tirovaniya obrazovatel'nojsredy' mediczinskogo universiteta) [Educational environment of a higher educational institution as a pedagogical phenomenon (based on the design of the educational environment of a medical university). Doctor's degree dissertation. Volgograd, 2007. (In Russian).
2. Gorovaya V. I., Petrova N. F. Obrazovatel'naya sreda vuza kak pedagogicheskijfenomen [The educational environment of the university as a pedagogical phenomenon]. Vestnik GUU, 2014, no. 13. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 obrazovatelnaya-sreda-vuza-kak-pedagogicheskiy-fenomen (accessed 24.10.2021). (In Russian).
3. Zhilina L. A. Soczial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov-sirot v period adaptaczii k obrazovatel'noj srede vuza [Socio-pedagogical support of orphans during the period of adaptation to the educational environment of the university. Ph. D. Thesis. Omsk, 2008. (In Russian).
4. Koloskova G. A. Czifrovaya obrazovatel'naya sreda vuza kak uslovie formirovaniya professional'noj kompetenczii studentov [The digital educational environment of the university as a condition for the formation of professional competence of students]. Questions of Teaching Methods at the University, 2021, no. 37. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-vuza-kak-uslovie-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-studentov (accessed 24.10.2021). (In Russian).
5. Krivtsova E. V., Grabchuk K. M., Martynova T. N., Kargina A. E. Czi-frovaya obrazovatel'naya sreda vuza kak uslovie formirovaniya professional'noj kompetenczii studentov [Directions of psychological and pedagogical support for disabled people and people with disabilities in a university environment]. Inclusive processes
in educational institutions of higher and secondary vocational education: experience, problems and prospects. Collection of articles of the All-Russian scientific-practical conference. Krasnodar, 2017, pp. 182-190. (In Russian).
6. Kushcheva N. B., Terekhova V. I. Sovremennaya czifrovaya obrazovatel'naya sreda v vy'sshem obrazovanii Rossii [Modern digital educational environment in higher education in Russia]. PSE, 2018, no. 1 (65). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennaya-tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-v-vysshem-obrazovanii-rossii (accessed: 24.10.2021). (In Russian).
7. Martynova T. N., Gradusova T. K., Tsveklinskaya K. A. Organi-zacziya deyatel'nosti po psikhologo-pedagogicheskomu sopro-vozhdeniyu licz s OVZ v proczesse inklyuzivnogo vy'sshego obrazovaniya [Organization of activities on psychological and pedagogical support of persons with disabilities in the process of inclusive higher education]. Development of inclusive higher education in the Siberian Federal District: Proceedings of the I All-Russian Scientific and Practical Conference. Novosibirsk, 2018, pp. 180-184. (In Russian).
8. Yanitskiy M. S. Psikhologicheskie aspekty' czifrovogo obrazo-vaniya [Psychological aspects of digital education]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 2 (34), pp. 38-44. (In Russian).
9. Yanitskiy M. S. Psikhologicheskie aspekty' czifrovogo obrazo-vaniya [State of mental maladjustment among students and ways to optimize the adaptation process in the university]. Problems of General and Differential Psychology, Kemerovo, 1998, pp. 58-67. (In Russian).
УДК/UDC 316.4
DOI 10.54509/22203036_2022_1_152
Рассохина Ирина Юрьевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Лунегов Никита Евгеньевич
магистрант кафедры социологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Rassokhina Irina Yu.
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Communication Technologies and Public Relations, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg
Lunegov Nikita E.
Master's student at the Department of Sociological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo
МЕДИАПРЕДПОЧТЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ И РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ КУЗБАССА MEDIA PREFERENCES OF STUDENTS AND WORKING YOUTH OF KUZBASS
Введение. Медиаресурсы играют важную роль в социализации молодежи. В данной работе представлено исследование по изучению предпочтений молодежи Кузбасса в медиапространстве. Цель статьи -выявление особенностей медиапотребления учащейся и работающей молодежи, определение соотношения при выборе традиционных и новых медиа, фор-
мата и содержания контента. Приведенные данные можно рассматривать как определяющий информационный фактор социализации молодежи.
Методология. Исследование проводилось посредством анализа документов, данных анкетного опроса трех групп молодежи (старшего школьного возраста, студенческой и работающей молодежи).
Результаты исследования заключаются в выявлении и сравнении особенностей медиапотребления разных групп молодежи и определения предпочтений характера контента. Результаты исследования могут использоваться для разработки актуальных информационных продуктов для молодежи в воспитательном и образовательном процессе.
Заключение. Современные медиапредпочте-ния имеют ряд особенностей: в выборе доминируют цифровые медиа, мультимедийный характер, визуальная подача информации, развлекательный, игровой формат. Пользователи не ограничиваются одним видом медиа, активно смешивают их. Важной характеристикой при выборе медиа молодежью является интерактивность и возможность авторского творчества. Существуют некоторые отличия в предпочтениях формата и содержания контента, что зависит от социально-демографических характеристик аудитории. Высокая интенсивность использования молодежью цифровых медиа и низкий критический анализ их отбора и содержания ставят вопрос о формировании образовательных технологий и программ по осознанному использованию современных медиа.
Introduction. Media resources play an important role in the socialization of young people. The paper presents a study of the preferences of Kuzbass youth in the media space. The purpose of the article is to identify characteristics of youth media consumption, to determine the ratio when choosing traditional and new media, format and content. The given data can be considered as the determining information factor of youth socialization.
Methodology. The research was based on analysis of documents and a questionnaire survey of three groups of young people (high school age, student and working youth).
