Научная статья на тему 'Когнитивная и региональная идентичность как основа стратегирования инновационной образовательной деятельности высшего образования'

Когнитивная и региональная идентичность как основа стратегирования инновационной образовательной деятельности высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тактика стратегирования / стратегическая инициатива / стратегия управления высшим образованием / интеграция образования и бизнес сообщества / инновационная образовательная деятельность / strategizing tactics / strategic initiative / higher education management strategy / integration of education and business community / innovative academic activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Просеков Александр Юрьевич, Грицкевич Татьяна Игоревна, Леухова Мария Геннадьевна

Статья посвящена анализу ключевых категориальных понятий, формирующих когнитивные основания политики стратегирования управления и продвижения инновационной образовательной деятельности высшего образования опорного вуза в реализации Стратегии развития регионов Российской Федерации до 2035 г. и долгосрочной стратегической инициативы Кемеровского государственного университета в формировании Стратегии развития Кузбасса до 2071 г. Проанализированы вызовы системно-функциональных проблем высшего образования, обусловленные быстрыми темпами социально-экономических изменений цифровой экономики, а также влияние цифровизации на явления профессиональной миграции и процессы формирования центров инноваций. Отмечено, что региональные кластеры инновационного развития сегодня формируют уникальные модели взаимодействия усилий власти – бизнеса – науки в развитии новых перспективных отраслей диверсификации сырьевой экономики. Инновационная площадка высшего образования опорного университета Кузбасса определяет тенденции трансформирования смысловых категорий региональной идентичности и стратегическую инициативу наращивания конкурентных преимуществ на основании научно-экономического потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Просеков Александр Юрьевич, Грицкевич Татьяна Игоревна, Леухова Мария Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive and Regional Identity as a Basis for Strategizing Innovative Academic Activities of Higher Education

The authors analyzed the key categories that form the cognitive foundations of the strategizing management and promoting innovative academic activities at the Kemerovo State University as part of Regional Development Strategy 2035 and Kuzbass Strategy 2071. The article introduces the challenges of systemic and functional problems of higher education caused by the rapid socio-economic changes in the digital economy. The authors focused on the impact of digitalization on professional migration and innovation centers. It is noted that regional clusters of innovative development today form unique models of interaction between the efforts of government – business – science in the development of new promising sectors of diversification of the raw economy.

Текст научной работы на тему «Когнитивная и региональная идентичность как основа стратегирования инновационной образовательной деятельности высшего образования»

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 3

Оригинальная статья УДК 303.4:378

Когнитивная и региональная идентичность как основа стратегирования инновационной образовательной деятельности высшего образования

А. Ю. Просеков1, Т. И. Грицкевич2, М. Г. Леухова3

1 2 3

Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия

1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-5630-3196

2

[email protected]; https://orcid.org/0000-0001-6479-504X

3

[email protected]; https://orcid.org/0000-0002-5891-2737

Аннотация: Статья посвящена анализу ключевых категориальных понятий, формирующих когнитивные основания политики стратегирования управления и продвижения инновационной образовательной деятельности высшего образования опорного вуза в реализации Стратегии развития регионов Российской Федерации до 2035 г. и долгосрочной стратегической инициативы Кемеровского государственного университета в формировании Стратегии развития Кузбасса до 2071 г. Проанализированы вызовы системно-функциональных проблем высшего образования, обусловленные быстрыми темпами социально-экономических изменений цифровой экономики, а также влияние цифровизации на явления профессиональной миграции и процессы формирования центров инноваций. Отмечено, что региональные кластеры инновационного развития сегодня формируют уникальные модели взаимодействия усилий власти - бизнеса - науки в развитии новых перспективных отраслей диверсификации сырьевой экономики. Инновационная площадка высшего образования опорного университета Кузбасса определяет тенденции трансформирования смысловых категорий региональной идентичности и стратегическую инициативу наращивания конкурентных преимуществ на основании научно-экономического потенциала региона. Ключевые слова: тактика стратегирования, стратегическая инициатива, стратегия управления высшим образованием, интеграция образования и бизнес сообщества, инновационная образовательная деятельность

Цитирование: Просеков А. Ю., Грицкевич Т. И., Леухова М. Г. Когнитивная и региональная идентичность как основа стратегирования инновационной образовательной деятельности высшего образования // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 3. С. 304-318. https://doi. org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-304-318

Поступила в редакцию 20.05.2022. Прошла рецензирование 25.05.2022. Принята к печати 03.10.2022.

304

© 2022. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 3

original article

Cognitive and Regional Identity as a Basis for Strategizing Innovative Academic Activities of Higher Education

Alexander Yu. Prosekov1, Tatiana I. Gritskevich2, Maria G. Leukhova3

1 2 3

Kemerovo State University, Kemerovo, Russia

[email protected]; https://orcid.org/0000-0002-5630-3196

2

[email protected]; https://orcid.org/0000-0001-6479-504X

3

[email protected]; https://orcid.org/0000-0002-5891-2737

Abstract: The authors analyzed the key categories that form the cognitive foundations of the strategizing management and promoting innovative academic activities at the Kemerovo State University as part of Regional Development Strategy 2035 and Kuzbass Strategy 2071. The article introduces the challenges of systemic and functional problems of higher education caused by the rapid socio-economic changes in the digital economy. The authors focused on the impact of digitalization on professional migration and innovation centers. It is noted that regional clusters of innovative development today form unique models of interaction between the efforts of government - business - science in the development of new promising sectors of diversification of the raw economy.

Keywords: strategizing tactics, strategic initiative, higher education management strategy, integration of education and business community, innovative academic activity

Citation: Prosekov AYu, Gritskevich TI, Leukhova MG. Cognitive and Regional Identity as a Basis for Strategizing Innovative Academic Activities of Higher Education. Strategizing: Theory and Practice. 2022;2(3):304-318. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-304-318

Received 20 May 2022. Reviewed 25 May 2022. Accepted 03 October 2022.

