Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитроченко Татьяна Вячеславовна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональной субъектности будущих педагогов в процессе профессионального обучения в высших учебных заведениях. В статье представлен теоретический анализ литературы по рассматриваемой проблеме, рассмотрены различные определения понятия «профессиональная субъектность будущего педагога». Рассмотрены предложенные отечественной психолого-педагогической наукой возможные модели формирования описанного в статье качества личности будущего специалиста. В статье в качестве возможного варианта решения рассмотренной проблемы предложена педагогическая модель формирования профессиональной субъектности будущих педагогов в условиях гуманитарно-педагогического вуза. В статье подробно раскрыты компоненты предложенной модели: целевой, методологический, содержательно-критериальный и оценочно-результативный. Также обозначена взаимосвязь компонентов и целостность модели, способствующей достижению цели - формированию профессиональной субъектности будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитроченко Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL FOR FORMING THE PROFESSIONAL SUBJECTITY OF FUTURE TEACHERS

The article is devoted to the actual problem of the formation of the professional subjectivity of future teachers in the process of vocational training in higher educational institutions. The article presents a theoretical analysis of the literature on the problem under consideration, various definitions of the concept of “professional subjectivity of a future teacher” are considered. Possible models of the formation of the personality quality of a future specialist described in the article are considered. In the article, as a possible solution to the problem considered, a pedagogical model of the formation of the professional subjectivity of future teachers in the conditions of a humanitarian-pedagogical university is proposed. The article discloses in detail the components of the proposed model: target, methodological, content-criterial and evaluative-effective. The interrelation of the components and the integrity of the model, contributing to the achievement of the goal - t he formation of the professional subjectivity of future teachers, is also indicated.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Педагогическая модель формирования профессиональной субъектности будущих педагогов

Дмитроченко Татьяна Вячеславовна,

ассистент кафедры педагогики профессионального образования, ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» E-mail: bossyblond7@mail.ru

Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональной субъектности будущих педагогов в процессе профессионального обучения в высших учебных заведениях. В статье представлен теоретический анализ литературы по рассматриваемой проблеме, рассмотрены различные определения понятия «профессиональная субъектность будущего педагога». Рассмотрены предложенные отечественной психолого-педагогической наукой возможные модели формирования описанного в статье качества личности будущего специалиста. В статье в качестве возможного варианта решения рассмотренной проблемы предложена педагогическая модель формирования профессиональной субъектности будущих педагогов в условиях гуманитарно-педагогического вуза. В статье подробно раскрыты компоненты предложенной модели: целевой, методологический, содержательно-критериальный и оценочно-результативный. Также обозначена взаимосвязь компонентов и целостность модели, способствующей достижению цели - формированию профессиональной субъектности будущих педагогов.

Ключевые слова: профессиональная субъектность будущего педагога; будущий педагог; формирование профессиональной субъектности; модель; педагогическая модель; педагогическая модель формирования.

о с

CJ

см о см

Современный мир, характеризующийся непрерывным развитием, трансформацией и преобразованием социально-экономических сфер жизнедеятельности, предъявляет новые требования к профессиональной компетентности специалистов. Для обеспечения стабильного функционирования и развития системы образования необходимы педагоги, обладающие сформированными на достаточно высоком уровне профессиональными компетенциями, гибким профессиональным мышлением, мобильностью, способностью подстраиваться по изменения современного общества, решать профессионально-значимые задачи в ситуации неопределенности.

В таких условиях возрастает важность формирования профессиональной субъектности будущих педагогов как сложной интегративной характеристики личности, отражающей уровень самопознания, рефлексии, степень овладения умениями критического мышления, анализа профессионально-педагогических ситуаций, решения учебно-профессиональных задач и прогнозирования результатов собственной профессионально-педагогической деятельности, в том числе в ситуации неопределенности.

В психолого-педагогической науке проблема формирования профессиональной субъектности будущего специалиста сферы образования рассмотрена достаточно широко. Так, например, в трудах Т.В. Прокофьевой учебно-профессиональная субъектность студента определяется как «способность инициировать и реализовывать различные виды деятельности», связанная с рефлексией как способностью студента определять границы возможностей собственной личности [7].

В исследованиях М.В. Исакова отмечено, что профессиональная субъектность будущего специалиста проявляется в таких взаимосвязанных качествах личности, как активность, ответственность «личностная автономия», рефлексивность и самоконтроль [4].

