Научная статья на тему 'Региональная идентичность в стратегировании'

Региональная идентичность в стратегировании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тактика стратегирования / стратегия управления регионом / региональная идентичность / модели стратегических коммуникаций бизнес-сообщества / социальные смыслы / strategizing tactics / regional management strategy / regional identity / business community strategic communication models / social meanings

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Леухова Мария Геннадьевна, Грицкевич Татьяна Игоревна

Статья посвящена анализу понятия региональная идентичность, раскрывающего когнитивные основания политики стратегирования управлением и продвижением Стратегии развития регионов Российской Федерации˗2035, а также особенности формирования смысловых конструкций идентичности в долгосрочной стратегической инициативе Кемеровского государственного университета в формировании стратегии Кузбасса до 2071 г. Авторы проанализировали вызовы системно-функциональных проблем регионального развития, инициированные социально-экономическими изменениями цифровой экономики. Особое внимание в работе уделяется процессам формирования центров инноваций и лидерства. Выявили общие тенденции трансформирования традиционных ценностей социальных смыслов в стратегической активности наращивания конкурентных преимуществ регионов в единой стратегии государства. Теоретико-методологической основой исследования выступили положения теории стратегии В. Л. Квинта и отдельные методологические положения регионального стратегирования, а также положения теории социальной идентичности и миссии региона, заключающиеся в проведении OTSW-анализа как эффективного инструмента мониторинга и обоснования стратегических возможностей, в частности был применен селективный подход OTSW-анализа. В результате мониторинга и анализа были обнаружены стратегические возможности регионального развития модели, основным компонентом которой является система социальных смыслов, определяющих солидарные усилия в достижении поставленных целей и базовые принципы экологии взаимодействия гибких индивидуально ориентированных бизнес-стратегий региональных компаний, общественных движений, молодежи и амбасадоров инвестиционных проектов. Модель регионального развития позволяет выстраивать целостное видение смыслового ориентирования и инкорпорирования роли каждого. Лидерство и устойчивость инновационных стратегий развития региона как уникальной территории социально-экономической организации обуславливают единство когнитивного пространства и региональной идентичности в определении приоритетных социальноэкономических оснований функционирования интегративных структур, инициирующих инновации. Дальнейшее формирование и реализация стратегических приоритетов по этим направлениям обеспечит не только уникальность развития регионов Российской Федерации в долгосрочной перспективе, но и станет базисом мультипликативного импульса социально-экономического развития всего макрорегиона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Леухова Мария Геннадьевна, Грицкевич Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Identity in Strategy

The article features the concept of regional identity in Kuzbass. On the one hand, regional identity is based on the policy of strategizing the management and promotion as part of the Regional Development Strategy through 2035. On the other hand, it reveals various semantic identity structures in the long-term strategic initiative of Kemerovo State as part of The Kuzbass Development Strategy through 2071. The analysis involved the challenges of systemic and functional problems of regional development that appeared as a result of socio-economic changes in the digital economy. It also described the projects of innovation and leadership centers. The authors believe that the traditional values and social meanings transform as a result of the state strategy aimed at increasing the competitive advantages of the regions. The theoretical and methodological basis of the study relied on the fundamental provisions of V.L. Kvint’s theory of strategy, certain methodological provisions of regional strategizing, the theory of social identity, and the mission of the region. The authors performed a selective OTSW analysis as an effective tool for monitoring and substantiating strategic opportunities. They constructed a model of regional development component that consisted of a system of social meanings. This system determined the joint efforts in achieving goals and the basic principles of ecology of interaction between flexible business strategies of regional companies, social movements, the youth, ambassadors of investment projects, etc. The approach provided a holistic vision of semantic orientation, which incorporated every stakeholder. Sustainable innovative strategies of regional development define the region as a unique territory with a unique socio-economic organization. They provide a single cognitive environment and a stable regional identity in determining the priority socio-economic bases for the integrative structures that trigger innovations. Strategic priorities in these areas ensure unique long-term development of the regions, as well as give the multiplicative impulse to the socio-economic development of the entire macroregion.

Текст научной работы на тему «Региональная идентичность в стратегировании»

STRATEGIZING:

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 4

03/ 2782-2435-2022-2-4-500-516

Оригинальная статья УДК 316.47:303.4

Региональная идентичность в стратегировании

М. Г. Леухова1, Т. И. Грицкевич2

1,2Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия

1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-5891-2737

2

[email protected]; https://orcid.org/0000-0001-6479-504X

Аннотация: Статья посвящена анализу понятия региональная идентичность, раскрывающего когнитивные основания политики стратегирования управлением и продвижением Стратегии развития регионов Российской Федерации-2035, а также особенности формирования смысловых конструкций идентичности в долгосрочной стратегической инициативе Кемеровского государственного университета в формировании стратегии Кузбасса до 2071 г. Авторы проанализировали вызовы системно-функциональных проблем регионального развития, инициированные социально-экономическими изменениями цифровой экономики. Особое внимание в работе уделяется процессам формирования центров инноваций и лидерства. Выявили общие тенденции трансформирования традиционных ценностей социальных смыслов в стратегической активности наращивания конкурентных преимуществ регионов в единой стратегии государства. Теоретико-методологической основой исследования выступили положения теории стратегии В. Л. Квинта и отдельные методологические положения регионального стратегирования, а также положения теории социальной идентичности и миссии региона, заключающиеся в проведении OTSW-анализа как эффективного инструмента мониторинга и обоснования стратегических возможностей, в частности был применен селективный подход OTSW-анализа. В результате мониторинга и анализа были обнаружены стратегические возможности регионального развития модели, основным компонентом которой является система социальных смыслов, определяющих солидарные усилия в достижении поставленных целей и базовые принципы экологии взаимодействия гибких индивидуально ориентированных бизнес-стратегий региональных компаний, общественных движений, молодежи и амбасадоров инвестиционных проектов. Модель регионального развития позволяет выстраивать целостное видение смыслового ориентирования и инкорпорирования роли каждого. Лидерство и устойчивость инновационных стратегий развития региона как уникальной территории социально-экономической организации обуславливают единство когнитивного пространства и региональной идентичности в определении приоритетных социально-экономических оснований функционирования интегративных структур, инициирующих инновации. Дальнейшее формирование и реализация стратегических приоритетов по этим направлениям обеспечит не только уникальность развития регионов Российской Федерации в долгосрочной перспективе, но и станет базисом мультипликативного импульса социально-экономического развития всего макрорегиона.

Ключевые слова: тактика стратегирования, стратегия управления регионом, региональная идентичность, модели стратегических коммуникаций бизнес-сообщества, социальные смыслы

Цитирование: Леухова М. Г., Грицкевич Т. И. Региональная идентичность в стратегировании // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 4. С. 500-516. https://doi.org/10.21603/ 2782-2435-2022-2-4-500-516

Поступила в редакцию 26.09.2022. Прошла рецензирование 05.10.2022. Принята к печати 01.11.2022.