ктмтАтытт^тжшш^^шшшш

1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-5630-3196

[email protected]; https://orcid.org/0000-0001-6479-504X

[email protected]; https://orcid.org/0000-0002-5891-2737

2О22^5Л2О0 if$0®: 2О22^5Д250 2О22^1ОДО30

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 3

Государственное регулирование и стимулирование развития инновационных образовательных продуктов, создаваемых организациями высшего образования, осуществляется в рамках деятельности по достижению целевых задач реализации направления «Инновационное развитие и модернизация экономики» политики РФ в выполнении государственных программ. Их участником является Министерство науки и высшего образования Российской Феде-рации1. Задачи государственной политики в производстве инновационных разработок и технологий научно-образовательными организациями реализует госпрограмма «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» с периодом действия 2019-2030 гг.2. Программа консолидирует направления движения по достижению целевых показателей национальных проектов «Образование», «Наука» и «Цифровая экономика», закрепленных Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 29.03.2019. Стимулирование развития инновационной инфраструктуры по производству учеными новых перспективных прорывных технологических решений, продуктов и изобретений (результатов интеллектуальной деятельности) осуществляется государством в рамках национального проекта «Наука и университеты» путем формирования новых интегрированных практик стратегического взаимодействия науки - образования - бизнеса - власти в рамках созданных научно-образовательных центров НОЦ мирового уровня. Первая десятка вузов-участников НОЦ в 2021 г. по итогам конкурсных процедур защи-

ты собственных стратегий развития получила финансирование на реализацию уникальных моделей исследования на основе функционирования инновационных площадок, интегрирующих в своей деятельности научные и образовательные организации, а также промышленные предприятия в объединении общих усилий создания и внедрения инновационных разработок3.

Основной целью стратегирования и управления инновационным развитием перспективных наукоемких направлений исследовательских центров является формирование в образовательной экосистеме вузов новых центров технологического предпринимательства и лидерства регионального развития. Основными векторами инновационности высшего образования являются иницирование и селекция инноваций наукоемких технологий мирового уровня, а также проектирование и моделирование инновационных образовательных процессов высших учебных заведений на различных уровнях интеграции. Стратегирование инновационного развития вуза во многом определяется эффективностью организации информационного когнитивного пространства не только руководящего звена управления научно-образовательной деятельностью, но и единством содержания категориальных критериев академической исследовательской свободы научного поиска и ростом показателей реализации научно-образовательной инновационной деятельности преподавательского состава.

Образовательные инновации - это нововведения в образовательных процессах, способные вызвать изменение способов, когнитивных меха-

1 Официальный портал Госпрограмм РФ. URL: https://programs.gov.ru (дата обращения: 07.11.2021).

2 Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». URL: https://government.ru/rugovclassifier/858/events (дата обращения: 07.11.2021).

3 Национальный проект «Наука и университеты». URL: https://government.ru/news/42429 (дата обращения: 07.11.2021).

4 Алтухова Е. С. Наука и современное представление молодых россиян о ней: проблемы оценки эффективности развития // Молодежь в условиях цифровизации общества: международный, национальный и региональный аспекты: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово, 2020. С. 346-350.

5 Просеков А. Ю., Грицкевич Т. И., Леухова М. Г. Стратегии управления проектами, имеющими статус Федеральной инновационной площадки высшего образования // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2021. С. 59-66.

6 Ситникова Е. Л. Развитие инновационной инфраструктуры в сфере образования: опыт региона // Социальные отношения. 2019. Т. 29. № 2. С. 90-97.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 3

низмов познавательной деятельности и стиля мышления обучающихся и формирование способности моделировать и создавать новое4,5,6,7. Инновационное развитие вуза представляет собой стратегию формирования и реализации новых форм образовательных коммуникаций посредством обмена идей и знаний, которые способны к воплощению и практическому использованию проектов, удовлетворяющих стратегическим ориентирам развития экономики8,9,10,11.

Образовательные учреждения сегодня самостоятельно инициируют инновационные проекты и образовательные программы, имеющие стратегическое значение в обеспечении процессов модернизации системы образования с учетом целевых задач траектории основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, в основании которых лежит развитие инициатив экономических моделей региональной идентичности. Очевидны потребности формирования новых образовательных продуктов, стимулирующих творческий потенциал создания разнообразных результатов интеллектуальной деятельности и отвечающих востребованности цифровизации экономики развивающихся отраслей, включая малое инноваци-

12

онное и технологическое предпринимательство12. Актуальными запросами работодателей на рынке труда стали новые профессии, сопровождающие аддитивные технологии, смарт-производства и 1оТ - Интернет вещей.

Общемировые тенденции расширения пространства, внедрения технологий умного производства, Интернета вещей и экологически

чистых технологий и управления устойчивым социально-экономическим развитием общества являются факторами трансформации и обновления содержания профессиональных программ высшего и среднего образования. Обеспечением стратегической устойчивости образовательных организаций является тенденция широкого внедрения в процессы обучения индивидуальных профильных образовательных траекторий, направленных на формирование новых профессиональных компетенций выпускника и модернизацию профессиональных стандартов. Глобальные тренды высшего профессионального образования последнее десятилетие демонстрируют на рынке труда запросы работодателей на специалистов, владеющих компетенциями новых смежных профессий, сочетающих в себе профессиональные навыки разных специальностей. Стратегия современного проектирования развития производства неотделима не только от экономических расчетов эффективности и прибыли, но и во многом обусловлена своевременностью внедрения новых материалов, экологических технологий и механизмов реализации моделей обновления циклов производства на основе экологических программ утилизации отходов потребления, биоэтических стандартов, правовых инструментов защиты интеллектуальной собственности и управления продвижением инноваций на рынке. Наиболее востребованной и практически значимой компетенцией современного специалиста становится наличие аксиологически обусловленных базовых перцептивно-мыслительных структур сознания,

7 Concept of noospheric education: innovative methods for developing personal cognitive strategies / E. S. Goldshmidt [et al.] // Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2019. Vol. 35. P. 383-394. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.45

8 Грицкевич Т. И., Леухова М. Г., Корчагина И. В. Социальное взаимодействие участников федеральных инновационных площадок как моделирование инновационных образовательных практик вузов // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2021. С. 36-41.

