Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
175
31
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Безенкова Татьяна Александровна, Олейник Елена Викторовна, Безенков Кирилл Евгеньевич, Русина Анна Александровна

В современных условиях усиливается потребность в формировании социально-педагогической компетентности родителей. Для изучения проблем неполной семьи, особенностей ее функционирования в обществе и специфики детско-родительских отношений было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что у большей части семей присутствуют не только бытовые и материальные проблемы, но и проблемы психолого-педагогического характера. Для решения данных проблем был разработан проект с использованием современных образовательных технологий и направленный на формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей в неполных семьях. В результате проведенного исследования участие в проекте позволило сформировать у родителей компетенции в области построения гармоничных детско-родительских отношений, успешно преодолеть проблемы, возникающие на разных этапах формирования личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Безенкова Татьяна Александровна, Олейник Елена Викторовна, Безенков Кирилл Евгеньевич, Русина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS RAISING CHILDREN IN SINGLE-PARENT FAMILIES

In modern conditions, the need for the formation of the socio-pedagogical competence of parents is increasing. To study the problems of an incomplete family, the peculiarities of its functioning in society and the specifics of parent-child relations, a study was carried out, as a result of which it turned out that most families have not only everyday and material problems, but also psychological and pedagogical problems. To solve these problems, a project was developed using modern educational technologies and aimed at developing the socio-pedagogical competence of parents raising children in single-parent families. As a result of the study, participation in the project allowed parents to form competencies in the field of building harmonious parent-child relationships, to successfully overcome the problems that arise at different stages of the formation of the child's personality.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ»

Реализация современных образовательных технологий при формировании социально-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей в неполных семьях

Безенкова Татьяна Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: bezenkova@yandex.ru

Олейник Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: oleynik.ev@mail.ru

Безенков Кирилл Евгеньевич,

магистрант, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: bezenkov@yandex.ru

Русина Анна Александровна,

магистрант, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: anna7mgn@mail.ru

В современных условиях усиливается потребность в формировании социально-педагогической компетентности родителей. Для изучения проблем неполной семьи, особенностей ее функционирования в обществе и специфики детско-родительских отношений было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что у большей части семей присутствуют не только бытовые и материальные проблемы, но и проблемы психолого-педагогического характера. Для решения данных проблем был разработан проект с использованием современных образовательных технологий и направленный на формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей в неполных семьях. В результате проведенного исследования участие в проекте позволило сформировать у родителей компетенции в области построения гармоничных детско-родительских отношений, успешно преодолеть проблемы, возникающие на разных этапах формирования личности ребенка.

Ключевые слова: неполная семья, детско-родительские отношения, образовательные технологии, социально-педагогическая компетентность, проект.

о с

CJ

см оэ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

В настоящее время, проблемы, связанные с семьей, приобретают все большую актуальность. Согласно заявлению уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахова, за последнее время в России число неполных семей выросло до 30%, общее количество которых 6,2 млн. Из них 5,6 млн матерей одиночек и 634,5 тысячи отцов-одиночек. При этом около 9,5 тысячи одиноких родителей самостоятельно воспитывают пять и более детей.

В связи с этим в педагогике и психологии актуальным становится вопрос формирования социально-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей в неполных семьях.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что особенностям и проблемам неполной семьи посвящены исследования С.Ф. Носовой и Е.С. Гударевой [9], К.Р. Капиевой [5], Г. Юну-совой [12] и др. Различные аспекты социально-педагогической помощи неполной семье освещены в работах А.А. Салпагарова [11], А.Р. Гига [4], Е.И. Антиповой и М.Е. Анфёровой [1] и др. В ряде работ рассматривается использование различных технологий в социально-педагогической работе с семьей [2;3; 10].

А.С. Леонтьева, рассматривая особенности социализации личности ребенка в неполной семье отмечает, что такие семьи помимо материальных и бытовых проблем остро проблемы, связанные с воспитанием детей [7].