500

© 2022. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License

HeyxoBa M. r. u gp. PeraoHamHafl HgeHTHHHoCTt.

https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-500-516

CTPATErMPOBAHME:

TEOPHfl H nPAKTHKA

2022. TOM 2. № 4

original article

Regional Identity in Strategy

Maria G. Leukhova1, Tatiana I. Gritskevich2

1 2

' Kemerovo State University, Kemerovo, Russia

1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-5891-2737

2

[email protected]; https://orcid.org/0000-0001-6479-504X

Abstract: The article features the concept of regional identity in Kuzbass. On the one hand, regional identity is based on the policy of strategizing the management and promotion as part of the Regional Development Strategy through 2035. On the other hand, it reveals various semantic identity structures in the long-term strategic initiative of Kemerovo State as part of The Kuzbass Development Strategy through 2071. The analysis involved the challenges of systemic and functional problems of regional development that appeared as a result of socio-economic changes in the digital economy. It also described the projects of innovation and leadership centers. The authors believe that the traditional values and social meanings transform as a result of the state strategy aimed at increasing the competitive advantages of the regions. The theoretical and methodological basis of the study relied on the fundamental provisions of V.L. Kvint's theory of strategy, certain methodological provisions of regional strategizing, the theory of social identity, and the mission of the region. The authors performed a selective OTSW analysis as an effective tool for monitoring and substantiating strategic opportunities. They constructed a model of regional development component that consisted of a system of social meanings. This system determined the joint efforts in achieving goals and the basic principles of ecology of interaction between flexible business strategies of regional companies, social movements, the youth, ambassadors of investment projects, etc. The approach provided a holistic vision of semantic orientation, which incorporated every stakeholder. Sustainable innovative strategies of regional development define the region as a unique territory with a unique socio-economic organization. They provide a single cognitive environment and a stable regional identity in determining the priority socio-economic bases for the integrative structures that trigger innovations. Strategic priorities in these areas ensure unique long-term development of the regions, as well as give the multiplicative impulse to the socio-economic development of the entire macroregion.

Keywords: strategizing tactics, regional management strategy, regional identity, business community strategic communication models, social meanings

Citation: Leukhova MG, Gritskevich TI. Regional Identity in Strategy. Strategizing: Theory and Practice. 2022;2(4):500-516. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-500-516

Received 26 September 2022. Reviewed 05 October 2022. Accepted 01 November 2022.

M.G. Leukhova1, T.I. Gritskevich2

1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-5891-2737

2

[email protected]; https://orcid.org/0000-0001-6479-504X

ТИАМ РНАСТЮЕ

2022. Уо1 2. N0 3

^»а^ИШ^ЙНШ: 2022^9^260 ТОВЯ: 2022^10^050 ¡ШЖШВЩ: 2022^11^010

ВВЕДЕНИЕ

Как отмечено академиком В. Л. Квинтом, стратегия - «это система поиска, формулирования и развития доктрины, которая обеспечит долгосрочный успех при ее последовательной и полной реализации»1. В общей теории стратегии ученым отмечено, что «конечной целью стратегии является общее развитие социально-экономической системы, направленное в итоге на повышение качества жизни людей»2. Процессы категоризации и лингвистических оснований формирования содержательных смыслов оценочных сравнительных понятий, которые являются базовыми в общей доктрине стратегических инициатив, обусловлены механизмами социальных сравнений и общественной психологии и стереотипами оценивания качества жизни и доступности удовлетворения потребностей.

Целью исследования являлся анализ моделирования стратегических инициатив регионального развития на основе социальных смыслов, определяющих солидарные усилия в достижении поставленных целей и эффективность социально-экономических действий. Особое внимание уделяется изучению практики реализации региональной стратегии Кемеровской области - Кузбасса, разработанной группой ученых на основании теории стратегии академика

В. Л. Квинта, которая позволяет анализировать структуры системного взаимодействия ключевых компонентов и механизмы интеграции личностных смыслов кузбассовцев в систему смыслового содержания региональных социально-культурных смыслов и брендов.

ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретико-методологической основой исследования выступили основополагающие положения теории стратегии В. Л. Квинта, положения теории социальных сравнений Л. Фестингера, исследовательская концепция определения миссии региона С. Х. Аслановой и Ф. М. Топсахаловой, положения теории социальной идентичности Г. А. Миненкова и Т. И. Грицкевич.

Методами выявления критериев устойчивости региональной модели стратегического развития стали: OTSW-анализ, исследование ключевых показателей мониторинга стратегического планирования, приемы и методы системного и сравнительного анализа, принципы диа-лектико-материалистического метода познания и комплексного подхода при характеристике экономических исследований. Материалами исследования послужили официальные источники социально-экономических показателей отрас-

1 Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К. Согласованность глобальных и национальных интересов с региональными стратегическими приоритетами // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 11. С. 900-909. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909

2 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7

https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-500-516

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 4

левого и регионального стратегирования в их сопоставлении с научными принципами моделирования устойчивой модели развития личностной, корпоративной, региональной и национальной стратегии, а также материалы региональной практики стратегирования на основе научной теории стратегии В. Л. Квинта (на примере стратегии социально-экономического развития Кузбасса).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ С. Х. Аслановой и Ф. М. Топсахаловой стратегическое управление регионом рассматривается «как динамическая совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых управленческих процессов, включая анализ внешней и внутренней среды региона; определение миссии региона, целей стратегии его развития; выбор стратегии функционирования и развития региона; реализацию принятой стратегии развития региона; оценку реализации стратегии развития региона, контроля за исполнением»3. Именно в системном взаимодействии всех компонентов модели стратегического развития состоит ключевая роль социально-экономических смыслов стратегических целей4'5'6'7. Особенностью, которая формирует успешность и эффективность региональных стратегий, является их построение на базовых социальных смыслах, являющихся витальными для сохранения экономического солидарного взаимодействия больших социальных групп в едином экономическом пространстве не только территорий государства, но и межкультурных международных коммуникаций.

Единство когнитивных перцепций при возможности вариативности оценки доводов является важной мыслью теории социальных сравнений. Л. Фестингер и Дж. Тернер отметили, что социальная идентичность и определение личностью выбора принадлежности себя к определенной социальной группе или разделение единства убеждений и принятие обоснований формируются на основе интеллектуальной идентификации созвучия социальных смыслов. Интеллектуальная идентификация раскрывается в механизмах согласования жизненного опыта с восприятием актуальной информации, она формирует мотивацию и определяет приоритеты направлений деятельности. Г. А. Миненков, изучая феномен идентичности, выделяет его стратегическую значимость, поскольку это «категория социального и гуманитарного знания, ориентированная на выявление и описание смысловых характеристик индивидуальных и коллективных действий в контексте (само) определения принадлежности субъектов данных действий к тем или

иным группам и/или сообществам и соответству-

8

ющим ценностно-нормативным регуляциям» .

Лидерство и устойчивость инновационных стратегий развития региона как уникальной территории социально-экономической организации обуславливают единство когнитивного пространства и региональной идентичности в определении приоритетных социально-экономических оснований функционирования интегра-тивных структур, инициирующих инновации. Стратегирование приоритетных направлений развития ключевых точек роста территории реги-

3 Асланова С. Х., Топсахалова Ф. М.-Г. Стратегическое управление социально-экономическим развитием на региональном уровне // Фундаментальные исследования. 2015. № 2—11. С. 2389-2393.