9 Грицкевич Т. И. Социальный порядок: новые смыслы образовательного пространства гумманитарных наук // Евразийское образовательное пространство: актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания: сборник статей IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Кемерово, 2021. С. 20-22.

10 Панькова А. Ю., Леухова М. Г. Стратегические приоритеты развития системы школьного питания в Кемеровской области - Кузбассе // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов. Кемерово, 2021. С. 67-71.

11 Этапы развития экологического образования / Ю. В. Дудовцева [и др.] // Стратегирование экологического развития Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. С. 338-361. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2797-3

12 Леухова М. Г. Профессиональная подготовка стратегических лидеров в Кузбассе // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 418.

ТИАМ РНАСТЮЕ

2022. Уо1 2. N0 3

способного создать инновационный продукт, который генерирует концептуальные основания межкультурных и межпредметных коммуникаций единой связи «человек - человек - вещь -процесс - мир». Инновационные продукты становятся востребованными, если они позволяют эффективно выстраивать социальную коммуникацию на основе когнитивной идентичности определения приоритетов, целей, сценариев реализации и тактических действий политики продвижения.

Высвобождение значительной части работников, занятых на производстве отраслей индустрии, является не только последствием роботизации производственных процессов и внедрения смарт-механизмов. Особое внимание привлекают механизмы социальных коммуникаций развития профессиональных компетенций сотрудников, демонстрирующих симбиоз личностных стратегий развития профессиональной карьеры и возможностей их реализации в русле общей стратегии развития организации и стратегии экономического развития региона. Формирование ценностных ориентиров изобретательности, флексибильности и солидарности в решении производственных задач основано на развитии базовых профессиональных компетенций создаваемых вузами новых инновационных образовательных продуктов, востребованных новыми структурами экономики коммуникаций профессиональных компетенций13. Системные проблемы управления развитием образования обусловлены рисками принятия решений, инициирующих неконтролируемые масштабные изменения. Система образовательной деятельности высших учебных заведений настроена на трансформирование базовых образовательных программ путем выделения осо-

бенных блоков, формирующих необходимые профессиональные компетенции в направлениях и профилях14,15. Однако каждый регион имеет свои уникальные особенности экономического развития, которые диктуют формирование рынка труда. Сами региональные кластеры инновационного развития сегодня формируют уникальные модели взаимодействия усилий власти - бизнеса - науки в выделении новых перспективных отраслей диверсификации сложившихся экономических структур.

Стратегия, как отмечено В. Л. Квинтом, «это система поиска, формулирования и развития доктрины, которая обеспечит долгосрочный успех при ее последовательной и полной реализа-ции»16. В общей теории стратегирования отмечено, что «конечной целью стратегии является общее развитие социально-экономической системы, направленное в итоге на повышение качества жизни людей»17. Процессы категоризации и лингвистических оснований формирования содержательных смыслов оценочных сравнительных понятий обусловлены механизмами социальных сравнений. Развивая теорию социальных сравнений, Л. Фестингер и Дж. Тернер отметили, что социальная идентичность и определение личностью выбора принадлежности себя к определенной социальной группе или разделение единства убеждений и принятие обоснований формируются на основе когнитивной идентичности. Она раскрывается в механизмах согласования жизненного опыта с восприятием актуальной информации, формирует мотивацию и определяет приоритеты направлений деятельности. Содержательный анализ феномена идентичности в исследованиях Г. А. Миненкова демонстрирует его особую значимость в процессах стратегического управления, поскольку это «категория

13 Просеков А. Ю., Грицкевич Т. И., Леухова М. Г. Стратегии управления проектами...

14 Грицкевич Т. И., Леухова М. Г., Корчагина И. В. Социальное взаимодействие участников.

15 Вопросы образования и психологии / Е. А. Бакланова [и др.]. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2021. 172 с. https://doi.org/10.31483/a-10334

16 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7

17 Квинт В. Л. Гносеология и методология формирования стратегии как науки // Куда идти? Проблемы реформирования институтов и экономической политики в России: сборник докладов научной конференции, посвященной 15-летию Московской школы экономики МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2020. С. 95-100. https://doi.org/10.38006/907345-19-5.2020.95.100

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 3

социального и гуманитарного знания, ориентированная на выявление и описание смысловых характеристик индивидуальных и коллективных действий в контексте (само) определения принадлежности субъектов данных действий к тем или

иным группам и/или сообществам и соответству-

18

ющим ценностно-нормативным регуляциям» .

Анализ социальной идентичности показывает тесную связь понятий, которые обеспечивают процессы категоризации и социального сравнения. В связи с этим отмеченная В. Л. Квинтом особенность стратегического планирования, основанная на первоначальном анализе именно внешней среды, в противовес широко применяемому SWOT-анализу внутренней среды, позволяет выделить в приоритете анализ и выявление основополагающих гносеологических обоснований и смысловых конструкций, транслируемых в системе социальных коммуникаций личности с внешней средой, и в большей степени выявление воздействующих мотивационных ценностей.

Лидерство и устойчивость инновационных стратегий развития высшего образования обуславливают единство когнитивного пространства и региональной идентичности в определении приоритетных социально-экономических оснований функционирования интегративных структур, инициирующих инновации. Стратегирование приоритетных направлений высшего образования на долгосрочный период не только формирует инвестиционную привлекательность отрасли, но и определяет приток человеческого капитала в приоритетные направления экономической деятельности. Приоритеты, определяемые на основе научного стратегирования и социально-экономического моделирования развития образования, как отмечено В. Л. Квинтом в теории «системы стратегии вуза», выстраиваются в анализе ког-

нитивных структур единой системы стратегиро-вания от глобальной стратегии существования человечества - международной стратегии (экономики отраслей и регионов) - государственной национальной стратегии - государственной отраслевой и региональной - к стратегии развития вуза в модели выстраивания коммуникаций отраслевого, регионального и международного уровней подготовки кадров для социально-экономической деятельности19. Взаимосвязь иерархии уровней стратегий обусловлена единством гносеологического пространства в наличии ясных непротиворечивых понятий, демонстрирующих возможность социальной идентификации, свободы осознанного выбора профессиональной судьбы и самоопределения.

