Научная статья на тему 'Реализация современного подхода при экологическом воспитаниии студентов'

Реализация современного подхода при экологическом воспитаниии студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов В. В.

В статье приводится обзор существующих методик экологического воспитания, определена проблема: отсутствие у большинства студентов умения применять полученные знания в экологически значимых ситуациях. Автор рассматривает ценностно-нормативную методику Г.Е. Залесского как инвариантную основу для построения разноуровневых обучающих программ комплексного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация современного подхода при экологическом воспитаниии студентов»

венной научно-практической конференции / Под общ ред. С.П. Суша. - Улан-Удэ: ФБОУ ДПО УЦ УФСИН России по Республике Бурятия, 2009. - 135 с.

14. Самарин В.А., Еремеев О.И. Методика подготовки и проведения различных типов занятия в образовательных учреждениях УИС РФ: учебно-методическое пособие / Под ред. В.Б. Бровкина. - СПб.: СПб ИПКР ФСИН России, 2006. - 93 с.

15. Еремеев О.И. Использование активных методов обучения с целью развития правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы в процессе повышения квалификации: монография. - СПб.: СПб ИПКР ФСИН России, 2006. - 125 с.

16. Кваша Б.Ф. Урок как основная форма организации учебного процесса: уч.-метод. пособие - СПб.: СПб ИПК ФСИН России, АКМЕ-ЦЕНТР СПб ЮА. 2005. - 121 с.

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА ПРИ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИИ СТУДЕНТОВ

© Михайлов В.В.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

В статье приводится обзор существующих методик экологического воспитания, определена проблема: отсутствие у большинства студентов умения применять полученные знания в экологически значимых ситуациях. Автор рассматривает ценностно-нормативную методику Г.Е. Залесского как инвариантную основу для построения разноуровневых обучающих программ комплексного характера.

Глобальной проблемой современности стала экологическая проблема. Индустриализация и урбанизация, рост техногенных факторов в использовании природных богатств, всемирное изменение климата обостряют значение активной позиции всего общества и каждого отдельного гражданина в отношении экологии.

Традиционно экология рассматривается как наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой обитания, в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами. Следует отметить, что это определение в последние годы претерпело изменения. В связи с усиливающимся воздействием человека на природу в XXI веке экология все чаще рассматривается как «комплексная, изучающая: 1) взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окру-

* Доцент кафедры Иностранных языков № 2, кандидат педагогических наук, доцент.

жающей средой, а также условия поддержания равновесия человеческой деятельности; 2) всестороннее воздействие человека на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества» [1]. В учебной литературе по педагогике экология представлена как фундаментальная естественно-научная дисциплина, изучающая основные законы взаимодействия живых организмов со средой их обитания, на базе которых могут быть получены весьма конкретные сведения, позволяющие выработать рекомендации и принципы исследований экологической направленности по отношению к различным видам человеческой деятельности [1].

Проблемы сохранения и оздоровления окружающей среды получили свое осмысление в Концепции национальной безопасности Российской Федерации [1].

«Угроза ухудшения экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от готовности общества осознать глобальность проблемы. Для России эта угроза особенно велика в связи с преимущественным развитием топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности и, что особенно важно отметить, из-за низкой экологической культуры населения» [1]. Проблема экологического воспитания становится все более актуальной и привлекает все большее внимание исследователей-экологов и педагогов. Если перед первыми стоят задачи развития экологии как науки и внедрения результатов научных изысканий в практику природоохранной деятельности, то перед педагогами - внедрение в учебный процесс инновационных методов, способствующих повышению уровня экологической культуры обучающихся.

В настоящее время в период присоединения нашей страны к Болон-скому процессу в Российской высшей школе, с одной стороны, осуществляется воспроизводство аккумулированных знаний и опыта по проблемам экологического воспитания, с другой - закладывается и определяется облик будущего специалиста, подготовленного к экологически правомерной деятельности в конфликтующей реальности.

Необходимыми являются создание Государственных образовательных стандартов, направленных на гармонизацию систем обеспечения качества общеевропейского пространства высшего образования в области экологии, разработка междисциплинарных программ воспитывающего обучения и его организация с целью повышения познавательной активности студентов, вовлечения их в процесс непрерывного изучения проблем, связанных с природоохранной деятельностью и поиском путей их решения. «Наступило время педагогической рефлексии и «инвентаризации» инноваций [2], построения соответствующего современным требованиям эффективного процесса обучения студентов знаниям в области экологии, в единстве с умениями использовать знания на практике, формирования у них желания вы-

бора конструктивных способов поведения при ориентировке в экологически значимых ситуациях. Готовность студентов к конструктивному поведению в экологически значимых ситуациях определяется уровнем сформированно-сти единства экологических знаний и умений выявлять, анализировать, адекватно оценивать экологически значимые ситуации при выборе способов экологически правомерной деятельности.

