Реализация современных образовательных технологий при формировании социально-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей в неполных семьях
Безенкова Татьяна Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: bezenkova@yandex.ru
Олейник Елена Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: oleynik.ev@mail.ru
Безенков Кирилл Евгеньевич,
магистрант, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: bezenkov@yandex.ru
Русина Анна Александровна,
магистрант, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: anna7mgn@mail.ru
В современных условиях усиливается потребность в формировании социально-педагогической компетентности родителей. Для изучения проблем неполной семьи, особенностей ее функционирования в обществе и специфики детско-родительских отношений было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что у большей части семей присутствуют не только бытовые и материальные проблемы, но и проблемы психолого-педагогического характера. Для решения данных проблем был разработан проект с использованием современных образовательных технологий и направленный на формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей в неполных семьях. В результате проведенного исследования участие в проекте позволило сформировать у родителей компетенции в области построения гармоничных детско-родительских отношений, успешно преодолеть проблемы, возникающие на разных этапах формирования личности ребенка.
Ключевые слова: неполная семья, детско-родительские отношения, образовательные технологии, социально-педагогическая компетентность, проект.
о с
CJ
см оэ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами
В настоящее время, проблемы, связанные с семьей, приобретают все большую актуальность. Согласно заявлению уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахова, за последнее время в России число неполных семей выросло до 30%, общее количество которых 6,2 млн. Из них 5,6 млн матерей одиночек и 634,5 тысячи отцов-одиночек. При этом около 9,5 тысячи одиноких родителей самостоятельно воспитывают пять и более детей.
В связи с этим в педагогике и психологии актуальным становится вопрос формирования социально-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей в неполных семьях.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что особенностям и проблемам неполной семьи посвящены исследования С.Ф. Носовой и Е.С. Гударевой [9], К.Р. Капиевой [5], Г. Юну-совой [12] и др. Различные аспекты социально-педагогической помощи неполной семье освещены в работах А.А. Салпагарова [11], А.Р. Гига [4], Е.И. Антиповой и М.Е. Анфёровой [1] и др. В ряде работ рассматривается использование различных технологий в социально-педагогической работе с семьей [2;3; 10].
А.С. Леонтьева, рассматривая особенности социализации личности ребенка в неполной семье отмечает, что такие семьи помимо материальных и бытовых проблем остро проблемы, связанные с воспитанием детей [7].
Результаты исследования, проведенного Е.Г. Кузьминским, Д.А. Редковым, П.А. Побоки-ным, позволяют сделать вывод, что «стратегии воспитания, применяемые матерями в неполных семьях, гораздо чаще приводят к негативным последствиям в развитии ребенка, таким как повышенный уровень агрессии, фрустрации, сниженный уровень нервно-психической устойчивости и нестабильность эмоциональных реакций» [6].
Обобщая опыт реализации региональных технологий и программ, посвященных формированию социально-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей в неполных семьях, М.В. Николаев говорит о том, что «необходима эф-
фективная социально-психолого-педагогическая поддержка неполным семьям, направленная на формирование социально-педагогической компетентности родителей. Такая своевременно оказанная помощь должна рассматриваться специалистами в качестве приоритета в процессе их профессиональной деятельности» [8].
Формирование целей статьи (постановка задания)
Целью нашего исследования явилось изучение проблем неполной семьи, особенностей ее функционирования и детско-родительских отношений, а также отношение взрослых членов семьи к существующим проблемам.
Изложение основного материала исследования
Данное исследование проводилось на платформе-интернет сайта survio.com. В анкетировании приняло участие 50 респондентов.
По результатам анкетирования мы выяснили, что большинство опрошенных - 94% (47 человек) - женщины, и только 6% - мужчины.
На вопрос о том, сколько детей воспитывается в семье, мы получили такие результаты, что у 41% родителей в семье воспитывается один ребенок, у 30% воспитывается двое, у 18% - трое и у 10% родителей в семье четверо и более детей.
Далее, нам было важно выяснить, с кем, в большинстве случаев, после образования неполной семьи проживает ребенок. Так, 98% опрошенных ответили - «с матерью». Только 2% респондентов отметили - «с отцом». Вариант «другое» не выбрал никто. Этот вариант предусматривал такие ответы как: ребенок проживает с бабушкой, дедушкой, другими родственниками или опекунами.