Есть два важных критерия успешности стра-тегирования инновационного развития университета.

Первый раскрывается в понятии когнитивной идентичности как единого содержания, толкования и понимания основополагающих понятий и категорий базовой основы ядра стратегии. Когнитивная идентичность - система базовых перцептивно-познавательных и формально-логических структур мыслительной деятельности человека, обусловленная избирательным выделением из информационного потока той информации, которая аксиологически маркирована как ценностная. Познавательный опыт, исторические традиции и психология поведенческих стереотипов ориентированы на поддержание социальной коммуникации, поскольку одновременно являются системой поддержания информационного обмена между людьми и системой когнитивных механизмов самоидентификации личности как уникальной и особенной, осознанно причисляющей себя к определенной социаль-

18 Миненков Г. Я. Идентичность как предмет политического анализа // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. Т. 1 / под ред. И. С. Семененко, В. В. Лапкина, Л. А. Фадеевой. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С. 18-25.

19 Алабина Т. А. Роль концепции стратегирования В. Л. Квинта в экономических исследованиях стратегий и ее особенности // Управленческое консультирование. 2021. Т. 153. № 9. С. 45-57. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-9-45-57

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 3

20,21,22,23,24,25,26 т-.

ной группе или сообществу . Вы-

страивание механизма социальных коммуникаций внутри организационной схемы управления научно-образовательной деятельностью должно формировать единое когнитивное пространство всех участников процесса. В исследованиях А. Тэшфела феномена когнитивного определения границ межгруппового и межличностного пространства был выявлен ряд закономерностей. Идентификация личностью себя как принадлежащей к социальной группе и поддерживающей базовые общечеловеческие ценности усиливала мотивацию и самопожертвование в достижении целей во благо социальной группы, с которой он себя идентифицирует. А. Тешфэл причину такой мотивации видел во внутригрупповой выгоде. Исследования когнитивных стратегий и механизмов целеполагания личностью видения своего будущего выявили феномен образования определенной социальной группой устойчивого информационного пространства формулирования, понимания и применения базовых понятий, формирующих мировоззренческие и аксиологические установки деятельностной активности человека. Каждый индивид, идентифицирующий себя с социальной группой, руководствуется этими универсальными понятиями,

вплетая в личностную мотивацию аксиологиче-

27,28

ские ориентиры социальной группы .

Когнитивная идентичность основывается на базовых общечеловеческих ценностях качественных изменений, ведущих к социальному одобрению достижений. Продуктивность инновационной активности научных исследований определена поиском решения глобальных проблем человеческого существования: борьбы с бедностью и болезнями, стремлением к счастью и доступностью познания. Интеграция аксиологических ориентиров в гносеологическое пространство формирует причастность личности к соучастию в изменени-ях29. Сочетание свободы реализации познавательной деятельности с достижением научных результатов, направленных на решение актуальных проблем человеческого общества, становится двойным стимулом когнитивной идентификации личности как новатора.

В системе инновационных коммуникаций университеты наделяются стратегической инициативой лидера исследовательского поиска. Согласно концепции «третьей миссии» универ-

30,31

ситеты формируют отрасли нового знания . Университеты активно вовлечены в экономику и социально-культурную жизнь региона, страны

20 Борьба за идентичность и новые институты коммуникаций / Н. А. Беляева [и др.]. М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. 263 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Грицкевич Т. И. Антиномии идентичности и индивидуальности в поиске оснований социального взаимодействия // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2020. С. 62-67.

22 Шилов Н. А. Русская идентичность в постсоветскую эпоху и её способность к образованию сообщества // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2020. С. 247-254.

23 Грицкевич Т. И. Порождение смыслов как основа модальности социального взаимодействия // Модусы социального взаимодействия: концепты идентичности, духовного опыта, общественных преобразований / под ред. О. Ф. Гавриловой [и др.]. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. С. 86-91.

24 Грицкевич Т. И. Реформаторство и социальное конструирование смыслов в религии // Религия в современном мире: вызовы и перспективы в контексте христианской теологии / под ред. О. Ф. Гавриловой. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. С. 106-137.

25 Грицкевич Т. И., Леухова М. Г., Корчагина И. В. Социальное взаимодействие участников.

26 Грицкевич Т. И. Социальный порядок.

27 Грицкевич Т. И. Порождение смыслов как основа модальности.

28 Фадеева Л. А. Идентичность как категория политической науки: Исследовательское поле и когнитивный потенциал // Политическая наука. 2016. № 2. С. 164-180.

29 Gritskevich T. I., Kazakov E. F., Konovalov A. B. Value of reforming social and economic models of interaction in society development // Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2019. Vol. 35. P. 402^28. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.49

30 Clark B. R. Creating entrepreneurial universities: Organizational pathways of transformation. Emerald Group Publishing Limited, 1998. 200 p.

31 Драпезо В. Я. Грицкевич Т. И., Драпезо Р. Г. Цифровые доказательства в гражданском, административном и уголовном процессе и формирование цифровых компетенций как профессиональных навыков юриста в вузах // Сибирский антропологический журнал. 2021. Т. 5. № 3. С. 184-198.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 3

и мирового сообщества. Их исследовательская деятельность открыта для трансфера знаний в общество.

Лидирование стратегической инициативы вузов выражается процессами влияния научных достижений и открытий на будущие ориентиры социально-экономического развития. Высокотехнологичный бизнес выходит из стен университетов, имеющих связку «вуз - трансфер инноваций - бизнес». Гуманитарные вузы стали активно осуществлять смену образовательных стратегий, ориентируясь на подготовку профессий цифровой экономики и сопровождения инно-

32,33,34

вационного предпринимательства .

Методология теории стратегирования академика В. Л. Квинта в анализе проблем стратегического управления человеческими ресурсами базируется на концепции построения индивидуальной стратегии в согласованном созвучии стратегических инициатив национальных, региональных, отраслевых и корпоративных стра-тегий35.Трансграничность цифровой экономики и новые технологические решения социальных коммуникаций остро выделяют проблему региональной идентичности в формировании не только региональных стратегических инициатив, но и междисциплинарных категорий, способных формулировать регионально-территориальную уникальность в аксиологических параметрах выстраивания системы ценностей и целевых достижений.