4 Алабина Т. А. Роль концепции стратегирования В. Л. Квинта в экономических исследованиях стратегий и ее особенности // Управленческое консультирование. 2021. Т. 153. № 9. С. 45-57. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-9-45-57

5 Алабина Т. А., Голубев М. Р., Морозова Е. А. «Стратегия» в стратегировании: теоретические подходы к определению понятия // Теория и практика стратегирования: Тезисы докладов участников III Международная научно-практическая конференция. М., 2020. С. 72-75.

6 Квинт В. Л., Астапов К. Л. Стратегия Кузбасса на 50-летнюю перспективу в книгах Библиотеки «Стратегия Кузбасса» // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 2. С. 123-135. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-123-135

7 Новикова И. В. Стратегическое лидерство в нестационарных условиях // Проблемы и перспективы развития промышленности России: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Экономика промышленности в условиях ограничений». М., 2021. С. 272-274.

8 Миненков Г. Я. Идентичность как предмет политического анализа // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. Т. 1 / под ред. И. С. Семененко, В. В. Лапкина, Л. А. Фадеевой. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С. 18-25.

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 3

она на долгосрочный период не только формирует инвестиционную привлекательность отрасли, но и определяет приток человеческого капитала в приоритетные направления экономической деятельности. Как отмечено В. Л. Квинтом в теории «системы стратегии», приоритеты, определяемые на основе научного стратегирова-ния и социально-экономического моделирования развития территории, выстраиваются в анализе когнитивных структур единой системы стра-тегирования следующим образом: глобальная стратегия существования человечества - международная стратегия (экономики отраслей и регионов) - государственная национальная стратегия - государственная отраслевая и региональная стратегия.

Трансграничность цифровой экономики и новые технологические решения социальных коммуникаций сегодня особенно остро выделяют проблему региональной идентичности в формировании не только региональных стратегических инициатив, но и междисциплинарных категорий, способных формулировать регионально-территориальную уникальность в аксиологических параметрах выстраивания системы ценностей и целевых достижений стратегии развития регионов в целостной системе территориальной организации механизма функционирования государства .

История исследований социальной идентичности формирует методологические основания теоретических построений социальных психологов, которые полагают, что личная идентичность

с определенной социальной группой происходит с целью приобретения фаворитизма, позитивной самооценки и защищенности по отношению

12'13'14,15

к другим группам .

Анализ ключевых категориальных понятий, формирующих когнитивные основания политики стратегирования управлением и продвижением реализации стратегии развития регионов Российской Федерации, является приоритетным в формировании повестки эффективности достижения результатов преобразования. Глобальные тренды социально-экономического развития и реальность мирового отклика ключевых игроков рынка и политической авансцены на социально-политические смыслы мировой политики последнее десятилетие демонстрируют борьбу за социальные смыслы.

Современное проектирование нового сегодня неотделимо не только от экономических расчетов эффективности и прибыли, но и от внедрения новых материалов, экологических технологий и концепции обновления или утилизации, биоэтических стандартов, правовых инструментов защиты интеллектуальной собственности и стратегического управления продвижением инноваций в различных отраслях рынка. Наиболее востребованной и практически значимой компетенцией становится наличие аксиологически обусловленных базовых перцептивно-мыслительных структур сознания специалиста, создающего инновационный продукт, которые генерируют концептуальные основания межкультурных и межпредметных коммуникаций «человек -

9 Concept of noospheric education: innovative methods for developing personal cognitive strategies / E. S. Goldshmidt [et al.] // Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2019. Vol. 35. P. 383-394. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.45

10 Gritskevich T. I., Kazakov E. F., Konovalov A. B. Value of reforming social and economic models of interaction in society development // Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2019. Vol. 35. P. 402-428. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.49

11 Introduction of IoT solutions to business processes at locomotive enterprises: Efficiency and transformation of social communications / T. I. Gritskevich [et al.] // Proceeding of the International Science and Technology Conference "FarEastCon 2021" / eds. D. B. Solovev [et al.]. Singapore: Springer, 2022. P. 875-883. https://doi.org/10.1007/978-981-16-8829-4_86

12 Brewer M. B. The social self: On being the same and different at the same time // Personality and Social Psychology Bulletin. 1991. Vol. 17. № 5. P. 475-482. https://doi.org/10.1177/014616729117500

13 Brown R. Social identity theory: Past achievements, current problems and future challenges // European Journal of Social Psychology. 2000. Vol. 30. № 6. P. 745-778. https://doi.org/10.1002/1099-0992(200011/12)30:6<745::AID-EJSP24>3.0.C0;2-0

14 Ellemers N, van Rijswijk W. Identity needs versus social opportunities: The use of group-level and individual-level identity management strategies // Social Psychology Quarterly. 1997. Vol. 60. № 1. P. 52-65. https://doi.org/10.2307/2787011

15 Gritskevich T. I., Kazakov E. F., Konovalov A. B. Value of reforming social and economic models...

https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-500-516

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 4

человек - вещь - процесс - мир». Инновационные продукты становятся востребованными в том случае, если они позволяют эффективно выстраивать социальную коммуникацию на основе когнитивной идентичности определения приоритетов, целей, сценариев реализации и тактических действий политики продвижения. В этой модели ключевая роль отведена верно сформулированным социальным смыслам устойчивого будущего, гармонии баланса интересов и реализации базовых потребностей человека.

Проблема быстрых и непредсказуемых экономических изменений, выражающихся высвобождением кадров из индустриальных отраслей, заменяемых смарт-механизмами и роботизацией производственных процессов, заставила обратить внимание на развитие новых инновационных отраслей экономики, смарт-индустрий и креативных индустрий16'17. Людям, чья профессиональная деятельность выпадает из одних социальных групп, необходимо быстрое включение в новые социальные связи без потери основных витальных социальных смыслов. Региональная идентичность формирует базовые витальные смыслы - это историческое понимание социальных смыслов «моя земля», «моя Родина», «мой регион», «земля моих предков», «край хлеборобов», «край шахтеров» и т. п. С одной стороны, новая динамически развивающаяся реальность открывает перспективы формирования востребованных новыми структурами экономики систем профессиональных коммуникаций и обмена компетенциями. С другой стороны, социальная и эко-

номическая стабильность определяется силой устойчивости социальных смыслов государственной, региональной, социальногрупповой и индивидуальной идентичности. Социальная идентичность в тактике стратегирования определяет систему сдержек и противовесов в балансировании общественных и личностных интересов. Формирование баланса строится на возможности плавного перехода идентифицирования себя с регионом и государством и свободного выражения общественных интересов больших социальных групп. Напротив, формирование стратегических целей создания системы личностного развития и удовлетворение витальных потребностей создают гибкий механизм целеполагания личностных индивидуальных целей в стратегии развития глобальных обществ.

Общая тенденция социальных исследований характеризуется средоточием внимания к поиску основ, удерживающих и направляющих век-

18'19'20'21,22

тор истории человеческого общества .

