Таким образом, формирование современной технологической культуры молодежи предполагает не только образование и обучение молодых людей эффективным процедурам разрешения социальных проблем. Оно требует усиления воспитательной составляющей, опирающейся на отечественную культуру, которая в основе своей русская, православно -христианская традиция.
Использованные источники:
1. Луков В.А. Социальное проектирование. - М.: Изд-во Моск. гуманит. -социальн. академии: Флинта, 2003. 240 с.
2. Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. / Сост. В. Чаликова. — М.: Прогресс, 1991. — 405 с.
3. Очерки русского самосознания. Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит С.-Петербургский и Ладожский. - СПб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1994. - 267 с.
Гончарова Т.М. соискатель
преподаватель кафедры экономической теории и менеджмента.
Челябинский государственный педагогический университет
Россия, г. Челябинск РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННОГО БЛОКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ У
БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
В статье раскрывается система медиаздач и медиазаданиий, направленная на формирование медиакомпетентности у будущих менеджеров от простых к сложным.
Ключевые слова: медиазадачи, медиазадания, будущие менеджеры, деловые игры, модель.
Содержательно-организационный блок модели формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров реализовывался путем лекционных и практических занятий. Будущие менеджеры решали специально подготовленные нами медиазадачи и медиазадания, участвовали в деловых играх, использовали другие эвристические методы обучения. К примеру, мы создали и внедрили систему специально-разработанных учебных медиазадач и медиазаданий различной сложности. Приведем примеры простых заданий:
• Найти варианты успешного разрешения возникшей в медиасреде ситуации;
• выдвинуть управленческую проблему, которая решается с помощью медиасредств;
• найти признаки пропаганды и манипулирования общественным сознанием;
• создать собственный продукт в медиасреде и т.д.
Более сложные задания предполагали поиск необходимы путей для решения проблем, возникающих перед современным руководителем.
1. Вы - директор предприятия и приступаете к планированию медиадеятельности компании на новый год. На какие цели вы направите свои ресурсы в условиях экономии бюджетных средств?
2. Вам, как руководителю маркетингового направления, необходимо повысить посещаемость и активность потребителей на вашем интернет-сайте. Каким образом вы будете это делать?
Отметим, что разрешение будущими менеджерами этих и других задач в рамках нашего эксперимента сопровождалось обязательным анализом выдвигаемых решений. Во главу угла ставились целесообразность и эффективность деятельности будущих менеджеров, их адекватность социальным нуждам современного общества и в целом общечеловеческим ценностям. Это давало возможность закрепить у будущих менеджеров сформированные профессионально значимые личностные качества, влияло на развитие медианавыков, формировало представление о рациональном поведении менеджера, управляющего производственным процессом.
Ориентация на самообразование, которая нашла свое отражение как в программных материалах курса «Менеджмент», так и в элективном курсе «Основы современного медиазнания», выявила серьезные недостатки в реализации студентами медиадеятельности. Возникли сложности с самостоятельным изучением, анализом, интерпретацией и последующей творческой переработкой профессиональной литературы, выложенной в сети. Для устранения данного недостатка было решено выделить в качестве самостоятельного направления в управлении самообразованием будущих менеджеров комплексную подготовку студентов к сбору, анализу, обработке новой профессиональной или учебной информации, полученной в медиасреде, а также обучение возможным вариантам ее творческой переработки. Мы формировали у будущих менеджеров умения вести поиск необходимых научных источников в медиасреде на общедоступных и специализированных интернет-ресурсах, проводили необходимые инструктажи, тренинги, организовали постоянно действующие сетевые консультации специалиста в области компьютерных технологий. Кроме того, в рамках данного направления формировались общеучебные аналитические и креативные умения, касающиеся построения обобщений, организации выводов, поиска нестандартных решений и другие.
В процессе реализации содержательно-организационного блока нам удалось сформировать умения, которые дали возможность студентам более эффективно осваивать программный материал на основе самостоятельной работы. В итоге будущие менеджеры успешно справлялись с порученными заданиями сбора, критического анализа, творческой обработки и наглядного представления информационного материала по заданной теме,
представленного в сети. Доклады и презентации получались информативными, красочными, комплексными и компетентными.
Данная работа положительно сказалась в целом на успеваемости будущих менеджеров и привела к существенной активации познавательной деятельности. Для эффективного развития самостоятельных навыков будущих менеджеров мы создали и внедрили комплекс внеаудиторных заданий для самостоятельного выполнения. Начинали с простых заданий и заканчивали самостоятельным созданием крупных профессионально выполненных медиапродуктов. Данная работа в большинстве своем проводилась в группах в сети, что способствовало реализации третьего предложенного нами педагогического условия: организации сетевого взаимодействия студентов. Примерная линейка заданий представлена ниже:
• Подготовка сообщений по теме с помощью медиасредств;
• разрешение и проигрывание ситуаций, возникающих в медиасреде;
• проведение тематических мини - исследований с помощью медиасредств;
• разработка собственных профессиональных медиапродуктов и
т.д.