Выстраивание стратегических инициатив научно-образовательной деятельности вузов тесно связано с формированием содержания понятия региональной идентичности. Особенность географического местоположения территории, культурно-историческое наследие, специфика экономической практики и сложившиеся традиции эмоционально-культурных особенностей и ценностных установок, присущих большин-

ству индивидов, проживающих в регионе, будут определять содержательные критерии базовых понятий их социально-экономического взаимодействия. Выбор сильных черт психологии поведения, менталитета и когнитивных механизмов успешного социально-экономического взаимодействия будет определять устойчивость идентификации индивидами себя с регионом. Смысловые конструкции региональных ценностей позволяют раскрывать творческий потенциал создания уникальных инновационных продуктов и технологий и формировать инновационную инфраструктуру образовательного учреждения с учетом ее исторических и региональных особенностей и целевой аудитории. Гармоничное сочетание национальных, региональных и отраслевых стратегических ориентиров широко раскрывается в разработке, апробации или внедрении:

- новых педагогических технологий и систем воспитания;

- инновационных образовательных программ;

- новых профилей подготовки специалистов для обеспечения кадрового и научного потенциала инновационно-технологического развития региона, страны и международной деятельности;

- методик профессионального развития и подготовки кадров на основе современных образовательных технологий;

- новых институтов общественного участия и механизмов управления образованием;

- новых направлений сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования.

Стратегические изменения в образовании обуславливают формирование образовательных трендов, в том числе цифровых. Они являются глобальными вызовами профессорскому сообществу в гибком реагировании и ответных дей-

32 Там же.

33 Грицкевич Т. И., Леухова М. Г., Корчагина И. В. Социальное взаимодействие участников...

34 Грицкевич Т. И. Социальный порядок.

35 Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К. Согласованность глобальных и национальных интересов с региональными стратегическими приоритетами // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 11. С. 900-909. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909

ТИАМ РНАСТЮЕ

2022. Уо1 2. N0 3

ствиях, определяющих эффективность избранной стратегии управления изменениями высшего образования.

Построение стратегии развития инновационно-образовательной деятельности Кемеровского государственного университета основывалось на формировании единого информационно-когнитивного пространства, позволяющего выстраивать профессорско-преподавательскому составу личностные траектории роста в консолидированной среде аксиологических ориентиров, направленных на решение задач отраслевого, регионального и международного уровней. Выявление инновационного потенциала научных школ, коллективов и сообществ позволило создать новые перспективные инновационно-образовательные и научно-исследовательские направления деятельности университета, в основании которых заложены базовые принципы экологии взаимодействия, формирования гибких индивидуально ориентированных образовательных программ подготовки специалистов, востребованных как на региональном, так и на международном уровнях.

Основной методикой управления инновационными инициативами является базовая стратегическая концепция развития Кемеровского государственного университета на период с 2017 по 2021 гг., Стратегия развития до 2035 г., ориентиры Концепции инновационного развития Кемеровской области на период до 2030 г., утвержденные Коллегией Администрации Кемеровской области от 29.12.2017 № 623-р, и Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на период до 2035 г., утвержденная Законом Кемеровской области от 26.12.2018 № 122-ОЗ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года» в редакции 23.12.2020.

Опережающее прогнозирование потребностей в новых кадрах инновационной флексибельной экономики в тесном сотрудничестве с региональной властью позволило университету быстро

реагировать на потребности рынка труда, ориентировать образовательный выбор молодежи, инициировать и реализовывать новые виды экономической деятельности, способы организации производства, бизнеса и формы занятости на территории региона и обеспечивать диверсификацию экономики Кузбасса, его интеграцию в глобальные (несырьевые) производственные цепочки, решение экологических и социально-экономических проблем региона в интересах долговременного опережающего и устойчивого развития. Авторские коллективы придерживаются единого мнения о том, что необходимо формировать коммуникативные открытые площадки, которые будут способствовать развитию талантливых специалистов в отраслях региональной экономики, стимулировать его инновационную, инвестиционную и предпринимательскую привлекательность.

В Кемеровском государственном университете сформировалась команда стратегов, научные интересы которой направлены на активное исследование перспективных направлений развития Кузбасса, его сильных социально-экономических позиций и диверсификации новых отраслей региональной экономики, которые создадут инновационные направления в цифровой экономике. Под научным руководством академика В. Л. Квинта и заведующей кафедрой стратегии регионального и отраслевого развития КемГУ М. Г. Леуховой в регионе ведется профессиональная подготовка магистров профиля «Экономическая и финансовая стратегия» мирового уровня, являющаяся аналогом программ подготовки Московской школы экономики МГУ имени М. В. Ломоносова и Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Учеными инициирован ряд научных стратегических сессий, итогами которых стали научные исследования по стратегированию ключевых отраслей региона и формированию когнитивной и региональной идентичности в развитии перспективных направлений стратегии развития Кузбасса до 2035 г., а также новых перспектив-

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 3

ных направлений стратегии развития Кузбасса

гп 36 37 38 у-л у-л

на 50-летнюю перспективу , , . Среди них Стратегия интеграции проектов регионального технологического бизнеса на площадке АНО «Научно-образовательный центр "Кузбасс"», внедрение цифровых аналитических систем технологии «умного города» с выстраиванием прямых механизмов коммуникации с жителями региона, стратегии защиты и безопасности водных ресурсов региона, экологической защиты и мониторинга природных ресурсов, создание новых инновационных кластеров для диверсификации сырьевой экономики в моделях торгово-выставочной, культурно-образовательной, событийной и туристической деятельности, а также технологического

ЛИТЕРАТУРА

Алабина Т. А. Роль концепции стратегирования В. Л. Квинта в экономических исследованиях стратегий и ее особенности // Управленческое консультирование. 2021. Т. 153. № 9. С. 45-57. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-9-45-57 Алтухова Е. С. Наука и современное представление молодых россиян о ней: проблемы оценки эффективности развития // Молодежь в условиях цифровизации общества: международный, национальный и региональный аспекты: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово, 2020. С.346-350. Борьба за идентичность и новые институты коммуникаций / Н. А. Беляева [и др.]. М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. 263 с. Вопросы образования и психологии /Е. А. Бакланова и др.]. Чебоксары: Издателький дом«Сре-да», 2021. 172 с. https://doi.org/10.31483/a-10334 Грицкевич Т. И. Антиномии идентичности и индивидуальности в поиске оснований социального взаимодействия // Социальные коммуникации: философские, политические, культур-

предпринимательства и развития горнолыжного экокомплекса в Шерегеше.