В связи с эти особого внимания заслуживает планомерная работа по построению таких обучающих программ, использование которых в учебном процессе позволит создать условия для воспитания готовности студентов к адекватному поведению в экологически значимых ситуациях.

В психолого-педагогической литературе широко представлен теоретиче -ский материал о содержании обучающих программ и методах экологического воспитания. При этом одни авторы (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, В.А. Громыко, В.И. Медведев, A.A. Алдашева и др.) пишут о воспитании личности с экологическим сознанием, рассматривая в качестве цели экологического воспитания формирование различных отдельных качеств экологически воспитанной личности, в качестве наиболее важных параметров воспитательного воздействия -«параметры отношения к природе». Другие авторы (Е.Д. Логачев, И.Б. Баранова и др.) особое внимание уделяют формированию экологических мотивов. Третья группа авторов (Н.Ф. Виноградова и др.) предлагает особое внимание уделять поведенческому компоненту деятельности обучающихся, считая главной задачей подготовку их к правильному взаимодействию с природой.

Не всегда теоретически подготовленные лица, владеющие экологическими знаниями, обладают навыками конструктивного поведения в экологически значимых ситуациях. Отчетливо проступает разрыв между требованиями к экологически образованной личности и содержанием, формой обучения.

Актуальным становится поиск комплексных форм педагогической работы по экологическому воспитанию и внедрение их в учебный процесс.

Особое внимание привлекает комплексная систематизированная технология Г.Е. Залесского [3, 4]. Его ценностно-нормативную методику (ЦНМ) можно отнести к особой группе, которая по своей сути направлена не на конкретный процесс экологического воспитания. Она имеет универсальный характер и может быть положена в основу построения методик для различных процессов воспитания, в том числе и методик по экологическому воспитанию.

Отличие ЦНМ от других методик демонстрирует принципы, сформулированные в рамках «Метода вовлечения испытуемых в жизненные ситуации путем систематического изменения условий одной и той же задачи». В соответствии с ними основным видом заданий служит, во-первых, использование задач на ценностно-смысловую ориентировку в экологически значимых ситуациях (задачи на «экологический смысл»). Последние, в отличие

от познавательных задач, содержат проблемную ситуацию особого рода -ценностную проблемную ситуацию, включающую конфликт между усваиваемым обучающимися содержанием экологических требований, норм и ценностей, с одной стороны, и «житейским» подходом к проблемам сохранения окружающей среды - с другой. Для их выполнения требуется:

1. Выбрать систему ценностей (норм, правил, принципов), с помощью которых ими будут оцениваться ситуации (личная и общественная значимость), выбрать мотивы, цели, поступки.

2. Согласно принципу вовлечения в жизненные ситуации (путем изменения условий одной и той же задачи) требуется решить систему задач. Это достигается путем использования метода логической «развертки» ситуаций, в нашем случае экологически значимых ситуаций. Каждая из последующих задач включает ситуацию, являющуюся логическим развитием ситуации, проводимой в условии предыдущей задачи. Так, например, если условие первой задачи содержало информацию о событии (поступке), то в условии последующих задач идет речь о различном отношении к нему.

Необходимо отметить, что сам процесс выработки личностью готовности к конструктивному поведению в экологически значимой ситуации опирается на единство наличия знаний и умений применять их в практической деятельности и личной убежденности в такой необходимости. Это может обеспечить использование ЦНМ, имеющей корректирующий, терапевтический и формирующий эффекты. В отличие от вышеописанных трех типов методик, ЦНМ может быть направлена не просто на формирование какого-либо компонента деятельности личности, ее отношения к природе, например любви к природе, а на воспитание готовности личности к конструктивному поведению в экологически значимых ситуациях.

ЦНМ является многофункциональной методикой. Диагностика - это лишь одна из ее функций. Об универсальности свидетельствует то, что уже в самом процессе диагностики мы наблюдаем ее формирующий эффект. При организации учебного процесса доказана практическая направленность ее на формирование необходимого уровня взаимодействия приобретаемых знаний и придаваемого им характера личностного смысла [5].

Актуальным представляется применение ЦНМ с целью усиления воспитывающей функции обучения за счет единства формирования экологических знаний и умений оценивать экологически значимые ситуации и выбирать их способы поведения. Особая роль при этом принадлежит этапу решения обучающимися задач, включающих «сбивающие» факторы. Задачи строятся по принципу «развертки», с систематически изменяющимися условиями. Становится необходимым разработать основы создания системы задач дифференцированной направленности, включающей не только диагностические, но и формирующие задачи для использования в процессе экологического воспита-

ния. Возможности и широта спектра использования указанных задач диагностирующей и формирующей функций, как и возможности самой ЦНМ, не исчерпаны. Она может быть использована и в корректирующей функции. Таким образом, ЦНМ может рассматриваться как инвариантная основа для построения разноуровневых обучающих программ комплексного характера с использованием уже существующих программ, методов экологического воспитания: личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская и др.), принципов опережающего формирования образа природы как «Друга», а не «Врага» (А.А. Алдашева); опросников по выявлению самооценки личностью своей экологической воспитанности (О. Кнутсен и др.).