В трудах А.А. Деркач профессиональная субъ-ектность будущего специалиста связана с его способностью решать профессиональные задачи и противоречия, возникающие в профессиональной деятельности, а также со способностью осуществлять ценностное саморазвитие и самореализацию [3].

В зависимости от объекта и предмета исследования, рассматриваемого методологического подхода, учеными были предложены модели становления, развития и формирования профессиональной субъектности будущего специалиста сфе-

ры образования. Так, например, А.А. Деркач предлагает теоретическую модель профессиональной субъектности (на примере будущих психологов), в структуре которой выделяет два компонента: креативно-действенный и ценностно смысловой.

В модели развития профессиональной субъектности будущего учителя, предложенной Г.И. Аксеновой, выделены следующие компоненты: мотивационно-ценностный, регулятивно-деятельностный и «отношенческий» [12]. А.Б. Серых, рассматривая компоненты модели профессиональной субъектности будущего педагога, выделяет гносеологический, аксиологический и праксиологический компоненты [11].

Рассмотрение специфики образовательного пространства гуманитарно-педагогического вуза, психолого-педагогических условий формирования профессиональной субъектности будущих педагогов позволили нам разработать педагогическую модель формирования профессиональной субъ-ектности будущих педагогов.

Целью данной статьи является апробация результатов решения прикладной педагогической задачи - разработки педагогической модели формирования профессиональной субъ-ектности будущих педагогов с целью ее реализации в профессионально-образовательном процессе ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» (Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре).

Модель позволяет представить процесс формирования профессиональной субъектности будущих педагогов как совокупность закономерных, взаимосвязанных компонентов, составляющих единый процесс, который может быть интегрирован в общий профессионально-образовательный процесс педагогического вуза. Модель носит целенаправленный, управляемый и поступательный характер, обеспечивает последовательность действий и способствует прогнозированию результатов формирования профессиональной субъектности будущих педагогов. Основными структурными компонентами модели являются: целевой (цели и задачи); методологический (педагогические подходы и принципы); содержательно-критериальный (критерии, показатели и психолого-педагогические условия, учебно-методическое обеспечение); оценочно-результативный (показатели, уровни и результат).

Целевой блок содержит в себе описание целей, задач, педагогических подходов и принципов разработанной модели. Целью предложенной модели является формирование профессиональной субъ-ектности будущих педагогов. Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

• обогащение субъектного опыта студентов, развитие рефлексивных умений и внутренней потребности к самопознанию, формирование ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности;

• развитие умений критического мышления; формирование умений работать с научны-

ми текстами; формирование умений решать профессионально-педагогические задачи; развитие коммуникативной культуры студентов; • реализация творческого потенциала личности будущего педагога, формирование внутренней потребности к самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию, построению траектории непрерывного профессионального образования.

Методологический блок включает в себя совокупность используемых педагогических подходов и принципов, необходимых для реализации разработанной педагогической модели. Данная модель построена на основе системного подхода и соответствующих ему принципов: целостность, иерархичность, структурность, взаимозависимость системы и среды. В основе реализации рассматриваемой педагогической модели также лежит ком-петентностный подход и принципы непрерывного образования, моделирования контекста будущей профессиональной деятельности, ориентации субъектов образовательной деятельности на формирование универсальных компетенций. Представленная педагогическая модель разработана также на основе субъектного подхода, реализация которого обеспечивается следующими принципами: личностная включенность субъекта в деятельность, субъект-субъектные взаимоотношения; событийность, создание условий для саморазвития, индивидуализация.

Содержательно-критериальный блок разработанной модели включает в себя критерии, показатели и психолого-педагогические условия формирования профессиональной субъектности будущих педагогов, а также разработанное учебно-методическое обеспечение процесса формирования исследуемого качества.

Личностный критерий раскрывает внутренний потенциал и ресурсы студента. Его содержание составляют механизмы самопознания, актуализации субъектного опыта, рефлексии, ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности. Содержание профессионально-деятельностного критерия составляет познавательная и информационно-когнитивная направленность студента, умения критического мышления, умения работать с научными текстами и решать профессионально-педагогические задачи, умения и навыки профессионально-педагогического общения. Прогностический критерий заключается в определении и реализации студентом путей собственного личностного и профессионального развития, в определении в целом перспектив развития педагогического образования и своего места в нем.