Необходимо подчеркнуть наличие широких возможностей для формирования собственных уникальных стратегических инициатив вузами как внутри региона, так и на федеральном уровне и международной арене рынка образования. Когнитивная и региональная идентичность в формировании единого пространства инновационных изменений для лидеров, а также создание диалоговых структур с ключевыми игроками социально-экономических изменений позволяют формировать устойчивые модели социально-экономических коммуникаций стратегического развития университета.

но-исторические измерения: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2020. С. 62-67. Грицкевич Т. И. Порождение смыслов как основа модальности социального взаимодействия // Модусы социального взаимодействия: концепты идентичности, духовного опыта, общественных преобразований / под ред. О. Ф. Гавриловой [идр.]. Кемерово:Кемеровский государственный университет, 2020. С. 86-91. Грицкевич Т. И. Реформаторство и социальное конструирование смыслов в религии // Религия в современном мире: вызовы и перспективы в контексте христианской теологии / под ред. О. Ф. Гавриловой. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. С. 106-137. Грицкевич Т. И. Социальный порядок: новые смыслы образовательного пространства гум-манитарныхнаук//Евразийскоеобразовательное пространство: актуальные проблемы современного социально-гуманиарного знания: сборник

36 Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 290-299. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299

37 Квинт В. Л., Астапов К. Л. Стратегия Кузбасса на 50-летнюю перспективу в книгах Библиотеки «Стратегия Кузбасса» // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 2. С. 123-135. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-123-135

38 Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 283 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2812-3

ТИАМ РНАСТЮЕ

2022. Уо1 2. N0 3

статей IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Кемерово, 2021. С. 20-22.

Грицкевич Т. И., Леухова М. Г., Корчагина И. В. Социальное взаимодействие участников федеральных инновационных площадок как моделирование инновационных образовательных практик вузов // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2021. С.36-41.

Драпезо В. Я. Грицкевич Т. И., Драпезо Р. Г. Цифровые доказательства в гражданском, административном и уголовном процессе и формирование цифровых компетенций как профессиональных навыков юриста в вузах // Сибирский антропологический журнал. 2021. Т. 5. № 3. С.184-198.

Квинт В. Л. Гносеология и методология формирования стратегии как науки // Куда идти? Проблемы реформирования институтов и экономической политики в России: сборник докладов научной конференции, посвященной 15-летию Московской школы экономики МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2020. С. 95-100. https://doi.org/ 10.38006/907345-19-5.2020.95.100

Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7

Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 290-299. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299

Квинт В. Л., Астапов К. Л. Стратегия Кузбасса на 50-летнюю перспективу в книгах Библиотеки «Стратегия Кузбасса» // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 2. С. 123-135. 1^:// doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-123-135

Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К. Согласованность глобальных и национальных интересов региональными стратегическими приоритетами // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 11.С. 900-909. https://doi.org/10.35854/ 1998-1627-2021-11-900-909 Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 283 с. https://doi.org/10.21603/ 978-5-8353-2812-3 Леухова М. Г. Профессиональная подготовка стратегических лидеров в Кузбассе // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 418. Матвеева Н. А. Механизмы реализации инновационного потенциала образовательной организации высшего образования (на примере анализа деятельности ФИП) // Мир науки, культуры, образования. 2020. Т. 81. № 2. С. 221-224. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00270 Миненков Г. Я. Идентичность как предмет политического анализа // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. Т. 1 / под ред. И. С. Семененко, В. В. Лапкина, Л. А. Фадеевой. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С.18-25. Панькова А. Ю., Леухова М. Г. Стратегические приоритеты развития системы школьного питания в Кемеровской области - Кузбассе // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов. Кемерово, 2021. С. 67-71. Просеков А. Ю., Грицкевич Т. И., Леухова М. Г. Стратегии управления проектами, имеющими статус Федеральной инновационной площадки высшего образования // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2021. С.59-66.

Ситникова Е. Л. Развитие инновационной инфраструктуры в сфере образования: опыт региона //

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 3

Социальные отношения. 2019. Т. 29. № 2. С.90-97.

Стратегирование водных ресурсов Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 388 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2725-6

Стратегирование отрасли туризма и выста-вочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2718-8

Стратегирование человеческого потенциала Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 453 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2642-6

Стратегирование экономического и инвестиционного развития Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 364 с. https://doi.org/10.21603/ 978-5-8353-2724-9

Фадеева Л. А. Идентичность как категория политической науки: Исследовательское поле и когнитивный потенциал // Политическая наука. 2016. № 2. С. 164-180.

Шилов Н. А. Русская идентичность в постсоветскую эпоху и её способность к образованию сооб-

REFERENCES

Alabina TA. The role of the concept of strategizing by V.L. Kvint in economic research of strategies and its features. Administrative Consulting. 2021;153(9):45-57. (In Russ.) https://doi.org/ 10.22394/1726-1139-2021-9-45-57

Altukhova ES. Nauka i sovremennoe predstavle-nie molodykh rossiyan o ney: problemy otsen-ki ehffektivnosti razvitiya [Science and what young Russians think about it: issues of assessing the development effectiveness]. Molodezh' v usloviyakh tsifrovizatsii obshchestva: mezh-dunarodnyy, natsional'nyy i regional'nyy aspekty: Sbornik statey Vserossiyskoy nauchno-praktihes-koy konferentsii [Youth in the conditions of social digitalization: international, national, and regi-

щества // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2020. С. 247-254.