Результаты исследования, проведенного Е.Г. Кузьминским, Д.А. Редковым, П.А. Побоки-ным, позволяют сделать вывод, что «стратегии воспитания, применяемые матерями в неполных семьях, гораздо чаще приводят к негативным последствиям в развитии ребенка, таким как повышенный уровень агрессии, фрустрации, сниженный уровень нервно-психической устойчивости и нестабильность эмоциональных реакций» [6].

Обобщая опыт реализации региональных технологий и программ, посвященных формированию социально-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей в неполных семьях, М.В. Николаев говорит о том, что «необходима эф-

фективная социально-психолого-педагогическая поддержка неполным семьям, направленная на формирование социально-педагогической компетентности родителей. Такая своевременно оказанная помощь должна рассматриваться специалистами в качестве приоритета в процессе их профессиональной деятельности» [8].

Формирование целей статьи (постановка задания)

Целью нашего исследования явилось изучение проблем неполной семьи, особенностей ее функционирования и детско-родительских отношений, а также отношение взрослых членов семьи к существующим проблемам.

Изложение основного материала исследования

Данное исследование проводилось на платформе-интернет сайта survio.com. В анкетировании приняло участие 50 респондентов.

По результатам анкетирования мы выяснили, что большинство опрошенных - 94% (47 человек) - женщины, и только 6% - мужчины.

На вопрос о том, сколько детей воспитывается в семье, мы получили такие результаты, что у 41% родителей в семье воспитывается один ребенок, у 30% воспитывается двое, у 18% - трое и у 10% родителей в семье четверо и более детей.

Далее, нам было важно выяснить, с кем, в большинстве случаев, после образования неполной семьи проживает ребенок. Так, 98% опрошенных ответили - «с матерью». Только 2% респондентов отметили - «с отцом». Вариант «другое» не выбрал никто. Этот вариант предусматривал такие ответы как: ребенок проживает с бабушкой, дедушкой, другими родственниками или опекунами.

На рисунке 1 представлены ответы на 4 вопрос, цель которого заключалась в том, чтобы выяснить причины образования неполной семьи. Ответы на данный вопрос распределились таким образом: 4% отметили вариант «смерть одного из супругов», 30% выбрали вариант «вредные привычки одного из супругов», 26% - «насилие со стороны одного из супругов», 20% - «неготовность супругов к совместной жизни» и 20% - «измена».

■ Смерть одного нз супругов — 4 %

^Вредные привычки одного из

20% 4» « супругов — 30 %

Насилие со стороны одного из

30% супругов — 26 %

Ш Неготовность супругов к

20% совместной жизни - 20 %

■ Измена-20%

26%

Рис. 1. «Что стало причиной образования неполной семьи?»

В 5 вопросе нам было важно определить, когда образовалась неполная семья. Были получены та-

кие результаты, что: 20% неполных семей образовались «до рождения ребенка», 32% - «в период от рождения до 3-х лет», 46% - «в возрасте от 3-х до 10 лет» и только 2% - «в возрасте от 10 лет до совершеннолетия». Мы можем сделать вывод о том, что большинство неполных семей распадается в период взросления ребенка, когда он только родился и до 3-х лет и в период взросления ребенка от 3-х до 10 лет.

На вопрос «Повлиял ли фактор образования неполной семьи на вашу жизнь в целом?», большинство опрашиваемых респондентов, а именно 58% выбрали вариант - «сильно повлиял», 30% выбрали - «слабо повлиял» и 12% отметили - «совсем не повлиял». В основном, распад семьи оказывает сильное психологическое потрясение для всех членов этой семьи. Исключениями выступают такие варианты, когда другой родитель практически не принимал участие в воспитании ребенка, в жизни семьи, часто отсутствовал дома, в силу разных обстоятельств и т.д. В таких случаях, образование неполной семьи воспринимается всеми членами по-разному. Иногда это приносит только положительные эмоции и чувства облегчения.

