной субъектности будущих педагогов при изучении педагогических дисциплин становится возможным благодаря реализациипсихолого-педагогическихусловий,таких,какмотива-ция и рефлексия учебно-профессиональной деятельности, обогащение субъектногоопыталичности, вовлечение студентов в деятельностьпо самостоятельному творческому и поисковому решению профессио-нально-педагогическихзадачнаосновеиспользованияпедагогических технологийпрофессиональногообразования, развитиепотребности ксаморазвитиюисамосовершенствованию.

Наиболее подробно в данной статье было рассмотрено одно из главных психолого-педагогических условий формирования профессиональной субъектностибудущихучителей — вовлечениестудентов в деятельность по самостоятельному творческому и поисковому решению профессионально-педагогических задачнаосновеиспользованияпедагогических технологий профессионального образования. Применение продуктив-ныхпедагогических технологий,активныхи интерактивныхметодов профессионального обучения,а также личностно-значимых, инфор-мационно-поисковыхи субъектно-ориентированныхпроблемно-про-фессиональных задач способствует формированию самостоятельной

14.1V 60,8% 25.1%

11.8°| 61.5% 26.7%

25,4% 59,4% 15,2%

10,7% 63,5% 25.8%

активной позиции студента, его способности, с опорой на педагогическую позицию, профессиональные знания и опыт деятельности, осуществлять ценностный выбор, решать профессионально-педагогические задачи, осуществлять рефлексию и саморазвитие.

Однако необходимо отметить, что процесс формирования профессиональной субъектности будущего учителя только начинается на этапе его профессионального обучения в вузе и осуществляется в течение всей жизни с ростом образовательного потенциала личности, повышением квалификации и ростом профессионального мастерства.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности: в 2 ч. Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1989. С. 110-134.

2. Адольф В. А. Становление профессиональной компетентности педагога. Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 38-41.

3. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград. Перемена, 2001. 181 с.

4. Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград, 2000. 225 с.

5. Буякова К. И. Педагогическое сопровождение волонтерской деятельности как образовательного ресурса для развития субъектной позиции студентов: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Буякова Кристина Игоревна. — Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2021. 22 с.

6. Волкова Е. Н. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи: учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ имени К. Минина, 2012. 250 с.

7. Гвоздева А. В. Интегративно-дифференцированный подход к развитию субъ-ектности студентов вуза в процессе обучения французскому языку: автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.02. Курский государственный университет, 2009. 52 с.

8. Деркач А. А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-subektnost-kak-psihologo-akmeologicheskiy-fenomen (дата обращения: 12.04.2024).

9. Кариев А. Д. Становление субъектности студента с использованием интерактивных образовательных технологий в вузе: автореферат дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Кариев Адлет Дюсембаевич.— Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2020. 24 с.

10. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/5h VUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf (дата обращения: 20.05.2023).

11. Майдокина Л. Г. Психолого-педагогические технологии развития субъектности студента педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Саранск, 2010. 258 с.

12. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение. 1993. 192 с.

13. Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета: монография / Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. 186 с.

14. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5-19.

15. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N313 (ред. от 29.04.2023) "Об

утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"» [Электронный ресурс].URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_162184/8291a6f22ea6d427122e37c49b5d74c4fd54f034/ (дата обращения: 20.05.2023).

16. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N1642 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/ (дата обращения: 20.05.2023).

17. Приказ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» / Министерство здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/199499/ (дата обращения: 18.03.2019)

18. Приказ «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), (воспитатель, учитель)"» / Министерство труда России от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 18.03.2019).

19. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем /М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

20. Старостина H. Н. Амплификация профессиональной субъектности будущих лингвистов посредством технологии развития критического мышления: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Старостина Наталья Николаевна.— Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2021. 30 с.

21. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) /Министерство образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 № 125 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/440305 (дата обращения: 21.02.2020).

22. O'loughlin M. The Development of Subjectivity in Young Children: Theoretical and Pedagogical Considerations Unit Penerbitan dan Publikasi STIKES Aisyah Pringsewu Lampung // Contemporary Issues in Early Childhood Contemporary Issues in Early Childhood. 2001. Vol. 2. P. 49-65.

References

• Abul'hanova-Slavskaya K. A. Aktivnost' i soznanie lichnosti kak sub"ekta deyatel'nosti: v 2 ch. Psihologiya lichnosti v socialisticheskom obshchestve. M.: Nauka, 1989. S. 110-134. [In Rus].

• Adol'f V. A. Stanovlenie professional'noj kompetentnosti pedagoga. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2013. № 5. S. 38-41. [In Rus].

• Borytko N. M. V prostranstve vospitatel'noj deyatel'nosti: monografiya / nauch. red. N. K. Sergeev. Volgograd. Peremena, 2001. 181 s. [In Rus].