Этапы развития экологического образования / Ю. В. Дудовцева [и др.] // Стратегирование экологического развития Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский госдар-ственный университет, 2021. С. 338-361. https:// doi.org/10.21603/978-5-8353-2797-3

Clark B. R. Creating entrepreneurial universities: Organizational pathways of transformation. Emerald Group Publishing Limited, 1998. 200 p.

Concept of noospheric education: innovative methods for developing personal cognitive strategies / E. S. Goldshmidt [et al.] // Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2019. Vol. 35. P. 383-394. https://doi.org/10.15405/epsbs. 2018.02.45

Gritskevich T. I., Kazakov E. F., Konovalov A. B. Value of reforming social and economic models of interaction in society development // Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2019. Vol. 35. P. 402-428. https://doi.org/10.15405/ epsbs.2018.02.49

onal aspects: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]; 2020; Kemerovo. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. p. 346-350. (In Russ.)

Belyaeva NA, Belyaeva NM, Borisova NV, Gilev AV, Granatova YuV, Danilova GA, et al. Bor'ba za identichnost' i novye instituty kommunikatsiy [Struggle for identity and new communication institutions]. Moscow: Rossiyskaya politicheskaya ehntsiklopediya; 2012. 263 p. (In Russ.)

Baklanova EA, Barzykina TA, Beketova SI, Bogatyreva LM, Vallis I, Vikhman VV, et al. Voprosy obrazovaniya i psikhologii [Issues of education and psychology]. Cheboksary: Izdatel'skiy

STRATEGIZING:

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 3

https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-304-318

dom "Sreda"; 2021. 172 p. (In Russ.) https://doi. org/10.31483/a-10334

Gritskevich TI. Antinomii identichnosti i individu-al'nosti v poiske osnovaniy sotsial'nogo vzaimod-eystviya [Antinomies of identity and individuality in the search for the foundations of social interaction]. Sotsial'nye kommunikatsii: filosofskie, politicheskie, kul'turno-istoricheskie izmereniya: sbornik statey I Vserossiyskoy nauchno-praktich-eskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Social communications: philosophical, political, cultural, and historical dimensions: Proceedings of the I All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation]; 2020; Kemerovo. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. p. 62-67. (In Russ.)

Gritskevich TI. Porozhdenie smyslov kak osno-va modal'nosti sotsial'nogo vzaimodeystviya [Generation of meanings as the basis of the modality of social interaction]. In: Gavrilova OF, Gavrilov EO, Gritskevich TI, Zhukova OI, Kazakov EF, et al., editors. Modusy sotsial'nogo vzaimod-eystviya: kontsepty identichnosti, dukhovnogo opyta, obshchestvennykh preobrazovaniy [Modes of social interaction: concepts of identity, spiritual experience, and social transformations]. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. pp. 86-91. (In Russ.)

Gritskevich TI. Reformatorstvo i sotsial'noe kon-struirovanie smyslov v religii [Reformation and social construction of meanings in religion]. In: Gavrilova OF, editor. Religiya v sovremen-nom mire: vyzovy i perspektivy v kontekste khris-tianskoy teologii [Religion in the modern world: challenges and prospects of Christian theology]. Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. pp. 106-137. (In Russ.)

Gritskevich TI. Sotsial'nyy poryadok: novye smysly obrazovatel'nogo prostranstva gummanitarnykh nauk [Social order: new meanings of the academic space in the humanities]. Evraziyskoe obra-zovatel'noe prostranstvo: aktual'nye problemy sovremennogo sotsial'no-gumanitarnogo znaniya: sbornik statey IV Vserossiyskoy nauchnoy kon-

ferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Eurasian Academic Space: relevant issues of modern social and humanitarian knowledge: Proceedings of the IV All-Russian Scientific Conference with international participation]; 2020; Kemerovo. Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. p. 20-22. (In Russ.)

Gritskevich TI, Leukhova MG, Korchagina IV. Sotsial'noe vzaimodeystvie uchastnikov federal'nykh innovatsionnykh ploshchadok kak modelirovanie innovatsionnykh obrazovatel'nykh praktik vuzov [Social interaction of participants of federal innovation platforms as modeling of innovative academic practices of universities]. Sotsial'nye kommunikatsii: filosofskie, politicheskie, kul'turno-istorich-eskie izmereniya: sbornik statey II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdun-arodnym uchastiem [Social communication: philosophical, political, cultural, and historical dimensions: Proceedings of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation]; 2020; Kemerovo. Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. p. 36-41. (In Russ.)

Drapezo VYa, Gritskevich TI, Drapezo RG. Digital evidence in civil, administrative and criminal process and formation of digital competencies as professional skills of a lawyer in universities. Siberian Journal of Anthropology. 2021;5(3):184-198. (In Russ.)

Kvint VL. Gnoseologiya i metodologiya formiro-vaniya strategii kak nauki [Gnoseology and methodology of strategy formation as a science]. Kuda idti? Problemy reformiro-vaniya institutov i ehkonomicheskoy politiki v Rossii: sbornik dokladov nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 15-letiyu Moskovskoy shkoly ehkonomiki MGU im. M.V. Lomonosova [Where to go? Problems of reforming institutions and economic policy in Russia: Proceedings of a scientific conference dedicated to the 15th anniversary of the Moscow School of Economics, Lomonosov Moscow State University]; 2019; Moscow. Moscow: Znanie-M; 2020. p. 95-100. (In Russ.) https://doi.org/10.38006/907345-19-5.2020.95.100

npoceKOB A. K>. u gp. KoraHTHBHaa u peraoHamHaa ngeHTHHHOCTt.

https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-304-318

CTPATEfMPOBAHME:

TEOPHfl H nPAKTHKA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2022. TOM 2. № 3

