eskogo obrazovaniya v Novgorodskoj oblasti. Velikij Novgorod: NovGU im. YAroslava Mudrogo, 2020. P. 709-716.
9. Pinchuk A. N. Obrazovatel'nye praktiki v konceptual'nom pole sociologii (stat'ya) // Znanie. Ponimanie. Umenie, 2016, № 4. P. 321-331.
10. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31.05.2021 № 286 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya». URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/.
11. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31.05.2021 № 287 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo
obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya». URL: https://docs.cntd.ru/document/607175848.
12. Rzheshevskaya A. A. O polimodal'nosti i perspektive v diskurse (stat'ya). zh-l «Vestnik MGLU. Gumanitarnye nauki». 2019. Vyp. 7 (823). P. 43-51.
13. Sharipova D. Ya/., Ataeva M. Dzh. Ponyatie «variativnoe obrazo-vanie» kak pedagogicheskaya problema // Vestnik pedagogich-eskogo universiteta, 2018, № 3(75). P. 11-19.
14. Eshbi U. R. Vvedenie v kibernetiku. M., 1959.
15. Kress G. What is mode? // Handbook of multimodal analysis / Ed. C. Jewitt. L.: Routledge, 2009. P. 54-66.
УДК/UDC 316.334.3-057.87:004.9(571.17) DOI10.54509/22203036_2023_2_29 EDN HSLEWL
Мартынова Татьяна Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Зеленин Алексей Анатольевич
доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Яницкий Михаил Сергеевич
доктор психологических наук, профессор, директор социально-психологического института, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Martynova Tatyana N.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Sociological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo
Zelenin Alexey A.
Ph. D, Professor, Head of the Department of Russian History, Kemerovo State University, Kemerovo
Yanitskiy Mikhail S.
Ph. D, Professor, Director of Social and Psychological Institute, Kemerovo State University, Kemerovo
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
IMPLEMENTATION OF SOCIAL POLICY FOR THE STUDENT YOUTH SUPPORT IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE SOCIETY: REGIONAL ASPECT
Введение. Статья посвящена вопросам реализации социальной политики по поддержке учащейся молодежи на региональном уровне. Обосновывается важность социальной политики в условиях цифровизации общества, представлен региональный опыт поддержки учащейся молодежи.
Методология. В статье дается теоретико-методологическое обоснование важности государственной социальной политики, необходимость реализации поддержки учащейся молодежи на региональном уровне с учетом современных условий цифровизации обще-
ства. В фокусе исследовательского интереса авторов находится анализ современных форматов применения цифровых технологий в сфере образования, практик поддержки учащейся молодежи в регионе.
Результаты. На основе комплексного изучения источников по проблеме исследования представлен анализ реализации социальной политики в контексте поддержки учащейся молодежи на федеральном и региональном уровнях. Рассмотрены предпосылки цифровизации сферы образования и применения цифровых технологий, представлены опыт и современные форматы
поддержки учащейся молодежи в регионе. Отмечается, что реализация современной социальной политики на региональном уровне, несмотря на очевидные успехи в обеспечении мер поддержки учащейся молодежи, нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Заключение. В России использование цифровых инноваций становится элементом модернизации социальной политики на федеральном и региональном уровнях, расширяет перспективы цифровизации поддержки учащейся молодежи как представителей молодого поколения. Цифровые инновации в сфере социальной политики становятся источником расширения прав, социальных и профессиональных возможностей учащейся молодежи.
Introduction. The article is devoted to the implementation of social policy to support student youth at the regional level. The importance of social policy in the context of the digitalization of society is substantiated, and regional experience in supporting student youth is presented.
Methods. The article provides a theoretical and methodological justification for the importance of state social policy, the need to support student youth at the regional level, taking into account the current conditions of digitalization of the society. The focus of the research interest of the authors is the analysis of modern formats for the use of digital technologies in the field of education, practices of supporting student youth in the region.