Далее, на вопрос «Ощущаете ли Вы существенную разницу между членами неполных и полных семей?», мы получили такие результаты: 78% ответили - «да, очень ощущаю», 20% - «частично» и 2% выбрали вариант - «нет, не ощущаю». Большинство родителей, которые воспитывают одного или нескольких детей в неполной семье, переживают за то, чтобы их ребенок получил все тоже, что и другой ребенок в полной семье. Это касается родительского внимания, материальных благ, примера правильных взаимоотношений между мужчиной и женщиной и т.д. Согласно значительного количества исследователей, один родитель не может удовлетворить все потребности ребенка. Из этого мы и получаем разницу между членами полных и неполных семей. Когда один ребенок получает одинаковое по количеству общение с матерью, отцом и другими родственниками, а другой ребенок остается с одним родителем.

На вопрос «Каково Ваше экономическое положение?» большинство респондентов выбрало вариант «среднее», но исходя из полученных данных, мы понимаем, что, когда все обязанности перекладываются на одного родителя, с чем-то он может не справляться. Поэтому, результаты показали, что материальное положение неполной семьи может быть как высоким, так и низким. Данные по этому вопросу представлены на рисунке 2.

На следующий вопрос «Вас устраивает благосостояние вашей семьи?» большинство ответов были положительными, т.е. «да, полностью устраивает», что составило 64%. Остальные 36% выбрали вариант «нет, хотелось бы большего». Учитывая, что по результатам предыдущего вопроса, мы выяснили, что большинство имеет средний достаток, и около 26% имеют ниже среднего и низкое, мы понимаем, что данные респонденты выбирали именно отрицательный вариант. Остальные

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

респонденты, которые его отмечали, хотели бы иметь больше, чем у них уже есть.

Рис. 2. «Каково Ваше экономическое положение?»

Для того, чтобы понять степень близости в отношениях между родителем и ребенком, был задан такой вопрос: «Достаточно ли внимания уделяется на Ваш взгляд, детям в вашей семье?». Ответ «да, вполне» - выбрали 72%, остальные 28% отметили вариант - «нет, недостаточно». Выбрав второй вариант, родитель не считается плохим или тем родителем, которому общение с собственным ребенком не так важно. Выбрав данный вариант ответа, он может быть обусловлен множеством факторов. Это может быть чрезмерная занятость на работе, т.к. родитель вынужден находиться в частых командировках и т.д., оставляя ребенка на время у бабушек или других родственников. Могут быть разные причины и условия, которые, по мнению родителя, способствуют тому, что, как им кажется, они не уделяют достаточного количества времени своим детям.

На вопрос: «Какие отношения в вашей семье?», мы получили такие результаты: 52% - выбрали вариант «дружественные», 32% - «нейтральные», 16% - «натянутые и сложные». Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что большинство респондентов считают, что находятся в положительных/нейтральных отношениях со своими детьми, но при этом, мы должны понимать, что родитель, в силу возможных причин, не замечает ухудшение отношений с ребенком.

Далее, нам было важно понять, какого рода проблемы возникают чаще всего в неполной семье. На вопрос: «Какие проблемы возникают в вашей семье?», были получены такие результаты, что: «материально-бытовые (финансовые)» - 60%, «воспитание и образование детей» - 34%, «проблемы во взаимодействии с ребенком» - 26%, вариант «проблем не возникает» - 0%. Мы можем сделать вывод о том, что одной из самых частых и распространенных проблем в неполной семье является финансовая составляющая. Ярко она выражается, если в семье воспитывается больше двух детей.

Важной составляющей в общении родителя о с ребенком является совместный досуг. 38% опро-Ы шенных - посещают общественные места и уч-^ реждения культуры (кино, кафе, театр, торговые ~ центры и т.д.), 58% - чаще проводят время дома, г занимаясь домашними делами, и 4% опрошен-

ных - не находят на совместный досуг времени. Совместный досуг - это важная составляющая в отношениях с ребенком, это то, что сближает, позволяет лучше узнать ребенка, что ему интересно и т.д.