Results. Study results include indentifying and comparing characteristics of media consumption in different youth groups as well as determining youth's preferences for content types. Research results can be used for developing new information products for young people in educational process.
Conclusion. Modern media preferences have a number of features: predominance of digital media and multimedia, data visualization, entertaining format. Users are not limited to one type of media, they actively mix them. Interactivity and creativity play a significant role when young people consider choosing media. There are differences in preferences for the format and content that depend on social and demographic characteristics of an audience. A high intensity use of digital media by young people combined with a superficial analysis of media content selection raise the
question of creating educational technologies and programs for a conscious use of modern media.
Ключевые слова: медиапредпочтения, медиапо-требление, медиазапросы, информационное потребление, рейтинг, массмедиа, контент, молодежь, социализация, цифровая среда, медиапространство, меди-акультура, медиатизация общества.
Keywords: media preferences, media consumption, media inquiries, information consumption, rating, mass media, content, new media, youth, socialization, digital environment, media space, media culture, mediatization of society.
Введение
Медиапредпочтения молодежи меняются в зависимости от развития средств коммуникации, современных трендов диджитализации и прочих коммуникативных инноваций. Для реализации молодежной политики на местах и осуществления практической работы с молодежью всем заинтересованным субъектам необходимо хорошо ориентироваться в медиа-предпочтениях той молодежи, с которой осуществляется взаимодействие. Зачастую трудно определить, какой выбрать канал коммуникации и форму контента, как сочетать старые и новые медиа, чтобы эффективно донести актуальную информацию до молодежи разных возрастных групп.
Исследование медийных предпочтений молодежи - это актуальное направление в изучении специфики деятельности молодых людей, особенно в контексте информационного противостояния. Социализирующее воздействие современных медиа становится преобладающим в условиях высокой медиатизации общества. Молодежь наиболее подвержена информационному воздействию, как про-социальному, так и антисоциальному. В связи с этим в обществе формируется запрос на медиакомпетент-ную личность, способную получать, отбирать, критически оценивать и адекватно интерпретировать информацию, а также самому генерировать контент и встраивать его в необходимую систему.
Понятие «медапредпочтение» еще не устоялось в науке и не имеет четкого наполнения. Часто в его структуру включают «медиапотребление» и «медиа-культуру». Понятие «медиапредпочтение» можно встретить в работах Л. В. Жихаревой, Е. Б. Кметь, О. Н. Тюляковой, Е. В. Мурюкиной, И. В. Челышевой и др. Первый подход понимает медиапредпочтения узко - как преимущественное внимание к одному из нескольких каналов получения информации и при-
оритеты в выборе контента, основанные на интересах и потребностях аудитории (Е. Б. Кметь, Е. В. Мурюкина, И. В. Челышева и др.) [6; 12].
Второй подход (М. М. Друкер, Д. В. Дунас, С. А. Вартанов, Л. В. Жихарева, Е. Ю. Колобова, В. А. Славина, Я. В. Солдаткина, М. С. Яницкий и др.) к изучению медиапредпочтений рассматривает данное понятие как сложное, многосоставное. Медиапредпочтения здесь - это социальная практика, включающая в себя совокупность отбора, потребления, мотивации, знаний и навыков, способствующая выбору, использованию, оценке, созданию и распространению медиатекстов, что становится одним из ведущих факторов формирования ценностно-смысловой ориентации личности, осуществления социальных связей и взаимодействий [2; 3; 4; 7; 9; 14; 16]. Данный подход рассматривается как перспективный для выстраивания новых образовательных подходов для молодежной аудитории.
Методология
Система медиапредпочтений связана с такими системами: медиапотребление, медиакомпетент-ность, медиаповедение, мотивация и др. Важным компонентом медиапредпочтений является медиа-потребление. По Е. Ю. Колобовой, медиапотребле-ние - это «структура и объем использования коммуникационных средств (медиа) для получения и освоения определенного символического содержания» [7]. Медиапотребление в цифровой среде требует определенных навыков работы с текстами в интернете, что актуализирует вопрос медиакомпетентности.
Медиакомпетентность указывает на использование знаний и навыков отбора и интерпретации информации, ее критического анализа и сопоставления, умения отличать достоверную информацию от фэй-ковой, защищать сознание от манипулятивного влияния. По результатам исследования ВЦИОМ (апрель 2021 г.), половина россиян не может отличить достоверную информацию в СМИ от ложной [10]. В связи с этим формируется социальный запрос на образовательные проекты по работе с информацией, отработке навыков критического анализа медиаматериалов.
Поскольку сегодня молодежь обращается к интернету не только для получения и передачи информации, а в целях реализации самых разных действий: общения, обучения, развлечения, игры, творчества и прочее, то необходимо оценивать выбор медиа с точки зрения всей совокупности деятельности, формирования определенных ролей и стилей медиаповедения. Медиаповедение рассматривается сегодня в контексте квалифицированного пользователя медиа
и творца, - это «опосредованная система психических, физических и социальных действий индивида или сообщества, сложившаяся в результате их взаимодействия с медиасредой, направленная на самореализацию личности и удовлетворение ее информационных и коммуникативных потребностей» [9, с. 49-50.]. Важным аспектом медиаповедения, помимо использования контента в разных целях, является медиа-творчество - созидательная деятельность, как целенаправленная и осознанная, так и спонтанная, по производству контента. В объеме медиатворчества в цифровом пространстве молодежь значительно преобладает в сравнении с другими поколениями благодаря естественной культурной диджитализации поколения. Стилистика, ролевое исполнение, функциональное содержание поведения в цифровой среде обусловлены системой мотивации личности.