Results. Based on a comprehensive study of sources on the research problem, an analysis of the implementation of social policy in the context of supporting student youth at the federal and regional levels is presented. The prerequisites for the digitalization of the education sector and the use of digital technologies are considered, the experience and modern formats of supporting young students in the region are presented. It is noted that the implementation of modern social policy at the regional level, despite the obvious success in providing measures to support student youth, needs to be improved in future.
Conclusions. In Russia, the use of digital innovations is becoming an element of the modernization of social policy at the federal and regional levels, expanding the prospects for digitalization of support for students as representatives of the younger generation. Digital innovations in the field of social policy are becoming a source of empowerment, social and professional opportunities for young students.
Ключевые слова: социальная политика, учащаяся молодежь, поддержка, цифровизация образования.
Keywords: social policy, student youth, support, digitalization of education.
Введение
Современную российскую действительность первой четверти XXI века можно охарактеризовать как сложный период социально-политических и социально-экономических преобразований. Происходящие в российском обществе социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации усложнили социальное положение многих групп населения, в том числе учащейся молодежи. В связи с этим возрос научный интерес к изучению роли государственной социальной политики и ее реализации в контексте решения социальных проблем всего населения и оказания поддержки со стороны государства наиболее социально незащищенным группам населения.
Социальная политика, как составная часть деятельности государства, воплощается в социальных программах и практике регулирования отношений в интересах основных социальных групп населения. Ее реализация дает возможность решения социальных проблем всего населения страны с акцентом на наименее социально защищенные категории. Российская молодежь, численность которой составляет в настоящее время около 40 миллионов молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет, признается одной из наименее социально защищенных категорий населения [3].
Одной из форм реализации социальной политики государства является поддержка молодежи (например, учащейся молодежи, молодых семей, детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и т.д.) наряду с социальной помощью и социальной защитой всего населения.
Учащаяся молодежь является одним из важных объектов государственной социальной политики Российской Федерации и относится к особой группе населения, выделяемой на основе совокупности социально-демографических характеристик. Эта группа молодежи занимает особое положение в социальной структуре российского общества.
В силу своего социального статуса и наличия ряда специфических проблем представители этой группы нуждаются в особой поддержке со стороны государства. Поддержка заключается в оказании содействия в обеспечении нормальной жизнедеятельности, сохранении и усилении жизнеспособности человека на определенном этапе жизни. Поддержка учащейся молодежи является неотъемлемой частью и одним из элементов социальной политики российского государства.
Реализация социальной политики в условиях цифровизации общества характеризуется возрастанием значимости цифрового пространства, стремлением молодого поколения увеличить свое присут-
ствие в нем. Представители учащейся молодежи все больше идентифицируют себя с цифровыми коммуникациями, демонстрируя свою политическую, нравственную и профессиональную культуру в Интернете. Учащаяся молодежь, по сравнению с другими возрастными и социальными группами населения, более всего готова к потреблению контента в цифровом пространстве. Социальная политика по поддержке учащейся молодежи находит свою реализацию в различных формах и форматах (например, цифровизация образования и развитие цифровой инфраструктуры образования), с использованием различных цифровых технологий и практик, которые оказывают и будут оказывать значительное влияние на все уровни образования -общего, профессионального, дополнительного, профессионального обучения.
Особую актуальность имеет анализ социального положения учащейся молодежи в конкретных регионах, что необходимо для разработки основных направлений социальной политики в регионе, уточнения общих тенденций и форм поддержки этой группы молодежи в современных условиях цифровизации общества.
Методология
Общая методология настоящего исследования основывается на сложившемся в социальных науках понимании политики не только как politics, т.е. деятельности, связанной с управлением государством или его регионами, но и как policy, т.е. как стратегии целенаправленных действий, направленных на решение конкретных социальных задач.
В настоящее время большинство исследований социальной политики имеет, как правило, не только теоретический, но и эмпирический характер, и связано с изучением механизмов выработки и реализации социальной политики на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном), а также воздействия социальной политики на определенную сферу общества, институты, социальные группы населения, их уровень и условия жизни.