На рисунке 1 представлены ответы на 4 вопрос, цель которого заключалась в том, чтобы выяснить причины образования неполной семьи. Ответы на данный вопрос распределились таким образом: 4% отметили вариант «смерть одного из супругов», 30% выбрали вариант «вредные привычки одного из супругов», 26% - «насилие со стороны одного из супругов», 20% - «неготовность супругов к совместной жизни» и 20% - «измена».
■ Смерть одного нз супругов — 4 %
^Вредные привычки одного из
20% 4» « супругов — 30 %
Насилие со стороны одного из
30% супругов — 26 %
Ш Неготовность супругов к
20% совместной жизни - 20 %
■ Измена-20%
26%
Рис. 1. «Что стало причиной образования неполной семьи?»
В 5 вопросе нам было важно определить, когда образовалась неполная семья. Были получены та-
кие результаты, что: 20% неполных семей образовались «до рождения ребенка», 32% - «в период от рождения до 3-х лет», 46% - «в возрасте от 3-х до 10 лет» и только 2% - «в возрасте от 10 лет до совершеннолетия». Мы можем сделать вывод о том, что большинство неполных семей распадается в период взросления ребенка, когда он только родился и до 3-х лет и в период взросления ребенка от 3-х до 10 лет.
На вопрос «Повлиял ли фактор образования неполной семьи на вашу жизнь в целом?», большинство опрашиваемых респондентов, а именно 58% выбрали вариант - «сильно повлиял», 30% выбрали - «слабо повлиял» и 12% отметили - «совсем не повлиял». В основном, распад семьи оказывает сильное психологическое потрясение для всех членов этой семьи. Исключениями выступают такие варианты, когда другой родитель практически не принимал участие в воспитании ребенка, в жизни семьи, часто отсутствовал дома, в силу разных обстоятельств и т.д. В таких случаях, образование неполной семьи воспринимается всеми членами по-разному. Иногда это приносит только положительные эмоции и чувства облегчения.
Далее, на вопрос «Ощущаете ли Вы существенную разницу между членами неполных и полных семей?», мы получили такие результаты: 78% ответили - «да, очень ощущаю», 20% - «частично» и 2% выбрали вариант - «нет, не ощущаю». Большинство родителей, которые воспитывают одного или нескольких детей в неполной семье, переживают за то, чтобы их ребенок получил все тоже, что и другой ребенок в полной семье. Это касается родительского внимания, материальных благ, примера правильных взаимоотношений между мужчиной и женщиной и т.д. Согласно значительного количества исследователей, один родитель не может удовлетворить все потребности ребенка. Из этого мы и получаем разницу между членами полных и неполных семей. Когда один ребенок получает одинаковое по количеству общение с матерью, отцом и другими родственниками, а другой ребенок остается с одним родителем.
На вопрос «Каково Ваше экономическое положение?» большинство респондентов выбрало вариант «среднее», но исходя из полученных данных, мы понимаем, что, когда все обязанности перекладываются на одного родителя, с чем-то он может не справляться. Поэтому, результаты показали, что материальное положение неполной семьи может быть как высоким, так и низким. Данные по этому вопросу представлены на рисунке 2.
На следующий вопрос «Вас устраивает благосостояние вашей семьи?» большинство ответов были положительными, т.е. «да, полностью устраивает», что составило 64%. Остальные 36% выбрали вариант «нет, хотелось бы большего». Учитывая, что по результатам предыдущего вопроса, мы выяснили, что большинство имеет средний достаток, и около 26% имеют ниже среднего и низкое, мы понимаем, что данные респонденты выбирали именно отрицательный вариант. Остальные
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
респонденты, которые его отмечали, хотели бы иметь больше, чем у них уже есть.
Рис. 2. «Каково Ваше экономическое положение?»
Для того, чтобы понять степень близости в отношениях между родителем и ребенком, был задан такой вопрос: «Достаточно ли внимания уделяется на Ваш взгляд, детям в вашей семье?». Ответ «да, вполне» - выбрали 72%, остальные 28% отметили вариант - «нет, недостаточно». Выбрав второй вариант, родитель не считается плохим или тем родителем, которому общение с собственным ребенком не так важно. Выбрав данный вариант ответа, он может быть обусловлен множеством факторов. Это может быть чрезмерная занятость на работе, т.к. родитель вынужден находиться в частых командировках и т.д., оставляя ребенка на время у бабушек или других родственников. Могут быть разные причины и условия, которые, по мнению родителя, способствуют тому, что, как им кажется, они не уделяют достаточного количества времени своим детям.
