Научная статья на тему 'Реализация современных образовательных, педагогических и воспитательных возможностей в формировании общекультурных компетенций студентов'

Реализация современных образовательных, педагогических и воспитательных возможностей в формировании общекультурных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГ / СТУДЕНТ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалёва Фаима Фоатовна, Павлова Маргарита Михайловна

Проблема современной педагогики становление инициативной, самостоятельной личности вуза, готового к решению ключевых проблем жизнедеятельности. Особое место современных педагогических технологий занимает формирование общекультурных компетенций студенческой молодежи. Основным из условий формирования общекультурных компетенций студентов является профессиональная компетентность педагогов, которая требует постоянного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалёва Фаима Фоатовна, Павлова Маргарита Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF MODERN EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL POSSIBILITIES IN FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCES OF STUDENTS

The Problem of modern pedagogy is the formation of an initiative, independent personality of the University, ready to solve the key problems of life. A special place of modern pedagogical technologies aimed at the formation of General cultural competence of students. The main condition for the formation of General cultural competences of students is the professional competence of teachers, which requires constant development.

Текст научной работы на тему «Реализация современных образовательных, педагогических и воспитательных возможностей в формировании общекультурных компетенций студентов»

УДК 378.126:378.661(470.56)

Ф. Ф. КОВАЛЁВА, М. М. ПАВЛОВА

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

F. F. KOVALYOVA, M. M. PAVLOVA

IMPLEMENTATION OF MODERN EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL POSSIBILITIES IN FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCES OF STUDENTS

FSBEI HE «South-Urals state medical university» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation

РЕЗЮМЕ

Проблема современной педагогики - становление инициативной, самостоятельной личности вуза, готового к решению ключевых проблем жизнедеятельности. Особое место современных педагогических технологий занимает формирование общекультурных компетенций студенческой молодежи. Основным из условий формирования общекультурных компетенций студентов является профессиональная компетентность педагогов, которая требует постоянного развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА, ПЕДАГОГ, СТУДЕНТ, ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.

SUMMARY

The Problem of modern pedagogy is the formation of an initiative, independent personality of the University, ready to solve the key problems of life. A special place of modern pedagogical technologies aimed at the formation of General cultural competence of students. The main condition for the formation of General cultural competences of students is the professional competence of teachers, which requires constant development.

KEY WORDS: SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT; A TEACHER; A STUDENT; GENERAL CULTURAL COMPETENCIES.

Ковалёва Фаима Фоатовна - к. б. н., доцент кафедры химии и фармацевтической химии; тел. 8-922-860-02-13; e-mail: tl_kff1@mail.ru

Павлова Маргарита Михайловна - доцент кафедры фармацевтической химии; тел. 8 (3532) 475-785; е-mail: margarita.pavlova43@mail.ru

Реалии сегодняшнего дня требуют, чтобы подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием соответствовала потребностям стратегии национального развития Российской Федерации. Современные педагогические технологии формирования общекультурных компетенций молодежи в высшей школе являются своеобразным механизмом эффективной интеграции потребностей личности, работодателей и государства [1, 5]. Под общекультурными компетенциями личности следует понимать совокупность знаний, умений, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Общекультурные компетенции включают следующие аспекты:

1. Смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуации.

2. Проблемно-практический аспект - адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации.

3. Коммуникативный аспект - адекватное осмысление, практическое решение и коммуникативное выражение ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.

В профессиональной компетенции ведущую роль (но не единственную) играет проблемно-практический аспект, в общекультурной компетенции ведущую роль играют смысловой

ОРЕНБУРГСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК, ТОМ VI, № 4 (24) (ПРИЛОЖЕНИЕ)

и коммуникативные аспекты. Воспитание гражданственности, патриотизма, самовоспитания, совершенствование на протяжении всей жизни [4].

Выпускник вуза должен владеть определенными качествами, чтобы иметь возможность найти свое место в жизни, это:

• гибко адаптироваться в окружающем мире;

• самостоятельно и критически мыслить;

• уметь находить и формулировать проблемы в профессиональном плане, находить нужные решения;

• творчески мыслить, генерировать новые идеи, наряду с этим, грамотно работать с информацией, уметь собирать нужные факты, анализировать их, делать выводы и использовать их для решения новых проблем;

• быть коммуникабельным в разных социальных группах, уметь работать в коллективе;

• предотвращать конфликтные ситуации и уметь находить выход из них.