Мотивация в контексте медиасреды - это динамическая система взаимодействия внутренних факторов личности (информационных, психологических и социальных потребностей, желаний, ценностных ориентиров и пр.), направленных на достижение целевого медиаповедения. Д. В. Дунас и С. А. Вартанов отмечают, что у молодежной аудитории в основе мотивации медиаповедения лежат «потребности, связанные с самопознанием и самоидентификацией, в частности развитие самооценки, стремление к проявлению своей индивидуальности, формирование «Я-концепции», ... эксперименты с собственной идентичностью, желание проигрывать разные социальные роли» [3, с. 114]. Л. В. Жихарева, помимо этого, указывает, что молодежь в медиапространстве удовлетворяет «потребности в общении; в смысложизненном самоопределении, в том числе и выборе профессии; в обретении психосексуальной идентичности., а также ориентация на выбор будущего брачного партнера» [4, с. 84]. Кроме этого, преобладает мнение, что благодаря медиатвор-честву, молодежь повышает собственную коммуникативную компетентность и авторитет.
Медиакультура рассматривается нами и как отправная точка формирования медиапредпочтений, и как его результат. В. А. Славина и Я. В. Солдаткина в концептуализации медиакультуры обращают внимание на два аспекта анализа: прикладной и идеологический. В первом смысле «медиакультура - это форма репрезентации и дигитализации классических и сетевых культурных единиц». С точки зрения второго аспекта: «медиакультура понимается как эсте-тико-аксиологическая сфера жизни общества, в которой культура объединяет ценностное и художественное наследие, использующее информационно-комму-
никационные каналы медиа для своей репрезентации в политике, образовании и собственно культуре» [14].
Вся совокупность рассмотренных систем становится формирующим средством процесса медиа-предпочтений. Исследование медиапредпочтений молодежи актуально и с точки зрения коммерческого производства информации, и формирования социально значимой информации, направленной на образование и развитие гражданственности современной молодежи новыми средствами, с применением новых цифровых технологий.
Предметная область исследования - особенности медиапредпочтений различных групп (школьников, студентов, работающей молодежи) молодежи, проживающей на территории Кузбасса. Цель исследования - выявление специфики медиапредпочте-ния молодежи разных возрастных групп по основным медиаканалам.
Для изучения медиапредпочтений учащейся и работающей молодежи, определения основных тенденций выбора в сфере медиа нами было проведено эмпирическое исследование в формате анкетного онлайн-опроса. Всего опрошено 284 человека, из них 215 девушек и 69 мужчин в возрасте от 14 до 35 лет. Состав опрошенной молодежи представлен тремя условными группами: «школьники» (114 человек), «студенты» (100 человек, обучающиеся КемГУ, КузГТУ, КемГИК, КемГМУ, КузГСХА), «работающая молодежь» (70 человек, среди которых: 20 человек работают в сфере услуг, 24 человека из сферы образования, 12 респондентов являются представителями банковской сферы и 14 - государственными служащими). Проведен сравнительный анализ социальных практик учащейся и работающей молодежи Кузбасса в медиапространстве.
Результаты
Традиционные медиаканалы являются важными источниками получения информации. Однако с каждым годом новые медиа охватывают все больше медиапространства, вытесняя традиционные. К традиционным СМИ относятся: печать, радио и телевидение. К новым медиа принято относить все цифровые: интернет, социальные сети, компьютерные игры, e-книги, карманный PC, диалоговое телевидение, электронная почта, интернетовские форумы и смартфоны и пр. [15].
По опросу видно, что молодежь в средствах медиа однозначно определяет выбор в сторону интернета -свыше 90 % в каждой группе (школьники, студенты, работающая молодежь). Стоит отметить, что у школь-
ников данный вариант почти абсолютно доминирует (97,4 %). Остальные варианты средств массовой коммуникации набрали небольшой процент голосов. Вариант «Телевидение» выбрали лишь 5 % опрошенных представителей студенческой молодежи, 4,2 % работающей молодежи и лишь 0,9 % школьников, в то время как варианты «Радио» и «Печать» практически остались без выбора. При этом большинство респондентов считают, что как минимум 50 % населения в целом все-таки отдают предпочтение традиционному телевидению.
По исследованию ВЦИОМ (март 2021 г.), в возрастной категории 18-24 лет 29 % опрошенных признает себя активными пользователями как интернета, так и телевидения, 69 % респондентов - активные пользователи интернета, но телевизор почти не смотрят, тогда, как в возрастной категории 25-34 года уже 50 % опрошенных считают себя активными пользователями как интернета, так и телевидения, и 48 % - пользователи исключительно интернета [11].
Нельзя говорить, что традиционные медиа полностью утратили свою значимость для молодежи, они переместились в цифровую среду и востребованы больше как гибридные медиа. В нашем исследовании на открытый вопрос «Каким телевизионным каналам Вы отдаете предпочтение?» самыми популярными телевизионными каналами среди респондентов стали каналы развлекательной направленности («СТС», «ТНТ», «Пятница») - больше 65 % в каждой из трех групп респондентов. На данный вопрос дали ответ 89 школьников, 48 представителей работающей молодежи и 71 студент (рис. 1).
Далее, также в открытом вопросе, мы просили указать любимые телевизионные передачи / сериалы / программы (рис. 2). Топ-3 жанровых предпочтений респондентов всех групп из числа тех, которые смотрят телевидение, выглядит следующим образом: 1-е место - кино, 2-е место - сериалы, 3-е место -развлекательные шоу-программы. Наиболее популярными передачами среди опрошенной молодежи стали программы «Орел и решка», «Мир наизнанку» и «Импровизация».