• Borytko N. M. Prostranstvo vospitaniya: obraz bytiya / nauch. red. N. K. Sergeev. Volgograd, 2000. 225 s. [In Rus].

• Buyakova K. I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie volonterskoj deyatel'nosti kak obrazovatel'nogo resursa dlya razvitiya sub"ektnoj pozicii studentov: avtoreferat dis. . kand. ped. nauk: 13.00.01 / Buyakova Kristina Igorevna.— Tomsk: Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij gosudarstvennyj universitet, 2021. 22 s. [In Rus].

• Volkova E. N. Razvitie sub"ektnosti v ontogeneze v sovremennom sociokul'turnom pros-transtve obrazovaniya i sem'i: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod: Izd-vo NGPU imeni K. Minina, 2012. 250 s.

• Gvozdeva A. V. Integrativno-differencirovannyj podhod k razvitiyu sub"ektnosti studentov vuza v processe obucheniya francuzskomu yazyku: avtoref. dis. . d-ra ped. nauk: 13.00.01, 13.00.02. Kurskij gosudarstvennyj universitet, 20O9. 52 s. [In Rus].

• Berkach A.A. Professional'naya sub"ektnost' kak psihologo-akmeologicheskij fenomen

[Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-subektnost-kak-psihologo-akmeologicheskiy-fenomen (data obrashcheniya: 12.04.2024). [In Rus].

• Kariev A. D. Stanovlenie sub"ektnosti studenta s ispol'zovaniem interaktivnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v vuze: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Kariev Adlet Dyusembaevich.— Mahachkala: Dagestanskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2020. 24 s. [In Rus].

• Koncepciya podgotovki pedagogicheskih kadrov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 goda [Elektronnyj resurs]. URL: http://static.government.ru/media/files/5hVUlZXA2JMcPr HoJqfohMeoToZAwtA5.pdf (data obrashcheniya: 20.05.2023). [In Rus].

• Majdokina L. G. Psihologo-pedagogicheskie tekhnologii razvitiya sub"ektnosti studenta ped-agogicheskogo vuza: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07 / Saransk, 2010. 258 s. [In Rus].

• Markova A. K Psihologiya truda uchitelya: kniga dlya uchitelya M.: Prosveshchenie. 1993. 192 s. [In Rus].

• Ol'hovaya T. A. Stanovlenie sub"ektnosti studenta universiteta: monografiya / Orenburg: GOU OGU, 2006. 186 s.

• Osnickij A. K. Problemy issledovaniya sub"ektnoj aktivnosti // Voprosy psihologii. 1996. № 1. S. 5-19. [In Rus].

• Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 N313 (red. ot 29.04.2023) \"Ob utverzhdenii gos-udarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii \"Informacionnoe obshchestvo\"» [Elektronnyj resurs].URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/8291a6f22ea6d4 27122e37c49b5d74c4fd54f034/ (data obrashcheniya: 20.05.2023). [In Rus].

• Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 N1642 (red. ot 27.02.2023) «Ob utverzhdenii gos-udarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii \"Razvitie obrazovaniya"» [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d-9387d7364e34f26f87ec138f/ (data obrashcheniya: 20.05.2023). [In Rus].

• Prikaz «Ob utverzhdenii edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashchih, razdel «Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovaniya» / Ministerstvo zdravoohraneniya i social'nogo razvitiya RF ot 26 avgusta 2010 g. № 761n [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/199499/ (data obrashcheniya:

18.03.2019). [In Rus].

• Prikaz «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')"» / Ministerstvo truda Rossii ot 18.10.2013 № 544n [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (data obrashcheniya: 18.03.2019). [In Rus].

• Serikov V. V. Obrazovanie i lichnost'. Teoriya i praktika proektirovaniya ped. sistem /M.: Izdatel'skaya korporaciya «Logos», 1999. 272 s. [In Rus].

• Starostina N. N. Amplifikaciya professional'noj sub"ektnosti budushchih lingvistov posredstvom tekhnologii razvitiya kriticheskogo myshleniya: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Starostina Natal'ya Nikolaevna.— Ulyanovsk Ul'yanovskij gosudarstvennyj universitet, 2021. 30 s. [In Rus].

• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya — bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki) [utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 22.02.2018 № 125 [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/440305 (data obrashcheniya:

21.02.2020). [In Rus].

• O'loughlin M. The Development of Subjectivity in Young Children: Theoretical and Pedagogical Considerations Unit Penerbitan dan Publikasi STIKES Aisyah Pringsewu Lampung // Contemporary Issues in Early Childhood Contemporary Issues in Early Childhood. 2001. Vol. 2. P. 49-65.

Статья поступила в редакцию 22.07.2023; одобрена после рецензирования

11.04.2024; принята к публикации 07.05.2023.

The article was submitted 22.07.2023; approved after reviewing 11.04.2023; accepted for publication 07.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.