Отечественные исследователи подчеркивают, что современная модель социальной политики должна отвечать требованиям устойчивого развития российского общества, что предполагает комплексное, инте-гративное видение социальной политики и проблем ее реализации на региональном уровне.
С позиций социологического и психологического подходов выделены характеристики и наиболее острые проблемы учащейся молодежи, от учета и решения которых зависит реализация социальной политики в регионе (Кемеровской области - Кузбассе).
В современный период особую актуальность и социальную значимость приобретают анализ вопросов и проблем реализации социальной политики в контексте оказания различных форм поддержки учащейся молодежи, обобщение регионального опыта использования разнообразных форматов и практик поддержки в условиях цифровизации образовательной среды.
Результаты
Обзор отечественных и зарубежных научных исследований, связанных с тематикой нашей работы, позволил выделить несколько направлений изучения социальной политики, ее реализации, состояния и перспектив цифровизации таких социальных сфер российского общества, как образование, социальная защита и поддержка населения.
Понятие социальной политики относится к числу тех категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах современного государства. Определение сущности понятия «социальная политика» служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.
Процессы формирования и реализации государственной социальной политики в России и ее регионах детально характеризуются М. А. Власовым, В. В. Волошиным, С. И. Григорьевым, Л. Г. Гусляковой, И. М. Лавриненко, Е. А. Морозовой, С. Н. Смирновым и др. Взаимосвязь социальной политики с молодежной и семейной политикой российского государства раскрывается, в частности, О. В. Животовской, А. А. Зелениным, Г. И. Климантовой, М. М. Федяниным.
Политический анализ российского и зарубежного опыта показывает, что социальная политика является составляющей государственной политики [1]. Социальная политика непосредственно связана с политической сферой общества, так как она зависит не только от состояния экономики, но и от политики государства как субъекта ее проведения. Одной из главных целей социальной политики является поддержание определенных социальных слоев населения или групп.
Результативность социальной политики государства во многом зависит от государственной поддержки тех категорий граждан, которые временно оказались в трудной жизненной ситуации, тяжелом экономическом положении (учащаяся молодежь; частично или полностью безработные; семьи, воспитывающие детей и др.). Под государственной социальной поддержкой понимают систему мер и мероприятий, проводимых органами социальной защиты в рамках социальной
политики, направленных на предоставление наиболее социально незащищенным гражданам помощи путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, правозащиты и введения иных льгот. Система социальной поддержки призвана обеспечить равный доступ к выплатам и льготам, тем самым исключив дискриминацию и социальное неравенство граждан.
В прикладном контексте социальная политика в отношении молодежи представляет собой систему конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения в возрасте 14-30 лет.
Характеристика российской молодежи, включая школьников и студентов, анализ молодежной проблематики (социально-психологической, социально-культурной, социально-профессиональной) даются в трудах В. Р. Вишневского, С. И. Голода, А. А. Зеленина, А. Измайловой, С. Н. Иконниковой, В. А. Лукова и др. Вопросы и проблемы, связанные с жизненным и профессиональным самоопределением, их жизненными ориен-тациями, конструированием идентичности, формированием ценностных ориентаций и их динамика рассматриваются в работах Т. Н. Мартыновой, В. А. Передерий, Л. Я. Рубиной, А. В. Серого, И. С. Якуниной, М. С. Яниц-кого и др.
Объединение учащейся молодежи в отдельную социально-демографическую группу определяется возрастом, учебной средой, организацией и содержанием учебы, для студентов - характером предстоящей профессиональной деятельности, схожестью социальных проблем и т.д.
Различными отечественными и зарубежными авторами нижняя возрастная граница учащейся молодежи устанавливается между 14 и 16 годами, верхняя - между 25 и 30 годами и даже выше. Это поколение молодых людей, проходящих тот период социализации, на котором усваиваются, а затем воспроизводятся образовательные, профессиональные, культурные и социальные функции (В. Т. Лисовский); формируется система ценностей, проходит становление самосознания (М. С. Яницкий).