Радио и печать оказались самыми невостребованными. Чаще других из опрошенных групп слушают радио представители работающей молодежи, но делают это несколько раз в месяц или еще реже. Небольшой процент респондентов приобщились к интернет-радио - 6,7 % всей выборки и 10 % работающей молодежи.
Относительно печатных СМИ ситуация похожая: традиционный печатный формат читают единицы.
парамаунд Никакои ютуб-каналы HQ1
интересно РУ телевизионные
кямрли сегмента
д производит Русское 9ео НВО
Кинопоиск _____ ютв _ love Пппа..я
EuroNews Paramount Карусель 24 Эшен luve Д°рама FOX Planet нет Никаким МУЗ-ТВ TV-1000 парамаут
Культура кино ТВ ГП QTL|.. . . Сим жара BRIDGE history первый нтв IIЯ I НИЦсЯ RT че Национальный RUTV MTV national Nat ТВЗ совсем
РЕН 2X2 2x2 Дом поемьеоы
Disney geographic ПреМЬбрЫ
ЬЬс I Ц I .. _ Nickelodeon
СПАС ^Г И ^Г geographic
Wi|d наука ЬЬс I I—I I
Домашнии ■ ■ ■ ■ р' 1000
ДЕТЕКТИВ TV „ Домкино ™"3
__ Матч МУЗТВ _„ "
YouTube РТР дисней канал TV100° ренте
стс
Разным
Рен-тв | твз ^^ "У«ьт смотрю
тд
Discovery Музыка пеРВ0Г0 Телеканал
comedy ТНТ4 Никил°Дион CTC-LOVE картуннетворк СТС My3TV Ужзс AnimalPlanet Комедия российского Географический
Рис. 1. Облако ответов на вопрос «Каким цифровым телевизионным каналам отдаете предпочтение?» (Анкетный опрос «Медиапредпочтения молодежи» (март 2021 г.), п=208: школьники = 89; студенты = 71; работающая молодежь = 48)
-чРС
3Kfl "ШТ
Шоу 5 чарта
НОДеЛЬ сериала (
Модель двое
часть Зев Где, логикаУпг,ит „„
м большинстве УрГЭНТ раз
х/имвоп „Вечер лиловместе
г,кс УАЙ^РисиКолледж «
Беременна ПоследниизаГ„| ^аки«.саш^тдйа ж«« 1Мужское женское
Каневским решка
холостяки^ Сваты
Понятьптрлк НОВОСТИ Реальные южа^ная оте/^ТИвк,ОЙ,^Ка патруль
=г Кухня Олегом
^уральские пельмени ......._.....„._
RopMfl'T я"оттер ^астер ъ их музыкальная интуиция
иЩгя разные Ü ф ш "У /чорамыСверхсъео^тЕе^твенное стуа/я сДсоны
Щ°У 4, g
включаю
прожарка
£ м<?|скипз>>
<§; матч со
Ольга _
Счастливы следствие
З^Орёл
^Иерлок
решала
Нету школа
решка!
герой сериал;™' п
I . счастливы -••------ ^ """Яр™ Великолепный тисупер
^Импровизация-
дальнобой^и^^ IДру3ЬЯОдНЭЖДЫ РОССИИ^ Веяний
Мир! наизнанку.
Загадки I Е |— р">™р»"'»етшх "р°тр™ СМотрю и
Гадалка ~
11 ММЛЛМПН чело:
Загадки
прекрасная
игра пацаны
мультфильмы^¿НЯчИй _ СеРИаЛЬ1Грачд
st and un.....
Каждый Пирогова1произ! солдаты ^ рел Великая с МИНУ"
,с.оеи Таких мультики*
,е засекреченные "Ре" КЛЭО Прдш)ил
Воронины I аНЦЫг.РРи изнанку
Детективы я„м6а
. "Соловьевым рруяоа
решка *-л?пая
I Великая а мИНутЭЛвОН
Рис. 2. Облако ответов на вопрос «Перечислите Ваши любимые телевизионные передачи / сериалы / программы» (Анкетный опрос «Медиапредпочтения молодежи» (март 2021 г.), п=208: школьники = 89; студенты = 71; работающая молодежь = 48)
Популярными вариантами стали ответы «Читаю только интернет-СМИ» и «Не читаю печатные СМИ» -в среднем около 50 % у каждой группы респондентов на каждый ответ. В группе школьников 67 % не читают периодическую печать, а интернет-СМИ читает 40 % (ответы превышают 100 %, так как можно было выбрать несколько вариантов). В качестве причин популярности интернет-СМИ респонденты назвали следующие: «Удобство в поиске информации», «Отсутствие цензуры», «Мобильность и универ-
сальность» и «Достоверность информации». Причем наиболее востребованным у работающей молодежи и школьников стали удобство в поиске информации, среди студентов популярной причиной стала мобильность и универсальность использования интернета.
Печатная книга значительно лучше удерживает свои позиции в списке традиционных средств массовой коммуникации. В ответе на вопрос «Представьте, что на следующей неделе выйдет интересная для Вас
книга. Она будет как в печатной версии, так и в электронной. Что Вы предпочтете?» самый популярный ответ (практически половина опрошенных в каждой группе): «Читать книгу в печатном варианте». Примерно по 20 % выборов всех групп получили варианты ответа «Не важен формат, выберу ту, что дешевле» и «Буду использовать гибридный формат».