Реализация представленной педагогической модели формирования профессиональной субъ-ектности будущих педагогов будет осуществляться за счет создания в образовательном процессе следующих психолого-педагогических условий:

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Рис. 1. Педагогическая модель формирования профессиональной субъектности будущих педагогов

• обогащение субъектного опыта личности, формирование активной самостоятельной позиции студентов на основе стимулирования, мобилизации и активизации внутренних ресурсов студента, использования процедур рефлексии;

• вовлечение студентов в деятельность по решению проблемно-ситуационных и информационно-поисковых задач на основе использования продуктивных технологий профессионального образования;

• формирование ответственности за результаты собственного образования и развитие потребности к самосовершенствованию. Учебно-методическое обеспечение реализации

модели и процесса формирования исследуемого качества включает в себя: учебно-методическое пособие для преподавателя, рабочую тетрадь для студента, продуктивные технологии профессионального образования и педагогические средства организации учебных занятий.

Оценочно-результативный блок разработанной модели содержит в себе уровни сформированно-сти профессиональной субъектности студента педагогического вуза, показатели их оценки и результат.

В данной модели формирования профессиональной субъектности будущих педагогов мы можем выделить следующие уровни:

• высокий уровень (сопровождающийся достаточно высоким уровнем сформированности личностного, профессионально-деятельностного и прогностического критериев профессиональной субъектности);

• средний уровень (сопровождающийся недостаточно высоким, средним уровнем сформиро-ванности критериев профессиональной субъ-ектности);

• низкий уровень (сопровождающийся низким уровнем сформированности выделенных критериев исследуемого качества). Формирование профессиональной субъектности

будущих педагогов будет осуществляться за счёт прохождения указанных уровней ее развития.

Показателями сформированности профессиональной субъектности будущего педагога, например, для высокого уровня будут являться:

• работа над раскрытием внутреннего потенциала личности, высокий уровень самопознания, осознания собственного опыта и рефлексии, ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности (личностный критерий);

• ярко выраженная и достаточно сформированная познавательная и информационно-когнитивная направленность студента, умение быстро и эффективно находить и реализовы-вать разнообразные приемы осуществления деятельности,

• умение определять и реализовывать перспективы и траектории собственного личностного и профессионального развития (прогностический критерий).

Оценочно-результативный блок отражает также эффективность комплекса мер, направленных на реализацию данной модели, и характеризует достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью. В качестве результата мы рассматриваем сформированность профессиональной субъектности будущего педагога.

Описанная педагогическая модель формирования профессиональной субъектности будущих педагогов представлена на рисунке 1.

Таким образом, компоненты рассмотренной педагогической модели формирования профессиональной субъектности будущих педагогов представлены в целостности и взаимосвязи, направлены на достижение поставленной цели формирования у будущих педагогов изучаемого качества, рассматриваются в условиях профессиональной подготовки, непрерывного педагогического образования и готовности субъекта к повышению своего образовательного потенциала на протяжении всей жизни.

Литература

1. Бердникова Д.В. Исследования активности личности в отечественной и зарубежной психологии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 2. С. 8-20.

2. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия - Волгоград, 2000. 225 с.

3. Деркач, А.А. Субъектность субъекта в акмеоло-гическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления / А.А. Деркач, Э.В. Сай-ко // Мир психологии: Научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн. - 2008. - № 3 (55) июль-сентябрь 2008. - с. 205-219.

4. Исаков, М.В. Показатели и структура субъектности: на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов: авто-реф. Дисс... канд. Психол. Наук: 19.00.01 / Исаков Максим Владимирович. - Москва, 2008. -24 с.

5. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45-57.

6. Компетентностный подход в образовании: методологический аспект [Электронный ресурс]: монография / С.Д. Якушева [и др.]. - Новосибирск: Сибирская академическая книга. -2016. - ISBN 978-5-4379-0467-1. - 248 с.

7. Прокофьева, Т.В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности: автореф. Дис. ... канд. Психол. Наук.: 19.00.07 / Прокофьева Татьяна Владимировна. - Волгоград, 2001. - 19 с.

8. Сергиенко, Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект / Е.А. Сергиенко // Проблема субъекта в психологической науке. - М.: ИП РАН, 2000 - с. 13-27.