На вопрос: «Какие отношения в вашей семье?», мы получили такие результаты: 52% - выбрали вариант «дружественные», 32% - «нейтральные», 16% - «натянутые и сложные». Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что большинство респондентов считают, что находятся в положительных/нейтральных отношениях со своими детьми, но при этом, мы должны понимать, что родитель, в силу возможных причин, не замечает ухудшение отношений с ребенком.
Далее, нам было важно понять, какого рода проблемы возникают чаще всего в неполной семье. На вопрос: «Какие проблемы возникают в вашей семье?», были получены такие результаты, что: «материально-бытовые (финансовые)» - 60%, «воспитание и образование детей» - 34%, «проблемы во взаимодействии с ребенком» - 26%, вариант «проблем не возникает» - 0%. Мы можем сделать вывод о том, что одной из самых частых и распространенных проблем в неполной семье является финансовая составляющая. Ярко она выражается, если в семье воспитывается больше двух детей.
Важной составляющей в общении родителя о с ребенком является совместный досуг. 38% опро-Ы шенных - посещают общественные места и уч-^ реждения культуры (кино, кафе, театр, торговые ~ центры и т.д.), 58% - чаще проводят время дома, г занимаясь домашними делами, и 4% опрошен-
ных - не находят на совместный досуг времени. Совместный досуг - это важная составляющая в отношениях с ребенком, это то, что сближает, позволяет лучше узнать ребенка, что ему интересно и т.д.
На вопрос: «Считаете ли Вы, что в вашем случае вариант неполной семьи более благоприятен, чем вариант полной семьи?» большинство респондентов выбрали вариант «скорее благоприятен» -что составило 68%, вариант «не совсем благоприятен» - выбрали 30%, и только 2% - «определенно неблагоприятен». По полученным результатам можно сказать, что большинство неполных семей образовались по ряду причин, с которыми не смогли справиться супруги. Если родители не могли больше находиться в браке, и им это доставляло только дискомфорт, правильным решением всегда будет считаться развод.
По вопросу: «Помощь каких специалистов Вам требуется?» мы получили такие результаты, что: 50% выбрали вариант - «психолог», 4% - «социальный педагог», 36% - «детский психолог», 10% - «юрист». Данные по этому вопросу представлены на рисунке 3.
Пснхолог - 50 -■ Социальный педагог о Детский псннолог - 36 % Юрист - I ;
Рис. 3. «Помощь каких специалистов Вам требуется?»
Следующий вопрос «Как Вы считаете, если работать над проблемами в семье, совместно с ребенком, проблемы решатся быстрее?» показал, что 96% - согласны, что проблемы будут решаться быстрее, 4% были уверены, что «это только замедлит процесс решения». Наша главная задача, помочь решить конфликты в семье, между родителем и ребенком. Работа только с одним членом семьи не принесет продуктивности в полной мере, ведь для того, чтобы понимать суть проблемы, должны высказаться обе стороны.
Исходя из всех полученных данных анкетирования, мы можем сделать вывод о том, что большинство неполных семей испытывают ряд сложностей. Проблемы, с которыми сталкивается родитель, весьма разнообразны. Начиная от финансовой ответственности, заканчивая проблемами воспитания одного родителя.
Обсуждение результатов
Проведенное исследование показало, что помимо материальных и бытовых проблем в неполной семье остро стоят проблемы эмоционального климата, детско-родительских отношений, воспитательного потенциала семьи. Данные исследования позволяют
сделать вывод о том, что формирование социально-педагогической компетентности родителей является важной педагогической задачей.
В связи с этим нами был разработан и реализован проект, целью которого является гармонизация детско-родительских отношений в неполной семье посредством применения современных образовательных социально-педагогических технологий.
В качестве основных методов реализации социально-педагогических технологий использованы:
- диагностика (анкетирование, тестирование, наблюдение), предназначенная для определения интересов, потребностей и запросов родителей, воспитывающих детей в неполной семье;
- консультирование и беседа, используемые для обсуждения и реализации логических рассуждений в рамках обучающих занятий;
- информационная лекция (лекция-беседа, лекция-дискуссия), направленная на изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами;
- семинар-дискуссия, применяемый для коллективного обсуждения какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявления мнений в группе (межгрупповой диалог, дискуссия как спор-диалог).
Также важно, что одним из направлений содержания реализации социально-педагогических технологий является досуговое направление, которое позволяет на практике скорректировать и гармонизировать детско-родительские отношения.
Работа над проектом осуществлялась в несколько этапов.
На первом этапе была определена рабочая группа проекта и целевая группа: неполные семьи - получатели услуг БФ «Металлург» г. Магнитогорска. Было определено, что реализация проекта будет осуществляться на базе центра «Материнство» БФ «Металлург». К реализации проекта были привлечены преподаватели и студенты кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования МГТУ им. Г.И. Носова в качестве волонтеров.