Поиск ключевых терминов и феноменов, формирующих усилия в исследовании и понимании базовых потребностей личности в сложной многоуровневой системе межчеловеческих коммуникаций, является идеологически важным в понимании мотивации социально-политического поведения и стратегического управления его позитивными смыслами. Миллениум инициировал активность социально-гуманитарных направлений современной науки в определении базовых и анализе новых понятий в ситуации информационной полифонии доступности

16 Legal support of digital business: Competencies and tools training future lawyers / V. Ya. Drapezo [et al.] // Proceeding of the International Science and Technology Conference "FarEastCon 2021" / eds. D. B. Solovev [et al.]. Singapore: Springer, 2022. P. 885-892. https://doi. org/10.1007/978-981-16-8829-4_87

17 Introduction of IoT solutions...

18 Борьба за идентичность и новые институты коммуникаций / Н. А. Беляева [и др.]. М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. 263 с.

19 Вопросы образования и психологии / Е. А. Бакланова [и др.]. Чебоксары: Издателький дом «Среда», 2021. 172 с. https://doi.org/10.31483/a-10334

20 Каличкин К. К. Социальная сплоченность: смыслы интеграции в евразийское пространство // Евразийское образовательное пространство: актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания: сборник статей IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Кемерово, 2021. С. 58-60.

21 Фадеева Л. А. Идентичность как категория политической науки: Исследовательское поле и когнитивный потенциал // Политическая наука. 2016. № 2. С. 164-180.

22 Шилов Н. А. Русская идентичность в постсоветскую эпоху и её способность к образованию сообщества // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2020. С. 247-254.

THEORY AND PRACTICE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2022. Vol 2. No 3

идей, теорий и концепций научному сообществу. Социальное взаимодействие базируется на осознании сопричастности совместных действий людей, объединенных общими идеями, в единое общество23,24,25. Основой (центром, каркасом) процесса социального взаимодействия является уникальный мыслительный процесс - оперирование общим понятийным аппаратом, позволяющим людям формировать самостоятельное уникальное антропоморфное гносеологическое пространство, удерживающее людей в един-

26,27,28 т-.

стве . В исследовании проводится анализ специфики антиномии идентичности и индивидуальности как важных основ сопричастности и единения против естественных психических процессов творческого и личностного самовыражения. Историческое балансирование в выборе общего или индивидуального блага определяет общие тенденции философского поиска правды бытия человека в обществе.

Социальные смыслы первой четверти XXI века, их содержательные парадигмы и анализ стратегических инициатив формулирования новых целей и новых смыслов становятся особым осевым временем поиска социальной идентич-

ности личности в конкуренции постоянно взаимодействующих парадигм мультикультурного и многонационального континуума человеческой

29,30,31

цивилизации .

Выстраивание стратегических инициатив инновационной социально-экономической деятельности ключевых лидеров региона тесно связано с формированием содержания понятия

32,33,34

региональной идентичности . Особенность географического местоположения территории, культурно-историческое наследие, специфика экономической практики и сложившиеся традиции эмоционально-культурных особенностей и ценностных установок, присущих большинству индивидов, проживающих в регионе, будут определять содержательные критерии базовых понятий их социально-экономического взаимодействия. Выбор сильных черт психологии поведения, менталитета и когнитивных механизмов успешного социально-экономического взаимодействия будет определять устойчивость идентификации индивидами себя с регионом. Смысловые конструкции региональных ценностей позволяют раскрывать творческий потенциал создания уникальных инновационных продук-

23 Грицкевич Т. И. Реформаторство и социальное конструирование смыслов в религии // Религия в современном мире: вызовы и перспективы в контексте христианской теологии / под ред. О. Ф. Гавриловой. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. С. 106-137.

24 Грицкевич Т. И. Социальный порядок: новые смыслы образовательного пространства гумманитарных наук // Евразийское образовательное пространство: актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания: сборник статей IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Кемерово, 2021. С. 20-22.

25 Фадеева Л. А. Идентичность как категория политической науки...

26 Грицкевич Т. И. Порождение смыслов как основа модальности социального взаимодействия // Модусы социального взаимодействия: концепты идентичности, духовного опыта, общественных преобразований / под ред. О. Ф. Гавриловой [и др.]. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. С. 86-91.

27 Грицкевич Т. И. Реформаторство и социальное конструирование.

28 Каличкин К. К. Социальная сплоченность.

29 Грицкевич Т. И. Антиномии идентичности и индивидуальности в поиске оснований социального взаимодействия // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2020. С. 62-67.

30 Грицкевич Т. И., Леухова М. Г., Корчагина И. В. Социальное взаимодействие участников федеральных инновационных площадок как моделирование инновационных образовательных практик вузов // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2021. С. 36-41.

31 Грицкевич Т. И. Социальный порядок.

32 Алтухова Е. С. Наука и современное представление молодых россиян о ней: проблемы оценки эффективности развития // Молодежь в условиях цифровизации общества: международный, национальный и региональный аспекты: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово, 2020. С. 346-350.

33 Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». URL: http://government.ru/rugovclassifier/858/events (дата обращения: 07.09.2022)

34 Инновационное развитие и модернизация экономики. Официальный портал Госпрограмм РФ. URL: https://programs.gov.ru (дата обращения: 07.09.2022)

https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-500-516

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 4

тов и технологий и формировать инновационную инфраструктуру образовательного учреждения с учетом исторических и региональных особенно-

35'36'37'38'39

стей, а также целевой аудитории .

Стратегические изменения обуславливают формирование новых социальных смыслов социально-экономических трендов, в том числе цифровых, социально-политических коммуникаций в управлении регионом и развитии гражданских инициатив в поддержке единого направления стратегического курса. Они являются глобальными вызовами локальным профессиональным отраслевым сообществам в гибком реагировании ответных действий, определяющих эффективность избранной стратегии управления изменениями отраслевого развития региона и своих компаний.

Построение стратегии развития инновационно-экономической деятельности отраслевых компаний - лидеров региона основывается на формировании единого информационно-когнитивного пространства, позволяющего выстраивать профессиональным командам ключевых компаний - лидеров региона свои личностные траектории роста в консолидированной среде аксиологических ориентиров, направленных на решение задач отраслевого, регионального и международного уровней. Выявление иннова-

ционного потенциала коллективов и сообществ научной школой стратегирования Кемеровского государственного университета позволило создать новые перспективные научно-исследовательские направления, в основу которых были заложены базовые принципы экологии взаимодействия и формирования гибких индивидуально ориентированных моделей регионального уровня, способного выстраивать целостное видение смыслового ориентирования и инкорпорирования в общечеловеческой цивилизации.

Необходимо отметить, что ключевым характеристикам региональной идентичности научной школы стратегии академика В. Л. Квинта

40

уделяется недостаточное внимание . При этом М. К. Алимурадов, К. Л. Астапов, Л. И. Власюк, М. Р. Голубев, Е. А. Морозова, И. В. Новикова, Н. И. Сасаев, А. С. Хворостяная, С. Е. Цивилев, А. Ю. Просеков, М. Г. Леухова, Т. А. Алабина и Т. И. Грицкевич раскрывают отдельные концептуальные аспекты важности социальной и региональной идентичности в

41'42'43'44'45'46'47'48'49

стратегировании .