Учащаяся молодежь объединяет старших школьников и студенческую молодежь, т.е. тех, кто обучается в образовательных организациях различного типа (общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования и т.д.). В этот возрастной период молодые люди обретают такие значимые для становления и развития личности статусы, как школьник, студент, аспирант и т.д. [6; 14]. Эта многочисленная группа характеризуется стремлением к полу-
чению образования, где главенствующую роль играют знания и информация. Новейшие цифровые технологии и социальные сети стали одним из самых востребованных аспектов повседневной жизни современных молодых людей.
Исследователи, характеризуя учащуюся молодежь, подчеркивают, что представители этой группы молодежи выступают источником и носителем инновационных идей, активными участниками преобразований в общественной жизни [12; 16].
Теоретические и практические вопросы решения проблем молодежи (учебные, социальные, психологические и др.), в том числе студенческой молодежи, активно обсуждаются на протяжении последних десятилетий отечественными исследователями (С. Н. Иконникова, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, Д. П. Пав-ленок, Е. И. Холостова и др.) и зарубежными авторами (Д. Белл, Э. Гидденс, Т. Парсонс, Р. Уайт, Дж. Уин, Э. Эриксон и др.).
Многочисленные исследования, проводимые в разных регионах России, в том числе в Кемеровской области - Кузбассе, позволили выявить комплекс проблем учащейся молодежи и необходимость их учета в формировании и реализации социальной политики как на федеральном, так и региональном уровнях, обеспечения поддержки этой группы молодежи.
Отечественные авторы в своих исследованиях отмечают такие проблемы студенческой молодежи, как вопросы образовательной (не)успешности; социальная незащищенность молодежи в сфере труда, в первую очередь студенческой молодежи; невостребованность молодежи с высшим образованием на рынке труда, трудности с вторичной занятостью, низкие стипендии. Зачастую студенты вуза не имеют самостоятельных материальных источников своего жизнеобеспечения, поскольку не являются производительной частью населения, и не могут в полной мере удовлетворить свои жизненные потребности в качественном питании, медицинском обслуживании, проведении культурного досуга и т.д. [5; 8; 12; 14].
Исследователями анализируются вопросы формирования региональной системы обеспечения поддержки учащейся молодежи, государственной политики содействия занятости молодежи, социальной защиты материнства и детства, государственной политики в отношении несовершеннолетних [2; 7; 8].
Необходимость оказания всесторонней поддержки молодежи всех возрастов и создание системы поддержки по всей стране обсуждалась в 2022 году на государственном уровне - заседании Государственного Совета по вопросу «О реализации молодежной поли-
тики в современных условиях». В частности, на заседании Госсовета глава российского государства отметил, что молодые россияне должны иметь возможность получать качественное разностороннее образование, чтобы впоследствии устроиться на интересную работу; они должны чувствовать заботу государства при рождении детей и при приобретении жилья [3].
На решение этой стратегической задачи направлен Федеральный проект «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России»)», в рамках которого с 2022 по 2024 год предусмотрено создание условий для эффективной самореализации молодежи, повышение охвата молодежными проектами и программами [9].
Современная система поддержки молодежи, в т.ч. учащейся молодежи, представляет собой комплекс организационных мер, реализуемых в образовательной, воспитательной, социальной деятельности любой образовательной организации. Этот комплекс мер направлен на предупреждение проблем обучающихся, минимизацию и компенсацию социальных рисков в их жизни.
Одним из важных трендов современной социальной политики на федеральном и региональном уровнях стала цифровизация образования, социальных услуг и сервисов, внедрение современных цифровых технологий. Цифровизация охватила все сферы жизни современного общества (экономика, промышленность, образование, наука, здравоохранение, сфера социального обслуживания и т.д.), существенным образом отразилась на стиле жизни и социальных отношениях между людьми, способе мышления и поведении, прежде всего представителей молодого поколения. Внедрение современных цифровых технологий делают общение и передачу информации быстрой и относительно безопасной, помогают эффективно и результативно решать повседневные задачи обучения, справляться с решением социальных вопросов [4; 8; 13]. По мнению экспертов Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в перспективе у молодого поколения россиян будет увеличиваться потребность в комфорте при получении услуг и расширении возможностей цифровой инфраструктуры.