На втором этапе были организованы и реализованы мероприятия для неполных семей (15 семей), которые посещали занятия и индивидуальные консультации социального педагога и психолога. Наглядно мероприятия проекта представлены в таблице 1.
Таблица 1. Мероприятия проекта
Окончание
Тема мероприятия Результаты
Беседа «Взаимоотношения в вашей семье» Получение необходимых знаний о взаимоотношениях между родителем и ребенком, методах, которые применяют родители по воспитанию, навыках, которые способствуют улучшению взаимоотношений.
Тема мероприятия Результаты
Лекция-дискуссия «Детская любовь» Родители рассмотрели ряд последствий, если ребенок не получает достаточное количество внимания и заботы. Поделились личным опытом из детства, как их родители относились к ним. Провели работу по развитию навыка общения с бывшим/ бывшей супругом/супругой.
Социально-педагогическое консультирование «Семейный совет» Построение психологического портрета всех членов семьи, психологическая консультация по проблемам семейных отношений, проведение методики «недо-писанный тезис», цель которого выяснить уровень тревожности родителя.
Социально-педагогическое консультирование «Родитель-ребенок» Получены результаты психолого-педагогической диагностики детско-родительских отношений.
Беседа «Работа -важная часть» Развитие понимания у детей о том, что работа родителя - это неотъемлемая часть жизни, благодаря которой, семья может существовать.
Тренинг «Досуг семьи» Получение знаний и навыков в планирования совместного досуга и формах организации детского отдыха.
Лекция для родителей: «Я и мой ребенок - поиск выхода из конфликтных ситуаций» Получение необходимой информации о том, как правильно выходить из конфликтных ситуаций.
Консультирование «Папа и я» Обсудили то, насколько важен второй родитель в жизни ребенка. Провели технику «пустой стул».
Лекция «Взрослый ребенок» Изучение вопросов о том, какие кризисы переживает ребенок, как с ними справляться и правильно выходить.
«Ярмарка сладостей» Каждая пара из родителя и ребенка приготовила к занятию сладкое угощение, которое они готовили вместе. Провели чаепитие и обсудили то, как провели совместную деятельность.
«Семейный портрет» Каждая семья составила свой портрет, поделились с группой, обсудили свои ощущения от работы.
Лекция «Семейные традиции» Родители узнали о важности и нужности семейных традиций. Поделились теми, которые уже существуют и составили новые.
Родительское собрание на тему «Детский суицид» Обсуждение с родителями причины детского суицида, переживания с которыми сталкивается ребенок, как помочь и как не навредить.
Лекция «Агрессивный ребенок в семье» Изучение причин появления детской агрессии, составление портрета агрессивного ребенка, получение рекомендаций
Выставка «Моя семья» Семьи организовывают и проводят выставку с различными поделками, где изображены члены семьи.
Круглый стол Подведение итогов проекта
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
о с
U
см оэ
Таким образом, представленная работа с неполными семьями включала в себя образовательный (получение знаний), психолого-педагогический (коррекция детско-родительских отношений) и социальный (формирование активности путем включения в творческую деятельность компоненты
Заключение
Динамичность современной культуры, особенности функционирования человека в обществе, социальные проблемы общества привели к тому, что институт семьи и брака переживает длительный и глубокий кризис. Неумение, а иногда нежелание трудиться над созданием и сохранением семьи ведет к росту количества неполных семей, смерть одно из супругов - лишь небольшая доля образования неполной семьи. Более всего страдают в этой ситуации дети, которые переживают психологическую травму при распаде семьи, страдает и качество социализации таких детей. Следовательно, поиск новых путей обеспечения благополучия всех членов неполной семьи является важной социальной, психологической и педагогической задачей.
Участие в проекте позволило сформировать у родителей компетенции в области построения гармоничных детско-родительских отношений, успешно преодолеть проблемы, возникающие на разных этапах формирования личности ребенка.
Литература
1. Антипова Е.И., Анфёрова М.Е. Значение социокультурной деятельности в социальной работе с неполными семьями // Инновационная наука. 2016. № 11-3. С. 158-161.
2. Безенкова Т.А., Испулова С.Н., Олей-ник Е.В. Наставничество как социально-педагогическая технология профилактики семейного неблагополучия // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 147-154.