Таким образом, главное направление лежит в области решения проблем развития личности обучающегося, преподаватель чаще всего выступает в роли организатора всех видов деятельности студента как компетентный консультант и помощник. Его профессиональные навыки должны быть направлены не просто на контроль знаний, умений, но и на формирование общекультурных компетенций студентов. Перед преподавателями стоит вопрос, как использовать собственный творческий потенциал. Сегодня обучение сконструировано как система педагогического давления. Ученые и практики среди недостатков современного высшего образования называют следующее:

• у более 70% обучающихся появляется страх перед оценкой, перед сессией;

• познавательный мотив и мотив самореализации личности наблюдается у 17% обучающихся;

• 10% обучающихся можно считать относительно здоровыми к поступлению на первый курс вуза;

• объем учебной информации превышает все допустимые нормы восприятия студентом, с которыми студенты не справляются. Существует несколько уровней изучения формирования общекультурных компетенций молодежи: философский (законы и категории познания),

общенаучный (теории о ведущей роли культуры как фактора развития личности), психолого-педагогический (психологические теории развития личности, теории межкультурной коммуникации, творческого развития).

Перед педагогом стоит задача пробудить и сформировать у обучающихся потребность в культуре, стремление действовать, умение понимать и оценивать окружающий мир, культуру, себя, желание достигать цели и реализовать свою личностную позицию, в целом самоутвердиться и делать это культуросообразно. Но педагог сможет научить студента, только если он сам владеет способами создания культуры и проявления её.

Формирование общекультурных компетенций студентов позволяет эффективно осуществлять [2, 3]:

• развитие системы информирования и программ социального просвещения по вопросам жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья), патриотизм, служение Отечеству, гражданская позиция и др.;

• разработку специальных проектов, реклам, распространение информационных ресурсов;

• участие в международных, информационных, молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры [4].

В качестве создания социокультурной среды вуза через формирование общекультурных компетенций на кафедре химии и фармацевтической химии уделяется большое внимание вопросу здорового образа жизни (на кафедре проводилась научно-исследовательская работа в течение 2013-2017 гг. «Пищевые нутриенты в питании студентов». Результаты и рекомендации были представлены на СНО, где работа была оценена дипломом 3-й степени). Профессионализм реализуется на встрече студентов с выпускниками - врачами различных лет выпуска ОрГМУ в рамках проведения круглого стола на кафедре, где специалисты рассказывали и подчеркивали значимость выбранной профессии и роли образования по этой специальности. Большая работа проводится по патриотическому воспитанию, служению Отечеству и роли женщины в нашем государстве. К празднованию 9 Мая

ежегодно проводится мероприятие «Годы, опаленные войной». В рамках служения Отечеству (мероприятие «Будни МЧС») студенты знакомятся с трудностями людей мужественной профессии. На лабораторно-практических и лекционных занятиях преподаватели кафедры приводят примеры приоритета наших ученых, которые внесли большой вклад в развитие химии, выполняя свою гражданскую позицию. Наряду с этим, большое значение имеют для развития общекультурных компетенций и такие мероприятия, которые прививают любовь к своему родному городу: посещение выставки оренбургских художников; посещение музыкальных вечеров, театров, творческих встреч.

Каждое поколение выстраивает собственный жизненный мир - социокультурное пространство, которое состоит из определенных знаний ведущих понятий, системы символов и норм. Государственная молодежная политика современной России - это система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей самореализации молодежи для реализации ее творческого потенциала в интересах страны. Формирование общекультурных компетенций студентов невозможно без деятельности самих студентов, студенческого самоуправления, молодежных общественных объединений, то есть создания социокультурной среды вуза.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Агаджанян, Н. А. Качество и образ жизни студенческой молодежи / Н. А. Агаджанян, И. В. Радыш // Экология человека. - 2009. - № 5. - С. 3-8.

2. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2007. - 497 с.

3. Барышев, Е. Актуальные задачи воспитания в социально-культурном пространстве Санкт-Петербурга/ Е. Барышев // Соц. педагогика. - 2006. - № 2. - С. 36-38.

4. Гаврилюк, В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание / В. В. Гаврилюк // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С. 44-50.

5. Катаев, И. В. Формирование социальных компетенций у современных выпускников / И. В. Катаев // Среднее профессиональное образование. - Прил. -2008. - № 10. - С. 117.

УДК 378.046.4

Н. В. КОПЫЛОВА, П. Ю. ГАЛИН

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

N. V. KOPYLOVA, P. Y. GALIN

CONTINUING MEDICAL EDUCATION:

TOPICAL ISSUES AND WAYS OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM

FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia

Копылова Наталья Владимировна - к. м. н., ассистент кафедры клинической медицины; тел. 8-922-623-08-50; e-mail: KopVNOren@mail.ru

Галин Павел Юрьевич - д. м. н., профессор, заведующий кафедрой клинической медицины; тел. 8 (3532) 315-433; e-mail: k_terapy@orgma.ru

РЕЗЮМЕ

В статье рассматриваются актуальные вопросы перехода от традиционной системы последипломного обучения врачей к системе непрерывного медицинского образования, пути реализации образовательных программ с применением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.