Следующий блок вопросов посвящался отношению к достоверности информации, респондентам предлагались утверждения, которые соответствуют их мнению в большей степени. Самой популярной позицией стало утверждение «Достоверность информации не зависит от типа СМИ (интернет-СМИ или традиционные)», его отметили больше 65 % каждой из трех групп респондентов. Но если сравнивать только ответы между доверием традиционным СМИ и интернет-СМИ, молодежь отдает предпочтение последним (четвертая часть всех респондентов больше доверяет электронным источникам).
Еще один вопрос по достоверности информации звучал так: «Скажите, за последние год-два Вы лично сталкивались с такими новостями, которые впоследствии оказывались недостоверными? Если сталкивались, то где Вы встречали подобные новости?». Среди опрошенных студентов чаще звучал ответ «В социальных сетях», его выбрали 62 % респондентов данной группы. Школьники и представители работающей молодежи отметили более абстрактный вариант -«На просторах интернета», его отметила половина опрошенных данных групп. Интересно, что достаточно большое количество выборов относительно содержания фейковой информации досталось телевидению: порядка 40 % ответов всей выборки.
В качестве предпочитаемых источников информации студенты и школьники называют в первую очередь социальные сети (в обеих группах примерно по 83 % выборов), работающая молодежь больше предпочитает интернет-СМИ, которые у школьников и студентов - на 2-м месте (около 66 % в обеих группах); на третьем месте у всех трех групп - новости, найденные случайным образом в интернете (50 % выборов и выше). Из каналов новостного контента молодежь в целом предпочитает неофициальные блоги, специализирующиеся на «горячих» сообщениях об авариях, происшествиях и скандалах. В качестве примеров называют «Инцидент-Кемерово», «Инцидент-Кузбасс», «Инцидент-42», «ЧП-Инцидент», «Типичный Кемерово», «Типичный Кузбасс» и др. Как правило, новости подаются в более простом формате, авторами часто выступают сами подписчики, предлагающие видео с места происшествия.
Про
мурзилка ВПШ
J 1 Известия Новостная w
_предпочтении
Рч I I I источника gce
Лент ач
ток яндкс leib
ЮТуо Официальныешевцова информацию сайты Социальныеа _ ■ ■ ^т ^vh ■ я
НО BOGT И
¡^ш» Телеграмм каналы
¡Е е II Ясвязанные База^д6оркафедеральныхблогеры|у|а ^
щ\ л л
1 Ч V В У°""1°'1' я I I Ж#Лайфхакё^ fJMOCKBbl
2 читаю^Г^1 ^|<рысиноепаб.у,1лк ч'рнал|.наукои
| aiu-"■ -: и-^тик »■ I РИа
Топор ч сети
выбирая
новостные
большей Wonderzxne
UV Огород враньё
ввс -Сибдепо 1 ^Яндекс«™ TTUwrl ПрцтдкоиЭхо
степени VL JlCn I с|к°Р0/|е0ств0 ОргаНОВ Championat Lenta SpQTtSKy36aCC
PostNews
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Если Вы читаете интернет-СМИ и у Вас есть определенные предпочтения, то какие конкретно интернет-СМИ
Вы выбираете?» (Анкетный опрос «Медиапредпочтения молодежи» (март 2021 г.), n=194: школьники = 89; студенты = 73; работающая молодежь = 32)
Интернет-издания из числа опрошенных читают 78,1 % школьников, 73,6 % работающей молодежи и 46,8 % студентов. На открытый вопрос «Если Вы читаете интернет-СМИ и у Вас есть определенные предпочтения, то какие конкретно интернет-СМИ Вы выбираете?» наиболее популярными каналами оказались: «Медуза», «Лентач», «Дождь» (рис. 3).
Большинство опрошенных молодых людей находятся в интернете постоянно. При этом половина школьников, половина студентов, третья часть работающей молодежи отмечают, что тратят на интернет свыше 5 часов ежедневно. Самое популярное время - это вечернее время, особенно поздним вечером, перед сном, так как можно уединиться, отойти от дневных забот, уже никто и ничто не отвлекает (рис. 4).
Рейтинг средств связи для работы в интернете выглядит следующим образом: 1-е место - сотовый телефон / смартфон, 2-е место - ноутбук, 3-е место -планшет, 4-е место - стационарный компьютер.
На вопрос «Чем и как часто Вы предпочитаете заниматься, находясь в интернете?» ответы распределились схожим образом: на первом месте вариант «общаться в социальных сетях и мессенджерах» -89,4 % (школьники), 88 % (студенты), и 87,1 % (работающая молодежь). Никогда не используют интернет для заработка 68,4 % школьников, 67 % студентов и 67,1 % работающей молодежи. По группам поведе-
■ Школьники
□ Студенты
□ Работающая молодежь
Утром, Первая Днем, Вторая Вечером, Поздним
во время половина дня, во время половина дня, в период вечером
завтрака до обеда обеда после обеда ужина перед сном
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «В какое время суток Вы чаще всего заходите в интернет, чтобы почитать новости, свободно походить по ссылкам, посмотреть видео и пр.?» (Анкетный опрос «Медиапредпочтения молодежи» (март 2021 г.), п=284: школьники = 114; студенты = 100; работающая молодежь = 70)
ние в интернете структурируется немного по-разному. Так, школьники в интернете чаще всего предпочитают (по убывающей): общаться в соцсетях, слушать музыку, смотреть видеоролики, использовать интернет в учебных целях. Студенты в интернете предпочитают: общаться в соцсетях, использовать интернет в учебных целях, слушать музыку. Работающая молодежь использует интернет, чтобы общаться в соцсетях, работать и / или зарабатывать, кино, отслеживать новости, смотреть видеоролики, слушать музыку.