Одним из ведущих способов развития самостоятельных навыков стало выполнение учебных проектов. Тематика их была разнообразна как по целям, так и по способам их исполнения, но находилась в рамках управленческого процесса. Среди наиболее интересных можно выделить следующие проекты:
• исследовательские, в рамках которых осуществляется выбор и решение научной проблемы («История становления медиасреды в России и мире», «Парадигма управления в новом информационном веке», «Эффективная медиакоммуникация и успешное управление» и др.);
• творческие, создающие некие культурные ценности: газеты, блоги, сайты, интернет-страницы и т.д. (корпоративная газета «Ресторанный вестник», для компании, связанной с ресторанным бизнесом; блог студентки Н. Елисеевой «Я умею управлять»; интернет - страница по обмену информационными ресурсами на тему «Управление персоналом», а также интернет-портал «Управляем!» и др.);
• информационные, обучающие собирать, анализировать и творчески перерабатывать информацию («Медиаобразование за рубежом», «Эволюция управленческих функций в условиях развитого информационного общества», «Современный медиаязык»; составить библиографический список по темам «Медиакоммуникация», «Манипулятивное управление общественным мнением», «Коммуникативное взаимодействие» и др.).
Также для реализации нашей модели нами был создан и внедрен комплекс деловых игр: «Стратегия создания эффективной медиакомпании» (2 часа); «Оптимизация медиакоммуникативного взаимодействия» (2 часа);
«Четыре стиля общения» (1 час), «День в сети» (2 часа), «Компьютерные тролли и боты» (2 часа), «Пропагандируем все!» (2 часа) и др.
Методика проведения деловой игры включала в себя шесть пунктов:
• актуализация имеющегося опыта, касающегося предложенной проблемы;
• организация рабочих групп;
• определение актуальных задач и распределение их среди участников ;
• выбор оптимального варианта решения конкретных задач;
• наглядная демонстрация результатов решения задач каждой из групп;
• общее обсуждение выбранных вариантов.
Активно использовалась в нашей методике деловая игра на основе баскет-метода, в которой используется имитация на учебном занятии тех ситуаций, которые могут возникнуть в процессе профессиональной деятельности. Сложность имитационной игры в том, что ведущий по ходу действия должен успевать адекватно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, поскольку любой из участников, согласно правилам, может и должен вести собственную линию в игре, задавать вопросы, создавать шум и помехи, отвлекаться на посторонние разговоры. Ведущий строит свою линию в зависимости от этих постоянно меняющихся условий.
Цель игры: научиться адекватно реагировать на изменяющиеся условия, разбираться в возникших ситуациях, проявлять стрессоустойчивость, быструю реакцию, аналитические качества, умения управлять коллективом и принимать верные управленческие решения, повысить медиакомпетентность будущих менеджеров.
Игра проходит в учебной аудитории в течение 30 минут, 15 минут тратится на обсуждение ее итогов.
Роли: директор компании «Бандерлоги», сотрудники, каждый из которых в соответствии со сценарием может, например, задавать вопросы, отвлекаться на разговоры, отвечать на вопросы директора, создавать шум и т.д., секретарь, системный администратор, конкурент, маркетолог, журналист, учредитель компании и другие, все, кто могут войти с различными вопросами, касающимися разворачивающейся в Интернете мощной РЯ-компании фирмы «Бандерлоги».
Каждый из студентов продумывает и исполняет свою роль так, чтобы поставить перед директором сложную для решения управленческую медиадеятельностную задачу. «Директор» должен не растеряться и принимать эффективные управленческие решения в соответсвии со своей медиакомпетентностью.
Общее обсуждение после окончания игры позволяет выявить характерные ошибки, разобрать методы их эффективного решения, а также
сделать вывод об уровне сформированности коммуникативных, медиадеятельностных и управленческих навыков.
Практические занятия позволили нам активно сформировать у будущих менеджеров медийные умения и навыки. Например, будущим менеджерам предлагался следующий ряд индивидуальных заданий:
• формализовать медиапроблему;
• выявить медиаисточники и найти необходимую для решения управленческой задачи информацию в медиасреде;
• проанализировать по предложенному сценарию эффективность выполненных руководителем медиадействий и др.
Производственная практика оказала немалое влияние на эффективное внедрение нашей авторской модели и разработанных педагогических условий. На практике будущие менеджеры могли умело и активно проявить свою самостоятельность, креативность, поработать в сети, что соответствовало выполнению всех трех представленных нами педагогических условий. В частности, будущие менеджеры в ходе практики занимались:
• оценкой и анализом планирования медиадеятельности предприятия;
• поиском эффективных способов медиакоммуникативного взаимодействия на постоянных клиентов, новых потребителей, конкурентов и т.д.
• проведение медиаисследования конкурентов предприятия, выявление их сильных и слабых сторон (SWOT- анализ) и др.;
При формировании медиакомпетентности в рамках разработанной нами модели мы делали упор на научно-исследовательскую деятельность будущих менеджеров в качестве одной из важнейших составляющих. Среди предложенных методов: написание рефератов, курсовых и квалификационных работ, доклады и сообщения на лекциях и семинарах, участие в студенческих конференциях разных уровней. Будущими менеджерами использовались следующие темы: «Манипуляции общественным сознанием», «Принципы и стратегии управления медиадеятельностью предприятия», «Прогнозирование с помощью медиаисточников как важнейший метод управленческой деятельности современного менеджера» и др.