Kvint VL. The concept of strategizing. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. 170 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7 Kvint VL. Theoretical basis and methodology of strategizing of the private and public sectors of the Kuzbass region as a medial subsystem of the national economy. Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(3):290-299. (In Russ.) https:// doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299 Kvint VL, Astapov KL. Kuzbass Strategy over 50-year planning horizon: Publications on Strategy of the Kuzbass Region. Strategizing: Theory and Practice. 2021;1(2):123-135. (In Russ.) https:// doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-123-135 Kvint VL, Novikova IV, Alimuradov MK. Alignment of global and national interest with regional strategic priorities. Economics and Management. 2021;2 7(11):900-909. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/ 1998-1627-2021-11-900-909 Kvint VL, Alimuradov MK, Zadorozhnaya GV, Astapov KL, Alabina TA, Bakhtizin AR, et al. A conceptual future for the Kuzbass Region: strategic outlines of developmental priorities through 2071, a 50-year perspective. Kemerovo: Kemerovo State University; 2022. 283 p. (In Russ.) https:// doi.org/10.21603/978-5-8353-2812-3 Leuhova MG. Professional education of strategic leaders in Kuzbass. Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(3):418. (In Russ.) Matveeva NA. Mechanisms for realization of innovative potantial of an educational organization of higher education (case study of the FIP). World of Science, Culture and Education. 2020;81(2):221-224. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00270 Minenkov GYa. Identichnost' kak predmet politiches kogo analiza [Identity as a subject of political analysis]. In: Semenenko IS, Lapkina VV, Fadeevoy LA, editors. Politicheskaya identichnost' i poli-tika identichnosti: v 2 t. T. 1 [Political identity and identity politics: in 2 vol. Vol. 1]. Moscow: Rossiyskaya politicheskaya ehntsiklopediya; 2011. pp. 18-25. (In Russ.)

Pan'kova AYu, Leukhova MG. Strategic priorities for the development of the school food system in the Kemero Region - Kuzbass. Strategizing: Theory and practice: Collection of selected research articles and proceedings of the conference; 2021; Kemerovo. Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. p. 67-71. (In Russ.) Prosekov AYu, Gritskevich TI, Leukhova MG. Management strategy of projects qualify as federal innovation platforms for higher education. Strategizing: Theory and practice: Collection of selected research articles and proceedings of the conference; 2021; Moscow. Moscow: Lomonosov Moscow State University; 2021. p. 59-66. (In Russ.) Sitnikova EL. Innovative infrastructure development in education: Regional experience. Sotsial'nye otnosheniya [Social relations]. 2019;29(2):90-97. (In Russ.)

Sasaev NI, Alabina TA, Brel OA, Voronin VL, Gavrilina DN, ZaitsevaAI, et al. Strategizing ofKuz-bass region water resources. Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. 388 p. (In Russ.) https:// doi.org/10.21603/978-5-8353-2725-6 Chkhotua IZ, Khvorostyanaya AS, Sadovnichaya AV, Pyatovsky AA, Yumatov KV, Shevchuk AV, et al. Strategizing of the tourism and trade show industries in Kuzbass region. Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. 371 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2718-8 Novikova IV, Abrosova OE, Boyko KV, Boksgorn AA, Bochantsev AS, Busygin SYu, et al. Strategizing of Kuzbass human capacity. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. 453 p. (In Russ.) https:// doi.org/10.21603/978-5-8353-2642-6 Kvint VL, Alimuradov MK, Astapov KL, Alekseev GF, Bagaev DV, Boksgorn AA, et al. Strategizing of Kuzbass region economic and investing development. Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. 364 p. (In Russ.) https://doi. org/10.21603/978-5-8353-2724-9 Fadeeva LA. Identity as political science term: Research area and cognitive resource. Political Science. 2016;(2):164-180. (In Russ.)

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 3

Shilov NA. Russkaya identichnost' v postsovetskuyu ehpokhu i eyo sposobnost' k obrazovaniyu soob-shchestva [Russian identity in the post-Soviet era and its ability to form a community]. Sotsial'nye kommunikatsii: filosofskie, politicheskie, kul'-turno-istoricheskie izmereniya: sbornik statey I Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferen-tsii s mezhdunarodnym uchastiem [Social communications: philosophical, political, cultural, and historical dimensions: Proceedings ofthe I All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation]; 2020; Kemerovo. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. p. 247-254. (In Russ.)

Dudovtseva YuV, Leukhova MG, Lisina NL, Neverova OA, Novikova IV, Petunin OV, et al. Ehtapy razvitiya ehkologicheskogo obrazova-niya [Stages of development of environmental education]. In: Kvint VL, editor. Strategizing

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и/или публикации данной статьи.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Просеков Александр Юрьевич, д-р техн. наук, член-корреспондент РАН, ректор, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-5630-3196

Грицкевич Татьяна Игоревна, д-р фил. наук, профессор кафедры философии и общественных наук, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия; [email protected], https:// orcid.org/0000-0001-6479-504X Леухова Мария Геннадьевна, канд. ист. наук, доцент, проректор по молодежной политике и общественным коммуникациям, заведующая кафедрой стратегии регионального и отраслевого развития, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-5891-2737

of Kuzbass region ecological development. Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. pp. 338-361. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/ 978-5-8353-2797-3 Clark BR. Creating entrepreneurial universities: Organizational pathways of transformation. Emerald Group Publishing Limited; 1998. 200 p. Goldshmidt ES, Gritskevich TI, Mesheryakova SM, Cherepanov AY. Concept of noospheric education: innovative methods for developing personal cognitive strategies, Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2019;35:383-394. https://doi.org/10.15405/epsbs. 2018.02.45

Gritskevich TI, Kazakov EF, Konovalov AB.Value of reforming social and economic models of interaction in society development. Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2019;35:402-428. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.49

CONFLICTS OF INTEREST: The authors declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and/or publication of this article.

ABOUT AUTHORS: Alexander Yu. Prosekov, Dr.Sc.(Eng.), Corresponding Member of RAS, Rector, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia; [email protected]; https://orcid.org/ 0000-0002-5630-3196

Tatiana I. Gritskevich, Dr.Sc.(Phil.), Professor of the Department of Philosophy and Social Science, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia; [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6479-504X

Maria G. Leukhova, Ph.D.(Hist.), Associate Professor, Vice-Rector for Youth Policy and Public Communications, Head of the Department of Regional and Sectoral Development Strategy, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-5891-2737

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.