Топ-3 приложений для использования в интернете в трех группах респондентов немного отличаются. Школьники: «ВКонтакте», <^оиТиЬе», «ПкТок».
Студенты: «ВКонтакте», «^адгат», «^оиТиЬе». Работающая молодежь: «ВКонтакте», «^оиТиЬе», «МЬ^Арр». Никогда не пользовались более 85 % каждой из групп приложением «^кее». Но если бы предложили выбрать только одно приложение, школьники бы преимущественно выбрали «ВКонтакте», студенты и работающая молодежь примерно в равных долях и «ВКонтакте», и «^адгат» (табл. 1). Интересно, что респонденты предпочитают преимущественно потреблять чужой контент, а не создавать свой. Но те, кто готов трудиться над производством контента в независимости от выделенных групп, хотели бы использовать для данной цели
Распределение ответов на вопрос «Какой платформой и как часто Вы пользуетесь в интернете?» (%)
Таблица 1
Платформы Школьники Студенты Работающая молодежь
Часто Иногда Никогда Часто Иногда Никогда Часто Иногда Никогда
Instagram 56,1 35 9,6 73 20 8 41,4 30 28,5
ВКонтакте 88,5 11,4 - 88 12 - 61,4 12,8 25,7
Facebook 1,75 9,6 89,4 1 16 83 1,4 12,8 85,7
Одноклассники 1,75 19,2 78,9 1 11 88 4,2 14,2 81,4
WhatsApp 54,3 40,3 6,1 40 55 6 41,4 30 28,5
Viber 2,6 11,4 86,8 1 11 88 28,5 22,8 48,5
Telegram 51,7 33,3 15,7 37 52 11 18,5 52,8 28,5
Twitter 5,2 19,2 76,3 8 22 70 2,8 12,8 84,2
ClubHouse 0,8 1,7 97,3 - 3 97 - 2,8 97,1
YouTube 71,9 27,1 3,5 63 36 1 57,1 40 2,8
TikTok 67,5 14,9 18,4 51 21 28 28,5 14,2 57,1
Likee 2,6 3,5 93,8 - - 100 - 12,8 87,1
Итог: 100 100 100
Источник: (Анкетный опрос «Медиапредпочтения молодежи» (март 2021 г.), п=284: школьники = 114; студенты = 100; работающая молодежь = 70)
приложение «YouTube» - 75,4; 85 и 75,7 % соответственно, но чаще используют «Instagram» и «TikTok». Платформой, которой пока не пользуется молодежь, стала «ClubHouse» - 86,8 % школьников, 93 % студентов и 82 % работающей молодежи не являются пользователями этого приложения.
Предпочитаемые интернет-каналы и лидеры общественного мнения оказались близкими в разных группах респондентов. Чаще выбирают различные каналы «YouTube», их отметили 50 % студентов, 45,2 % работающей молодежи и 42,1 % школьников. Здесь самым предпочитаемым стал канал «ВДудь». Блогеров назвали 38 % студентов, 45,2 % работающей молодежи и 45,6 % школьников (самый популярный - Усачев). Тиктокеров, среди которых самым популярным стал Даня Милохин, отметили 12 % студентов, 9,5 % работающей молодежи и 21 % школьников.
Выбор жанровых и тематических сообществ в интернете распределился следующим образом: среди школьников и студентов на 1-м месте вариант «Юмор», его отметили 75,4 и 68 % соответственно, далее 2-е место держит «Саморазвитие, образование», на 3-м месте - «Мода, стиль, красота». Для работающей молодежи рейтинг выглядит так: 1-е место -«Новости», ему отдали предпочтение 63 % респондентов, 2-е место - «Саморазвитие, образование» и «Юмор», на 3-м месте - «Еда, рецепты». Напротив, наименее популярным у представителей работающей молодежи стал вариант «Покупки» - 13 %, у школьников и студентов это вариант «Наука и техника» - 15,8 и 14 %.
Среди поисковых систем, лидируют две: «Яндекс» и "Google", им отдает предпочтение большинство респондентов.
При исчезновении интернета большинство опрошенных будут испытывать неудобства в случае поиска информации и осуществления коммуникации.
Заключение
Результаты исследования фиксируют однозначный отказ молодежи Кузбасса от традиционных медиа и переход в цифровую медиасреду: подавляющее большинство опрошенных - свыше 90 % молодежи 14-35 лет - отдают предпочтение интернету как основному медиасредству. Среди основных причин выделяют отсутствие цензуры на просторах интернет-пространства, мобильность и гибкость поиска информации.
В вопросе достоверности информации респонденты считают, что она может быть как достоверной, так и ложной независимо от источника информации.
С недостоверной информацией респонденты сталкиваются по большей части в интернете, но и телевидение в глазах респондентов утратило роль ответственного контролера достоверной информации.
Пожалуй, единственное средство массовой коммуникации из списка традиционных медиа, которое сохраняет еще популярность в своем классическом формате, - это книга.
По жанровому предпочтению опрошенные выбирают в первую очередь развлекательный контент. Это выражается независимо от источника передачи информации. По содержанию привлекают юмористический формат, а также контент, направленный на саморазвитие и образование.
Большинство из опрошенных молодых людей находятся в интернете постоянно. При этом половина школьников, половина студентов, третья часть работающей молодежи отмечают, что тратят на интернет свыше 5 часов ежедневно. Самое популярное время - это вечернее время, особенно поздним вечером, перед сном, так как можно уединиться, отойти от дневных забот, уже никто и ничто не отвлекает.
Чаще всего в интернете представители всех выделенных групп молодежи предпочитают общаться в социальных сетях и мессенджерах, использовать интернет в учебных или рабочих целях, смотреть видеоролики, слушать музыку. Причем большая часть опрошенных никогда не использует интернет для заработка.