Отличиями стратегии Кемеровской области - Кузбасса, разработанной группой ученых на основании теории стратегирования академика В. Л. Квинта, является простота структуры системного взаимодействия ключевых компо-

35 Драпезо В. Я. Грицкевич Т. И., Драпезо Р. Г. Цифровые доказательства в гражданском, административном и уголовном процессе и формирование цифровых компетенций как профессиональных навыков юриста в вузах // Сибирский антропологический журнал. 2021. Т. 5. № 3. С. 184-198

36 Грицкевич Т. И., Леухова М. Г., Корчагина И. В. Социальное взаимодействие участников...

37 Грицкевич Т. И. Социальный порядок.

38 Леухова М. Г. Профессиональная подготовка стратегических лидеров в Кузбассе // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 418.

39 Просеков А. Ю., Грицкевич Т. И., Леухова М. Г. Стратегии управления проектами, имеющими статус Федеральной инновационной площадки высшего образования // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2021. С. 59-66.

40 Алабина Т. А. Роль концепции стратегирования.

41 Алабина Т. А., Голубев М. Р., Морозова Е. А. «Стратегия» в стратегировании...

42 Новикова И. В. Стратегическое лидерство в нестационарных условиях.

43 Новикова И. В. Факторы «своевременность» и «инновационная информация» при кадровом стратегировании компании // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2021. С. 34-39.

44 Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 283 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2812-3

45 Леухова М. Г. Профессиональная подготовка стратегических лидеров.

46 Квинт В. Л. Концепция стратегирования.

47 Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К. Согласованность глобальных и национальных интересов.

48 Квинт В. Л., Астапов К. Л. Стратегия Кузбасса на 50-летнюю перспективу.

49 Окрепилов В. В. Экономика качества: теория и практика стратегического планирования // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2021. С. 25-33.

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 3

нентов и флексибельность встраивания личностных смыслов в систему смыслового содержания региональных брендов и социально-культур-

50,51,52,53,54

ных смыслов . Общественно активные

группы и лидеры открыто включаются в реализацию региональной стратегии и формируют витальные социальные смыслы региональной идентичности: «Чистый уголь - Зеленый Кузбасс», «Шерегеш - курорт Кузбасса», «Кузбасс место событий» (фестивали, спортивные и образовательные мероприятия, культурные события), «Кузбасс - территория добра / исполнения желаний / развития / дружбы / процветания / открытий / историй / благополучия / здоровья / добрых поступков...». Новое звучание приобрели старые тренды «Сделано в Кузбассе», «Покупай родное» и «Фермерские продукты» с региональной идентификацией производителей. Образовательные учреждения активно поддержали научно-исследовательские творческие конкурсы для школьников и молодежи региональных брендов «Цвети шахтёрская земля», «Эрудит» и «Одаренные дети Кузбасса», направленные на изучение экологии, туризма и истории родного края, а также современные научные исследования.

Основной методикой управления инновационными стратегическими инициативами являлись базовая стратегическая концепция инновационного развития Кемеровской области на период до 2030 г., утвержденная Коллегией Администрации Кемеровской области от 29 декабря 2017 г. № 623-р, и Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на период до 2035 г., утвержденная Законом Кемеровской

области от 26 декабря 2018 г. № 122-ОЗ, в редакции от 23 декабря 2020 г.

ВЫВОДЫ

Опережающее прогнозирование потребностей в новых ценностях и целях инновационной флексибельной экономики в тесном сотрудничестве с региональной властью позволило бизнесу, науке и власти быстро реагировать на потребности развития региона и его рынка труда, ориентировать образовательный выбор молодежи на ведущие региональные ВУЗы, инициировать и реализовывать новые виды экономической деятельности, способы организации производства, бизнеса и формы занятости на территории региона и обеспечивать диверсификацию экономики Кузбасса, его интеграцию в глобальные (несырьевые) производственные цепочки, решение экологических и социально-экономических проблем региона в интересах долговременного опережающего и устойчивого развития. Авторские коллективы придерживаются единого мнения о том, что необходимо формировать коммуникативные открытые площадки, которые будут способствовать развитию талантливых специалистов в отраслях региональной экономики, стимулировать его инновационную, инвестиционную и предпринимательскую привлекательность и новые возможности формулирования социальных смыслов развития гармоничной личности в регионе, стране и мировой культуре. Механизмы стратегирования развития Кузбасса как региона позволяют включать именно созидательные социальные смыслы региональной идентичности, объединяющие разные социальные группы, и создать креативное пространство

50 Стратегирование водных ресурсов Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 388 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2725-6

51 Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2718-8

52 Стратегирование человеческого потенциала Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 453 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2642-6

53 Стратегирование экономического и инвестиционного развития Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 364 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2724-9

54 Kvint V. L., Okrepilov V. V. Quality of life and values in national development strategies // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2014. Vol. 84. № 3. P. 188-200. https://doi.org/10.1134/S1019331614030058

https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-500-516

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 4

обмена новыми идеями и духовными ценностями, а значит, формируют устойчивое развитие региона в системе территориальной организа-

ЛИТЕРАТУРА

Алабина Т. А. Роль концепции стратегирова-ния В. Л. Квинта в экономических исследованиях стратегий и ее особенности // Управленческое консультирование. 2021. Т. 153. № 9. С. 45-57. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-9-45-57 Алабина Т. А., Голубев М. Р., Морозова Е. А. «Стратегия» в стратегировании: теоретические подходы к определению понятия // Теория и практика стратегирования: Тезисы докладов участников III Международная научно-практическая конференция. М., 2020. С. 72-75. Алтухова Е. С. Наука и современное представление молодых россиян о ней: проблемы оценки эффективности развития // Молодежь в условиях цифровизации общества: международный, национальный и региональный аспекты: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово, 2020. С.346-350.

Асланова С. X., Топсахалова Ф. М.-Г. Стратегическое управление социально-экономическим развитием на региональном уровне // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-11. С.2389-2393. Борьба за идентичность и новые институты коммуникаций / Н. А. Беляева [и др.]. М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. 263 с.

Вопросы образования и психологии / Е. А. Бакланова [и др.]. Чебоксары: Издателький дом «Среда», 2021. 172 с. https://doi.org/10.31483/ a-10334

Грицкевич Т. И. Антиномии идентичности и индивидуальности в поиске оснований социального взаимодействия // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей I Всероссийской научно-практической

ции российской государственности, позволяющей свободу самовыражения и личностной идентификации.

конференции с международным участием. Кемерово, 2020. С.62-67. Грицкевич Т. И. Порождение смыслов как основа модальности социального взаимодействия // Модусы социального взаимодействия: концепты идентичности, духовного опыта, общественных преобразований / под ред. О. Ф. Гавриловой [и др.]. Кемерово: Кемеровский государственный университет,

2020.С. 86-91.