На вопрос: «Считаете ли Вы, что в вашем случае вариант неполной семьи более благоприятен, чем вариант полной семьи?» большинство респондентов выбрали вариант «скорее благоприятен» -что составило 68%, вариант «не совсем благоприятен» - выбрали 30%, и только 2% - «определенно неблагоприятен». По полученным результатам можно сказать, что большинство неполных семей образовались по ряду причин, с которыми не смогли справиться супруги. Если родители не могли больше находиться в браке, и им это доставляло только дискомфорт, правильным решением всегда будет считаться развод.

По вопросу: «Помощь каких специалистов Вам требуется?» мы получили такие результаты, что: 50% выбрали вариант - «психолог», 4% - «социальный педагог», 36% - «детский психолог», 10% - «юрист». Данные по этому вопросу представлены на рисунке 3.

Пснхолог - 50 -■ Социальный педагог о Детский псннолог - 36 % Юрист - I ;

Рис. 3. «Помощь каких специалистов Вам требуется?»

Следующий вопрос «Как Вы считаете, если работать над проблемами в семье, совместно с ребенком, проблемы решатся быстрее?» показал, что 96% - согласны, что проблемы будут решаться быстрее, 4% были уверены, что «это только замедлит процесс решения». Наша главная задача, помочь решить конфликты в семье, между родителем и ребенком. Работа только с одним членом семьи не принесет продуктивности в полной мере, ведь для того, чтобы понимать суть проблемы, должны высказаться обе стороны.

Исходя из всех полученных данных анкетирования, мы можем сделать вывод о том, что большинство неполных семей испытывают ряд сложностей. Проблемы, с которыми сталкивается родитель, весьма разнообразны. Начиная от финансовой ответственности, заканчивая проблемами воспитания одного родителя.

Обсуждение результатов

Проведенное исследование показало, что помимо материальных и бытовых проблем в неполной семье остро стоят проблемы эмоционального климата, детско-родительских отношений, воспитательного потенциала семьи. Данные исследования позволяют

сделать вывод о том, что формирование социально-педагогической компетентности родителей является важной педагогической задачей.

В связи с этим нами был разработан и реализован проект, целью которого является гармонизация детско-родительских отношений в неполной семье посредством применения современных образовательных социально-педагогических технологий.

В качестве основных методов реализации социально-педагогических технологий использованы:

- диагностика (анкетирование, тестирование, наблюдение), предназначенная для определения интересов, потребностей и запросов родителей, воспитывающих детей в неполной семье;

- консультирование и беседа, используемые для обсуждения и реализации логических рассуждений в рамках обучающих занятий;

- информационная лекция (лекция-беседа, лекция-дискуссия), направленная на изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами;

- семинар-дискуссия, применяемый для коллективного обсуждения какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявления мнений в группе (межгрупповой диалог, дискуссия как спор-диалог).

Также важно, что одним из направлений содержания реализации социально-педагогических технологий является досуговое направление, которое позволяет на практике скорректировать и гармонизировать детско-родительские отношения.

Работа над проектом осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе была определена рабочая группа проекта и целевая группа: неполные семьи - получатели услуг БФ «Металлург» г. Магнитогорска. Было определено, что реализация проекта будет осуществляться на базе центра «Материнство» БФ «Металлург». К реализации проекта были привлечены преподаватели и студенты кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования МГТУ им. Г.И. Носова в качестве волонтеров.

На втором этапе были организованы и реализованы мероприятия для неполных семей (15 семей), которые посещали занятия и индивидуальные консультации социального педагога и психолога. Наглядно мероприятия проекта представлены в таблице 1.

Таблица 1. Мероприятия проекта

Окончание

Тема мероприятия Результаты

Беседа «Взаимоотношения в вашей семье» Получение необходимых знаний о взаимоотношениях между родителем и ребенком, методах, которые применяют родители по воспитанию, навыках, которые способствуют улучшению взаимоотношений.

Тема мероприятия Результаты

Лекция-дискуссия «Детская любовь» Родители рассмотрели ряд последствий, если ребенок не получает достаточное количество внимания и заботы. Поделились личным опытом из детства, как их родители относились к ним. Провели работу по развитию навыка общения с бывшим/ бывшей супругом/супругой.