Топ-3 приложений для использования в интернете в трех группах респондентов немного отличаются. Школьники: «ВКонтакте», «YouTube», «TikTok». Студенты: «ВКонтакте», «Instagram», «YouTube». Работающая молодежь: «ВКонтакте», «YouTube», «WhatsApp». Никогда не пользовались более 85 % каждой из групп приложением «Likee». Но если бы предложили выбрать только одно приложение, школьники преимущественно выбрали бы «ВКонтакте», студенты и работающая молодежь примерно в равных долях и «ВКонтакте», и «Instagram». Наиболее популярными среди опрошенных стали различные YouTube-каналы, среди которых самым предпочитаемым стал канал «ВДудь», среди тиктокеров наибольшей популярностью пользуется Даня Милохин. Школьники и студенты предпочитают тематические группы и сообщества юмористического содержания, в то время как работающая молодежь предпочитает новостные сообщества.
Таким образом, почти полный переход молодежи в цифровую медиасреду произошел. Нельзя сказать, что традиционное телевидение, радио, печать, книги
полностью «вытеснены» интернетом, но все же они переходят в цифровую среду и представляют собой гибридные медиа. Молодежь демонстрирует хорошие навыки пользования и производства медиаин-формации, но не уделяет внимания отбору информации, реже предпочитает профессиональную журналистскую информацию - чаще читает блогеров, реже обращается к сложному контенту - чаще к простому и развлекательному, меньше к текстовому формату - больше к визуальному. Отмечаются различия в медиапредпочтениях учащейся и работающей молодежи. Помимо развлечения (что важно для всех групп молодежи), школьники в цифровом пространстве готовы к самым различным способам деятельности, экспериментам, в большей степени ориентированы на общение, игровые форматы в цифровой среде без жесткого контроля времени, использованию ресурсов в целях обучения. Студенты более осознанно используют интернет, но также много времени проводят в социальных сетях для общения, совершения покупок, творчества, при этом готовы целенаправленно тратить время на образование и саморазвитие. Работающая молодежь более бережно использует время, проведенное в Сети, применяя его в целях работы, информационного потребления, совершения покупок и осуществления других дистанционных услуг, а также общения. Такие различия, в первую очередь, связаны со спецификой возраста и ведущей деятельностью, а также культурной степенью диджи-тализации поколения. Данные особенности следует учитывать при разработке образовательных проектов и внедрении цифровых технологий в воспитательный и образовательный процесс в целом.
Литература
1. Аникина М. Е., Галкина М. Ю., Образцова А. Ю. Медиапо-требление школьников в российских регионах [Электронный ресурс] // Вестник ВУиТ. 2020. № 1 (31). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/mediapotreblenie-shkolnikov-v-rossiyskih-regionah-opyt-empiricheskogo-issledovaniya-v-g-vladivostoke (дата обращения: 06.05.2021).
2. Друкер М. М. Медиапотребление современных подростков в условиях цифровой среды (на материале опроса старших школьников Калининградской области) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 15-23.
3. Дунас Д. В., Вартанов С. А. Молодежный сегмент аудитории СМИ: теоретические подходы отечественных медиаисследо-вателей // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. № 1. С. 106-122.
4. Жихарева Л. В. Мотивационная структура медийных предпочтений современной молодежи // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. № 4. С. 78-86. DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-4-0-7.
5. Зверева Е. А., Хворова В. А. Поколения Y и Z: особенности медиапотребления // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. № 6. С. 131-140.
6. Кметь Е. Б. Методический подход к выделению типов пользователей социальных сетей в зависимости от предпочтений к формам интернет-рекламы // Практический маркетинг. 2018. № 8 (258). С. 3-10.
7. Колобова Е. Ю. Трансформация медиапотребления в условиях цифровой реальности // Петербургский экономический журнал. 2020. № 4. С. 25-39.
8. Коноплев Д. Э. Современные медиасистемы: кризис традиционных СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 21-30.
9. Лебедева С. В. Подростки как субъект и объект информационного процесса // Вопросы управления. 2014. № 1 (7). С. 49-52.
10. Люди в цифре: эпоха «постправды» [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_ conferences/2019/2019-12-13_mediaforum.pdf (дата обращения: 3.04.2021)
11. Медиапотребление россиян: мониторинг [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-rossijan-monitoring (дата обращения: 7.05.2021)
12. Мурюкина Е. В., Челышева И. В. Исследования медийных предпочтений подростков // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/issledovaniya-mediynyh-predpochteniy-podrostkov (дата обращения: 09.11.2021).
13. Назаров М. М., Иванов В. Н., Кублицкая Е. А. Медиапотре-бление в возрастных когортах: ТВ и Интернет // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. № 20 (3). С. 560-571.
14. Славина В. А., Солдаткина Я. В. Медиакультура как феномен информационной эпохи // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2021. Т. 26, № 2. С. 286-293.
15. Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа // Вестник ВолГУ Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2008. № 7. С. 98-106.
16. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 1(81). С. 194-206. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206.
References
1. Anikina M. E., Galkina M. Yu., Obraztsova A. Yu. Mediapotre-blenie shkol'nikov v rossijskih regionah [Media consumption of schoolchildren in Russian regions]. Vestnik of Volzhsky University named after V. N. Tatishchev, 2020, no. 1 (31). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mediapotreblenie-shkolnikov-v-rossiyskih-regionah-opyt-empiricheskogo-issledovaniya-v-g-vladivostoke (accessed 06.05.2021). (In Russian).