Грицкевич Т. И. Реформаторство и социальное конструирование смыслов в религии // Религия в современном мире: вызовы и перспективы в контексте христианской теологии / под ред. О. Ф. Гавриловой. Кемерово: Кемеровский государственный университет,

2021. С. 106-137.

Грицкевич Т. И. Социальный порядок: новые смыслы образовательного пространства гумманитарных наук // Евразийское образовательное пространство: актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания: сборник статей IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Кемерово, 2021. С.20-22.

Грицкевич Т. И., Леухова М. Г., Корчагина И. В. Социальное взаимодействие участников федеральных инновационных площадок как моделирование инновационных образовательных практик вузов // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2021. С. 36-41. Драпезо В. Я. Грицкевич Т. И., Драпезо Р. Г. Цифровые доказательства в гражданском, административном и уголовном процессе

ТИАМ РНАСТЮЕ

2022. Уо1 2. N0 3

и формирование цифровых компетенций как профессиональных навыков юриста в вузах // Сибирский антропологический журнал. 2021. Т. 5. № 3. С. 184-198 Каличкин К. К. Социальная сплоченность: смыслы интеграции в евразийское пространство // Евразийское образовательное пространство: актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания: сборник статей IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Кемерово, 2021. С.58-60. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/ 978-5-8353-2562-7 Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 290-299. https://doi.org/10.17073/ 2072-1633-2020-3-290-299 Квинт В. Л., Астапов К. Л. Стратегия Кузбасса на 50-летнюю перспективу в книгах Библиотеки «Стратегия Кузбасса» // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 2. С. 123-135. https://doi.org/10.21603/ 2782-2435-2021-1-2-123-135 Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К. Согласованность глобальных и национальных интересов с региональными стратегическими приоритетами // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 11. С. 900-909. https://doi. ощ/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909 Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 283 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2812-3 Леухова М. Г. Профессиональная подготовка стратегических лидеров в Кузбассе // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 418.

Миненков Г. Я. Идентичность как предмет политического анализа // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. Т. 1 / под ред. И. С. Семененко, В. В. Лапкина, Л. А. Фадеевой. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С.18-25.

Новикова И. В. Стратегическое лидерство в нестационарных условиях // Проблемы и перспективы развития промышленности России: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Экономика промышленности в условиях ограничений». М., 2021. С. 272-274.

Новикова И. В. Факторы «своевременность» и «инновационная информация» при кадровом стратегировании компании // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2021. С.34-39.

Окрепилов В. В. Экономика качества: теория и практика стратегического планирования // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2021. С. 25-33.

Просеков А. Ю., Грицкевич Т. И., Леухова М. Г. Стратегии управления проектами, имеющими статус Федеральной инновационной площадки высшего образования // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2021. С.59-66.

Ситникова Е. Л. Развитие инновационной инфраструктуры в сфере образования: опыт региона // Социальные отношения. 2019. Т. 29. № 2. С.90-97.

Стратегирование водных ресурсов Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 388 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2725-6

https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-500-516

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 4

Стратегирование отрасли туризма и выставоч-но-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2718-8 Стратегирование человеческого потенциала Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 453 с. https://doi.org/10.21603/ 978-5-8353-2642-6 Стратегирование экономического и инвестиционного развития Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 364 с. https://doi. org/10.21603/978-5-8353-2724-9 Фадеева Л. А. Идентичность как категория политической науки: Исследовательское поле и когнитивный потенциал // Политическая наука. 2016.№ 2. С.164-180. Шилов Н. А. Русская идентичность в постсоветскую эпоху и её способность к образованию сообщества // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2020. С. 247-254. Brewer M. B. The social self: On being the same and different at the same time // Personality and Social Psychology Bulletin. 1991. Vol. 17. № 5. P. 475-482. https://doi.org/ 10.1177/014616729117500 Brown R. Social identity theory: Past achievements, current problems and future challenges // European Journal of Social Psychology. 2000. Vol. 30. № 6. P. 745-778. https://doi. org/10.1002/1099-0992(200011/12)30:6<745:: AID-EJSP24>3.0.C0;2-0

REFERENCES

Alabina TA. The role of the concept of stra-tegizing by V.L. Kvint in economic re-searchof strategies and its features. Admi-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Concept of noospheric education: innovative methods for developing personal cognitive strategies / E. S. Goldshmidt [et al.] // Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2019. Vol. 35. P. 383-394. https://doi. org/10.15405/epsbs.2018.02.45 Ellemers N, van Rijswijk W. Identity needs versus social opportunities: The use of group-level and individual-level identity management strategies // Social Psychology Quarterly. 1997. Vol. 60. № 1. P. 52-65. https://doi.org/ 10.2307/2787011 Gritskevich T. I., Kazakov E. F., Konovalov A. B. Value of reforming social and economic models of interaction in society development // Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2019. Vol. 35. P. 402-428. https://doi. org/10.15405/epsbs.2018.02.49 Introduction of IoT solutions to business processes at locomotive enterprises: Efficiency and transformation of social communications / T. I. Gritskevich [et al.] // Proceeding of the International Science and Technology Conference "FarEastCon 2021" / eds. D. B. Solo-vev [et al.]. Singapore: Springer, 2022. P. 875-883. https://doi.org/10.1007/978-981-16-8829-4_86 Kvint V. L., Okrepilov V. V. Quality of life and values in national development strategies // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2014. Vol. 84. № 3. P. 188-200. https://doi.org/10.1134/ S1019331614030058 Legal support of digital business: Competencies and tools training future lawyers / V. Ya. Drapezo [et al.] // Proceeding of the International Science and Technology Conference "FarEastCon 2021" / eds. D. B. Solovev [et al.]. Singapore: Springer, 2022. P. 885-892. https:// doi.org/10.1007/978-981-16-8829-4_87

nistrative Consulting. 2021;153(9):45-57. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-9-45-57

STRATEGIZING:

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 3

https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-500-516

Alabina TA, Golubev MR, Morozova EA. "Strategy" in strategizing: Theoretical approaches to the definition of the concept. Strategizing: Theory and practice: Book of abstracts III International Research-to-Practice Conference; 2020; Moscow. Moscow: Lomonosov Moscow State University - Publishing House; 2020. p. 72-75. (In Russ.)

Altukhova ES. Nauka i sovremennoe predstavlenie molodykh rossiyan o ney: problemy otsenki ehffektivnosti razvitiya [Science and what young Russians think about it: issues of assessing the development effectiveness]. Molodezh' v usloviyakh tsifrovizatsii obshchestva: mezhdunarodnyy, natsional'nyy i regional'nyy aspekty: Sbornik statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Youth in the conditions of social digitalization: international, national, and regional aspects: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]; 2020; Kemerovo. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. p. 346-350. (In Russ.)

Aslanova SK, Topsakhalova FM-G. Strategic management of socio-economic development at the regional level. Fundamental Research. 2015;(2-11):2389-2393. (In Russ.)