Социально-педагогическое консультирование «Семейный совет» Построение психологического портрета всех членов семьи, психологическая консультация по проблемам семейных отношений, проведение методики «недо-писанный тезис», цель которого выяснить уровень тревожности родителя.

Социально-педагогическое консультирование «Родитель-ребенок» Получены результаты психолого-педагогической диагностики детско-родительских отношений.

Беседа «Работа -важная часть» Развитие понимания у детей о том, что работа родителя - это неотъемлемая часть жизни, благодаря которой, семья может существовать.

Тренинг «Досуг семьи» Получение знаний и навыков в планирования совместного досуга и формах организации детского отдыха.

Лекция для родителей: «Я и мой ребенок - поиск выхода из конфликтных ситуаций» Получение необходимой информации о том, как правильно выходить из конфликтных ситуаций.

Консультирование «Папа и я» Обсудили то, насколько важен второй родитель в жизни ребенка. Провели технику «пустой стул».

Лекция «Взрослый ребенок» Изучение вопросов о том, какие кризисы переживает ребенок, как с ними справляться и правильно выходить.

«Ярмарка сладостей» Каждая пара из родителя и ребенка приготовила к занятию сладкое угощение, которое они готовили вместе. Провели чаепитие и обсудили то, как провели совместную деятельность.

«Семейный портрет» Каждая семья составила свой портрет, поделились с группой, обсудили свои ощущения от работы.

Лекция «Семейные традиции» Родители узнали о важности и нужности семейных традиций. Поделились теми, которые уже существуют и составили новые.

Родительское собрание на тему «Детский суицид» Обсуждение с родителями причины детского суицида, переживания с которыми сталкивается ребенок, как помочь и как не навредить.

Лекция «Агрессивный ребенок в семье» Изучение причин появления детской агрессии, составление портрета агрессивного ребенка, получение рекомендаций

Выставка «Моя семья» Семьи организовывают и проводят выставку с различными поделками, где изображены члены семьи.

Круглый стол Подведение итогов проекта

сз о со "О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

о с

U

см оэ

Таким образом, представленная работа с неполными семьями включала в себя образовательный (получение знаний), психолого-педагогический (коррекция детско-родительских отношений) и социальный (формирование активности путем включения в творческую деятельность компоненты

Заключение

Динамичность современной культуры, особенности функционирования человека в обществе, социальные проблемы общества привели к тому, что институт семьи и брака переживает длительный и глубокий кризис. Неумение, а иногда нежелание трудиться над созданием и сохранением семьи ведет к росту количества неполных семей, смерть одно из супругов - лишь небольшая доля образования неполной семьи. Более всего страдают в этой ситуации дети, которые переживают психологическую травму при распаде семьи, страдает и качество социализации таких детей. Следовательно, поиск новых путей обеспечения благополучия всех членов неполной семьи является важной социальной, психологической и педагогической задачей.

Участие в проекте позволило сформировать у родителей компетенции в области построения гармоничных детско-родительских отношений, успешно преодолеть проблемы, возникающие на разных этапах формирования личности ребенка.

Литература

1. Антипова Е.И., Анфёрова М.Е. Значение социокультурной деятельности в социальной работе с неполными семьями // Инновационная наука. 2016. № 11-3. С. 158-161.

2. Безенкова Т.А., Испулова С.Н., Олей-ник Е.В. Наставничество как социально-педагогическая технология профилактики семейного неблагополучия // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 147-154.

3. Безенкова Т.А., Олейник Е.В., Андрусяк Н.Ю., Плугина Н.А. Социальные технологии сопровождения и поддержки неполной семьи: проектный подход // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 9. С. 155-159.

4. Гига А.Р. Социально-педагогическая коррекция детско-родительских отношений в неполной семье // Актуальные проблемы современной науки. 2015. № 5 (84). С. 71-73.

5. Капиева К.Р. Негативные факторы воспитания в неполных семьях // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2014. № 2. С. 42-45.