В правительственных документах РФ цифровизация общества признана одной из национальных целей развития РФ, что позволит обеспечить ускоренное внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу, в том числе в образование, социальную защиту населения (Указ президента от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).
В отечественной науке проблематику, связанную с перспективами развития цифровых техноло-
гий в социальной сфере (образование, социальная защита и т.д.), системе социальной поддержки молодежи, развивают М. М. Иванова [4], В. А. Калабанов [5], В. А. Овчинников [12], И. П. Удовенко [13] и др., в зарубежной науке - С. С. Берзин, Дж., Сингер, С. Чан [17], Дж. Джойнер [18; 19] и др.
Исследователи отмечают, что, несмотря на циф-ровизацию социальной сферы и растущее использование цифровых технологий при реализации социальной политики, в отечественной научно-исследовательской литературе недостаточно данных о возможностях и эффективности применения этих технологий в поддержке в работе с молодежью, включая учащуюся молодежь.
Начиная с 2019 года в России стали функционировать центры по разработке моделей цифрового университета в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Внедрение этой модели во всех вузах страны обеспечит доступ учащейся молодежи к образовательному контенту, эффективным технологиям обучения, а также цифровым сервисам поддержки [10].
Утвержденная в 2021 году стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Кемеровской области - Кузбасса призвана решить проблемы текущего состояния социальной сферы и обеспечить за ее счет переход к предоставлению социально значимых региональных государственных и муниципальных услуг и сервисов в цифровом виде.
В кузбасском регионе, как и на территории всей России, высокие показатели реализации социальной политики по поддержке учащейся молодежи достигаются за счет реформирования системы поддержки в образовании. Благодаря цифровизации и введению 25 приоритетных суперсервисов, предоставляются комплексные госуслуги, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям. Прототипами суперсервисов являются следующие сервисы на портале «Госуслуги»: «Поступление в ВУЗ онлайн», «Переезд в другой регион», «Рождение ребенка» и др.
Новая система поддержки и предоставления госуслуг всему населению, а также учащейся молодежи, базируется на принципах проактивности, реестровости и экстерриториальности. Принцип экстерриториальности подразумевает оказание государственных услуг для человека независимо от места проживания. Реализация принципа экстерриториальности облегчает учащейся молодежи решение многие жизненных задач, таких как получение услуг по месту нахождения (например,
для студентов из других регионов России); получение справки об инвалидности и выписки из ЕГИССО и т.д.
Кузбасс выступает инициатором разработки и внедрения ряда инновационных проектов. Среди проектов, которые успешно реализуются на территории Кемеровской области, следует отметить проекты «Цифровая образовательная среда»; «Современная школа» национального проекта «Образование»; «Трансформация общего и дополнительного образования» и др. Портал «Социальный навигатор Кузбасса» является примером реализации мер информационной социальной поддержки семей с детьми до 17 лет.
Проект «Цифровая образовательная среда» включает создание и интеграцию электронных образовательных ресурсов, цифровых сервисов для того, чтобы более эффективно организовать образовательный процесс, снизить нагрузку учителей и преподавателей. Разработанную в рамках его реализации региональную платформу «Электронная школа 2.0» используют не только педагоги, но и сами школьники, их родители. Реализация проекта «Цифровая образовательная среда» в Кемеровской области - Кузбассе позволила обеспечить доступность современных цифровых технологий в отдаленных территориях регионах, что расширяет образовательные возможности студенческой молодежи образовательных организаций среднего профессионального образования, или ПОО. За период 2019-2020 гг. ПОО Кемеровской области были оснащены современными комплектами цифрового оборудования (16 техникумов и колледжей), ноутбуками, принтерами и интерактивными досками (24 техникума). Это позволило тысячам школьников и студентов региона занимаются на современной технике [15].