3. Безенкова Т.А., Олейник Е.В., Андрусяк Н.Ю., Плугина Н.А. Социальные технологии сопровождения и поддержки неполной семьи: проектный подход // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 9. С. 155-159.
4. Гига А.Р. Социально-педагогическая коррекция детско-родительских отношений в неполной семье // Актуальные проблемы современной науки. 2015. № 5 (84). С. 71-73.
5. Капиева К.Р. Негативные факторы воспитания в неполных семьях // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2014. № 2. С. 42-45.
6. Кузьминский Е.Г., Редков Д.А., Побо-кин П.А. Исследование эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в неполных семьях // Ярославский психологический вестник. 2020. № 2 (47). С. 22-24.
7. Леонтьева А.С. Неполные семьи как фактор социализации личности // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 15. С. 439-442.
8. Николаев М.В. Региональные технологии и программы по формированию социально-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей в неполных семьях // Aspectus. 2015. № 3. С. 20-24.
9. Носова С.Ф., Гударева Е.С. Проблемы неполных семей в Российской Федерации // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. 2016. № 1 (41). С. 92-95.
10. Олейник Е.В., Безенкова Т.А. Информационные технологии в социальной работе с семьей: проблемы и перспективы внедрения. Новосибирск, 2016. 76 с.
11. Салпагаров А.А. Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей // Science Time. 2015. № 6 (18). С.441-445.
12. Юнусова Г. Особенности взаимоотношений родителей с детьми-подростками в полных и неполных семьях // Молодой ученый. 2015. № 13 (93). С. 757-760.
IMPLEMENTATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS RAISING CHILDREN IN SINGLE-PARENT FAMILIES
Bezenkova T.A., Oleynik E.V., Bezenkov K. Ye., Rusina A.A.
Nosov Magnitogorsk State Technical University
In modern conditions, the need for the formation of the socio-pedagogical competence of parents is increasing. To study the problems of an incomplete family, the peculiarities of its functioning in society and the specifics of parent-child relations, a study was carried out, as a result of which it turned out that most families have not only everyday and material problems, but also psychological and pedagogical problems. To solve these problems, a project was developed using modern educational technologies and aimed at developing the socio-pedagogical competence of parents raising children in single-parent families. As a result of the study, participation in the project allowed parents to form competencies in the field of building harmonious parent-child relationships, to successfully overcome the problems that arise at different stages of the formation of the child's personality.
Keywords: incomplete family, child-parent relations, educational technologies, social and pedagogical competence, project.
References
1. Antipova E. I., Anferova M.E. The significance of socio-cultural activity in social work with incomplete families. 2016. No. 11-3. pp. 158-161.
2. Bezenkova T. A., Ispulova S.N., Oleinik E.V. Mentoring as a social and pedagogical technology for preventing family problems // Prospects of science and education. 2018. No. 6 (36). pp. 147-154.
3. Bezenkova T. A., Oleynik E.V., Andrusyak N. Yu., Plugina N.A. Social technologies of support and support of an incomplete family: a project approach. 2018. No. 9. pp. 155-159.
4. Giga A. R. Socio-pedagogical correction of child-parent relations in an incomplete family / / Actual problems of modern science. 2015. No. 5 (84). pp. 71-73.
5. Kapieva K.R. Negative factors of education in incomplete families / / Family and personality: problems of interaction. 2014. No. 2. pp. 42-45.
6. Kuzminsky E. G., Redkov D.A., Pobokin P.A. Research of the emotional sphere of adolescents brought up in incomplete families // Yaroslavl Psychological Bulletin. 2020. No. 2 (47). pp. 2224.
7. Leontieva A.S. Incomplete families as a factor of personality socialization. The science. Education. 2020. No. 15. P. 439-442.
8. Nikolaev M.V. Regional technologies and programmes for the formation of socio-pedagogical competence of parents, vospi-tyva-ing children in single-parent families // the Aspectus. 2015. No. 3. S. 20-24.
9. Nosova S. F., E.S. Gubareva Problems of single-parent families in the Russian Federation // the Scientific debate: the issue of sociology, political science, philosophy, history. 2016. No. 1 (41). pp. 92-95.
10. Oleynik E. V., Bezenkova T.A. Information technologies in social work with the family: problems and prospects of implementation. Novosibirsk, 2016. 76 p.
11. Salpagarov A.A. Organization of socio-pedagogical assistance to incomplete families in the upbringing of children. 2015. No. 6 (18). pp. 441-445.
12. Yunusova G. Features of the relationship of parents with adolescent children in full and incomplete families. 2015. No. 13 (93). pp. 757-760.