Belyaeva NA, Belyaeva NM, Borisova NV, Gilev AV, Granatova YuV, Danilova GA, et al. Bor'ba za identichnost' i novye instituty kommuni-katsiy [Struggle for identity and new communication institutions]. Moscow: Rossiyskaya politicheskaya ehntsiklopediya; 2012. 263 p. (In Russ.)

Baklanova EA, Barzykina TA, Beketova SI, Bogatyreva LM, Vallis I, Vikhman VV, et al. Voprosy obrazovaniya i psikhologii [Issues of education and psychology]. Cheboksary: Izdatel'skiy dom "Sreda"; 2021. 172 p. (In Russ.) https://doi.org/10.31483/a-10334

Gritskevich TI. Antinomii identichnosti i indi-vidual'nosti v poiske osnovaniy sotsial'nogo vzaimodeystviya [Antinomies of identity and individuality in the search for the foundations of social interaction]. Sotsial'nye kommunikatsii:

filosofskie, politicheskie, kul'tumo-istoricheskie izmereniya: sbornik statey I Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezh-dunarodnym uchastiem [Social communications: philosophical, political, cultural, and historical dimensions: Proceedings of the I All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation]; 2020; Kemerovo. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. p. 62-67. (In Russ.)

Gritskevich TI. Porozhdenie smyslov kak osnova modal'nosti sotsial'nogo vzaimodeystviya [Generation of meanings as the basis of the modality of social interaction]. In: Gavrilova OF, Gavrilov EO, Gritskevich TI, Zhukova OI, Kazakov EF, et al., editors. Modusy sotsial'nogo vzaimodeystviya: kontsepty identichnosti, dukhovnogo opyta, obshchestvennykh preobrazovaniy [Modes of social interaction: concepts of identity, spiritual experience, and social transformations]. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. pp. 86-91. (In Russ.)

Gritskevich TI. Reformatorstvo i sotsial'noe konstruirovanie smyslov v religii [Reformation and social construction of meanings in religion]. In: Gavrilova OF, editor. Religiya v sovremennom mire: vyzovy i perspektivy v kontekste khristianskoy teologii [Religion in the modern world: challenges and prospects of Christian theology]. Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. pp. 106-137. (In Russ.)

Gritskevich TI. Sotsial'nyy poryadok: novye smysly obrazovatel'nogo prostranstva gum-manitarnykh nauk [Social order: new meanings of the academic space in the humanities]. Ev-raziyskoe obrazovatel'noe prostranstvo: aktual'-nye problemy sovremennogo sotsial'no-gu-manitarnogo znaniya: sbornik statey IV Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezh-dunarodnym uchastiem [Eurasian Academic Space: relevant issues of modern social and humanitarian knowledge: Proceedings of the IV All-Russian Scientific Conference with international participation]; 2020; Kemerovo.

.eyxoBa M. r. h gp. PerHOHammfl ugeHTHHHOCTt.

https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-500-516

CTPATErMPOBAHME:

TEOPHfl H nPAKTHKA

2022. TOM 2. № 4

Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. p. 20-22. (In Russ.)

Gritskevich TI, Leukhova MG, Korchagina IV. Sotsial'noe vzaimodeystvie uchastnikov fe-deral'nykh innovatsionnykh ploshchadok kak modelirovanie innovatsionnykh obrazovatel'nykh praktik vuzov [Social interaction of participants of federal innovation platforms as modeling of innovative academic practices of universities]. Sotsial'nye kommunikatsii: filosofskie, po-liticheskie, kul'turno-istoricheskie izmere-niya: sbornik statey II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Social communication: philosophical, political, cultural, and historical dimensions: Proceedings of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation]; 2020; Kemerovo. Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. p. 36-41. (In Russ.)

Drapezo VYa, Gritskevich TI, Drapezo RG. Digital evidence in civil, administrative and criminal process and formation of digital competencies as professional skills of a lawyer in universities. Siberian Journal of Anthropology. 2021;5(3):184-198. (In Russ.)

Kalichkin KK. Sotsial'naya splochennost': smysly integratsii v evraziyskoe prostranstvo [Social cohesion: the meanings of integration into the Eurasian space]. Evraziyskoe obrazovatel'noe prostranstvo: aktual'nye problemy sovremen-nogo sotsial'no-gumanitarnogo znaniya: sbornik statey IV Vserossiyskoy nauchnoy konferent-sii s mezhdunarodnym uchastiem [Eurasian Academic Space: relevant issues of modern social and humanitarian knowledge: Proceedings of the IV All-Russian Scientific Conference with international participation]; 2020; Kemerovo. Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. p. 58-60. (In Russ.)

Kvint VL. The concept of strategizing. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. 170 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7

Kvint VL. Theoretical basis and methodology of strategizing of the private and public sectors of the Kuzbass region as a medial subsystem of the national economy. Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(3): 290-299. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/ 2072-1633-2020-3-290-299 Kvint VL, Astapov KL. Kuzbass Strategy over 50-year planning horizon: Publications on Strategy of the Kuzbass Region. Strategizing: Theory and Practice. 2021;1(2):123-135. (In Russ.) https:// doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-123-135 Kvint VL, Novikova IV, Alimuradov MK. Alignment of global and national interest with regional strategic priorities. Economics and Management. 2021;27(11):900-909. (In Russ.) https://doi. org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909 Kvint VL, Alimuradov MK, Zadorozhnaya GV, Astapov KL, Alabina TA, Bakhtizin AR, et al. A conceptual future for the Kuzbass Region: strategic outlines of developmental priorities through 2071, a 50-year perspective. Kemerovo: Kemerovo State University; 2022. 283 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2812-3 Leuhova MG. Professional education of strategic leaders in Kuzbass. Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(3):418. (In Russ.) Minenkov GYa. Identichnost' kak predmet poli-ticheskogo analiza [Identity as a subject of political analysis]. In: Semenenko IS, Lapkina VV, Fadeevoy LA, editors. Politicheskaya identichnost' i politika identichnosti: v 2 t. T. 1 [Political identity and identity politics: in 2 vol. Vol. 1]. Moscow: Rossiyskaya politicheskaya ehntsiklopediya; 2011. pp. 18-25. (In Russ.) Novikova IV. Strategic leadership in non-stationary conditions. Problemy i perspektivy razvitiya promyshlennosti Rossii: Sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Ehkonomika promyshlennosti v usloviyakh ogranicheniy" [Problems and Prospects for the Development of Russian Industry: Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference "Industrial