В последние годы все чаще появляются учебники в электронном виде в сети Интернет. По инициативе ЮНЕСКО и ЮНЕП был проведен ряд международных конференций, посвященных проблемам просвещения в области окружающей среды, проводятся конференции по Интернету. В международной сети можно обнаружить огромное количество учебных материалов по экологическим проблемам, что является очень важным в распространении экологических знаний.

Исходя из объективных тенденций модернизации современного высшего образования, ближайших его перспектив, касающихся перехода на компетен-тостно-ориентированную модель, очевидно, что методические подходы и технологические приемы должны быть направлены на усвоение обучающимися видов деятельности, с помощью которых в будущей профессиональной практике можно будет быстро перестраиваться, адаптироваться к новым условиям, учитывать интересы будущих поколений, «мыслить экосистемно» [6].

Процесс воспитания готовности студентов к конструктивному поведению в экологически значимых ситуациях должен быть направлен на формирование ценностных ориентации и норм поведения в области культурного природопользования и умение применять полученные знания в значимых ситуациях.

Список литературы:

1. Безопасность Евразии: Энциклопедический словарь-ежегодник. Приложение к журналу «Книга и бизнес». - М., 2003. - 540 с.

2. Чепурных Е.Е. Проблема воспитания в системе образования на пороге XXI века // Проблемы реализации личностно-ориентированного подхода в образовании: Материалы науч.-практ. конференции. - М., 2000. - С. 101.

3. Залесский Г.Е., Редькина Е.Б. Психодиагностика убеждений и ори-ентаций личности: учеб. пособие. - М., МГУ, 1996.

4. Залесский Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения // Вестник МГУ Сер.14. Психология. - 1998. - № 2. - С. 58-67.

5. Анисимов В.П. Влияние характера эстетической ориентировки в произведениях искусства на формирование нравственных взглядов уча -щихся: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1994.

6. Гришаева Ю.М. Гуманитарные технологии и перспективы модернизации экологического образования в вузе // «Alma Mater» (Вестник высшей школы). - 2011. - № 3. - С. 86-87.

ТРАДИЦИИ АКТЕРСКОЙ ИГРЫ В ОПЕРЕТТАХ ГИЛБЕРТА И САЛЛИВАНА

© Монд О.-Л *

Отделение музыкального театра Нью-Йоркской Киноакадемии, Соединенные Штаты Америки, г. Нью-Йорк

В статье рассматриваются характерные особенности актерской игры в опереттах Гилберта и Салливана; анализируется ее зависимость от викторианской культуры. Также приводятся данные о значении оперетт Гилберта и Салливана для развития музыкального театра.

Несмотря на то, что оперетты Гилберта и Салливана имеют много общего с опереттами, созданными в то же самое время в Европе, мы рассмотрим их отдельно. Уильям Швенк Гилберт (автор либретто) и Артур Салливан (музыка) были очень влиятельными людьми в англоговорящем музыкальном театре. Тонкое остроумие и замечательное чувство пародии, которыми обладал этот творческий дуэт, продолжают вызывать отклик и у современных зрителей. Исключительное умение создать абсурд посредством большого художественного мастерства родили самый забавный, самый очаровательный и мелодичный музыкальный театр из когда-либо существовавших. Гилберт и Салливан работали вместе с продюсером Ричардом Д'Ойли Карта в Савой-Театре, в Лондоне. Поэтому их работы часто называют «савойскими операми». Гилберт придумал в английском языке словечко «Topsy-Turvy», что означает «шиворот-навыворот»; именно оно лучше всего передает его творческое кредо: выворачивать ситуацию наизнанку, придумывая логически ожидаемый социальный отклик путем доведения его до нелогично абсурдной крайности. Это приводило к созданию характеров, которые смехотворно воплощали противостоящие ценности. Так, например, члены парламента, переодетые в пиратов, отказываются убивать, адмиралы ничего не знают о настоящих военно-морских операциях, осужденных назначают королевскими палачами, и так далее. Один современный критик утверждал, что Гилберт имел «проникающее видение безумства, заключенного в здравомыслии» [1, с. 122]. Задачей Гилберта как высокоталантливого сценариста было создать пьесу с захватывающим, хорошо закрученным сюжетом и показать в ней все классы общества, все типы разнообразных персонажей и их конфликтов. Поскольку сатирическому осмеянию можно

* Педагог-практикант, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.