Социология и социальная работа 14 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2011, № 2 (22), с. 14-18
УДК 316
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПРЕСТИЖА РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ
© 2011 г. Э.М. Бокова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 30.03.2011
Рассмотрены особенности социальных программ промышленных предприятий. Затронут вопрос непрестижности рабочих профессий среди молодежи. Описаны меры по решению проблемы дисбаланса на рынке труда у различных субъектов РФ.
Ключевые слова: социальная ответственность, рынок труда, социально-трудовые отношения, молодежная политика, социальные программы предприятий, «рабочие профессии».
Проблема подготовки кадров, невостребо-ванности выпускников вузов, дисбаланса спроса и предложения на рынке труда уже несколько лет превалирует в публикациях российской прессы и в научных изданиях.
Для современного рынка труда характерно увеличение разрыва между притязаниями выпускников и возможностями их удовлетворения. Неполное использование трудового потенциала молодежи - негативное явление, поскольку замедляет процесс обновления рабочей силы и ротации кадров. Данная проблема отличается особой остротой на промышленных предприятий.
По данным, предоставленным в Управлении государственной службы занятости по Кировской области, традиционно избыточным является предложение бухгалтеров, юристов, менеджеров, в то же время в структуре вакансий, заявленных в областную службу занятости в 2010 году, рабочие специальности составляли более 70%. Отметим, что данная тенденция прослеживается и в других субъектах РФ.
Дефицит кадров, все острее ощущаемый российскими промышленными предприятиями, заставляет искать новые подходы к работе с персоналом. Сегодня многие компании готовы создавать дополнительные условия для своих сотрудников - лишь бы те приходили и трудились подольше.
В ходе исследования были проанализированы данные, полученные в результате интервьюирования пресс-секретарей промышленных предприятий Кировской области, а также мониторинга корпоративных изданий и публикуемых в средствах массовой информации пресс-релизов компаний.
Отметим, что отрасль представлена предприятиями химической, авиационной, электротехнической, станкостроительной промышленности, предприятиями подъемно-транспортного и железнодорожного машиностроения. Автором более подробно была проанализирована деятельность нескольких социально активных субъектов промышленного сектора экономики региона ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ», «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината» (входит в структуру ОАО «УРАЛХИМ») и ОАО «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек».
Анализ результатов исследования позволил определить ряд особенностей, присущих социально-трудовым отношениям промышленных предприятий Кировской области.
Крупнейшие предприятия региона продолжили традиции предшествующей многолетней работы. В частности, при предприятиях по-прежнему действуют профсоюзные организации, советы молодежи и ветеранские организации.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, машиностроительные заводы реализуют социальные программы, обеспечивающие с одной стороны, оптимальный баланс и реализацию основных интересов молодых работников и работодателей, с другой стороны, способствующие социально-экономическому развитию предприятий. Наличие, реализация, а также влияние социальной составляющей политики предприятий позволили сохранить высококвалифицированный штат сотрудников и привлечь новых перспективных рабочих и специалистов.
Опыт внедрения молодежных социальных программ на предприятиях был неоднократно отмечен на различных специализированных смотрах и конкурсах. В частности, на Всероссийском образовательном форуме «Селигер-2010» презентация корпоративной программы по работе с молодежью ОАО «ЛЕПСЕ» заняла второе место в рейтинге, уступив филиалу ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» в Комсомольске-на-Амуре.
Опыт электромашиностроительного завода «ЛЕПСЕ», одного из крупнейших предприятий по производству авиационного электрооборудования в России, является показательным. Завод ежегодно принимает как на стажировку, так и на постоянную занятость молодых специалистов и рабочих - выпускников региональных вузов и профессиональных училищ. Отметим, что на ОАО «ЛЕПСЕ» в возрасте до 35 лет трудится 1446 человек, из них 127 руководителей и 282 специалиста. Основная масса молодых сотрудников - это инженерно-технические кадры, от которых во многом зависит конкуренто-спосбность и будущее развитие предприятия.
На заводе в течение 10 лет активно действует совет молодежи. Организация имеет свой годовой бюджет свыше 900 тысяч рублей, а молодые специалисты пользуются дополнительными льготами (подъемные, материальная помощь при рождении ребенка, дополнительные выплаты до 25 тыс. рублей).