Среди основных задач, решаемых в рамках проекта «Трансформация общего и дополнительного образования», - это обновление системы дополнительного образования, создание и внедрение:
- уникальных образовательных продуктов (детские технопарки «Кванториум»; региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус.Кузбасс»); центров дополнительного образования при организациях высшего и среднего профессионального, общего образования, центры цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста» и др.;
- цифровизация общего и дополнительного образования (центры цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста», кванториумы, «Сириус.Кузбасс», федеральный проект «Цифровая образовательная среда», цифровизация образовательного процесса «Цифровая педагогика», движение WorldSkills Russia) и др. [11; 12].
Лучшими практиками общего и дополнительного образования в Кемеровской области признаются центры дополнительного образования «Точка роста» и «Дом научной коллаборации» как способы развития исследовательских навыков и привлечения к внеурочным занятиям учащейся молодежи.
Примером успешной реализации федерального проекта «Современная школа» в Кемеровской области - Кузбассе является создание и развитие детских технопарков «Кванториум», которые являются современной моделью дополнительного образования школьников и студенческой молодежи [11]. В настоящее время на территории области действуют технопарки «Кванториум-42» (стационарные и мобильные) в г. Кемерове и г. Новокузнецке, а также открываются технопарки «Кванториум» в малых городах и сельской местности. Функционирующие технопарки «Кванто-риум-42» обеспечивают интеграцию общего и дополнительного образования, являются инновационными площадками для обучения и развития детей и молодежи по различным направлениям. В кванториумах созданы максимально комфортные условия для оказания поддержки в выборе перспективной востребованной специальности и развития личностного потенциала несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что значительно повышает шансы этих школьников в последующем успешном обучении в вузах и ПОО.
На базе вузов создаются центры дополнительного образования для школьников «Дома научной коллабо-рации» (ДНК), центры цифрового образования детей «1Т-куб» и т.д. Центры цифрового образования являются инновационной образовательной площадкой, где школьники могут освоить, в частности, востребованные языки программирования, работать с большим массивом данных, создавать виртуальную реальность. Целью реализации проекта «1Т-куб» в регионе является достижение лидирующих позиций на рынке информационных технологий. Такой центр развития 1Т-компетенций для школьников открылся в 2020 году в Новокузнецке.
В настоящее время в Кузбассе разрабатывается еще целый ряд мер поддержки учащейся молодежи, которые планируется внедрить в ближайшем будущем.
Заключение
В современный период развития российского общества для молодых людей, в том числе учащейся молодежи, возрастает социальная значимость поддержки в контексте реализации социальной политики государства.
Эффективность реализации социальной политики по поддержке учащейся молодежи на региональном уровне обеспечивается как благодаря цифровизации российского общества в целом, так и использования цифровых технологий в сфере образования и других социальных сферах. Цифровизация социальной политики на региональном уровне обеспечила появление новых форматов поддержки учащейся молодежи, что позволяет повысить конкурентоспособность кузбасского региона в современных условиях. Учащаяся молодежь, как основной актор коммуникации в цифровом обществе, формирует тенденции применения цифровых технологий в образовании, а также в других областях социальной практики. Формирование у учащейся молодежи цифровых навыков способствует образовательной успешности обучающихся, более результативной социальной и профессиональной адаптации в социуме.
Литература
1. Власов М. А. Социальная политика как составляющая государственной политики: политический анализ российского и зарубежного опыта: дис. ... канд. полит. наук, 23.00.02. Политические институты, процессы и технологии. Сыктывкар, 2015.
2. Жираткова Ж. В. Формирование региональной системы социальной защиты и поддержки студенческой молодежи: дис. ... канд. соц. наук, 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Саранск, 2004. 197 с.
3. Заседание Государственного Совета. 22.12.2022 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/70169.
4. Иванова М. М. Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в социальной работе с молодежью // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. № 4. С. 429-442.
5. Калабанов В. А. Реализация молодежной политики в условиях цифровизации // Современная политическая наука о траекториях развития государства, бизнеса и гражданского общества»: международная научно-практическая (онлайн) конференция, 23 декабря 2020 г., Минск: БГЭУ 2020. С. 296-298.