9. Сергиенко, Е.А. Субъект развития, субъект деятельности, субъект жизни: регуляция по-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ведения / Е.А. Сергиенко// Субъект и личность в психологии саморегуляции. - Москва-Ставрополь. -2007. - 227 с.

10. Серегина, И.А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: автореф. ... канд. Психол. Наук: 19.00.07 / Серегина Илона Альбертова. - Москва, 1999. -24 с.

11. Серых, А.Б. Психологические основания подготовки педагогов к работе с виктимными детьми: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.07 / Психол. Ин-т Рос. Акад. Образования. - Москва, 2005. - 45 с.

12. Сластенин, В.А. Субъектно-деятельностный подход в образовании / В.А. Сластенин, Г.И. Аксенова. - М.: Прометей, 2000. - С. 3-22.

PEDAGOGICAL MODEL FOR FORMING THE PROFESSIONAL SUBJECTITY OF FUTURE TEACHERS

Dmitrochenko T.V.

Amur State University of Humanities and Pedagogy

The article is devoted to the actual problem of the formation of the professional subjectivity of future teachers in the process of vocational training in higher educational institutions. The article presents a theoretical analysis of the literature on the problem under consideration, various definitions of the concept of "professional subjectivity of a future teacher" are considered. Possible models of the formation of the personality quality of a future specialist described in the article are considered. In the article, as a possible solution to the problem considered, a pedagogical model of the formation of the professional subjectivity of future teachers in the conditions of a humanitarian-pedagogical university is proposed. The article discloses in detail the components of the proposed model: target, methodological, content-criterial and evaluative-effective. The interrelation of the components and the integrity of the model, contributing to the achievement of the goal - the formation of the professional subjectivity of future teachers, is also indicated.

Keywords: professional subjectivity of the future teacher; future teacher; the formation of professional subjectivity; model; pedagogical model; pedagogical model of formation.

References

1. Berdnikova D.V. Research of personality activity in domestic and foreign psychology // Psychology. Historical and critical reviews and modern research. 2016. No. 2. P. 8-20.

2. Borytko N.M. The space of education: the way of being - Volgograd, 2000.225 p.

3. Derkach, A.A. Subjectivity of the subject in acmeological development and the problems of his subject self-realization / A.A. Derkach, E.V. Saiko // World of Psychology: Scientific and Methodological Journal / Ed. DI. Feldstein. - 2008. - No. 3 (55) July-September 2008. - p. 205-219.

4. Isakov, M.V. Indicators and structure of subjectivity: on the material of the formation of professional subjectivity among university students: author. diss... cand. psychol. Sciences: 19.00.01 / Isakov Maxim Vladimirovich. - Moscow, 2008. - 24 p.

5. Karpov, AV Reflexivity as a mental property and methods of its diagnosis // Psychological journal. 2003. T. 24, No. 5. S. 45-57.

6. Competence approach in education: methodological aspect [Electronic resource]: monograph / SD Yakusheva [and others]. - Novosibirsk: Siberian academic book. - 2016. -ISBN 978-5-4379-0467-1. - 248 p.

7. Prokofieva, TV Formation of subjectivity of a teenager in educational activity: author. dis... Cand. psychol. Sciences.: 19.00.07 / Prokofieva Tatyana Vladimirovna. - Volgograd, 2001. - 19 p.

8. Sergienko, EA The nature of the subject: ontogenetic aspect / EA Sergienko // The problem of the subject in psychological science. - M.: IP RAS, 2000 - p. 13-27.

9. Sergienko, E.A. Subject of development, subject of activity, subject of life: regulation of behavior / E.A. Sergienko // Subject and personality in the psychology of self-regulation. - Moscow-Stavropol. -2007. - 227 p.

10. Seregina, I.A. Psychological structure of subjectivity as a personal property of a teacher: author. Cand. psychol. Sciences: 19.00.07 / Seregina Ilona Albertova. - Moscow, 1999. - 24 p.

11. Serykh, A.B. Psychological foundations of training teachers to work with victimized children: abstract of thesis. doctors of psychological sciences: 19.00.07 / Psychol. Institute Ros. acad. education. - Moscow, 2005. - 45 p.

12. Slastenin, V.A. Subject-activity approach in education / V.A. Slastenin, G.I. Aksenova. - M.: Prometheus, 2000. -S. 3-22.

о с

u

CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.