6. Кузьминский Е.Г., Редков Д.А., Побо-кин П.А. Исследование эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в неполных семьях // Ярославский психологический вестник. 2020. № 2 (47). С. 22-24.

7. Леонтьева А.С. Неполные семьи как фактор социализации личности // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 15. С. 439-442.

8. Николаев М.В. Региональные технологии и программы по формированию социально-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей в неполных семьях // Aspectus. 2015. № 3. С. 20-24.

9. Носова С.Ф., Гударева Е.С. Проблемы неполных семей в Российской Федерации // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. 2016. № 1 (41). С. 92-95.

10. Олейник Е.В., Безенкова Т.А. Информационные технологии в социальной работе с семьей: проблемы и перспективы внедрения. Новосибирск, 2016. 76 с.

11. Салпагаров А.А. Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей // Science Time. 2015. № 6 (18). С.441-445.

12. Юнусова Г. Особенности взаимоотношений родителей с детьми-подростками в полных и неполных семьях // Молодой ученый. 2015. № 13 (93). С. 757-760.

IMPLEMENTATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS RAISING CHILDREN IN SINGLE-PARENT FAMILIES

Bezenkova T.A., Oleynik E.V., Bezenkov K. Ye., Rusina A.A.

Nosov Magnitogorsk State Technical University

In modern conditions, the need for the formation of the socio-pedagogical competence of parents is increasing. To study the problems of an incomplete family, the peculiarities of its functioning in society and the specifics of parent-child relations, a study was carried out, as a result of which it turned out that most families have not only everyday and material problems, but also psychological and pedagogical problems. To solve these problems, a project was developed using modern educational technologies and aimed at developing the socio-pedagogical competence of parents raising children in single-parent families. As a result of the study, participation in the project allowed parents to form competencies in the field of building harmonious parent-child relationships, to successfully overcome the problems that arise at different stages of the formation of the child's personality.

Keywords: incomplete family, child-parent relations, educational technologies, social and pedagogical competence, project.

References

1. Antipova E. I., Anferova M.E. The significance of socio-cultural activity in social work with incomplete families. 2016. No. 11-3. pp. 158-161.

2. Bezenkova T. A., Ispulova S.N., Oleinik E.V. Mentoring as a social and pedagogical technology for preventing family problems // Prospects of science and education. 2018. No. 6 (36). pp. 147-154.

3. Bezenkova T. A., Oleynik E.V., Andrusyak N. Yu., Plugina N.A. Social technologies of support and support of an incomplete family: a project approach. 2018. No. 9. pp. 155-159.

4. Giga A. R. Socio-pedagogical correction of child-parent relations in an incomplete family / / Actual problems of modern science. 2015. No. 5 (84). pp. 71-73.

5. Kapieva K.R. Negative factors of education in incomplete families / / Family and personality: problems of interaction. 2014. No. 2. pp. 42-45.

6. Kuzminsky E. G., Redkov D.A., Pobokin P.A. Research of the emotional sphere of adolescents brought up in incomplete families // Yaroslavl Psychological Bulletin. 2020. No. 2 (47). pp. 2224.

7. Leontieva A.S. Incomplete families as a factor of personality socialization. The science. Education. 2020. No. 15. P. 439-442.

8. Nikolaev M.V. Regional technologies and programmes for the formation of socio-pedagogical competence of parents, vospi-tyva-ing children in single-parent families // the Aspectus. 2015. No. 3. S. 20-24.

9. Nosova S. F., E.S. Gubareva Problems of single-parent families in the Russian Federation // the Scientific debate: the issue of sociology, political science, philosophy, history. 2016. No. 1 (41). pp. 92-95.

10. Oleynik E. V., Bezenkova T.A. Information technologies in social work with the family: problems and prospects of implementation. Novosibirsk, 2016. 76 p.

11. Salpagarov A.A. Organization of socio-pedagogical assistance to incomplete families in the upbringing of children. 2015. No. 6 (18). pp. 441-445.

12. Yunusova G. Features of the relationship of parents with adolescent children in full and incomplete families. 2015. No. 13 (93). pp. 757-760.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.