2. Drucker M. M. Mediapotreblenie sovremennyh podrostkov v usloviyah cifrovoj sredy (na materiale oprosa starshih shkol'nikov Kaliningradskoj oblasti) [Media consumption of modern teenagers in a digital environment (based on a survey of senior schoolchildren of the Kaliningrad region)]. Sign: the Problem Field of Media Education, 2020, no. 1 (35), pp. 15-23. (In Russian).
3. Dunas D. V., Vartanov S. A. Molodezhnyj segment auditorii SMI: teoreticheskie podhody otechestvennyh mediaissledovatelej [The youth segment of the media audience: theoretical approaches of domestic media researchers]. Questions of Theory and Practice of Journalism, 2020, no. 1, pp. 106-122. (In Russian).
4. Zhikhareva L. V. Motivacionnaya struktura medijnyh predpochtenij sovremennoj molodezhi [Motivational structure of media preferences of modern youth]. Scientific Result. Pedagogy and Psychology of Education, 2019, no. 4, pp. 78-86. DOI: 10.18413/23138971-2019-5-4-0-7. (In Russian).
5. Zvereva E. A., Khvorova V. A. Pokoleniya Y i Z: osobennosti mediapotrebleniya [Generations Y and Z: features of media consumption]. Vestnik NSU. Series: History, Philology, 2020, no. 6, pp. 131-140. (In Russian).
6. Kmet E. B. Metodicheskij podhod k vydeleniyu tipov pol'zovatelej social'nyh setej v zavisimosti ot predpochtenij k formam internet-reklamy [Methodical approach to identifying types of users of social networks depending on preferences for forms of online advertising]. Practical Marketing, 2018, no. 8 (258), pp. 3-10. (In Russian).
7. Kolobova E. Yu. Transformaciya mediapotrebleniya v usloviyah cifrovoj real'nosti [Transformation of media consumption in digital reality]. Petersburg Economic Journal, 2020, no. 4, pp. 25-39. (In Russian).
8. Konoplev D. E. Sovremennye mediasistemy: krizis tradicionnyh SMI [Modern media systems: the crisis of traditional media]. Sign: the Problem field of Media Education, 2020, no. 1 (35), pp. 21-30. (In Russian).
9. Lebedeva S. V. Podrostki kak sub"ekt i ob"ekt informacionnogo processa [Adolescents as a subject and object of the information process]. Management Issues, 2014, no. 1 (7), pp. 49-52. (In Russian).
10. Lyudi v cifre: epoha «postpravdy» [People in numbers: the era of "post-truth"]. WCIOM. Available at: https://wciom.ru/fileadmin/ file/reports_conferences/2019/2019-12-13_mediaforum.pdf (accessed 3.04.2021). (In Russian).
11. Mediapotreblenie rossiyan: monitoring [Media consumption of Russians: monitoring]. WCIOM. Available at: https://wciom.
ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-rossijan-monitoring (accessed 07.05.2021). (In Russian).
12. Muryukina E. V., Chelysheva I. V. Issledovaniya medijnyh predpochtenij podrostkov [Research of adolescents' media preferences]. Crede Experto: Transport, Society, Education, Language, 2017, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ issledovaniya-mediynyh-predpochteniy-podrostkov (accessed 09.11.2021). (In Russian).
13. Nazarov M. M., Ivanov V. N., Kublitskaya E. A. Mediapotreblenie v vozrastnyh kogortah: TV i Internet [Media consumption in age cohorts: TV and the Internet]. RUDN Journal of Sociology, 2020, no. 20 (3), pp. 560-571. (In Russian).
14. Slavina V. A, Soldatkina Ya. V. Mediakul'tura kak fenomen infor-macionnoj epohi [Media culture as a phenomenon of the information age]. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2021, vol. 26, no. 2, pp. 286-293. (In Russian).
15. Stins O., Van Fucht D. Новые медиа [New media]. Science Journal of VolSU. Literary Criticism. Journalism, 2008, no. 7, pp. 98-106. (In Russian).
16. Yanitskiy M. S. Sistema cennostnyh orientacij lichnosti i social'nyh obshchnostej: strukturno-dinamicheskaya model' i ee primenenie v psihologicheskih issledovaniyah i psihologich-eskoj praktike [The system of value orientations of the individual and social communities: structural-dynamic model and its application in psychological research and psychological practice]. Bulletin of Kemerovo State University, 2020, vol. 22, no. 1 (81), pp. 194-206. DOI 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206. (In Russian).
УДК/UDC 378:316.61:004.9
DOI 10.54509/22203036_2022_1_161
Рогова Евгения Николаевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры психологических наук социально-психологического института, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Яницкий Леонид Сергеевич
кандидат филологических наук, доцент кафедры социологических наук социально-психологического института, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Rogova Evgeniya N.
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychological Sciences, Socio-Psychological Institute, Kemerovo State University, Kemerovo
Yanitskiy Leonid S.
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Social Sciences, Socio-Psychological Institute, Kemerovo State University, Kemerovo
ИДЕНТИФИКАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ IDENTIFICATION OF STUDENT YOUTH IN SOCIAL MEDIA
Введение. Данная статья посвящена исследованию специфики идентификации студенческой молодежи в социальных сетях, осуществляемому с целью повышения качества коммуникации со студентами в рамках учебного и воспитательного процессов, т. к. идентификация раскрывает особенности социальных
установок, личностные смыслы, ценностные ориентации и стереотипы поведения человека.
Методология. Исследование проводилось в социальной сети «ВКонтакте» на странице преподавателя, на которую подписаны студенты целого ряда направлений («Клиническая психология», «Психология слу-