Опыт ОАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината» («ЗМУ КЧХК»), одного из крупнейших в России и Европе производителей полимеров и удобрений, является для многих коммерческих компаний образцом социальной активности.
Особенность проявления повышенной социальной ответственности напрямую связана с экономической деятельностью компании. «ЗМУ КЧХК» является градообразующим предприятием. Кроме того, производственная деятельность компании сопряжена с экологическими рисками, поэтому социальная ответственность завода связана не только с внутрикорпоративной ответственностью. Придерживаясь мировых стандартов ведения бизнеса, компания поддерживает различные социально направленные проекты и программы.
На предприятии действует коллективный договор, являющийся одним из важнейших атрибутов формирования современных трудовых взаимоотношений между работодателем и работниками. Помимо положений об условиях труда коллективный договор предусматривает социальные льготы и меры материальной под-
держки работников: выплату единовременной материальной помощи, компенсаций, предоставление дополнительных дней отпуска.
Забота о подрастающем поколении - одна из важнейших частей политики корпоративной социальной ответственности холдинга. Программы поддержки детей и молодежи, действующие на предприятиях компании, имеют несколько направлений:
1. образовательное;
2. досуговое: организация летнего отдыха детей в загородных оздоровительных лагерях и санаториях, экскурсионные поездки, праздничные детские мероприятия, поддержание команды КВН;
3. оказание медицинских услуг;
4. меры стимулирования и социальной поддержки: выплата единовременных компенсаций военнослужащим срочной службы, возвратившимся на предприятия, поддержка молодежной организации, поощрение активной молодежи по итогам года, проведение конкурсов профессионального мастерства среди молодых работников, выплаты материальной помощи многодетным семьям и детям-инвалидам.
В июне 2010 года силами ЗМУ была открыта новая ясельная группа для детей работников предприятия. В течение 2-3 квартала 2011 года завод получит часть квартир в новом доме, строительство которого велось с долевым участием ЗМУ. Руководство предприятия рассматривает вариант сдачи нового жилья в социальный наем за счет средств предприятия, а также возможность продажи его работникам завода по себестоимости. Отметим, что в прошлом году на завод было принято 64 человека в возрасте до 35 лет.
24 года при предприятии действует ветеранская организация. Пенсионеры помогают друг другу, навещают ветеранов Великой отечественной войны, проводят вместе досуг, посещают театры, ездят на экскурсии. Ежегодно на ветеранскую организацию компания затрачивает около 10 миллионов рублей. Помощь ветеранской организации осуществляется через специально созданный благотворительный фонд «Содействие», который помогает оплачивать ремонт квартир, зубопротезирование, путевки в санаторий-профилакторий и экскурсии.
Отметим, что ОАО «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ»» получила звание «Привлекательный работодатель - 2010». Этот престижный статус ежегодно присваивается наиболее желанным компаниям с точки зрения соискателя по итогам исследования портала Superjob.ru. В 2010 году в исследовании приня-
ли участие 290 000 компаний - клиентов портала. Это самый многочисленный состав участников за всю историю проведения исследований.
Кадровая политика ОАО «ВМП АВИТЕК» также направлена на развитие и укрепление квалифицированного коллектива. Для решения этой задачи предприятие разработало ряд следующих мер. Например, с целью закрепления кадров и решения социальных вопросов работникам остродефицитных профессий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по решению руководства выделяется беспроцентная ссуда на приобретение жилья с рассрочкой платежа до 10 лет.
Станочникам 5-6 разряда в возрасте до 50 лет (токарям, фрезеровщикам, шлифовщикам и наладчикам станков с ПУ) в цехах основного производства после 6 месяцев работы на предприятии выплачиваются подъемные средства с заключением договора от 3 до 5 лет.
Молодым специалистам, избравшим предприятие первым местом работы после окончания обучения на дневном отделении высшего или среднего профессионального учебного заведения, также выплачиваются подъемные средства при трудоустройстве по дефицитным для предприятия специальностям. Установлены также персональные надбавки к окладу в первый и второй годы работы.
Работникам предприятия, призванным на действительную военную службу в ряды российской армиии, вернувшимся на рабочие места в течение трех месяцев после демобилизации, выплачивается единовременное вознаграждение в размере троекратной минимальной оплаты труда за каждый год службы в армии. Работникам с профессией станочника, токаря, фрезеровщика, отслужившим в рядах российской армии, единовременное вознаграждение составляет 10 минимальных оплат труда за каждый год службы.