6. Командышко Е. Ф. Стукалова О. В., Епанешников В. В. Социокультурные аспекты личностного развития учащейся молодежи в современной информационной среде // КПЖ. 2018. № 3 (128).
7. Король И. А., Чуднов И. А. Проблемы реализации комплексного подхода в деле социальной поддержки студенческой молодежи Кемеровской области // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2007. № 1. С. 136-139.
8. Милькова Е. В. Социальные проблемы студенческой молодежи (на примере студентов Кемеровского государственного университета культуры и искусств // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 5.
9. Национальный проект «Образование»: Федеральный проект «Молодежь России». URL: https://edu.gov.ru/national-project/ projects/young/].
10. Научат по-новому. URL: https://rg-ru.turbopages.org/ rg.ru/s/2019/06/05/vuzy-rossii-poluchat-granty-na-razrabotku-modeli-cifrovogo-universiteta.html.
11. О создании сети детских технопарков «Кванториум» на территории Кемеровской области - Кузбасса в 2020-2023 годах : Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 27 июня 2019 года № 379-р. (изм. на 25 декабря 2020 года).
12. Овчинников В. А. Стратегические приоритеты развития системы образования Кузбасса // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38); Система образования региона России: комплексный анализ. М., 2019.
13. Удовенко И. П. Цифровые технологии в сфере социальной защиты: новый формат взаимодействия государства и граждан в условиях пандемии [Электронный ресурс]. URL: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/ tsifrovie-tehnologii-v-sfere-sotsialynoy-zashtiti-noviy-format-vzaimodeystviya-gosudarstva-i-grazhdan-v-usloviyah-pandemii
14. Учащаяся молодежь: от образовательной неуспешности к образовательной успешности: монография / Г Е. Зборовский, П. А. Амбарова, Б. Ю. Берзин, О. С. Виндекер, А. А. Дроздова, А. В. Кульминская, С. В. Кульпин, С. Н. Панкова, Н. В. Шаброва, Е. А. Шуклина, В. А. Архипова. Екатеринбург, 2021. 328 с.
15. Шафранов-Куцев Г. Ф., Ефимова Г. З. Учащаяся и работающая молодежь: трансформационный переход от конкуренто-ориентированности к конкурентоспособности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 5. С. 231-246.
16. Berzin S. C., Singer J., Chan C. Practice innovation through technology in the digital age: A grand challenge for social work. Grand Challenges for Social Work Initiative Working Paper, no. 12, Cleveland, American Academy of Social Work and Social Welfare, 2012. 21 р.
17. Cisco: Digitizing Higher Education to Enhance Experiences and Improve Outcomes. URL: https://www.cisco.com/c/dam/assets/ docs/digitizing-higher-education.pdf.
18. Joiner J. Digital ethics in social work education. Journal of Teaching in Social Work, 2019, vol. 39, pp. 361-373.
References
1. Vlasov M. A. Social policy as a component of state policy: a political analysis of Russian and foreign experience: thesis . cand. polit. Sciences, 23.00.02 Political institutions, processes and technologies. Syktyvkar, 2015.
2. Zhiratkova Zh. V. Formation of a regional system of social protection and support of student youth: thesis ... cand. social Sciences, 22.00.04. Social structure, social institutions and processes. Saransk, 2004, 197 p.
3. Meeting of the State Council. 12/22/2022. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/70169.
4. Ivanova M. M. Problems and prospects for the development of digital technologies in social work with youth. Bulletin of St. Petersburg University. Sociology, 2020, № 4, pp. 429-442.
5. Kalabanov V. A. Implementation of youth policy in the context of digitalization. Modern political science on the development trajectories of the state, business and civil society": international scientific and practical (online) conference. Minsk, BSEU, December 23, 2020, pp. 296-298.
6. Komandyshko E. F., Stukalova O. V., Epaneshnikov V. V. Sociocul-tural aspects of the personal development of student youth in the modern information environment, 2018, No. 3 (128).
7. Korol I. A., Chudnov I. A. Problems of implementation of an integrated approach in the social support of student youth in the Kemerovo region. Bulletin of the Kuzbass State Technical University, 2007, No. 1, pp. 136-139.