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 3

Economics under Restrictions"]; 2020; Moscow. Moscow: KnoRus; 2021. p. 272-274. (In Russ.) Novikova IV. The strategizing of labor resources: Factors "timeliness" and "innovative information". Strategizing: Theory and practice: Collection of selected research articles and proceedings of the Fourth International Research-to-Practice Conference; 2021; Moscow. Moscow: Lomonosov Moscow State University - Publishing House; 2021. p. 34-39. (In Russ.) Okrepilov VV. The economics of quality: Theory and practice of strategic planning. Strategizing: Theory and practice: Collection of selected research articles and proceedings of the Fourth International Research-to-Practice Conference; 2021; Moscow. Moscow: Lomonosov Moscow State University - Publishing House; 2021. p. 25-33. (In Russ.) Prosekov AYu, Gritskevich TI, Leukhova MG. Management strategy of projects qualify as federal innovation platforms for higher education. Strategizing: Theory and practice: Collection of selected research articles and proceedings of the conference; 2021; Moscow. Moscow: Lomonosov Moscow State University; 2021. p. 59-66. (In Russ.) Sitnikova EL. Innovative infrastructure development in education: Regional experience. Sotsial'nye otnosheniya [Social relations]. 2019;29(2):90-97. (In Russ.) Sasaev NI, Alabina TA, Brel OA, Voronin VL, Gavrilina DN, Zaitseva AI, et al. Strategizing of Kuzbass region water resources. Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. 388 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2725-6 Chkhotua IZ, Khvorostyanaya AS, Sadovnichaya AV, Pyatovsky AA, Yumatov KV, Shevchuk AV, et al. Strategizing of the tourism and trade show industries in Kuzbass region. Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. 371 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2718-8 Novikova IV, Abrosova OE, Boyko KV, Boks-gorn AA, Bochantsev AS, Busygin SYu, et al. Strategizing of Kuzbass human capacity.

Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. 453 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2642-6 Kvint VL, Alimuradov MK, Astapov KL, Alek-seev GF, Bagaev DV, Boksgorn AA, et al. Strategizing of Kuzbass region economic and investing development. Kemerovo: Kemerovo State University;2021. 364 p. (In Russ.) https:// doi.org/10.21603/978-5-8353-2724-9 Fadeeva LA. Identity as political science term: Research area and cognitive resource. Political Science. 2016;(2):164-180. (In Russ.) Shilov NA. Russkaya identichnost' v postsovetskuyu ehpokhu i eyo sposobnost' k obrazovaniyu soobshchestva [Russian identity in the postSoviet era and its ability to form a community]. Sotsial'nye kommunikatsii: filosofskie, poli-ticheskie, kul'turno-istoricheskie izmereniya: sbornik statey I Vserossiyskoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchas-tiem [Social communications: philosophical, political, cultural, and historical dimensions: Proceedings of the I All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation]; 2020; Kemerovo. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. p. 247-254. (In Russ.)

Brewer MB. The social self: On being the same and different at the same time. Personality and Social Psychology Bulletin. 1991;17(5):475-482. https://doi.org/10.1177/014616729117500 Brown R. Social identity theory: Past achievements, current problems and future challenges. European Journal of Social Psychology. 2000;30(6):745-778. https://doi.org/10.1002/1099-0992(200011/ 12)30:6<745::AID-EJSP24>3.0.CO;2-O Goldshmidt ES, Gritskevich TI, Mesheryakova SM, Cherepanov AYu. Concept of noospheric education: innovative methods for developing personal cognitive strategies, Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2019;35:383-394. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.45 Ellemers N, van Rijswijk W. Identity needs versus social opportunities: The use of group-level and

https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-500-516

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 4

individual-level identity management strategies. Social Psychology Quarterly. 1997;60(1):52-65. https://doi.org/10.2307/2787011 Gritskevich TI, Kazakov EF, Konovalov AB. Value of reforming social and economic models of interaction in society development. Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2019;35:402-428. https://doi.org/10.15405/epsbs. 2018.02.49

Gritskevich TI, Leukhova MG, Gagin PV, Kalic-hkin KK, Yakimova NS. Introduction of IoT solutions to business processes at locomotive enterprises: Efficiency and transformation of social communications. In: Solovev DB, Savaley VV, Bekker AT, Petukhov VI, editors. Proceeding of the International Science and Technology Conference "FarEas^on 2021".

ФИНАНСИРОВАНИЕ: Работа выполнена в рамках КНТП полного инновационного цикла «Разработка и внедрение комплекса технологий в области разведки и добычи твердых полезных ископаемых, обеспечения промышленной безопасности, биоремедиации, создания новых продуктов глубокой переработки из угольного сырья при последовательном снижении экологической нагрузки на окружающую среду и рисков для жизни населения», утвержденной Распоряжением Правительства от 11.05.2022 № 1144-р, и мероприятия № 7 «Геоинформационная система цифрового регионального управления».

КРИТЕРИИ АВТОРСТВА: М. Г. Леухова - написание разделов введение, объекты и методы исследования, результаты и их обсуждение (опыт Кемеровской области - Кузбасса в реализации мероприятий региональной идентичности), выводы. Т. И. Грицкевич - аннотация, написание разделов объекты и методы исследования, результаты и их обсуждение (стратегический анализ конкурентных преимуществ регионов РФ), выводы.

Singapore: Springer; 2022. pp. 875-883. https:// doi.org/10.1007/978-981-16-8829-4_86 Kvint VL, Okrepilov VV. Quality of life and values in national development strategies. Herald of the Russian Academy of Sciences. 2014;84(3):188-200. https://doi.org/10.1134/ S1019331614030058 Drapezo VYa, Drapezo RG, Gritskevich TI, Leukhova MG. Legal support of digital business: Competencies and tools training future lawyers. In: Solovev DB, Savaley VV, Bekker AT, Petukhov VI, editors. Proceeding of the International Science and Technology Conference "FarEastCon 2021". Singapore: Springer; 2022. pp. 885-892. https://doi.org/ 10.1007/978-981-16-8829-4 87

FUNDING: The work was carried out within the framework of the CSTP of the full innovation cycle "Development and implementation of a complex of technologies in the field of exploration and extraction of solid minerals, industrial safety, bioremediation, creation of new products of deep processing from coal raw materials with a consistent reduction of t he environmental burden on the environment and risks to the life of the population" Government Decree No. 1144-r dated 05.11.2022, Event No. 7 "Geoinformation system of digital regional management".

CONTRIBUTION: M.G. Leukhova - writing sections introduction, objects and methods of research, results and discussions (the experience of the Kemerovo region - Kuzbass in the implementation of regional identity measures), conclusions. T.I. Gritskevich - abstract, writing sections objects and methods of research, results and discussions (strategic analysis of competitive advantages of the regions of the Russian Federation), conclusions.

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 3

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и/или публикации данной статьи.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Леухова Мария Геннадьевна, канд. ист. наук, доцент, проректор по молодежной политике и общественным коммуникациям, заведующая кафедрой стратегии регионального и отраслевого развития, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия; [email protected]; https:// orcid.org/0000-0002-5891-2737 Грицкевич Татьяна Игоревна, д-р фил. наук, профессор кафедры философии и общественных наук, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия; [email protected], https:// orcid.org/0000-0001-6479-504X

CONFLICTS OF INTEREST: The authors declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and/or publication of this article.

ABOUT AUTHORS: Maria G. Leukhova, Ph.D. (Hist.), Associate Professor, Vice-Rector for Youth Policy and Public Communications, Head of the Department of Regional and Sectoral Development Strategy, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia; [email protected]; https:// orcid.org/0000-0002-5891-2737 Tatiana I. Gritskevich, Dr.Sc.(Phil.), Professor of the Department of Philosophy and Social Science, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia; [email protected], https://orcid.org/ 0000-0001-6479-504X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.