На предприятии также создан Совет молодых специалистов, благодаря которому молодые работники вовлечены в разнообразную деятельность:
1. ежегодно проводятся туристические слеты, спартакиады и праздничные вечера;
2. на предприятии создана команда КВН;
3. в музее завода проходят творческие конкурсы и выставки по различной тематике, где проявляются таланты молодых рабочих;
4. на предприятии сформированы спортивные команды по различным видам спорта, а для состязаний предоставляются спортивные залы за счет предприятия.
Подобные мероприятия проводятся на многих крупных предприятиях, однако степень за-
интересованности руководства и финансирования указанных проектов различна.
Подводя итоги по рассмотренным выше программам, можно отметить комплексный подход к социальной защите персонала и высокий уровень вовлеченности компаний в решение вопросов социально-экономического развития территории. Указанные экономические показатели и направления деятельности позволяют предприятиям региона являться не только крупнейшими налогоплательщиками области, но и привлекательными для населения работодателями. В целях пропаганды престижа рабочей профессии важно использовать эффективные наработки компаний и внедрять их на других промышленных предприятиях.
Однако реализация внутрикорпоративных социальных программ и участие в благотворительных и социальных мероприятиях, по нашему мнению, недостаточна для повышения имиджа рабочей профессии в первую очередь среди подрастающего поколения. В решении данного вопроса необходимо использовать разнообразные способы.
В первую очередь, это различные каналы коммуникации, позволяющие информировать молодежь о преимуществах рабочих специальностей, так как сложившиеся в обществе стереотипы пока не позволяют переломить ситуацию на рынке труда, и данные профессии оказываются по-прежнему невостребованными.
Если вернуться к советскому прошлому, многие популярные советские фильмы так или иначе проводили государственную политику -«культ рабочей профессии». Мелодрама «Весна на Заречной улице», вышедшая на экраны в 1956 г., не была посвящена пропаганде рабочих, но главным героем, конечно, по традиции был простой парень - лучший сталевар завода. Песня из кинофильма «Высота» («Не кочегары мы, не плотники...») известна и нынешним поколениям. Она стал популярна так же, как и сама киноповесть о людях рисковой профессии -верхолазах-монтажниках. Или, например, история жизни большой рабочей семьи Журбиных от деда до правнука, их радостях, заботах и проблемах, рассказанная в фильме «Большая семья». Герои современных фильмов совсем другие - успешные предприниматели, бандиты, вампиры и иные фантастические образы. Естественно, что поколение супергероев в новых фильмах подают подросткам другие примеры.
Повсеместная компьютеризация и активное посещение социальных сетей молодыми людьми требует работы и в этой сфере. Возможности интернетпространства весьма разнообразны и
экономически являются наиболее приемлемыми как для общественных организаций, органов власти, так и для коммерческих компаний.
К сожалению, в современных средствах массовой информации незаслуженно мало внимания уделяется популяризации рабочих специальностей и проблемам развития важнейших отраслей народного хозяйства.
Необходимо повысить интерес к данной теме средств массовой информации. Такой опыт есть в разных субъектах. Например, в целях популяризации рабочих профессий, востребованных в отраслях экономики, в Калужской области в 2010 г. был проведен конкурс среди СМИ, активно освещающих данную тему [1].
Отсутствие единой государственной политики в рассматриваемом вопросе предоставляет определенную самостоятельность регионам нашей страны.
Так, указом губернатора Свердловской области в 2008 г. были учреждены стипендии «За успехи в освоении рабочей профессии». За три прошедших года значок губернаторского стипендиата и банковскую карточку с достойной суммой получило около трёх сотен учащихся техникумов, лицеев и колледжей. Присвоение награды зависит от полученных оценок, успехов на производстве, в творческой и научной деятельности.
Попасть в число стипендиантов довольно сложно: в Свердловской области сегодня действует ровно сто образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования. Надо сказать, что в последние годы в Свердловской области наблюдается некоторое сокращение количества желающих пойти учиться в техникумы и колледжи. В 2006 году, например, система начального и среднего образования выпустила более 19 тысяч специалистов, а в 2009 году эта цифра уменьшилась на тысячу. Данное снижение, как считают эксперты, связано с двумя причинами: во-первых, сокращается общее количество выпускников школ, а во-вторых, снижается престиж рабочих профессий [2].