8. Milkova E. V. Social problems of student youth (on the example of students of the Kemerovo State University of Culture and Arts. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts, 2008, No. 5.
9. National project "Education". Federal project "Youth of Russia" URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/young/].
10. Teach in a new way. URL: https://rg-ru.turbopages.org/ rg.ru/s/2019/06/05/vuzy-rossii-poluchat-granty-na-razrabotku-modeli-cifrovogo-universiteta.html.
11. On the creation of a network of children's technology parks "Kvantorium" in the Kemerovo region - Kuzbass in 2020-2023. Decree of the Government of the Kemerovo Region - Kuzbass dated June 27, 2019 No 379-r. (as amended on December 25, 2020).
12. Ovchinnikov V. A. Strategic priorities for the development of the education system of Kuzbass. Professional education in Russia and abroad, 2020, No. 2 (38). The education system of the Russian region: a comprehensive analysis. Moscow, 2019.
13. Udovenko I. P. Digital technologies in the field of social protection: a new format for interaction between the state and citizens in a pandemic. URL: https://www.imemo.ru/publications/ relevant-comments/text/tsifrovie-tehnologii-v-sfere-sotsialynoy-zashtiti-noviy-format-vzaimodeystviya-gosudarstva-i-grazhdan-v-usloviyah-pandemii.
14. Young students: from educational failure to educational success: scientific monograph / G. E. Zborovsky, P. A. Ambarova, B. Yu. Berzin, O. S. Vindeker, A. A. Drozdova, A. V. Kulminskaya, S. V. Kulpin, S. N. Pankova, N. V. Shabrova, E. A. Shuklina, V. A. Arhipova / Edited by G. E. Zborovsky. Yekaterinburg: University for Humanities, 2021, 328 p.
15. Shafranov-Kutsev G. F., Efimova G. Z. Student and working youth: transformational transition from competitiveness to competitiveness. Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2018, V. 11, No 5, pp. 231-246. (In English).
16. Berzin S. C., Singer J., Chan C. Practice innovation through technology in the digital age: A grand challenge for social work. Grand Challenges for Social Work Initiative Working Paper, no. 12, Cleveland, American Academy of Social Work and Social Welfare, 2012, 21 p. (In English).
17. Cisco: Digitizing Higher Education to Enhance Experiences and Improve Outcomes. URL: https://www.cisco.com/c/dam/assets/ docs/digitizing-higher-education.pdf. (In English).
18. Joiner J. Digital ethics in social work education. Journal of Teaching in Social Work, 2019, vol. 39, pp. 361-373. (In English).
УДК/UDC 316.334.3-057.87:004.9(571.17) DOI 10.54509/22203036_2023_2_36 EDN DBHNQX
Пилко Ирина Семеновна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационного менеджмента, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, г. Санкт-Петербург
Pilko Irina S.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Information Management, St. Petersburg State Institute of Culture, St. Petersburg
ПОТРЕБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗОВСКИХ БИБЛИОТЕК В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
THE NEED OF UNIVERSITY LIBRARY SPECIALISTS IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
Введение. Актуальность исследования обусловлена принятием профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности», который, уточняя функциональную структуру профессиональной деятельности, предъявляет новые требования к знаниям, умениям и образовательному статусу библиотечных специалистов. Вузовские библиотеки не имеют организационно оформленной системы дополнительного профессионального образования (ДПО), учитывающей специфические особенности их функционирования в условиях цифровой трансформации науки, высшего образования и информационной сферы. Обоснование необходимости и выявление
предпосылок формирования такой системы составляют цель данной статьи.
Методология. Методологической основой оценки сложившейся проблемной ситуации, выявления необходимых организационных и содержательных трансформаций непрерывного библиотечно-информационного образования служит системный подход. В исследовании применен комплекс научных методов: анализ документов и открытых данных - для выявления перспективных направлений развития вузовских библиотек, статистический анализ - для оценки кадровой ситуации в отрасли, анкетирование и сравнительный анализ - для осмысления потребностей специалис-