Еще один пример - открытый форум работающей молодёжи «Золотые кадры XXI века», проводимый ежегодно в Кировской области. По предложениям молодёжных организаций, органов исполнительной власти области определяется тематика мероприятия. Организаторами форума являются Правительство Кировской области, управление по делам молодёжи Кировской области, некоммерческая организация объединение работодателей Кировской области «Совет хозяйственных руководителей», Вятская
торгово-промышленная палата и Ассоциация работающей молодёжи Кировской области. Мероприятия проводится с целью обсуждения и принятие решений по вопросам социальной защиты и поддержки работающей молодёжи, обмена опытом работы в сфере реализации молодёжной политики на предприятиях как механизма развития и социальной защиты работающей молодёжи, решения корпоративных задач. Ежегодно в форуме принимают участие делегации молодёжи предприятий и организаций Приволжского федерального округа в количестве 6-10 человек.
Проект «Золотые руки», реализованный в Самаре в 2009 г., также был нацелен на создание эффективной коммуникативной инфраструктуры между школами, колледжами, вузами и предприятиями. Главное направление работы - создание нового образа рабочего как успешного человека, имеющего стабильную и высокую заработную плату, и разрушение стереотипа о низкой заработной плате технических специалистов. В течение 7-ми месяцев социальные педагоги проводили лекции в школах, а тренеры формировали среди учеников новый образ технических профессий [3].
В республике Татарстан в 2011 г. начинается широкомасштабная кампания, посвященная популяризации рабочих и инженерных специальностей. В рамках разработанной программы планируется организовать масштабную профориентацию молодежи. Планируется возродить опыт учебно-производственных комбинатов (УПК), проведения школьных часов профориентаций. Кроме того, будут сняты художественные и документальные фильмы, социальные видеоролики, пропагандирующие рабочие специальности, профессию инженера, рекламные ролики крупных промышленных предприятий республики. Новую направленность получат ярмарки вакансий, где упор будет сделан на рекламу условий труда, социальных пакетов [4].
Демографический провал и убыль населения - это объективный фактор, который в случае отсутствия эффективных мер приведет к тому, что некому будет «стоять за станками».
Сегодня озабоченность подготовкой квалифицированных кадров все активнее звучит на самых высоких уровнях власти. И все отчетливее приходит понимание того, что решение этой проблемы невозможно без изменения государственной политики в области трудовых ресурсов. Помочь в решении этой проблемы может и бизнес-сообщество, которое в первую очередь заинтересовано в наполнении своих предприятий квалифицированными кадрами.
Совместная работа в этом случае может строиться по нескольким направлениям: разработка и внедрение привлекательных ипотечных программ для молодых рабочих, формирование более полного социального пакета, продолжение проведения федеральных и региональных конкурсов «лучших по профессии», пропаганда трудовых династий, активная профориентационная работа в школах как с детьми, так и с родителями. Необходимо переломить ситуацию и отказаться от выбора вуза и специальности, по которой студент никогда не будет работать, но потратит несколько лет учебы. Кроме того, бизнес-сообщество должно формулировать профессиональный заказ на будущих специалистов, а учебные заведения должны его учитывать в своей работе.
Обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами, которые интересны рынку, востребованы работодателями и подготовлены для участия в модернизации экономики - задача государственной важности.
Список литературы
1. Портал органов власти Калужской области [Обращение к документу: 20 февраля 2011]. Доступ через http://www.admoblkaluga.ru.
2. Официальный сайт Правительства Свердловской области [Обращение к документу: 20 февраля 2011]. Доступ через http://www.midural.ru.
3. Городской портал Самара 24 [Обращение к документу: 20 февраля 2011]. Доступ через http://rabota. samara24.ru.
4. Известия [Обращение к документу: 20 февраля 2011]. Доступ через http://www.izvestia.ru.
SALE OF SOCIAL PROGRAMS IN INDUSTRIAL ENTERPRISES AS A FORM OF INCREASING WORKING PROFESSIONAL PRESTIGE
E.M. Bokova
Different social programs features of industrial enterprises are deseribed in the article. The question of prestige of working professions among young people is also under discussion. A lot of measures to address to stabilize imbalances in the labor market in various Russian regions are suggested.
Keywords: social responsibility, labor market, social and labor relations, youth policy, social program, «working skills».